Как рисовать стекло: как сделать вазу стеклянной
Предлагаю вашему вниманию короткий и познавательный урок, который поможет вам в дальнейшем рисовать и писать предметы из стекла. Сегодня мы начнем разбираться в том, что такого особенного нужно знать, когда рисуешь например стакан или стеклянную вазу. Как наполнить эту вазу водой, а потом и стеблями цветов.
Самые простые правила изображения стекла вы узнаете из этой статьи и короткого видео-ролика. Возможно, после просмотра Вы сможете имеющимися под рукой красками, пастелью или карандашами изобразить вазу с любимыми цветами.
Такая картина или рисунок принесет большое удовольствие вам и будет вполне уместна в качестве подарка к 8 марта :).
Итак начнем разбираться :
Цвет стекла
Естественно, стекло бывает самых разных цветов и оттенков, но мы начнем из прозрачного и бесцветного стекла, что бы не запутаться.
Стекло прозрачное — а значит приобретает цвет окружающей среды.
Если стакан стоит на голубом фоне — значит и подложка, в любой из техник (масло, акрил, карандаш, гуашь) будет голубой. А если точнее наверное более темного цвета чем фон, чем цвет окружающей среды.
Примеры цвета стекла на картинах
На синем фоне ваза синяя Цвет стекла такой-же как цвет фона (Alexander Adriaenssen 17век)
Как сделать непрозрачный сосуд стеклянным?
Если говорить просто, не углубляясь в физику и рассуждения о высокой живописи то есть несколько простых вещей, которые нужно понимать и использовать:
Определяем где источник света, ставим блик
Зная откуда исходит свет, мы можем определить где ставить блик. От источника света проводим условный луч. В том месте, где луч будет касаться стекла образуется самый яркий на всем стеклянном предмете блик.
Если сосуд имеет выпуклую или изогнутую форму — блик может повторять форму сосуда, или разобьется на несколько ярких точек или черт.
Блик стоит на темной стороне сосуда — поскольку здесь свет прикоснулся к предмету, но еще не успел рассеяться.
Примеры блика на картинах
Рефлекс от блика
Поскольку стекло прозрачное, свет будет проходить насквозь, немного рассеиваться и ударяться о противоположную сторону стеклянного предмета. Если условно продлить дальше этот луч и остановить на другой стенке посудины — именно там будет образовываться рефлекс.
Рефлекс в отличии от блика будет большим светлым пятном рассеянного света. Рефлекс ни в коем случае не должен затмевать блик. Рефлекс намного ниже по интенсивности чем блик, и во много раз больше по площади.
Примеры бликов на картинах
Рефлексы внешней среды
Если вокруг нашего стекла есть несколько цветных предметов, то они в большей или меньшей степени должны отображаться в нем. Насколько яркое отражение нарисовать на стекле, вы можете решить сами.
Если в вазе стоят цветы с зелеными стеблями, то наверняка эти зеленые стебли как-то отразятся и в толще стекла.
Эти рефлексы не так заметны как на непрозрачных предметах.
Урок рисунка маслом стеклянных бутылок
Очень интересно начинать освоение масляной живописи с изображения стеклянных предметов. Разноцветные бутылки найдутся в любом доме.
Изображения стеклянных предметов всегда привлекают зрителя, хотя писать их сложно. Это связано со специфическими свойствами стекла, преломляющего свет. Чем толще стекло и чем сильнее оно изогнуто, тем сильнее искажаются предметы, которые мы видим сквозь него.
Работая масляными красками, каждый раз, когда вам потребуется набрать ни кисть новый цвет, вы будете не промывать, а вытирать ее.
Расставляем бутылки
Для этого натюрморта наш художник выбрал бутылки, отличающиеся по форме и цвету, но вы можете составить натюрморт из любых пустых бутылок, которые найдутся в вашем доме. Если на бутылках остались этикетки, отмочите их в мыльной воде, а затем высушите бутылки и расставьте на столе.
Отдаем предпочтение масляным краскам
Масляные краски очень хороши для того, чтобы писать ими цветные стеклянные бутылки, подчеркивая играющие на их поверхности световые блики. В данном случае большое преимущество масляных красок состоит в том, что они сохнут намного дольше, чем акриловые или акварельные, значит, у вас будет больше времени, чтобы поэкспериментировать с оттенками, поправить какие-то ошибки, снять излишки с помощью мастихина (все это можно сделать даже спустя несколько дней после того, как вы нанесете краску на холст или загрунтованный картон).
Таким образом, работая масляными красками, вы можете не спешить, а вдумчиво и спокойно выписывать каждую деталь картины.
Густые мазки
Поскольку масляные краски — очень густой материал, большое значение будет играть то, как вы будете наносить их на холст. Помните: на поверхности картины видны направление и ширина каждого мазка, что, собственно, и позволяет передавать фактуру и создавать форм)’. Чтобы вам было легче, вернитесь к главе «В мастерской. Горшок с геранью» и вспомните, как вы делали это акриловыми красками.
Для урока рисования маслом потребуются:
Загрунтованный картон или холст размером около 81×61 см
Угольный карандаш
Кисти: круглая № 4, плоская № 12
Скипидар или растворитель
Палитра
Тряпка
10 тюбиков масляной краски: серая, желтая охра, желтый хром, титановые белила, ультрамарин, фталевая синяя, синий кобальт, фталевая зеленая, голубовато-зеленая, черная.
1 Делаем предварительный набросок
Урок рисунка маслом стеклянных бутылок шаг 1
Внимательно изучите бутылки на фотографии. Обратите внимание на их изгибы, различные цвета, световые блики и отражения, Угольным карандашом набросайте бутылки на холсте (при желании можете воспользоваться координатной сеткой), Отметьте участки различных тонов на горлышках и видимых донышках бутылок.
2 Начинаем писать бесцветные бутылки
Урок рисунка маслом стеклянных бутылок шаг
Кистью № 4 смешайте титановые белила с капелькой серой краски и капелькой желтой охры. Напишите этой светло-серой краской среднюю часть и очертания каждой бесцветной бутылки.
3 Усиливаем серый цвет
Урок рисунка маслом стеклянных бутылок шаг 3
Не вытирая кисть, обмакните ее кончик в голубовато-серую краску, а затем в фталевую зеленую краску. Смешайте цвета на палитре, чтобы получить насыщенный тон. Напишите ободки и донышки двух бесцветных бутылок.
На следующей стадии создания картины постараемся более точно передать бесцветные бутылки. Основным цветом останется серый, однако мы будем менять его оттенок, добавляя понемногу желтую и синюю краску. Благодаря этому серый цвет не будет казаться скучным.
Как избежать смешивания красок на холсте
У медленно высыхающих масляных красок есть свои преимущества, однако густо нанесенные слои могут смешиваться. Чтобы избежать этого, старайтесь, чтобы мазки не были слишком жирными. Или ждите, пока немного высохнет один слой, чтобы сверху нанести следующий.
4 Работаем с серым цветом
Урок рисунка маслом стеклянных бутылок шаг 4
Не вытирая кисть, добавьте в серо-зеленую смесь капельку синего кобальта. Сделайте мазки на средней и верхней частях бутылки, которая стоит справа. Теперь добавьте в смесь капельку черной краски и ультрамарин, чтобы написать горлышко бутылки, расположенной справа, и бок шарообразной бутылки, стоящей в центре композиции.
5 Приступаем к созданию зеленой бутылки
Урок рисунка маслом стеклянных бутылок шаг 5
Не вытирая кисть, наберите на нее фталевую зеленую краску. Нанесите темные пятна в центральной части зеленой бутылки. Не закрашивайте участки световых бликов. Смешайте фталевую зеленую краску и ультрамарин. Напишите получившимся цветом контур горлышка и искаженную часть зеленого стекла, которую видно через шарообразную бутылку.
6 Добавляем насыщенные зеленые тона
Урок рисунка маслом стеклянных бутылок шаг 6
Обмакните кончик кисти в титановые белила. Заполните оставшиеся не закрашенными участки зеленой бутылки. Вытрите кисть тряпкой. Теперь смешайте голубовато-зеленую краску с капелькой желтой охры и капелькой желтого хрома. Напишите получившейся смесью светлые фрагменты зеленой бутылки.
7 Рисуем синюю бутылку
Урок рисунка маслом стеклянных бутылок шаг 7
Обмакните кисть в скипидар. Смешайте фталевую синюю краску, синий кобальт и капельку титановых белил. Сделайте несколько мазков в центре синей бутылки. Слева, где стекло немного светлее, добавьте еще белил.
В этой версии натюрморта наш художник сконцентрировал свое внимание на отдельных цветовых блоках. Он также меньше подчеркивал направление мазков, м исключением центральной части зеленой бутылки и заднего плана. В результате, получился натюрморт с четками геометрическими световыми бликами, отражениями и тенями от симметричных бутылок.
8 Продолжаем рисовать синюю бутылку
Урок рисунка маслом стеклянных бутылок шаг 8
Обмакните кисть во фталевую синюю краску и напишите бока синей бутылки. Добавьте капельку черной краски — цвет станет темно-синим. Отметьте темную широкую линию — виднеющуюся за синей зеленую бутылку, подчеркните горлышко, обозначьте донышко. Добавьте титановые белила к синему кобальту и напишите среднюю часть синей бутылки.
9 Добавляем световые блики
Урок рисунка маслом стеклянных бутылок шаг 9
Хорошо вытрите кисть. Смешайте фталевую зеленую краску, ультрамарин и титановые белила, подчеркните получившимся цветом очертания зеленой бутылки. Снова вытрите кисть и смешайте светло-зеленую краску с голубовато-зеленой и с белилами. Напишите световые блики на горлышке и верхней части зеленой бутылки.
10 Пишем тени маслом
Урок рисунка маслом стеклянных бутылок шаг 10
Добавьте к смеси, описанной в предыдущем шаге, немного фталевой синей краски, подчеркните очертания высокой бесцветной бутылки. Сделайте цвет менее ярким с помощью капельки серой краски и наметьте тень, которую отбрасывает бутылка. Добавьте капельку белил и напишите тень от другой, шарообразной бутылки.
11 Продолжаем заниматься тенями
Урок рисунка маслом стеклянных бутылок шаг 11
Вытрите кисть. Наметьте синим кобальтом тень от синей бутылки. Добавьте к этой краске капельку титановых белил и напишите более светлые участки тени. Вновь вытрите кисть и голубовато-зеленой краской напишите тень от зеленой бутылки.
Для того чтобы предметы не сливались, можно подчеркнуть контрасты, сделать более четкими линии. Все это будет отнюдь не лишним., ведь мы имеем дело с множеством оттенков одних и тех же цветов. Темные линии, например, помогут лучше выявить форму.
12 Пишем задний план
Урок рисунка маслом стеклянных бутылок шаг 12
Возьмите плоскую кисть № 12 и смешайте на палитре серую краску с титановыми белилами. Напишите фон. Изменяйте цвет, добавляя то больше, то меньше желтой охры. Смягчите изгиб высокой бесцветной бутылки и отметьте этим цветом несколько пятен на освещенных участках синей бутылки. Возьмите кисть № 4 и напишите тем же цветом левый бок высокой бесцветной бутылки.
13 Переходим к переднему плану
Урок рисунка маслом стеклянных бутылок шаг 13
Вытрите кисть № 12. Смешайте серую краску с титановыми белилами и фталевой синей краской. Напишите темные фрагменты на переднем плане. Нанесите пятна той же краски на бесцветные бутылки. Не вытирая кисть, добавьте немного титановых белил и напишите светлый участок переднего плана. Сделайте несколько мазков этой краской на всех бутылках.
14 Углубляем тени
Урок рисунка маслом стеклянных бутылок шаг 14
Вернитесь к кисти №4. Смешайте фталевую синюю краску с черной, что-бы углубить тени. Проведите линию изнгиба бесцветной шарообразной бутылкии еще одну вдоль горлышка зеленой бутылки.
15 Отметьте несколько бликов
Урок рисунка маслом стеклянных бутылок шаг 15
Вытрите кисть. Смешайте фталевую синюю краску с титановыми белилами. Напишите левую часть ободка и просвечивающееся донышко синей бутылки. Снова вытрите кисть и сделайте белилами блики на горлышках и ободках бутылок.
Пошаговый урок поэтапного акриловыми красками – результат
А Разнообразие форм
Мы специально выбрали бутылки, отличающиеся друг от друга формой. Очертания бутылок подчеркнуты четкими темными линиями.
Б Ровный фон
Ровный фон натюрморта передан незначительными оттенками серого цвета. Такой фон не отвлекает внимания зрителя от композиции — разноцветных стеклянных бутылок.
В Белые световые блики
Чтобы световые блики казались более контрастными на стекле, они написаны чистыми титановыми белилами.
Живопись маслом: передаю прозрачность воды
Для просмотра фильма с этапами работы над этой живописью на YouTube нажмите на изображение:
Написать воду таким образом, чтобы ощущалась её прозрачность и было видно дно, можно, если помнить об одном принципе. Но сначала давайте рассмотрим этапы работы над пейзажем, в котором я постарался всё это воплотить.
Этапы работы над живописью:
А теперь более подробно о вышеупомянутом принципе. Толща пресной речной воды обычно тёмного цвета. Там глубоко и темно. Но по мере приближения к берегу, водная масса становится меньше, тоньше. Поэтому дно реки начинает просматриваться больше.
Следуя этой логике, художник может легко передать прозрачность воды. Поэтому я замешиваю достаточно тёмный цвет для глубоких мест. Он состоит преимущественно из смеси коричневого и синего цветов. По мере приближения к берегу этот цвет становится светлее. К нему я добавляю больше охры, желтого и белил. Таким образом в живописи создаётся градиент — плавный переход от одного цвета к другому. Благодаря этому получается ощущение прозрачности реки.
Поскольку на поверхности воды отражается небо, то поверх темного цвета глубины, я ещё пишу синеву неба. Но из-за того, что на воде есть волны, это отражение не сплошное, а прерывистое, то есть состоит из больших «полос». Получается чередование темного и светлого цветов, и в результате образуются волны.
Под «синевевой» или коричнево-синим цветом, следует понимать более сложные смеси красок. Условно, можно сказать, что цвет глубины коричнево-синий. Но на практике я в него добавляю и краплак (красный), и фиолетовый, и зелёный. Однако в целом, он получается коричнего-синий, только с небольшими оттенками названных цветов. Палитра в этой работе достаточно сложная, она основана на тонких цветовых отношениях. Но начинающим художникам можно упрощать задачу и следовать только ключевым принципам.