Создание проекта makefile на C++
Makefile — это текстовый файл, содержащий инструкции по компиляции и компоновке (или сборке) набора файлов исходного кода. Программа (часто называемая программой make ) считывает файл Makefile и вызывает компилятор, компоновщик и, возможно, другие программы для создания исполняемого файла. Программа Майкрософт называется NMAKE.
если у вас есть проект makefile, вы можете изменить, выполнить сборку и отладку в Visual Studio IDE:
Создание проекта makefile с использованием шаблона проекта makefile
В Visual Studio 2017 и более поздних версиях шаблон проекта Makefile доступен, если установлена рабочая нагрузка разработки классических приложений на C++.
Используйте мастер, чтобы указать команды и среду, используемые файлом makefile. Затем этот проект можно использовать для сборки кода в Visual Studio.
По умолчанию проект makefile не отображает в обозревателе решений никаких файлов. Проект makefile задает параметры сборки, которые показаны на странице свойств проекта.
Выходной файл, указанный в проекте, не влияет на имя, создаваемое скриптом сборки. Он объявляет только намерение. Файл makefile по-прежнему управляет процессом сборки и указывает ее целевые объекты.
Создание проекта Makefile в Visual Studio
В главном меню Visual Studio выберите Файл Создать Проект и в поле поиска введите «makefile». Если отображается несколько шаблонов проекта, выберите один из вариантов в зависимости от целевой платформы.
Создание проекта makefile в Visual Studio 2015 или Visual Studio 2017
На начальной странице Visual Studio введите строку «makefile» в поле поиска Новый проект. Или же откройте диалоговое окно Новый проект, разверните узел Visual C++ Общие (Visual Studio 2015) или Прочие (Visual Studio 2017) и в области шаблонов выберите Проект Makefile, чтобы открыть мастер проектов.
На странице Параметры приложения предоставьте сведения о команде, выводе, удалении и перестроении для отладочной и окончательной сборок.
На этой странице свойств можно просматривать и изменять свойства проекта. Сведения об отображении страницы свойств см. в статье Настройка компилятора C++ и свойств сборки в Visual Studio.
Мастер проекта makefile
Создав проект makefile, вы можете просматривать и изменять каждый из следующих параметров на странице Nmake свойств проекта.
Командная строка сборки: Задает командную строку, которая будет запускаться при выборе пользователем сборки в меню «сборка». Отображается в поле «Командная строка для сборки» на странице «Nmake» свойств проекта.
Выходные данные: Указывает имя файла, который будет содержать выходные данные для командной строки. По умолчанию этот параметр основан на имени проекта. Отображается в поле «Вывод» на странице «Nmake» свойств проекта.
Команды очистки: Задает командную строку, выполняемую при выборе пользователем команды Очистить в меню Сборка. Отображается в поле «Командная строка для очистки» на странице «Nmake» свойств проекта.
Командная строка перестроения: Задает командную строку для запуска, когда пользователь выбирает перестроение в меню «сборка». Отображается в поле «Командная строка для перестроения всех файлов» на странице «Nmake» свойств проекта.
Практическое руководство. Использование IntelliSense для проекта Makefile
IntelliSense не работает в проектах makefile, если определенные параметры проекта или компилятора заданы неправильно. Чтобы настроить проекты makefile для правильной работы IntelliSense, выполните указанные ниже действия.
Откройте диалоговое окно Страницы свойств. Подробнее см. в статье Настройка компилятора C++ и свойств сборки в Visual Studio.
Измените свойства в разделе IntelliSense соответствующим образом:
Задайте свойство Определения препроцессора, чтобы определить символы препроцессора в проекте makefile. Дополнительные сведения см. в разделе (определения препроцессора).
Задайте свойство Путь поиска включаемых файлов, чтобы указать список каталогов, где компилятор будет производить поиск для разрешения ссылок на файлы, передаваемых в директивы препроцессора в новом проекте makefile. Дополнительные сведения см. в разделе (дополнительные каталоги включаемых данных).
Для проектов, созданных с использованием CL.EXE из командного окна, задайте переменную среды INCLUDE, чтобы указать каталоги, где компилятор будет производить поиск для разрешения ссылок на файлы, передаваемых в директивы препроцессора в новом проекте makefile.
Задайте свойство Принудительно включаемые файлы, чтобы указать файлы заголовков, обрабатываемые при сборке проекта makefile. Дополнительные сведения см. в разделе (имя принудительно включаемого файла).
Нажмите кнопку ОК, чтобы закрыть окно страниц свойств.
Используйте команду Сохранить все, чтобы сохранить измененные параметры проекта.
При следующем открытии проекта makefile в среде разработки Visual Studio запустите команду Очистить решение, а затем — команду Собрать решение для проекта makefile. Технология IntelliSense должна работать в интегрированной среде разработки правильно.
Что такое Makefile и как начать его использовать
Введение
В жизни многих разработчиков найдётся история про первый рабочий день с новым проектом. После клонирования основного репозитория проекта наступает этап, когда приходится вводить множество команд с определёнными флагами и в заданной последовательности. Без описания команд, в большинстве случаев, невозможно понять что происходит, например:
Эти команды являются лишь частью того, что необходимо выполнить при разворачивании проекта. В приведённом примере видно, что команды сами по себе длинные, содержат много флагов, а значит, их трудно не только запомнить, но и вводить вручную. Постоянно вести документацию становится сложнее с ростом проекта, она неизбежно устаревает, а порог входа для новичков становится выше, ведь уже никто не в состоянии вспомнить всех деталей проекта. Некоторые такие команды необходимо использовать каждый день, и даже не один раз в день.
Что такое make и Makefile
Makefile — это файл, который хранится вместе с кодом в репозитории. Его обычно помещают в корень проекта. Он выступает и как документация, и как исполняемый код. Мейкфайл скрывает за собой детали реализации и раскладывает “по полочкам” команды, а утилита make запускает их из того мейкфайла, который находится в текущей директории.
Изначально make предназначалась для автоматизации сборки исполняемых программ и библиотек из исходного кода. Она поставлялась по умолчанию в большинство *nix дистрибутивов, что и привело к её широкому распространению и повсеместному использованию. Позже оказалось что данный инструмент удобно использовать и при разработке любых других проектов, потому что процесс в большинстве своём сводится к тем же задачам — автоматизация и сборка приложений.
Применение мейка в проектах стало стандартом для многих разработчиков, включая крупные проекты. Примеры мейкфайла можно найти у таких проектов, как Kubernetes, Babel, Ansible и, конечно же, повсеместно на Хекслете.
Синтаксис Makefile
make запускает цели из Makefile, которые состоят из команд:
Но недостаточно просто начать использовать мейкфайл в проекте. Чтобы получить эффект от его внедрения, понадобится поработать над разделением команд на цели, а целям дать семантически подходящие имена. Поначалу, перенос команд в Makefile может привести к свалке всех команд в одну цель с «размытым» названием:
Здесь происходит сразу несколько действий: создание файла с переменными окружения, подготовка базы данных, генерация ключей, установка зависимостей и запуск проекта. Это невозможно понять из комментариев и названия цели, поэтому будет правильно разделить эти независимые команды на разные цели:
Теперь развернуть и запустить проект достаточно двумя командами:
Благодаря проделанной работе Makefile, команды проекта вместе с флагами сведены в Makefile. Он обеспечивает правильный порядок выполнения и не важно, какие при этом задействованы языки и технологии.
Продвинутое использование
Фальшивая цель
Последовательный запуск команд и игнорирование ошибок
Самый простой (но не единственный) способ «заглушить» ошибку — это сделать логическое ИЛИ прямо в мейкфайле:
Добавлять такие хаки стоит с осторожностью, чтобы не «выстрелить себе в ногу» в более сложных случаях.
Переменные
Зачастую в команды подставляют параметры для конфигурации, указания путей, переменные окружения и make тоже позволяет этим управлять. Переменные можно прописать прямо в команде внутри мейкфайла и передавать их при вызове:
Переменные могут быть необязательными и содержать значение по умолчанию. Обычно их объявляют в начале мейкфайла.
Заключение
Возможность описывать в мейкфале последовательно многострочные команды позволяет использовать его как «универсальный клей» между менеджерами языков и другими утилитами. Широкая распространённость этого инструмента и общая простота позволяют внедрить его в свой проект достаточно легко, без необходимости доработок. Но мейкфайл может быть по-настоящему большим и сложным, это можно увидеть на примере реальных проектов:
Дополнительные материалы
Мейкфайлы, использованные при составлении гайда:
C Урок 20. MAKE. Наш первый Makefile. Часть 1
До сих пор мы для сборки нашей программы пользовались командным файлом, объединяющим в себе команды для препроцессинга, компиляции, ассемблирования, компоновки файлов в исполняемый файл. Так тоже делать можно и зачастую так и делается, если дело касается проектов, которые содержат в себе малое количество модулей, а также не требующих какой-то автоматизации процесса сборки.
Но для более грамотной работы с проектом существуют сценарии, работа с которыми осуществляется в утилите Make.
Make — это утилита, предназначенная для сборки проектов, автоматически определяющая, какие части большой программы должны быть перекомпилированы, и выполняет необходимые для этого действия.
Утилита Make работает с файлами сценариев, в которых описывается, какие цели мы перед собой ставим при сборке нашего проекта, а также то, каким путём мы этих целей будем добиваться. Также в файлах сценариев поддерживается очень много всего, что описать в рамках одного занятия невозможно. Поэтому в данном уроке мы проведём только очень краткое знакомство с написанием данных сценариев, создадим такой сценарий, который поможет нам собрать наш проект и увидим, что изменилось по сравнению с использованием командных файлов для сборки проектов, какие у нас появились новые возможности благодаря использованию утилиты Make.
Так как мы работаем с системой сборки MinGW, основанной на системе GNU, соответственно, и утилита Make будет также из этой системы.
Авторами GNU make являются Richard Stallman и Roland McGrath. Начиная с версии 3.76, разработкой программы руководит Paul D. Smith.
Чтобы использовать Make, мы даём одноимённую команду в командной строке, либо добавляем её в среду разработки. Так как данная команда расположена в комплекте MinGW в виде исполняемого файла mingw32-make.exe, то мы будем использовать одноимённую команду «mingw32-make». Можно конечно сделать дубликат в папке с данной утилитой и назвать её make.exe для упрощения ввода команды, только мы этого делать не будем во избежание конфликтов имён с другими подобными утилитами, которые вполне могут быть использованы в наших операционных системах. В качестве параметра к данной команде используется обычно имя файла сценария и при этом перед именем данного файла используется ключ -f. Но если назвать файл сценария Makefile или makefile, то никаких ключей и параметров не потребуется, так как это имя файла сценария по умолчанию для make.
В файле сценария обязательно должно присутствовать хотя бы одно правило.
Правило состоит из цели, зависимостей или пререквизитов, обязательных для достижения цели, а также одной или нескольких команд, которые для достижения данной цели будут выполняться.
Команды перечисляются каждая с новой строки. Перед каждой такой командой мы используем табуляцию. Без этого сценарий работать не будет.
В качестве команд используются обычные команды оболочки Shell. Все используемые команды будут выводиться в командной строке. Если же мы ходим, чтобы тексты команд не выводились в консоли, то мы используем перед командой символ ‘@‘.
Когда мы запускаем утилиту make с командной строки, то помимо имени файла с ключом мы можем указать имя цели, которую мы хотим выполнить в сценарии. Если не ввести имя цели, то выполнится либо цель с именем all либо самая первая в файле сценария цель.
В качестве пререквизитов (зависимостей) как правило используются другие цели, представляющие собой, как правило, имена файлов. Также могут использоваться и фиктивные цели. Но об этом не в данном уроке.
Чтобы было немного понятнее, давайте поработаем всё-таки с утилитой Make на практике.
Создадим проект, как и прежде, из проекта прошлого занятия с именем MYPROG19 и присвоим ему имя MYPROG20.
Файл build.cmd можно будет теперь удалить. clean.cmd пока оставим.
Тексты исходников не трогаем. Задача наше сегодня — не писать новый код, а использовать существующий, но собрать его мы должны уже с помощью утилиты Make.
Все лишние файлы из папки с нашей программой должны быть удалены, должны остаться только файлы с исходными текстами. Если это не так, то дадим команду clean.
Makefile для самых маленьких
Не очень строгий перевод материала mrbook.org/tutorials/make Мне в свое время очень не хватило подобной методички для понимания базовых вещей о make. Думаю, будет хоть кому-нибудь интересно. Хотя эта технология и отмирает, но все равно используется в очень многих проектах. Кармы на хаб «Переводы» не хватило, как только появится возможность — добавлю и туда. Добавил в Переводы. Если есть ошибки в оформлении, то прошу указать на них. Буду исправлять.
Статья будет интересная прежде всего изучающим программирование на C/C++ в UNIX-подобных системах от самых корней, без использования IDE.
Компилировать проект ручками — занятие весьма утомительное, особенно когда исходных файлов становится больше одного, и для каждого из них надо каждый раз набивать команды компиляции и линковки. Но не все так плохо. Сейчас мы будем учиться создавать и использовать Мейкфайлы. Makefile — это набор инструкций для программы make, которая помогает собирать программный проект буквально в одно касание.
Для практики понадобится создать микроскопический проект а-ля Hello World из четырех файлов в одном каталоге:
Все скопом можно скачать отсюда
Автор использовал язык C++, знать который совсем не обязательно, и компилятор g++ из gcc. Любой другой компилятор скорее всего тоже подойдет. Файлы слегка подправлены, чтобы собирались gcc 4.7.1
Программа make
Процесс сборки
Компилятор берет файлы с исходным кодом и получает из них объектные файлы. Затем линковщик берет объектные файлы и получает из них исполняемый файл. Сборка = компиляция + линковка.
Компиляция руками
Самый простой Мейкфайл
В нем должны быть такие части:
Для нашего примера мейкфайл будет выглядеть так:
Использование зависимостей
Использовать несколько целей в одном мейкфайле полезно для больших проектов. Это связано с тем, что при изменении одного файла не понадобится пересобирать весь проект, а можно будет обойтись пересборкой только измененной части. Пример:
Это надо сохранить под именем Makefile-2 все в том же каталоге
Использование переменных и комментариев
Переменные широко используются в мейкфайлах. Например, это удобный способ учесть возможность того, что проект будут собирать другим компилятором или с другими опциями.
Что делать дальше
После этого краткого инструктажа уже можно пробовать создавать простые мейкфайлы самостоятельно. Дальше надо читать серьезные учебники и руководства. Как финальный аккорд можно попробовать самостоятельно разобрать и осознать такой универсальный мейкфайл, который можно в два касания адаптировать под практически любой проект:
Просто о make
Меня всегда привлекал минимализм. Идея о том, что одна вещь должна выполнять одну функцию, но при этом выполнять ее как можно лучше, вылилась в создание UNIX. И хотя UNIX давно уже нельзя назвать простой системой, да и минимализм в ней узреть не так то просто, ее можно считать наглядным примером количество- качественной трансформации множества простых и понятных вещей в одну весьма непростую и не прозрачную. В своем развитии make прошел примерно такой же путь: простота и ясность, с ростом масштабов, превратилась в жуткого монстра (вспомните свои ощущения, когда впервые открыли мэйкфайл).
Мое упорное игнорирование make в течении долгого времени, было обусловлено удобством используемых IDE, и нежеланием разбираться в этом ‘пережитке прошлого’ (по сути — ленью). Однако, все эти надоедливые кнопочки, менюшки ит.п. атрибуты всевозможных студий, заставили меня искать альтернативу тому методу работы, который я практиковал до сих пор. Нет, я не стал гуру make, но полученных мною знаний вполне достаточно для моих небольших проектов. Данная статья предназначена для тех, кто так же как и я еще совсем недавно, желают вырваться из уютного оконного рабства в аскетичный, но свободный мир шелла.
Make- основные сведения
make — утилита предназначенная для автоматизации преобразования файлов из одной формы в другую. Правила преобразования задаются в скрипте с именем Makefile, который должен находиться в корне рабочей директории проекта. Сам скрипт состоит из набора правил, которые в свою очередь описываются:
1) целями (то, что данное правило делает);
2) реквизитами (то, что необходимо для выполнения правила и получения целей);
3) командами (выполняющими данные преобразования).
В общем виде синтаксис makefile можно представить так:
То есть, правило make это ответы на три вопроса:
Несложно заметить что процессы трансляции и компиляции очень красиво ложатся на эту схему:
Простейший Makefile
Предположим, у нас имеется программа, состоящая всего из одного файла:
Для его компиляции достаточно очень простого мэйкфайла:
Компиляция из множества исходников
Предположим, что у нас имеется программа, состоящая из 2 файлов:
main.c
Makefile, выполняющий компиляцию этой программы может выглядеть так:
Он вполне работоспособен, однако имеет один значительный недостаток: какой — раскроем далее.
Инкрементная компиляция
Представим, что наша программа состоит из десятка- другого исходных файлов. Мы вносим изменения в один из них, и хотим ее пересобрать. Использование подхода описанного в предыдущем примере приведет к тому, что все без исключения исходные файлы будут снова скомпилированы, что негативно скажется на времени перекомпиляции. Решение — разделить компиляцию на два этапа: этап трансляции и этап линковки.
Теперь, после изменения одного из исходных файлов, достаточно произвести его трансляцию и линковку всех объектных файлов. При этом мы пропускаем этап трансляции не затронутых изменениями реквизитов, что сокращает время компиляции в целом. Такой подход называется инкрементной компиляцией. Для ее поддержки make сопоставляет время изменения целей и их реквизитов (используя данные файловой системы), благодаря чему самостоятельно решает какие правила следует выполнить, а какие можно просто проигнорировать:
Попробуйте собрать этот проект. Для его сборки необходимо явно указать цель, т.е. дать команду make hello.
После- измените любой из исходных файлов и соберите его снова. Обратите внимание на то, что во время второй компиляции, транслироваться будет только измененный файл.
После запуска make попытается сразу получить цель hello, но для ее создания необходимы файлы main.o и hello.o, которых пока еще нет. Поэтому выполнение правила будет отложено и make станет искать правила, описывающие получение недостающих реквизитов. Как только все реквизиты будут получены, make вернется к выполнению отложенной цели. Отсюда следует, что make выполняет правила рекурсивно.
Фиктивные цели
На самом деле, в качестве make целей могут выступать не только реальные файлы. Все, кому приходилось собирать программы из исходных кодов должны быть знакомы с двумя стандартными в мире UNIX командами:
Командой make производят компиляцию программы, командой make install — установку. Такой подход весьма удобен, поскольку все необходимое для сборки и развертывания приложения в целевой системе включено в один файл (забудем на время о скрипте configure). Обратите внимание на то, что в первом случае мы не указываем цель, а во втором целью является вовсе не создание файла install, а процесс установки приложения в систему. Проделывать такие фокусы нам позволяют так называемые фиктивные (phony) цели. Вот краткий список стандартных целей:
Теперь мы можем собрать нашу программу, произвести ее инсталлцию/деинсталляцию, а так же очистить рабочий каталог, используя для этого стандартные make цели.
Обратите внимание на то, что в цели all не указаны команды; все что ей нужно — получить реквизит hello. Зная о рекурсивной природе make, не сложно предположить как будет работать этот скрипт. Так же следует обратить особое внимание на то, что если файл hello уже имеется (остался после предыдущей компиляции) и его реквизиты не были изменены, то команда make ничего не станет пересобирать. Это классические грабли make. Так например, изменив заголовочный файл, случайно не включенный в список реквизитов, можно получить долгие часы головной боли. Поэтому, чтобы гарантированно полностью пересобрать проект, нужно предварительно очистить рабочий каталог:
Для выполнения целей install/uninstall вам потребуются использовать sudo.
Переменные
Все те, кто знакомы с правилом DRY (Don’t repeat yourself), наверняка уже заметили неладное, а именно — наш Makefile содержит большое число повторяющихся фрагментов, что может привести к путанице при последующих попытках его расширить или изменить. В императивных языках для этих целей у нас имеются переменные и константы; make тоже располагает подобными средствами. Переменные в make представляют собой именованные строки и определяются очень просто:
Существует негласное правило, согласно которому следует именовать переменные в верхнем регистре, например:
Ниже представлен мэйкфайл, использующий две переменные: TARGET — для определения имени целевой программы и PREFIX — для определения пути установки программы в систему.
Это уже посимпатичней. Думаю, теперь вышеприведенный пример для вас в особых комментариях не нуждается.
Автоматические переменные
Автоматические переменные предназначены для упрощения мейкфайлов, но на мой взгляд негативно сказываются на их читабельности. Как бы то ни было, я приведу здесь несколько наиболее часто используемых переменных, а что с ними делать (и делать ли вообще) решать вам: