Как сочинить гитарное соло
Гитарные соло это очень важный элемент в рок музыке, соответственно, вы как гитарист, обязаны знать как их играть и сочинять. Крутое соло поворачивает песню в новом направлении и также может быть очень запоминающимся, как припев.
Многие посредственные гитаристы при игре соло очень много внимания уделяют разным гитарным эффектам и трюкам. А легенды могут сочинить отлично звучащие соляки и без этого. Не зря же их называют «гитарными героями». Они настолько талантливы, что способны высечь отменный звук своих соло с минимальным набором нот, эффектов и различных трюков.
Что же, как они вообще это делают? Может быть есть какой то гитарный ген? Или может они продали душу дьяволу, чтобы уметь так сочинять? Давайте попробуем в этом разобраться.
Одно я могу сказать точно: они очень усердно занимались и работали, чтобы достичь своего высокого уровня игры.
Мы же, в свою очередь, можем очень многому научиться у них. Хотя бы приблизиться к мастерству их игры, быть немного похожими.
Итак, чтобы сочинить крутое гитарное соло, нам нужны три вещи:
Изучаем гаммы и лады
Чтобы более-менее сочинять даже самые простые соло, вам обязательно нужно знать самые основные лады. Хотя бы мажорный и минорный лад.
Знание позиций пентатоники, мажорного, минорного ладов, а также гармонического минора на грифе очень сильно вам поможет в сочинении своих собственных соло. Это просто самый необходимый минимум. Так что я советую вам не пренебрегать их изучением.
Кстати, есть такое неправильное мнение, будто знание ладов и музыкальной теории в целом, загоняет вас в рамки. То есть не дает вам свободы. Я считаю, что это полный бред. Знание теории вам лишь помогает быстрее находить нужные ноты, а все остальное сделают ваши пальцы и слух. Но и налегать на одно изучение гамм не стоит. Ищите золотую середину.
По мере тренировки ваших ушей, ваши пальцы сами будут находить нужные ноты на грифе. Например, при игре импровизаций под какую-либо аккордовую последовательность.
Изучение гамм и ладов также развивают вашу левую руку. По мере их изучения и построения на грифе, вы несомненно заметите, что стали быстрее и увереннее перемещаться по грифу гитары.
Музыкальная теория
Для новичков, процесс нахождения нужных нот на грифе кажется чем то феноменальным и фантастическим. Конечно же знание музыкальной теории, хотя бы поверхностное, очень сильно в этом поможет.
Теория музыки дает вам понимание того, почему одни ноты звучат хорошо, а другие плохо. Знание почему так происходит очень сильно упростит вам жизнь и ускорит ваше обучение искусству сочинения хорошего соло.
Вы можете долго и упорно эмпирическим путем выяснять какие ноты можно «тыкать» а какие нет. Или же просто один раз изучить законы музыки и сократить время обучения в разы. Решать только вам.
Как сочинить свое гитарное соло
Как правило, если вы играете в группе, то сопровождение сочиняется раньше соло. Если вы сочиняете песню один, то возможно, вы уже примерно представляете как оно должно звучать. Но все равно, сопровождение пишете раньше.
В этой части, я бы хотел дать небольшой совет, как сочинять соло в группе. Это чисто из личного опыта.
Первым делом вы должны хорошо быть знакомы с треком. Даже лучше самому сесть, сыграть его и записать. Вообще для гитариста, записывать самого себя, это очень важная вещь. Слушая себя со стороны, можно услышать то, чего не слышал ранее. Кстати, как это сделать с помощью компьютера и звуковой карты, читайте здесь: FAQ по записи трека и здесь: Программы для записи гитары.
После того, как у вас будет на руках запись, слушайте ее в течение некоторого времени. Вы должны, грубо говоря, привыкнуть к ней, знать каждые нюансы мелодики и композиции.
И наконец, просто импровизируйте под запись. Обязательно, записывайте все свои дубли и слушайте со стороны. Здесь вам очень поможет знание грифа и гамм.
И наконец, записываем полученный результат, снова прослушиваем и наслаждаемся!
Сила импровизации
Еще один важная вещь для соло гитариста, это конечно, импровизация. Вы можете поразить группу наизусть выученным соло, но иметь навык импровизации под неизвестный трек, это еще более полезная вещь.
Так же умение импровизировать очень помогает когда вы забываете какой-либо кусочек вашего соло, например на концерте. А некоторые гитаристы идут еще дальше. Они вообще не особо любят что-то заучивать наизусть и очень часто импровизируют!
Искусство и умение импровизировать несомненно говорит о том, что гитара это во всех смыслах, продолжение рук гитариста. Он умеет извлекать ноты так же свободно, как говорить.
Постоянно занимайтесь и практикуйтесь!
Сочинение хорошего гитарного соло это не быстрый процесс. Торопиться здесь некуда. Ну только если у вас не дедлайн завтра. Хорошенько проработайте каждый момент, запишите себя, прослушайте. Если что-то не нравится, скорректируйте и повторите это снова. Не бойтесь импровизировать и изучать музыкальную теорию, это здорово поможет вам. Пользуйтесь советами из этой статьи и удачи в сочинении!
Как придумать гитарное соло?
Очевидно, что сыграть полнометражное произведение технически гораздо сложнее, чем какие-либо короткие фрагменты (при приблизительно равной степени сложности материала). В свою очередь, неоспорим тот факт, что сыграть музыкально осмысленный фрагмент существенно сложнее, чем продемонстрировать под клик отдельные виды техник, используемых в нем, хотя многие этого не понимают.
Однако, если речь идет о творчестве, то зачастую придумать короткое и при этом музыкально содержательное соло под конкретный минус бывает сложнее, чем написать полнометражную композицию. Мало того, что разные минусовки «обязывают» подстраиваться под них стилистически, так еще и никто не отменял ограничения во времени. Вот есть, к примеру, 40 секунд — хоть тресни, надо уложиться и «сказать» все, что хотел за эти 40 секунд, если конечно, есть, что «сказать».
С моей точки зрения, лучшее соло на гитаре в составе композиции — это своего рода песня в песне. За примерами далеко ходить не надо: соло Brian May из Bohemian Rhapsody, Jimmy Page из Stairway to Heaven, Randy Rhoads из Crazy Train, Slash из Sweet Child O’ Mine и др. Думаю, никто не будет спорить с тем, что вышеперечисленные гитаристы сыграли одни из лучших гитарных соло всех времен. И все эти соло представляют из себя вполне сформированную запоминающуюся композицию. Пусть небольшую, но композицию, находящуюся при этом в составе песни.
В этой статье я хочу поделиться тем, как я придумываю соло на электрогитаре. Для этого в качестве примера возьмем абстрагированный от какого-либо произведения, довольно симпатичный, но при этом совершенно обыкновенный минус (желающие могут его скачать):
Такого рода минусовки я обычно делю на две части: «мелодическую» и «шредовую». Названия, конечно же, носят символический характер, в той же «шредовой» части абсолютно не обязательно безбашенно нарезать пассажи 32-ми нотами, свиповать, тэппить и пр.
«Мелодичная» часть гитарного соло
В основе «мелодичной» части, по логике вещей, должна лежать слушабельная, запоминаемая и напеваемая мелодия. На мой взгляд, лучшие гитарные соло отвечают этим требованиям. Послушайте, к примеру, соло John Petrucci из песни Another Day (Dream Theater) — невероятно красивое соло, слушая которое так и хочется подпеть. Поэтому лично я являюсь сторонником того, что мелодия должна придумываться именно голосом, т.к. это существенно повышает вероятность ее соответствия трем вышеназванным требованиям. Если же придумывать гитарой, то существует риск оказаться в ловушке ранее выученных фраз. Эти фразы совсем не обязательно «не в кассу», но они, совершенно точно, не будут новыми. А придумывание голосом увеличивает шансы на изобретение каких-то нестандартных для себя (собственноручно ранее не использованных) мелодических ходов.
