ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Комедия – это не про шутки. Комедия – это про комедийные ситуации. Это главное правило, которое нужно выучить новичкам. Да и уже состоявшимся кинематографистам неплохо бы его повторить.
Потому что комедия – это жанр. А жанр – это некая структура, список повторяющихся элементов и клише, придающих общие черты истории внутри фильма. Так вот: основной элемент комедии – комедийная ситуация. А шутка и гэг – только вспомогательные элементы.
Комедийная ситуация – это часть сюжета. Если ее вынуть, история либо потеряет свою часть, либо вообще рассыплется. А шутка или гэг – это «украшалки». Они встраиваются в историю, но никак на нее не влияют.
Приведем пример: все наверняка помнят замечательный гэг с Никулиным из «Кавказской пленницы», когда он, не вставая, смог под одеялом почесать себе пятку. Это смешная шутка, но если ее вырезать – история в фильме не изменится. Она даже характер персонажа никак не подчеркивает.
А теперь вспомним, например, сцену в туалете из фильма «Лжец, лжец» с Джимом Керри. В ней персонаж Джима, чтобы отложить слушание в суде, решает избить сам себя. Это смешная сцена. Но она вытекает из сюжета: Джим играет адвоката, которого магическим образом на сутки лишили возможности лгать. И чтобы выиграть, ему нужно сделать все, чтобы отложить заседание на завтра. Самоизбиение в туалете – часть истории. И это комедийная ситуация.
Сейчас удивительное время, когда шанс увидеть приличную отечественную полнометражную комедию гораздо выше, чем зарубежную.И главная причина этому – социальные течения в европейском мире. Сейчас на волне борьбы всех подряд за свои права в Америке и Европе практически невозможно написать острую комедию, не получив на выходе иск от каких-либо очередных защитников.
А без «жертвы» комедия становится стерильной. Именно поэтому по-настоящему кассовые зарубежные комедии, имеющие оглушительный успех во всем мире, остались на рубеже 2013—2015 годов: «Мальчишник в Вегасе», «Третий лишний», «Мы – Миллеры» и т. д.
Давайте сравним первую и вторую часть фильма «Квартета И» «О чем говорят мужчины».
Мало кто будет спорить, что первая часть воспринимается смешней, чем вторая. И дело даже не в том, что во втором фильме больше философских диалогов. Куда важнее, что юмористические эпизоды в первой части рассказывали о характере и жизни героев. Они рассказывали историю жизни этих парней.
А кто объект шуток во второй части? Зигмунд Фрейд, Лев Толстой, Безымянный вахтер… Эти комедийные вставки не влияют на историю персонажей и даже не рассказывают о них. И поэтому линии главных героев складываются только из их драматических монологов.
К счастью, создатели видели эту проблему. Поэтому на официальных постерах «О чем еще говорят мужчины» вообще не указан жанр, а на «Кинопоиске» указано: мелодрама, комедия.
Сейчас часто можно увидеть фильмы, где в строке «Жанр» идет целое перечисление. Но на самом деле, если не брать авторское кино, по-настоящему межжанровых фильмов очень мало. В основе обычно все равно один жанр, диктующий правила. А от остальных берутся лишь элементы.
А пишутся эти жанры через запятую, как равноправные, только по одной причине: деньги. Это чисто маркетинговый ход для привлечения дополнительной аудитории.
Чтобы понять, как нужно писать комедию, нужно осмыслить одну вещь:
Драма (в широком смысле) рассказывает о том, как персонаж преодолевает свои недостатки. Комедия – как персонаж живет с этими недостатками.
Лучше всего это объяснил Стив Каплан в своей книге «Скрытые инструменты комедии». По его мнению, все герои остались в драмах, а персонажи комедии – негерои.
Герой всегда знает, как вести себя в любой ситуации. У него всегда есть какие-то навыки для решения проблемы. Даже если возникает что-то, с чем он не может справиться, герой всегда выберет наиболее приемлемый вариант поведения. Он знает, как правильно себя вести в любой ситуации.
Негерой мало того что вообще не обладает навыками для решения своей проблемы, так еще из всех неправильных вариантов, скорее всего, выберет самый неподходящий.
А теперь представим, что в этой же ситуации оказался другой Джон – Джонни Инглиш, персонаж Роуэна Аткинсона. Комедийный персонаж и точно негерой. Увидев террористов, он, скорее всего, завизжал бы, тем самым выдав себя. Либо стал бы отступать, споткнулся и перевернул бы что-нибудь грохочущее. Опять же выдав себя.
Как видите, чтобы создать комедийную ситуацию, достаточно поместить такого негероя перед проблемой, которую он никогда не сможет решить. Он либо не знает как себя вести, либо просто не обладает нужными навыками.
И вокруг таких проблем строится сюжет комедии.
Например, в ромкомах типичный персонаж-неудачник не знает, как вести себя с девушкой, чтобы ей понравиться. А, например, персонаж-ловелас не знает, как выбрать из двух девушек одну.
Причем чем меньше навыков у вашего негероя, тем проще нужны ситуации.
Сколько серий «Теории Большого Взрыва» построено на столкновении Шелдона Купера с самыми обычными бытовыми ситуациями? У этого персонажа нет вообще никаких навыков реальной жизни. Заболел парикмахер, сосед привел девушку на ночь, в ресторане блюдо от шеф-повара перенесли в основное меню… Шелдон просто не знал, как реагировать на каждую из этих ситуаций. А его попытки отреагировать и рождали комедию.
Запас незнаний и неумений этого негероя не исчерпали за двенадцать сезонов и 279 эпизодов. Их хватило еще и на «Детство Шелдона».
Конечно, нельзя строить персонажа для более-менее внятной истории только на том, что он ничего не знает, спотыкается на ровном месте и визжит от каждого скрипа. Чтобы рассказать какой-либо законченный сюжет, все-таки нужен персонаж, а не карикатурный клоун.
И чтобы придумать комедийного персонажа, обратимся за помощью к книге Джона Ворхауза «Комедийный ящик с инструментами».
Суть его подхода в том, что в целом комедийный персонаж придумывается так же, как и драматический. У него так же должны быть и положительные черты, и недостатки.
Но чтобы превратить обычного персонажа в комедийного, нужно развить в нем «комедийную перспективу».
Для этого надо взять любую особенность персонажа (характер, поведение, манеру действовать) и выкрутить эту особенность настолько, чтобы она стала несовместимой с реальностью описываемого в истории мира.
Например, комедийная перспектива еще одного персонажа Роуэна Аткинсона Мистера Бина в его неуклюжести. И в этом не было бы ничего страшного, если бы он был просто неуклюжим. Но он настолько неуклюжий, что, наверно, даже в пустой белой комнате найдет, обо что споткнуться и что сломать. Он просто не приспособлен к миру, где нужно ходить, не задевая предметы.
Вы наверно догадались, что именно это и превращает его в негероя. Он все время пытается справиться с проблемой, для решения которой у него нет навыков. И неважно, что речь идет о простейшем навыке «пройти через комнату без приключений».
Любая черта может быть преобразована в комедийную перспективу, если она мешает герою существовать в мире. Скупость, ворчливость, любвеобильность, картавость, заикание, хромота, праведность, чистоплотность, пунктуальность… Главное, чтобы в итоге комедийной перспективы хватило для рассказа истории.
Например, комедийная перспектива Джея Ди из «Клиники» в его инфантильности, что включает в себя наивность и трусость. Это никак не стыкуется с миром сериала: местом, где люди болеют и умирают, а врачи должны быть сосредоточенными и твердыми. Но этих навыков у Джея Ди нет.
С другой стороны, комедийная перспектива персонажей «Мальчишника в Вегасе» в потере памяти. В остальном они, кроме Галифианакиса, адекватные персонажи. Если бы они знали, что происходит, быстро бы исправили все, что натворили по пьяни. Но если ты понятия не имеешь, что происходит, как правильно реагировать на голого китайца с битой в багажнике?
Конечно, заряда этой перспективы не хватило бы на девять сезонов сериала. Но в рамках двухчасовой истории этого достаточно.
Распространенная ошибка новичков, пытающихся написать комедию, – зацикленность на серьезности и правильности происходящего с их персонажами. Если такому сценаристу рассказать идею Мистера Бина, он, скорее всего, воскликнет: «Но так же не бывает! Зритель в это не поверит!»
Но зато каждый из нас постоянно попадает в нелепые ситуации, в которых не знает, как себя вести. Ну или хотя бы на мгновение забывает, как нужно действовать.
Кого из нас после неудачного разговора не посещала мысль «Вот как надо было сказать!»? Кто из нас не делал глупости, о которых стыдно вспоминать? Кто из нас не спотыкался на ровном месте? Да, Мистер Бин преувеличенно неуклюж. Но его частичка есть в каждом из нас. Как пишет Стив Каплан: «Драматические герои – это те, кем мы хотим стать. Комедийные – те, кто мы есть на самом деле».
Поэтому часто можно от комедиографов можно услышать фразу: не давайте логике победить комедию.
Но здесь тоже есть одно правило: нелогичная глупость должна соответствовать придуманному персонажу и его комедийной перспективе.
Например, Карл Фредриксон из мультфильма «Вверх» – ворчливый и склочный старик. Это его комедийная перспектива. И она развязывает авторам руки на любые глупости, вытекающие из ворчливости и склочности. Зритель их примет, как бы это нелогично ни было.
Но если бы Карл вдруг в этом же мультфильме совершил глупость, завязанную, например, на его наивности – вот этого зритель бы не понял.
Ведь даже если Карл в чем-то и наивен, то эта его черта не вывернута до комедийной перспективы. А значит, и пользоваться он ей должен в рамках логики.
В этом и есть основа написания комедии. Нужно придумать негероя с понятной комедийной перспективой, поставить перед ним задачу, с которой он, опять же из-за комедийной перспективы, не сможет справиться, и построить на этом сюжет.
Ну а уж потом можете разбавить получившийся сценарий шутками.
Вам будет интересно: Как разгадать загадку
Чтобы придумать миниатюру, сначала надо разработать канву сюжета. Как правило, он рождается из одной единственной мысли или идеи. Сюжет в миниатюре должен быть емким, выразительным и завершенным.
Придумывая сценарий для будущей комедийной миниатюры, вспомните смешные ситуации, в которые попадали вы или ваши знакомые. Таких инцидентов наверняка было множество, так почему бы об этом не рассказать?
Миниатюра может родиться из одной единственной фразы или слова. Обратите внимание, что в большинстве коротких сценок чаще всего поднимаются философские, социальные и бытовые вопросы. Поразмышляйте о смысле жизни, о своих жизненных наблюдениях или нравственных ценностях – такие темы всегда останутся вечными.
Если вам пришел в голову некий образ или идея, из которой, как вам кажется, может что-то получиться, всегда записывайте ее или делайте зарисовки, чтобы потом к этой мысли можно было вернуться и более тщательно ее проработать. Несомненно, к созданию миниатюр нужен талант, но иногда помочь может и общий мозговой штурм. Не бойтесь обращаться за помощью к друзьям, ведь именно в споре рождается истина. Возможно, их комментарии помогут развить вашу идею.
Для показа миниатюр, как правило, требуется минимум декораций (если они вообще необходимы). Гораздо проще объяснить, где и с кем происходит то или иное действие, на словах, чем создавать под каждую сценку сложные интерьеры.
Миниатюра – прекрасный способ выразить свое восприятие мира в нескольких словах. Если вам есть, что сказать окружающим – сделайте это в миниатюре! Что же такое миниатюра? Это небольшое по размеру художественное произведение, при этом насыщенное смыслом, богатством художественных приемов и фактур.
Этот жанр как нельзя актуален в современном мире, где темп жизни не позволяет растягивать свои мысли в многотомные романы. Миниатюра – идеальный способ выражения своего видения для современного человека.
С чего же начать, приступая к созданию миниатюры? Как и в любом художественном произведении, важно выявить главную нить, а в случае с миниатюрой скорее точку, вокруг которой построите повествование.
Обозначьте идею или событие, которому хотите посвятить свою миниатюру.
Очертите узкий круг событий или эмоций, которые кажутся вам ключевыми, которые обязательно необходимо отразить в своем творении. Главная задача при написании миниатюры – максимально нагрузить содержанием минимально малый объем текста.
Выверяйте каждое слово на предмет его необходимости, в миниатюре не должно быть ничего лишнего, только яркий насыщенный текст, в котором каждое слово на своем месте и без него все произведение утратит смысл.
Самое сложное при написании миниатюры – совместить форму и содержание. Не позволяйте себе в угоду форме утратить красочность изложения, выбирайте приемы, которые позволят передать компактными фразами обширный смысл, используйте подтексты.
Не стоит впадать и в другую крайность, жертвуя формой в угоду смыслу, и создавая роман там, где должна была быть миниатюра. Если ваш замысел настолько глобален, что уместить его в миниатюре не удается, попробуйте создать цикл миниатюр, отразив в нем все грани вашего художественного замысла.
Начнем с оборудования рабочего стола. Установите лампу дневного света, приобретите кисти, краски, грунтовку, краску в баллончике базового цвета.
Положите на стол большой лист белой плотной бумаги, именно на нем вы будете красить свои миниатюры (так стол останется чистым). Понадобится палитра, это может быть и профессиональная палитра и пластиковая для детского творчества, и простая фарфоровая тарелка. Да, не забудьте про воду, тряпку для кистей.
Теперь приступим к работе. Миниатюры заранее можно частично собрать и склеить, в зависимости от размера деталей и степени детализации.
Далее красим крупные детали основными цветами. Краски сначала пробуйте на палитре, не наносите сразу на фигурку, мазки должны быть легкими, свободными, без нажима.
После этого приступаем к деталям: наносим тени, высветляем нужные места, тщательно прорисовываем мелкие части. Точно также красим все детали миниатюры и даем им просохнуть.
Если подросток имеет развитую фантазию и хочет зарабатывать на создании сценариев, то ему нужно сначала научиться их писать. Мы расскажем о том, какие шаги нужно пройти тинейджеру, чтобы добиться желаемого. А также поведаем, как научить его писать сценарии.
Технические аспекты создания сценария
Начать подростку нужно с оформления сценария. Он должен быть составлен в соответствии с требованиями киноиндустрии. Чтобы сценарий у тинейджера приняли в работу.
У сценария в обязательном порядке должен быть титульный лист. На него должно быть нанесено наименование произведения. А также имя подростка.
В дальнейшем на титульный лист нужно будет написать различные номера телефонов. По ним режиссер сможет связаться с тинейджером. А также с его менеджером.
Шрифт рекомендуется применять Courier. Его размер должен быть 12. Используя подобный шрифт, сценарий подростка будет смотреться более красиво, читабельно и профессионально. Поскольку он будет похож на тот, который используется в печатной машинке.
Как указывать информацию о месте действия и персонажах?
Описывать каждую сцену тинейджеру необходимо подробно. Для каждой из них нужно создавать вступление. В нем нужно рассказывать, что происходит в определенной сцене. А также в какое время суток и где.
Имена героев произведения тоже нужно оформлять правильно. Их необходимо писать прямо в тексте. Буквы у имен должны быть прописными. Их необходимо указывать сверху над тем, что сказал герой. Либо, имя можно разместить сбоку от определенной фразы.
Для разных видов сценария подойдет свой собственный формат
Объясните подростку, что сценарии для кино и театральных постановок значительно отличаются друг от друга. По форме. Соответственно, тинейджер должен изучить особенности каждого из форматов. И создавать сценарий для определенного вида искусства в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Как писать текст сценария?
Начать написание сценария нужно с создания главной части произведения. Основы определенного сюжета. Тинейджер должен продумать в голове, о чем будет его произведение.
Подросток может написать небольшой короткий тезис. Он станет первым предложением. Вокруг этих слов подростку и предстоит развивать сюжет своего произведения.
Подросток должен продумать концепцию истории
Желательно сделать полноценный ее набросок. На нем тинейджеру нужно изобразить основные моменты произведения:
И так далее. Если у тинейджера будет создана полноценная схема развития сюжета, то проблем во время написания сценария он испытывать не будет. Произведение будет звучать лаконично. Все события будут взаимосвязаны. И сценарий гарантированно понравится продюсерам.
Подросток должен добавить в историю деталей
На следующем этапе тинейджеру в обязательном порядке нужно добавить в свое произведение детали. Он должен развить интригу. Насытить ее с помощью дополнительной информации. Так, чтобы произведение развилось.
Очень важно насытить произведение с помощью различных фактов, описаний окружающей обстановки и так далее. Во время этого процесса подросток поймет, что писать дальше. Каким образом развивать сюжет и интригу. Чтобы она привела к той или иной концовке.
Чтобы легче представлять себе, как развивать интригу, подросток может придумать несколько вариантов окончания произведения. А затем изобразить схематически. Для того, чтобы улучшить взаимодействие с персонажами.
После того, как произведение будет разбавлено деталями, тинейджеру необходимо будет расставить все по порядку и избавиться от лишних деталей
После того, как подросток создаст основную часть сценария, его нужно вычитать. Убрать те места, которые плохо звучат. И являются не очень интересными.
Тинейджеру нужно обратить внимание на описания. Избавиться от тех из них, которые слишком перегружены. Также, подростку нужно переписать долгие отступления. В тексте должна остаться только суть. Чтобы зрители не устали от ознакомления с сюжетом.
Если подростку что-то не нравится, он должен это убирать. Так, чтобы его текст был максимально чистым. И чтобы в нем было минимум воды.
Подросток должен сравнить свой сценарий с другими произведениями авторов
Предположим, подросток создает сценарий для фильма. После того, как он допишет произведение, должен ознакомиться с какой-либо кинокартиной. В том же жанре, в котором создает сценарий он.
Во время просмотра произведения подросток должен в обязательном порядке проводить параллели. Сравнивать то, что написал он. С тем, что видит на экране. Если какие-то моменты в его сценарии окажутся лишними, то их нужно будет убрать. Если чего-либо будет не хватать, то это, соответственно, нужно будет добавить.
Подростку нужно создать простой для восприятия сценарий
Если сюжет в сценарии слишком сложный, то его нужно сделать более простым. Подросток должен провести анализ диалогов. А также сцен.
Они не должны быть какими-то нетривиальными. Достаточно, чтобы сцена просто была интересной. И чтобы происходящее на экране завораживало взгляд. Добиться этого можно и с помощью простых сцен. А сложные диалоги некоторые из телезрителей могут не понять. Поскольку сейчас в кинематографе ценится простота.
Персонажи в фильме должны вести себя реалистично
Особое внимание нужно уделить тому, как они разговаривают. Диалоги должны быть максимально реалистичными. В противном случае, они не будут нравиться зрителям. И разрушат общую стилистику фильма.
Как подростку увлечь зрителя своим сценарием?
Сцены нужно описывать максимально детально
Это нужно для того, чтобы режиссер смог передать задумку подростка. Указывать нужно все:
Подобные детали в сценарии очень важны.
Подростку нужно описывать то, что происходит, максимально коротко
В сценарии важно указывать только лишь тезисы того, что происходит. На основе них режиссер уже сможет развить определенную мысль. И показать ее самым лучшим образом.
Во время создания сценария подростку совершенно необязательно указывать самые мельчайшие детали. Важно указать только основные из них.
Подростку нужно прорабатывать диалоги
От правильности построенного диалога зависит очень многое. Если придумать его правильно, то персонаж раскроется и станет очень интересным. Если нет, то его мотивация будет непонятна зрителям. И персонаж станет неинтересным.
Это нужно для того, чтобы подросток смог воссоздать максимально реалистичные диалоги. И чтобы они были сильно приближены к жизни. Соответственно, чтобы зрители больше им верили.
Окончание работы над сценарием
Подростку нужно в последний раз отредактировать сценарий
Слишком сильно править произведение не рекомендуется. Делать это нужно максимально аккуратно. В противном случае, подросток рискует выбросить из сценария важные, интересные детали. Поскольку посчитает, что они здесь лишние.
Подростку нужно дать почитать последнюю версию сценария своим родственникам и друзьям
Важно, чтобы люди из «фокус-группы» были максимально разными. Чтобы они отличались друг от друга по вкусам. А также имели абсолютно разные представления об искусстве.
Это необходимо для того, чтобы сформировать полное представление о качестве сюжета. О том, каким он является. Интересным или нет.
Подростку нужно вносить правки столько раз, сколько нужно
Умение писать сценарии приходит с опытом. Чтобы научиться делать это качественно, подростку нужно поступить в университет на сценариста или режиссера. Но и высшего образования будет недостаточно.
Тинейджеру необходимо будет писать сценарии регулярно. И только на десятый-пятнадцатый раз у него получится что-нибудь интересное. До этой попытки ожидать от подростка качественного сценария не стоит.
На платформе Vikids вы можете:
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать сценарий к сценке миниатюре, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать сценарий к сценке миниатюре", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.