Образцы документов для повышения зарплаты с 2022 года
Зарплата работника, который полностью отработал рабочее время и выполнил месячную норму труда, не может быть ниже МРОТ. С 1 января 2022 года это 13 890 рублей.
Многие компании устанавливают работникам оклад, равный МРОТ, и вводят систему мотивации, состоящую из премий, доплат, надбавок и т. п. Если базовые оклады работников приравнены к МРОТ, то с 1 января 2022 года их нужно повысить до нового МРОТ.
Есть два варианта повысить зарплату до МРОТ.
Первый вариант: повышение оклада
В этом случае издайте приказ о повышении зарплаты, приказ о внесении изменений в штатное расписание и подпишите с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам.
Приказ о повышении заработной платы
Образец формулировки приказа о повышении заработной платы:
1. Установить с 1 января 2022 года месячный оклад в размере 13 890 рублей по следующим должностям:
2. Главному бухгалтеру ФАМИЛИЯ И.О. в срок до «___»________ 2022 года подготовить и представить на утверждение новую редакцию штатного расписания.
3. Руководителю отдела кадров ФАМИЛИЯ И.О. в срок до «___»________ 2022 года подготовить проекты допсоглашений к трудовым договорам с работниками, заработная плата которых подлежит изменению.
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Дополнительное соглашение к трудовому договору
Образец формулировки дополнительного соглашения к трудовому договору:
Общество с ограниченной ответственностью «НАЗВАНИЕ» (ООО «НАЗВАНИЕ»),, именуемое в дальнейшем Работодатель, в лице директора ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО, действующего на основании устава и трудового договора от ХХ.ХХ.20ХХ № ______,
с одной стороны, и ДОЛЖНОСТЬ ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО, именуемый в дальнейшем Работник, с другой стороны, составили настоящее соглашение о нижеследующем:
1. Изложить пункт 4.1 трудового договора от «___»________20__ № ____в новой редакции:
«Работнику устанавливается должностной оклад в размере 13 890 (двенадцать тысяч семьсот девяносто два) рубля».
2. Настоящее изменение вступает в силу с 1 января 2022 года. Остальные условия трудового договора от «___»____________20__ № ____не изменяются.
Приказ о внесении изменений в штатное расписание
Образец формулировки приказа о внесении изменений в штатное расписание:
В связи с увеличением минимального размера оплаты труда на федеральном уровне (МРОТ) на основании статей 133 и 133.1 Трудового кодекса РФ
Второй вариант: доплата до МРОТ
В этом случае внесите в положение об оплате труда норму о доплате до МРОТ. И подготовьте дополнительные соглашения к трудовым договорам с сотрудниками.
Образец формулировки доплаты до МРОТ в Положении об оплате труда:
9. Индексация заработной платы до МРОТ
9.1. Оклад работников индексируется в связи с ростом официально установленного минимального размера платы труда (МРОТ).
9.2. При каждом изменении МРОТ проводится увеличение окладов работников до значения МРОТ, установленного законодательством.
9.3. Оклад с учетом индексации выплачивается работникам начиная с даты, когда вступило в силу новое значение МРОТ.
Приказ об установлении доплаты до МРОТ
Образец формулировки приказа об установлении доплаты до МРОТ:
В целях выполнения требований по ст. 133 ТК РФ и повышении МРОТ до 13 890 руб.
Назначить доплату до МРОТ за январь 2022 года исходя из МРОТ следующим работникам:
Больше информации для бухгалтера смотрите в бераторе:
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
«Я много работаю» — не аргумент. Как просить повышения зарплаты
7 способов понять, что вы достойны прибавки
Если кажется, что вам давно не повышали зарплату, вам не кажется. Вот по каким признакам можно определить, что пора:
1. Календарь . Если вы отработали на одной должности год, это уже повод. Мужчины, кстати, обращаются к этому критерию чаще, чем женщины — те могут по два-три года ждать и сомневаться, заслужили ли. И речь идёт не про ежегодную индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги ( ст. 134 Трудового кодекса РФ ), а про повышение зарплаты конкретному человеку за его работу. Почему год? Редко бывает, чтобы за это время ничего не изменилось в работе сотрудника. Но об этом в следующих пунктах.
2. Изменение должностной инструкции . Понятно, что не все работают по этому документу, но тогда можно просто сравнить, сколько и чего входило в ваши обязанности год назад, а сколько — сейчас. Год назад вы должны были оформлять пять типов бумаг, а сейчас — семь. Год назад вы писали только новости, а теперь ещё и аналитические заметки. Изменились обязанности — должна измениться зарплата.
