Блог Сергея Рассказова
Избранное ★
Шрифторники
Велопутешествие по Нидерландам
Мои статьи
Хорошие блоги
Полезные сайты
Эл. почта:
Яндекс кошелёк:
О послесловии, как обязательном элементе книги
У нас много хороших авторов, которые пишут важные книги и статьи, порой весом на пары килограмм. Но, к сожалению, большинство из них грешит одним и тем же. Они не умеют писать послесловие. Сейчас я говорю не о художественной, а о профессиональной и образовательной литературе на любые темы.
Возможно, авторы просто не понимают важности этой составляющей книги. Я считаю, что послесловие в книге необходимо и в нескольких абзацах ниже приведу свои аргументы. Эту заметку я обнаружил в черновиках многолетней давности и решил сразу опубликовать, пока она вновь не затерялась.
Послесловие, как выступление на бис — благодарность читателю, прошедшему весь путь проложенный автором. Послесловие для меня — указательный палец автора. Им он направляет читателя в нужном направлении. Без указательного пальца рука мало на что способна, как и книга без напутствия в конце.
И наоборот, чрезмерное изобилие вводных слов, благодарностей вначале книги, объяснений автора — всё портят. Отвлекают от сути книги. Свидетельствуют о нерешительности автора с первой же страницы начать говорить по делу. Вместо этого в предисловии, порой доходящим до 50 страниц, на американский манер, урывками пересказывая содержание всей книги. К счастью, такое чаще всего случается в переводных книгах, и случалось в советских книгах. Но некоторые современные русские авторы вновь тратят впустую первые десятки страниц.
Напротив, раздел благодарностей в конце книги я всегда читаю с удовольствием и до последнего слова. Т. к. искренне к ним присоединяюсь и преклоняюсь перед всеми причастными к изданию, если книга удалась. Когда благодарности ставят в начале, меня тошнит и я их поскорее перелистываю. Неужели автор не надеется, что книгу дочитают до конца? Неужели спонсоры не могут потерпеть, когда их будут благодарить все читатели книги, а не только автор?
Ещё хуже, маркетинговые ходы, с привлечением для написания нескольких предисловий от разных «экспертов» или публичных личностей. Для этого есть обложка, а лучше суперобложка книги, но эти, не имеющие никакого отношения к книге и автору люди, вылезают раньше предисловий и благодарностей, со своим мнением и рецензией о книге. В издательстве МИФ раньше особенно активно тратили бумагу на этот мусор вначале книг. Это помогает продать книгу, но нисколько не красит её содержимое.
Вернёмся в послесловию. Автору нужно обязательно писать заключительное слово. Хорошее послесловие, порой, составляет 50% полезного действия книги. В нём автор говорит заключительные слова, пишет напутствия, разговаривает с читателем, как с полюбившимся гостем, которого не хочется выпускать из-за стола.
Важно ставить знак препинания в конце книги. Не важно какой: точку, запятую, многоточие или восклицательный знак. Мысль без точки — это не законченная мысль. Книга без послесловия — не книга.
Верстка послесловия и затекстовых примечаний
Верстка послесловия
Закончив читать книгу, человек переворачивает страницу и видит перед собой послесловие. Стоит ли продолжать чтение, ведь повествование завершилось, или все же продолжить? Ответ на этот вопрос однозначен – продолжить! Ведь в послесловии автор поясняет и дополняет свой труд. Здесь могут приводиться дополнительные сведения, о которых не было известно на момент написания произведения. Авторские соображения по самой книге также высказываются здесь. Это место, где можно разъяснить замысел произведения, как это сделал Боккаччо в своем «Декамероне». Верстка послесловия должна делаться по таким же правилам, что и основной текст.
Послесловие не обязательно должно быть написано автором. Оно может принадлежать перу издателя, редактора, критика. Его необходимо отличать от комментариев. Последние посвящены отдельным деталям и тонкостям, некоторым героям и их поступкам, а послесловие всему произведению в целом и его замыслу.
Верстка послесловия выполняется, как правило, тем же самым кеглем, что и весь текст, но сниженным на один или два пункта.
Правила верстки затекстовых примечаний
Как и следует из их названия, затекстовые примечания расположены сразу же по окончании основного текста. Зачем же выносить их так далеко, в самый конец книг, почему не расположить на той же странице, где необходимо сделать примечание? Для этого есть несколько причин. Первая – в научных и научно-технических изданиях они часто бывают довольно большого объема и занимают очень много места, поэтому их лучше размещать отдельно. Вторая – в изданиях по искусству, где приводится множество иллюстраций, они будут очень сильно усложнять верстку и мешать восприятию картин. Третья – в художественной литературе необходимо стремиться к тому, чтобы основной текст состоял только из авторского повествования, а всё остальное выносилось за его рамки. Четвертая – в производственных изданиях, которые рассчитаны главным образом на читателя средней квалификации, такие примечания предназначаются для высококлассных специалистов и простому читателю они ни к чему.
Верстка затекстовых примечаний всегда делается сниженным кеглем. Набор каждого нового примечания делается с новой строки. Слово, к которому оно относится, здесь можно повторить, это послужит лучшему усвоению материала. Его желательно набрать с выделением, например, полужирным или курсивом, и отделить от текста с помощью тире.
7.4. Предисловие, послесловие, вступительная статья
7.4. Предисловие, послесловие, вступительная статья
Предисловие – предуведомление читателей о том, что им надо принять во внимание, читая, или изучая, или просматривая книгу. Предисловие чаще всего содержит материалы о значении темы книги, особенностях содержания и формы произведения или из–дания, источниках сочинения, сведения о принципах отбора ма–териала и принципах построения произведения, нерешенных и неосвещенных проблемах (чтобы читатель не рассчитывал на то, чего в книге нет) и отличиях от книг на ту же или близкие темы.
Предисловие не следует путать с введением – вступительной частью произведения автора, где начинает раскрываться его тема, т.е. неслужебной частью.
Предисловию часто дают название «От автора», «Отредакто–ра», «От составителя» и т.п. Если по заголовку нельзя определить, кому предисловие принадлежит, желательно после его текста ука–зать: автор, редактор, переводчик или поставить фамилию напи–савшего предисловие. В некоторых книгах, чаще всего в переиз–даниях, бывает несколько предисловий. Если они написаны одним лицом, их размещают в обратной хронологической после–довательности (к последнему изданию, затем – к предыдущему и т.д.). В переводных книгах предисловие переводчика или редак–тора перевода предшествует авторскому предисловию.
Предисловие, если оно написано не редактором, редактируется в последнюю очередь, когда становятся ясными структура книги и логика изложения основного текста. При этом особое внимание обращают на связь предисловия с другими элементами издания – аннотацией, содержание которой может совпасть с предисловием, а также с введением. Кроме того, нужно следить за тем, чтобы преди–словие было отражено в оглавлении (содержании) и вспомога–тельных указателях, если они есть. Хотя предисловие не самая главная часть издания, оно заметно влияет на весь его облик, поэто–му редактор должен считать свою работу над ним ответственным этапом подготовки издания.
Вступительная статья – относительно самостоятельное сочи–нение, в котором широко толкуется творчество автора или изда–ваемое произведение для того, чтобы помочь читателю лучше, глубже, тоньше воспринять содержание книги, разобраться в ее сложностях, познакомиться с ее историей, читательской судьбой и переменами в оценке. Так что вступительная статья особенно необходима в книгах сложных, в содержании которых нелегко разобраться без дополнительных сведений. Помещается она чаще всего в изданиях отдельных произведений или собраний сочинений писателей, ученых, общественных деятелей.
Вступительная статья должна открывать книгу. Ее место – по–сле титульного листа, перед предисловием автора, если оно входит в издание. Предшествовать вступительной статье может только предисловие издательства, редакции или редактора либо оглавле–ние (содержание), если принято решение поместить его в начале издания.
Чаще всего вступительную статью, как и предисловие, набирают шрифтом более мелким по кеглю, чем шрифт основного текста.
Послесловие по цели близко к вступительной статье, но отлича–ется от нее тем, что помещено за текстом книги – то ли потому, что издательство не хочет влиять на восприятие произведения чита–телем до его знакомства с ним, то ли потому, что само толкование творчества автора и его произведения невозможно без хорошего знания его читателем.
