Принципы написания сильного текста
Размышляя о том, каким должен быть сильный текст, пришлась к месту, ставшая классикой юмористического жанра, реплика директора клуба Огурцова из фильма «Карнавальная ночь».
О музыке Серафим Иванович говорит так:
—Вот эта ваша музыка, даёт она что? Нет, не даёт! А надо, чтоб давала.
— Простите, я не понимаю!
— Нужно, чтоб музыка тебя так сказать… брала! Нужно, как говориться, чтоб она тебя вела! Но в тоже время и не уводила.
Про текст я бы сказала то же самое.
Главный критерий сильного текста ─ степень вовлеченности читателя в процесс.
Чтобы брал за душу, чтобы вел. Но при этом не уводил от сути. А чтобы не получилось, как отметил господин Огурцов, «А и Б играли на трубе», давайте попробуем подобрать «сурьёзный репертуар», чтобы контент был максимально сильным и ясным.
Личный опыт чтения сильного текста
Вынашивая идею написания статьи, вспомнила о личном опыте — о статьях, которые не просто вовлекали в процесс. Мне хотелось в них нырнуть. А пишет такие тексты ресторатор, коуч в сфере «гостеприимного» бизнеса (HoReCa) Бек Нарзи — личность медийная, в профессиональных кругах легендарная.
На своем сайте Бек ведет блог.
Читая статьи, мне, человеку, далекому от барной индустрии, не имевшему понятия до этого, что такое Хóрéкá, хочется побывать на его воркшопах.
Вовлеченность в процесс зашкаливает. В этой статье в качестве примера с любезного позволения автора будут цитироваться фрагменты из блога Бека Нарзи.
Принципы построения сильного текста
Чтобы вовлечь читателя в процесс, содержание я рассматриваю в двух аспектах: «технические» критерии написания сильного текста и психологические приемы, которые выражаются понятием «попасть на волну читателя».
Сильный текст должен иметь одну основную мысль — то, что хотел донести читателю автор. Это должно четко прослеживается логичной подачей материала. Весь контент целенаправленно работает на одну цель. Не надо распыляться. Определитесь, какую задачу должен решить ваш текст и строго придерживайтесь этого русла. Невозможно объять необъятное.
В зависимости от того, какую идею вы хотите донести читателю, нужно выбрать стиль подачи материала. Для одной задумки будет уместен юмор или тонкая ирония, для другой — дружеский совет, для третьей — героический пафос.
Сильный текст сохраняет единство во всех проявлениях. Все повествование работает на одну важную идею. Сюжетная линия должна быть логично выстроена.
Вычистив текст от словесного мусора, оживите его, чтобы он не выглядел констатацией фактов. Добавьте изюминку. Для этого авторы используют разные приемы: образные сравнения, элегантное сочетание слов, искренние эмоции, пикантная подробность, поразительный факт, шутка или анекдот, уместная цитата. Из них будет вырабатываться ваш индивидуальный стиль письма.
Авторская игра слов
Вот такие «изюминки» мне нравятся у Бека:
В сильном тексте присутствуют «занимательные пустячки» (Уильям Зинсер). Они делают повествование живым и ярким, формируют авторский стиль.
Отлично помогает подогревать читательский интерес интрига и начать необходимо в первом абзаце. Вот как на протяжении всего рассказа Бек держит читателя на крючке:
«Пока в российских гастрономических столицах люди стонут от атмосферных колебаний и температурных подлянок, хочу обратиться к ситуации посерьезнее скачков на термометре…
…хорошая новость состоит в том, что в ресторанном бизнесе подобный ажиотаж может быть 365 суток в году, невзирая на погодные условия…
…И здесь их ждет жесточайшее разочарование и полный провал…
…Итак, все готовы? Статистика говорит следующее: 93% ваших посетителей держат под мышкой барсетку».
Сильный текст держит в напряжении, вовлекая в процесс чтения интригой. На протяжении всего повествования звучат предложения, которые шепчут: «Дальше будет что-то интересненькое. Не останавливайся».
Текст должен быть полезен для чтения. Польза бывает разная: хорошее настроение, новые сведения, совет, обучение, мудрые мысли, мотивация, влияние, желание сделать мир лучше…
У Бека в качестве резюме идут полезные советы в стиле «туда не ходи, сюда ходи, а то снег башка попадет».
Интереснейший, полный юмора сюжет, имеет логическое завершение для пользы дела:
Психологические приемы
Лучше всего писать о том, что имело эмоциональный отклик у автора. Если событие пережито лично, это заражает и заряжает. Автор не выжимает эмоции из себя. Он их действительно пережил. Они естественные:
«Это праздник эндорфина, сератонина и дофамина!»
«Русская барная индустрия готова слушать немцев, не зная даже английского».
Сильный текст неподдельно эмоционален. Автор не выдумывает эмоции. Он их переживает.
Если пишущий открыто говорит о своих ошибках, он становится на один уровень с читателем: я совершал глупости, я ошибался, я иногда выглядел не в лучшем свете. Это делает его «земным» человеком, близким по духу.
«Да, выступая там, я загордился».
«Моя интуиция подвела меня, мой профессиональный нюх притупился».
В сильном тексте автор не боится показать себя в не очень выгодном свете. Искренность подкупает. Признавать ошибки, да еще публично, дорогóго стоит. Это формирует доверие.
При написании текста сохраняйте аутентичность. Не примеряйте чужие роли, не надевайте маски. Будьте самим собой, воплощением собственной истины. Читателей много. Все они разные. И у каждого на определенном этапе свои потребности. Широкий круг читателей охватить сложно.
Пишите то, что нравится вам. Пишите то, от чего вы получаете удовольствие. Не беспокойтесь о том, что какой-то из читателей потеряется по дороге, потому что ему далека ваша жизненная позиция или он не принимает ваше чувство юмора. Обязательно найдется тот, кто будет с вами на одной волне.
Пишите от души, оставайтесь верным себе.
Сильный текст не выдавливается. Он льется рекой. А для этого нужно вдохновение, энтузиазм, искренняя любовь к тому, что делаешь. Я желаю, чтобы они посещали всех авторов. Уильям Зинсер сказал: «Никто не становится Томом Вулфом за одну ночь, даже сам Том Вулф».
Правила сильного текста: рекомендации Ильяхова
Умение писать сильные тексты может показаться не самой важной частью жизни, особенно если вы не занимаетесь этим профессионально — не работаете литератором, копирайтером, маркетологом. Но вам все равно приходится создавать его почти каждый день: в переписках, письмах, объявлениях.
Книга Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст» вышла не так давно и стала бестселлером по версии сайта Ozon. Она содержит конкретные примеры сильных и слабых текстов, указывает разницу между ними и учит выражать мысли кратко, ясно и убедительно.
Кратко — значит без лишних слов, но не в ущерб смыслу. Ясно — так, чтобы мысль была понятна сразу. Убедительно — чтобы люди к вам прислушивались. В этом суть любого сообщения, которое мы передаем человеку или группе людей.
Авторы в своей работе опираются на книгу Норы Галь «Слово живое и мертвое», о которой мы недавно писали, а также на работу «Живой как жизнь» Корнея Чуковского. Они также противопоставляют культ слова информационному стилю. Культ слова — это когда человек верит в то, что смысл неважен, главное использовать специальные мудреные слова. Информационный стиль же является скальпелем, который помогает удалить лишнее, оставляя лишь суть.
Поговорим теперь о некоторых смертных грехах, которые совершает большинство людей, имеющих дело с текстом.
Графомания
Графомания — это стремление к многописательству, к сочинению произведений, что претендуют на публикацию в литературных изданиях. Такой человек совершенно не стремится вникнуть в тему, о которой пишет, поэтому его тексты поверхностны.
Текст должен решать хотя бы одну задачу читателя. Если же такая работа написана лишь ради публикации, она бесполезна.
Любой человек, который хочет написать текст, который поймут и к которому прислушаются, должен прежде всего задать себе два вопроса: «Какую задачу я хочу решить? Как можно помочь читателю?».
Прежде всего полагайтесь на пользу, а не на красивые речи.
Стоп-слова
Стоп-слова — это слова и фразы, которые можно удалить без потери смысла. Они лишь делают текст объемным, ничего не давая взамен. Без них читателю будет легче понять то, что хотел сказать автор.
Разбухший текст: «Качество смартфона, мягко говоря, не соответствовало даже довольно скромным ожиданиям». Очистим его: «Качество смартфона не соответствовало нашим ожиданиям». В этом виде фраза не теряет в смысле, зато читается легче.
