5.1. Рецензия
Слово рецензия происходит от латинского recensio – суждение, рассмотрение, обследование. Внимание музыкальной рецензии направлено на оценку творческого объекта – музыкального произведения, музыкального исполнения, музыкальной постановки, музыкально-творческого события.
Не будучи ни приговором, ни истиной в последней инстанции, музыкальная рецензия призвана запечатлеть конкретное мгновение, когда творческий художественный объект попадает в поле восприятия определенной личности. По одному поводу может возникнуть много рецензий, разных, даже диаметрально противоположных по выводам. Спектр возможных оценок отражает множественность музыкального восприятия, о которой уже шла речь.
Самым главным в рецензионной работе является оперативность отклика. Рецензия тем ценнее, чем она ближе по времени к тому конкретному мгновению, когда состоялась встреча явления искусства и его восприятия. Ценностное отношение к художественному событию находится в апогее в момент представления. Как бы разлитое в атмосфере, оно тут же начинает таять (сколь быстро – зависит от художественного уровня явления: иногда воспоминание о нем длится годами, иногда исчезает сразу за порогом концертного или театрального зала). Именно поэтому музыкальная рецензия – непременно быстрый отклик. Она скоро устаревает, ее актуальность кратковременна.
Из смысловых компонентов музыкально-журналистского выступления (см. раздел 3.3) в рецензии могут быть представлены все. Однако и информационная, и проблемная составляющие в некотором роде факультативны, то есть они не обязательны, хотя и желательны, – информация помогает «войти» в рецензируемое явление тем, кто с ним непосредственно не соприкасался, а проблемная часть выводит на более высокий уровень обобщения, погружая явление в контекст культуры. Основными же и обязательными являются три других компонента: анализ, интерпретация, оценка. Из них оценка – главная цель написания рецензии, анализ и интерпретация – механизмы ее успешной реализации.
Аналитическая часть рецензии питается музыкальным знанием. Здесь особенно важны навыки профессионального общения с музыкой: восприятие интонационного строя, языка, формы, драматургии нового сочинения, технического совершенства (или дефектов) исполнения, то есть всех собственно музыкальных сторон художественного явления, из которых и во взаимодействии которых складывается художественный результат. Не менее важна и способность обобщать, систематизировать эти разрозненные музыкальные данные («поверить алгеброй гармонию»). В аналитической части работы для рецензента существенны как все формально-технологические детали (их, правда, если и привлекать в конечном тексте, то в основном следует «переводить» на язык общедоступных образно-эстетических эквивалентов), так и весь музыкально-исторический контекст. Главная задача анализа – посредством проникновения в предложенную музыкальную «материю» понять и осмыслить ее «дух».
Интерпретация – самая творческая и самая субъективная часть рецензии. Именно здесь автор рецензии творит свой мир, воспламеняясь чужим. Характер ассоциаций, сравнений отражает жизненный и художественный опыт пишущего, его мироощущение, философские установки, ценностные ориентации. Именно в части интерпретации возникает контакт не только между духовным строем художника и критика, но и критика и читателя. Извлекая из текста моменты толкования, мы либо радуемся встрече с единомыслящей и единочувствующей личностью, либо внутренне протестуем. Личность критика в момент интерпретации обнажается, рецензируемый объект окрашивается субъективным отношением воспринимающего.
Оценка, хотя и является стержнем рецензии, не обязательно образует какой-либо специальный раздел в тексте. Оценочно окрашены могут быть все рассуждения, причем в наибольшей степени именно моменты интерпретации. И, зачастую, не столько в характере привлекаемых аргументов, сколько именно в тональности изложения, создаваемой литературной стилистикой – лексикой, эпитетами и сравнениями, а также «темпоритмом» синтаксиса, – прежде всего кристаллизуется оценочный образ рецензии.
Для иллюстрации работы рецензента с разной направленностью оценочных выводов сравним две рецензии В. Каратыгина, опубликованные с недельным интервалом в январе 1913 г. в газете «Речь». По форме их сближает не только единое авторство, но и единый объект и даже «шапка»: «Шестой концерт Кусевицкого» и «Седьмой концерт Кусевицкого». В обоих концертах слушателю была представлена премьера нового сочинения, и перо маститого критика направлялось прежде всего на оценку музыкальной новинки. При этом, с позиции сегодняшнего знания, оба произведения – Седьмая симфония Малера и «Петрушка» Стравинского – нетленны. Однако тогда это было соприкосновение с неизведанным миром, и в восприятии и оценке критика явственно отражается его эталон прекрасного, его ценностные критерии и характер оценочной деятельности.
