Первые христианские иконы. Энкаустическая иконопись
Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (греч. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.
Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.
Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» – живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.
Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».
Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ — есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.
Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).
Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.
К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.
Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов. Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это – пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.
Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь – уже без всяких намеков – в полном императорском облачении и венце.
Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.
Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.
Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.
Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго до иконоборческой эпохи и VII Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона – только часть этой традиции.
История иконописи
Иконография – оригинальная традиция христианского сакрального искусства, и она была неотъемлемой частью поклонения и мистической жизни христиан с апостольских времен. В восточно-христианской традиции иконы называют «окнами в небо», они вдохновляли и окрыляли миллионы верующих и временами были инструментами для демонстрации Божьего чудесного заступничества в жизни человечества.
История возникновения икон
Церковная традиция учит, что первым иконописцем был святой евангелист Лука. Он нарисовал святое изображение Девы Марии, лицо, которое он сам видел. Свои первые иконы он принес самой Богоматери, которая одобрила их и провозгласила: «Пусть благодать Того, Кто родился от меня через меня, будет передана этим иконам». Есть, по крайней мере, пять высоко почитаемых икон Богородицы, написанных Святым Лукой, которые до сих пор почитаются сегодня. Также известно, что он писал иконы святых Петра и Павла. Начало иконографии можно также найти в картинах катакомб II и III веков.
Иконографии было уделено особое внимание и благосклонность в ранней Византии. Император Константин Великий освободил от всех налогов художников, создававших мозаики для церквей. В империи процветала иконография – мозаики, настенные росписи (фрески) и панно (переносные иконы). Наивысшего расцвета иконописное искусство Византии достигло в VI веке, во время правления византийского императора Юстиниана Великого.
У Иоанна Златоуста был обычай хранить перед собой икону святого Павла всякий раз, когда он изучал Послание святого Павла, для вдохновения и призывать апостольское благословение. Как сказал другой Отец Церкви, святой Василий Великий, «беззвучным голосом иконы учат тех, кто их видит». Однажды, когда святой Иоанн оторвался от текста, икона святого Павла, казалось, ожила, и апостол заговорил с ним.
Иконоборчество в Византии
Иконография, как неотъемлемая часть христианской жизни, была предметом большого спора в VII и VIII веках. В это время в Византийской империи появилось так званное движение иконоборцев, противников икон. Иконоборцы с подозрением относились к любому священному искусству, изображавшему людей или Бога, и требовали уничтожения икон. Иконопочитатели (поклонники икон) наоборот энергично защищали место икон в жизни Церкви. Иконоборчество, возможно, возникло под влиянием еврейских и мусульманских идей, а также отражало «пуританское» мировоззрение христианства, на всех изображениях видевшее скрытое идолопоклонство.
Идеи иконоборчества были поддержаны седьмым и последним Вселенским собором, который собрался в Никее в 787 г. н. э. Еще одно гонение на иконы византийского императора Льва III в следующем столетии прекратилось лишь когда на престол взошла императрица Феодора, она навсегда восстановила почитание икон в 843 году, и эта победа сейчас даже отмечается как «Триумф православия».
Одним из главных поборников иконопочитания этого периода был святой Иоанн Дамаскин, который написал в своем знаменитом труде «Защита икон»: «Через иконы Христа мы размышляем о Его телесной форме, Его чудесах и Его страданиях, и мы освящены… иконы святых исполнены Духом Святым».
Иоанн Дамаскин на иконе.
После падения Константинополя Святая Гора Афон стала центром православной иконописи. Многие монастырские церкви, которые сегодня можно увидеть на Афоне, являются свидетельством многовековой традиции, царившей в руках монахов, которые ее сохранили. Византийской традиции иконографии также подражали сербские и русские христиане, чьи стили иконографии претерпели свою эволюцию на протяжении веков.
Хотя многие из нас ассоциируют иконографию с Церковью Востока, это также оригинальная традиция сакрального искусства в Западной Католической Церкви. Мозаики, фрески и картины в Риме, Испании и Франции свидетельствуют о том, что византийский стиль был художественной традиции, был характерным как для западного, так и для восточного христианства вплоть до XII века.
Значение икон
При описании назначения икон древние отцы использовали греческий труд анагогики, что буквально означало «ведущий наверх». Фотий Контоглу, известный современный иконописец, прекрасно выразил это: «Иконы поднимают душу и разум верующего, который видит икону, в царство духа, нетленного, Царства Божьего, насколько это может быть достигнуто, материальными средствами.» Таким образом, чтобы полностью оценить иконографию, мы должны рассматривать ее как форму литургического искусства, функция которого, по сути, духовна.
Поскольку создание иконы само по себе является священным занятием, иконописец должен быть человеком молитвы, а не просто техником. Если его работа заключается в том, чтобы вдохновлять и просвещать других, то очень важно, чтобы он вел молитвенную и постную жизнь, чтобы его вдохновлял и просвещал Святой Дух, чтобы его иконография сама стала выражением его духовной жизни. Контоглу пишет: «Иконописцы рисовали, когда молились».
Чем иконография отличается от классической живописи?
В западном подходе к сакральному искусству (например, эпохи Возрождения) художник чаще всего изображает свой предмет в чисто натуралистическом и репрезентативном стиле. Он использует те же приемы, что и для изображения светского предмета. Тема может быть религиозной, но стиль остается прежним.
Но цель иконописца совершенно иная, так и другие его методы достижения этой цели. Иконография изображает святых не такими, какими они были в реальной жизни, а такими, какие они есть в вечности. Он передает свое видение небесного мира не через символы, такие как закаты с золотыми облаками или ангелами, играющими на арфах, а через мистические формы и цвета. Как пишет Контоглу: «Иконография выражается одухотворенными формами, абстрагированными от природных явлений, мира, который находится за пределами явлений, духовного мира».
Описанная как «богословие в цвете и линии», в иконографии традиционно используются особые художественные приемы и стилизация, чтобы донести духовный мир до зрителя. Одна из первых вещей, которые можно заметить, – это стандартизация форм святых людей. Увидев икону, мы сразу можем узнать, что это Христос, это святой Павел, это святой Николай и т. д. Обе формы Святых и состав событий из Евангелий являются фиксированными и архетипическими, хотя они будут немного различаться в зависимости от стиля иконописца.
Еще одной выдающейся особенностью иконографии является крайняя стилизация и ненатуралистическое изображение одежды фигур. Складки одежды изображены с помощью геометрических форм (овалов, прямоугольников, треугольников), демонстрирующих небесный порядок. Опять же, выбор цветов также часто фиксируется: синий для мантии Христа или верхней одежды, красный для туники или внутренней одежды; темно-красный для верхней одежды Девы Марии; и т. п.
Эта стилизация также появляется во всех элементах лиц и членов тела людей на иконе. Их лица не напоминают простых людей, но через стилизацию они показывают нам лица человеческой натуры, преобразованные в Божественное. Руки часто тонкие и выразительные, обычно в различных жестах благословения. Ореолы вокруг голов Христа, Девы Марии и Святых изображены в виде четко очерченного круга, обозначающего их святость и привлекающего наше внимание к их лицам.
Даже сама природа преображается рукой иконописца. Здания, горы, деревья и животные обычно изображаются очень упрощенно, схематично, вместо того, чтобы пытаться передать фотографическое сходство.
Иконописец не останавливается на том, что использует технику для изображения духовно преображенной реальности. Он изменяет как время, так и пространство. События, происходившие в разное время, представлены в композиции одновременно, как если бы они происходили одновременно – например, это видно на изображении Рождества Христова, на рождественских иконах, например, где мы видим одновременно в одной иконе Богородицу с Младенцем, ангела, объявляющего о рождении Спасителя пастухам, и волхвов спешащих поклониться Мессии.
Иконописец также не придерживается систематического использования перспективы, чтобы создать иллюзию трехмерности. Вместо этого он часто использует перевернутую перспективу, чтобы показать, где объекты на переднем плане меньше, чем духовно более значимые объекты или люди позади них.
Иконы святых и иконографическая символика
«Даже если он видел какого-то святого в жизни, иконописец рисует его не материально или естественно, а духовным образом, освещенным божественной благодатью», – писал современный иконописец Фотий Контоглу.
Иконописец использует несколько традиционных способов изобразить освященную человечность Святых. Их лица и члены тела стилизованы, их руки выразительно выражены в различных жестах благословения. Даже геометрические складки их одежды говорят о небесном порядке и равновесии. Ореолы вокруг их голов нарисованы в четко очерченном круге, что означает их святость и привлекает наше внимание к их лицам.
Часто на иконе святого есть важная ссылка на их жизнь или слова: святой Христофор хватает свой посох, которые чудесным образом расцвел словно пальма, как и предсказывал Младенец Иисус, на следующий день после своего явления святому. Святая Тереза из Лизье сказала, что после ее смерти она «позволит упасть ливню из роз», имея в виду милости и небесные дары, которые она подарит, и они представлены в ее иконе гроздью розовых роз. Мученики, такие как святая Сесилия и святая Варвара, держат крест, показывая, что они следуют за Христом до смерти, как мы также видим в иконах монахов и монахинь, таких как святой Бенедикт.
Во многих иконах святые держат свиток, цитирующий их собственные слова (например, святой Патрик, чей свиток цитирует его слова о Троице из его знаменитой Лорики) или цитату из Священных Писаний, которая подчеркивает некоторые выдающиеся особенности их жизни и судьбы. Изображение иконы святой Моники, чей успешный молитвенный труд по обращению ее сына святого Августина резюмируется в цитате из Псалмов: «В бедственном положении я позвал Господа, и Он услышал меня». Другие святые, такие как Святой Франциск и Святой Иоанн Креститель, хранят копии своих духовных писаний.
Откуда иконописец знает, как изобразить того или иного святого? Явления сотен святых описаны в различных руководствах для иконописцев. Такие фигуры, как Святой Николай и Святой Василий, были изображены на сотнях икон на протяжении веков; христианин из Греции или Украины сразу узнал бы изображения монастырских икон этих и других святых, даже если они не смогут прочитать текст, идентифицирующий их.
Закончим нашу статью об истории иконописи и значении сакрального иконописного искусства словами святого Василия Великого, который писал: «То, что Книга Евангелий объясняет словами, иконописец показывает своими работами».
Византийские иконы — описания святых образов
За время существования Византийского государства, период которого составил IV-XV век, культурное мировоззрение общества успело значительно преобразиться, благодаря появлению новых творческих взглядов и направлений в искусстве.
Их уникальное многообразие художественных произведений, которые по-разному отражали сложившуюся в мире действительность, способствовали непременному развитию высших духовных ценностей, побуждая новые поколения общества к наибольшему просвещению. Среди самых распространенных видов культурного достояния Римской империи, особое внимание следует уделить иконописи.
История византийских икон
Широкое распространение иконопочитания в Византии засвидетельствовано уже многими литературными памятниками 7-го века.
«Начертываю и пишу Христа и страдания Христовы в церквах и домах, и на площадях, и на иконах, – писал один из авторов той эпохи Леонтий Иерапольский, – чтобы, ясно видя их, вспоминать, а не забывать. … И как ты, поклоняясь книге Закона, поклоняешься не естеству кож и чернил, но находящимся в них словесам Божиим, так и я поклоняюсь образу Христа. Не естеству дерева и красок … но, поклоняясь неодушевленному образу Христа, через него я думаю обнимать Самого Христа и поклоняться Ему…»
Византийская иконография — это старинный религиозный жанр средневековой живописи, где авторам предстояло наглядно проиллюстрировать образы мифических персонажей, взятые из библии. Изображения священных лиц, которые римским художникам удавалось полностью отобразить на твердой поверхности, стало называться иконой.
В процессе её использования, иконописцам приходилось разбавлять свои краски, смешивая их с воском, который являлся главным действующим веществом. Его уникальная формула, покрывающая внешнюю сторону священного полотна, позволяла иконе долгое время сохранять свой первозданный вид в первоначальной исходной форме.
Помимо этого, главные черты лица, отражающие подлинный взгляд религиозных личностей представлялись художественными творцами весьма поверхностно, с отсутствием точной детализации. Именно поэтому в первых работах, Доиконоборческого периода, охватывающий период 6 – 7 века, можно сразу же обратить внимание на грубые и в некоторых местах размытые черты лица. К числу их главных произведений следует отнести синайскую икону Апостола Петра.
Далее, с наступлением Иконоборческого периода, традиционное создание религиозных икон оказалось крайне затруднено. В первую очередь, это было связано с новыми общественно-политическими движениями, которые активно предпринимались в Византии на протяжении нескольких сотен лет. Ярые противники религиозной культуры стремились полностью запретить многовековое почитание икон, при помощи их полного уничтожения.
Доиконоборческий период
Иконы этого периода характеризуются следующими особенностями: изображения были грубыми и схематичными, так как иконописцы не прорисовывали мелких деталей; из-за схематичности изображения иконы были похожи друг на друга.
Иконописцы этого времени использовали особую технику живописи (так называемую энкаустику), которая позволяла надолго сохранять иконы в их первозданном виде. Благодаря этому и в наше время сохранились иконы, написанные в 6 – 7 веках. Наиболее известные иконы доиконоборческого периода – «Христос Пантократор» и «Апостол Андрей».
Иконоборческий период
Этот период стал самым сложным в развитии еще не сформированной окончательно византийской иконописи. В тридцатых года восьмого века в Византии начинается активная и жестокая борьба с религиозными противниками. В результате этой борьбы многие иконописцы были объявлены еретиками, а их произведения подверглись уничтожению.
Вместо икон художникам предписывалось изображать животных, растения, сюжеты из повседневной жизни и прочее. Но это не смогло остановить развитие иконописи. Многие мастера уехали в отдаленные уголки империи и продолжили свою работу. Центром иконописи стала Италия, куда переехали многие византийскими иконописцами.
Даже светские историки признают, что культура Византии времен иконоборчества отмечена печатью упадка. «Торжество Православия» привело к культурному подъему, продолжавшемуся несколько веков. Но в результате 4-го крестового похода западные крестоносцы разграбили Византию и в 1204 году захватили Константинополь.
«Золотой век» византийской иконы завершился. Позднее православная Византия вновь обрела независимость и добилась новых культурных достижений, но иконописные шедевры последующего времени были созданы за пределами Византии. В 1453 году Византийская империя погибла от турецкого нашествия…
Послеиконоборческий период
Послеиконоборческий период стал временем расцвета византийской иконописи. Именно в этот период икона, написанная красками на доске, получает широкое распространение, становится неотъемлемой частью храмового интерьера.
Доски для иконы изготовляются главным образом из кедра и кипариса. Иконы бывают разных размеров и разной формы. Как правило, в иконе вырезается ковчег — поле глубиной до ю мм, повторяющее форму доски. Основное изображение помещается внутрь ковчега, а поля иконы либо остаются свободными, либо на них помещаются дополнительные изображения.
Важную роль в византийской иконописи послеиконоборческого периода играет золото. Многие иконы написаны на золотом фоне. Материалом для этого фона являются тонкие листы сусального золота, накладываемые на клей поверх левкаса и затем тщательно разглаживаемые. Золото используется также для отделки различных элементов одежды.
В этом случае рисунок наносится на икону при помощи чесночного сока, обладающего свойствами клея; затем на поверхность кладется лист сусального золота, который прилипает к поверхности иконы в тех местах, где чесночным соком был сделан рисунок; далее ненужные части золотого листа счищаются с поверхности.
Комниновский период
Этот период характеризуется сменой стиля. Иконописцы вновь вернулись к античному стилю, оставив аскетический. Изображения на иконах получают форму. Лики святых становятся более живыми, имеют индивидуальные черты.
Хорошо прорисованы одежды святых. Ярчайшими примерами являются: «Владимирская икона Богоматери», написанная в Константинополе; мозаическая икона «Христос Пантократор Милующий»; икона «Григорий чудотворец».
Появление житийских образов
В самом начала 13 века центр Византии – Константинополь был разграблен и разрушен рыцарями-крестоносцами. На некоторое время иконописные мастерские прекратили свою работу. Тем не менее, трагические события не смогли прекратить развитие иконописи, напротив, сформировался новый тип византийской иконы – житийные иконы, то есть, изображающие сцены из жития святых.
До этого времени картины жития святых изображали исключительно на страницах церковных книг. В первом же десятилетии сцены житий стали изображать на иконах святого. В центре иконы размещали лик самого святого, а вокруг, по периметру, картины из его жития. Яркими примерами житийный икон служат икона Святителя Николая и икона Святой Екатерины.
Палеологовский период
В середине 13 века Константинополь был возвращен греками, что не могло не наложить свой отпечаток на иконописные традиции. В этот период чувствуется влияние античной культуры и искусства. Иконы этого периода довольно сильно отличаются от ранних икон.
Очень хорошо прописаны лица святых, складывается такое чувство, что иконописец писал портрет святого. Настоящими шедеврами палеологовского периода являются: икона «Святой Феодор Стратилат», икона «Двенадцать апостолов», икона «Христос Пантократор».
Символика и образы византийской иконы
Новый художественный замысел способствовал окончательному изменению прежней символики, которая знаменовалась переходом от старого натуралистического восприятия чувственного мира к более религиозному и священному его отражению. Теперь образы византийских икон придерживаются иных рукописных канонов.
Икона является своего рода окном в духовный мир. Отсюда ее особый язык, где каждый знак – символ, обозначающий нечто большее, чем он сам.
Лицо на иконе это лик, повернутый к Богу, личность, преображенная в свете вечности.
Большое значение в иконе придается также рукам, многое говорящим о личности человека. Каждый жест рук осмысливается по-своему, несет определенную духовную информацию, каждой новой ситуации соответствует свой жест. Лик и руки иконописец, как правило, выписывал очень тщательно.
Фигуры же обычно изображались как бы «облегченно», так, чтобы тело выглядело невесомым и бесплотным. Тела в иконах словно парят в пространстве, зависая над землей. Иконописное изображение стремится передать соединение внешней хрупкости и внутренней мощи. Тела на иконах имеют удлиненные пропорции, что является выражением одухотворенности человека, его преображенного состояния. Икона являет нам образ нового человека, преображенного, целомудренного.
Как всякое живописное произведение, икона имеет дело с цветом. Фон классической византийской иконы – золотой. Это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, это свет нетварный, символ Небесного Иерусалима. Золотой цвет служит выражением самого ценного в духовном мире. Наиболее близким по смыслу к золотому стоит белый цвет.
Он также является цветам и светом одновременно, но применяется гораздо реже золотого. Белый цвет символизирует чистоту, непорочность и причастность божественному миру.
В зависимости от степени святости героев, которые представлены в библейской мифологии, наименование их ликов стало подразделяться на такие категории как:
Всего их насчитывается 18 видов. Наглядным примером, демонстрирующий применение новых художественных канонов, является икона Иисуса Христа в византийском стиле, которая называется Христос Пантократор.
Основные черты лица, которые художнику удалось придать данной святыне, оказались настолько естественными и правильно переданными, что и в остальных последующих работах, Божий взгляд стал представлялся точно в таком же, виде, который предшествовал ранее созданному оригиналу.
Влияние на древнерусскую иконографию
Иконы Византии, во всем своем эстетическом великолепии сумели внести неоценимый вклад в развитие древнерусской иконографии. Поскольку главными основоположниками культурно-религиозного просвещения, в первую очередь следует выделить именно римских художников-иконописцев.
Свои накопленные знания по созданию церковного великолепия они успели передать не только своему будущему поколению, но и другим существовавшим на тот промежуток времени государствам, одним из которых являлась Древняя Русь.
Значение икон
В трудные времена массового голода, эпидемии чумы и народных восстаний, когда жизни и здоровью людей угрожала серьезная опасность, значение Византийских святынь оказывалось крайне велико в оказании помощи и спасении.
Их чудотворные свойства позволяли исцелить маленьких детей и взрослых от многих сердечно-сосудистых и головных болезней. Кроме того, люди старались обращаться к ним заблаговременно, с целью формирования жизненного благополучия родным и близким.