Бывает, что недостаточно убрать стоп-слова. Вместо них добавляйте полезную информацию.
Стоп-слова можно выделить в отдельные группы, чтобы их было легче найти и обезвредить:
Задание писателя в том, чтобы выучить эти группы, научиться их видеть, удалить мусор и наполнить речь чем-то полезным. Последнее особенно важно, иначе текст станет сухим и неинтересным.
Вводные
Это самая простая категория: «Допустим, вы вышли на пробежку. Разумеется, берете с собой что-нибудь электронное, например, умные часы и телефон. Не секрет, что эта техника помогает спортсменам. Впрочем, проверим». Эти слова не дают никакой информации, занимают место и расходуют объем внимания и интереса читателя. Вместо того, чтобы понять смысл текста за несколько секунд, ему приходится пробираться сквозь дебри словесного мусора.
К вводным также относятся такие словосочетания-ловушки, как «не секрет» и «всем известно». Если что-то известно, то незачем об этом и упоминать. Если же неизвестно, то автор обманывает читателя.
Еще одним грехом писателя является использование словесной нумерации: во-первых, во-вторых. В большинстве случаев она не нужна и утяжеляет текст. Достаточно разделить свои мысли на абзацы или поставить цифру в начало строки.
Ингредиенты для приготовления блинов:
В этом примере нумерация имеет значение. Если же вы просто перечисляете критерии, навыки, предметы, то цифры не нужны.
Проверьте свой текст на наличие следующих вводных: безусловно, более того, в принципе, в сущности, вероятно, возможно, вообразите, допустим, другими словами, если честно, иначе говоря, к примеру, к слову, как бы то ни было, как видите, на мой взгляд, наверное, несомненно, однако, оказывается, по правде, по-моему, помнится, проще говоря, разумеется, с одной стороны, так вот, честно говоря, шутка ли, ясное дело.
Это не запрещенные слова и в некоторых случаях они могут пригодиться. Художественный текст не может без них обойтись, но если вы хотите прямо донести нужную информацию — удаляйте их.
Оценки
Оценки чаще всего используются для рекламных целей:
Мы привыкаем к таким оборотам и не обращаем на них внимания. Рекламное пространство можно использовать более эффективно. Хуже, когда маркетологи используют усилители: максимально высокий процент, абсолютно безукоризненно обслужим.
Используйте социальное доказательство. Скажите, что таким-то людям этот продукт нравится, приведите факты, истории, примеры. Клиент должен сам поставить оценку вашему товару.
Штампы
Штамп — это популярное устойчивое выражение, смысл которого либо неясен, либо можно выразить одним словом. Распознать его можно в ситуации, когда от текста веет официальностью, журнальностью, рекламностью:
Штампы не только набили оскомину, но и опасны, потому что не требуют от писателя поиска новых, свежих словосочетаний или хотя бы простых и понятных. Их употребляют, не задумываясь.
Несколько слов: на каждом шагу, сплошь и рядом, куда ни глянь, каждый встречный, каждый второй. Одно слово: все, везде, каждый.
Несколько слов: одному ему понятным образом, как по волшебству, волшебным образом. Одно слово: неясно.
К штампам относятся канцеляризмы. Это штампы, которыми разговаривают бюрократы и руководители крупных постсоветских организаций. Это официальные, мертвые слова, которые нужно заменить на живые и понятные.
Научитесь видеть такие штампы и заменять их на одно простое слово.
Заумь
Часто автор боится, что читатели не поймут, какой он на самом деле умный, поэтому использует длинные и непонятные слова. Если выделить суть этих фраз, можно легко найти замену.
Автор пишет: «Предлагаю минимизировать непродуктивные коммуникации и нивелировать полемику по тривиальным вопросам», а имел в виду: «Хватит спорить из-за такой ерунды!».
Давайте посмотрим на эволюцию усложнения простого словосочетания:
Простые слова всегда побеждают.
Эвфемизмы
Эвфемизмы используются для того, чтобы критиковать и сглаживать углы. Писатель заменяет неприятные слова безобидными синонимами. Это приводит к путанице и показывает неуверенность автора.
Говорим примем возможные меры, а имеем в виду лишим премии, уволим, понизим в должности. Пишем это не совсем тот результат, который мы ожидали, а подразумеваем это некачественная работа.
Как же отличить прямоту от грубости? Не нужно переходить на личности, давать оценку поступку человека, а не его личности.
Отглагольные
Отглагольные существительные не могут просто так встать в предложение. Им нужен глагол вроде осуществлять, оказывать, производить, обеспечивать, предоставлять. Вместо того, чтобы использовать глагол в чистом виде, его словно стесняются.
Причастие — отглагольное прилагательное. Отвечает на вопросы: «Какой? Что делающий?». Они скрывают глагол, усложняют чтение и добавляют в предложения запятые.
Деепричастие — это отглагольное наречие. Отвечает на вопросы: «Когда?» и «Как?», «Что сделав?» и «Что делая?».
Как не надо делать: «Окончив МГУ, он поступил в аспирантуру. Защищая диссертацию, он познакомился со своей будущей женой. Еще будучи молодыми учеными, они открыли свое первое предприятие». Избавляйтесь от деепричастий: «После МГУ он поступил в аспирантуру. Он познакомился со своей будущей женой, когда защищал диссертацию. Первое совместное предприятие они открыли, когда им обоим было до 30».
Страдательный залог — это действие наизнанку, противоположность действительному. Мы пишем «Минфином был предложен план по спасению экономики», хотя лучше «Минфин предложил план спасения экономики».
Неопределенное
Неопределенные слова дают неточную информацию вместо точной, поэтому их невозможно представить. Обычно это говорит о лени автора, который не нашел точных чисел или о его неуверенности:
Если не знаете точное число — округляйте. Знать большие числа с высокой точностью нужно только при сложных расчетах. Пусть на Земле живет 7,5 миллиарда человек.
Брехня
Брехня — это расплывчатые формулировки, которые формально не ложь, но и не правда. Ее используют, чтобы подкрепить слабую, ничем не доказанную мысль:
Суть брехни в том, что автор вроде не соврал, но и ничего не сказал. Он поленился найти ссылки на исследования, привести факты, потратить свое время. Может найденное исследование противоречит другим, но у автора есть данные, а значит мы ему верим больше.
Когда писатель не приводит фактов, он может сделать какой угодно вывод — сегодня один, завтра другой. Старайтесь глубоко вникать в тему.
Хороший синтаксис
Синтаксис — это раздел грамматики, изучающий предложения и способы сочетания слов внутри предложения. Когда слова связаны хорошо, речь льется. Когда плохо — читатель спотыкается. Разберем несколько типичных ошибок.
Плохо: «Избавление от сложных слов и причастных оборотов увеличивает скорость чтения и делает текст простым для понимания».
Хорошо: «Уберите сложные слова и причастия. Тогда текст будет легче читать».
Плохим синтаксис становится когда в нем избыток запятых, скобки, последовательности родительных падежей, вводные конструкции.
Чтобы он получился хорошим, нужно:
Хороший синтаксис — естественная речь. Каждый человек способен хорошо писать, если перестает думать как робот и расслабляется. Когда же вы читаете текст вслух и с выражением, то сразу слышите сложные места, нестыковки и проблемы неблагозвучия.
Также важно обращать внимание на глагол, который означает действие, а не бездействие. В предложении с действием обязательно будут два компонента: сказуемое и подлежащее. Сказуемое — это действие. Подлежащее — тот, кто совершил это действие.
Подлежащее может быть сильным или слабым. Слабое не может совершать действие. Обычно это абстрактные понятия, отглагольные существительные, предметы неживого мира. Сильное умеет совершать действие. Это человек, робот, группа людей, компания, программа.
Слабое: «Наличие справки не гарантирует возможность повторной сдачи экзамена».
Сильное: «Даже если студент принесет справку в учебную часть, мы не обещаем, что преподаватель назначит повторный экзамен». Наличие — плохое подлежащее, потому что оно не может ничего делать. Студент — хорошее подлежащее, он может действовать.
Еще есть сильное и слабое сказуемое. Сильное сказуемое — глагол действия. Это что-то конкретное, его можно представить и снять на пленку. Плохое сказуемое — это глагол, который описывает состояние. Его можно использовать лишь когда они обозначают обычное действие. Вот они: быть, являться, находиться, иметься, становиться, появляться, казаться, относиться, принадлежать, следовать, вызывать.
Слабое сказуемое: «Рост отказов указывает на проблемы с уровнем обслуживания».
Сильное сказуемое: «Клиенты все чаще отказываются от наших услуг. Кажется, менеджеры плохо их обслуживают».
Иногда автор хочет уместить несколько предложений в одном, что также утяжеляет текст:
Ничего страшного не произойдет, если мы избавимся от запятых и заменим их точками:
Если текст легко и просто читать, значит это хороший синтаксис. Не перегружайте его ненужной информацией, а сложную — дробите.
Что, если текст перегружен информацией? В идеале в одном предложении должна быть одна новая мысль. Допускается две и три, но не больше. При этом стоит понимать для какой аудитории пишем:
Evernote – это облачный веб-сервис и набор программного обеспечения для создания и хранения заметок.
Ваша аудитория может не знать, что такое облачный сервис, поэтому для нее в этом предложении слишком много информации, он перегружен. Можно сказать проще:
Evernote – программа для хранения заметок у себя на компьютере и одновременно в интернете.
После чего можно рассказать о том, что такое облачный сервис и почему он завоевал мир.
Многие авторы не умеют писать просто, потому что это сложно. Чтобы донести мысль, нужно совершить интеллектуальное усилие и потратить больше времени, чего обычно не происходит.
Для хорошего понимания, можно использовать обобщение. Пример перегруженного текста: «Чтобы украсть деньги, мошенники используют скиммер, накладку и клавиатуру, скрытые камеры и прямое наблюдение».
Ваш читатель может и не знать, что такое скиммер, накладка и клавиатура. Оставим прямое наблюдение на потом и сосредоточимся на трех инструментах мошенников. Теперь текст выглядит так: «Чтобы украсть деньги, мошенники используют три инструмента: скиммер, накладку на клавиатуру и скрытые камеры». Используйте обобщение везде, где много новых компонентов.
Логика текста
Эта тема объемная, но ее можно свести к трем основным компонентам: абзац, цель и задачи, структура.
Абзацы
Абзацы создают ощущение порядка. Без них текст превратится в сплошную мешанину и читателю будет непонятно, где автор переходит к следующему вопросу.
Если читатель хочет выудить интересные данные, он будет читать первые несколько слов абзаца и за доли секунды решит, захочет ли на нем остановиться. Поэтому абзац должен начинаться с важной информации, а не прятать ее в середине.
В хорошо структурированном тексте из первых предложений абзацев будет складываться понятная история. Проверяйте текст подобным образом и вы увидите, где заблудились в мыслях.
В конце абзаца должен быть вывод. Он словно отвечает на вопрос «Что делать с этой информацией?»:
Последняя фраза абзаца словно забрасывает мостик на следующий. Таким образом мы удерживаем внимание читателя и не даем ему возможности закрыть вкладку.
Цель и задачи
Цель — позвоночник статьи. Она не дает статье развалиться. От текста с целью остается ощущение собранности и силы. Иногда авторы пишут при помощи потока сознания и совершено непонятно, какой цели этим добиваются.
Можно отступить от темы, это сделает текст более глубоким, но стоит понимать, что связь должна быть четкая, а не притянутая за уши. После прочтения вашей статьи в голове у читателя должно что-то измениться.
Задача — это то, как мы достигнем цели. Это конкретные смысловые шаги, ходы, действия. Если цель отвечает на вопрос «Куда идем?», то задачи — это «Какой дорогой?»,
Если вы хотите помочь читателю отказаться от сладкого, задачи могут быть такими:
Задачи могут быть другими, все зависит от вашей хитрости.
Структура
Структура — это то, как организованы мысли в тексте. Это одновременно и внутренняя логика и его внешний вид. Одно должно следовать из другого и тогда читатель дочитает вашу статью до конца и будет рекомендовать ее друзьям.
Например, вы пребываете в Испании и хотите поделиться мыслями по этому поводу. Можно попросту не переживать и писать, что придет в голову. Но такой ворох мыслей может отпугнуть читателя.
Что нужно делать, чтобы текст не превратился в подобный ворох мыслей? Можно добавить подзаголовки — так начнет вырисовываться структура. Можно делить рассказ по дням: день первый, день второй, день третий. Это скучно, ведь события повторяются, развития сюжета нет. Нужно новое деление! Вы решаете разбить поездку по темам:
Такие блоки информации называются модулями (которые состоят из введения, основной части и заключения). Теперь стало намного интереснее, ведь читателю будет легче ориентироваться в тексте и искать важную информацию. Впрочем, деление по дням могло быть лучшим выбором, все зависит от ситуации.
Заключение — самая грустная часть статьи. До него читатель редко доходит, а автор обычно не особо-то и старается. Но у заключения важная задача — закрепить содержание статьи, чтобы помочь читателю сложить полную картину.
Не имеет значения, пишете вы текст или произносите публичную речь: правила одинаковы. Чтобы донести суть сообщения, вы должны пользоваться яркими, информативными словами и при этом уметь структурировать свою речь. Чтобы она не распалась на части, нужно долго и упорно готовиться. Если вы пишете резюме, выделите минимум один день, иначе внятного текста не получится. Думайте, размышляйте, подбирайте правильные слова. Сильный текст редко можно написать за один присест, он требует времени и размышлений.
4 способа написать сильный текст: конкретика, примеры, сравнения и сценарии
Всем привет! На связи Маша Кондратенко, автор «Сделаем».
Мы уже рассказывали, с чего начать работу над текстом: определить цель и полезное действие, узнать всё про аудиторию и продукт, построить логичную структуру.
Чтобы заинтересовать читателя, надо не просто писать о том, что его волнует. Надо писать понятным ему языком и с помощью текста рисовать в его голове образы и картинки.
Давайте на примерах. Прочитайте этот текст:
Вроде по-русски и достаточно понятно: надо нормально спать. Но что-то не то.
Какая картинка появилась в голове во время чтения? Глаза бегают по строчкам, но текст превратился в фоновый шум, как будто стоишь в галдящей толпе. Чтобы включиться, надо приложить усилие и самому находить в голове визуализацию для каждого слова.
Теперь попробуйте вот так:
Гугл советует: чтобы быстро заснуть и крепко спать до утра, надо перестать копаться в смартфоне перед сном, проветривать комнату и ложиться в одно и то же время. Но что делать, если эти советы не работают?
Так и лежишь в темноте, залипаешь в потолок до четырех утра, а мозг крутит в голове презентацию «Топ позорных моментов из жизни». В итоге весь следующий день клюешь носом, не можешь сесть за работу и бесишься из-за громкой болтовни коллег в офисе.
Есть три способа избавиться от проблем со сном…
Во втором тексте больше жизни, он показывает кусочки из реальности и легко рисует в голове картинки. В первом примере — наоборот: читателю нужно доделать работу за автора и самому придумать себе образы в голове.
Но люди идут в интернет развлечься или узнать что-то полезное, они хотят получить информацию быстро и без заморочек. Читатель устал после работы или учебы, ему лень напрягаться, поэтому он закроет сложный текст и посмотрит видео с котиками.
Сделать текст живым, понятным и интересным можно с помощью приемов: конкретики, примеров, жизненных сценариев, сравнений и аналогий.
Давайте разберем каждый прием подробнее.
Абстрактное в конкретное
Абстрактное — это то, чего нет в реальном мире, мы не можем представить, пощупать, увидеть или услышать его. Чтобы найти абстрактное в тексте, надо представить то, о чем вы пишете. Как представить эффективность, надежность или комфорт? Никак, потому что эти слова абстрактны.
Всё абстрактное в тексте надо распаковывать в конкретное. Либо дополнять конкретикой. Человек может представить то, что уже видел, слышал, трогал, нюхал и так далее.
Мы не можем представить комфорт, но можем представить, как лежим на мягком диване под теплым пледом — это и будет конкретикой:
Читатель утонул в абстракции
Быстро выполняем работу.
Зимние шины обеспечивают надежное сцепление с дорогой.
Мощный блендер с инновационными ножами.
У меня был трудный день.
Гибкий график работы.
Развитая социальная инфраструктура рядом с ЖК.
Читатель видит картинку
Написал две статьи за 12 часов.
Запускаем проекты за 1−2 дня.
С зимними шинами вы легко тронетесь в горку даже по гололеду.
Блендер измельчает орехи, превращает мясо в фарш и колет лед.
Сегодня я застрял в лифте на час, поругался с заказчиком и задержался на работе до 10 вечера. А в магазине у дома раскупили все пачки с любимыми печеньками.
Вы работаете 20 часов в неделю, когда вам удобно: днем, вечером или ночью.
В 10 минутах от дома расположены три детских садика, две школы и торговый центр. На первом этаже ЖК есть фитнес-центр, салон красоты и продуктовый гипермаркет.
Сравнения и аналогии
Другое дело, если бы учитель провел аналогию и объяснил теорию на предметах, которые уже знакомы нам из реальной жизни.
Например, как это сделал преподаватель физики Уолтер Левин. Во время своей лекции он показал, как работает закон сохранения энергии на конкретном и понятном предмете — маятнике. После такой лекции закон легко усваивается, а физика уже не кажется нудной:
То же самое и с текстом.
Можно через каждую строчку бросать умные термины и чувствовать себя экспертом. Но от этого не будет никакого толку, если читатель ничего не поймет. Объяснять сложное нужно через известное: проводить аналогию с уже знакомой ситуацией из реальной жизни.
Вот так — сложно
Многие ездят на летних шинах до первых крепких морозов. Но это небезопасно. В состав резиновой смеси летних шин входят полимеры, которые улучшают сцепление с дорогой при температурах выше +7 ℃. Но если температура опускается ниже, эта смесь затвердевает. Шины теряют эластичность, и сцепление с дорогой ухудшается.
А так понятнее
Представьте себе жвачку. Она липкая, эластичная, хорошо тянется. Но положите ее в холодильник, и она сразу застынет. То же самое происходит с вашими летними шинами, когда вы выезжаете на них в холод. Всё потому, что резиновая смесь…
А еще сравнения и аналогии выручают, когда надо помочь читателю оценить абстрактное число. Например, можно сказать: «Во время похода мы поднялись в горы, перепад высоты составил 500 метров». Это много или мало? Представить такое расстояние сложно, поэтому число выглядит пустышкой и ни о чем не говорит.
Но вот что получится, если сравнить абстрактное число с тем, которое нам уже знакомо:
Ни о чем не говорит
Во время похода мы поднялись в горы, перепад высоты составил 500 метров.
Электронная книга Pocket очень легкая и весит всего 210 грамм.
Ого, класс
Во время похода мы забрались на гору на высоту 500 метров — это как подняться пешком примерно на 166-й этаж.
Электронная книга Pocket весит всего 210 грамм — как две плитки шоколада «Аленка».
Примеры
Когда вы рассказываете читателю о продукте, то приводите факты: мощный процессор Intel Core i5, емкость аккумулятора — 5 000 мА·ч, вместительный семиместный салон.
Но сухие факты быстро надоедают, к тому же обычно сами по себе они ничего не значат. Чтобы читатель понял, в чем польза, что означает то или иное качество продукта, факты надо объяснять и дополнять примерами.
Сухие факты
Power Bank емкостью 5000 мА·ч.
Эта статья набрала 40 тысяч просмотров и 70% дочитываний за день.
В каждой квартире ЖК «Красивая жизнь» мы сделали специальные ниши под габаритную мебель и технику.
Сухие факты + примеры
Power Bank емкостью 5 000 мА·ч: хватит примерно на 3−4 полных зарядки Apple iPhone 12.
Эта статья набрала 40 тысяч просмотров и 70% дочитываний за день. Вашу рекламу увидели 28 тысяч потенциальных покупателей.
В каждой квартире ЖК «Красивая жизнь» мы сделали ниши в стене под габаритную мебель и технику. Шкаф-купе, холодильник и стиральная машинка гармонично впишутся в интерьер комнаты. Не придется ломать голову, как их поставить, чтобы они не «съедали» большой кусок комнаты.
Жизненные сценарии
Читатель видит пользу
Беспроводной пылесос будет регулярно поддерживать пол чистым.
Наушники адаптируются к громкости шума вокруг и заглушают его.
У авто вместительный семиместный салон, задние сиденья складываются в ровный пол.
Читатель смотрит кино
Пока вы едете домой с работы, беспроводной пылесос наводит чистоту. Он каждый день будет убирать шерсть кота, крошки и даже скопления пыли, которые вы не замечаете. По дому можно будет ходить в белых носках — они останутся белыми.
Наушники адаптируются к громкости шума вокруг и заглушают его. Даже во время поездки в метро вы будете слышать музыку, а не шум поезда.
У авто вместительный семиместный салон, задние сиденья складываются в ровный пол. Если соберетесь поехать в деревню к родителям всей семьей, в багажник поместится всё: коляска, велосипед, сумки с одеждой и гостинцы