Далее все сказанное, а также еще несколько отрицательных характеристик типа чувство скуки, досада, постепенно подводит к главному этапу рецензии, в котором и аналитические элементы (характеристики мелодико-интонационных деталей, особенностей формы, стиля, жанра, музыкально-исторический контекст) и интерпретация (прежде всего эпитеты и другие образные параллели) жестко оценочно окрашены:
Во второй рецензии, напротив, автор явно изначально увлечен музыкой. Хотя на уровне аналитическом он констатирует формальные дефекты, как бы страхуясь от возражений противников, вся интерпретация несет на себе печать восхищения, постепенно подтверждаемого богатой системой доказательств. Оттого весь приводимый ниже основной блок анализа – интерпретации – оценки сочинения строится автором от противного, создавая сильнейшее нарастание с оценочной кульминацией в завершении:
Со школьной точки зрения, изругать эту вещь последними словами – задача до того легкая, что едва ли способна показаться соблазнительной даже самым ярым врагам подобной музыки. Резкие, визгливые переченья здесь на каждом шагу. Всевозможные параллелизмы чуть что не возведены в принцип. Трезвучия Fis и С звучат одновременно в арпеджированной фигурации.
Не музыка, а какая-то сплошная колючая изгородь из музыкальных дерзостей и беззаконий, которая у многих может отбить охоту проникнуть за ограду, в нутро авторской души. Но если у вас даже найдется охота доказывать, что «Петрушка» – сплошная «безграмотность», то у вас, после сказанного выше, просто нет права доказывать, что музыка плоха, потому что «безграмотна». Точно так же и у меня нет ни охоты, ни права убеждать кого-нибудь, что вещь эта хороша именно тем, что в ней такое изобилие нарушений всех «законов» и основ музыкальной теории. Непосредственное чувство – единственный критерий, когда имеешь дело с произведениями столь радикальными. Если у вас ответным чувством по адресу Стравинского является отвращение – не буду спорить. Его так же нельзя логически и теоретически мотивировать, как то противоположное чувство, которое тот же «Петрушка» возбудил во мне и о котором можно только рассказать, – живейшей художественной радости. Радость эта оттого, что прежде всего в «Петрушке» чувствуется наличность огромного и необычайно яркого таланта, до того покоряющего, что силы его не могут не признать самые ожесточенные из врагов Стравинского. Музыка «Петрушки» все время кипит, сверкает, пенится, играет самыми восхитительными переливами оркестровых красок, в изощренном чутье которых легко угадывается достойный ученик незабвенного Римского-Корсакова. Слушаешь сцену за сценой… и приходишь к неожиданному выводу: совсем она не анархична, эта музыка. Тысячи нитей протягиваются от нее к творчеству Римского-Корсакова, Бородина (в «Петрушке» есть даже фигурация совсем как в сцене гудошников в «Игоре»), в особенности же Мусоргского и новых французов. Конечно, это не Корсаков, и не Мусоргский (может быть, Римский-Корсаков, будь он сейчас жив, даже не одобрил бы многих «крайностей» Стравинского), и не Дебюсси. Но из этих именно истоков плюс богатейшее личное дарование возникло очаровательное, такое свежее, своеобразное и жизненное искусство Стравинского» 5 (курс. авт. – Т.К.)
В своей рецензии В. Каратыгин не просто пребывает в восхищении на уровне непосредственного чувства. «Радикализм» музыки требует аналогичных подходов и от критика, тем более что он сильнейшим образом ощущает возможное неприятие консервативного слушателя. С одной стороны, автор мобилизует эрудицию, справедливо стремясь осмыслить новое произведение в контексте исканий Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, Дебюсси… С другой – он творит параллельный образный мир воспринятой им «живейшей художественной радости». Здесь логика бессильна и даже не нужна, здесь нужно чародейство, способное заразить и увлечь читателя (музыка «Петрушки» все время кипит, сверкает, пенится, играет самыми восхитительными переливами оркестровых красок…). И с этих двух позиций критик разворачивает свою рецензию как бой с обреченным на поражение противником.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
РЕЦЕНЗИЯ ВАРГА ВИКЕРНЕСА
РЕЦЕНЗИЯ ВАРГА ВИКЕРНЕСА (Рецензия не входит в книгу — прим. автора fb2-документа)Об этой книге много чего можно и следовало бы сказать. Первоначально я намеревался изобличить всю ложь в этой книге в полном и систематическом обзоре, но когда я написал двенадцать страниц, а
Рецензия
Рецензия В настоящем разделе рассмотрена современная рецензия. Ее общие особенности совпадают с классической рецензией, но цели и задачи иные, что, несомненно, влияет на ее содержание. Структура изменилась мало, но сорасположение частей и, главное, их порядок часто
Рецензия на книгу П.П. Муратова «Эгерия»
Рецензия на книгу П.П. Муратова «Эгерия» Я прочел в один день эту книгу, в которой больше трехсот страниц убористой печати<1>. И не думаю, чтобы здесь имела особое значение ее фабула. В «Эгерии» множество приключений, в ней есть дуэли, нападения, кинжалы и маски; однако
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ В.Ф. ХОДАСЕВИЧА «ДЕРЖАВИН»
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ В.Ф. ХОДАСЕВИЧА «ДЕРЖАВИН» <1>С первых же страниц этой превосходной книги читателя охватывает очарование, в котором он не сразу отдает себе отчет. «Подобно достаткам, и чины его были невелики, хотя от начальства он пользовался доверием, от сослуживцев —
5.1. Рецензия
5.1. Рецензия Слово рецензия происходит от латинского recensio – суждение, рассмотрение, обследование. Внимание музыкальной рецензии направлено на оценку творческого объекта – музыкального произведения, музыкального исполнения, музыкальной постановки,
Музыкально-театральная рецензия
Музыкально-театральная рецензия Как и сам объект оценки, музыкально-театральная рецензия имеет сложносоставную структуру. В зависимости от взгляда рецензента на новое сценическое произведение в самостоятельном осмыслении с большей или меньшей степенью углубления
Рецензия на концертную программу
Просмотр содержимого документа
«Рецензия на концертную программу»
Именно так называлось мероприятие, прошедшее в конце апреля в зале музыкальной школы им. Старикова. Это был своеобразный концерт, но не только традиционно для родителей, а в первую очередь для самих участников, учеников классов О.А. Антюфеевой и М. В. Поповой.
Общеизвестно, с какими трудностями в обучении ребёнка сталкивается педагог. К сожалению, большинство из них связано не с приобретением учеником навыков технического мастерства. Зачастую серьёзным препятствием в работе является отсутствие интереса к занятиям, особенно домашним. Эту проблему на начальном этапе обучения многие пытаются решить привлекая яркие и красочные нотные издания, ассоциируя музыку с доступным ребёнку образным восприятием действительности. Существует и другой эффективный путь. Он связан с одной стороны, с активным внедрением групповых форм работы в классе специальности (ансамблевое музицирование), а с другой- с подбором репертуара. Результат применения такого метода работы и был продемонстрирован на концерте классов О.А. Антюфеевой и М. В. Поповой.
Программа концерта состояла из известных произведений как классической, так и популярной детской музыки из мультфильмов, кинофильмов. То есть, весь музыкальный материал был хорошо знаком и понятен слушателям и исполнителям. Основная масса произведений была представлена в переложении О.А. Антюфеевой и М. В. Поповой для ансамблей различных составов. Причём очень интересным явилось привлечение не только фортепиано и струнных инструментов. Обращает на себя внимание использование группы ударных инструментов: маракасов, треугольника, блоктона, колокольчиков и др. Это позволило не только придать известной музыке новое звучание, но и существенно расширило состав участников-исполнителей. Даже самые маленькие ученики классов (подготовительное отделение), получили возможность помузицировать на сцене.
Благодаря этому мероприятие прошло в тёплой, дружеской атмосфере, публика очень тепло принимала, а исполнители с огромным удовольствием выходили на сцену.
В заключении хотелось бы отметить, что сюрпризом для всех явилось выступление самих преподавателей, исполнивших ряд известных и любимых мелодий из отечественных кинофильмов в переложении для фортепиано и альта.
Денис Мацуев представляет. Рецензия на концерт
Студенты Московской консерватории! Они все такие молодые и интересные и свежие. В начищенной до блеска классической обуви. В строгих тёмных костюмах. Приятно даже просто смотреть на этот коллектив. На концерте студентов Московской Консерватории «Денис Мацуев представляет» в Большом зале Московской консерватории слушатель наполняется молодой энергетикой, помноженной на энергетику музыки Моцарта, Мендельсона, Россини. Эта музыка и весь концерт чем- то напоминает катание на морских волнах. Сначала всё идёт плавно, но потом вдруг с рывками, как будто, от удара волны, всё вспенивается. А потом снова штиль.
Особенно здорово у исполнителя партии фортепиано ( Александр Малофеев) получается проигрыш с сотней мельчайших, беглых движений пальцев в единицу времени по черно-белым клавишам фортепиано. Видно, что ребятки и девушки, эта братия студентов, все стараются вжиться в то, что они играют. Но пока ещё до выжатых до пота рубашек дело не доходит. Наверное, впереди ещё десяток лет репетиций и концертов, чтобы научиться выкладываться полностью, до последнего. До капельки пота, что рисует зигзаг по раскрасневшемуся от эмоций лицу.
Приятно, что в Большом зале Московской консерватории имеется особенное, ненавязчивое освещение. Оно не режет глаза, а чувство потока света не всё же не покидает. Орган подсвечен аккуратно, сотни бликов играют на его трубках. Всё внутри выглядит в итоге торжественно.
В целом концерт студентов Московской Консерватории в Большом зале «Денис Мацуев представляет» оставляет ощущение торжественности, прикосновения к прекрасному, и уже такому далёкому. Этот проект наталкивает каждого слушателя на разные мысли и ассоциации, при этом даже просто разгружает психику. А сама классическая музыка делает мироощущение слушателя чуточку лучше, а может быть, даже лучше делает и его самого. Хоть на малую толику, и в этом сила великих композиторов прошлого. Таких как Моцарт, Россини, Мендельсон.