11 навыков крутого SMM-специалиста (+бесплатный шаблон резюме)
Рассказываем, какие навыки прорабатывать, чтобы стать специалистом нарасхват
3,5 миллиарда человек ежедневно пользуются соцсетями и еще миллион присоединяются каждый день. 90% брендов используют социальные сети в настоящее время, 77% из них ожидают еще большую популярность соцсетей. Ни одна маркетинговая стратегия не может существовать без социальной составляющей.
Обязанности SMM-специалиста различаются в зависимости от типа бизнеса, его стратегии и целей. Но есть навыки и качества, которые нужно развивать, чтобы оставаться востребованным на рынке. В этой статье — список навыков, который пригодится начинающему SMM-специалисту или тому, кто его ищет.
SMM-менеджер — кто это?
SMM-менеджер разрабатывает и реализует маркетинговую стратегию бренда, продвигает компанию в соцсетях. Его цели соответствуют бизнес-целям организации, он работает по ключевым показателям эффективности (KPI) для подтверждения окупаемости инвестиций (ROI).
Специалист по работе в соцсетях может называться по-разному: менеджер по связям с общественностью, контент-менеджер, специалист по стратегии в социальных сетях, специалист по социальным сетям или просто SMM-щик. У всех одна задача — продвигать бренд в соцсетях.
В зависимости от размера компании менеджер по социальным сетям может выполнять все или некоторые из следующих задач:
1. Мыслить стратегически
2. Принимать решения на основе данных
Чтобы получать рост подписчиков, узнаваемости бренда, увеличивать заявки и прибыль, необходимо постоянно изучать статистику. Аналитика нужна, чтобы отслеживать эффективность контента, таргетированной рекламы и других активностей, которые в конечном счете влияют на маркетинговые и бизнес-показатели. Умение работать с внешней и внутренней аналитикой и предоставлять отчетность — ключевые навыки менеджеров социальных сетей.
Похожий сервис – Smmaero, который позволяет просматривать динамику развития сообществ, количество новых подписок и отписок. Легенда гласила, что с ним проще настроить ЦА, делая SMM более эффективным.Сюда же Audiense – инструмент для аналитики обсуждений. Отслеживает реакцию на контент, анализирует аудиторию, предлагает инструменты для повышения вовлечения. Кроме того, анализирует рекламу в Twitter (если вы ее используете).
Publer – анализирует рекламные размещения на всех рекламных платформах. Он видит не только вашу рекламу, но и все записи по заданным параметрам (например, текст или ссылка объявления), так что помогает следить за конкурентами.
3. Быть креативным
Работа в соцмедиа — это создание контента: посты, текст, дизайн, картинки, видео. Будь то освоение алгоритма Instagram или разработка маркетинговой стратегии YouTube, бренды должны публиковать то, что хотят видеть пользователи.
Откуда черпать вдохновение:
4. Клиентоориентированность
Управление сообществом и коммуникация с клиентами — важная составляющая работы SMM-щика. Аудитория ожидает от брендов в соцсетях и общения тоже. Вовлеченность в соцсетях зависит от способности бренда коммуницировать с подписчиками. Будьте готовы к постоянному диалогу с аудиторией — важно быть максимально клиентоориентированным и осознавать, что социальные сети — это лицо компании. Учитывайте интересы сообщества, когда определяете стиль общения с пользователями.
Жизнь в социальных сетях — сообщения в директ и комментариях не должны проходить многоуровневую проверку и передачу. Менеджеры социальных сетей должны реагировать быстро, чтобы не упустить клиента. Даже если клиенты ждут ответа в нерабочее время, не оставляйте их наедине с собой, предлагайте альтернативы. Например, вариант звонка в рабочее время:
Сервисы для работы с комментариями
Socsale. Сервис собирает комментарии со всех аккаунтов и группирует их в одну ленту, где вы можете отвечать клиентам. Первый месяц бесплатно. Цена на тарифные планы в зависимости от количества комментариев: 500 комментов — 290 р, 100 000 комментов — 990 рублей. За подписку на 1 год — скидка 10%.
Chotam — у добный сервис для отслеживания комментариев и упоминаний под публикациями. Поддерживает ВКонтакте, Facebook, Instagram, Одноклассники, YouTube, Twitter. Можно пользоваться неделю бесплатно. Пакет стоит от 440 до 790 рублей в месяц.
5. Навыки PR
Помимо провчего SMM-щик:
1. Работает с лидерами мнений, находит лидеров ЦА
2. Организует сэмплинг для лидеров мнений
3. Сотрудничает с админами полезных сообществ
4. Находит и работает с амбассадорами бренда
5. Подбирает и оценивает блогеров (накрутки, боты)
6. Устанавливает контакты с полезными для компании личностями
7. Общается со СМИ
6. Супер организованность
SMM-менеджеры размещают десятки постов в день в нескольких каналах, следят за комментариями и отвечают на них, следят за тенденциями и многое другое — эти задачи входят в ежедневное управление.
Совет для профессионалов: знание инструментов управления социальными сетями поможет автоматизировать определенные процессы, такие как планирование публикаций.
SMM-планер — простой и удобный автопостер, работает со всеми популярными площадками, поддерживает все новые форматы.
Таргет-культиватор — добавление групп во ВКонтакте списком. Простое расширение решает существенный недостаток рекламного кабинета ВКонтакте: в графу «Сообщество» нельзя добавлять список сообществ списком.
Popsters Extension — анализирует сообщества в 10 социальных сетях, вычисляя показатели ERpost и ERday.
7. Копирайтинг: о чем и как писать
Видеоконтент сейчас более популярен, но тексты все также важны для каждой соцсети, даже для TikTok. Подписчикам нужна и смысловая нагрузка в виде удобного для чтения текста. Речь идёт о грамотности, трендах, логическом построении фраз и их обработке: работе с заголовками, абзацами, списками, шрифтами.
Для написания статей в социальных сетях требуется множество навыков: умение писать призывы к действию, использовать эмодзи, избегать опечаток.
Список сервисов для создания качественного текста:
8. Проводить собственные исследования
Для изучения мнения пользователей о продукте и бренде используются разные инструменты исследований: анализ обсуждений в тематических сообществах, поиск нужной статистики, проверка фактов, проведение опросов, анкетирование, интервью и т.д. Реакции на упоминания и общение с аудиторией формируют репутацию бренда.
Сервисы в помощь
YouScan – мониторит упоминания бренда в режиме реального времени, анализирует данные и отправляет уведомления о необычных активностях (например, при резком всплеске негатива).
IQbuzz – управления репутацией в интернете, следит за упоминаниями бренда в социальных медиа и онлайн СМИ и собирает статистику упоминаний.
9. Иметь наметанный глаз на эстетику
Профессиональный SMM-специалист работает над стилистикой и визуальной концепцией сообщества, решает, как проиллюстрировать информацию, следит за качеством постов, работает с фотографами и дизайнерами. Он не только должен знать тенденции фоторедактирования, но и разбираться, какие из них лучше использовать для конкретного бренда.
Не на всех проектах есть штатный дизайнер, и работа с фото и картинками достается менеджеру по социальным сетям. На этот случай важно хотя бы на базовом уровне владеть графическими редакторами Adobe Photoshop и Lightroom, Movavi. А с помощью Canva или Crello можно создавать стильные изображения из готовых шаблонов.
10. Многозадачность и менеджмент
SMM-щики могут делать семь вещей одновременно и при этом сохранять резервное место для дополнительных задач. Нужно быстро реагировать и генерировать креатив на ходу, справляться с ситуациями по мере их возникновения и развития, не жертвуя при этом долгосрочными целями.
Воспользуйтесь 9 готовыми шаблонами, которые экономят время SMM-специалисту.
И попробуйте 10 продвинутых и неизбитых правил тайм-менеджмента от прокрастинации, перфекционизма и распыления во все стороны.
11. Любознательность и развитие
По мере набора группы
с 19:00 до 22:00
( Вторник, Четверг )
очное обучение или видеотрансляция
И последнее, но не менее важное: нужно обладать одним качеством, объединяющим все вышеперечисленное: движущей силой любопытства к мировым новостям и трендам.
Задача SMM-специалиста — следить за трендами соцсетей и эффективно их использовать, чтобы получать лояльную и вовлеченную аудиторию. Хороший менеджер должен постоянно мониторить разные ресурсы и откликаться на популярные темы в числе первых.
Как сделать резюме, чтобы получить место мечты
Задача резюме — убедить работодателя в том, что кандидат — профессионал, который умеет работать с соцмедиа. Резюме повысит шансы победить в борьбе за вакантное место, если заполнить его правильно. Шаблон поможет грамотно оформить ваше резюме на позицию SMM-менеджера:
Адаптируйте резюме под желаемую вами вакансию: вставьте ссылки на сайты и проекты, расскажите подробнее о ваших обязанностях на прошлых местах, раскройте навыки именно в SMM. Не забудьте оставить ссылки на личные аккаунты.
Если вы работали кондитером или фитнес-тренером, а параллельно продвигали аккаунты в соцсетях — дайте на них ссылки и расскажите каков результат. Расскажите, почему вы подходите на эту должность, почему вы решили попробовать себя в новой сфере.
Рекомендации по составлению резюме
Основные сведения, которые указывают в бланке:
Чтобы определить оптимальную величину заработной платы, используйте для указания доходов в резюме СММ менеджера примеры из реальных предложений о трудоустройстве, посмотрите примеры на hh.ru
Внешний вид (фото). Прикрепленная фотография хорошего качества повышает шансы на рассмотрение резюме.
Опыт работы. В графе не стоит перечислять все рабочие места, сделайте на 1-2 крупных компаний и успешных проектов. Нужно указать перечень конкретных задач, которые приходилось выполнять на прежних местах трудоустройства
Пример заполнения раздела «Опыт работы»:
Если нет опыта, напишите работодателю о навыках, которые были получены на курсах, практических и теоретических занятиях в вузе, на стажировке и практике.
Образование. Напишите места обучения: университет, повышение квалификации, курсы и тд.
Большим плюсом будет умение работать в фото- и видео редакторах, например Photoshop и Movavi. Являются преимуществом навыки работы с сервисами мониторинга упоминаний в соцмедиа о компании или бренде.
Достижения. Укажите участие в профильных мастер-классах, курсах и вебинарах. Укажите ссылки на блог, личные аккаунты в соцсетях, портфолио с фото и видео работами.
Smmplanner и другие сервисы для отложенного постинга в социальных сетях. Оба простые, а знание об их существовании и умение пользоваться хотя бы одним будет бонусом в резюме для маркетологов и smm-щиков.
MyTarget и прочие сервисы для создания рекламы. Об этом мы рассказываем на курсе по таргетированной рекламе
Excel. Финансовые модели маркетологи не строят, но зато ведут статистику и создают отчеты по эффективности рекламы в любимом Excel. Считать и сравнивать прирост аудитории, отслеживать количество переходов по ссылке и стоимость кликов иногда придется вручную, поэтому основные функции нужно знать.
Контакты. Напишите адрес электронной почты и контактный телефон. Перед отправкой резюме перечитайте анкету, исправьте описки и неточности.
Онлайн-курсы и общение со специалистами по социальным медиа помогут ускорить обучение и систематизировать знания. Прокачать свои навыки в SMM или научиться с нуля можно на курсе SMM для начинающих
Коммерческое предложение на SMM: инструкция по составлению плюс шаблон для скачивания
Введение
Детальная инструкция по подготовке предложения на продвижение в соцсетях с шаблоном. После прочтения данного материала вы поймете, как правильно презентовать клиенту услугу и компанию с положительной стороны.
Общие правила
Коммерческое предложение – обязательный инструмент продаж и основа первичного взаимодействия клиента с подрядчиком. Перед тем как рассказать, как составить КП на SMM-продвижение, напомним об общих правилах.
Что нужно учитывать при составлении КП:
Заказчики – люди занятые, берегите их время. Излагайте информацию кратко и сжато, при этом не упускайте из вида ценность вашего предложения: опыт, кейсы, награды, команду и т.д. Соблюдайте баланс.
Говорите не только о себе, но и о заказчике. Показывайте, что хотя бы минимально ознакомились с его продуктом, провели анализ и можете предложить конкретные идеи.
Не изобретайте велосипед, придерживайтесь стандартной структуры. Сначала демонстрируйте свою ценность, потом называйте цену и условия, затем призывайте к действию.
Помимо смыслового содержания КП, не забывайте и о визуальной подаче. Используйте в оформлении фирменный стиль вашей компании. Само КП создавайте в Microsoft PowerPoint, Keynote, Google Презентациях или попросите дизайнера сверстать его в специальном графическом редакторе.
Эти программы помогут не просто создать и отформатировать КП, но и грамотно презентовать его. Советуем не просто отправить предложение по почте, а именно презентовать, объясняя клиенту подробно каждый пункт и отвечая на вопросы.
Придерживайтесь гибкого подхода. Универсального КП не бывает, разным клиентам вы будете отправлять разные предложения, предлагать различные варианты, озвучивать разную стоимость.
Особенности продажи услуги SMM
Маркетинг в социальных сетях – услуга, границы которой до сих пор четко не определены. В самом узком понимании SMM – это ведение групп в ряде популярных платформ (в их числе – VK, Instagram, OK.ru). А вот в «продвинутой» версии данное направление подразумевает гораздо больше площадок и методик.
Что нужно учитывать при презентации подобных услуг потенциальному заказчику:
Клиент может быть не в состоянии корректно определить необходимые соцсети, так как не знает привычки своей целевой аудитории (а собственный опыт в данном вопросе иногда бывает полностью бесполезным).
Если речь идет о полной поддержке компании в соцсетях, то нельзя забывать о коммуникации с аудиторией (например, ответы на вопросы). И одна из сторон должна взять на себя ответственность за эту задачу:
Либо со стороны заказчика выделяется сотрудник с соответствующими компетенциями;
либо подрядчик детально изучает бизнес клиента до такого уровня, когда минимум 90% вопросов аудитории может быть решено без привлечения представителей компании. Хорошей практикой для данного варианта является предоставление доступа к корпоративной базе знаний.
В то же время нужно понимать, что между сторонами должен быть четко организован процесс внутренних коммуникаций, включающих в себя передачу заявок, отзывов и другой информации. В идеале для этого должна быть подготовлена вся необходимая структура (в том числе CRM).
Иногда результат по многим аспектам работы сложно выразить в классических бизнес-KPI. В таких случаях приходится прибегать к сторонним метрикам (например, охват или количество упоминаний бренда).
Также нужно учитывать, что далеко не каждой компании подходит концепция обычного корпоративного аккаунта. Для некоторых проектов гораздо эффективнее вести страницы информационного характера с уклоном на некоммерческий контент.
Первый титульный слайд
Продажа вашей услуги клиенту начинается с самого первого слайда. Советуем кратко отразить в нем следующие моменты:
Ваше УТП или позиционирование – то, чем вы отличаетесь от сотен других SMMщиков. Не просто «Раскрутим ваше сообщество», а ваши основные уникальные фишки.
Предмет презентации – собственно, услуга, которую вы оказываете.
Минимальная персонализация под заказчика – для этого придется изучить хотя бы немного его бизнес и текущее положение дел в имеющихся пабликах. Можно показать скрины статистики, как вариант.
Место вашей компании в различных рейтингах, полученные награды.
Логотипы площадок, о работе над которыми пойдет речь далее.
Не удивляйтесь, если список площадок, который предлагает подрядчик, будет отличаться от вашего – возможно, с учетом действующего расклада на рынке в вашем регионе действительно имеет смысл пересмотреть их, и впоследствии это принесет больше эффекта.
Содержание
Этот слайд обязателен, только если ваше КП состоит из семи разделов и более. Содержание делается для удобства заказчика и экономии его времени. Клиенту будет удобно, если информация структурирована и можно сразу перейти к наиболее интересующему разделу.
Советуем разделить содержание на 2 условных блока. Основной из них – это донесение ценности вашего предложения, меньший по размеру – указание цены, условий работы, сроков. Клиент должен понять, что самое интересное содержится в первом блоке.
О компании
Не стоит лить воду о том, какие вы суперпрофессионалы и как помогаете бизнесу заказчика. Подкрепляйте слова делом: приводите цифры и факты, только они могут убедить клиента в вашей компетентности. Вот основные правила:
Пишите реалистичные данные, не преувеличивайте.
Будьте точными, сильно не округляйте данные.
Не гонитесь за красивыми цифрами, они должны отражать ваши экспертизу и опыт, и быть актуальными для клиента. Информация о том, что ваша команда и вы лично выпили в работе над проектами 987 чашек кофе, интересна только вам, а вот заказчику она ни о чем не скажет (кроме того, что у вас есть чувство юмора и вы порой зашиваетесь).
Цифры и факты должны быть релевантны тому, как вы себя позиционируете. Если специализируетесь на SMM-креативах, делайте упор на них, и т.п.
Чтобы презентовать себя как профессионального и действительно результативного подрядчика, можно прибегнуть к следующим фактам:
Количество брендов федерального или окружного масштаба (то есть те, которые известны во многих регионах страны).
Имиджевые зарубежные проекты.
Компании, сотрудничество с которыми продолжается более N лет.
Количество лидеров мнений либо рекламных сообществ / аккаунтов в собственной базе.
Суммарные обороты заказчиков.
Общий охват по публикациям всех проектов.
Слишком много цифр и фактов не надо – от 3 до 6. Вы можете изменить или дополнить этот список, исходя из собственных данных.
Описание задачи
Сформулируйте кратко и емко основную задачу, которую будете выполнять. Так вы дополнительно проговорите изначальные требования клиента (чтобы избежать недопонимания) и предложите, если возможно, дополнительные идеи.
Обязательно укажите цели, которых вы намереваетесь достичь:
Коммерческие цели компании – те KPI, которых вы собираетесь достичь, работая над SMM.
О пользовательских целях подрядчики часто забывают, тем не менее именно они помогают достичь желаемых бизнес-показателей.
Анализ
И этим пунктом многие исполнители часто пренебрегают, мотивируя это тем, что вот заключим договор – тогда уже будем анализировать и погружаться в бизнес клиента. Это в корне неправильно: хотя бы минимальный маркетинговый анализ может убедить клиента, что вы серьезно подходите к задаче, да и вам пригодится в случае заключения сделки.
Вот что можно проанализировать:
Текущее присутствие компании в соцсетях.
Конкурентоспособность продукта или услуги клиента в соцсетях.
Поведение целевой аудитории, ее основные сегменты.
Активность в соцсетях конкурентов.
Рынок в целом (оценки, тенденции, прогнозы).
Перспективы выйти с помощью SMM на новые рынки.
Обращайте внимание, насколько глубоко кандидаты в подрядчики вникают в суть деятельности вашей компании и как много времени уделяют на изучение рынка / конкурентов.
Портрет аудитории
Далее описываем профиль самого популярного сегмента/-ов целевой аудитории. Чем больше информации будет зафиксировано на этом слайде, тем лучше. В будущем ее можно будет применить, как минимум, для таргетированной рекламы, а также для подбора рекламных пабликов / страниц, исходя из их аудитории.
У многих компаний подобные портреты есть по умолчанию – попробуйте запросить их в отделе маркетинга либо лично у контактного лица.
Особенности проекта
Данный слайд подытоживает этап анализа, демонстрируя ключевые выводы относительно проекта. Часть пунктов может быть очевидна для самого клиента, но, даже несмотря на это, их все равно нужно упомянуть – таким образом вы еще раз подчеркнете, что умеете анализировать и отличать важные / приоритетные факты.
Состав работ
Перечисляя составляющие работы, нужно ориентироваться на следующее:
Указывайте только то, что действительно будет полезно для бизнеса заказчика / соответствует его целям.
Учитывайте возможности / ограничения компании – теоретически вы можете предложить огромный пул работ, но это будет бессмысленно, если на перечисленные услуги у заказчика просто нет бюджета.
Не бойтесь выходить за рамки исходной задачи, добавляя в план работ дополнительные услуги. Допустим, изначально клиент пришел с запросом на увеличение продаж. Но проанализировав проект, вы понимаете, что не все в порядке с отзывами, и это может существенно помешать привлечению заявок. Что делать? Очевидно – включить в состав работ управление репутационным фоном, предложив клиенту в рамках этой услуги «обелить» и контролировать репутацию, которая, например, была испорчена вследствие действий конкурентов с плохими намерениями.
Площадки
Напоминаем клиенту, с какими площадками предстоит вести работу.
Здесь важно учитывать, что не всегда возможно сразу определить полный список платформ / сайтов – например, если вы предлагаете заказчику ведение внешнего контент-маркетинга, то не исключено, что через пару месяцев после старта работы будете публиковать статьи на площадках, о которых сегодня даже не думаете.
Сотрудники
Этот слайд тоже крайне важен: он показывает, какие именно сотрудники будут заниматься SMM в случае заключения сделки. Поскольку SMM – это B2B-услуга, которая в принципе нельзя потрогать и посмотреть, сделайте ее более осязаемой: покажите живых людей, их фотографии, расскажите, что они умеют делать и как помогут лично заказчику.
Постарайтесь сделать так, чтобы донести ценность каждого члена команды и в то же время показать, что это целостный коллектив, объединенный единой целью: помочь бизнесу клиента.
Кейсы
Как правило, кейсы не размещают в КП – под этот раздел отводится отдельная страница на сайте компании. Но мы все же советуем дать краткую версию 1-2 проектов, которые наиболее релевантны задаче клиента, его сфере деятельности и продукту.
Идеально, если вы уже работали над аналогичным или похожим проектом. В этом случае расскажите заказчику, какая задача была поставлена и каких целей вы добились. Помните, что кейс – это всегда цифры и факты. Подтвердите свой рассказ данными статистики продвигаемых сообществ – это нагляднее всего покажет заказчику, что вы умеете.
Клиенты
Остальных клиентов можно указать просто в виде логотипов. Чем громче и известнее имена, тем лучше.
В каталоге Workspace представлены более 600 команд, которые ориентированы на оказание услуги SMM. Организуйте среди них тендер буквально в пару кликов, чтобы собрать наиболее интересные коммерческие предложения.
Отзывы
Не отходя от кассы, покажите заказчику, что о вас говорят эти самые клиенты. При сборе отзывов просите, чтобы заказчики высказывались максимально честно и обязательно говорили, что конкретно и как вы делали и как им помогли.
Награды
Не стесняйтесь хвалить себя: если у вас есть награды, вы это заслужили. К тому же это еще одно (как и отзывы) социальное доказательство компетенции вашей компании и ваших сотрудников. Сертификаты, дипломы, места в рейтингах – все это дает вашей компании дополнительную ценность и влияет на вердикт заказчика: начинать работать с вами или нет.
Ответы на вопросы
В процессе чтения КП у клиента неизбежно возникнут вопросы. А значит, впереди новый виток обсуждений и объяснений. Минимизируйте временные затраты, продумав возможные вопросы и возражения и вставив их прямо в текст КП. Иди сделайте отдельный слайд с самыми распространенными вопросами и ответами.
Какие еще вопросы могут интересовать клиента, пришедшего за услугой SMM:
Сколько в среднем компаний приходится на одного вашего сотрудника? Не «потеряется» ли наш проект среди других?
Работаете ли вы с другими соц. сетями, кроме перечисленных?
Как быстро ваши специалисты будут реагировать на комментарии под постами?
Возможно ли скорректировать состав работ, исходя из наших пожеланий?
Все ли упоминания бренда вы отслеживаете?
Какие инструменты / сервисы используются в работе?
Условия работы
Помните, в начале статьи мы говорили про демонстрацию ценности и цены? Так вот, ценность для клиента вы уже показали, теперь переходим к цене и условиям работы. На этом слайде указываем сроки выполнения, объем работ, правила оплаты.
Если проект масштабный, логично будет разделить его на несколько этапов и обозначить стоимость каждого. Также есть смысл еще на первом этапе рассчитать стоимость MVP (минимально жизнеспособного продукта) и далее смотреть по ситуации.
Еще совет: укажите несколько вариантов работы, которые доступны на выбор заказчика. Кроме того, не забудьте про рекомендованные рекламные бюджеты, а также дополнительные услуги, которые не входят в тарифы / пакеты.
Контактная информация
Ниже вы можете скачать образец КП на SMM, разработанный специалистами тендерной площадки Workspace: