Подготовка к сочинению. Часть 1
Урок 43. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Подготовка к сочинению. Часть 1»
· Начнём разговор о сочинении в ЕГЭ.
· Увидим, из каких элементов состоит сочинение ЕГЭ.
· Поговорим о том, как определить проблему текста, дать комментарий, сформулировать позицию автора.
Перед нами – задание на 25 баллов!
Нам нужно написать сочинение по тому самому тексту, с которым мы работали в предыдущих заданиях. И уже в самой формулировке нам даются инструкции – как это сочинение написать.
Нам нужно сформулировать одну из проблем, которые автор ставит в тексте. Затем прокомментировать её. В комментарии должны быть два примера-иллюстрации из текста, которые относятся к этой проблеме. С этими примерами мы тоже работаем – поясняем их значение и указываем смысловую связь.
Нужно нам и сформулировать позицию автора, выразить к ней своё отношение – то есть, согласны мы с автором или нет. И нужно обосновать своё мнение.
Объём сочинения должен быть не менее 150 слов.
Чего нельзя сделать? Нельзя писать сочинение не по приведённому тексту, в отрыве от него. Нельзя вместо сочинения переписывать исходный текст или просто пересказывать его без каких-то комментариев. В таком случае работа оценивается в ноль.
В сочинении оценивается как содержание, так и языковое оформление мысли. Посмотрим на критерии оценки. Сколько баллов и за что можно получить?
Всего получается как раз 25 баллов.
И мы можем по этой таблице критериев легко определить – на какие составные части сочинения нужно обратить внимание.
Рассмотрим эти части по отдельности.
Для начала нам нужно определить проблему текста.
Что это такое? Это некий поднимаемый в тексте важный вопрос. На этот вопрос можно ответить как минимум двумя способами. Например: стоит ли бороться с травлей в школах? Ответ первый: да, этот вопрос нужно держать под постоянным контролем. Ответ второй: нет, ученики сами разберутся между собой.
Проблему нельзя путать с темой текста. Тема – то, о чём текст. Проблема – вопрос, решение которого ищет автор в своём тексте.
Проблемы текста могут быть внутренние и внешние. Корень внутренних проблем – в самом человеке. Это вопросы морали, нравственности, предназначения, выбора пути.
Внешние проблемы – соприкосновение человека с разными сферами жизни или соприкосновение сфер жизни между собой.
Перед тем, как определить проблему текста, полезно определить его тему. Или выяснить, о каких сферах жизни в тексте говорится. Что в нём сталкивается и соприкасается? Общество и природа? Традиции и новый век? Человек и война?
Например, мы перед нами текст о непонятом современниками гении. Значит, в проблему вовлечены две стороны: человек и общество. И исследоваться будут взаимоотношения личности с обществом.
И теперь проблему нужно сформулировать. Есть два основных способа.
Первый – с помощью формы родительного падежа.
Проблема непонимания обывателями гениев
Здесь могут помочь такие слова, как:
Например: проблема отношения пожилых людей к молодёжи
Или: проблема влияния компьютерных игр на подрастающее поколение
Проблема взаимоотношений учителей и учеников
Но такие формулировки довольно громоздкие. Поэтому лучше сформулировать проблему в виде вопроса.
Почему гении часто остаются непонятыми?
Здесь мы можем пользоваться такими формулировками:
Как нужно относиться.
Почему важно или нужно…+ глагол.
Какова роль. в жизни человека?
Что важнее: _ или _?
В чем различие между _ и _?
Что необходимо для.
Что такое истинная (истинный, истинное).
В чём причина того, что пожилые люди часто не понимают молодёжь?
Как влияют компьютерные игры на подрастающее поколение?
Какова роль учителя в жизни человека?
Такие формулировки несколько точнее.
На что нужно обратить внимание при формулировке проблемы текста?
Ни в коем случае нельзя придумывать проблему. Или говорить о проблематике, которой нет в тексте.
Нельзя сужать или расширять проблему. Например, текст посвящён экологии в целом, а мы начинаем говорить только о загрязнении морей. Или в тексте рассказывается о необходимости читать детям классическую литературу. А мы обозначаем проблему как «чтение классической литературы».
Не нужно отражать при формулировке проблемы позицию автора.
Почему люди так чудовищно относятся к миру вокруг себя? – неверно сформулированная проблема.
Как люди относятся к миру вокруг себя? – верно сформулированная проблема.
Получить балл за формулировку проблемы довольно легко. Нам всего лишь нужно в той или иной форме верно сформулировать хотя бы одну проблему текста. Неважно, в какой части сочинения.
Но бывает так, что проблема сформулирована верно, а вот с комментариями – что-то не так.
А комментарий – это самая «дорогая» часть сочинения. Это и есть анализ текста. По комментарию видно, насколько хорошо мы уловили смысл текста, разобрались в логике произведения и отследили самые важные для понимания проблемы участки текста.