Именно поэтому, работая над «мелодичной» частью, я откладываю гитару в сторону, включаю минусовку и просто напеваю на нее, что в голову взбредет. Появилась какая-то идея — беру в руки гитару и «перекладываю» на нее то, что только что напел голосом. После этого насыщаю фразу мелизматикой, характерными для гитары фишками (форшлаги, рывки, бенды, слайды, вибрато и пр.) и развиваю ее. В качестве примеров, приведу несколько своих соло, мелодии которых были придуманы именно голосом (в разных соло «мелодичная» часть располагается по-разному, как правило, либо в начале, либо в середине).
«Шредовая» часть гитарного соло
В «шредовой» же части в первую очередь эксплуатируется «словарный запас» гитариста, в который входят разученные им в ходе съема различных произведений фразы или же собственные «изобретения». Однако «шредовая» часть, конечно же, не должна превращаться в наглую и бездумную эксплуатацию выученных когда-то фрагментов. Сами клише ни в коем случае не возбраняются, но их обязательно надо адаптировать под конкретную ситуацию, а не пихать в одном и том же варианте, где попало.
В качестве примера использования «словарного запаса», основывающегося на различном материале, могу привести мое Reason Solo. Оно записано в 2012 году и на тот момент я вдоволь заслушивался Andy Timmons, снимал партии Nuno Bettencourt из композиции Extreme — Comfortably Dumb и кайфовал от одного из соло May Lian, которое было для меня отчасти эталоном. Влияние всех вышеперечисленных музыкантов можно услышать в Reason Solo не вооруженным ухом.
1. Фраза Andy Timmons из Cry For You (0.00 — 0.09 в Licks from Reason Solo) присутствует и в моем соло (0.06 — 0.11 в Reason Solo)
2. Фраза May Lian в одном из его соло (0.10 — 0.17 в Licks from Reason Solo) также использовалась в Reason Solo, правда, в несколько ином контексте (0.19 — 0.22 в Reason Solo)
3. Нисходящий пассаж Nuno Bettencourt из песни Comfortably Dumb (0.18 — 0.24 в Licks from Reason Solo) можно встретить в видоизмененном варианте в Reason Solo. Пассаж сыгран в другой позиции, кроме того, в отличие от Нуно, я не использовал блюзовую ноту. Тем не менее, сразу видно, откуда брошен камень (0.35 — 0.37 в Reason Solo) Не смотря на то, что все три вышеназванных гитариста довольно разноплановые, деликатное использование полученных от них фраз способно существенно скрасить гитарную партию. Само собой разумеется, чем больше различных произведений различных авторов да еще и в различных жанрах снял гитарист, тем больше у него «словарный запас». А следовательно и больше вариантов для построения интересных и красивых музыкальных конструкций.
Золотая середина в технике и теории
Но на мой взгляд, самое сложное в написании соло на гитаре — поиск золотой середины между «мелодичной» и «шредовой» частями. Например, если сильно увлечься построением мелодии, то в условиях ограниченного времени можно банально не успеть «сказать» все, что хотел. Минус подходит к концу, а развитие только начинается. В этом случае соло может получиться скучным и нудным. Не редкость и обратная ситуация — человек слету берет и начинает поливать гаммы-пентатоники вверх-вниз туда-сюда. Даже если он это делает технически безупречно, вряд ли это понравится кому-то, кроме его «единомышленников».
Кроме того, золотую середину надо соблюсти и в теоретическом плане. Бывает, что гитаристы настолько сильно привязываются к натуральному мажору/минору или же просто гоняют пентатонику, будто шаг влево-вправо будет караться расстрелом на месте. Или же некоторые музыканты слишком увлекаются экспериментами с ладами, не замечая, как их соло теряет свою привлекательность и тонет в потоке сомнительных созвучий.
Конечно же, все вышеизложенное не является истинной в последней инстанции, а лишь отражает мое субъективное мнение по данному вопросу. И чтобы не быть голословным, прилагаю видео со своим соло на прикрепленный выше минус. Здесь также «мелодичная часть» придумана исключительно голосом, в «шредовой» части присутствуют адаптированные в данный контекст фразы из моего «словарного запаса», а с точки зрения теории могу сказать, что в этом соло на электрогитаре используется натуральный минор, фригийский доминантный лад и дорийский минор с добавленной блюзовой нотой (тоника — ре).
Еще несколько моих соло
Как быстрее придумывать гитарные соло: простой и эффективный метод
Думайте как играть, а не что играть.
