Главная » Правописание слов » Как написать притчу в начальной школе

Слово Как написать притчу в начальной школе - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Мастер-класс «Лепестки моей души» «Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития младших школьников»

1. Вступительное слова.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. Характерными причинами сложной ситуации явились:

На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.

Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

ВОС-ПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование притч в цикле классных часов «Лепестки моей души».

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.

2. Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»

Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:

Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.

В классическом понимании притча (слав. притъка – случай, происшествие) – это краткий иносказательный, образный рассказ, часто применяемый в религиозно-философских учениях для изложения назидательных истин.

3. Знакомство с разделами классных часов по духовно-нравственному воспитанию «Лепестки моей души».

Я предлагаю вашему вниманию серию классных часов «Лепестки моей души» с использованием притч. Содержание разделов к классным часам может варьироваться в зависимости от проблем, которые существуют в классном коллективе. Ниже предлагается примерная тематика этих разделов:

II. Доброта и величие характера

III. Любовь и дружба

V. Бедность и богатство

Как вы видите, данная тематика может определять тематику самих классных часов.

4. Фрагмент классного часа на основе притчи «Не обманывай».

1) Знакомство с притчей. Введение в тему классного часа.

Педагог раздает ребятам распечатку притчи, ребята по очереди зачитывают ее абзацы, затем хорошо читающий ученик, либо сам педагог прочитывает притчу заново. (Название притчи умышленно не дается.)

Сын гордился, что отец послал его одного на ярмарку продавать соломенные шляпы. Юноша погрузил шляпы в повозку и тронулся в путь. У развилки двух дорог молодой крестьянин остановился передохнуть.

Только он вскипятил чай, как послышался цокот копыт, и к юноше подъехала повозка, тоже груженная соломенными шляпами.

— Эй, парень, по какой дороге мы быстрее доедем до ярмарки? – спросил крестьянин с повозки.

Отдохнув немного, он поехал по лесной дороге. Юноша почти доехал до ярмарки, как вдруг его лошадь встала. Юноша глазам своим не поверил, когда увидел, что на дороге лежит огромный дуб. Объехать дерево было невозможно, пришлось поворачивать назад, а потом ехать на ярмарку длинной дорогой.

Вернувшись домой, сын расстроено рассказал отцу:

— Я продал мало шляп, потому что поздно приехал на ярмарку. Дерево загородило дорогу. К тому же на ярмарке был другой торговец шляпами. Я его обхитрил и послал по длинной дороге, но он все равно приехал раньше меня.

2) Работа с притчей.

— Понравилась ли вам эта история?

— Как вы поняли, о чем она?

— Как бы вы поступили на месте юноши?

— В сказках часто тот, кто обманывает, бывает наказан. Как вы думаете, происходит ли так же в жизни?

— Найдите в тексте слова, отражающие главную мысль притчи?

— Как вы понимаете выражение «обмануть самого себя»?

— Какое название можно придумать к этой истории?

(Далее педагог раскрывает истинное название притчи.)

3) Психотерапевтическое упражнение к притчи «Соломенная шляпа».

Выбирается ведущий. Он надевает на себя соломенную шляпу правды. Остальные по очереди задают ему любые вопросы. Водящий должен отвечать только правду. Дети по очереди надевают шляпу правды, и каждому задается по 5 вопросов.

— Понравилось ли вам упражнение?

— Сложно ли было отвечать на вопросы? А задавать?

— Почему человеку бывает так сложно сказать правду?

4) Позитивное закрепление притчи

— Придумайте хорошее окончание этой истории.

Таким образом, ребята знакомятся с нравственными основами по средствам притчи, анализируют собственные поступки, действия.

5. Заключительное слово.

Уважаемые педагоги! Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ – облегчённый, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.

Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль.

«Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного.»

Источник

Поучительные притчи с моралью для детей

Поучительные притчи с моралью для детей

Поучительные притчи с моралью для детей и взрослых. Сборник лучших коротких поучительных рассказов.

Божья коровка Притча для детей

Посреди прекрасного, яркого божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней. Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром её погладил по спинке солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей:

— Спасибо, ты спасла нас!

Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!

С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили её и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим!

Два совета Притча для детей

Посоветовала лиса ежу в парикмахерскую сходить.
— Такие колючки, – говорит она, а сама облизывается, – больше не носят. Теперь в моде прическа «под черепаху»!
Послушался еж совета и пошел в город.
Хорошо, что вслед за лисой сова мимо него пролетала.
— Ты уж тогда сразу попроси себя огуречным лосьоном и морковной водой освежить! – узнав, в чем дело, сказала она.
— Зачем? – не понял еж.
— А чтобы лисе вкуснее есть тебя было! – объяснила сова. – Ведь до этого ей колючки твои мешали!
И только тут еж понял, что не всякому совету и, уж тем более, не всякому, дающему совет, можно верить!