3. Чужая работа. Решите задачу. Дано: в отделе работало 7 человек, двое уволились. Вопрос: кто теперь выполняет их обязанности и сколько этим людям следует платить?
4. Меньше контроля и лучше результаты. Например, сначала вам не доверяли вести проект самому и над вами был куратор, а теперь вы работаете самостоятельно. Больше ответственности — больше денег. Или раньше вы делали определённый объём работы за неделю, а сейчас — за четыре дня — тоже повод.
5. Слева дороже. Следующие пункты — про внешнее подтверждение того, что уже пора. Попробуйте узнать, сколько получают люди на такой же должности или со схожими компетенциями в другой компании. Например, сходите на собеседование.
Только учитывайте специфику отрасли, в которой работаете. Если все друг друга знают, и после такой встречи вашему начальнику позвонят по-дружески поинтересоваться, отчего тот не держит такие ценные кадры — будет неприятно. И не используйте аргумент «а у них больше платят» в переговорах с руководством. Но об этом чуть позже. Пока мы говорим про внутреннюю решимость начать разговор о деньгах. Часто сделать это мешает страх, что нам не просто откажут в прибавке, а вообще выгонят. Если сходить на разведку в другую компанию, то снижается добавленная стоимость «единственной работы», оказывается, что ещё где-то есть жизнь, ищут сотрудников и даже готовы им нормально платить.
6. Оффер . Ну а если вам даже не пришлось никуда идти, а вас заметил другой работодатель и предложил вам работу — это вообще идеальная ситуация.
7. Взгляд со стороны. Поговорите с теми, с кем у вас есть доверительные отношения — друзьями, коллегами, родными, — чтобы получить поддержку. Спросите, сколько, по их мнению, должен зарабатывать человек на вашей позиции. Используйте нейтральные формулировки. Вместо «сколько должен зарабатывать я», скажите «…на такой позиции/с такими компетенциями». Так будет легче и вам, и собеседнику. Может быть, друзья скажут, какие у них на работе есть бонусы, или даже расскажут, сколько зарабатывают сами — всё это вам пригодится и вселит уверенность.
Как подготовиться к переговорам
Теперь пришло время аргументов. Отнеситесь к повышению зарплаты, как к проекту — вам нужно продать эту идею начальнику. Если у вас есть официальные KPI, то будет совсем легко. Если нет — нужно провести аудит собственной работы и трезво оценить результат. Вообще неплохо бы фиксировать точку старта, то есть записать где-нибудь и сохранить текущие показатели в тот момент, когда вы только устроились на работу или взялись за новый проект. Иначе всё забудется и не с чем будет сравнивать.
Задайте себе вопрос: «За что мне, собственно, платят? На что меня нанимали?» Вопрос этот довольно сложный, и ответ не всегда очевиден. Платят — за результат. Например, вы пишете продающие тексты. Но тексты сами по себе — не результат. Результат — количество клиентов, которые купили товар, прочитав ваш текст. Вы можете написать десять текстов, но они не приведут ни одного клиента.
Результат есть всегда, но оценить его со своей позиции бывает трудно. Нужно посмотреть на себя глазами руководителя или даже собственника компании, оценить свой вклад в развитие бизнеса. Может быть, на вашем участке производства в этом квартале не было сбоев, а в прошлом было три? Может быть раньше вы согласовывали с поставщиками договор неделю, а сейчас — за три дня?
Поэтому «я много работаю» — не аргумент. Как говорил великий экономист Питер Друкер: «Нет ничего бесполезнее, чем эффективно выполнять работу, которую делать вообще не нужно».
Заведите себе файлик, куда в конце рабочей недели будете записывать результаты. Это, кстати, очень полезное упражнение для тревожных людей и трудоголиков, которым кажется, что они всегда недорабатывают и нужно ещё и ещё.
Отведите на аудит своей работы месяц, итоги соберите в отдельный документ или презентацию. Всё. Теперь вы готовы говорить с начальником о повышении зарплаты.
Как не надо делать
Не выхватывайте начальника в коридоре или после совещания, лучше заранее договоритесь о времени встречи через секретаря. Причём тему разговора не обязательно озвучивать заранее. Поверьте, руководитель догадается, зачем вы к нему идёте.
Не говорите эмоционально . Но когда вы проделаете всю подготовительную работу, то места для эмоций не останется. Только спокойствие и рациональность.
Не сравнивайте себя с другими. «А вот Иванов в соседнем отделе получает 75 000, но работает меньше, чем я», — очень плохая тактика. Говорите о себе, показывайте свои результаты и свою ценность для компании.