То есть, комментарий – последовательный и логичный анализ текста со ссылками на ситуации в тексте или на размышления автора.
Что должно быть в комментарии?
Два-примера-иллюстрации – об этом сказано и в самой формулировке задания. Такие примеры – доказательство того, что проблема действительно есть в тексте.
Примеры-иллюстрации можно приводить с указанием абзаца (В 8 абзаце текста…).
Или указать номера предложений либо места в тексте, где есть какая-то информация (В предложениях 2-5 автор приходит к выводам…).
Или можно обратиться к цитированию – полному или неполному. При этом просто переписывать или пересказывать куски текста нельзя. Лучше всё-таки прибегнуть к неполному или неявному цитированию.
Дальше нам предстоит работа со связью между примерами. Здесь всё зависит от текста. Явления в примерах могут сопоставляться или противопоставляться, между ними может быть причинно-следственная связь и так далее.
Например, если один пример объясняет другой, уместно использовать фразу «автор объясняет это тем, что»…
В зависимости от вида связи можно пользоваться такими клише:
— Автор текста обращает наше внимание на…
— Автор сравнивает (или противопоставляет)…
— Автор прослеживает/обнаруживает аналогию…
Но только указать на связь между примерами мало. Нужно проанализировать эту связь, выяснить её функции и объяснить, что какие выводы мы можем из этого сделать.
И дальше идёт самое трудное: пояснение к примерам-иллюстрациям. Здесь мы должны объяснить слова автора или действия героев, дать свою оценку происходящему. Здесь можно проявлять эмоции, вставлять средства выразительности – такие, как метафоры.
Для того, чтобы написать хороший комментарий, очень важно внимательно прочитать текст.
Если текст публицистический – важно проследить звено за звеном всю цепь размышлений автора. В публицистических текстах проблема обычно сформулирована достаточно ясно, и сам автор комментирует её. При этом приводя разные мнения, рассуждения о фактах или явлениях, цитаты-иллюстрации.
Труднее обстоит с художественным текстом. Здесь мы должны проанализировать поведение героев, время и место действия, язык произведения. И именно этот анализ – то, что мы используем, чтобы понять позицию автора – и будет нашим комментарием.
Но дальше нас поджидает следующий этап. Нужно установить позицию автора и сформулировать её.
Что такое авторская позиция? Это основная мысль, которую хочет донести до нас автор.
Если текст публицистический – то это вывод, к которому ведёт цепь рассуждений. В публицистическом тексте позиция автора может быть чётко сформулирована.
А вот в тексте художественном нам придётся её понять во время анализа.
Авторская позиция складывается из двух сторон. Во-первых, это эмоциональное отношение автора к явлению, которое он описывает: положительное, отрицательное или двоякое. Во-вторых, это предполагаемый ответ автора на вопрос, который поставлен в тексте.
При этом ответа в тексте вообще может не быть – автор может лишь ставить вопросы и обозначать проблемы.
Сформулировать позицию автора можно так:
Авторская позиция чётко прослеживается в тексте:
Автор старается не обозначать свою позицию, однако по некоторым признакам мы можем сказать, что…
У автора вызывает тревогу…
С чем связаны проблемы при определении авторской позиции?
Очень часто – с формулировкой проблемы. Если неверно найдена проблема текста – то и позицию автора мы определяем неверно.
Иногда мы просто частично не понимаем текст, поэтому проблема и авторская позиция не соотносятся. Проблема – вопрос. Позиция автора – ответ, и они должны подходить друг к другу.
Автор поднимает проблему эрудиции в современном мире
Автор считает, что каждый человек должен совершенствоваться в своей области знания.
Но такой ответ не относится к эрудиции.
Автор полагает, что каждый человек должен постоянно расширять свой кругозор, что быть эрудированным необходимо.
То есть, авторская позиция должна быть связана с проблемой.
Проблемы могут нас подстерегать и когда мы работаем с художественным текстом, где проблема не сформулирована напрямую. Поверхностное понимание текста очень опасно. Что можно сделать, чтобы верно понять позицию автора в тексте?
— выписать основные ключевые слова
— выписать тезисы, главные мысли. Они могут скрываться в репликах героя или в репликах автора.
— посмотреть на оценочные суждения автора, такие как: «Это важнее всего», «мне хотелось бы», «я дрожу при мысли о том, что», «нужно посмотреть именно на…»
— опираясь на всё это, выбрать те высказывания, которые «красной нитью» проходят через весь текст, то есть относятся ко всем основным его тезисам.
Урок развития речи в 6 классе » Сочинение по личным впечатлениям»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока. Урок развития речи. Сочинение по личным впечатлениям.
Цель урока: расширять словарный запас учащихся; учить определять основную мысль текста сочинения и ключевые слова, создавать собственный текст; дать возможность учащимся свободно, правильно излагать свои мысли и чувства в письменной форме; следить за строгим соблюдением правил орфографии и пунктуации; развивать творческий потенциал и эмоциональность.
Оборудование: «Кладовая подсказок», эпиграф (на доске).
Раздаточный материал для учащихся (выдается учащимся на предыдущем уроке в виде домашнего задания- Приложение 1, Приложение 2).
Различные виды лингвистических словарей.
Сюжетные картинки (заранее расположены на доске- Приложение 3).
II . Мотивация учебной деятельности
Расширение словарного запаса
♦ Поставьте напротив существительных знак « + » или «-» в зависимости от того, положительное или отрицательное состояние оно обозначает для вас.
«Кладовая подсказок» (на доске)
Почему названия некоторых состояний не обозначены?
Все ли отрицательные эмоции похожи между собой? Можно ли их объединить в понятие злость!
В каких случаях человеку, который испытывает отрицательные эмоции, стоит посочувствовать, помочь? Для этого нужно уметь отличать одни эмоции от других, быть внимательным к людям.
Посмотрите друг на друга и попробуйте определить, какие эмоции сейчас испытывает ваш товарищ. Объясните своё мнение.
Какие из перечисленных на доске эмоций, с вашей точки зрения, хорошо влияют на настроение человека, его самочувствие?
IV . Постановка целей и задач урока
Дома вы выбрали событие, о котором хотите рассказать, подумайте, почему именно об этом дне или вечере возникло желание писать.
Чем он отличался именно для вас от всех остальных дней. (Необычное событие, необычное настроение, необычные обстоятельства, ощущения и т.д.
Постарайтесь отразить это в заглавии.
V . Работа над темой урока
1. Анализ эпиграфа урока
Вселенная обретает смысл лишь в том случае, если
нам есть с кем поделиться нашими чувствами.
♦ Выскажите своё мнение о нём.
2. Работа с иллюстрациями
♦ Рассмотрите иллюстрации на доске.
♦ Выберите одну и опишите её.
♦ Сопоставьте иллюстративный материал с лично пережитыми эмоциями. Вспомните подробности.
♦ Запишите по воспоминаниям 5-7 словосочетаний.
3. Корректировка составленного ранее плана сочинения
(Элемент проверки домашнего задания.)
Что должно быть главным, а что без ущерба для содержания можно опустить?
В какой части сочинения будет уместно описание или рассуждение?
Нужна ли вам будет прямая речь или диалог?
4. Определение типа речи и формы сочинения
Тип речи – повествование (Оно будет присутствовать обязательно, так как мы рассказываем о событии).
Форма сочинения – сочинение-рассказ
5. Написание черновика сочинения
6. Проверка сочинений на грамотность (работа в парах)
Прочитайте черновики друг друга.
Прислушайтесь к советам товарищей.
Проверьте вместе грамотность сочинений.
Что понравилось вам на сегодняшнем уроке?
Какие эмоции вы испытали? Воспользуйтесь таблицей, расскажите о своих чувствах.
Что вам запомнилось больше других сведений?
Закончить работу над сочинением.
Какие эмоции подметил и отразил автор в тексте? Как он это сделал?
1. Весёлая ватага маленьких лесных разведчиков передвигалась быстро.
2. В чаще было сумрачно и жутко.
3. Они услышали тревожные сигналы разведчиков.
Как готовиться к сочинению
1. Напишите тему сочинения, запишите на правой половине страницы эпиграф.
2. Укажите фамилию автора эпиграфа, пропустите строку.
3. Напишите план, отвечающий теме сочинения,
4. Пробный план стройте так, чтобы он соответствовал теме.
5. Каждый пункт плана раскрывайте новым абзацем.
6. Сочинение состоит из трех основных частей: вступительной, главной, заключительной.
7. Следите, чтобы между вступлением и главной частью было логико-смысловое и стилистическое единство.
8. К каждому пункту основной части подбирайте необходимые цитаты.
9. При изложении материалов следите, чтобы один абзац был логически связан с другим.
10. Не забывайте, что все рассуждения (мысли) должны быть самостоятельными и подчиненными основной теме.
11. В сочинении давайте правильный, прямой, исчерпывающий ответ на тему, соблюдая факты, точность.
12. Рассуждения аргументируйте (приводите доводы для доказательства, следите за их обоснованностью; давайте примеры, цитаты, ссылки на мнения известных авторов).
Возможные варианты тем сочинений:
Один из удачно проведенных вечеров.
Один день туристического похода.
Самый счастливый день в моей жизни.
Памятный день в моей жизни.
Поступок, которого я себе никогда не прощу.
Первый раз в первый класс.
Я учусь плавать (играть в футбол, кататься на коньках и т.д.).
Встреча с прекрасным.
Основные вопроса для работы над темой сочинения:
Когда вы выбираете событие, о котором хотите рассказать, подумайте, почему именно об этом дне или вечере возникло желание писать.
Чем он отличался именно для вас от всех остальных дней. (Необычное событие, необычное настроение, необычные обстоятельства, ощущения и т.д.)
Постарайтесь отразить это в заглавии
Основные вопросы для составления плана сочинения:
Что должно быть главным, а что без ущерба для содержания можно опустить?
В какой части сочинения будет уместно описание или рассуждение?
Нужна ли вам будет прямая речь или диалог?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-755142
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Подготовка к написанию сочинения рассуждения 6 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Фрагмент урока в 6 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения»
Этап углубления знаний.
Проверка выполнения самостоятельной работы (заполнение кластера по группам).
Приложение (кластер). Слайд № 1.
Работа с текстом (устная беседа по содержанию стихотворения).
Ребята, я хочу предложить вашему вниманию стихотворение А.Барто «Разговор с дочкой» (заголовок не объявляется) в исполнении Шеиной Ирины .
И в летние денечки?
— Ты не поймешь, еще мала,
— Вздохнула мать устало.
1. О чем это стихотворение, какова его тема и идея? (Тема: отношения дочери и матери; Идея заключается в том, что мы, дети, не всегда понимаем своих матерей, недостаточно уделяем им внимания, мало делимся душевным теплом, заботой).
2. Почему дочь не поняла маму? (Ее смутило многозначное слово «теплота»).
3. Какой теплоты, на самом деле, не хватало маме? (Доброго сердечного отношения, доброты).
4. А какие ещё значения есть у слова теплота?
1. Форма движения материи, представляющая собою беспорядочное движение образующих тело микрочастиц (молекул, атомов, электронов и т.п.). // Энергия, создаваемая таким движением.
2. Нагретое состояние кого-л., чего-л.; тепло. // Ощущение внутреннего тепла.
3. перен. Доброе, сердечное отношение к кому-л.
5. Как называется средство художественной выразительности, с которым поиграла Барто в стихотворении? (Метафора).
6. Барто, используя метафору, подняла очень важную проблему, она и будет темой нашего сочинения. О чем будет наше сочинение? (О тёплом отношении к близким людям).
7. Очень часто мы своим поведением или каким-то словом огорчаем своих близких. Я думаю, этот урок заставит нас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к нашим близким и всем окружающим людям.
Сбор материала для сочинения:
3. Словарная работа. Составление синквейна со словом доброта.
Ребята, большинство из вас заменили словосочетание теплота души словом доброта. А давайте поработаем с этим замечательным словом. Составим синквейн. Для этого поработаем в парах. 1 стол – 2 строка синквейна (2 прилагательных), 2 стол – 3 строка (3 глагола), 4 стол – 4 строка (высказывание из 4 слов), 5 стол – 5 строка (синонимы).
Работа по карточкам «Собери пословицы».
Ребята, а вы знаете, что существует очень много пословиц и поговорок на тему добра, доброты? А попробуем назвать несколько из них. Некоторые пословицы потеряли свои концовки, поэтому стали совсем непонятными. Поможем им восстановиться?
Работа по карточкам.
Приложение (карточки). Слайд № 2.
Разбор опорного текста.
Ребята, мы собрали о понятии «доброта» достаточно информации для того, чтобы использовать его для написания сочинения – рассуждения. Но как подобрать аргументы? На какой книжный материал нам опереться? Сегодня мы будем работать с опорой на текст Галины Гостевой. Давайте попробуем написать сочинение – рассуждение о доброте, о необходимости её проявления каждым человеком. Какое впечатление на вас произвёл текст? Прослушаем внимательно текст и подумаем, кто проявляет доброту по отношению к близким и окружающим, а кто равнодушие? Какие уроки мы вынесем для себя из данного текста?
Учитель читает текст, который раздаёт на каждую парту.
Приложение (текст). Слайд № 3.
— Какое впечатление произвёл на вас прослушанный текст?
— Есть ли в тексте антитеза?
— Кто проявляет доброту? Как?
— Почему некоторые люди проявляют равнодушие даже по отношению к самым близким людям? Чем это грозит?
— Что вы вынесли для себя из этого текста? Что подсказывает вам ваше сердце?
Этап применения знаний на практике.
Написание сочинения – рассуждения. Работа в группах.
Ребята у меня ещё много вопросов, а вас – невысказанных мнений, давайте постараемся изложить их на бумаге.
Разделимся на 3 группы. Каждая группа получает задания по созданию фрагмента сочинения:
Я раздам вам речевые клише, которые помогут вам в работе. Помните, использование клише не обязательно, важно сохранить структуру написания сочинения и логику изложения материала. А ещё вы можете использовать в сочинении наши наработки: пословицы и поговорки, материалы синквейна и кластера.