Как научить младшего школьника писать сочинение
Сочинение
Сочинение – одно из самых сложных и самых полезных школьных заданий. Писать сочинения учащиеся должны уметь уже в начальной школе. Для этого вида деятельности требуется развитие творческих литературных и речевых способностей, логика мышление, концентрация внимания, культура языка.
Что должны уметь учащиеся каждого класса в начальной школе
В первый год обучения детям предлагается составить рассказ по картинке, рассказать о своих впечатлениях, после прослушивания литературного произведения, выразить свои эмоции по поводу явлений природы и т.д. Ученики первого класса, строго говоря, сочинения пока не пишут, но все эти задания, по сути, и являются устными сочинениями.
Ещё в дошкольном возрасте дети учатся рассказывать о произошедших за день событиях, пересказывать сказки, описывать то, что им наиболее понравилось или не понравилось во время проведения мероприятия. К первому классу у них, обычно, уже присутствует некоторый навык и определённый словарный запас, особенно, если ребёнок посещал дошкольное заведение. Поэтому, чаще всего, такие устные «сочинения» не вызывают больших сложностей у ребёнка.
Учитель на первом году может максимально развить эти навыки с помощью специальных игр и упражнений, о которых будет сказано ниже.
Вплотную к собственно сочинению ребёнок приближается во втором классе. Анализируя различные, предлагаемые учителем литературные тексты, второклассники учатся выделять в них основную идею, отделять главное от второстепенного. В этом возрасте ребёнок учится сжатому пересказу, что чрезвычайно важно для формирования в дальнейшем полноценного умения писать сочинения.
На третьем году обучения от учащихся уже требуется не только составить описание или сюжетный рассказ с выделением его главной мысли, но и высказать своё собственное отношение, свою точку зрения, доказав её.
В третьем классе ученики начинают писать сочинения по картинам известных художников. Учитель должен научить ребят обращать внимание на детали картины и делать из них соответствующие выводы. В словарь учащегося на этом этапе обучения входят такие выражения как «на переднем плане картины», «в центре изображения», «на заднем плане» и т.д. Учащийся должен учиться понимать «язык» картины, делать выводы, почему художник использовал тот или иной приём, что хотел сказать зрителю данным произведением.
Настоящие классические сочинения школьники начинают писать не ранее четвертого года обучения. Такими можно считать сочинения на темы литературных произведений. Задание это достаточно сложное, поэтому для того, чтобы ученик с ним справился успешно, у него уже должен быть сформирован интерес к литературе, привычка анализировать прочитанное, умение высказывать свои впечатления от литературных текстов. Такие приёмы как сравнение, размышление, анализ, допущение, оценивание должны присутствовать в арсенале любого учащегося 4 класса.
Как же учителю добиться того, чтобы это требование было выполнено?
Работа над сочинением в начальной школе. Памятка при работе над сочинением
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Приложение к районному МО учителей начальных классов по теме семинара
«Преемственность в работе учителей
по подготовке и написанию изложений и сочинений»
Подготовила учитель МОБУ Покровская НОШ Белокопытова Юлия Евгеньевна
Работа над сочинением в начальной школе.
Развитие связной речи младших школьников – одно из важных направлений в работе над развитием речи. Эффективным средством развития связной речи является написание сочинений.
Сочинение- вид учебной работы учащихся, в основе которой лежит самостоятельное создание как письменного, так и устного высказывания. (Словарь-справочник / Под ред. Т.А. Ладыженской).
Это один из самых трудных видов деятельности для младших школьников, поскольку предполагает максимальную самостоятельность учащихся.
сочинения по наблюдениям;
сочинения по картинам;
сочинения на основе прочитанного (отзыв);
сочинения в форме письма;
сочинения с элементами рассуждения.
В начальной школе ученики знакомятся с основными типами сочинений: сочинение – повествование, сочинение – описание, сочинение – рассуждение.
В процессе обучения в первом классе учащиеся приобретают первоначальный опыт работы над сочинением.
Чтобы первоклассники приобретали необходимые умения для написания сочинений, необходима система упражнений, основанная на принципе наращивания трудностей:
Построение простых предложений: учимся правильно располагать в нём слова, видеть границы предложения;
Составление предложений, объединенных темой;
Восстановление деформированного текста; составление деформированного текста по серии сюжетных картинок;
Устные ответы на вопросы, объединенные темой;
Составление предложений по сюжетным картинкам;
Устные рассказы по прочитанному.
– это небольшие сюжетные рассказы. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме.Со 2 полугодия в сочинения и рассказы включаются элементы описания – краткие описания отдельных предметов, животных, людей. В описаниях широко используются прилагательные.
План работы над сочинением во втором классе:
1. Сообщение темы и задач предстоящего сочинения. На данном этапе необходимо вызвать интерес, желание выразить свои мысли, создать хорошее настроение.
2. Подготовительная беседа. Определяем, о чем будем писать (тему), с какой целью будем об этом рассказывать (выявляем главную мысль).
2. Коллективное составление плана .
3. Коллективное составление, рассказывание и обсуждение вариантов предстоящего сочинения. Рассказы составляются коллективно, затем два – три ученика их повторяют. Постепенно количество повторений сокращается до одного.
4. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов. Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов.
5. Запись учащимися составленного рассказа. Приступая к сочинению, напоминаем ученикам, что любая творческая работа должна содержать три основных части: вступление, основную часть и заключение.
Основные виды сочинений во 2 классе:
Сочинения по наблюдениям (сочинения – описания):
1) описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению («Игрушка», «Домашнее животное») или по прошлым наблюдениям («Берёза весной и осенью»);
2) описание трудового процесса, который выполнялся учеником;
3) описание картин природы и других явлений.
А вот рассматривая картину-пейзаж, учитель может задать такие вопросы: Что изобразил художник на полотне? Какой цвет является основным в картине? Почему? С помощью каких красок художник создает впечатление, например, летнего солнечного дня? Чтобы создать у нас радостное или тревожное настроение, какие краски использует художник?
Переходя к композиции картины необходимо рассмотреть передний план, задний, центральную часть, определяя сюжет.
Важным этапом урока развития речи при обучении написанию картины является словарно- стилистическая работа. Чтобы исключить повторы подбираем синонимы к словам: художник (живописец, пейзажист, мастер кисти), создает (пишет), картина (полотно, репродукция).
В ходе беседы, учащиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для описания произведения живописи, подбирают образные языковые средства: эпитеты, сравнения. Закончить сочинение необходимо, выражая своё отношением к герою, картине, описывая свои чувства, которые вызывает картина. От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.
В 3- 4 классах школьники учатся работать самостоятельно.
Методика работы над сочинениями та же, что и во 2 классе.
С новым видом работы- с очинение с элементами рассуждения, учащиеся знакомятся в 4 классе. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, так как основывается на понимании причинно- следственных связей явлений и событий, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения.
В тексте- рассуждении объясняется, доказывается что-либо.
Написанию таких сочинений предшествует большая подготовительная работа.
В начальных классах проводится целенаправленная работа над сравнением, сопоставлением, противопоставлением в основном по живым наблюдениям, объяснение причинно-следственных связей явлений; Учащиеся учатся давать объяснение какому- либо явлению, событию, приводятся размышления о предмете. Текст отвечает на вопросы «Почему?», «Что из этого следует?». Например: «Почему осенью с деревьев опадают листья?», « Почему я люблю книги?», « Почему нужен друг?»
Сочинения в форме письма.
В сочинениях- письмах выражаются эмоциональные переживания детей, их отношение к событиям повседневной жизни, к окружающим людям. Требования к сочинениям в форме письма: писать грамотно, ясно, адресуясь конкретным лицам.
Письмо особым образом оформляют: вначале пишут приветствие и называют человека, которому письмо адресовано, а в конце ставят подпись, дату.
Начинается работа такого вида с коллективного составления небольших писем.
Каждое письмо имеет составные части:
Сочинения – отзывы проводятся в 3-4 классах.
План работы над сочинением-отзывом:
1. Подробная беседа о книге (кратко излагается сюжет, описываются главные действующие лица, анализируется идейное содержание произведения).
2. Выставка: портрет автора, иллюстрации художников к изучаемому произведению, рисунки самих учащихся.
3. Знакомство с образцами отзывов о прочитанных книгах, анализ.
4. Составление коллективного отзыва, его обсуждение и запись в тетрадь (с дополнениями и изменениями).
Сочинения- отзывы это одна из самых перспективных работ по развитию речи в начальной школе. Постепенно усложняясь, в основном звене школы они перерастут в сочинения на литературные темы.
Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка, потому что при изложении своих мыслей он приучается осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит сопоставлять и сравнивать, делать выводы, заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.
Сочинения развивают творческое начало ребенка, способствуют становлению его личности, дисциплинируют мышление, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.
ПАМЯТКА
Как подготовиться к сочинению
Определи, о чём следует написать в сочинении (тема).
Определи, с какой целью ты будешь об этом рассказывать
Наметь, какие части будут в сочинении, озаглавь их
Определи, о чём нужно сказать подробнее.
Подбери слова и выражения, которые помогут точно и выразительно раскрыть тему и главную мысль текста.
Составь устный рассказ по плану. Запиши его в черновик.
Прочитай окончательный вариант своего сочинения, внеси, если нужно, последние исправления.
Проверь правописание слов и постановку знаков препинания.
Запомните, что при написании сочинений вы можете пользоваться всеми видами словарей.
ПАМЯТКА
Как подготовиться к сочинению
Определи, о чём следует написать в сочинении (тема).
Определи, с какой целью ты будешь об этом рассказывать
Наметь, какие части будут в сочинении, озаглавь их
Определи, о чём нужно сказать подробнее.
Подбери слова и выражения, которые помогут точно и выразительно раскрыть тему и главную мысль текста.
Составь устный рассказ по плану. Запиши его в черновик.
Прочитай окончательный вариант своего сочинения, внеси, если нужно, последние исправления.
Проверь правописание слов и постановку знаков препинания.
Запомните, что при написании сочинений вы можете пользоваться всеми видами словарей.
Методические рекомендации: как написать сочинение-рассуждение в начальной школе?
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» с. Дивное Апанасенковского района Ставропольского края
Крячко Светлана Николаевна – учитель начальных классов.
Как научить писать сочинение-рассуждение в начальной школе.
На современном этапе образования, написание сочинений является важной частью школьной программы, а умение писать мини сочинения-рассуждения проверяется в итоговых выпускных работах, в том числе и ВПР по русскому языку и окружающему миру. К написанию такого сочинения предъявляется ряд требований:
1)умение осмысливать факты, необходимые для написания сочинения;
2)способность выделять нужную информацию;
3)выбор подходящих слов и словосочетаний для данной темы;
4)грамматически правильное построение предложений;
5)умение составлять план;
6)умение писать по составленному плану;
7)соблюдение орфографических и пунктуационных норм языка.
Одним из заданий ВПР по окружающему миру является написание сочинения-рассуждения. К тексту-рассуждению относится текст, к которому можно задать вопросы: зачем? или почему? Облегчит эту работу знание определённых правил написания данного вида сочинений. Сначала необходимо определить замысел своего сочинения: что самое главное вы хотите написать. Подумайте, как будет развиваться ваш замысел, ваша самая важная мысль: о чём вы хотите рассказать сначала, о чём потом.
У сочинения-рассуждения есть определённая структура. Данная памятка поможет ребятам научиться писать сочинения-рассуждения.
Памятка для родителей обучающихся начальной школы «Как научить ребенка писать сочинение»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Памятка для родителей обучающихся начальной школы
«Как научить ребенка писать сочинение»
Перестаньте писать сочинения ВМЕСТО ребенка.
Для успешного выполнения творческой работы необходимо внимательно слушать рекомендации учителя к каждому виду творческой работы. А потому, нужно убедить ребенка в том, что слушать учителя на уроке ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО. Ведь от этого будет зависеть успешность работы!
4.Как писать сочинение по картине?
Советы для подготовительной работы
1. Подбирая материал для написания сочинения по картине, обращайтесь к фактам, чтобы сформировать своё представление о картине.
2. Познакомьтесь с личностью художника, историей создания картины.
3. Не забудьте об особенностях жанра: пейзажа, бытовой зарисовки, портрета, натюрморта.
4. Найдите особые детали, определите цветовое решение и творческую манеру автора.
5. Определите, что изображено на переднем, заднем плане полотна, что является фоном, уточните детали.
6. Не забудьте подробно описать цветовую гамму, использованную художником.
7. Постарайтесь написать так, чтобы тот, кто никогда не видел этой картины, мог представить себе её и захотел познакомиться с творчеством художника.
8. Составьте план сочинения.
Вступление содержит одно-два предложения и начинается со слов: «На картине (художника) (название картины)….»
1. Внимательно рассмотри репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)
2. Что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?
3. Какие краски использует художник?
4. Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение.
5. Составь план описания картины.
6. Подбери подходящий эпиграф.
7. Напиши сочинение.
8. Проверь себя, дай проверить взрослому.
«детали сюжета позволяют понять. «
«краски создают ощущение. «
Еще два вида сочинения, встречающиеся в начальной школе.
Как писать сочинение-описание?
Сочинение – рассуждение охватывает события и проблемы. Такие сочинения пишутся по составленному развернутому плану и требуют умения анализировать. Этот вид работы предполагает рассказ о своих впечатлениях, убеждениях, отношении к событию, факту,человеку и т.п.
Как научить своего ребенка хорошо писать сочинения?
Сочинение – обязательный вид письменных работ по русскому языку и литературе в школьной программе. Оно призвано научить ребенка излагать свои мысли логично и последовательно, грамотно, убедительно; выражать свое отношение к теме, делать выводы. Умение писать сочинение понадобится уже на начальном этапе обучения, но особенно пригодится школьникам при сдаче ЕГЭ. Как научить ребенка писать сочинение?
Виды сочинений
Каждый вид школьных сочинений имеет свою структуру, особенности изложения, критерии оценки. Сегодня существуют такие виды:
Начните обучение сочинению-описанию еще до школы: пусть ребенок устно рассказывает о том, что изображено на картинке, что он видит за окном, на прогулке, в своей комнате. Обращайте внимание дошкольника на последовательность изложения мыслей: от одного предмета к другому, не перескакивая. То есть сначала полностью описывается один предмет, только после этого нужно переходить к другому, а не «метаться» между ними туда-сюда по несколько раз.
Действуем последовательно
Сочинение – это не просто письменная работа. Она всегда структурирована. Нельзя написать «как на душу легло», чтобы получилась работа, соответствующая критериям высокой оценки. Сочинение может быть очень глубоким и содержательным, но при этом учитель оценит его невысоким баллом, потому что написано оно, например, не точно по теме, или она раскрыта не полностью, или ребенок в процессе написания «ушел влево» – сам себя увел рассуждениями в дебри вопроса, который рассматривать не требовалось, но при этом упустил суть…
Поэтому и учить ребенка нужно, последовательно обучая работе над каждым элементом.
Что должен уметь учащийся, чтобы написать «правильное» сочинение?
Для получения хорошей оценки важно также, чтобы написана работа была с соблюдением норм русской современной грамматики, лексики, пунктуации, синтаксиса. То есть не содержала совсем или имела минимум незначительных ошибок. Поэтому так важно не только собрать все «ингредиенты» в нужном порядке, но и уметь внимательно переписать начисто, проверить написанное. Здесь уже нужны знания правил русского языка.
Помощь родителей
Не нужно писать сочинение за ребенка или полностью давать ему переписывать сочинение из интернета, этим вы окажете ему медвежью услугу. Образцы даются для вас, чтобы помочь вам направить мысли ребенка в нужное русло.
Следуем теме
Далее будут изложены приемы, с помощью которых учащихся обучают навыкам написания сочинений педагоги в школах. Но их с успехом можно применять и дома, если у ребенка возникают те или иные трудности.
Итак, тема. Первое, что нужно внимательно изучить, – содержание темы: что конкретно нужно раскрыть. То есть если дана тема природы в драме Островского «Гроза», писать нужно именно о природе в этом произведении, а не о природе в творчестве Островского вообще. А вот тема «Любовная лирика в творчестве Пушкина» предполагает, что нужно проследить тему любви в стихах Пушкина на протяжении всей его жизни, анализа одного стихотворения будет явно недостаточно.
Главная ошибка большинства школьников – неумение отличить широкую тему от узкой.
Педагоги для решения этой задачи применяют следующие приемы:
Возрастные особенности
Выбираем идею
Основной подвох широких тем в том, что школьники зачастую пытаются объять необъятное, излагая все, что им известно по этому вопросу, не выделяя основной сути этого «потока информации». Например, перечислять все, что говорили критики о творчестве Лермонтова, в одноименной теме совсем не обязательно. Нужно выбрать несколько самых показательных примеров, отражающих суть, и разобрать их. Таким образом ребенок очерчивает для себя границы своей будущей работы, то есть определяет идею сочинения.
Учащиеся должны понять, что идея – та часть общей темы, которую выбирает для себя сам ребенок для каждого конкретного случая. Именно идея и предопределяет содержание будущей работы.
Например, при теме «Любовь в жизни человека» можно взять за идею значение материнской и романтической любви. Рассмотреть их на паре-тройке литературных и жизненных примеров. Этого будет достаточно.
Другое дело – темы узкие. Что особенного, например, в теме «Моя комната»? Последовательно описать расположение мебели – слишком примитивно. Здесь нужно действовать по принципу «от частного – к общему». Что именно вызывает чувство комфорта в этой комнате? Какие предметы в ней особенно дороги автору? С какими важными событиями в жизни автора она связана? Произошли они или только грядут? То есть от конкретного, частного описания переходят к общему: чувствам, эмоциям, событиям.
Соответственно, чтобы правильно выбрать идею, нужно конкретизировать общее или обобщить конкретное. Развить это умение можно только практически: предлагая детям находить как можно больше узких тем в одной широкой или выходить на как можно большее число широких тем из одной узкой.
Как составить план и подобрать материалы?
Более четко рамки будущего сочинения задает его план. Он помогает вести логическое повествование, не уходить в сторону, раскрывать тему. Любое сочинение содержит вступление, основную часть и заключение.
Научиться составлять план будущего сочинения можно, тренируясь на прочитанных произведениях. Прочли – составили план. Или прочитали параграф учебника, проанализировали, вывели план.
Это умение тренирует и другая работа: располагать в правильной последовательности перемешанные куски текста, а затем каждую часть называть.
Умение составлять план в соответствии с темой также вырабатывается практически: детям предлагают тему и готовые планы к ней. Им нужно проанализировать, насколько каждый план соответствует теме.
Составлять план можно как до, так и после сбора материала, главное – обязательно до того, как начнется непосредственно работа над написанием сочинения. Иначе в плане просто нет смысла.
Немало сложностей может вызвать и сбор материалов к сочинению, ведь от этого напрямую зависит глубина раскрытия темы и полнота сочинения.
Что может служить источником материалов?
Как научиться результативно собирать материал? Для этого также существует несколько приемов:
Правила написания
Родители должны понимать, что при написании сочинения, заданного на разную тематику или разного жанра, план действий будет отличаться. Рассмотрим это на примере двух видов работы.