Не говорите про другую работу , если не готовы действительно туда уйти. Иначе это будет выглядеть как шантаж. Даже если вы были на собеседовании, лучше сказать об этом так «я посмотрел(а), какие сейчас зарплаты на рынке». Или «у меня есть предложение по работе, там очень заманчивые деньги, но здесь я привык(ла), мне нравится коллектив». Если начинаете разговор про другую работу, будьте готовы, что вас на неё отпустят.
Как быть, если вам отказали
Если вам всё-таки отказали — ну нет денег! — есть три варианта дальнейших действий. Для начала поторгуйтесь за время (которое тоже, как известно, деньги). Например, вы справляетесь с текущими обязанностями за 35 часов вместо 40. Тогда можно попросить приходить попозже или уходить пораньше, а может быть, удастся договориться о дополнительном выходном. В итоге стоимость вашего рабочего часа вырастет, появится возможность взять подработку или просто отдохнуть, освободить место в голове для новых карьерных идей.
Если вам не дают ни денег, ни времени, то всегда есть возможность смириться, оставить всё как есть и вернуться к разговору о зарплате через полгода-год.
И наконец, третий вариант — уйти. Если вы проделали всю подготовительную работу, то документ, который вы готовили начальнику в качестве аргумента для повышения зарплаты, легко превращается в портфолио для нового работодателя.
Служебная записка: как написать, примеры и образцы
Во многих компаниях внутренняя коммуникация происходит при помощи служебных записок. Является ли этот документ обязательным, или можно обойтись без письменных «служебок»? Ответ на этот вопрос — в нашей статье. Также поговорим о том, какие бывают разновидности записок, как их правильно оформлять и хранить.
Что такое служебная записка
Обычно служебная записка составляется для решения рабочих вопросов различного характера (организационного, информационного, технического, хозяйственного и т.п.). Ее автором может быть любой сотрудник компании. Цель составления документа также может быть различной: извещение о каком-либо событии (как произошедшем, так и предстоящем), запрос информации, выдача инструкций, согласование действий или решений и т.д.
Исходя из этого, можно дать следующее определение служебной записки. Это документ внутренней деловой переписки организации, который содержит пояснительную, объяснительную, справочную, аналитическую или иную производственную информацию.
Не стоит думать, что «служебка» — ненужная бюрократия, и в век информационных технологий ее может заменить переписка в мессенджерах или телефонный звонок. Зачастую необходимо составить именно официальный документ, который можно будет использовать в общении с контролирующими или судебными органами. Так, правильно оформленная служебная записка поможет отстоять деловую цель тех или иных затрат или обосновать размер расходов. А в кадровом делопроизводстве «служебка» нужна, например, чтобы начать процедуру применения дисциплинарных взысканий.
Виды служебных записок
Можно выделить следующие разновидности служебных записок.
Докладная. В ней автор (сотрудник, руководитель) извещает адресатов (руководство, других сотрудников) о какой-либо внутренней ситуации, сложившейся в компании. Например, об отзыве сотрудника из отпуска в связи с производственной необходимостью, о самоизоляции после возвращения из неблагополучного региона, о переводе на «удаленку» и проч.
Пояснительная. Такая «служебка» содержит сведения о каких-либо внутренних процессах в организации. Например, о введении новой электронной системы работы с рекламациями. Или о переводе внутрикорпоративных коммуникаций в электронную форму — хелпдеск, форумы и т.п.
Объяснительная. В такой записке раскрывают причины той или иной проблемы, события или нарушения. Например, причины допущенных ошибок, выпуска бракованной продукции, выхода из строя оборудования или ПО.
Аналитическая. Она служит для направления сообщения о текущей обстановке или собранной информации по той или иной проблеме. В частности, в такой записке могут быть изложены выводы по итогам внутренних проверок. Либо результаты применения новых материалов и методов, использования программ в тестовый период и т.п.
Материальная. Такие «служебки» нужны, чтобы запросить те или иные ресурсы. Например, закупить канцелярию, компьютеры, СИЗ; отремонтировать или заменить оборудование и проч.
На практике часто происходит смешение перечисленных типов. То есть один документ может содержать элементы сразу нескольких разновидностей «служебок». К примеру, пояснительная записка может быть также и аналитической, если в нее включается не только объективная информация по тому или иному вопросу, но и перечень мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Различия между служебной запиской, докладной и объяснительной
Законодательство не делает различия между служебными, докладными и объяснительными записками. К примеру, в разделе 2 Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии (утв. постановлением ЦИК России от 20.01.16 № 321/1831-6) есть такое определение: «докладная (служебная) записка — внутренний документ, адресованный вышестоящему должностному лицу от нижестоящего должностного лица и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя».