Одной из самых распространённых проблем гитаристов при сочинении соло является нехватка идей. Непонятно, что именно играть дальше, ведь хочется сделать соло ярким и запоминающимся. Преподаватель Том Хесс на своём сайте рассказал, как легко и быстро придумывать гитарные соло и улучшить навыки импровизации, отказавшись от вопроса «Что играть?». С разрешения автора SAMESOUND приводит адаптированный перевод заметки.
Очень часто гитаристы, придумывающие гитарные соло, сталкиваются с нехваткой идей для сочинения партии. Причин тому, как мне кажется, две:
Долгосрочное решение проблемы поиска идей для сочинения соло требует смены мышления. Для начала перестаньте думать о том, как вы запилите что-то дикое и невероятное, что запомнится всем и каждому. Соло далеко не всегда история про скорость и сложность.
Примите тот факт, что яркое и запоминающееся соло ≠ сложное и насыщенное соло. Всё-таки исполнение важнее содержания.
Перестроить мышление поможет принцип получения большего от каждого известного вам гитарного соло. Благодаря этому принципу можно придумывать более интересные партии и улучшить общее звучание без глубокого изучения нового материала.
Чтобы выжать максимум пользы из уже изученного материала, достаточно соблюдать простой алгоритм:
1 Найти бэк-трек
Найдите бэк-трек в любой тональности. Главное правило здесь — комфортность игры. В качестве бэк-трека можно придумать свою минусовку или скачать готовый бэк-трек в одном из соответствующих каталогов.
2 Вспомнить любую известную фразу
Вспомните любой отрывок из гитарного соло, которое вы изучали ранее. Желательно, чтобы отрывок был коротким и несложным для игры. Не прыгайте выше головы, пусть фраза будет в пределах ваших технических возможностей игры на гитаре.
3 Исполнить фразу с умом
Включите бэк-трек и играйте выбранную ранее гитарную фразу. Сыграв отрывок в первый раз под минус, не спешите изобретать совершенно новый пассаж. Для начала повторите фразу ещё несколько раз, а затем сыграйте её вариацию. Именно вариацию — фраза должна содержать небольшие изменения в нотах, но при этом оставаться собой.
Создать вариацию можно одним из следующих способов:
Придумайте как минимум десять вариантов оригинального отрывка соло. Понятно, что в настоящем соло вы вряд ли когда-либо будете играть одну и ту же фразу в десяти вариациях, но цель здесь в другом. Я хочу, чтобы вы прошли через процесс исследования возможностей, доступных вам прямо сейчас.
Конечно, в реальном гитарном соло вы вряд ли будете играть один и тот же лик 10-ю похожими способами, но здесь я хочу, чтобы вы прошли через этот процесс намеренно и исследовали больше возможностей для импровизации, доступных вам на данный момент.
4 Выбрать новую фразу
После того, как одна из фраз будет сыграна во всех возможных и доступных вам вариациях, переходите к следующей. Можно взять ещё одну фразу из того же соло, откуда взялся первый отрывок, можно вспомнить другую партию.
5 Повторить с новой фразой
Повторите все действия, начиная с третьего шага. Играйте оригинальную партию, придумывайте вариации, используя новую ритмику или различные украшательства.
Предложенный алгоритм отличается от того, как большинство гитаристов придумывают партии соло-гитары или импровизируют. Вариации — один из самых действенных способов украсить партии, сделать их интереснее. Вместо того, чтобы впихнуть в свою импровизацию как можно больше разнообразных и несвязанных по смыслу фраз, можно обыгрывать основные идеи партии с помощью ритма, других интервалов или приёмов звукоизвлечения.
Предложенный мной метод позволяет получить больше из меньшего. Чтобы соло заиграло новыми красками и при этом не распухло от ненужных нот, достаточно чаще думать о том, как именно извлечь тот или иной звук. Можно не быть самым быстрым гитаристом в мире, но при этом придумывать и исполнять великолепные соло и яркие запоминающиеся импровизации только за счёт знания приёмов звукоизвлечения и умения грамотно их применить.
Кто-то решит, что описанный метод слишком прост, чтобы быть эффективным. Судить вам, но моя практика показывает, что он и прост, и эффективен одновременно. Я рассказывал его многим своим ученикам и спустя некоторое время все они значительно улучшили свои навыки импровизации и стали придумывать более интересные соло. Попробуйте и вы.
Как написать соло партию гитары
Когда-то давно, когда мне нужно было придумать сольную партию для какой-нибудь песни, я делал это так: садился и по кругу наигрывал много-много разных хаотичных фраз, объединенных общей тональностью, а затем выбирал из них те, которые показались наиболее удачными, склеивал между собой и вставлял в запись. К сожалению, в тот момент многих вещей мне никто не объяснил, и потребовались годы, чтобы с опытом пришло их понимание. И теперь я могу поделиться собственным опытом о том, как придумать или сымпровизировать гармоничное и интересное соло для любой песни.
Все сказанное ниже в этой статье – довольно просто. И любой профессионал легко может проигнорировать ее. Но даже профессионалу иногда бывает полезно консолидировать все свои знания в виде тезисов, систематизировать их, и возможно эта статья будет в этом хорошей помощью. Ну а те музыканты, которые еще только на пути к миру профессиональной музыки – смогут найти в ней много интересного и полезного.
Соло в музыкальном произведении – это особая часть. Есть песни малоинтересные сами по себе, но расцветающие благодаря сыгранным в них соло. Некоторые соло настолько красочны, что тысячи музыкантов по всему миру фанатично снимают каждую нотку, и иногда даже соревнуются в исполнении их с коллегами по цеху.
АКАДЕМИЯ МЮЗИКМЕЙКЕРА
Книга А. Данилова о создании музыки
Наиболее яркие сольные партии гитары известны любому гитаристу. Любой начинающий рокер с первых нот узнает соло из Smoke On The Water группы Deep Purple или из Stairway to Heaven группы Led Zeppelin. Клавишники традиционно считаются более замороченными, но и среди мастеров этого инструмента есть законодатели, по чьим партиям молодые музыканты осваивают азы своего инструмента. Многими любимы органные и синтезаторные соло таких музыкантов как Кейт Эмерсон, Рик Уэйкман, Джон Лорд, Рэй Манзарек и так далее. Многие даже далекие от музыки люди восторгаются проникновенностью соло в различных популярных песнях, таких как, например, фортепианный проигрыш в середине La Belle Dame Sans Regrets Стинга, гитарное соло в конце Hotel California группы Eagles и так далее.
Ну а если Вы клавишник или просто знаток хорошей музыки, то наверняка уже оценили великолепие прекрасных соло в таких песнях как All My Love (Led Zeppelin, меллотрон), My Melancholy Blues и Love of my Life (Queen, фортепиано), Lazy и Child in Time (Deep Purple, орган), Angels at My Gate (Manfred Mann’s Earthband, синтезатор), Come Together и Get Back (Beatles, электропиано), Shine On You Crazy Diamond (Pink Floyd, синтезатор), и во многих других.
Снимать и исполнять чужие соло – это хорошая школа, которая помогает воспитать ощущение звука, вкус, чувство стиля. Однако необходимость сыграть свое собственное соло в каком-нибудь произведении часто вводит музыканта в ступор. Вдруг выясняется, что воспроизвести чужую партию не так уж сложно, а вот для создания чего-то нового помимо слуха и техники требуется еще и наличие фантазии, созидательное начало. Плюс знания совершенно иного характера.
В этой статье я дам несколько советов, как научиться играть соло на гитаре, синтезаторе или любом другом инструменте. Всего десять пунктов, но усвоив эти простые правила – вы на десять ступенек повысите уровень своей музыкальности, ощутите новые возможности. Возможно, некоторые вещи после прочтения этих рекомендаций потребуют переосмысления, но благодаря им вы сможете существенно поднять планку собственного профессионализма.
Все сказанное ниже актуально для любых типов соло – как импровизационных, так и заранее придуманных. Кроме того, они годятся для музыкантов, играющих на любых инструментах, будь то синтезатор, фортепиано, гитара, саксофон, скрипка, или даже ударная установка. По умолчанию будем считать, что у музыканта есть среднестатистический музыкальный слух, ну и с техникой тоже порядок. Максимум внимания на творческую сторону.
1. Отталкивайтесь от исходного материала
Самое важное в любом соло – это тематизм. Чтобы соло было запоминающимся и интересным – оно должно содержать в себе мысль. Соло начинающего солиста от опытного будут отличаться степенью выверенности нот. Как в анекдоте про старого скрипача, выигравшего на фестивале гран-при благодаря тому, что сыграл только одну ноту: «Они все ищут, а я уже нашел».
Вы придумываете соло к песне, или к какой-то музыкальной теме. Отталкивайтесь от ее мелодии, обыгрывайте ее, придумывайте вариации и небольшие отклонения от мелодии. Постепенно Вы будете удаляться все дальше от исходной точки, а затем почувствуете, что полностью овладели «словарем» этой мелодии. Теперь вы можете переставлять слова местами, находить синонимы, произносить их быстрее или медленнее, украшать вспомогательными оборотами и так далее. Но не забывайте тему, пусть она будет у вас в голове как ориентир.
2. Четко усвойте гармонию
Чтобы в соло не проскакивали фальшивые ноты, нужно четко и честно выучить гармоническую сетку, на которую играется соло. Многие игнорируют этот момент, и очень зря. Играют себе соло в основной тональности песни, тогда как гармония может уходить от начальной точки довольно далеко. Кроме того, те, кто ограничивают себя одной тональностью – теряют в разнообразии. Ведь каждый аккорд можно обыграть не одним, а сразу несколькими ладами. Таким образом, Ваши возможности по придумыванию вариаций мелодии могут существенно расшириться.
Гитарист вы или клавишник, первым делом, садясь за соло – поиграйте по кругу аккорды произведения. Десять, двадцать раз – до тех пор, пока не поймете, что запомнили их практически до подсознательного состояния. Неважно, что аккорды простые, не дайте простоте ввести себя в заблуждение. Играть аккордовую сетку при подготовке соло просто необходимо. По ходу, чтобы не терять время, напевайте себе что-нибудь, что приходит в голову при воспроизведении этой гармонии.
Если ваш основной инструмент не позволяет играть аккорды, как это позволяют гитара, фортепиано или синтезатор – воспользуйтесь подручным пианино или миди-клавиатурой. Если вы серьезно занимаетесь музыкой, подобная вещь обязательно должна у вас иметься, да и общее фортепиано преподают любым инструменталистам даже в музыкальной школе.
3. Соло в голове, а не в пальцах
Очень важно запомнить этот тезис. Соло играется не пальцами, а головой. Пальцы лишь транслируют команды головы вашему инструменту. Какой бы ни была высокой техника вашей игры, без осмысленного подхода все ноты, издаваемые вашими пальцами, будут пустым трепом.
И наоборот, человек с довольно скромными техническими навыками может выдавать удивительные вещи только благодаря тому, что работает головой.
Команды мозга по нашей нервной системе передаются гораздо быстрее, чем сокращаются самые натренированные мышцы пальцев. Быстрые пассажи получаются лучше тогда, когда вы их предслышите. Если фраза сформирована в голове, она будет сыграна.
4. Продумайте соло
Даже любой джазовый музыкант знает, что самая лучшая импровизация – подготовленная. Тщательно продумайте форму вашего соло. Разбейте его на части, взгляните на него со стороны. У любого соло есть ряд очень важных составляющих, и если вы отнесетесь к ним с максимальным вниманием, то результат порадует и вас, и слушателей.
Другая важная часть – кульминация. Это максимальный пик напряженности в вашем соло. Самое драматическое место, самые яркие фразы, высокие (а может и низкие) ноты. По всем канонам психоакустики, музыки и любого другого искусства, кульминация находится чаще всего примерно в точке золотого сечения. Что такое золотое сечение – вы можете глянуть в интернете, но применительно к музыке оно находится примерно в третьей части из четырех. То есть, если вы играете соло на 8 тактов, кульминация приходится на 5-6 такты. Но кульминация не может наступить сама по себе, чтобы она имела смысл – все развитие вашего соло должно к ней идти. Как именно вы оформите кульминацию – решать вам. Но наиболее распространенные способы – это исполнение насыщенного быстрого пассажа, взятие наиболее высоких нот, либо комбинация того и другого.
