«Простите, я не приду»: как лучше всего сообщить начальнику, что вы опоздаете на работу
Удача не на вашей стороне сегодня, и вы опаздываете в офис. Может быть, у вас нет запланированной на 8 утра встречи, но в любом случае это опоздание. Ваш начальник не будет рад видеть вас пришедшим не вовремя. Как же лучше всего сообщить боссу о том, что вы задерживаетесь по дороге на работу?
Обязательно сообщите о вашем опоздании
Помните о том, что хуже всего, когда вы опаздываете на пару часов, и никто не знает, где вас искать. Вовсе необязательно сообщать о том, что вы опаздываете, генеральному директору всей компании. Можно позвонить или написать СМС вашему непосредственному начальнику отдела, проинформировав его о том, что вы задержитесь.
Мэтью Броштайн, технический директор Muse, отмечает, что всегда лучше знать, что сотрудник задерживается, это позволит как-то перенести важную встречу или подготовится к презентации без задерживающегося работника. А вот пытаться судорожно дозвониться до опаздывающего работника, стремясь узнать, где он и когда будет на месте, это явно не лучшее решение. В конечно счете с таким сотрудником хочется расстаться поскорее.
Никогда не врите
Психологи уверяют, что, объясняя свое опоздание, следует либо быть до конца честным, либо вовсе ничего не говорить. Если же вы пускаетесь во все тяжкие, выдумываете различные истории и небылицы, то должны понимать, что ваш босс неглуп и сразу же поймет вашу ложь.
Любой начальник – это хороший психолог, который сможет распознать ложь подчиненного. Поэтому будьте предельно честным. Если вы проспали, то так и говорите, если у вас не завелась утром машина, то объясните боссу ситуацию, скажите ему, что займетесь на днях ремонтом авто и больше подобная неприятная ситуация не повторится.
Принести извинения
Если опоздали – отработайте
Постарайтесь показать начальству, что, несмотря на неудачное начало и опоздание на работу, у вас впереди еще целый день и вы держите все дела и ваше время под полным контролем. Все будет завершено точно в срок, даже несмотря на то, что вы задержались в пути.
Поблагодарите начальство за понимание
Нелишним будет вечером в конце рабочего дня поблагодарить ваше начальство за понимание возникшей неприятной ситуации. Даже если ваши опоздания у руководства уже сидят в печенках, все же после такого извинения и благодарности за понимание уволить вас не решится даже самый строгий босс.
Совет. Не стоит сразу же после прихода на работу идти к начальству, объяснятся и приносить свои извинения за задержку. Все же ваш босс может быть на взводе, в особенности из-за того, что пришлось срочно менять планы или, что еще хуже, сорвались важные переговоры и заключение сделки. Нужно дать остыть человеку и лишь после этого идти разговаривать с ним.
Частые опоздания – прямой путь к увольнению
Любой здравомыслящий начальник понимает, что полностью исключить опоздания на работу попросту невозможно. Другой вопрос, как часто подобное допускает работник. Если у него накопилось за рабочий год два-три опоздания, то каких-либо проблем быть не должно. Но если подобное происходит едва ли не каждую неделю, то это прямой путь к увольнению.
Работник постоянно опаздывает на работу — что делать?
Пунктуальность — незаменимое качество, хотя им обладает далеко не каждый. Как поступить с сотрудником, который систематически опаздывает на работу? Расскажем в статье.
Опоздание как нарушение дисциплины
Принимая на работу нового работника, работодатель заключает с ним трудовой договор и знакомит с правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) под подпись. ПВТР вводят режим рабочего времени на предприятии. Если для сотрудника предусматривается индивидуальный режим, это прописывается в трудовом договоре (ст. 100 ТК РФ).
Рабочее время — период, в течение которого работник обязан исполнять свои должностные обязанности (ст. 91 ТК РФ).
Опоздание — это нарушение режима рабочего времени и дисциплины труда. В таком случае руководство вправе применить дисциплинарное взыскание.
Дисциплинарное взыскание по ТК РФ
Применение иных наказаний для дисциплинарных проступков не предусмотрено, но некоторые законодательные акты вводят взыскания для отдельных категорий работников. Например, строгий выговор для военнослужащих, перевод на нижестоящую должность для работников ОВД.
Выбор санкции для работника зависит от:
Можно ли лишить премии за дисциплинарный проступок — читайте материал.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Верховный Суд РФ обобщил судебную практику за 2018 – 2020 гг. по спорам, связанным с увольнением по инициативе работодателя. Смотрите Обзор, утвержденный Президиумом 09.12.2020.
Как наказать работника, который постоянно опаздывает
Порядок дисциплинарного взыскания регулируется ст. 193 ТК РФ. Подробнее о нем и сроках его применения мы писали в этой статье:
В приказе указывается вид взыскания. Важно обоснованно его выбрать.
Кстати, Роструд в Письме от 01.06.2011 № 1493‑6‑1 сообщает, что если первый дисциплинарный проступок оформлен правильно, а второй является основанием для увольнения, допускается издание только приказа об увольнении по форме Т-8 со ссылкой на докладную, служебную записки или акт. Т. е. приказ о дисциплинарном взыскании в виде увольнения в таком случае необязателен. Но и составление обоих распорядительных документов не станет нарушением.
Возможен ли выговор без замечания — читайте здесь.
Как выбрать наказание для сотрудника, который постоянно опаздывает
Неправильно выбранное наказание за опоздание приведет к обращению сотрудника в суд. И не факт, что решение будет на стороне работодателя.
Судебная практика позволяет учесть нюансы, которые принимают во внимание судьи при разборе споров между опаздывающими работниками и их руководством.
Учитываем систематичность опозданий
Пример 1. Неоднократные опоздания
Работодатель дважды привлекал сотрудника к дисциплинарной ответственности в форме замечания за опоздания. После третьего опоздания последовало увольнение по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — в связи с неоднократным неисполнением без уважительных причин трудовых обязанностей при наличии дисциплинарных взысканий.
Нарушитель обратился в суд, но иск удовлетворен не был. Апелляционное определение Мосгорсуда от 04.10.2016 по делу № 33‑39078/2016 поддержало решение суда первой инстанции, т. к. работодатель имел все основания уволить работника:
Пример 2. Однократное опоздание
Сотрудник опоздал на работу на 6 минут. Руководство оформило приказ о привлечении к ответственности в виде замечания. Этот приказ работник решил оспорить в суде.
Суд Еврейской АО в апелляционном определении от 29.01.2016 по делу № 33‑53/2016 иск удовлетворил:
Может ли работодатель уволить сотрудника, находящегося на больничном — смотрите здесь.
Учитываем причину опоздания
Обстоятельства опоздания также заслуживают внимания руководства. Рассмотрим еще несколько примеров:
Позиция работодателя и работника | Пример 3 | Пример 4 | Пример 5 |
Позиция работодателя | Работнице сделано замечание за опоздание на 37 минут | Сотруднику объявлен выговор за опоздание на 45 минут 11.09.2014. За вторичное опоздание 12.09.2014 на 1 час работник уволен | Служащей объявлен выговор за опоздание на 1 час |
Позиция работника | В связи с введением режима ЧС по причине паводка движение транспорта было ограничено. Истица не могла предвидеть трудностей в связи с тем, что вышла на работу в первый день после отпуска, проведенного за границей | Опоздание произошло из-за транспортной «пробки», о которой истец предупредил непосредственного руководителя. По вторичному опозданию объяснения от сотрудника не получены | Опоздание последовало из-за более длительной, чем обычно, диспансеризации, о чем работница сообщила непосредственному начальнику. Представлена справка о беременности до момента издания приказа о выговоре |
Решение суда | Замечание признано незаконным | Выговор признан законным. Формулировка основания увольнения изменена на «собственное желание» | Выговор признан незаконным |
Обоснование судьи | Опоздание вызвано объективными причинами, вина работницы исключена | «Пробка» не является объективной причиной для опоздания, сотрудник обязан выезжать на работу в такое время, которое позволит явиться на рабочее место вовремя. Увольнение по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ незаконно, т. к. на момент второго опоздания сотрудника не успели привлечь к дисциплинарной ответственности за первое опоздание | Причина опоздания уважительная, обстоятельства опоздания не зависели от служащей |
Судебная практика | Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 18.06.2014 по делу № 33‑3573/2014 | Апелляционное определение Московского городского суда от 06.04.2015 № 33‑11199/15 | Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.07.2015 № 33‑9329/2015 по делу № 2‑1751/2015 |
Можно ли уволить сотрудника за отказ от прививки — читайте материал.
Доказываем проступок
Оформление дисциплинарного проступка — еще не все. Важно доказать, что работник ознакомлен со своим режимом труда.
Пример 6. Ознакомление с режимом труда под подпись
После двух опозданий с выговорами работница допустила третье нарушение режима рабочего времени и была уволена. Решением суда она восстановлена в должности (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 08.09.2016 по делу № 33‑14723/2016), т. к.:
Об увольнении матери-одиночки за прогул читайте статью.
Опоздала на работу — 30 эффективных отмазок для шефа
Автор-переводчик, журналист Colady
Время на чтение: 5 минут
Если ваш шеф равнодушно относится к тому, во сколько вы приходите на работу, то можно считать, что вам очень повезло. Однако обычно на опоздания начальство реагирует, мягко говоря, негативно. Конечно, всякое может случиться, но порой подчиненные придумывают кучу совершенно нелепых отмазок, которые вряд ли шеф поверит: «Умер хомяк, хоронили всей семьей», «Кошка родила» и прочая чушь. И это далеко не все, на что способно воображение работника, который никак не может проснуться на работу вовремя.
Этот материал будет полезен тем, кто задержался на работу, но нуждается в эффективном оправдании перед шефом.
Как оправдываться правильно
Сразу несколько слов о ваших «правдивых» объяснениях:
30 эффективных «отмазок» для шефа
А теперь перейдем непосредственно к правдоподобным причинам опозданий. Что можно сказать начальству, если время застигло вас врасплох или же вы оказались не в то время и не в том месте:
Чтобы не опаздывать, надо раньше выходить, а для этого – раньше вставать. Как ни противно, но очень действует, если наорут. Конечно, цель оправдывает средства, если ваша отмазка достаточно безобидна и одновременно случившееся дает вам серьезные причины для опоздания. Главное — не злоупотребляйте! А вообще лучше не сочиняйте — объяснитесь с шефом честно. Банально, зато правдиво. А, правда всегда лучше блуждающих глаз и неуверенного бормотания перед начальством.
Комментарий эксперта
Друзья! Я не буду пытаться подсластить неприятную правду. Она звучит так: Опаздывать всегда плохо. Задерживаясь где бы то ни было, вы ставите людей, ожидающих вас, в неудобное или неловкое положение. Поэтому, по возможности, избегайте таких курьёзов.
Как же быть, если опоздания не удалось избежать? Во-первых, не стоит сходу оправдываться. Поймите, то, что вы задержались, уже наталкивает всех на мысль о вашем проигрышном состоянии. Во-вторых, попросите прощение. И, в-третьих, вкратце перескажите причину своей задержки максимально правдиво. Так вы сможете защитить себя от потери доверия начальства.
А как вам приходилось оправдываться перед шефом за опоздания? Расскажите нам в комментариях!
Что подарить подруге?
Подарочный сертификат! Его можно подарить любимому человеку или использовать самому.
А еще мы каждый месяц разыгрываем сертификат на 3000 руб. среди новых подписчиков на Email. Подпишись!
Выбрать сертификат в магазине
По образованию переводчик. Исследую современные тренды в разных сферах жизни, а также нахожу самые интересные откровения и новости звезд для читателей журнала Colady.
Понравилась статья? Поделитесь ей:
Рекомендуем статьи по теме
Задайте свой вопрос эксперту или выскажите мнение!
Для тех, кто постоянно опаздывает на работу. Реальные объяснительные)))
— Опоздал на работу на полчаса, потому что все равно до десяти ничего делать не буду, мы утром пьем чай, а в меня так много не влезает.
— 8 сентября 2006 г. опоздал на работу, потому что перед тем как отвести своего ребенка в садик, ему в самое неподходящее время приспичило по самой неподходящей нужде. Время опоздания соответствует длительности того самого физиологического процесса. Данный случай можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силе, т.е. «форс-мажор», так как не зависят от моего желания успеть на работу.
— Я опоздал, потому что Вы, который месяц не платите вовремя зарплату! Будете возмущаться я вообще уволюсь!
— Я новичок, работаю в вашей фирме второй день. Так как сегодня понедельник, тяжелый день после выходных, я сел в метро и приехал на свою старую работу. И только по удивленному взгляду моего бывшего директора я понял, что приехал не туда.
— Опоздал, т.к. пил очень-очень горячий чай, у меня лопнул мочевой пузырь и я ошпарил ноги.
— Сегодня, такого-то числа, в пятницу, я опоздал на 5 часов на работу, потому что думал, что сегодня суббота.
— Опоздал, потому что всегда опаздываю.
— Я проснулся утром, пошёл чистить зубы, и нечаяно выдавил весь тюбик с пастой. Пока засовывал пасту обратно, не заметил, как пролетело время. В будущем обещаю пользоваться зубным порошком.
С уважением Усенко Александр Борисович
— Опоздал на работу умышленно. Хотел посмотреть, чем дело кончится.
— 6 сентября 2006 года утром встала, позавтракала, накрасилась, вышла, села в машину, вовремя вошла в офис, проработав 4 часа, проснулась.
— Опоздал на три часа, т.к. после вчерашнего корпоративного праздника, в вашу честь, между прочим, я пришел в себя на лавочке в парке в г. Твери.
Как я туда попал, не знаю.
— Проснувшись утром, я услышал по радио песню со словами: «Ай, колокольчики, бубенчики, ду-ду, а на работу я сегодня не пойду». Вот так все и получилось. Впредь обещаю не слушать радио «Шансон» и приходить на работу вовремя.
— Сегодня, 10 сентября, я опоздала на работу потому, что не могла выйти из вагона на Волгоградском проспекте, пришлось ехать до конечной, пока ехала обратно пробка рассосалась.
— Я опоздал на работу 6 мая 2005 года. Опоздание произошло ввиду того, что в силу своих психосоматических аномалий, приблизительно с 1995 года, я систематически общаюсь с демонами.
— Я опоздал на работу по вине жены. Утром, в назначенное время, прозвенел будильник, который разбудил мою жену. Она не любит мой будильник, поэтому выкинула его, а мне дала по голове, от чего я потерял сознание ещё на пару часов.
The Boy Band Con: The Lou Pearlman Story (Декабрь 2021).
Table of Contents:
Независимо от того, что ваше опоздание полностью вышло из-под контроля или по вашей вине, именно это вы и должны сделать.
Поймай себя как можно раньше
Вы никогда не захотите дойти до того момента, когда вы войдете в офис в 11 часов утра, и ваш начальник не знает, где вы были и почему пропустили половину дня. Скорее всего, если вы опаздываете, у вас есть не только средства, чтобы предупредить вашего менеджера заранее (привет, для этого и нужен сотовый телефон), но вы также довольно рано знаете, насколько поздно вы собираетесь быть.
Если проводник запрыгнет в микрофон, чтобы сообщить вам, что ваш пригородный поезд будет находиться на станции в течение 20 минут, вам следует попытаться найти сигнал и тут же связаться с вашим начальником. Если за ночь до поездки домой вы получите уведомление о том, что ваш рейс может быть задержан, стоит направить руководителю записку перед тем, как отправиться спать. Если ваш ребенок начинает кашлять от шторма, и вы знаете, что это означает, что вам нужно будет зайти в кабинет врача, достаньте свой телефон.
Мэтью Броштайн, технический директор Muse, отмечает, что он всегда хочет, чтобы люди в его команде уведомляли его «таким образом и в сроки, которые позволяют мне реагировать. Отправка мне электронного письма за две минуты до начала встречи гарантирует, что я не пойму, что вы опоздаете ».
Не ври
Как бы ни было заманчиво сказать: «Но случилась эта сумасшедшая вещь! Прямо передо мной была куча из 50 машин, и я буквально вылез из машины и перелез через кучу, чтобы попасть сюда! »Вам лучше идти с правдой или вообще не объяснять причины (если только это не куча вещей) на самом деле случилось с тобой). Риск быть пойманным во лжи слишком велик, и когда что-то действительно случится с вами там, где вам нужно их доверие, они будут менее склонны отдавать его вам, если вы обманули раньше.
Так что выбирайте честность, даже если страшно сказать, что вы проспали свою тревогу или забыли залить бензин в свою машину. Возможно, сейчас это не очень хорошо резонирует с ними, но когда вы приходите вовремя через день после этого, они чаще всего допускают неудачу или два скольжения.
Принести извинения
Подчеркните, что вы решили сделать все правильно
Кроме того, когда вы обращаетесь к своему менеджеру, «вы должны решать любые ожидаемые задачи и устанавливать ожидания для сроков и доставки. Дайте понять, что у вас есть день под контролем », несмотря на этот сбой, говорит карьерный тренер Muse Стивен Дэвис.
Благодарю их
В конце рабочего дня было бы мудро поблагодарить вашего босса за понимание, что вы опоздали. Вы, конечно, не хотите продолжать поднимать это, если ваш менеджер ушел, но если они были особенно восприимчивы или любезны, стоит признать это.
Знайте, как часто вы опаздываете
Опоздание на работу происходит. Это делают все, и обычно, когда это происходит один или два раза, это не страшно.
Но сделайте это три, пять, семь раз, и вы обязательно станете тем, кого все ожидают от опоздания. Что еще более важно, вы начнете терять уважение вашего босса.
Как выглядит письмо с опозданием на работу
Если у вас есть веские основания для опоздания
Если это чисто ваша ошибка, вы опаздываете
Если вы упустили что-то важное
Если вам нужно позвонить или отправить им текст вместо
Так что вы можете сказать в своем сообщении:
Или, если вы также отправили им по электронной почте, вы могли бы сказать:
37 То, что вы никогда не должны говорить своему боссу
Даже в самых обычных офисных условиях вы никогда не должны говорить об этом своему боссу.
Должны ли вы сказать своему боссу, что вы ищете работу?
Вы находитесь на грани получения другого предложения о работе, поэтому вы должны дать своему боссу один на один, верно? Не так быстро. Вот как излишнее раннее информирование вашего работодателя о поиске работы может иметь неприятные последствия.
Трудно признать, что у вас нет всей квалификации для вашей должности. Вот почему это нормально, чтобы владеть им.
Опоздания: что делать, если сотрудники не приходят вовремя
Универсального «лекарства» от опозданий не существует. В любой ситуации важен контекст — как устроены бизнес-процессы компании, какой стиль руководства в ней принят и какие цели ставятся перед сотрудниками. Каждый из этих факторов определяет в том числе и роль дисциплины во всем рабочем процессе.
Почему пилот не может опоздать на рейс
Для некоторых профессий пунктуальность является обязательным требованием. Пилоты, врачи, пожарные, сотрудники МЧС и военные не могут регулярно опаздывать на работу. Для ряда «мирных» профессий правила те же. Если на вывеске магазина указано, что он открывается в 9:00, продавцу нужно быть на месте к этому времени. Иначе вы рискуете получить недовольного покупателя.
Дисциплина в таких случаях влияет на качество товара или услуги. А требование не опаздывать легко подкрепляется доводами здравого смысла. Поэтому контролировать сотрудников таких профессий проще — всем предельно ясно, почему важно начинать рабочий день или смену вовремя.
Борьба с опозданиями здесь сводится к простым действиям. Пары случаев серьезного нарушения дисциплины будет достаточно для того, чтобы расстаться с таким сотрудником.
Пунктуальность как правило хорошего тона
Деловые встречи и совещания удобно начинать вовремя и полным составом. Все сразу включаются в тему, не приходится кого-то ждать или заново объявлять повестку. Так проявляется бизнес-этикет. Он, кроме прочего, включает в себя и пунктуальность.
С точным, как часы, партнером приятнее вести дела. Если договорились созвониться в 11:00, то так и будет. Планировать работу легко, а уважение между всеми ее участниками возникает само собой. Ведь внимательное отношение к планам других людей — важное проявление уважения.
Клиентский сервис тоже лишь выигрывает от пунктуальности сотрудников. Вежливое и уважительное отношение в том числе ко времени клиента покажет компанию с самой лучшей стороны. Клиент с большей лояльностью отнесется к рекламному предложению, внимательнее выслушает условия и с большой долей вероятности будет рекомендовать компанию другим.
Опоздания в этой ситуации могут навредить имиджу компании, осложнить отношения с партнерами. Но выговоры и штрафы вряд ли исправят положение. Нужно донести до сотрудников ценность их своевременного появления на рабочем месте или на важной встрече. К тому же если большая часть команды соблюдает бизнес-этикет, то и редкие исключительные «опоздуны» подтянутся. Если разговоры не действуют, стоит прямо сообщить человеку о том, что его перспективы в рамках компании очень сомнительны.
Когда дисциплина ради дисциплины
Вопрос о дисциплине может возникнуть и на фоне глобального недовольства качеством работы сотрудников. Это часто происходит в компаниях, у которых нет четких критериев оценки эффективности. Тогда невозможно определить — плохо или хорошо работает команда. Но, если вы видите серьезные проблемы с продажами или отзывами клиентов, рука сама потянется к «кнуту». Захочется привести всех в тонус, настроить на рабочий лад. Например, подсчитать отработанные часы или начать наказывать за опоздания.
Важно понять, а связаны ли в вашей компании эффективность сотрудников и время начала рабочего дня? Скорее всего, лишние 20 минут, проведенные в офисе, не влияют на ситуацию. Здесь лучше сработает конкретный план развития, со всеми измеримыми показателями качества работы. Тогда всем станет очевидно, что цель — продать столько-то, а не прийти к 10:00.
Все больше компаний сейчас решают отказаться от контроля рабочего времени. Ведь руководитель платит не за часы, а за знания и результаты, которые показывает сотрудник. Когда команда с азартом решает рабочие задачи, когда все расходятся глубоко за полночь, но с чувством полного профессионального удовлетворения, — странно заводить разговор о штрафах за опоздания. Люди и так максимально включатся в процесс, потому что чувствуют себя полезными на своем месте и получают от работы подлинное удовольствие.
Начальник сказал — все сделали
Иногда запрет на опоздания вводится только ради психологического комфорта руководителя. Например, шеф живет с идеей, что всем нужно приходить на работу строго к 9:00, а страх — лучший трудовой стимул. Он видит своей миссией постоянно призывать всех к порядку и наказывать за нарушения. Вместо стратегических задач контролирующий шеф решает, кого лишить премии в этом месяце. Показатели компании от этого в лучшем случае не меняются. Но такого руководителя это не смущает.
Начальник-контролер не готов лишиться атрибутов своей власти. Если это произойдет, он почувствует себя слабым и бесполезным. Но проблема такого подхода — в ответной реакции сотрудников. Вместо послушания можно получить скрытый саботаж и мелкую месть. Работать в условиях тотального контроля некомфортно. И люди начнут уходить. В самом худшем случае — ваши профессионалы перейдут на работу к конкуренту, который теперь будет иметь и кадровое, и информационное преимущество. Ведь сотрудники многое могут рассказать о прежнем руководителе и его методах.
В такой ситуации стоит бороться с самим желанием побороть опоздания. Лучше направить усилия на оценку всей управленческой системы, настроить коммуникацию внутри компании и сформировать собственную корпоративную культуру. Это поможет прийти к организационному решению, которое подойдет именно вашей компании.
Что говорит закон
Руководитель не может штрафовать подчиненного за опоздания в счет его зарплаты. Это запрещено Трудовым кодексом (137 ТК РФ). По закону можно делать сотруднику выговор, требовать объяснительную или поднимать вопрос об увольнении.
Даже если вы составите внутренний трудовой договор, где пропишете штрафы за опоздания, курение или неуместный юмор на совещаниях, это все равно будет незаконно.
Наказание рублем допустимо только за счет стимулирующих выплат. Например, в счет премии. Но оклад — неприкосновенен.