Поэтому различия между указанными видами «служебок» заключаются исключительно в их содержании. В зависимости от того, какая информация включена в документ — пояснительная, объяснительная, справочная (докладная) или аналитическая — он может именоваться соответственно пояснительная записка, объяснительная записка, докладная записка. В то же время каждый из названных типов документа можно называть просто «служебная записка».
Правила составления служебных записок
Каких-либо унифицированных правил не существует. Поэтому составлять записки можно в произвольной форме. В то же время, если тот или иной вид «служебки» используется в делопроизводстве достаточно часто, работодатель вправе прописать в локальном нормативном акте требования к ее оформлению.
При составлении «служебок» желательно ориентироваться на общие правила делопроизводства, установленные в ГОСТ Р 7.0.97-2016 (далее — ГОСТ; утв. приказом Росстандарта от 08.12.16 № 2004-ст). В частности, стоит придерживаться общих требований к созданию документа (разд. 3 ГОСТ), а также правил оформления реквизитов (разд. 4 и 5 ГОСТ).
Что касается содержания записки, то обычно ее текст состоит из двух частей. Сначала излагаются факты, послужившие поводом для составления документа. А затем делаются выводы, даются предложения или запрашивается разрешение на совершение тех или иных действий.
Как написать служебную записку
Сначала нужно указать адресат (или несколько адресатов) «служебки». Обычно таковыми являются должностные лица организации. Соответствующий реквизит принято проставлять в правой верхней части документа. При этом наименование должности указывается в дательном падеже (т.е. отвечает на вопрос «кому?» — директору, начальнику). А потом вносятся фамилия и инициалы получателя записки (п. 5.15 ГОСТ).
Затем по центру документа проставляется его наименование (п. 5.9 ГОСТ). А ниже можно разместить заголовок, отражающий краткое содержание «служебки» и дающий пояснение о том, на какую тему она составлена (п. 5.17 ГОСТ).
Далее следует текст документа. Здесь отражаются обстоятельства, послужившие основанием для составления служебной записки, приводятся аргументы. После этого излагается непосредственно просьба либо сообщение. В этой части документа инициалы следует также указывать после фамилии.
При обозначении адресата и в тексте «служебки» инициалы указываются после фамилии. А при расшифровке подписи — перед ней.
Составление документа завершается проставлением подписи. Она включает название должности автора (если «служебка» оформляется не на бланке организации, также указывается наименование компании), собственно подпись и ее расшифровку. При этом сначала указываются инициалы, а потом фамилия. Если документ составляется несколькими лицами, которые занимают в организации разное положение, то их подписи располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей иерархии занимаемых должностей (п. 5.22 ГОСТ).
И заключительный штрих — проставление даты (а при необходимости также и времени) подписания. Эти сведения располагаются под подписью. Указать дату можно одним из двух способов. Либо арабскими цифрами, разделенными точкой: 05.10.2021, либо словесно-цифровым способом: 5 октября 2021 г. (п. 4.10 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016).
При указании даты цифрами, разделенными точками, первые два реквизита всегда содержат 2 цифры (т.е. 5 января надо указать как 05.01), а буква г. после указания года не проставляется. Если же дата указывается словесно-цифровым способом, то цифра 0 перед днем не используется (т.е. пишется 5 января, а не 05 января), а после указания года проставляется буква г.
Образец служебной записки
Аргументы для повышения зарплаты: хорошие и плохие примеры
Вы работаете в компании больше года. Достигнутые цели, довольные клиенты и заказчики, новые задачи — только на заработной плате это никак не сказывается. Забудьте о словах Булгакова: «Никогда ни о чем не просите. Сами придут и сами все дадут». Если надеетесь на телепатическую связь с руководителем, будьте готовы, что бюджет на повышение заработной платы уйдет более настойчивым и разговорчивым коллегам.
Говорить о повышении зарплаты стоит аккуратно и точно.
«Мне назначил встречу С. — аналитик одной из команд. Он пришел к нам восемь месяцев назад, — рассказывает менеджер по персоналу ИТ-компании. — С работой справлялся, но не более. Задач новых брать не хотел, на внутренние тренинги не ходил, коллегам помогать отказывался. И начал с того, что вот прошло время и он ожидает роста заработной платы.
«Индексации», — вот так он выразился. До сих пор удивляюсь, что люди ждут повышения просто за выслугу лет, не прикладывая к этому никаких усилий».