Ложь или правда? Притча для детей

Притча для детей про уважение к матери

Первый богач города устроил праздник в честь рождения сына. Были приглашены все знатные горожане. Только мать богача не приехала на праздник. Она жила далеко в деревне и, видимо, не смогла приехать. По поводу замечательного события на центральной площади города поставили столы и приготовили угощение для всех желающих. В разгар праздника в ворота богача постучала старая женщина, покрытая покрывалом.
— Все нищие угощаются на центральной площади. Иди туда, — велел слуга нищенке.
— Мне не нужно угощения, разреши только одну минуту на младенца посмотреть, — попросила старая женщина, а потом добавила: — Я тоже мать, и у меня тоже когда-то родился сын. Теперь я уже давно живу одна, и много лет не видела своего сына.
Слуга спросил хозяина, как ему быть. Богач выглянул в окно и увидел плохо одетую женщину, покрытую старым покрывалом.
— Ты же видишь — это нищенка. Гони ее прочь, — сердито приказал он слуге. — У каждого нищего есть своя мать, но я не могу всем им разрешить на моего сына смотреть.
Заплакала старая женщина и грустно сказала слуге:
— Передай хозяину, что я желаю своему сыну и внуку здоровья и счастья, а еще скажи: «Кто свою мать уважает, чужую не обругает».
Когда слуга передал слова старой женщины, понял богач, что это его мать к нему приходила. Выскочил он из дома, но матери уже нигде не было видно.

Детская притча про самое трудное дело

Две дочки были у матери: одна трудолюбивая, другая ленивая. Одна целый день без устали матери помогала, а другая — поработает немножко и убежит во двор играть или уснет на диване. Ругала мать ленивую дочку, а та в ответ огрызалась:
— Почему я всегда должна работать, дайте мне хоть один денек отдохнуть.
Однажды спросила мать у мудреца, как научить ленивицу работать. Мудрец посоветовал разрешить ленивице денек отдохнуть. Дал он матери сладкий орешек и велел отдать его ленивой дочке.
— Этот орешек лишит ленивицу возможности двигаться, думать и говорить. Пусть лежит целый день на диване и отдыхает, — объяснил мудрец и добавил: — Только она и кушать не сможет, придется вам кормить ее с ложечки. Вы не беспокойтесь, орешек будет действовать только один день.
Взяла мать орешек, а сама думает: «Разве безделье научит ленивицу работать?»
Все-таки она дала дочке орешек и сказала: «Скушай орешек и можешь лежать на диване весь день».
Обрадовалась дочка, съела орешек и легла на диван. Целый день лежала, только глазами могла двигать, даже кормили ее с ложечки. На следующий день вскочила ленивица раньше всех и принялась за работу. Пол подмела, посуду помыла, печку растопила, кашу сварила.
— Дочка, отдохни немного, — предложила мать.
— Спасибо, матушка. Я вчера измучилась от отдыха. Нет труднее дела, чем целый день лежать без дела, — ответила дочка.

Поучительные притчи с моралью для детей

Два посла

Отправил царь двух послов с дружеским визитом в соседнюю страну.
— Посмотрите, не замышляют ли соседи против нас войну, — велел царь послам.
Послов приняли хорошо, поселили их в лучших комнатах, кормили роскошными обедами, приглашали на балы.
Вернулись послы и стали рассказывать царю о своей поездке.
— Не бойся, царь. Наши соседи добрые и гостеприимные, — с улыбкой сказал первый посол. — Принимали нас как самых дорогих гостей. Таких блюд, как там, я ни разу в жизни не пробовал: жаркое из морского чудища, райские яблочки, язычки соловьев в винном соусе. По сто блюд нам подавали и по сто вин, как королевским особам.
Долго перечислял посол, что он ел и пил в соседнем царстве. Затем взял слово второй посол:
— Наши соседи замышляют войну. Срочно надо армию собирать и границы укреплять. Во-первых, каждый день нас кормили не по чину. По сто блюд нам подавали и по сто вин, чтобы мы больше ели и поменьше по сторонам смотрели. Во-вторых, всюду нас сопровождала толпа королевских друзей, но это были военные, судя по их выправке. В-третьих, нам показали один новый оружейный завод. Услышал я в разговоре, что этот завод пятый, и понял, что есть еще четыре. Завод был велик, больше, чем любой наш завод.
Долго рассказывал посол обо всем, что он увидел и услышал. Наградил царь второго посла и велел готовиться к войне, а первому послу царь сказал:
— Глупый человек говорит о том, что он пил и ел, умный, что он видел и слышал.

Притча для детей об умении радоваться

Больше всего Мария любила цветы. У нее был небольшой садик возле дома. Какие только цветы не росли в этом садике! Они цвели с ранней весны до поздней осени и радовали всех вокруг.
Мария жила вместе с больным старым дедушкой. Он еле ходил, опираясь на палочку. Каждое утро дедушка, морщась от боли, с трудом доходил до садика Марии и усаживался там на скамейку. Старик смотрел на цветы, и на его лице появлялась улыбка.
— Спасибо, Мария. Глядя на твои прекрасные цветы, я забываю о боли, — говорил старик внучке.
Мария смеялась в ответ, а цветы еще шире раскрывали свои разноцветные лепестки. Но однажды случилась беда. Налетел ливень с градом и ветром. За несколько минут садик Марии был уничтожен. Одни цветы были словно срезаны ножницами, другие — поломаны. Мария горько плакала, убирая побитые цветы. На следующий день снова светило солнышко. Политая земля прогрелась, и оставшиеся в ней корни цветов пустили новые ростки. Через неделю на них появилось несколько бутонов. Мария хмурилась и даже не заходила в свой садик. К ее удивлению, дедушка каждое утро приходил и садился в саду на скамеечку. Он смотрел на разоренный садик, и на лице его появлялась улыбка.
— Чему вы радуетесь, дедушка? — спросила его Мария. — В моем садике больше нет цветов.
— Если есть цветы — радуйся цветам, если нет цветов — радуйся бутонам, — улыбнулся старик.
Мария посмотрела внимательно на новые ростки и тоже заулыбалась. Вскоре садик Марии снова расцвел на радость всем вокруг.

Поучительные притчи с моралью для детей

Не обманывай

Сын гордился, что отец послал его одного на ярмарку продавать соломенные шляпы. Юноша погрузил шляпы в повозку и тронулся в путь. У развилки двух дорог молодой крестьянин остановился передохнуть. Только он вскипятил чай, как послышался цокот копыт, и к юноше подъехала повозка, тоже груженная соломенными шляпами.
— Эй, парень, по какой дороге мы быстрее доедем до ярмарки? — спросил крестьянин с повозки.
— Отдохните немного, — предложил юноша, расстроенный тем, что у него появился конкурент.
Крестьянин отказался, и тогда юноша показал рукой на правую дорогу, что шла через поле. Он слукавил, эта дорога была в три раза длиннее лесной дороги.
«Все равно вперед меня не успеете», — пробормотал юноша.
Отдохнув немного, он поехал по лесной дороге. Юноша почти доехал до ярмарки, как вдруг его лошадь встала. Юноша глазам своим не поверил, когда увидел, что на дороге лежит огромный дуб. Объехать дерево было невозможно, пришлось поворачивать назад, а потом ехать на ярмарку длинной дорогой.
Вернувшись домой, сын расстроено рассказал отцу:
— Я продал мало шляп, потому что поздно приехал на ярмарку. Дерево загородило дорогу. К тому же на ярмарке был другой торговец шляпами. Я его обхитрил и послал по длинной дороге, но он все равно приехал раньше меня.
— Запомни, сынок: обманывая людей, обманываешься сам, — сказал отец.
— Я себя не обманывал, — удивился сын.
— Если бы ты показал крестьянину правильную дорогу, он бы предупредил тебя о дереве. Вот и получается, что ты сам себя обманул, — объяснил отец.

Притча. Как найти друзей

Девочка приехала в деревню, где никого не знала. Она пожаловалась папе:

— Скучно мне. Никто не хочет со мной дружить. Как мне отыскать друзей?
— Друзей вокруг много. Выйди, доченька, на улицу, да внимательно присмотрись, — сказал он.

Вышла девочка на улицу — никого.

Пошла она в поле. Видит — бежит жеребёнок. Кинулась догонять — не догнала. Из-под куста выскочил заяц, она бросился его ловить — не поймала. Видит — летит голубка, побежала за ней — улетела голубка. Увидела девочка божью коровку, протянула руку — и … поймала.

— Отпусти меня! — попросила божья коровка.

— Не отпущу! — говорит девочка. — Я буду с тобой дружить, потому что все другие от меня убегают: и жеребёнок, и заяц, и голубка…

— Понятно, — говорит божья коровка. — Хочешь, я тебе подскажу, как друзей найти.

Говорящая собака

В кафе заходит мальчик с собакой. Он несмело заявляет, что его собака умеет разговаривать и приглашает желающих с ним поспорить на деньги. Многие посетители кафе, услышав такое, подошли ближе, ожидая чуда. Кто-то протянул деньги, соглашаясь на спор. И все уставились на собаку…

Мальчик проигрывает спор, лишается своих поставленных денег и уходит под общий хохот.

— Ну, зачем ты так? Из-за тебя я проиграл свои деньги! — говорит мальчик собаке. — Почему ты не заговорил?

— Да не переживай! — отвечает пес. — Ты только представь, сколько денег теперь мы сможем заработать завтра.

Поучительные притчи с моралью для детей

Притча для взрослых о детях

Притча про избалованную доченьку

Маленькая девочка не хотела идти на прогулке пешком. И всю дорогу канючила, чтобы ее взяли на руки. Мама не выдержала: — Да, доченька, наверное, мы тебя избаловали. Придется тебя наказывать! — Как это? Избаловали — вы, а наказывать — меня?

Источник

Методическое пособие «Притчи для детей на уроках в начальных классах»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает, что одной из целей изучения литературы должно стать формирование «потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире» (ФГОС). Нельзя сказать, что это новая для нас, учителей, задача, но от этого она не становится более лёгкой. Преподаватели всегда ломали голову над тем, как сформировать потребность в чтении и как сделать так, чтобы именно чтение помогало бы ребятам находить выход в сложных жизненных ситуациях. И надо признать, что произведения в жанре притчи вызывают у учеников большой интерес, так как в этих простых и занимательных историях обобщён философский опыт, как отдельных авторов, так и всего народа. Достоинство притчи – маленький объём: можно не беспокоиться о том, что ученики не успеют справиться с работой..

Притча сама по себе лаконична, и исключить из неё можно лишь немногое, зато дети точно понимают, без чего нельзя обойтись, чтобы не потерять смысл истории. В-вторых, достоинство притчи – чётко выраженный сюжет. Это особенно важно для учеников начальной школы. Они должны точно запомнить последовательность событий, понять логику повествования, что, конечно, позволяет тренировать базовые навыки и умения: такие уроки помогут нам в формировании «умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления» (ФГОС).

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.

Почему я выбрала этот материал? Притчи могут играть особую роль, так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Притчи можно отнести к метафорическим повествованиям. Они отражают ценности, интерпретации, идеи, обобщают имеющийся опыт, выводят человека за границы реальной жизни. Человек всегда учится сам и каждый делает выводы самостоятельно (часто – совершенно разные на основе одной и той же истории). Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает её осмысление. Они являются одним из древнейших способов передачи мысли и обучения молодежи..

Давайте разберёмся, что же такое притча?

2. Не требует доказательств.

3. Подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации,.

4. Дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок.

5. Строится на сравнении.

6. Предполагает мыслительную деятельность.

Притчи выполняют следующие функци и:

В образовательном процессе притчи могут использоваться для мотивации в начале занятия, в качестве документа для анализа, в качестве ситуации для обсуждения или в качестве рефлексии.

Притчи можно разделить на 2 категории:

1) религиозного характера, требующие толкования и использования

культурного и исторического контекста;

2) светские, основанные на жизненных ситуациях, близких учащимся.

Персонаж притчи — это чистый субъект нравственного выбора. Это один из основных принципов построения текста: он взывает к самоопределению человека, к выбору.

Темы притч: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.

Способы использования притч в учебном процессе :

Обсуждение основной идеи и смысла притчи.

Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.

Придумать название притчи.

Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).

Выделить ключевые слова – понятия, с последующим комментированием.

Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).

Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)

Подбор пословиц, поговорок.

Сравнение с басней (определить).

Найти или предложить вставить пропущенные слова.

Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.).

Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями.

Определение ценностей, которые отражает притча.

Предлагаемые притчи можно использовать на уроках русского языка и во внеурочной деятельности в начальной школе, а также на уроках литературного чтения, уроках развития речи. Тесты притч можно использовать для работы над изложением. Они направлены на формирование общеучебных навыков- понимать текст, выделять главное, анализировать, озаглавливать. К притчам предлагается ряд заданий, которые дети должны выполнить и которые требуют повторного чтения притчи. Данные притчи носят огромную воспитывающую нагрузку. В пособии использованы притчи для детей монаха Варнавы.

— Прочитай текст. Назови главного героя притчи.

— Каким ты себе представляешь воробья?

— Объясни значение слова «невзрачный».

-Подбери к нему синонимы.

— Почему воробью захотелось стать разноцветным?

— Найди предложение в притче, которое показывает нам состояние воробья после того, как он не смог догнать радугу.

— Для чего была разложена сеть на траве?

— Объясни значение слова «птицелов».

— Почему птицелов отпустил воробья?

— Что спасло воробья?

— Объясни смысл последнего предложения.

-Сделай вывод о предназначении каждого живого существа на земле.

Летела птица по небу, не замечая ни солнечного света, ни белоснежных облаков, ни земной красоты. И вдруг – солнечное затмение! Мрак объял всё вокруг. Потемнев, исчезли облака. Не стало видно ни земли, ни неба. Испугалась птица и подумала, что ослепла. Заплакала она. Как же я теперь без всего этого жить буду? Как мне быть-то дальше? А дальше – снова стало светло. Появилось солнце. Просветлели и стали опять белоснежными облака. И, наконец, показалась земля, которая еще никогда не казалась такой прекрасной! Ахнула и запела от радости птица. И, не в силах насытиться, словно впервые взирала на всю эту красоту… …Как полезно и нам, людям, время от времени – такое затмение солнца!( 107 слов)

— Что не замечала птица во время своего полета?

— Какое природное явление случилось во время ее полета?

— Почему птица заплакала?

— Какой показалась земля птице после того, как появилось солнце?

-Как ты понимаешь выражение «не в силах насытиться»?

— Почему людям тоже полезно затмение солнца?

— Почему берег остался совсем один?

— Почему так печально закончилась притча?

— Как ты думаешь, чем закончилась притча?

— Прочитай окончание притчи

Прошло время. Дожди и трудолюбивые родники постепенно заполнили низину водой. И стала она озером, которое люди, узнав его историю, назвали «святым». А как иначе назвать плод жертвенной любви? И когда кто-нибудь оставался здесь переночевать, высокий берег, виновато вздыхая, щедро одаривал его лучшими дровами, которых неизменно хватало до самого рассвета, несмотря на то, что ночи в этих местах всегда были длинными и холодными…

— Что ожидала болезнь от человека?

— Как ты понимаешь выражение «смертельная болезнь»?

— Почему кувшин решил ничего не носить в себе?

— Интересная была у него жизнь?

— Почему радовались кувшины, которые были заполнены молоком или сметаной?

— Понимал ли их кувшин?

— Каким он стал со временем?

— Как ты понимаешь выражение « неуважительно отстраняясь от ненужной миски»?

— Что пожелал почувствовать кувшин в последние моменты своей жизни?

— Почему притча так называется?

— Чему учит нас эта притча?

-Как можно назвать соседа, который взял чужих кур и уток?

— Почему он шел довольный домой?

— Как ты понимаешь выражение «комар носа не подточит»?

— Почему рассердился комар?

— Почему напрасно хвалили комара?

— В какой строке заключена главная мысль притчи?

— Что в конце хорошей дороги было?

— Какая дорога была счастливее? Почему?

— По какой дороге лучше всего идти по жизни?

— Какую дорогу выбрал бы ты?

— Зачем заяц решил пошить себе рыжую шубку?

— Почему заяц не обрадовался встрече с лисой?

-Почему поганка решила стать другим грибом?

— Кому она хотела отомстить?

— Как поганка добилась своей цели?

-В какой гриб превратилась поганка?

— Как поступили грибники, увидев поганку в новом обличии?

— Почему они так поступили?

— В каком предложении заключена главная мысль притчи?

— Как ты понимаешь выражение «Шила в мешке не утаишь»?

— Почему мудрость не дала ответа на вопрос?

— Когда понял человек, что правду всегда все узнают?

— Чему учит эта притча?

— С какой елью отправилось милосердие по свету?

-Что ты можешь сказать о жильцах дворца?

-Как ты понимаешь предложение «Правда, так, что лучше бы не подавали»?

— Почему милосердие хотело обойти третий дом?

— Почему милосердие поселилось в этом доме?

Шел дождь над морем. «И зачем я иду здесь? – недоумевая, роптал он. – Тут и без меня вон сколько воды! Неужели Бог не понимает, что намного полезнее было бы направить меня в пустыню или туда, где горят леса?» Так думал свысока дождь. А далеко внизу, посреди бескрайнего моря, на чудом уцелевшем после кораблекрушения плоту лежали люди. Они ловили пересохшими губами живительные капли дождя, собирали как бесценное сокровище пресную воду, чтобы ее хватило до спасительного берега. И без устали благодарили Бога за то, что он послал им этот дождь, который не даст им теперь умереть от жажды…( 94 слова)

-О чем подумал дождь, когда шел над морем?

— Зря ли шел дождь над морем? Кому он помог?

— О чем ты задумался, читая эту притчу?

— О чем жалели пылинка и былинка?

-Найди предложение, в котором выражена главная мысль притчи.

— Почему они радостные разошлись по домам?

— Почему возгордилась скала?

— Почему скала насмехалась над песком?

— Что случилось со скалой через большой промежуток времени?

— Почему так произошло?

-А что со временем произошло с песком? Как он относился к трудностям?

— Какая главная мысль притчи?

— Какой поступок совершил человек? Как ты понимаешь выражение «ласковым словом приветил»?

— Кто получил больше пользы от милости- дающий или просящий?

— Как об этом рассказала бабушка своему внуку? Прочитай.

— Простой ли вопрос задала бабушка внуку?

— Какой важный урок усвоил внук?

— Почему лиса посоветовала ежу сбрить колючки?

— Что можно сказать о еже, который послушал лису?

— В каком предложении заключена главная мысль притчи?

Плыло над землей облако, похожее на зайца. Увидала его лиса, подпрыгнула, не достала и побежала вдогонку. Бежала, бежала… Но тут облако вдруг стало похоже на волка. И побежала лиса теперь от него прочь. Бежала, бежала… А облако уже на медведя похоже. Еще быстрее помчалась лиса. Бежала, бежала… И тут пошел сильный дождь. Вымокла лиса до шерстинки. Посмотрела на небо: а там ни медведя, ни волка, ни зайца… Только тут поняла она, как обманулась, и теперь не верит ничему призрачному, как бы оно ни было похожим на настоящее! ( 97 слов)

-Почему лиса побежала за облаком?

— А почему стала убегать, когда облако стало похоже на волка и медведя?

— Что ты можешь сказать о лисе?

— Как дождь вразумил лису?

— Кто главные герои притчи?

— Как к ее просьбе отнеслась работа?

— Почему рассердилась лень?

Русский язык и развитие речи

— Прочитай диалог между ложью и врачом. Какой вид речи преобладает в притче?

— Какой диагноз поставил врач? Почему?

— Прочитайте диалог по ролям. Сколько чтецов надо выбрать? Почему?

— Чему учит эта притча?

— Какой вы себе представляете ложь?

— Попробуй пересказать притчу. Какой вид речи для этого ты используешь?

-Между кем идет диалог в тексте?

-Прочитайте слова первого человека, затем слова второго.

— С какой интонацией следует читать слова первого героя? А второго?

— Подумайте, какими качествами обладали герои притчи.

— Подумай, почему притча так названа.

— Какой вид речевой деятельности использовал автор в притче?

— Почему зависть не смогла купить хлеб в магазине?

— Что помешало ей напиться из колодца?

— Прочитай последнее предложение. Объясни его смысл.

— Попробуй кратко пересказать притчу.

Текст. Признаки текста.

— Прочитай внимательно текст притчи.

— Назови признаки, по которым ты определил, что это текст.

— Из скольких частей состоит текст?

-Найди предложение из текста к иллюстрации.

— Найди ту часть текста, в которой говорится о том, что стало после того, как прогнали тучу.

-Попробуй пересказать текст притчи.

— Чему учит нас притча?

Захотел человек гору с пути убрать. Всю жизнь положил на это. Но срыл-таки гору. Одно ровное место осталось. Прошел он без помех через гору, оглянулся и подумал: «А зачем?» Не проще ли было просто взять да обойти ее.

— Прочитайте внимательно притчу.

— Какой вид речевой деятельности использует автор в притче?

Назови признаки текста.

— Найди предложение, которое раскрывает смысл заголовка.

— На что потратил свою жизнь человек? Прочитай.

— Полезное ли занятие он нашел в жизни? Объясни

— Почему текст так называется?

— Перескажи текст. Чему он учит?

— Найди признаки текста в притче.

-Раздели текст на части.

— Найди и прочитай диалог и монолог.

— Почему солнце ничего не ответило луне?

— В каком предложении заключена главная мысль притчи?

-Прочитай текст. Найди признаки текста.

— О чем просил желудь кабана?

— Почему в лесу мало было желудей?

— Что можно сказать о кабане?

— Почему в конце последнего предложения стоит многоточие?

— Устно перескажи притчу. Чему она учит?

— Прочитай. Можно ли сказать, что это текст?

— Подумай, что надо сделать, что бы получился текст?

-Расставь правильно части и прочитай получившуюся притчу.

— Чего он так и не узнал?

А обратно слезть ума уже не хватает. Забралась глупость на высокую гору. Да вот беда – пожалела ее жалость и помогла спуститься с вершины. И так хорошо стало жить в мире без глупости! Из-за этой глупости чего только не сделаешь!

— Прочитай. Можно ли сказать, что это текст?

— Переставь предложения так, что бы получился текст.

— Какова главная мысль притчи?

Вылезло тесто из кастрюли, а хозяйка его: назад, назад! Вылезло снова – опять та же картина. «Да как же она не понимает, что чем больше меня будет, тем больше получится пирожков?» – возмутилось тесто. А пирожков получилось ровно столько, чтобы они были вкусными. Хозяйка-то опытная была и хорошо знала, что спешка и неопытность в любом деле – просто беда!

— Прочитай притчу. Чему учит она?

— Найди выражение, в котором заключена главная мысль притчи.

— Составь план текста притчи.

Жил был заяц, который не верил в то, что существуют охотники. И только когда повстречался с ними в лесу, понял, что они действительно есть. Но было уже поздно…

— Почему заяц так и не понял, что существуют охотники?

— Автор притчу разделил на три части.

— Спиши притчу, раздели ее на части. Озаглавь ее.

Доверили козе капусту сторожить от радости она позабыла обо всем на свете даже спросить, кто ее сменщик а сменщиком у нее был – волк…

— Прочитай. Можно ли сказать, что ты прочитал текст? Почему?

— Раздели текст на предложения, и запиши их.

— Прочитай, что получилось.

— Какая главная мысль притчи?

Захотело кольцо узнать, где у него начало вертелось, вертелось, да так и не узнало – только соскочило с пальца и потерялось зато теперь точно знает, где у него конец!

— Прочитай. Можно ли сказать. что это текст?

— Раздели притчу на предложения, и запиши ее.

— Сколько предложений получилось?

— Прочитай еще раз и подумай над главной мыслью притчи. Почему так называется притча?

-Спиши притчу, расставляя знаки препинания в конце каждого предложения.

— Можно ли озаглавить притчу «всему свое время»? Почему?

— Приведи свои примеры, когда мы употребляем выражение «всему свое время»

Посмотрелся в зеркало генерал. И возгордилось зеркало. Будто само генералом стало. А как только тот отошел – чем ему было гордиться? Ведь каждый из нас представляет собой то, чем он является на самом деле. Неважно, с кем и когда общается в этой жизни…

— Прочитай притчу. Сколько предложений в ней?

— Спиши 5 предложение. Как ты понимаешь его смысл?

— Прочитай текст. Посчитай, сколько в нем предложений.

-Найди самое длинное предложение и самое короткое.

— Чем она могла бы закончиться?

— Чему учит эта притча?

— Какая пословица подходит к тексту? Почему? Родительское слово мимо не молвится Глупому сыну и отец ум не пришьёт Птица радуется весне, а мать – деткам.

— Прочитай, что у тебя получилось.

— Обсудите в группах смыл этой притчи.

— Спишите притчу, разделите на предложения.

Встретились хвастовство и зависть хвастовство сразу хвастать начало зависть тут же уши заткнула так и не получилось у них разговора а разве могло быть иначе

-Прочитай текст. Раздели его на предложения. Сколько их получилось?

— О каких пороках говорится в притче?

— Почему не получился разговор зависти с хвастовством?

— Как ты понимаешь слово «Несовместимость»?

— Спиши притчу. Расставляя знаки препинания в конце предложений.

Подарили лентяю скатерть-самобранку но он и ее поленился разворачивать а взял да променял на готовый обед!

— Прочитай. Кто главный герой притчи?

— Что ты знаешь о скатерти-самобранке?

-Правильно ли поступил лентяй, когда променял скатерть на обед? Почему?

— Спиши притчу, определяя границы предложений

Чему учит притча? Почему ее так назвали?

Предложения по цели высказывания

Попросила ленивая мышка улитку в магазин за продуктами сходить. И долго после этого ругала, что из-за нее она едва не умерла от голода. А может быть, зря ругала? И только ли ленивой она была?

— Прочитай текст. Сколько в нем предложений

-Какие предложения по цели высказывания использованы в тексте?

— Спиши вопросительные предложения.

— чему учит эта притча?

— Ответь на вопросы притчи.

Устала гусеница за лето есть, пить, веселиться. Пришло время закапываться ей в землю. «А надо ли? – задумалась вдруг она. – Все равно заметут меня снега! Стоит ли только даром трудиться?» Лежит у тропы и думает. И хоть бы кто ей сказал, что впереди ее ждет такая жизнь, о которой она даже и не подозревает!

— Прочитай притчу. Сколько в ней предложений?

— Найди повествовательные предложения, затем вопросительные, побудительные.

Спиши побудительное предложение

— Какая жизнь ждала гусеницу?

— Что ты можешь сказать о гусенице?

— Чему учит эта притча?

Посоветовали упрямству идти прямо. Оно пошло криво и угодило в лужу. Посоветовали пойти криво. Пошло прямо и подвернуло ногу. Посоветовали вообще никуда не ходить. Так оно убежало и попало в болото. А может, такому нужно было просто посоветовать идти туда, куда оно хочет? Глядишь, и осталось бы дома…

-Прочитай притчу и определи ее главную мысль

— Что такое «упрямство»?

-Определи цели высказывания каждого предложения.

— Спиши вопросительное предложение.

Главные члены предложения

— Прочитай притчу. Какой вопрос задали птенцы родителям?

— А что было бы, если бы солнце ушло навсегда?

— Найди в тексте предложение, в котором говорится о том, как птенцы чувствовали себя, когда подумали об этом?

— Чему учит эта притча?

-Спиши первые два предложения и найди в нем главные члены.

— Прочитай притчу. Объясни смысл заголовка.

— Какими качествами обладало полотенце?

— Для чего вообще предназначены полотенца?

— А это полотенце приносило пользу?

— Чему учит эта притча?

— Определи тип каждого предложения по цели высказывания и по интонации.

— Спиши первое предложение и выдели в нем грамматическую основу.

Заболело зло. Несколько дней провалялось в горячке. Но в мире этого никто даже и не заметил. Зато когда заболело добро, все сразу ощутили эту потерю. Даже те, кто творил зло. С тех пор зло старается не лежать, даже когда заболеет. А добро после этого поняло, что ему вообще нельзя никогда болеть!

— Почему никто не заметил, кода зло заболело?

-Выдели главную мысль притчи.

-Найди нераспространенное предложение.

Спиши его, выдели грамматическую основу.

— Спиши последнее предложение.

— Почему птицы запели еще громче? Найди ответ в тексте и спиши это предложение.

— Найди нераспространенные предложения. Выдели их грамматическую основу.

Выпал снег после осенних дождей и долгого листопада. Обрадовались люди. Выпал он опять – после долгих и сильных морозов. Еще больше обрадовались все. И так каждый раз радовались ему, что решил он сделать людям подарок. Взял, да и выпал… летом. На зеленую листву… на зреющую пшеницу… на теплые цветы… на бабочек… на кузнечиков… И никак не мог взять в толк, почему на этот раз никто не рад ему, а наоборот, все огорчаются. А ответ был прост: ведь всему на свете свое время!

— В каком предложении заключена главная мысль притчи? Спиши это предложение.

— Найди в тексте нераспространенное предложение.

— Выпиши первое предложение.

— Дай ему характеристику по цели высказывания и интонации.

-Найди в нем грамматическую основу.

-Выпиши словосочетания с вопросами.

Слово. Лексическое значение слов. Словари.

— Прочитай притчу. С какими понятиями познакомился чужестранец?

-Найди в словаре лексическое значение этих слов.

— Самостоятельно объясни лексическое значение слова «чужестранец».

— Какое качество лучше и приносит человеку пользу?

— По каким вопросам можно отличить любопытство от любознательности. Приведи свои примеры.

Уважаемые педагоги! Каждая притча – выражение духовного опыта множества жизней, она является носителем традиций той или иной культуры. Притча – своеобразный посредник в межкультурных отношениях.

Притчи различных традиций объединяет одно – стремление показать с различных точек зрения законы нашей Вселенной, проявляющиеся в нас самих и вокруг нас в любой момент времени. Притчи несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на самоопределение личности.

Педагог должен помнить, что на уроках духовно-нравственного цикла, необходимо целенаправленно создавать условия для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремиться педагог. Важно побудить ученика к размышлению, подтолкнуть его к духовной работе, дать представления о моральных нормах, а превращение их в ценности и мотивы поведения возможно только через постоянное упражнение в их применении.

Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль.
«Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного».

Таким образом, используя на уроках ОРКСЭ, литературного чтения, русского языка, во внеклассной деятельности притчи, я считаю, что у детей развивается образное мышление, к чтению текста подходят осмысленно, а также развиваются такие универсальные учебные действия, как:

— личностные действия (нравственно-этическая ориентация),

— познавательные универсальные действия (смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания),

— логические универсальные действия,

Детская Библия. Библейские рассказы в картинках/ Сост. Борислав Арапович и Вера Маттемияки. – Москва; Российское Библейское общество, 1995. – с.258, 339, 370, 380.

Начала мудрости. А. Лопатина, М. Скребцова –Москва; Амрита-Русь, 2005.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов/ Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 16 – е изд., испр. – М: Русский язык, 1984. – с.310, 315, 737.

Тумина Л.Е. Без притчи века не изживёшь (приёмы работы с притчей на уроках развития речи)// Журнал «Русский язык в школе», Ν6, 1997. – с.9 – 15.

Энциклопедический словарь юного литературоведа/Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988. – с. 232 – 234.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать притчу в начальной школе, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать притчу в начальной школе", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как написать притчу в начальной школе:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *