Настоящий стендап
Блог про стендап-комедию, комедию в целом, теорию юмора и про многое другое.
среда, 24 апреля 2013 г.
Вот наше новое определение:
Сетап создает ожидание
Панч создает удивление
Теперь, когда вы это поняли, то можете писать отличные шутки, правильно?
Не совсем. Недостаточно знать, что делает шутка. Нужно знать, как шутка делает то, что она делает.
Давайте перейдем ко второму признаку:
2. Главное предположение – это предположение, которое полностью разбивает панчлайн.
Каждая шутка с сетапом предназначена для того чтобы публика представляла первую Историю с помощью предположений. Затем панчлайн раскрывает неожиданную вторую Историю, удивляющую публику, которая предположила одно и ошиблась…именно это и есть главное предположение. Например, из всех предположений, что вы сделали в сетапе шутки из примера, только главное предположение – «маска была снята после процедуры» полностью разбивается об панч – «Потом маска отпала».
13 комментариев:
Спасибо огромное, ребята.
Нуус, не зная теории тож можно шутить
Верно. Без теории можно делать интересные вещи.
Стендап для начинающих: как подготовить выступление в этом жанре
Любите стендап настолько, что хотите овладеть им? Мы решили вам помочь и составили пошаговое руководство по подготовке стендап-шоу. Вы узнаете, где искать идеи для шуток, как писать биты и стендаперские акты, как репетировать и что нужно для удачного выступления.
«Сторителлинг» – один из основных приемов, который используется в этом жанре выступлений. Приглашаем вас на эту программу, чтобы освоить метод и использовать не только для юмористических выступлений, но и в любой сфере жизни, начиная от общения с друзьями и заканчивая публичными выступлениями.
Собирайте идеи
Этим вы должны заниматься постоянно. Носите с собой блокнот и записывайте туда все, что приходит в голову: готовые шутки, идеи для них, просто идиотские ситуации, которые со временем можно превратить во что-то смешное. Скорее всего, 90% из них не пригодятся. Но зато «промывка идей» принесет вам 10% самородков. Из них вы и будете строить свое выступление.
Где еще брать темы для шуток
Пишите шутки
Следующий этап – создание шуток на основе заготовленного материала. И для этого вам нужно знать общую структуру элементарной единицы юмора. Комики выделяют в ней две основных составляющих: setup (установка) и punchline (кульминация). Сетап создает в голове у зрителя определенную картинку, а панчлайн разрушает ее, при этом вызывая удивление и смех.
Вот, к примеру, шутка британского комика Милтона Джона:
«Познакомился в Интернете с девушкой, выложил шариками у нее под окном: «Ты выйдешь за меня?» Потом увидел ее лицо, и вопрос сдулся сам собой».
Думаем, вы сами легко догадаетесь, где здесь что. Важно помнить, что установка должна содержать относительно достоверные факты. Ее задача – не удивлять, а усыпить бдительность слушателя. Чем больший контраст между сетапом и панчлайном, тем смешнее получится шутка.
Важный совет: если дело идет туго, попробуйте придумывать шутки в компании с кем-либо еще. Это даст приток новых идей и поможет посмотреть на свои творения со стороны.
Создайте монолог
Даже если у вас будет добрая сотня искрометных шуток (на языке стендаперов они называются «биты»), этого недостаточно, чтобы подойти к микрофону. Вы должны написать монолог («act» по англоязычной терминологии). Некое связное повествование из шуток, объединенных одной или несколькими темами. Ваше первое выступление не должно длиться больше 3-х минут (именно столько времени дают на открытых микрофонах), причем на каждую минуту отводите не более 5-6 шуток.
Вот как может выглядеть схема такого выступления:
Что касается переходов между подтемами, то это вопрос вашей фантазии. Вы можете делать их как плавными, так и резко менять тему.
Совет новичкам: Начинайте с общих и нейтральных тем и лишь затем переходите к чему-то более острому и откровенному. В будущем вы сможете нарушить этот принцип, но сначала нужно заслужить доверие зрителей.
Репетиция
Итак, вы написали свой монолог. Вы даже возможно продемонстрировали его нескольким особо доверенным людям, и он показался им забавным. Потом вы его выучили. Что ж, пришло время репетировать. Лучше делать это не самому, а с напарником, который даст вам обратную связь. Также можно записать черновое выступление на видео, а потом проанализировать все ошибки. Не тренируйтесь перед зеркалом – в реальности вы будете смотреть на других людей, а не на любимого себя.
Обязательно проверьте время выступления. Будьте готовы, что в реальности все может пойти не так. Оставьте про запас несколько шуток, или же наоборот, подумайте, как сократить монолог при необходимости.
Придумайте план Б на случай, если шутка не зайдет. Конечно, можно рассчитывать на импровизацию. Но вам ведь ничего не мешает сделать это заранее, да?
Главная цель репетиции – отработать подачу шуток. Самый смешной стендап можно загубить просто унылым видом лица. Вы сами должны проявлять эмоции, чтобы вызвать их у зрителей.
Репетиция – это не залог успеха, а способ повысить свою уверенность. Даже самые знаменитые комики иногда забывали слова прямо во время выступления. Это нормально. Сделайте вид, что все так и задумано, попробуйте пошутить над этим или просто двигайтесь дальше. Возьмите с собой небольшую шпаргалку, на случай если что-то вылетит из головы.
Выступление
Вы проделали большую работу, готовились и через несколько секунд ваш выход. И первая проблема, с которой вы столкнетесь – волнение. Вот, что говорит по этому поводу стендап-тренер Джуди Картер: «Не пытайтесь перестать нервничать – просто измените свое отношение к этому. Может быть, нервничать – смешно, а быть спокойным и уверенным в себе – скучно?…Если вы беспокоитесь, что у вас пересохнет во рту, возьмите с собой воду. Если ущипнуть себя за щеку, слюна тоже выделится, но лучше сделайте это до выхода на сцену».
Вы поняли посыл, да? От этого нет таблетки. Просто забейте или превратите это в шутку.
Будьте готовы импровизировать. Удачная шутка, основанная на происходящем в момент выступления (или до него), помогает быстро установить контакт с аудиторией. Что делать, когда кто-то уже пошутил на выбранную вами тему? Если вы не хотите, прятаться в тени чьей-то славы, лучше отказаться от части вашего выступления. Кстати, именно для этого вам и понадобится план Б.
Заканчивайте ваш выход самой смешной (даже физиологичной или сексуальной) шуткой. Или даже тогда, когда вы вдруг сорвали ошеломительные аплодисменты, а в запасе еще полминуты. Принцип простой – уходите на пике славы. Но вежливо. Четко обозначьте конец выступления и попрощайтесь.
А дальше? Ну, как хотите. Несравненная Джуди Картер предлагает напиться.
Искусство и наука юмора: как написать стендап-комедию за 6 простых шагов
Если вы подумываете о карьере стендап-комика, возьмите ручку и бумагу – много бумаги. Любой успешный комик скажет вам, что написание шуток изо дня в день требует серьезных обязательств. Придумывать идеи для постановки комедийного стендапа может показаться легким делом, но преобразование этого материала в забавные шутки, которые заставят людей смеяться, требует много усилий. Вот несколько советов, с которых можно начать
Что такое стендап-комедия?
Стенд-ап комедия – это шоу или перформанс, в котором комик исполняет оригинальные шутки на сцене перед живой публикой, чтобы рассмешить их. Шутки написаны по сценарию, имеют настройки и изюминки. В среднем в комедийном стендап-шоу зрители смеются от четырех до шести раз в минуту.
Когда появилась стендап-комедия?
Люди ставили комедийные представления с древних времен, но современный стендап уходит корнями в водевиль конца девятнадцатого века. Действия водевиля были живыми и включали много фарса. По мере роста популярности комедии шутки начали меняться. Они разработали четкую настройку и кульминацию.
Чарли Кейзу, афроамериканскому исполнителю водевиля, приписывают первый настоящий стендап-концерт где-то в 1880-х годах. Он исполнял комедийные монологи перед аудиторией, не обращая внимания на реквизит и выходки водевиля. Как современные комики, Кейс рассказывал анекдотические анекдоты – забавные истории из своей жизни. Так родилась стендап-комедия, которую мы знаем сегодня.
Стенд-ап комедия по-прежнему остается популярным видом развлечения. Написание комедий считается видом искусства. Поздно вечером ведущие телешоу каждую ночь начинают с фуршета. Если вы новичок в комиксе, вы можете переехать в мекку, где живут другие известные комики, например, в Лос-Анджелес, Чикаго или Нью-Йорк, чтобы быть ближе к действию.
Что такое стендап-комедия?
Сет – это полноценная тренировка в стойке от начала до конца. Он имеет начало, середину и конец. Продолжительность набора зависит от того, является ли комикс вступительным актом или хедлайнером. Когда вы выступаете в роли ведущего, приготовьтесь быть на сцене час или больше.
Вот элементы, из которых состоит устная комедия:
Как писать стендап-комедию за шесть шагов
ДУМАЙ КАК ПРОФЕССИОНАЛ
1. Смотрите и учитесь
Изучите другие комиксы. Начните с таких громких имен, как Крис Рок и Джерри Сайнфелд. Посмотрите их ранний стендап, за которым последуют более свежие выступления. Как развивались их комедийные голоса за эти годы? Сходите в комедийный клуб на живое шоу, чтобы увидеть, как комики структурируют свой сет. Как они открываются и закрываются? Сколько битов в каждом наборе? Сядьте сзади и наблюдайте за публикой. Как часто они смеются? На что они реагируют больше всего?
2. Соберите материал
Не уверен, где начать? Используйте свой личный опыт и напишите то, что вы знаете. Какая культура определяет вас? В какой семье вы выросли? Какие ценности вам прививали? Какой образ жизни и обычаи ты придерживаешься сейчас? Подумайте о своем опыте и немного напишите, исходя из этой точки зрения. Проанализируйте одно из основных взаимоотношений в вашей жизни – с партнером, ребенком, начальником, сотрудником или другом – ищите юмора в простом наблюдении об этом. Даже если вы видите проблеск идеи, запишите ее. Никогда не знаешь, сработает ли это в будущем.
Режиссер и комик Джадд Апатоу считает, что стендап становится лучше по мере того, как он становится более личным – что комиксы, открывающиеся перед публикой, часто оказываются самыми сильными исполнителями. Когда ваш материал вызывает у вас интерес, люди откликаются на него. Посмотрите специальную постановку Apatow на Netflix Джадд Апатоу: Возвращение. Как он превращает личные материалы в шутку?
3. Начните писать анекдоты
Пишите каждый божий день. Выберите идею и подойдите к ней как к рассказу – найдите сюжетную линию и конкретизируйте свою установку.
Напишите изюминку или две. Изюминка – это всегда поворот сюжета, идущий вразрез с логическим завершением. В некоторых случаях кульминация может быть первой частью раскрытой вами шутки. В этом случае вернитесь к настройке. Если это немного длиннее, включите джебы – забавные моменты в основной части шутки – чтобы аудитория не стала слишком долго смеяться. Помните, что комедия – это раздвигать границы. Если вы покидаете свою зону комфорта, вы движетесь в правильном направлении.
4. Соберите свой номер
Когда у вас будет достаточно шуток для часового шоу, выберите те, которые вы хотите включить в пятиминутный и десятиминутный набор. Расставьте их так, чтобы увидеть, какой порядок кажется естественным. Не втирайте слишком много шуток – оставьте место для смеха. Всегда имейте запасные шутки на случай, если вам нужно сменить направление.
Не думайте о своем поступке как о постепенном прогрессе, а скорее как о едином целом. Пишите переходы между шутками, чтобы создать поток. Ваш поступок составлен. Каждый элемент имеет значение, когда вы играете, от слов, которые вы говорите, до движений, которые их сопровождают.
5. Напишите открытое и закрытое
Ваше открытие – это ценная недвижимость. Это одна из самых важных составляющих вашего шоу, так что не тратьте ее зря. Начало – это ваш шанс показать публике, кто вы есть, а финал дает возможность связать ваше выступление воедино и придать ему смысл. Если вы не знаете, чем закончить, поищите в начале или середине материал, который вы можете снова ввести, чтобы обеспечить согласованность. Если вы будете думать о своей повседневной жизни как о рассказе, это также поможет вам сделать вывод, который удовлетворит вашу аудиторию. Имейте в виду, что финал – это то, что они помнят, поэтому поместите свои самые важные и самые успешные моменты в конце.
6. Репетируйте перед людьми
Единственный способ узнать, работает ли ваш стенд-ап, – это попробовать его перед аудиторией. Соберите друзей, семью или других начинающих комиксов и посмотрите, есть ли у вас шанс на комедийную карьеру. Это поможет вам следующими способами:
8 советов и уловок для написания стендап-комедий
Джадд Апатоу учит писать, направлять, продюсировать и исполнять комедии для кино и телевидения.
Как придумать настоящую шутку? Есть алгоритм
В прошлом материале на эту тему мы говорили о том, помогут ли книги о стендапе начать писать шутки и стать комиком. В конце мы обещали рассказать подробнее о способах написания шуток. В итоге остановились на методике, описанной в книге «Шаг за шагом к стендап-комедии» Грега Дина. Постарались описать ее максимально кратко и удобно.
Схема настолько проста, что поможет вам понять, как работает шутка и придумать ее самостоятельно.
1. Структура шутки
2. Сетап
Сетап рассказывает первую историю, создает контекст. Начало шутки может быть любым. Мы взяли пример из книги Грега Дина:
Этим утром я встал и пробежал 5 миль
В этой истории нет ничего особенного или смешного. Нужна вторая часть. Но как ее придумать?
Между тем, что мы слышим, и как понимаем сказанное, обычно есть разница. Человек начинает историю: «Этим утром я встал и пробежал 5 миль».
А вот как мы интерпретируем сказанное:
Человек встал пораньше, провел беговую тренировку на улице, пробежав 5 миль. Наверное, он дисциплинированный и целеустремленный
В сетапе намного меньше информации, но воображение хочет дорисовать подробную картинку — так устроен наш мозг. Конкретные догадки индивидуальны, но что-то будет настолько логичным или стереотипным, что об этом подумает большинство.
3. Связующее звено
Связующее звено помогает сделать предположение.
Можно задать себе вопрос: почему, читая сетап, я предположил именно это?
Предположение может быть не одно, но автору нужно найти ключевое.
4. Панчлайн
Теперь нужен панчлайн — вторая история, которая вызовет смех. За счет чего? Ключевое предположение (причина бега) окажется неверным. Зритель испытает удивление из-за разрушения ожиданий.
Какими еще могут быть причины для бега?
Снова возьмем пример из книги. Грег Дин в числе возможных продолжений истории предлагает следующую:
Аккумулятор в моей машине сел, и когда я пытался завести ее с толкача, она покатилась с горы, а я бежал за ней
В этот момент зритель/читатель понимает, что его изначальное предположение было неверным. Сама история уже становится достаточно забавной, потому что герой поступил глупо и с ним произошла неприятность.
Можно оставить историю такой, но можно превратить вторую часть в настоящий панчлайн. Здесь есть, что улучшить.
5. Оптимизация шутки
На примере сетапа мы знаем, что мозг дорисовывает картинку, если оставить пространство для воображения.
Чем короче и изящней формулировка, тем ярче реакция человека, который понимает, что его обманули.
Чтобы улучшить шутку, нужно:
Вот что получилось у Грега Дина в книге:
Никогда не заводите машину с толкача, если вы один на склоне
Удалось опустить детали о том, что аккумулятор сел и пришлось бежать за машиной. Все это дорисует мозг зрителя/читателя. Если после панчлайна зрителю снова понадобится секунда-другая на осмысление и выстраивание предположения — эффект будет сильнее.
Этим утром я встал и пробежал 5 миль. Никогда не заводите свою машину с толкача, если вы один на склоне
Да, это не самая смешная шутка, но она приведена для примера.
Еще примеры
Для наглядности приведем еще несколько примеров шуток из книги.
У сетапа с бегуном была еще одна добивка (но первая нам нравится больше):
Этим утром я встал и пробежал 5 миль. Вы поступили бы так же, если бы повернулись с утра и увидели, какого монстра я подцепил прошлой ночью в баре
Вот пример другой шутки:
Моя жена сбежала с моим лучшим другом.
Как же я скучаю по нему
Мой дедушка умер тихо-смирно, во сне. Но дети в автобусе, который он вел, кричали
Stand-up-комики о том, как создают монологи для выступлений
Галым Калиакбаров, 33 года, город — Нур-Султан, Stand-up-комик, @galymkaliakbarov
О начале пути
Как создавать материал
Самое главное — записывать любую мысль из жизни. Даже если это очень смешная шутка, и вам кажется, что вы ее никогда не забудете — это не так. Лучше сразу все записать. Когда пишешь целенаправленно шутки, то, скорее всего, получится литературный текст. На выступления лучше выходить с подготовленными тезисами и записывать все на видео или диктофон.
Темы для своих монологов я обычно беру из жизни, например, когда просто иду в супермаркет, могу увидеть что-то интересное или странное. Из этого может записаться одна шутка или даже целое выступление. Людям нравится комедия наблюдений, потому что они узнают себя, сталкиваются с разными ситуациями в повседневной жизни.
Stand-up-комик должен быть честным. Когда на сцене говоришь, что действительно беспокоит, то люди чувствуют и лучше проникаются этим. Они видят, что у человека есть определенная позиция. Stand-up хорош тем, что здесь комик не обманет зрителя, и зритель не обманет комика. Все честно.
Можно развить чувство юмора, существуют определенные книги, но зачастую это такой навык, который нужно развивать постоянно. Если перестать выступать и шутить, то, как в спорте, мышцы начинают ослабевать.
Всем кажется, что заниматься Stand-up легко, но здесь нужно быть готовым к тому, что это большой путь. Практически у каждого комика есть хотя бы одно провальное выступление, но обычно их сотни. И каждый раз хочется бросить заниматься этим делом. Но потом все равно возвращаешься. Важно быть готовым к тому, что это стресс.
Всем кажется, что заниматься Stand-up легко, но здесь нужно быть готовым к тому, что это большой путь
В других видах сценических выступлений есть музыка и необязательно стоять одному. В Stand-Up есть только комик и микрофон. Особенно сложно, когда выступаешь долго, например, час.
Stand-up — это единственный вид сценического выступления, где есть хеклеры — люди, которые могут выкрикивать и мешать. Нужно уметь им отвечать, это отдельный навык.
Кто вдохновляет
Из комиков меня вдохновляет Луи Си Кей. Я расписывал его концерты, записывал, смотрел структуру его выступлений. В основном вдохновляют комики, которые прошли какой-то путь. Например, Билл Берр, у которого долгое время были несмешные выступления, но он продолжал выступать и сейчас это один из топовых комиков в мире.
Я люблю Stand-up за энергию. Когда ты говоришь шутку и люди смеются, происходит какая-то магия и неописуемое состояние эйфории.
Медет Калибеков, 31 год, город — Алматы, Stand-up-комик, @kalibekov_medet
О начале пути
Как создавать материал
Сначала я собираю заходы — начало шуток. Считаю, что хорошая шутка зависит от того, настолько хорош заход. Поэтому к этой части шутки я отношусь внимательно и серьезно. Когда я собрал достаточное количество заходов у себя в телефоне, в заметках, я сажусь писать шутки. В целом каждая шутка для меня как задачка в математике.
По времени, чтобы написать пять минут смешного материала, у меня уходит две недели времени. Темы я не выбираю, а, скорее всего, темы выбирают меня. Шучу о том, что происходит со мной.
Темы я не выбираю, а, скорее всего, темы выбирают меня
В Stand-up вы должны быть готовы ко всему. Чем выше у вас интеллект, тем вы лучше шутите и импровизируете. Трудностей много, и этим Stand-up хорош.
Научиться шутить легко. По сути, все мы умеем это делать, просто надо чуть-чуть понять суть шутки и стендапа. Если вы достаточно мотивированы, у вас все должно получиться.
Кто вдохновляет
Я следил за творчеством Константина Пушкина, который выступал в тогда еще никому неизвестном жанре Stand-up на шоу «Смех без правил» на ТНТ. Я разбирал его шутки, хотел понять, как он заставляет все это работать. Хочу быть таким же крутым, как он.
Нурсултан Айдаров, 24 года, город — Бишкек, Stand-up-комик, сценарист, @nursultanvtoroi
О начале пути
Мой друг по КВН пригласил меня в качестве зрителя на «Открытый микрофон». Я понял, что это Stand-up, где мог выступить любой желающий, через неделю я тоже выступил.
Философия Stand-up мне понравилась больше, чем КВН
Как создавать материал
Процесс создания материала начинается с записи в заметках. Это может быть любая мысль или наблюдение, которое кажется смешным. Затем это можно обсудить с другом-комиком, который еще подаст идей сверху. После идешь в бар и выступаешь, записывая на диктофон. Затем все это слушаешь, где смеялись, где нет. И так, пока тебя самого не удовлетворит.
Мы, в Salem Stand Up, проверяем монолог по полтора месяца, потом снимаем на YouTube, то есть на один 8-минутный монолог уходит один-два месяца. В США на часовой концерт у комиков уходит по два-три года работы. В Москве выступают по несколько раз в день. Мы в Центральной Азии выступаем два, три раза в неделю, так как у нас пока не развита эта индустрия.
Темы для монологов я выбираю из жизни, если мне есть, что по тому или иному поводу сказать. Если боюсь что-то говорить, например, про религию или политику, то не говорю.
Чтобы научиться шутить, нужно читать книги, иметь нестандартную точку зрения и бороться с несправедливостью, хотя бы делать вид, что с ней борешься.
По моему мнению, комик должен быть смелым, злым, добрым, образованным, и самое главное — честным с самим с собой и со своей аудиторией.
В Stand-up важно быть готовым к неудачам и несмешным выступлениям. Они случаются, и нужно понимать, что это часть работы над материалом. Трудности в том, что в какой-то момент вы всегда шагаете в туманное завтра, никто не гарантирует в этом деле успех. Еще нужно быть готовым к тому, что ты будешь делать это бесплатно.