Как правильно рассказать правила настольной игры
Каждому любителю настольных игр приходилось кого-нибудь обучать правилам новой игры, будь то несложные Колонизаторы, прекрасная Ticket to Ride или масштабная Eclipse. Не всегда презентация новой игры проходит идеально, и помочь объяснить правила новинку новичкам помогут советы с сайта Mechanics & Meeples в переводе читателя по имени Андрей:
Хотите научить кого-то правилам настольной игры? Вот вам мой совет, основанный на многолетнем опыте обучения различным играм. Конечно это не единственный способ обучения, но, по моему мнению, приведенные ниже советы будут очень полезны.
Будьте готовы учить
Для начала вы должны изучить игру. Это самое важное требование для того чтобы обучать других. Необходимо проштудировать правила, ознакомиться с компоненты игры, чтобы точно знать, как они должны использоваться. Я не заостряю внимание на каждой карте или элементах игрового поля, необходимо донести до игроков общий смысл правил игры.
Если вы какое-то время не играли в игру, лучше снова прочитайте правила. У меня есть несколько десятков игр, с которыми я очень хорошо знаком и могу с легкостью научить в них играть. В остальных случаях обычно я хотя бы пролистываю правила, перед чем положить игру в сумку и отправиться к друзьям.
Презентация игры
Прежде чем приступить к игре вы должны рассказать о ней, дать игрокам общее представление об игре и создать основу для дальнейшего обучения правилам.
Для начала расскажите, какого жанра эта игра и каковы ее цели. В большинстве евроигр нужно просто зарабатывать победные очки, но вы можете также рассказать о том, как это делается.
Пример: «Это игра про построение маршрутов. Цель игры — заработать победные очки, прокладывая длинные маршруты и выполняя задания, указанные в билетах» — TickettoRide
Пример: «Цель игры — заработать победные очки, контролируя самые большие города, дороги и поля вашими миплами» — Каркассон
Следует также описать, действия во время хода. Это поможет понять игровую механику. Не нужно вдаваться в детали, дайте игрокам общее представление о том, как проходит игра.
Пример: «Во время хода вы будете производить товары, затем торговать ими, чтобы собрать нужную комбинацию и что-нибудь построить». — Колонизаторы
Если игрокам следует узнать, что-нибудь об игровом поле, то сейчас самое время им об этом рассказать. Если нет, то можно переходить непосредственно к изучению правил.
Обучение игре
Теперь, когда вы представили игру, нужно объяснить ее правила. Я уверен, что лучше всего это делать непосредственно во время игры. Другими словами, если ход делается таким образом, что каждый игрок принимает в нем участие, то объясняйте, как разыгрывается раунд шаг за шагом, если же игра сфокусирована на действиях каждого отдельного игрока, объясняйте правила в его ход.
Иногда имеет смысл пропустить часть правил, чтобы вернуться к ним позднее. Это может быть полезно, когда раунд начался с ситуации, подходящей для более поздних стадий игры. Рассказывать о всяких вспомогательных фазах, отыгрываемых в начале или в конце хода также не имеет смысла для обучения правилам.
Пример: «Вы начитаете каждый раунд со строительных карт, но в начале игры у вас их нет, поэтому вернемся к ним позднее» — Tournay
Поскольку вы обучаете игре необходимо самому понимать, что в ней наиболее важно. Я стараюсь определить важнейшие моменты в правилах и сконцентрироваться на них.
Пример: «Затем вы выбираете две карты действия. Это самая важная часть игры, на которую вы потратите большую часть времени» — любая игра Мартина Уоллеса.
Я пришел к выводу, что использование нескольких способов обучения облегчает понимание.
Во-первых, наглядные примеры. Я показываю элементы игрового поля, на котором применяются различные правила. Объясняю, что значат те или иные части карт. Рассказываю о фишках и других элементах игры.
Если правила очень сложные покажите наглядно, как необходимо действовать. Если вам лень, покажите пример изображенный в брошюре с правилами, но лучше не ленитесь достать компоненты игры и объяснить.
Во-вторых, используйте аналогии. Если правила кажутся сложными, не интуитивными и скучными сравните их с чем-нибудь из реального мира. Это поможет игрокам лучше запомнить, особенно если аналогии будут интересными и неожиданными.
Пример: «Пассажир — толстый, ленивый американец, поэтому он все время ездит на поездах, вместо того, чтобы ходить пешком. Он готов сделает десяток пересадок и проехать через весь города лишь бы не идти пешком.
Пример: «Вы — государственный подрядчик и строите максимально неэффективно, поскольку оплата зависит от того, как много времени занимает ваша работа, а не от ее качества». — Метро
В-третьих, будьте интересным. Я прямо говорю, что быть интересным во время того как вы объясняете правила настольной игры очень сложно, особенно когда игрокам не терпится начать. Но старайтесь, все же, следить за тем, чтобы игроки не заскучали. Если это произошло, постарайтесь приукрасить свой рассказ или перейдите к более интересным частям правил.
Пример: Эй! Обратите внимание, вам необходимо это знать! – возможно, это не лучший пример.
В-четвертых, придавайте большое значение правилам, в которых легко ошибиться. Если какие-нибудь элементы правил вызвали у вас затруднения, при первом их изучении, необходимо уделить им особое внимание при обучении. Также обращайте внимание на ошибки игроков в предыдущих партиях и помогайте им избегать ошибки в будущем. Самый простой способ это предупредить игрока — «Осторожней, здесь вы можете ошибиться».
Пример: Вы знаете, что необходимо соединять одиночные трубы с одиночными, двойные с двойными, но убедитесь, что устанавливаете пустую стену напротив пустой стены. Очень легко ошибиться, установив трубу в глухую стену». — Galaxy Trucker
Иногда нужно обращать внимание на правила, которые игроки нарушают потому, что похожие моменты в других играх разыгрываются по-другому.
Пример: «В большинстве игр все проигравшие получают свои ставки назад, но не здесь. Если вы сделали ставку, она пропадает. — Taj-Mahal
В-пятых, обращайте внимание на правила, которые можно легко забыть. Это бывает актуально, когда какие-то элементы правил встречаются редко. В настоящее время большинство игр в конце брошюры с правилами содержат памятки. Если такая памятка есть, я всегда знакомлю с ней игроков, а после продолжаю обучение.
Я сталкивался с таким мнением: нужно ли вообще учить игроков специфическим особенностям игры и неочевидным нюансам. По моему мнению обучение в этом и состоит. Вы же не хотите, чтобы учитель знал лишь о том, как разыгрывается партия – я считаю это дурной тон.
Я допускаю два исключения из этого правила: когда учитель сам не играл в игру или когда это кооперативная игра, в которой все участники действуют сообща.
Завершение обучения
В конце обучения вы должны рассказать, как игра заканчивается, и как в ней победить. Сначала вы рассказывали общие условия победы, а теперь расскажите, что именно нужно для этого сделать. Расскажите о способах избежать ничьей. Обычно я пытаюсь рассказать о всех таких способах, это пригодиться.
Пример: «В случае ничьей, сначала победителя определяют по количеству ресурсов, затем по количеству монет, если все еще ничья победителем становится игрок, сделавший последний ход. Другими словами это тот, кто использовал свои ресурсы наиболее эффективно». — любая игра где нужно добывать ресурсы.
Я уверен, что в конце обучения следует также рассказать о стратегиях игры — если вы таковые знаете. Тут не нужно переусердствовать: позвольте людям самим исследовать игру. Тем не менее, расскажите им об основных путях к победе и подводных камнях, на которые можно наткнуться. Постарайтесь уложить свой рассказ в пару предложений.
Пример: «В основном вы получаете очки за города и поля. Но помните, чтобы получить очки за поля ваши фишки должны стоять на них всю игру, поэтому убирайте их только тогда когда это действительно необходимо». – Каркассон без дополнений.
Наконец, обучение это ответственность до конца игры. Во время партии нужно быть готовым помогать игроками, напоминать какие варианты хода у них есть, давать советы, если вы видите, что игрок делает что то не то, поскольку не понял правила. Но не мешайте, если игрок сам хочет разобраться.
Дополнение: Как научиться играть
Если есть уроки по обучению игре, то есть и уроки по ее изучению. Вот мои короткие советы ученикам:
Вот такое мое руководство по обучению и изучению игры. Спасибо моему другу Брэду за то, что предложил написать на эту тему. Если у вас есть дополнения, основанные на своем опыте обучения, пожалуйста, пишите о них в комментариях.
От механик до типографии: создание настольной игры, часть вторая
Разработка и издание на примере проекта «Ярость Эльфов».
Блог «Манжеты ГД» выпустил вторую статью Дмитрия Нелина, создателя проекта «Ярость Эльфов» из цикла, посвящённого настольным играм. В ней он рассказал о том, как создавались механики игры и о процессе издания. Первый материал из серии можно прочитать здесь.
Итак, мы разобрались в основных характеристиках настольных игр (НИ) и приступили к разработке игры. С самого начала я создал механику боя, протестировал её и понял, что она прекрасно работает, а потом начал «обвешивать» проект всем остальным.
Бой строится на выкладывании карточек необычным образом — крестом. На каждой из них, кроме характеристик персонажа, есть направления его атак и инициатива. В итоге карточки ходят по очереди, и вы выбираете, в какую сторону они будут атаковать. Ничего подобного в НИ ещё не было, поэтому мы оказались первопроходцами.
На первый взгляд, в системе есть элемент случайности. Мы решили добавить механику действий, а потом увеличили влияние игрока на исход боя (как показала практика, некоторым было недостаточно и этого).
На картинке показана трансформация карточки от прототипа до релиза. Самая левая карточка демонстрирует, что сначала боёвка была несколько иной, на ней есть присутствуют большие показатели значений. Предполагалось использование жетонов ранений, но от них отказались.
Действия — тут ничего необычного. У каждой карточки есть собственное действие, которое вы можете сыграть «из руки». Поэтому вам предстоит выбирать, какие карты будут сражаться, а какие останутся в руке «на поддержке». Это непростой выбор: чем сильнее карта, тем круче у неё действие. Вам придётся постоянно балансировать и помнить: если в конце вашего хода у вас закончились карты в руке, то другим игрокам будет проще захватить ваши земли.
Карта территорий — симметричное для всех игроков поле. Оппоненты начинают в равных условиях. На карте есть замки, земли и башни. Теряя замок, вы выбываете из игры. Количество земель — это размер вашей маны, в пределах которой вы можете применять свои действия, имеющие определённую цену. Количество захваченных башен влияет на то, сколько карт вы берёте каждый ход.
«Рукостроительная» механика: у игрока есть ограничение в пять карт. Даже если он берёт десять карт каждый ход, приходится оставить только пять. В итоге каждый ход игрок дополняет «руку», меняя и сбрасывая ненужные карты.
Механика весьма коварна. На первый взгляд, она кажется очень простой, но в игре ведёт себя иначе: ограничение вынуждает оперативно подстраивать «руку» под разные задачи. Также приходится запоминать, какие карты из колоды уже вышли, а какие остались.
Комбинации. В каждую из четырёх игровых колод мы заложили несколько комбинаций действий, которые игрокам предстоит найти (или придумать свои). Иногда они, к удивлению игрока, срабатывают совершенно случайно. Комбинации есть как внутри каждой колоды, так и между колодами. Это оказалось совершенно неочевидной фишкой для новичков.
Цели захвата. Их несколько, и все они секретные. В начале вы получаете одну цель и следуете ей. Вы можете следовать ей весьма явно, но тогда другие игроки поймут, к чему вы стремитесь, и начнут мешать вам раньше времени. Поэтому есть смысл обманывать других игроков и делать ложные ходы, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания.
Добиться реиграбельности — отдельная задача. Как показывает практика и считают многие гики, любая настольная игра с более-менее сложными правилами используется четыре–пять раз, после чего обменивается или ставится на полочку. Вот и думайте: общее время игры может не превышать 12 часов, а денег надо отдать, как за диск с «Ведьмаком 3» для PS4, в которую можно погрузиться на 120 часов. Соотношение времени игры к стоимости в настольных играх на совершенно ином уровне. В итоге в нашей игре появилось четыре стороны конфликта, четыре разных цели и два сценария, что приводит к хорошему количеству попыток. С новыми правилами мы расширили количество сценариев, а также ввели режим альянсов игроков — «двое на двое».
Время игры — около 40 минут для двух опытных игроков, поэтому если вы садитесь за нашу игру впервые, то приготовьтесь потратить пару часов. При этом рекомендуем начать с двух игроков, почему так — объясню ниже. Три или четыре человека могут просидеть за столом до двух часов, однако опытные игроки раскладывают этот «пасьянс» за 40 минут.
Мы хотели сделать игру с очень простыми и понятными правилами, быструю и динамичную. Однако заявляя об этом, создали у людей неверные ожидания. Практически все игроки ожидали увидеть красиво оформленный филлер.
Сейчас сядем, карточки покидаем и разойдёмся. Правила в четыре страницы — ну, что тут может быть сложного?
Однако, всё оказалось совсем не так. Игра стратегическая, и подобного отношения к себе она не прощает. Люди, так подошедшие к нашей игре и играющие в первый раз, сидят в лёгком недоумении — они не знают своих карт, не видят комбинаций, у них возникает ощущение, что игра играет сама в себя, и всё зависит только от случайности. К счастью, это совершенно не так. Поэтому я рекомендую начинать игру с изучения колод и их действий. Так вы поймёте (хотя бы интуитивно), какие карты вам нужны в первой сессии, и какие из них подходят под ваш тип игры.
Игра получилась сложнее, чем мы её преподносили. Сыграйте вдвоём, втроём — не торопясь и вдумчиво. «Наскакивать» вчетвером в первый раз, даже если вы — прожжённые настольщики, я никому не рекомендую. Это PRO-режим для игроков, которые уже отлично поняли правила.
Для прототипирования я использовал пакет Visio и чёрно-белый принтер. Ещё вам понадобятся ножницы и много свободного времени.
Наступает время тестов! Тестирование НИ зависит от многих факторов и может сильно затянуться. Чем лучше будут проработаны правила, тем меньше у вас будет проблем после старта. Это не КИ, в которой можно поправить баланс патчем: накосячив с правилами или компонентами, вы рискуете сразу очернить своё и так никому неизвестное имя. Просто представьте, что вы получили игру из печати, а на одной карточке стоит неправильный текст, который рушит механику на корню, или позволяет доминировать одной фракции над другой.
Что делать? Рассылать людям почтой эту карточку? Влепить уведомление на своём сайте? Да, конечно, те, кому игра интересна, купят и скачают такие обновления, но случайные покупатели просто уберут игру на полку. Поэтому тут всё, как с играми для старых приставок: багов быть не должно, а если они и есть, то некритичные.
Механический баг. Сколько ни тестируй, но кто-то протестирует игру лучше тебя, или просто случайно обнаружит дырку в правилах, воспользовавшись которой принесёт страдание другим игрокам, но чаще всего — себе самому. Этот баг можно вылечить только публикацией обновлённых правил на сайте, а также отправкой новости по многочисленным пабликам НИ. Понятное дело, что примочка — так себе, но иначе, увы, никак.
Если ваша игра доживёт до второй редакции, то вы просто напечатаете новые правила, где поправите все эти дыры. Вы не поверите, но в мире существуют НИ, в которые невозможно играть по тем правилам, что идут в комплекте (обычно в этом виноваты как разработчики, так и нерадивые локализаторы), поэтому нередко игроки придумывают и выкладывают альтернативные «хоумрулы» — собственные версии правил.
Визуальный баг — тоже не редкость. Где-то при вёрстке вставили не ту картинку или выбрали не тот цвет? Всё это приводит к тому, что одна карточка из 150 может быть с ошибкой. Если это малозаметный баг, то ничего страшного, но если он сильно заметен — лучше от него избавиться. К визуальным багам относится и кривая печать. Иногда печатные станки теряют свои настройки, и тогда цвет некоторых карточек будет на полтона отличаться от других. Опять-таки, это не критично, но эстеты могут (и будут!) придираться.
Также отличие цвета может плохо сказаться на игре, в которой есть упор на дедукцию и тайные действия. «Краплёные» изначально карты на корню могут загубить всю игру, одновременно выдавая подсказки и сбивая людей.
Баги вырубки — настоящая беда. Все картонные компоненты будут вырубаться фигурными ножами. Ножи со временем тупятся, что приводит к тому, что они буквально не рубят картон, а рвут. Такие карточки потом выглядят не очень презентабельно. Поэтому неплохо просить типографию отправить ножи на заточку, если они уже были в работе.
Тут немного приоткрою завесу кухни. Все ножи в России, если разобраться, делает одна компания, и находится она в Новосибирске. Чем больше у вас сложных компонентов, тем больше вам нужно вырубных штампов. Стоимость одного может колебаться в пределах от семи до 15 тысяч рублей. В нашей игре мы использовали 3 штампа — для коробки, для жетонов и для карточек. Потом типография может отдать вам эти штампы, а может оставить у себя, в надежде, что вы к ним ещё вернётесь.
С кем и как тестировать игру? Понятное дело, что сначала вы будете проверять её со своими друзьями и приятелями. Очень хорошо, если среди них будут как опытные игроки, так и нет. В таком случае вы получите добротную обратную связь от разных людей.
Ещё есть хороший вариант — носить НИ в клубы или на «Игрокон», чтобы презентовать её там. Так вы медленно, но верно покажете всем свою игру. Отдельного упоминания заслуживает «Граникон» — мероприятие в Санкт-Петербурге. Это конференция, на которой вы сможете выставить свою игру и показать её как другим разработчикам НИ, так и издателям. Если игра им понравится, считайте, что договор на издание у вас в кармане.
«ГРАНИ» — это гильдия разработчиков настольных игр. Это весьма неплохое сообщество во «ВКонтакте», где вы можете выложить свою игру и получить обратную связь от вполне дружелюбных профессионалов. Я лично хорошо отношусь к этим ребятам, но пересечься у меня с ними так и не вышло. Зато после выхода игры я быстро нашёл многих из них и завёл знакомства.
Итак, есть разработчики, чьи игры выпускают издатели, а есть инди, типа меня, которые всё делают самостоятельно. Я называю таких «самураями» — от слова «сам». Важный вопрос: «Нести игру к издателю или выпускать самому?»
В России уже достаточно много издателей НИ. Штук 10 точно наберётся. Они отличаются, в основном, только наличием широких сетей для сбыта НИ. Ну и у тех, кто «постарше», станки в типографии получше (хотя и не обязательно). Не буду указывать никаких имён в этой статье, чтобы никого не обидеть.
Итак, что же вы «продаёте» издателю, и на каких условиях? В среде КИ есть «дизайн-документ» — большой файл, в котором описаны правила игры и все материалы. В НИ это называется версия «ПНП» — Print & Play, распечатай и играй. Вы отсылаете издателю черновик игры, который он распечатает на принтере и поиграет, а потом примет решение о том, брать её или нет.
Если игра понравится, вам предложат стандартные условия — от 3 до 10% от оптовой цены за одну коробку. 10% дают только за полностью подготовленную к печати игру! Причём выплатят вам это сразу за весь тираж.
Давайте считать уже более предметно. Допустим, ваша игра будет стоить 500 рублей в опте. Первый тираж — обычно пробный, и никогда не бывает большим — тысяча коробок. Умножаем 50 рублей на тысячу коробок — отлично, вы получили свои 50 тысяч рублей, и ваша игра выйдет ещё через полгода-год.
Соответственно, если себестоимость разработки со всем артом была выше — вы в глубоком минусе. Как вы уже понимаете, по соотношению время-деньги, это не бизнес вообще. Несколько месяцев вашу игру будут рассматривать в издательстве, могут тянуть с договором и не дать добро — такие случаи уже бывали.
Ещё один важный вопрос: воруют ли издатели прекрасные игры? Да, друзья, воруют, но очень редко и очень аккуратно. Cделать вы всё равно ничего не сможете, так как механика игры не может быть защищена законом об авторском праве. Поэтому, если вы отправили свою игрe и вам отказали, а через год вы встречаете её же, но с изменёнными правилами — не стоит удивляться. Может ли издатель поменять правила игры, на которую вы с ним уже заключили договор? Может, такие примеры тоже есть. Одно издательство выпустило игру, которая оказалась, мягко говоря, неиграбельной. Автор игры потом писал:
Извините, но я тут ни при чём — это всё издатель, он решил игру оказуалить. Вот вам мой хоумрул — там всё по хардкору, как вы и хотели.
Ура, спасибо за честность. Чем дальше, тем таких примеров будет больше. Так зачем вообще идти к издателю, спросите вы? Хотя бы потому, что у него есть налаженный рынок сбыта и рекламные бюджеты. Он берёт ваш диздок и делает из него игру — нанимает художников, проводит дополнительные тесты, готовит к печати. Выпускает её, организует хранение тысяч коробок, ведёт логистику. В общем, занимается всей грязной работой, которая следует за творческим порывом разработчика.
Поэтому, если у вас нет денег и времени заниматься самиздатом, а лежит парочка готовых Print & Play, в которые вы играете со своими друзьями, и им это нравится — можно попробовать связаться с издательствами. Но чтобы зарабатывать кучу денег на создании НИ — нужно или работать в издательстве штатным геймдизайнером, или выпускать по несколько НИ в месяц, что совершенно нереально. Зарабатывать на НИ с издателем постоянно — задача практически неразрешимая.
Да, если ваша игра будет супер-успешной, вы выпустите 50 проектов, все они будут получать дополнительные тиражи, и вы будете сидеть на роялти с каждой коробки — в таком случае, вы, может быть, и накопите на «однушку» в Бутово. Но, согласитесь, в этом предложении слишком много раз встречается «если». Советы о том, как правильно подготовить P & P для издателя, вы найдёте вот в этой отличной статье.
Самиздат — путь для настоящих самураев, за который вам множество раз захочется сделать харакири. Мы решили идти по этому пути, потому что у нас была не кучка резаной бумаги для P & P, а полностью готовая к печати игра. Весь арт был отрисован нами. Хотя для нас он и не стоил ни копейки, на рынке его цена была весьма высока. Вряд ли какой-то издатель согласился бы выкупать его целиком. Мы сами сверстали правила, собрали нужную для печати сумму. Многие говорили нам: «Ребята, давайте на Boomstarter! Соберёте денег! Продадите сразу весь тираж!»
Однако самураи (а такие среди наших друзей тоже оказались) отговорили от краудфандинга. Деньги были не нужны, а потерять ещё три месяца ради сомнительной компании было невыгодно. Также нельзя забывать про процент, который Boomstarter берёт себе. Месяц вы будете готовить кампанию, месяц займёт сбор средств, столько же потребуется на перевод денег на ваш счёт, и только после этого вы приметесь за печать, которая тоже может затянуться.
Площадки для сбора денег средств хороши тем, что дают хорошую рекламу и позволяют изучить спрос на вашу игру. К ним нередко прибегают и крупные издательства, чтобы побыстрее распихать дорогие игры конкретной аудитории и определиться с размером окончательного тиража. Сколько же вы получите денег, если пойдёте по пути самиздата? Подробно об этом — в третьей статье, но ниже есть немного о ценообразовании и нашем опыте.
Сколько мы делали игру? Месяц разработки прототипа. Год отрисовки арта. Подготовка к печати заняла ещё полмесяца. Печать в типографии заняла ещё полтора месяца. В итоге, два человека сделали игру за 1 год с копейками. Два года простоя были связаны с личной занятостью, и к игре отношения не имеют. Почти три года шло неспешное тестирование.
Одна из самых сложных задач дизайнера НИ — вовремя остановиться. Когда кажется, что игра отлично работает, то всегда хочется «обвесить» её дополнительными механиками. «Так будет реалистичнее! Так будет логичнее! Так будет сложнее! Гики будут счастливы!». Вот тут и нужно остановиться.
Как и с КИ, вы можете вносить в свою игру множество других механик, добавлять кубики, дипломатию, кооперативный режим и так далее. Все это очень хорошо, конечно, но «игра в создание игры» должна быть вовремя остановлена, иначе у вас получится ужасное многоликое чудовище, в которое не смогут играть даже самые хардкорные игроки. Любая дополнительная механика будет увеличивать время игры и требовать больше усилий от игроков. Поэтому если вы делаете простую игру — умейте вовремя остановиться. У нас, например, сразу был дополнительный сценарий, в котором люди играли против игры.
Вот такие фишечки надо было раскладывать на каждую землю, чтобы понимать, сколько карт отправляет в бой тот или иной игрок. Ужасно тупой механизм с мелкими компонентами, который быстро показал свою ничтожность и был удалён.
Через шесть ходов после начала происходило вторжение демона-дракона, и игроки должны были победить его. Это требовало одного абзаца в правилах — текст туда не влезал, а уменьшать шрифт мы уже не могли. Нужны были одна новая карточка демона (не проблема) и шесть жетонов демонической порчи. Последние как раз и не влезали на один печатный лист. Двое против одного — демонический дракон был изгнан и, скорее всего, вернётся в дополнении.
Также мы избавились от действий и карт, которые были чересчур сильными. Опытные люди, поиграв в нашу игру, дали ряд рекомендаций — добавьте, мол, пластиковые башенки, миниатюры героев и артефакты. Они посчитали неправильным, что у нас за захват обычной земли игрок ничего не получает.
Понятное дело, что пластиковые модели мы отринули сразу как дорогие и сложные в реализации, а артефакты нарисовали за пару недель — все 20 штук. Провели десяток тестов и оставили их — они оправдывают своё существование. Поэтому мы рекомендуем вам показывать свою игру другим разработчикам НИ и прислушиваться к их критике, но не следовать за ней слепо.
Самый первый прототип коробки. Обратите внимание на красивый ложемент, который не дожил до релиза. Узкая и тощая коробка не стояла вертикально и постоянно падала. Поле в ней должно было быть сделано из картона и уметь складываться пополам, но в России так толком делать не умеют. Ужас. На полке такая коробка просто бы не выстояла, в прямом смысле этого слова.
Изначально мы хотели делать английский вариант игры. Были мысли о Kickstarter. В итоге, логотип и какие-то слова на английском, а какие-то на русском. Многие игроки подумали, что это локализация неизвестной никому европейской игры. Картинка была вертикальная, пришлось дорисовать «уши». Коробка научилась нормально стоять и не падать. Поле стало целиком помещаться в коробку.
Всего игра прошла четыре серьёзные итерации:
2. Добавлено правило про разбивку нейтралов на мелкие стопки по три карточки, что позволило снизить рандом в бою, а также дало возможность мешать другим игрокам. Изменён баланс в сторону упрощения у нейтралов и убраны фишечки, указывающие, сколько должно сражаться карт с каждой стороны в конкретной локации.
3. Усложнили нейтралов, добавили артефакты. Убрали демона и идею с разными сундуками.
4. Убрали карточки подсказок, добавили поле боя с подсказками, облегчили нейтралов. Отказались от идеи соло-игры — она была чертовски скучной!
5. Уже после релиза улучшили правила и сделали альтернативную версию боёвки для продвинутых игроков, которые любят тактику, а не случайное вскрытие карточек.
В итоге у нас получилась игра, которую мы активно стали готовить к печати. В подготовку входило написание правил, их вычитка и правка.
Самый страшный враг — это невнимательность. Малейшая ошибка или оплошность приводят самураев к харакири.
Буквально в день печати правил, мы обнаружили, что в печать отправлена старая версия с неправильным примером боя. Это было недопустимо. Позвонили, успели вовремя. Отправили новые правила, но вылез визуальный баг — картинка с картой, описывающая действия, была вставлена в другом разрешении, в итоге при печати она вышла слишком зернистая, хотя на экране монитора была вполне нормальной.
Да, баг несмертельный, и многие игроки его не замечают, но когда я забирал тираж из типографии, то вытер слезу. Как исправили? Выложили везде обновлённую версию правил с хорошей картинкой. Также перепечатаем сами правила снова, и таких недочётов уже не будет.
При печати нам отдали две пачки одного артефакта. Оказалось, что станок прорубил карту по самому рисунку, а ребята поздно заметили. Все 500 карточек в брак. Как исправили? Ребята из типографии допечатали за свой счёт эти карточки, но не на «офсете», а на «цифре». В итоге эти карточки немного различаются, если их внимательно осязать. Визуального отличия нет. Баг? Да, но опять — тут уже ничего не поделать. Никто не будет запускать станок ради 500 карточек.
Получив тираж в руки, мы стали собирать карточки в первую коробку, как вдруг супруга резко изменилась в лице и могильным голосом сообщила: «Косяк!» Одна карточка из фракции лесных эльфов была с таким же текстом, как у другой. Это было недопустимо. Проверили — точно. Наша невнимательность и переделка заливки текста карт перед печатью привела к этой ошибке. В итоге, поправка, отправка файлов в типографию — опять цифровая печать 1500 карточек, но уже за наш счёт. Хорошо, что ребята там сработали оперативно и напечатали всё за пару дней, иначе мы бы плохо выглядели перед людьми, у которых уже взяли деньги за предзаказ.
Печать зимой. Да, это тоже ошибка. В Челябинске стояли очень сильные морозы, что привело к тому, что коробки не просохли. Мы привезли их в офис, коробок 100 забрали домой, те отогрелись и начали выгибаться в самые немыслимые формы. Как исправили? Все коробки отправили под пресс — это спасло ситуацию. Коробки перед отправкой как минимум неделю стоят в собранном виде, чтобы не потерять форму. Вывод — не печатайте игры зимой в сильные холода.
Толстые правила. Да, они у нас толстые! Они выполнены на плотном картоне. Мы так не договаривались и заказывали обычную тонкую глянцевую бумагу, но когда приехали забирать, то вот получите — распишитесь. У типографии была возможность напечатать наши правила на чьем-то чужом заказе. В итоге они сэкономили и себе и нам. Баг ли это? В целом нет, но недоразумение точно.
Вырубка. Как практически любые самураи, мы не избежали этой участи. Ножи бодро и красиво вырубили примерно половину тиража, после чего затупились и стали вырубать плохо. В итоге у карточек есть заусенцы. Да, для многих игроков это не проблема — играть же не мешает! Но для эстетов это может быть неприятно. Вот подробная статья от человека, который не поленился купить нашу игру и сфотографировать процесс распаковки.
В принципе, ещё перед печатью игры нам было понятно, что в нашей потрясающей игре не будет миниатюр, красивых монеток и прочего. При нашем небольшом тираже каждый компонент увеличивал стоимость игры. Цель была простая: сделать игру с розничной стоимостью не более 1000 рублей, и если честно, то у нас и это не получилось. Мы отпечатали 550 наборов, где 50 были заложены под брак, потому что обычно он всегда присутствует в том или ином виде.
Экономя на количестве компонентов и решившись на самостоятельную сборку игры, мы добились себестоимости игры в 350 рублей. Дальше считаем по формуле из первой статьи — умножаем в два раза, и это получается оптовая цена. Умножим ещё на два и получится розничная. Наша игра должна продаваться на прилавках по 1400 рублей. Мы её продаём за 1000, потому что нам не жалко, и мы ещё продолжаем работать над её улучшением.
Выдаю полную стоимость печати:
— Карты — в одной коробке их 142 штуки, нужно 500 комплектов — умножаем, выходит, что нам нужно — 71 тысяча карточек. Ерунда-то какая, особенно когда собираешь их все вручную по 50 коробок в день. После на карточные «колодостроительные» игры смотришь уже без удивления.
— Картон: 275 гр., двухсторонний, красочность 4+4 плюс лак. Стоимость работы — 77 900 рублей.
— Игровое поле — две штуки. Картон: 275 гр., двухсторонний, красочность 4+4 +ламинирование матовое. Стоимость работы — 22 тысячи рублей.
— Фишки — 44 в одном комплекте, итого: 22 тысячи фишек. Картон переплётный, красочность 4+4 плюс лак. Стоимость работы — 25,5 тысячи рублей, штампа — около 7 тысяч.
Итого: за работу — 147,9 тысячи рублей + штампы 19 тысяч. Штамп под карточки у типографии уже был.
Добавим сюда расходы на упаковку и прочие «зиплоки», плюс печать исправленной карточки — 5 тысяч рублей.