Читайте также
Послесловие
Послесловие Трехтонный «Опель-Блиц» считается лучшим грузовым автомобилем вермахта, в то же время это единственный грузовик, который выпускался с предвоенных лет вплоть до самого поражения Германии. «Опель-Блиц» зарекомендовал себя как отличный, безотказный
Послесловие
Послесловие Прошло более двух лет с момента выхода в США книги Лея «Ракеты и полеты в космос». За эти годы развитие ракетной техники ушло далеко вперед.Уже перед самым выходом книги в свет, осенью 1957 года, Лей дополнил свое описание истории развития ракет и межпланетных
Вступительная статья
Вступительная статья Инженерное творчество — занятие в высшей степени интересное, поскольку именно здесь происходит синтез теории и практики, «дедукции» и «продукции». Инженер должен, с одной стороны, находить самые смелые и неожиданные для текущей практики решения,
Послесловие
Послесловие Читая эту книгу, с каждой страницей грустнел. Ибо всё меньше оставалось на мою долю. Авторы раскрыли все темы, способные заинтересовать меня настолько, чтобы я мог о них ещё что-то сказать в послесловии.Более двух десятилетий я сам был инженером. Правда, в
Послесловие
Послесловие Вы прочитали довольно грустную книгу. Может быть, у кого-то даже пропадет желание садиться за руль. А у кого-то наступит отчаяние от невозможности что-то исправить, а то и жить в такой стране.Напрасно!Все, что имеем сегодня, – объективно, потому что у России
Послесловие Д.Л. Шарле
Послесловие Д.Л. Шарле Через любой океан Артур Кларк написал «Голос через океан» в 1957 г. и внёс несколько дополнений в последнюю главу при переиздании книги в 1959 г. Он закончил рассказ тем временем, когда с успехом были доказаны возможность и преимущества телефонной связи
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ПОСЛЕСЛОВИЕ «Новики» стали первыми по-настоящему серийными кораблями в истории русского судостроения. В тоже время принцип серийности и здесь не удалось довести до логического завершения. Внутри серии выделилось шесть «подсерий» постройки разных заводов, весьма
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ПОСЛЕСЛОВИЕ Наша страна – великая морская держава. Воды двух океанов и тринадцати морей омывают ее берега. Длина морских границ СССР больше 46 000 километров. Для охраны этой великой границы, для ее защиты от нападения с моря стране нужен сильный военно-морской флот.Еще до
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ Путь к правильным навыкам – тренировки, тренировки, тренировки…Парень, написавший эту книгу, видел своими глазами, как много работают лучшие гонщики, чтобы достичь вершины и остаться на ней. Ник осваивал дерт-трек на моем калифорнийском ранчо вместе с такими
Послесловие
Послесловие Прочитав эту книгу, мои родители сказали: «Мы все поняли, это «азбука» для изобретателей». В общем, именно это и получилось. «Аз Буки Веди Глаголь Добро.» У меня не было задачи собрать все технологии, известные в данной области, в одну «энциклопедию». Как
Послесловие переводчика
Послесловие переводчика Так распорядилась судьба, что с 1972 по 1997 год я находился в рядах той огромной армии советских (а позднее российских) ученых и инженеров, которые создавали ракетно-космический потенциал нашей страны. Мой участок работы был связан с разработкой и
Послесловие
Послесловие Мы рассмотрели различные способы перемещения в пространстве, имеющих отличия от обычных реактивных принципов, при которых ускоренное движение тела, как группы частиц материи, в эфирной среде, требует преодоления инерции тела. Данный эффект обусловлен тем,
Послесловие
Послесловие После появления изобретений наших пионеров-электротехников второй половины XIX в. проходили десятилетия, а изобретения эти или вовсе не получили применений у нас в России, или получили их в весьма скромных размерах.До Великой Октябрьской революции русские
Послесловие
Послесловие Эта книга не об изобретателях и ученых. У нас было принято, да и сейчас тоже, оценивать достижения отдельных личностей по числу патентов, статей, вычислять, на какое число дней один ученый опередил в своих выводах и публикациях другого. Но обычных людей больше
Послесловие Д. Л. Шарле
Послесловие Д. Л. Шарле Через любой океанАртур Кларк написал «Голос через океан» в 1957 г. и внёс несколько дополнений в последнюю главу при переиздании книги в 1959 г. Он закончил рассказ тем временем, когда с успехом были доказаны возможность и преимущества телефонной
Как пишется постскриптум: примеры и способы использования
Привет, дорогой читатель!
У текста и письма одна цель – запомниться, вызвать нужные эмоции у читателя. Бывало ли с вами такое, что именно прочтение эпилога книги, статьи запоминалось и заставляло задуматься больше, чем основное содержание? Все дело в нашем мозге. Он лучше запоминает то, что было сказано напоследок. Например, постскриптум.
С помощью этого послесловия можно запомниться, вызвать симпатию. Давайте попробуем? Я расскажу, как пишется постскриптум и что означает, а вы попытаетесь его написать.
Что это такое
Постскриптум (сокращенно от латинского слова post scriptum – после написанного) – дополнение к завершенному письму или тексту. Его обозначают P. S. Если говорить проще, то я бы назвала постскриптум послесловием. Если мысль не удалось закончить в одном постскриптуме, добавляем еще один двойной – P. P. S.
Наши иногда пользуются русскоязычной аббревиатурой “ЗЫ”. Эти две буквы находятся на том же месте, что P. S., и носят то же самое обозначение. Просто нашим так надоело постоянно менять раскладку клавиатуры, что они решили писать на русском. Но этот аналог постскриптума несильно востребован даже в России, поэтому вас могут не понять. Пользуйтесь лучше P. S.
Зачем он нужен
Западные копирайтеры знают силу постскриптума и пользуются ей. Эта небольшая деталь может стать еще одним призывом к действию, уточнением или шуткой.
Какие еще роли выполняет постскриптум:
4 причины использовать постскриптум
Поэтому в послесловиях хорошо заходят предложения с ограничением по времени и количеству. Например: “P. S. Закажите капсульную кофемашину до 10 июня и получите месячный запас кофе в подарок”.
Так сложилось, потому что в газетах и журналах развлекательный и легкий для изучения материал (анекдоты, детские разделы) всегда находился на последних страницах. Поэтому и в продающих статьях читатель подсознательно идет тем же путем. И если вы сумеете написать несколько цепляющих предложений в конце, то он ваш. Но не забывайте помещать выгоды и в 4U-заголовок.
А вы листаете статью до конца? Обращаете внимание на P. S.? Пишите комментарии. Интересно, сколько нас таких.
Как правильно писать
По объему и содержанию ограничений нет. Вы можете уложиться в одно предложение или написать 3 абзаца. Но я считаю постскриптум, как и прощание, должен быть коротким. Так он лучше запомнится и не будет перебивать весь текст.
Что касается грамматики и оформления, здесь правил побольше будет:
Подробнее о том, как писать постскриптум и правильно ставить знаки препинания, вы узнаете на курсах русского языка. Это хорошая база для тех, кто хочет делать деньги на копирайтинге.
Рассмотрим пример оформления в письме.
С уважением, Наталья Дмитриевна.
P.S. То, что вы хотите сказать напоследок.
Стоит ли писать несколько
В письме, статье можно писать хоть десяток постскриптумов. Только читателю это покажется сомнительным. И он станет меньше доверять вам. Так что лучше написать одно послесловие чуть побольше, чем несколько маленьких.
3 способа использования
Ненавязчиво намекаем, что случится, если не прислушаться к нам, не заказать услугу и т. п. Здесь мы упоминаем страхи, риски аудитории.
Любой бизнес несет какие-то гарантийные обязательства перед своими клиентами. Этот обычный пункт можно сделать бесспорной выгодой, если добавить его в эпилог.
Среди лидов полно тех, кто затягивает с покупкой. Они хотят подумать, боятся потратить деньги или просто хотят, чтобы их уговорили. Все эти три пункта побеждаются дефицитом в эпилоге.
Подробнее о том, как писать тексты, которые будут привлекать внимание, вы можете узнать на курсах копирайтинга.
Заключение
Большинство людей не знают, как правильно писать постскриптум и что он означает в целом. Теперь вы не из их числа. Вы знаете, как пользоваться им для продаж, создания настроения, и, главное, делаете это без ошибок. Проверяйте орфографию перед тем, как показывать кому-нибудь.
P.S. Подпишитесь, пока другие копирайтеры не опередили вас.
Напишите любой постскриптум для меня в комментариях. Вы потренируетесь, а мне будет приятно.
Не опустить ли предисловие. Как написать книжку
Писатели обожают предисловия. Эта глава перед первой главой предназначена для того, чтобы дать читателям важную, совершенно необходимую информацию, дабы они понимали, чего ждать, когда они с головой окунутся в «настоящее» начало истории. При этом читателям (и агентам) предисловия зачастую кажутся лишь неуклюжей преградой на пути к самой истории. Предисловие — наглядный пример того, как писатели стремятся контролировать читателей. Поскольку мы убеждены, что читатели не поймут предысторию, если им немножко не помочь, мы максимально подробно ее расписываем. На первый взгляд, это не так уж и плохо. Недостаток информации может сломать всю сюжетную линию и вызвать у читателей сомнения и чувство неудовлетворенности. Но разве предисловие — лучший способ донести эту необходимую информацию? Иными словами, не перевешивают ли риски все преимущества предисловия?