Как не надо просить прибавки
Шантаж: «Либо вы мне платите столько-то, либо я ухожу». Сработает максимум один раз, и то — если вы действительно незаменимы. После этого вы, скорее всего, вы автоматически попадете в кандидаты на скорое расставание.
Каприз: «Я уже три года работаю, где моя прибавка?». Платят за результат, а не за выслугу лет в компании.
Если нет ощутимой пользы, и объем ваших задач существенно не вырос за это время, то работодатель не увидит оснований для пересмотра зарплаты. Исключение — регулярное небольшое повышение зарплат (максимум на 3-5%) в крупных компаниях в связи с инфляцией. Но в компаниях, где это принято, такой пересмотр проводят и так, по инциативе работодателя, без напоминаний от сотрудников.
У вас есть тема для беседы с руководством, если размер вашей зарплаты заметно ниже среднерыночных, то есть зарплат в других похожих компаниях вашего региона за аналогичный функционал специалистам вашего уровня. Правда, чтобы приводить такой аргумент, нужно располагать фактами — например, сослаться на зарплатное исследование. Работодатель не обязан поднимать зарплату до рыночного уровня, но тем, чей труд для компании ценен, этот аргумент дает хорошие шансы на повышение. Руководство поймет, что потеряет вас, как только вы найдете вакансию с более конкурентной зарплатой.
Слухи и сплетни: «А почему Иванову повысили, а мне нет?». Во-первых, такова реальность: у сотрудников на похожих позициях могут быть разные зарплаты, само по себе это не аргумент и не всегда признак несправедливости. Вы уверены, что выполняете такой же объем задач и с таким же результатом, как Иванов? Во-вторых, обычно бонусы и заработная плата — часть коммерческой тайны, которую сотрудники не должны разглашать.
Личные обстоятельства: у вас ипотека, скоро свадьба или пополнение в семье, пожилые родители на иждивении, нужно оплатить обучение ребенка. Всё это не имеет отношения к работе, а платят вам именно за нее, и современные руководители с большим удивлением воспринимают попытки подобных аргументов для прибавки.
«Меня просто поразила одна молодая сотрудница, которая как-то пришла просить повышения зарплаты со списком своих ежемесячных расходов, — рассказывает Марина, руководитель коммуникационного агентства. — Ее аргументом было то, что ей хватает только на самое необходимое, а на дополнительные «хотелки» — нет. Поясню: у нас хороший уровень зарплат в компании, мы платим даже немного выше рынка. Но ведь и уровень расходов у каждого свой: сегодня ей не хватило на поездку на курорт, а завтра она придет просить повышения для покупки машины представительского класса? Я как руководитель и собственник бизнеса, вообще не понимаю, как можно обосновывать повышение зарплаты не своей ценностью для бизнеса, а личными потребностями. Это всё равно что попытаться продать покупателю что-то в магазине со словами: «Купите, потому что нам очень нужны деньги!». Поймите, мы находимся в рыночных условиях».
Закрытые глаза: соседний отдел сокращают, расходы «режут», а тут вы со своим повышением. Осторожно: можно попасть под горячую руку!
Как надо просить прибавки
После оценки, подведения итогов, заключения крупной сделки: «Смотрите, я стабильно перевыполняю план на 20%» или «В этом году я предложила схему оптимизации налогов, которая сэкономила нам N рублей».
При росте количества задач: «Хорошо, я готов взять на себя еще один проект. Но давайте пересмотрим уровень моей заработной платы, так как это увеличит мою нагрузку на 30%». Или так: «Смотрите, вот мой отчет о работе за три квартала текущего года, а вот отчет за тот же период прошлого года. Вот планы, которые мы обсуждаем на следующий год. Количество задач в этом году существенно выросло и продолжает расти. А зарплата осталась на том же уровне. Почему?».
При повышении в должности: «Хочу уточнить, как изменится мой доход при переходе». Бывает, назначая на новую должность с более высоким уровнем ответственности и обширным количеством задач, зарплату увеличивают очень незначительно. А то и вовсе со словами: «Поработай, покажи результат, а там посмотрим». Договариваться нужно сразу, «на берегу».
Лучшее время для подобного разговора — 3–4-й квартал, так как идет планирование бюджета на следующий год.
Если встреча закончилась отказом, обязательно уточните: что вы можете сделать для того, чтобы ваша заработная плата увеличилась? Оговорите сроки, когда можно будет вернуться к этому вопросу.
Рыночные предложения
Вы решились на активный поиск работы. Что сделать, чтобы увеличить свой доход при переходе из одной компании в другую? Как узнать, на какую сумму вы можете рассчитывать?