Третья важная часть соло – «уход». После кульминации у вас остается еще приличное количество времени, которое должно быть тоже как-то осмысленно заполнено. Представьте себе, как вы понижаете голос во время разговора, когда предложение близится к точке. Представьте, что вы глубоко вдохнули, а затем продолжительно выдохнули. Завершающие фазы этих явлений помогут вам понять, как можно оформить уход из соло. Дайте слушателю знать, что вы сказали все, что хотели сказать. Пусть он услышит точку в вашем повествовании. Передайте эстафету другому солисту, либо певцу для исполнения следующего куплета или припева. Не залезайте своими нотами в чужие партии: это будет, во-первых, некрасиво по звучанию, а во-вторых – неуважительно по отношению к другому музыканту.
5. Дайте воздух своим нотам
Помните слова великого Джона Пола Джонса: «пауза – это тоже музыка». Там, где вы останавливаетесь – вы даете возможность слушателю усвоить сыгранное до этого. Длинные фразы без пауз не дают возможности осознать и уложить в голове их смысл, и слушатель теряет интерес к исполнителю. Чередуйте короткие ноты с длинными, мелкие фразы с распространенными, и не забывайте делать перерыв в звучании хотя бы на доли секунды. Это правило настолько важное, что его значение невозможно переоценить. Если вы его прочувствуете, пропустите через себя и никогда не будете нарушать – считайте, что вы сделали огромный профессиональный рывок.
Конечно, это не значит, что длинным фразам вообще нет места в музыке. Просто их нужно выдавать дозировано, осторожно. Их нужно готовить, отводить под них место. Есть примеры четко продуманных соло, сыгранных без пауз короткими длительностями. Послушайте песню Spotlight Kid группы Rainbow, а также песню Burn группы Deep Purple. Первый пример – длительное построение короткими нотами на гитаре, второе – такой же проигрыш на органе. Оба соло слушаются очень органично, потому что аккуратно вплетены в ткань песен.
6. Используйте целевые ноты
Фраза не может прийти в никуда. Заранее решите, на каком аккорде будет завершаться ваша фраза. Приведите мелодию к этому аккорду и разрешите ее в этот аккорд. Помните, что целевая нота – не обязательно тоника этого аккорда (то есть, если в этот момент звучит до-мажор – необязательно приходить именно к ноте до). Самые красивые целевые ноты – это обычно третья и седьмая ступень относительно тоники аккорда (то есть для до-мажора это ми и си, либо си-бемоль, в зависимости от лада). Но можно использовать и другие ноты, главное их красиво и интересно обыграть.
Не забывайте про тяготения. Самые сильные тяготения – полутоновые. То есть ноты, принадлежащие разным аккордам и отстоящие друг от друга на полтона – лучше всего разрешаются (одна в другую). Например, если требуется соединить аккорды соль-мажор и до-мажор, то самые острые тяготения у них – следующие:
Между нотами си (третья ступень соль-мажора) и до (первая ступень до-мажора);
Между нотами фа (седьмая ступень соль-мажорного септаккорда) и ми (третья ступень до-мажора).
Анализируя соседние аккорды, вы сможете выделить для себя ноты, к которым лучше всего вести мелодию, чтобы наиболее ярко разрешить ее в конце фразы.
7. Старайтесь разнообразить начала фраз
Чтобы избежать монотонности в своем соло, начинайте каждую фразу с новой доли. К примеру, первую фразу начали на вторую восьмушку третьей доли, значит вторую фразу начинайте, например, ровно со второй доли. Можете использовать и более мелкие длительности, тогда вариантов будет еще больше. Хорошо звучат фразы, которые начинаются на одну шестнадцатую позже наступления доли, либо за одну шестнадцатую до наступления доли. А поскольку долей у нас обычно несколько (чаще всего четыре) – то и вариантов для старта каждой следующей фразы у вас предостаточно.
Конечно, никто не запрещает играть также и одинаковые по ритмике фразы, но ритмическое разнообразие дает вам большую свободу. Практикуясь, вы постепенно научитесь быстро мысленно выстраивать ритмическую концепцию в процессе исполнения соло.
8. Работайте с формой
В построении мелодии есть свои законы. Если их игнорировать – результат вряд ли будет интересен слушателю. Эти законы не родились на бумажке по мановению руки какого-то теоретика. Они вырабатывались столетиями, силами величайших композиторов разных эпох. А теоретики смогли извлечь квинтэссенцию из того, что создано великими умами. И что самое удивительное – оказалось, что эти законы элементарны и доступны, и следовать им очень легко, главное их знать.
Развитие мелодии опирается на чередование фраз разной длины, разделенных паузами разной продолжительности. Основные структуры при построении мелодии – это периодичность, суммирование, дробление, замыкание, а также их разновидности. На днях я опубликую материал, подробно рассказывающий об этих структурах, так что если Вам интересно – следите за обновлениями или подпишитесь на блог.
Я очень рекомендую уделять должное внимание структуре вашей мелодии. Чем более она продумана и стройна – тем яснее ваша музыкальная мысль для слушателя. В простой оболочке можно с успехом донести до понимания слушателя даже сложное содержание.
9. Не перебарщивайте ни в чем
Будьте рациональны. Не нужно ни в чем быть чрезмерно усердным. Слишком много быстрых нот – плохо. Слишком много одинаковых ритмически фраз – плохо.
Не переусердствуйте со средствами выразительности. При игре на гитаре подтяжки, вибрато, флажолеты, глиссандо… При игре на синтезаторе – использование колеса модуляции, питч-бенда, послекасания и так далее… Все это – элементы вашего исполнения. Если они становятся самоцелью, они начинают отвлекать от основной идеи и надоедать слушателю. То, что вы владеете вибрато или колесом модуляции – это прекрасно, но не надо через каждый такт доказывать всем это снова и снова. Чередуйте эти элементы. А если даже что-то пропустите – не беда, у вас еще будет много шансов это восполнить.
10. Обратитесь к классикам
Снимайте и разучивайте ваши любимые соло. Анализируйте их. Почему сыграна эта нота, а не другая? Почему эта фраза длинная, а эта короткая? Почему самая высокая нота находится именно здесь?
Обратите внимание на то, что даже самые техничные исполнители не играют соло непрекращающимися очередями быстрых нот. Во всем нужен контраст. Чтобы слушатель понял, что вы мастер своего инструмента – вам достаточно сыграть одну-две быстрых фразы, и поверьте – никто не усомнится в вашей технике. А если же вы будете сплошняком поливать 32-ми длительностями в темпе 130 ударов в минуту – никто не поймет, зачем вы это все играете.
Вспомните, что в самых классных сольных партиях четко прослеживается мелодическая линия. Пойте соло внутри себя, это несложно. Можете тренироваться делать это и в голос – никто не запрещает, это пойдет вам только на пользу.
В заключение
Мелодии в музыке присутствуют повсюду. Черпать вдохновение можно не только в соло гитары, саксофона, синтезатора или скрипки. Исполняйте на своем инструменте партии голоса из ваших любимых песен, то есть играйте их инструментальные версии. Чем больше будет ваш слуховой и игровой багаж – тем проще будут придумываться фразы для соло. Возьмите для тренировки сборник джазовых тем (SongBook – такой сборник можно найти в любом магазине нот или даже скачать в интернете) и поиграйте их на досуге, можно без импровизаций. Только главное – не забывайте играть и гармонию тоже. Те фразы, которые вы повторяете раз за разом в процессе тренировок – откладываются в вашем подсознании песчинками, из которых потом будут формироваться ваши мелодические глыбы.
Если тематика музыкального производства вам близка, подписывайтесь на обновления этого блога, вступайте в группу ВКонтакте и следите за новостями в Инстаграм. А желающие изучить эти вопросы глубже и в комплексе могут также приобрести мою книгу «Академия Мюзикмейкера», в которой все аспекты студийной работы и профессионального творчества разобраны максимально подробно.
© Алексей Данилов При перепечатывании ссылка на источник обязательна
Хотите получать новые статьи
прямо на почту?
Подпишитесь на обновления блога А. Данилова