Главный из свойственных предисловию недостатков — тот факт, что оно заставляет читателя дважды приступать к чтению. Любое чувство эмоциональной вовлеченности в историю может пострадать при смене времени / места действия / персонажа, когда, перелистнув страницу, читатель обнаружит надпись жирным шрифтом «Глава 1».
Я уже слышу крики писателей: «Но информация в моем предисловии жизненно важна! Без него история просто не сработает!»
Неужели? Приглядитесь внимательнее к первой главе. Скорее всего, вы обнаружите, что сильная первая глава (а она обязана быть сильной — с предисловием или без него) станет лучшим вступлением для вашей книги, чем предисловие. Слишком часто случается, что предисловия представляют собой практически лишь вводную информацию. В конце концов, именно для этого они и нужны. В этом и заключается проблема.
За годы работы я написала больше предисловий, чем мне хотелось бы. Но что удивительно: все без исключения мои истории сильнее без них. Предисловия были до такой степени не важны, что я убрала их полностью. Таким образом я избавила читателей от необходимости перерабатывать неожиданно оказавшуюся лишней информацию, а себя — от риска потерять интерес со стороны читателей еще до того, как начнется сама история.
Прежде чем принять решение использовать предисловие, подумайте, есть ли способ дать эту «жизненно важную» информацию позднее. Пояснения действуют гораздо эффективнее, если у читателей уже есть причина переживать за героев. Что же касается более ранних по хронологии событий, если они так важны, что составят отдельную сцену, вероятно, заслуживают и отдельного места в самой истории.
Значит ли это, что предисловие никогда не нужно?
Как ни странно, нет.
Уяснив для себя сильные и слабые стороны предисловия, вы можете поставить его к себе на службу. При этом помните: задача создать удачное предисловие не для слабонервных и неопытных. Чтобы успешно с ней справиться, у вас должно быть четкое понимание того, что работает, а что нет; когда предисловие нужно, а когда в нем нет необходимости, и как сделать так, чтобы оно засверкало огнями, увлекло читателей и заставило приступить к чтению первой главы.
Издательство: Альпина нон-фикшн
Удачное предисловие должно выполнить две задачи:
2.Добиться этого, не отвлекая читателей от истории, которую они приготовились прочесть.
Лучшие предисловия — краткие (чуть больше крючка) и дающие очень скудную информацию о герое или самой истории. В таких предисловиях нет даже намека на глубокое знакомство с персонажем или сюжетом. Их цель — всего лишь дать некую важную информацию (о событии, произошедшем до начала истории или после того, как она закончилась, о том, что ожидает антагониста, и т. д.). Подав информацию как можно более быстро и сжато, вы расскажете читателям все, что им необходимо знать, оставив нетронутой саму историю.
Роман Роберта Ладлэма «Идентификация Борна» (The Bourne Identity) начинается двумя газетными статьями, которые содержат информацию об антагонисте и практически подготавливают сцену для появления главного героя. Предисловие лаконично, продумано до мелочей и не требует от читателя эмоционального участия, поэтому в начале первой главы ему не придется перенастраиваться.
Трой Деннинг начинает роман «Дух Татуина» (Tatooine Ghost) цикла «Звездные войны» (Star Wars) с ночного кошмара Леи Органы Соло. Сон, написанный курсивом, одновременно ярок и зловещ. Он увлекает читателей, не заставляя их анализировать персонажей и их действия. (Впрочем, у Деннинга было преимущество: большинство читателей уже были знакомы с его персонажами, но это все равно хороший пример правильного предисловия.)
Для сравнения представьте исторический роман, который начинается с длинного предисловия, описывающего, как протекает беременность матери главного героя, затем роды и (наконец) появление на свет близнецов. По сути, это вялотекущая первая сцена, которая к тому же сбивает читателей с толку, заставляя сопереживать матери как очевидной главной героине. Затем вдруг оказывается, что это единственная сцена с участием матери, а сама история — о младшем сыне. Предисловие не привнесло в нее ничего значимого.
Такого типа предисловие, хотя и дает важные пояснения, слишком часто неспособно увлечь читателей описанием важных персонажей и их проблем. Это классический пример предыстории, которую вполне можно вплести в основной текст позже.
Уясните два «правила», которыми нужно руководствоваться при создании предисловия:
1.Если в предисловии нет крайней необходимости, опустите его.
2. Если без предисловия не обойтись, сделайте его лаконичным, начните с хорошего крючка и по возможности не допускайте пространных описаний и лишней информации.