Сотбис
Mr. William F. Ruprecht — СЕО
Со́тбис (англ. Sotheby’s ) ( NYSE: BID ) — один из старейших в мире аукционных домов. Совместно с аукционным домом «Кристис» (англ. Christie’s ) занимает около 90 % мирового рынка аукционных продаж антиквариата, предметов искусств и т. д. Является крупнейшим в мире аукционным домом (по суммарной выручке от продаж за 2011 год). [1]
Содержание
История
Основан 11 марта 1744 года в Лондоне книготорговцем Сэмюелем Бейкером (раньше «Сотбис» в мире были основаны только три шведских аукционных дома). «Сотбис» был закрытым «клубом», где работу могли получить только аристократы. В 1955 году было открыто отделение в Нью-Йорке. Филиалы также открылись в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Йоханнесбурге, Хьюстоне, Флоренции. В 1977 году акции «Сотбис» начали продаваться по открытой подписке и быстро подросли в цене. К началу 1980-х годов «Сотбис» практически обанкротился из-за начавшегося промышленного кризиса. В 1983 году «Сотбис» был продан американскому предпринимателю А. Альфреду Таубману — владельцу крупной сети магазинов в США.
В 1998 году Таубман вывел акции «Сотбис» на биржу. В мае 2007 года первым из ведущих ауционных домов открыл отделение в Москве. Представление на торгах старого русского искусства считается перспективным направлением, но пока не выходит за пределы 1 % от общего оборота фирмы.
Антимонопольный скандал
После продажи «Сотбис» Таубману, аукционный дом «Кристис» попытался вытеснить с рынка конкурента, путём снижения тарифов на услуги. К 1993 году выручка «Сотбис» снизилась более чем на 50 % в сравнении с 1989 годом.
В 1993 году на место руководителя «Кристис» пришёл Энтони Теннант, ранее работавший в пивной компании Гиннесс. Таубман и Теннант договорились о фиксировании тарифов на услуги (англ. price-fixing ), что не является преступлением по законам Великобритании, но считается преступлением по законам США, где «Сотбис» получал большую часть своей выручки. Рrice-fixing запрещен в США Антимонопольным законом Шермана 1890 года.
О неформальных договорённостях знали только Таубман и Теннант и СЕО (исполнительные директора) «Кристис» и «Сотбис».
Источники
Ссылки
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Сотбис» в других словарях:
Sotheby’s — Сотбис Год основания 11 марта 1744 Тип публичная компания (NYSE … Википедия
Аукцион — (Auction) Понятие аукцион, виды и типы аукционов Понятие аукцион, виды и типы аукционов, техника аукционной торговли Содержание Содержание Определение Аукционные Центры аукционной Союзпушнина аукционной торговли Техника аукционной торговли Виды… … Энциклопедия инвестора
Торги — (Bidding) Торги это специфическая форма торговли, результат которой достигается посредством проведения конкурса или аукциона Информация об определении торгов, правила проведения аукционов и конкурсов, в том числе электронных торгов с… … Энциклопедия инвестора
Кристис — Тип частная компания Год основания 5 декабря 1766 года Отрасль Сервис Оборот … Википедия
Кизевальтер — Кизевальтер, Георгий Дмитриевич Георгий Кизевальтер Имя при рождении: Георгий Дмитриевич Кизевальтер Дата рождения … Википедия
Кизевальтер, Георгий Дмитриевич — Георгий Кизевальтер Имя при рождении: Георгий Дмитриевич Кизевальтер Дата рождения: 1955 год(1955) Место рождения: Москва … Википедия
Филлипс де Пюри — (англ. Phillips De Pury) один из известнейших в мире искусства аукционных домов, имеющий офисы в Лондоне, Нью Йорке, Женеве, Берлине, Брюсселе, Лос Анджелесе, Милане, Мюнхене и Париже. Филлипс проводит аукционы в Нью Йорке, Лондоне и Женеве… … Википедия
Как выйти на Sotheby’s
На форуме интернет-галереи ArtNow.ru российские художники не раз поднимали вопросы: как выставить свою картину на аукцион Sotheby`s, как принять участие во всемирных аукционах и т. п. Приоткрыть завесу тайн и недомолвок над этой темой поможет интервью с искусствоведом Михаилом Каменским, который с 2007 года возглавляет российское отделение международного аукционного дома «Sotheby’s Россия и СНГ». Полностью беседа опубликована в мартовской статье журнала Millionaire.ru, а ниже приводится с незначительными сокращениями:
«Допустим, у меня есть какая-то антикварная вещь или предмет с историей, и я хочу продать ее через аукцион Sotheby’s. Расскажите, какие шаги для этого мне нужно предпринять? Какими будут мои первоначальные затраты?
Для начала вы должны знать, что вы хотите продать, то есть вам следует сделать экспертизу, и когда выводы этой экспертизы подтвердят осмысленность ваших намерений, то тогда вы выбираете ту организацию или же дилера-специалиста, который является профильным относительно предмета, который вы собираетесь продать. Если вы хотите получить максимум, вы должны получить мнение о стоимости предмета из разных независимых источников, ну а дальше уже полагаясь на рекомендации или собственную интуицию, обращаться к тому специалисту, который вызывает у вас наибольшее доверие. Если говорить о затратах, то экспертиза без использования технологий, − это сумма от 500 до 1000$ сегодня на российском рынке, а если с применением технических новинок, то от 2000$ и выше, в зависимости от тех исследований, которые нужно проводить и какие требования предъявит покупатель.
Чем Sotheby’s в России отличается от Sotheby’s в любой другой европейской стране?
В разных развитых странах, где присутствует Sotheby’s, параллельно присутствует множество дочерних компаний. То есть, самостоятельных юридических лиц, у которых в качестве учредителя выступает компания Sotheby’s. Структура компании у всех одинаковая, а объемы работы – разные, все зависит от рынка, от того, проводятся ли аукционы в этих странах, городе или нет, и от взаимоотношений отдельно взятого государства со всем остальным миром. Если дочерняя компания Sotheby’s находится в одной из стран Европейского сообщества, то там гораздо проще, потому что нет проблемы ввоза-вывоза, так как существует единая таможенная, единая налоговая политика, и соответственно, единые стандарты с точки зрения законодательства. В России относительно умеренно либеральная политика в этом вопросе. Можно проводить аукционы, нет никаких запретов, есть только лишь понимание того, что покупатели, приходя на аукцион в Москве, или в Санкт-Петербурге, или в Екатеринбурге, скорее всего, будут чувствовать себя не столь свободно, как в Лондоне или в Нью-Йорке, потому что очень сложно что-то покупать в нашей стране, соблюдая анонимность. Поэтому пока что мы не экспериментируем и не проводим в России торгов, а в Париже, или в Амстердаме, или в Брюсселе это можно делать гораздо проще.
Скандалы с поддельными произведениями искусства постоянно сопровождают работу разных аукционов. История с «Одалиской» Кустодиева, купленная Вексельбергом и оказавшаяся подделкой, демонстрирует, что от ошибок не застрахованы даже ведущие аукционные дома. В чем вы видите проблему? Или сегодня настолько мало специалистов в данной области и так много искусных мошенников, что в принципе невозможно гарантировать подлинность?
Исторически в нашей стране так сложилось, что большое количество значимых произведений выкупалось, или дарилось, или конфисковывалось, или иным способом передавалось в пользу музеев. В итоге, в свободном обращении не оказалось необходимого количества работ для поддержания достойного уровня художественного рынка и это приводит к тому, что цены растут, порой неадекватно, а это проводит к дефициту на рынке. Этот художественный голод пытаются погасить за счет подделок. И результатом такого скудного рынка так же является ограниченность экспертизы, отсутствие определённых юридических и этических норм в экспертном сообществе. А когда за плечами у эксперта стоят поколения специалистов, и особенно, если это семейный бизнес, где-нибудь в Париже, например, то эти ценности, навыки, приемы передаются по наследству столетиями. У нас же эта традиция появилась совсем недавно, и эксперты такие же люди, как и все остальные, и они видят, что происходит вокруг, как меняется рынок, и попадая в круговорот событий, не выдерживают – срабатывает человеческий фактор. Особенно это видно на пике насыщения рынка художественными предметами, по огромным ценам; многие не всегда выдерживали стандарт качества, торопились, были недостаточно добросовестны и пропускали через себя произведения искусства без должного анализа, а какие-то, их конечно меньшинство, совершенно сознательно сотрудничали с фальсификаторами. В основном, те ошибки, которые возникали в конце 90-х и первой половине 2000-х годов это следствие неподготовленности наших экспертов к тому валу произведений искусства на российском рынке.
Что сейчас в трендах на российском и мировом рынке аукционов? Что покупают, ваш прогноз на ближайшие три года?
В мировом тренде всегда были и есть и будут импрессионисты и модернисты. Это самый дорогой сегмент художественного рынка, где цены могут доходить до сотен миллионов долларов. Все дело в том, что на протяжении многих лет, самые богатые люди мира вкладывали свои деньги в очень дорогие произведения определенных групп художников, в определенные имена и таким образом создавали прецеденты. И каждый раз, каждый цикл развития художественного рынка в этом сегменте, опирается на предшествующий. Бывают падения, бывают подъемы, но все равно эти движения поступательные. Когда у людей много денег, когда новые виды рынков приносят большие деньги очень небольшому количеству людей, то между ними возникает колоссальная конкуренция, а эта конкуренция приводит к росту цен вот на эти, несомненно, эталонные произведения, ценности. Это, что касается импрессионистов и модернистов, тут все предельно ясно, но вот возникает более сложная мода на современное искусство, которое бесспорно представлено очень талантливыми людьми, и цены, на которое эквивалентны искусству конца XIX и первой третьи XX века. А иногда даже перехлестывают стоимость работ импрессионистов, и тогда возникает вопрос: как же так? Ведь данное искусство еще не могло естественным путем обрасти такой высокой рыночной стоимостью, подкрепленной убедительной прецедентной базой. А ответ такой: что цена достигается за счет обширной рекламы, в рост цен вкладываются очень большие деньги уже за счет самой художественной индустрии: галерейными и музейными сообществами, искусствоведческими, коллекционерскими кругами, дилерскими, наконец. Можно назвать такой процесс некой художественной «инъекцией», которая очень хорошо работает. С точки зрения искусства, не имеет значения, сколько это стоит, потому что все, что не достойно, оно само исчезнет в никуда в течение 200 лет, а остается только все самое ценное.
На российском рынке популярно само русское искусство разных периодов. В первую очередь 20-е годы, сейчас приходит мода на работы советского периода, таких художников, как: Александр Дейнека, Александр Самохвалов, Юрий Пименов, Александр Осмёркин, Павел Никонов, Николай Андронов, Таир Салахов и другие. К ним возникает большой интерес сейчас, и он естественный. И одновременно с этим, довольно искусственный интерес формируют дилеры к искусству, которое маркировано термином «cоцреализм». Это искусство идеологическое, в котором было значительно меньше таланта, а гораздо больше идеологического клише. Но данное искусство очень занимательно и познавательно, особенно для социолога, например, который изучает эпоху ушедшего Советского Союза. Но я считаю, что советское идеологическое искусство, со временем может и будет еще дорожать, но только с точки зрения истории развития государства и общества, а с точки зрения художественной составляющей – 99% уйдёт в никуда, в запасники. А искусство 20-30-х годов, то есть русский авангард, лучшее из него, что по сути мимикрировало под русский соцреализм, будет дорожать, будет популярно и дальше, и за этим будут гоняться, это будет стоить миллионы, собственно, что уже и сейчас происходит.
Есть мнение, что Россия дала миру очень мало художников с мировым именем (Кандинский, Шагал, да Малевич) если сравнивать, например, с плеядой писателей и композиторов. Как вы думаете, почему?
Известность − это же понятие относительное. Что значит известные художники? Условно, это значит, что какие-то конкретные люди (современное человечество) о каких-то художниках слышали больше, о каких-то меньше, по разным причинам. Наша страна была вырвана из мирового контекста в течение десятилетий, большая часть ХХ века фактически прошла вне международного культурного и информационного обмена. В результате культурного изоляционизма в нашей стране, очень многие художники оставались только на территории СССР, и по этой причине в мире нет ни одного системного собрания русского искусства, через которое культурные люди могли бы узнавать, что есть такие русские художники. Есть Лувр, есть Тейт, есть Метрополитен, но там нет собраний наших художников, просто есть их отдельные произведения, но по ним невозможно составить себе представление о том, что такое русская художественная школа. Это, во-первых. Во-вторых, русская икона вполне себе известна в мире, русский авангард вполне себе известен и популярен, русская реалистическая художественная школа – она схожа с немецкой или французской школой, не хуже, не лучше. Просто учиться начинали у Европы и то свое, то оригинальное, что вносила русская школа, это все находится в российских музеях, а за рубежом этого нет, по этой причине русские имена никому и не известны. Хотя русские художники достойны точно такого же почтения, признания и почитания, как и европейские, но исторически так сложилось.
Когда наши музеи начнут хоть что-то покупать? И продавать?
Русские музеи действуют в рамках существующего законодательства, которое не предусматривает возможность продажи чего-либо из своих фондов, поэтому музеи государственные ничего не продают и не продавали последние десятилетия. А что касается приобретения, это происходит двумя путями: либо за счет государственного бюджета, как правило, небольшого, потому что он делится между всеми музеями страны. Поэтому, если необходимо сконцентрировать все силы на покупку чего-то дорогостоящего и ценного, то все средства идут приобретение одного или двух произведений искусства, которые потом, соответственно, будут размещены в одном или двух музеях, а все остальные останутся ни с чем. Другой способ, который сейчас музеи изо всех сил используют, это когда предметы искусства покупают спонсоры и дарят, – это более эффективный способ расширения музейных фондов.
Есть ли конкуренция на нашем рынке между западными и российскими аукционными домами и какие перспективы у последних?
Нет конкуренции. Пока не конкурентоспособен российский рынок по сравнению с Sotheby’s или ближайшими его конкурентами. У нас есть замечательные российские аукционные дома, которые хорошо работают, и есть, у кого набираться опыта. Хотя с точки зрения мощи, мы еще далеко от этой цели. Хотя вот есть, купленный русскими предпринимателями, довольно известный аукционный дом Phillips, который входит в двадцатку крупнейших мировых аукционных домов, но правда он от этого русским не стал, просто за ним стоят русские инвестиции. Пожалуй, и все.
Sotheby’s развернул в свое время бурную деятельность в сфере виртуальной торговли предметами искусства и старины. На сайте прошло не мало интересных торгов. Как вы оцениваете перспективы виртуальных торгов?
Это не только Sotheby’s развернул, это просто была такая практика. Предполагалось, что on-line торги смогут если не заменить, то, по крайней мере, успешно конкурировать с живыми аукционами. Это была мировая тенденция, и в этот тренд было вложено много средств. Но потом стало ясно, что все-таки такие материальные объекты не тиражные, как искусство, их предпочитают покупатели «ощупывать и обнюхивать», это все равно личностное, даже интимное общение, и заменить его интернетом невозможно и не правильно. Такая практика не исчезла, она присутствует, но в качестве вспомогательной формы участия в аукционах. Например, такая же, как покупка через телемост, или по телефону, или через представителя, или внесением предварительной заявки на определённую сумму».
От торгов в пабе до миллиардных продаж: на чём зарабатывает аукционный дом с многовековой историей Sotheby’s Статьи редакции
Продаёт недвижимость, кредитует клиентов и не только.
История Sotheby’s началась с торговли книгами в 18 веке, но престижными и прибыльными аукционы компании стали только в 1950-х годах.
В 2021 году аукционный дом Sotheby’s состоит из 80 офисов в 40 странах, девяти торговых залов и галерей по всему миру — и проводит около 600 аукционов в год.
В 18 веке в Британии развивались сферы торговли и промышленности, а также росло городское население. Новая формировавшаяся элита строила загородные дома: кроме мебели и произведений искусства для новых жилищ они искали книги, чтобы заполнять библиотеки. Книготорговля становилась прибыльным делом — книги были не только источником знаний, но и символом статуса.
Молодой предприниматель Сэмюэл Бейкер искал ценные книги и продавал их другим торговцам. В 1734 году, ему попалось слишком большое собрание. Чтобы его было удобнее продать, он снял зал в пабе Angel and Crown, куда пригласил покупателей. Он подготовил каталог со списком продаваемых книг и фиксированными ценами.
Сэмюэл Бейкер. Как заметил один его коллега, Бейкер был «веселым парнем» и любил носить пальто сливового цвета
С тех пор в течение десяти лет Бейкер продавал книги в Angel and Crown. Постепенно его каталоги становились толще, но фиксированные цены ограничивали доход.
И тогда в 1740-х Бейкер решил выставить очередную коллекцию на аукцион. Такой способ продажи существовал в Голландии с 17 века, принцип был такой: покупает тот, кто предложит больше.
В 1744 году Бейкер провёл свой первый аукцион, продав коллекцию книг сэра Джона Стэнли за £826. С тех пор он и его последователи продавали книжные собрания знатных семей. Через их аукционы прошли коллекции герцогов Йоркских, Букингемских и Девонширских.
Свой первый аукцион Бейкер провёл на последнем этаже Exeter Exchange — подобия современного торгового центра. За десять вечеров он продал коллекцию Джона Стэнли из нескольких сотен книг
С ростом заработка Бейкер приобрёл собственное помещение на Йорк-стрит в Ковент-Гардене. Чем больше у Бейкера появлялось клиентов, тем сложнее ему было справляться самому.
Поэтому в 1767 году он нашёл партнёра — Джорджа Ли, сына викария, книжного знатока. Именно он начал использовать табакерку и молоток из слоновой кости во время торгов, обозначая, что лот продан.
Продажа книг в старых залах времён Бейкера
Когда в 1778 году Бейкер умер, его дело унаследовали Джордж Ли и племянник Джон Сотби. Именем последнего и названа компания — Sotheby’s.
К тому времени Sotheby’s уже конкурировал с Christie’s — аукционным домом, основанным в 1766 году. В 18 веке Christie’s торговал предметами роскоши, а Sotheby’s занимал достаточно скромную нишу книг и манускриптов. При этом Sotheby’s удавалось совершать крупные сделки: например, в начале 19 века аукционный дом продал книги Наполеона, которые бывший император взял на остров Святой Елены.
В 19 веке потомки Джона Сотби расширили ассортимент дома: Sotheby’s торговал также гравюрами, медалями, монетами, рисунками и предметами древности (например, из Древнего Египта).
В 1823 году сын Джона Сотби Сэмюэл возглавил компанию. Его партнёром стал главный бухгалтер Джон Уилкинсон. Когда в 1861 году род Сотби прервался, Уилкинсон купил аукционный дом у вдовы Сэмюэла Сотби. И сделал партнёром ещё одного сотрудника — Эдварда Ходжа. Компания теперь называлась Sotheby, Wilkinson & Hodge.
Если в первой половине 19 века первенство в кругах аристократии принадлежало Christie’s, то к концу века оба аукционных дома занимали каждый свою нишу.
В продаже картин, изысканной мебели, китайского фарфора, украшений и всех видов дорогостоящих антикварных предметов первое место занимает Christie’s. В сфере книг, гравюр и старых рисунков фирма Sotheby, Wilkinson & Hodge до сих пор удерживают позиции, равные Christie’s.
В начале 1900-х годов Sotheby’s помимо аукционного укрепился и в дилерском секторе. Для продажи редкостей аукционный напрямую связывался с покупателем, что позволяло зарабатывать больше в сравнении с фиксированной комиссией в 12,5% на торгах. Например, в ходе частной сделки в 1902 году Sotheby’s заработал £30 тысяч.
В 1907 году Эдвард Ходж умер. У него было пятеро наследников, трое из них хотели обналичить свои доли. Старший сын Ходжа Том продал их трём партнёрам: адвокату и члену парламента Монтагью Барлоу, банкиру Феликсу Уорру и чиновнику министерства иностранных дел Джеффри Гобсону.
К 1913 году комиссионный и другие доходы сильно возросли, количество аукционов увеличилось. Sotheby’s стал торговать картинами, а также взимать плату с клиентов-продавцов за размещение иллюстраций в каталогах.
После Первой мировой войны распадались загородные имения Великобритании. Теперь Sotheby’s занялся продажей загородных домов и их коллекций. Раньше это направление принадлежало Christie’s.
Команда каталогизаторов Sotheby’s — её прозвали «Летучим отрядом» за скорость работы — просматривала некрологи, ездила на машинах по сельской местности и перехватывала у конкурента объекты недвижимости.
Интерьеры домов часто выглядели непривлекательно. Чтобы избежать атмосферы заброшенности, «Летучий отряд» осматривал все комнаты и очищал помещения от ненужных вещей. В день просмотра дома часто выглядели лучше, чем при владельцах.
Один из новых владельцев Sotheby’s Монтагью Барлоу использовал ход: сократить комиссию с 12,5 % до 7,5% на картины и другие предметы, которые Sotheby’s хотел перехватить у Christie’s.
В преддверии крупных торгов Барлоу покупал в газетах рекламу, также в Sotheby’s поощряли утечку информации в прессу перед продажами.
В 1935-1940 годах Sotheby’s зарабатывал в среднем £16,4 тысяч в год, в сравнении с £14,9 тысячами у Christie’s. Самая крупная сделка перед Второй мировой войной состоялась в 1937 году: Sotheby’s заработал £125 тысяч на продаже серебра, мебели, картин и других предметов из дома Ротшильдов на Пикадилли. Служба BBC транслировала торги.
Во время войны Sotheby’s продолжал работать. В начале арт-рынок ослаб, но после перелома в войне начался новый подъём. К концу войны финансовое положение Sotheby’s было сильнее, чем в 1939 году.
Мы не уходили в овердрафт с января 1942 года, и иногда на нашем банковском счету было свыше £100 тысяч несколько недель подряд.
Расцвет Sotheby’s начался в 1950-е годы. В 1954 году британское правительство отменило валютный контроль для коммерческих организаций, и Sotheby’s смог расширить свою деятельность. Теперь аукционный дом мог искать продавцов за границей, а продавцы получали деньги в удобной им валюте. В Лондон стали отправлять на продажу коллекции из США.
Кроме того, росло благосостояние бизнесменов в Америке, Германии, Швейцарии и Азии — потенциальных клиентов Sotheby’s.
Большой вклад в успех аукционного дома внёс Питер Уилсон. Он работал в компании с 1936 года: от носильщика в отделе мебели он дорос до младшего партнёра и директора компании. В 1958 году Уилсон стал председателем Sotheby’s.
Питер Уилсон. С юных лет, во время учебы в Итоне он предпочитал проводить досуг за чтением старых книг. Другим его увлечением были итонские антикварные лавки. До Sotheby’s он работал в журнале об искусстве The Connoisseur, где отвечал за рекламу
Раньше на торги выставлялись картины среднего и хорошего качества, но не шедевры. Если аукционные дома и продавали картины музейного уровня, то в частном порядке, напрямую клиентам. Эта доля рынка принадлежала главным образом отдельным дилерам.
Питер Уилсон решил сломить устоявшуюся традицию. Именно с него началась волна громких продаж картин с молотка.
В 1950-е годы вырос спрос на искусство импрессионистов и художников-модернистов. Уилсон использовал возможности рынка и открыл эти направления в Sotheby’s.
Распродажа картин импрессионистов и постимпрессионистов из американской коллекции Якоба Гольдшмидта в 1958 году стала сенсацией в мире искусства. Уилсон нанял рекламную фирму Clark Nelson, чтобы событие широко освещалось в прессе и привлекало покупателей.
Уилсон впервые превратил торги в гала-вечер, где дресс-кодом были вечерние наряды.
На мероприятии присутствовали более тысячи человек, среди них известные личности, например, леди Черчилль и актёр Кирк Дуглас. Семь картин были проданы за двадцать одну минуту, достигнув рекорда в £781 тысячу, а комиссия Sotheby’s составила £75,5 тысяч. В конце мероприятия аудитория встала на стулья и аплодировала.
В конце 1950-х оборот Sotheby’s вырос до £5,5 млн. В истории аукционов это был рекорд.
Продажа коллекции Гольдшмидта стала поворотным моментом. Питер Уилсон начал часто ездить в Америку, где искал новые коллекции. В итоге в 1960 году он отправил своего помощника Перегрина Поллена открыть офис в Нью-Йорке.
Sotheby’s тогда закупал работы в США, чтобы продавать их в Лондоне. Для Питера Уилсона особый интерес представляли картины импрессионистов, купленные американцами в 1920-х годах.
Здание Parke-Bernet на Мэдисон-авеню, 980. Это расположение было удобно для многих коллекционеров в Верхнем Ист-Сайде, а также для галерей на Мэдисон-авеню и на перекрестках улиц
Питер Уилсон считал, что искусство должно приносить деньги и статус. «Искусство ради искусства — ужасная гниль», — говорил он.
В 1967 году он придумал индекс рыночной стоимости произведений искусства в виде графиков. Их публиковала газета Times, поэтому они получили название Times-Sotheby Index. Так искусство приравнивалось к другим товарам на бирже. Люди, у которых были деньги, так и воспринимали его — как акции.
» data-image-author=»Authentication In Art, The Times Archive» data-image-src=»https://leonardo.osnova.io/ad6a1075-5779-58e3-ad16-50a2a822c42c/»>
Самый первый Times-Sotheby Index 1967 года. Индексы составляла специалист по статистике Джеральдин Норман. Она разделила арт-рынок на более чем двенадцать сегментов. Times-Sotheby Index формировал тенденции на рынке искусства
Успех подтолкнул Sotheby’s к расширению, и в 1960-е-70-е годы открылись филиалы дома в Париже, Лос-Анджелесе, Флоренции, Цюрихе и других городах. Такая сеть страховала компанию: если бы в Великобритании ужесточилась налоговая политика, то торговля в заграничных филиалах компенсировала бы это.
К началу 1970-х годов в Sotheby’s входили связанные с его ремеслом компании: изготовители рам, реставрационные фирмы, подрядчики по упаковке и хранению произведений искусства. Кроме того, Sotheby’s выпускал книги и ежегодный журнал-обозрение Art at Auction.
Питер Уилсон обеспечил компании контракт с британским Железнодорожным пенсионным фондом: Sotheby’s стал консультантом по покупке произведений искусства в качестве инвестиций. Сотрудничество обеспечивало гарантированный доход: аукцион получал комиссию, проводил покупки и продажи через лондонский филиал.
Клиенты Sotheby’s были теми людьми, которые покупали и продавали большие квартиры и дома. Компания использовала это и доверие к своему имени — в 1976 году появилась Sotheby Parke Bernet International Realty Corporation, дочерняя компания, которая продавала элитную недвижимость.
Экономически тяжелое время для Sotheby’s пришлось на 1974-1975 годы, когда в Великобритании выросла инфляция и арт-рынок ослаб. Аукцион получал комиссию 10-15%, поэтому несмотря на большие обороты, выручка не была огромной. Например, в 1974 году при обороте в £90 млн она равнялась £5 млн до вычета налогов.
Расходы были велики, к тому же Sotheby’s давал кредиты знакомым книготорговцам на три-четыре месяца. Это дорого стоило компании.
Тогда Sotheby’s ввёл в 1975-м новую комиссию — с покупателя (buyer’s premium). Раньше коммиссию платил только продавец, теперь Sotheby’s получал отчисления от обоих. Это позволило стабилизировать выручку.
Размер buyer’s premium Sotheby’s на 1 февраля 2021 года
К концу 70-х финансовое положение Sotheby’s осложнилось. Новые филиалы компании ещё не окупились, большие суммы уходили на их финансирование. Уилсон и его партнёры решили привлечь капитал извне.
Спрос превзошёл ожидания — Sotheby’s получил заявки более чем на 99 млн акций. Но продал то количество, которое подразумевалось в начале. Основная доля акций по-прежнему оставалась за советом директоров и управленцами. Спустя полтора года стоимость акций выросла больше чем вдвое.
С этого момента Sotheby’s больше не был «старомодным» бизнесом. Теперь он торговался на бирже, как корпорации.
В 1980 году Уилсон ушёл с поста управляющего. Он объявил об уходе неожиданно для друзей и коллег. Уилсон объяснял решение так: он хотел обеспечить своим сыновьям безналоговое «гнёздышко».
Он решил уехать во Францию, чтобы больше не быть налоговым резидентом Великобритании. В течение многих лет Уилсон избегал уплаты налогов через созданную им офшорную и две трастовые компании.
Но Уилсон не ушёл из Sotheby’s, который был его жизнью. Он продолжал заниматься развитием бизнес-связей в Европе из замка Клавари.
В 1982 году на рынке коллекционирования произошёл спад, активы Sotheby’s сокращались. Аукционному дому грозило поглощение: к тому моменту только 17% акций принадлежало сотрудникам компании и 6% — членам совета директоров.
Кроме того, потенциальный покупатель не понравился руководству — она производила напольные покрытия и мебель. Гендиректор Sotheby’s Ричард Луэллин говорил, что «вышибет себе мозги», если этим людям удастся купить аукционный дом.
Альфред Таубман владел недвижимостью, пивной компанией A&W, кинотеатрами, офисными и многоквартирными домами, универмагами и многими торговыми центрами Америки. Он также коллекционировал живопись
У Таубмана был опыт в розничной торговле. Чтобы привлекать клиентов Sotheby’s, он массово рассылал глянцевые каталоги, устраивал вечеринки и по-прежнему гарантировал минимальную сумму, которую продавец получит с продажи.
У продажи произведений искусства много общего с продажей рутбира. Людям не нужно ни то, ни другое. Мы даём им ощущение, что это сделает их счастливее.
Также Таубман открыл два подразделения. Сначала появился отдел консультирования и привлечения новых клиентов, куда нанимали молодых привлекательных девушек.
В ходе работы выяснилось: 60% крупных коллекционеров — американцы, однако только 1% из них покупает на аукционах. В связи с этим появилась новая услуга — кредитование, а вместе с ней новый отдел Financial Services. Теперь Sotheby’s выпускал брошюры, объявляя о ссудах в размере до 40% от оценки стоимости произведения.
Почему вы можете взять кредит на покупку дома или акций, но не можете на искусство? Оно в большинстве случае более более ликвидно, чем недвижимость.
В ноябре 1999 года Sotheby’s совместно с Amazon запустил онлайн-аукцион. Аукционный дом обеспечивал экспертизу и подлинность товаров, а Amazon — удобную оплату и доставку.
Аукционный дом продолжает работу по ключевым направлениям и его структура доходов включает:
Во время пандемии Covid-19 Sotheby’s запустил Buy Now Marketplace, платформу для онлайн-торговли предметами роскоши. Здесь можно купить предметы из разных категорий, например лимитированную модель часов Patek Philippe World Time, эксклюзивные изделия от Cartier, Van Cleef & Arpels, кроссовки Nike Lobster Dunk.
Потенциально любой человек может предложить предмет на продажу. Чтобы понять, можно ли выставить предмет на площадке и за какую цену, нужно загрузить изображение и описание товара, а специалисты Sotheby’s бесплатно рассмотрят заявку и дадут предварительную оценку.