Как научиться писать шутки. Краткие рекомендации.
Основная проблема тех, кто «учился и не научился» писать юмор узкий кругозор. Каждая шутка делается из чего-то, из факта, из парадокса, из жизненного наблюдения или неожиданного сопоставления. Способы построения шутки, литературное её оформление это надстройка. Базис это ваш культурный и интеллектуальный багаж. Если вы ничего кроме «Дома-2» не видели, вы напишете 100 шуток про «Дом-2». Многие именитые команды КВН побеждали просто на эрудиции, на умении выбрать тему, на знании недоступных или неинтересных широким массам видов юмора. Но об этом можно поговорить подробнее в другом материале.
В 1999 году на сочинском фестивале (первом для меня и 10м для КВНа) Михаил Марфин сказал простую вещь: «Если мне нужно придумать шутку о том, как обвешивают в магазине, я к вечеру её придумаю». Этот простой постулат потряс меня до глубины души. Если тебе нужен утюг, иди в магазин и купи. Если тебе нужна шутка, сядь и напиши. Как не вспомнить Чехова с его мыслью о том, что хороший писатель должен уметь написать рассказ даже о чернильнице.
2. Сразу о грустном: сразу быстро и хорошо не получится. Нужно расписываться. То есть, не ждать очередной игры или фестиваля, а «прокачивать скилл» в своём собственном, ежедневном режиме. Я начал в апреле 1998 года с идеи писать 10 шуток в день. На деле из этих 10 годились 12. Но они были! 5070 шуток в месяц это уже неплохо! Моя команда начала выигрывать, а команда Высшей лиги из моего города взяла меня, 18-летнего автора, на фестиваль в Сочи. Года через 2 производительность возросла до 50 шуток в день, из них 1015 стабильно находили своего зрителя.
В 2001 году я ради интереса решил попробовать написать 100 шуток за сутки. Удалось. Одна из шуток была о том, как обвешивают в магазинах 🙂
3. Очень полезно получить для своего творчества некий регулярный выход к людям. Для меня такой «отдушиной» стала еженедельная газета «Комок», которая терпела меня аж 8 лет. Обеспечьте своему смехопотоку не только внутренние, но и внешние раздражители. Гневное сообщение от редактора «Алексей, где же юмор? Уже час дня, а мы ждали к двенадцати!» способно пробудить скрытые резервы творчества в любом человеке! Могу привести пример команды «Максимум» ребята даже играя в Высшей лиге не забрасывали выступления в томской лиге университетов. Игры шли чуть ли не каждую неделю!
4. Пишите легко. Пишите о том, что близко и понятно. К сатирическим памфлетам и глубоким выводам о несправедливости мира вы придёте позже. На начальном этапе творчества всякий пафос неуместен. Из этого есть исключения, к примеру, когда молодая команда из «горячей» кавказской республики говорит о войне, это воспринимается адекватно, потому что, к сожалению, они там были и всё пережили.
5. Скорее всего, по вашей «юмористической трубе» сначала пойдёт ржавая вода каламбурчиков и полушуток, а также пошлости. Именно эти шутки так часто высмеиваются самими КВНщиками («возьми ключи от каламбурошной» и.т.п.) Это надо пережить, без этого нельзя. Заведите для таких шуток отдельную тетрадь (файл) и творите, творите, творите… Потом закройте файл и никому его не показывайте. Это ваш личный рабочий документ! 🙂
6. Не ограничивайтесь рамками одного авторского стиля! Умейте писать штурмы «в кружочек» old fashion и вечная классика, штурмы «в расход» (час-полтора по группам, так удобно прописывать номера), штурмы «на ногах», тренировочные разминки, «быстрый КВН» (в Красноярске мы его называли «КВН по пятницам»), пишите песни, придумывайте выходы, образы, идеи… Нет ничего хуже команды, которая после 20 миниатюр на просьбу «показать что-нибудь ещё» показывает ещё 20 миниатюр, только хуже качеством. Будьте разнообразными! Я никогда не понимал фраз типа «мы чистые миниатюрщики…» Для меня это означает «нам лень три раза в неделю по три часа сидеть и молча писать литературные шутки». Не ленитесь! Миниатюра это такая же шутка, будете уметь писать текст проще будет оформлять добитые миниатюры.
7. Вдохновляйтесь творчеством известных команд, но не копируйте их! Помните: после того, как команду начинают показывать по телевизору, она становится настоящим, а вас интересует будущее, своя команда. Своя команда тоже должна вдохновлять! Прежде всего своя команда! Я, конечно, за то, что у каждой конкретной шутки есть конкретный автор, максимум по системе «гол+пас», и индивидуальное творчество должно быть у КАЖДОГО автора команды. Чем сильнее каждая отдельная часть системы, тем продуктивнее система в целом!
8. Помогайте кому-нибудь играть в КВН. Это может быть КВН между классами, факультетский КВН… Ощущение нужности и необходимости твоей работы кому-то кроме тебя очень мобилизует.
9. Всегда держите под рукой средство записи мыслей и впечатлений. Одно из известнейших произведений японской литературы называется «Записки у изголовья». Человек просто моросил в одного перед сном, и получилось гениально!
10. Придумывание шуток очень эгоистичное занятие. Поэтому смешите себя! Вам должно реально нравиться то, что вы пишете! Надеюсь, вы добьётесь этого повышая уровень, а не понижая планку!
Эту статью и многие другие материалы можно и нужно прочитать в ЖЖ Алексея Екса.
Как пишут шутки для КВН
Команда КВН «Настоящие тамады».
Мозговой штурм
Со стороны зрелище мозгового штурма кажется весьма скучным и на шоу явно не тянет. Команда КВН Ереванского Медицинского Института так описывает процесс рождения шутки: «Когда появляется смешная строчка, авторы чуть разглаживают морщины, записывают её и снова мрачно nогружаются в радостный миp юмора и сатиры». Тем не менее, именно от этой черновой работы зависит успех ваших последующих выступлений. Желательно, чтобы мозговые штурмы проводились вне зависимости от того, играете вы в ближайшее время, или нет, так как банк реприз никогда не бывает достаточным. Итак, начнём.
Мозговой штурм можно проводить и тематически. На каждый круг даётся определенное направление. Например: «Пишем сначала про рекламу, потом про Правительство, потом про погоду!» и т.д. В этом случае читка проводится после каждого тематического круга.
Что писать?
— А я в консерваторию решил поступить! Буду писать музыку для
народных частушек.
(Команда КВН «Служебный вход», Курск)
Итак, литературная основа шутки! Возьмём известные классические строчки Владимира Маяковского: «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин!» и посмотрим на их КВНовскую интерпретацию в исполнении сборной команды КВН СНГ-92:
— Иврит бы я выучил только за то, что идиш гораздо сложнее.
А вот пpuмep того, как литературная основа спорит с лексической, в результате чего появляется каламбур:
— «С мылом и в шалаше рай!» (Команда КВН ГАЗ).
Согласитесь, что любую из этих шуток не очень-то состарило время. А время постоянно подбрасывает новые примеры, вселяющие надежду на бессмертие этого жанра:
-Не мой его! Он трогал! Ой. Не трогай его! Он мой! (сборная Пятигорска)
Теперь рассмотрим историческую основу на примере команды КВН СГУ:
События шутки условно находятся в таком далёком nрошлом, что её восприятие не зависит от того, когда её nроизнесут: 20 лет назад, сегодня, или через четверть века. Про конфликт могучего Одиссея и несчастного Циклопа известно практически всем со школьной скамьи. Любой известный исторический факт даёт практически неиссякаемый источник для шуток. Уж сколько шутили про то, как Моисей водил евреев по пустыне! Однако это не помешало рождению новой шутки на эту тему у команды «Незолотая молодёжь»:
— 40 лет водил Моисей евреев по пустыне. Это единственный случай в истории, когда евреи повелись!
В историческую основу может быть также заложено известное высказывание апологетов истории, чем и воспользовалась в свое время команда КВН МАГМА:
— Верно говорил нам Александр Невский: «Кто с чем к нам nридёт, тот от того и того. »
Историческая основа может также быть адаптирована к социально-бытовому nродолжению. Слово «Махачкалинским бродягам»:
— Ещё Наполеон говорил: «Если я захвачу Петербург, то схвачу Россию за голову! А если я захвачу Москву, то схвачу Россию за сердце!
— А если бы он захватил Кавказ?
— Думай, потом говори.
Это был nример чистой общественно-бытовой основы. Ещё один чистый пример соединяет житейскую мудрость с социальной в лице команды КВН ОГУ:.
— Вы так молоды, сэр, откуда столько скептицизма?
— Вы постарше, сэр, откуда столько оптимизма?
Теперь поговорим о других разновидностях общественно-бытовой основы шутки, одной из которых является ситуационная несовместимость.
-А я киоск себе купил. Окно пошире сделал, чтоб лицо было видно.
Сижу, торгую.
Или вот сказано о том, о чём вслух не говорят, но смысл nонятен сразу:
— Девки в озере куnались, их надежды оправдались!
(Сборная Пятигорска)
Лексическая основа шутки, как мы уже говорили, с одной стороны несёт в себе парадоксальную трактовку известных словосочетаний. Пример от команды НГУ:
Выведена новая порода мясо-молочного скота. Скотина жрет мясо и запивает его молоком.
А теперь на nримере команды КВН БГУ пойдем дальше:
— Всем постам! Поститесь дальше!
(Команда КВН «Тамбовские волки»)
— Всем! Всем! Всем! Передовица! Перестреляться! Перевешаться!
(Команда КВН ПГУ)
— Ты смотри, в баньке её хорошенько потри!
— По четыре!
(«Есть контакт!», Добрянка)
— Теперь каждый купец должен ходить с «Калашниковым»!
— 70 лет в нашей стране шла свадьба. Выдавали желаемое за действительное.
(КВН УПИ)
— «Дирол» защищает Ваши зубы с утра до вечера. А ночью приходит кариес!
(КВН «Новые армяне»)
— Как тебя зовут, помнишь. Сам встать сможешь?
— Ты чего пристал к ребёнку? Ему же ещё года нет!
(Сборная Владивостока)
— Смотрите главную nремьеру сезона! Ради этой роли Владимир Машков отказался от двадцати миллионного контракта в Голливуде. «Идиот» на телеканале «Россия»!
(«Незолотая молодёжь», Москва)
«Время одиночек ие прошло»
— Ребята, купите книги Дюма!
— Спасибо, мы его всего уже прочитали.
— Да, но это новые книги!
— А он что, до сих пор пишет?
Этот принцип более относится к взрослому КВНу, нежели к начинающему. Возможно, на начальном этапе создания команды и не стоит буквально воспринимать всё изложенное ниже, но в перспективе на этот уровень выйти очень даже рекомендуется. Мы, в свою очередь, надеемся хотя бы на частичное следование нашим советам, а уж если на полное, то. Впрочем, обо всём по порядку!
Если вам жалко предавать творчество этого направления забвению, заведите отдельную тетрадь (чёрного цвета) и сваливайте туда эти вечные спутники мозговых штурмов. Кстати, для стравливания «фолового» материала на Фестивале «КиВиН» были придуманы вечера чёрного юмора, которые показали, что этого «добра» у всех команд навалом! А мы с вами пока собираемся посвящать вечера «светлому КВНу».
Далее постарайтесь отбросить так называемый «внутренний стёб», то есть шутки, понятные только вам. Нет, конечно, посмейтесь над ними и отбросьте. Замечательная команда КВН Симферопольского Государственного Университета всегда отличалась блестящими, но всё-таки больше «тусовочными», репризами. Те, кто был на репетициях, просто умирали от «симфовского стёба», но вот широкому зрителю на игре многое оставалось непонятным. В тусовке СГУ называли «Чемпионами Генеральных Репетиций». Ребята и сами потом соглашались, что «какой нормальный человек засмеётся над фразой: «Леночка, верните мнe свежесть восприятия и я подарю Вам гобелен!» Но мы, КВНщики, всегда смеялись над шутками СГУ, потому что всегда были ненормальными. Но кроме нас есть ещё и зритель. Зритель, перед которым хорошая команда предстаёт либо в образе спортсмена, либо в образе романтика. Что лучше? Трудно ответить. Например, команда КВН ЕрМИ по этому поводу сказала: «Мы умудряемся совмещать то, что нравится нам с тем, что нужно для Победы».
Что там говорить, сели были даже случаи, когда шутка звучала дважды от разных команд «нового» КВНа с перерывом в пару-тройку лет.
Или шутка, уже знакомая по этой книге:
— А вы сами, откуда будете?
— Так мы это. из стаканов будем!
(Команда КВН БГУ просит прощения у команды КВН «Соседи»)
И помните: лучшая шутка еще не написана!
«Разомнёмся?»
О важности игровой КВНовской разминки мы говорили выше. Настало время поговорить о разминке тренировочной. Ведь более 50% успеха в этом конкурсе зависит от ваших ответов на вопросы соперника: экспромт есть экспромт, он всегда выше ценится. К тому же понятие «гимнастика ума», а тем более в КВНе, никто не отменял. Способность раскалывать любые вопросы на первой секунде необходимо тренировать. Как это делать? Да очень просто. Допустим, вы уже выбрали схему работы на разминке. Во время репетиции делитесь на две (можно даже на три) команды, желательно равные по силе, и играете разминку, как на игре, то есть 30 секунд на вопрос и т.д.
Существуют три основные схемы проведения тренировочной разминки. Первая схема основана на полной импровизации, т.е. одна команда на ходу и «от балды» придумывает вопрос, задаёт его сопернику и за те же 30 секунд параллельно с ним придумывает собственный ответ. Эта схема носит абсолютно тренировочный характер и никакую другую цель, кроме гимнастики ума, не преследует.
Как написать шутку для квн
— А я вот стихи пишу!
— Ну, и как? Получается?
— Наполовину. Писать – получается. Стихи – нет.
Команда КВН «Настоящие тамады».
Мозговой штурм.
Что писать?
— А я в консерваторию решил поступить! Буду писать музыку для народных частушек… (Команда КВН «Служебный вход», Курск)
Итак, литературная основа шутки! Возьмем известные классические строчки Владимира Маяковского: «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин!» и посмотрим на их КВНовскую интерпретацию в исполнении сборной команды КВН СНГ-92:
— Иврит бы я выучил только за то, что идиш гораздо сложнее.
Теперь возьмем следующие две известные строчки – «Я Вас любил, любовь еще, быть может…» и «Шумел камыш – деревья гнулись!». Соединим их при помощи команды КВН «Одесские джентльмены»:
— Я Вас любил – деревья гнулись!
А вот пример того, как литературная основа спорит с лексической, в результате чего появляется каламбур:
— «С мылом и в шалаше рай!» (Команда КВН ГАЗ).
Согласитесь, что любую из этих шуток не очень-то состарило время. А время постоянно подбрасывает новые примеры, вселяющие надежду на бессмертие этого жанра:
— Не мой его! Он трогал! Ой… Не трогай его! Он мой! (сборная Пятигорска)
Теперь рассмотрим историческую основу на примере команды КВН СГУ:
— Давным-давно, когда Земля была плоской, а шутки – круглыми, Одиссей издевался над Циклопами – одноглазыми зверюгами, привозя им в подарок очки и бинокли.
События шутки условно находятся в таком далеком прошлом, что ее восприятие не зависит от того, когда ее произнесут: 20 лет назад, сегодня, или через четверть века. Про конфликт могучего Одиссея и несчастного Циклопа известно практически всем со школьной скамьи. Любой известный исторический факт дает практически неиссякаемый источник для шуток. Уж сколько шутили про то, как Моисей водил евреев по пустыне! Однако это не помешало рождению новой шутки на эту тему у команды «Незолотая молодежь»:
— 40 лет водил Моисей евреев по пустыне. Это единственный случай в истории, когда евреи повелись!
В историческую основу может быть также заложено известное высказывание апологетов истории, чем и воспользовалась в свое время команда КВН МАГМА:
— Верно говорил нам Александр Невский: «Кто с чем к нам придет, тот от того и того…»
Историческая основа может также быть адаптирована к социально-бытовому продолжению. Слово «Махачкалинским бродягам»:
— Еще Наполеон говорил: «Если я захвачу Петербург, то схвачу Россию за голову! А если я захвачу Москву, то схвачу Россию за сердце!
— А если бы он захватил Кавказ?
— Думай, потом говори…
Далее – об основах общественно-бытовых. Наверняка независимо от даты произношения вызовет смех шутка команды КВН «Настоящие тамады» (Тбилиси):
— Друг, а что такое вечность?
— Генацвале, одолжи мне 2000 долларов всего на неделю и ты узнаешь – что такое вечность…
Это был пример чистой общественно-бытовой основы. Еще один чистый пример соединяет житейскую мудрость с социальной в лице команды КВН ОГУ:
— Вы так молоды, сэр, откуда столько скептицизма?
— Вы постарше, сэр, откуда столько оптимизма?
Третий пример – логика от обратного. А шутка – от КВН ДГУ:
— Тебя когда-нибудь приглашали на белый танец?
— Не знаю, я – дальтоник.
Теперь поговорим о других разновидностях общественно-бытовой основы шутки, одной из которых является ситуационная несовместимость.
— Везде обман! Вчера взял сына из роддома – богатырь, 3600! Принес домой, перевесил – 3200! (Команда КВН «Транзит»)
Лексическая основа шутки, как мы уже говорили, с одной стороны несет в себе парадоксальную трактовку известных словосочетаний. Пример от команды НГУ:
— Выведена новая порода мясо-молочного скота. Скотина жрет мясо и запивает его молоком.
А теперь на примере команды КВН БГУ пойдем дальше:
— «В детстве я перенес Боткина. Ох, и тяжелый был мужик!»
Здесь уже срабатывает так называемый (вернее: так названный авторами) «парадокс омонимов» (он же – каламбур). У этой основы тоже есть свои разновидности. К примеру – абсолютные омонимы:
— Всем постам! Поститесь дальше! (Команда КВН «Тамбовские волки»)
Слуховые омонимы:
— Всем! Всем! Всем! Передовица! Перестреляться! Перевешаться!
(Команда КВН ПГУ)
— Всем! Всем! Всем! В следующий раз – в восемь, в восемь, в восемь!
(Команда КВН ХАИ)
— Ты смотри, в баньке ее хорошенько потри!
— По четыре!
(«Есть контакт!», Добрянка)
Конечно, примеры можно приводить до бесконечности, так же, как и до бесконечности можно классифицировать «вечные шутки» по разновидностям. Одно несомненно – шутки эти действительно являются универсальными во временном восприятии и могут еще долгое время вызывать смех, если, конечно, их не перечитывать в 100-й раз. А вот жизнь второго глобального типа шуток, увы, недолговечна. Актуальность – вещь проходящая и непредсказуемая. Но и каждое выступление команды КВН – это тоже своеобразный спектакль одной премьеры, поэтому шутки «на сегодня» в КВНе ценятся не меньше, чем «на каждый день». И, если о «вечном» можно говорить до бесконечности, то в разговоре о «сегодняшнем» постараемся быть краткими.
“Время одиночек не прошло”.
“Разомнемся?”
О важности игровой КВНовской разминки мы говорили выше. Настало время поговорить о разминке тренировочной. Ведь более 50% успеха в этом конкурсе зависит от ваших ответов на вопросы соперника: экспромт есть экспромт, он всегда выше ценится. К тому же понятие «гимнастика ума», а тем более в КВНе, никто не отменял. Способность раскалывать любые вопросы на первой секунде необходимо тренировать. Как это делать? Да очень просто. Допустим, вы уже выбрали схему работы на разминке. Во время репетиции делитесь на две (можно даже на три) команды, желательно равные по силе, и играете разминку, как на игре, то есть 30 секунд на вопрос и т.д.
Существуют три основные схемы проведения тренировочной разминки.
Первая схема основана на полной импровизации, т.е. одна команда на ходу и «от балды» придумывает вопрос, задает его сопернику и за те же 30 секунд параллельно с ним придумывает собственный ответ. Эта схема носит абсолютно тренировочный характер и никакую другую цель, кроме гимнастики ума, не преследует.
Вторая схема – разминка с залом. Здесь подразумевается использование любой встречи с зрителями для проведения разминки, пусть даже очень непродолжительной по времени. Ведь даже на начальном этапе существования команды случается выступать на сцене родного ВУЗа. Используйте любую такую возможность, не стесняйтесь сыграть разминку неудачно, вы ведь только начинаете, тем более, что зал в таких случаях изначально настроен к вам, как правило, дружелюбно. Эффект от разминок с залом намного выше, чем при использовании первой схемы. Во-первых, чаще всего зрители задают вопросы более-менее осмысленные, а не от балды, как это делаете вы сами в первой схеме. Во-вторых, вы сразу имеете ответную реакцию, которая, как правило, объективнее, чем ваша собственная в том же первом случае. И, в-третьих, вы приобретаете опыт, что на начальном этапе немаловажно. И не только на начальном…
И, наконец, третья схема. Как правило, она применяется ближе к игре, когда известна тема разминки. В этом случае один из авторов заранее готовит пакет вопросов на заданную тему (например: 3 дня по 30 вопросов), придумывая на каждый вопрос свой вариант ответа. Далее все происходит, как в первом варианте, с той лишь разницей, что вопросы уже заранее приготовлены и команды находятся в равных условиях. Отдельный человек фиксирует ответы автора и каждой команды. Эффективность этой разминки достаточна высока. Судите сами: через три дня тренировок вы имеете 90 вопросов и 270 ответов (по одному от команд и один – авторский). Остается только проанализировать это богатство. Во-первых, во время этой тренировки можно выбрать пару вопросов с ответами в предстоящую игровую разминку. Во-вторых, кое-что можно отложить в качестве так называемых «резинок», т.е. более-менее универсальных отходов на случай, если команда ловит на игре «клин» (а это, поверьте, случается довольно часто). В-третьих, сразу отсеиваются «пробиваемые» вопросы. Если на вопрос получено хотя бы два приблизительно одинаковых ответа, значит с такой же вероятностью и в эту же сторону, ответ могут «пробить» на игре ваши соперники. Но при таком отрицательном эффекте существует положительный момент. Из такого «пробиваемого» вопроса-ответа можно сделать репризу, например, для приветствия, тем самым, усилив его, что никогда не бывает лишним. И, в-четвертых, все это – опять же гимнастика ума, без которой в разминке делать нечего.
Разминайтесь, ребята!
Как написать шутку для квн
Девять с половиной методов командного написания шуток
У опытных команд, как правило, есть некий авторский состав, который пишет сценарий, реализуемый затем актерской частью КВН-коллектива. Иногда авторов даже запирают на несколько часов в комнате, откуда они выходят с готовыми номерами 🙂 Авторы часто не выступают на сцене, а иногда являются вообще наемными работниками, продающими шутки за немаленькие деньги. Мне, правда, кажется, что именно в собственных усилиях по написанию смешного материала и состоит самобытность той или иной команды КВН: если сценарий покупается, то можно тогда купить еще актеров и наблюдать за выступлением вообще со стороны.
Впрочем, в любом случае у начинающей команды и средств на покупку шуток нет, и костяк авторов сразу не выявляется. А написание шутки для новичков в КВНе ― дело непростое. Встречаются остряки, шутники и креативщики, которые на-гора выдают что-то смешное. Но большинство же, приходя в КВН, еще точно не знает, а как же самим, командой научиться сочинять смешное. «КВН для ВСЕХ» публиковал советы Алексея Екса «Как научиться писать шутки. Краткие рекомендации». Сейчас же расскажем об основных методах коллективного сочинения шуток, к которым, поверьте, прибегают даже авторы очень солидных команд.
1. Мозговой штурм. Обычно он проводится так: каждый член команды на листе бумаги пишет некий вопрос или же фразу, которую нужно продолжить (так называемый заход). Дальше все листочки передаются по кругу, и другие члены команды отвечают на вопросы или продолжают фразу («добивают»). Когда все желающие заполнили все листочки, бумажки собираются и ответы кто-то зачитывает. Будет хорошо, если каждый будет читать свои шутки сам — тогда меньше времени уйдет на разбор почерка, а прочитана шутка будет с нужной интонацией. В общем, наиболее смешные, по общему мнению, шутки идут в фонд команды (талмуд).
Оценка: Мозговой штурм обычно первый метод, с помощью которого начинающая команда пишет шутки. Как правило, КПД его невысок, но, штурмуясь, КВНщики начинают улавливать некий алгоритм придумывания шутки, благодаря чему смогут перейти к более «продвинутым» методам.
2. Вольный треп. Внешнее проявление такого метода придумывания шутки можно наблюдать в программе «Прожекторперисхилтон»: люди собираются в круг и начинают болтать, пытаясь сказать смешные вещи на заданную тему. Параллельно с обсуждением кто-то должен записывать самое лучшее из высказанного (в блокнотик или на другой носитель).
Оценка: С моей точки зрения, это один из самых эффективных методов, при котором сразу же видна реакция на ту или иную шутку.
3. Преодоление языкового барьера. Человеку дается объект описания и некоторое минимальное время, в течение которого он его должен описывать (например, 5 минут). Дело в том, что о большинстве конкретных вещей мы можем говорить недолго и уже на второй–третьей минуте «адекватное» описание прекращается. Если о предмете нужно говорить 5 минут, то на третьей начинается словесное искажение предмета, приписывание ему новых свойств, открываются новые способы его применения (например, обруч становится баскетбольным кольцом, рулем, наконец, ободком для прически великана, если обруч разогнуть…). Все эти необычности при грамотном их использовании можно превратить в шутки.
Оценка: Честно говоря, не знаю, пользуется ли этим способом еще кто-нибудь ― я считаю его своим изобретением (или переизобретением существовавшего способа?). «Испытания» его прошли довольно успешно. Конечно же, в обычной ситуации выстраивать и преодолевать языковые барьеры бессмысленно: лучше сразу начать говорить необычные вещи (и тогда мы имеем дело с вольным трепом). Использовать же этот метод можно тогда, когда в команду приходят творческий кризис и лень 🙂