Как правильно готовить домашнее задание по русскому языку
Как готовить домашнее задание по русскому языку
1. Для начала ученик должен приготовить рабочее место.
2. Первое, с чего начать выполнять домашнее задание, – это выучить все необходимые правила.
3. После того, как ребёнок выучил правила, пусть сделать более лёгкое задание.
4. Он должен внимательно прочитать задание, вникнуть, и только после этого выполнять.
5. Если же задание письменное, то необходимо для отделения классной работы от домашней и для выставления отметки за работу пропускать две строки.
6. Сначала нужно прочитать текст и записать в тетради «Домашняя работа», номер упражнения. Всё это записывается словами.
7. После этого, диктуя его себе по слогам вслух или про себя, ребёнок записывает текст.
8. Текст каждой новой работы ученик начинает с красной строки (2 см).
9. Писать нужно аккуратным, разборчивым почерком без помарок, многих исправлений, с соблюдением полей.
10. Все виды письменных работ школьник должен выполнять синим шариковым стержнем. Запрещается писать красными и другими цветными чернилами. Все страницы тетради должны быть чистыми. Исправления ошибок делается зачёркиванием неверно написанной буквы косой линией и написанием вместо неё правильной сверху. Не следует обводить буквы несколько раз. Если потребуется заменить слово, часть предложения или всё предложение, рекомендуется в этом случае зачёркивать написанное тонкой линией, но не употреблять скобок, т.к. скобки являются пунктуационным знаком.
11. Не разрешается пользоваться резинкой, корректором. Грязно, небрежно и нечётко написанную работу учитель не принимает на проверку и предлагает ученику выполнить работу заново.
12. После того, как сделано основное задание, необходимо выполнить задание к упражнению. Грамотно списанный текст без грамматических заданий оценивается только на «3».
13. Все подчёркивания и морфемный разбор проводить только графитным карандашом.
Памятки по выполнению домашних заданий по русскому языку в 7-8 классах.
Работу начинай с работы над ошибками.
Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
Прочитай задания упражнения.
Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.
Выполни упражнение письменно. Обязательно проверь свою работу.
Правила списывания предложения или текста.
Прочитай предложение, текст.
Подумай, понимаешь ли ты то, что будешь писать.
Прочитай внимательно каждое предложение. Запомни, как пишется каждое слово.
Списывай частями или целыми предложениями.
Проверь, правильно ли ты списал.
Проверка безударной гласной в корне слова.
Поставь в слове ударение.
Подбери несколько родственных слов.
Выдели корень и гласную, которую нужно проверить.
Подбери проверочное слово.
Проверь свою работу.
Помни! В проверяемом и проверочных словах пишется одна ита же гласная.
Прочитай весь текст.
Прочитай первое предложение, посчитай в нем слова.
Проговори предложение, не глядя в текст.
Прочитай еще раз и запомни написание слов.
Напиши предложение, диктуя себе слова по слогам.
Прочитай, что написал.
Сравни с написанным в книге.
Памятка по чтению
Посмотри, кто автор статьи.
Внимательно прочитай статью, рассказ.
Отметь слова, смысл которых нужно пояснить.
Подумай, какова основная мысль текста.
Ответь на вопросы в конце текста.
Подготовь пересказ текста.
Назови действующих лиц.
Что ты узнал о герое прочитанного произведения?
Как составить план рассказа?
Прочитай рассказ, наметь его части.
Раздели рассказ на части.
Прочитай первую часть, озаглавь её.
Ту же работу проделай по другим частям.
Проведи самопроверку (прочитай план в целом и реши, посожжет ли он вспомнить содержание текста).
Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
Тихо прочитай стихотворение вслух. Помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить. Выясни все непонятные слова и выражения.
Громко прочитай стихотворение. При чтении попытайся уловить мелодию, ритм.
Прочитай стихотворение в третий раз громко и выразительно.
Через две минуты повтори стихотворение 2-3 раза по памяти при необходимости заглядывая в текст. Попытайся представить себе описываемые в стихотворении события или его настроение.
Через 3 часа повтори стихотворение 2-3 раза, не заглядывая в текст.
Перед сном еще раз повтори стихи.
Утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.
Заучивание большого текста
Раздели стихотворение, которое тебе надо выучить, по четверостишьям, по смысловым отрывкам.
Домашнее задания, домашнии задания или домашние задания? Как правильно?
Правильно: «неприступный».
Пример предложения со словом «неприступный»: ее неприступный вид будоражил меня.
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.
Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.
Например (предложения).
Это существительное раньше использовалось для обозначения человека, прислуживающего за столом в богатом доме. Теперь оно чаще употребляется по отношению к работнику ресторана, кафе, обслуживающему мероприятие, подающему блюда и напитки.
В русском языке довольно сложные и разнообразные правила правописания слов. В данном случае правило правописания безударных гласных в корне не подходит, так как невозможно подобрать проверочное слово ( «для себя» можно в качестве проверочного использовать слово офис, хотя с слову официант оно никакого отношения не имеет, и формально являться проверочным не может ).
Правописание слова официант следует просто запомнить.
Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).
Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.
Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:
Например.
Как пишется домашняя работа
Добрый вечер, уважаемые эксперты и специалисты сайта!
В последнее время стала больше разбираться в грамматики русского языка. Объясните пожалуйста, как грамотно и верно пишется словосочетание «ДОМАШНЯЯ РАБОТА»? Слитно или же раздельно?
Здравствуйте, читатели нашего сайта!
Наше команда специалистов рада приветствовать Вас на нашем информационно-познавательном сервисе. Именно на нашем сайте Вы можете задать вопрос и узнать ответ на самые волнующие вопросы по таким дисциплинам, как русский язык, менеджмент, алгебра, геометрия, психология и др. Вы обратились на наш сайт с целью выяснить, как правильно и грамотно пишется словосочетание «ДОМАШНЯЯ РАБОТА»?
Как же правильно пишется словосочетание «ДОМАШНЯЯ РАБОТА»?
1.Стоит отметить, во-первых, что перед нами ни что иное, как словосочетание: прилагательное+существительное.
2.Во-вторых, в прилагательном «ДОМАШНЯЯ» в корне пишется буква О, чтобы проверить данную букву, можно подобрать несколько однокоренных слов: дом, домашний и др.
3.В-третьих, в существительном «РАБОТА» в корне пишется буква А, это необходимо просто запомнить.
А теперь, давайте рассмотрим наглядно следующие примеры:
— Я сделал свою домашнюю работу.
— Моя домашняя работа была легкой и даже интересной.
Так, на этом наше сегодняшнее занятие окончено. Полагаю, Вы усвоили, как грамотно в письменной речи пишется словосочетание «ДОМАШНЯЯ РАБОТА». Это необходимо запомнить. Наша команда специалистов надеется, что Вы усвоили пройденную тему. Если же остались нерассмотренные вопросы, пишите, мы будем рады вновь помочь Вам разобраться со всеми тонкостями и особенностями русского языка.
Желаем хорошего дня и настроения!
Домашнее задание на уроках русского языка
Домашнее задание в условиях внедрения новых образовательных стандартов
Зачем в образовательном процессе нужна такая часть, как домашнее задание?
В связи с внедрение ФГОС нового поколения, где наряду с предметными и личностными результатами образовательной деятельности всё большее значение приобретают так называемые метапредметные результаты, овладение универсальными приёмами учебной деятельности, которые позволят ребёнку быть успешным в любой предметной области. В этих условиях именно домашние задания, в процессе выполнения которых дети сталкиваются с необходимостью поиска, переработки и оценки информации с использованием разнообразных источников, структурирования приобретённой информации, выбора наиболее рациональных приемов закрепления материала, рационального планирования работы, осуществления поэтапного и итогового контроля за собственными действиями, становятся реальным инструментом формирования УУД. [2]
Д/З рассматривается как форма личностного развития ребёнка, стимулирования интереса к учению, формирование творческого мышления. Оно должно нести для учащихся личную значимость, а потому ценность.
Изменение содержания и формы домашних заданий является одним из путей совершенствования процесса обучения. Домашние задания должны стать реальным инструментом формирования УУД.
Основные требования к организации домашней работы
С.А. Пуйман формулирует основные правила задавания на дом следующим образом:
— Домашнее задание должно быть понято всеми без исключения.
— Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными. Содержание современных программ позволяет использовать разнообразные виды домашних заданий, следовательно, снизить утомляемость учащихся и избежать потери интереса к предмету.
— Домашние задания должны быть посильными и доступными пониманию учащихся, давать задания следует при полном внимании всего класса.
— Учащиеся должны знать не только, что делать, но и как делать: как прочитать учебник, как приступить к решению задачи и т.д. Оно должно быть хорошо объяснено, однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.
— В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.
— Целесообразно строить домашние задания по принципу «минимум- максимум» – обязательные для всех и рассчитанные на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.
— Домашние задания обязательно должны проверяться учителем.
— Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы.
Именно эти условия будут способствовать тому, что домашние задания будут вызывать у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес к образовательной деятельности, не зависимо от её предметного наполнения. Только тогда домашняя работа обучающихся станет эффективным инструментов формирования их познавательной самостоятельности.[3]
Объемы домашнего задания
Учащимся первых классов домашние задания не задаются.
Объём письменных домашних заданий по математике и русскому языку не должен превышать 30% от объёма классной работы во всех классах.
Домашние задания по иностранному языку должны быть понятны и посильны каждому ученику и базироваться исключительно на пройденном и отработанном материале.
Затраты времени на выполнение всех домашних заданий:
5 – 6-е классы: 2 – 2,5 часа;
7 – 8-е классы: 2,5 – 3 часа;
9 – 11-е классы: до 4 часов.
Затраты времени на выполнение домашнего задания по русскому языку (письменно):
5-е классы: до 25 минут;
6 – 7-е классы: до 30 минут;
8-е классы: до 45 минут;
9 – 11- классы: до 60 минут.
Затраты времени на выполнение домашнего задания по предметам гуманитарного и естественнонаучного циклов:
5 – 7-е классы: до 25 минут;
8 – 9-е классы: до 30 минут;
10 – 11-е классы: до 45 минут.
Нормирование домашнего задания
Задание на дом учащимся по ФГОС ООО задается обязательно по всем предметам в соответствии с учебным планом ОУ.
Домашнее задание составляет 1/3 объема классной работы:
а) В общеобразовательных классах (1-11) по русскому языку, математике, чтению, литературе.
б) В профильных классах:
гуманитарных классах по предметам: русскому языку, литературе, обществознанию, истории;
политехнических классах по предметам: математике, физике, информатике.
Домашнее обучение составляет ¼ объема классной работы:
а) В общеобразовательных классах (1-11) по иностранному языку;
б) В профильных классах:
Использованные источники:
Письменные домашние задания
по русскому языку: система требований
и оценивание
Методические рекомендации
1. Принцип взаимных обязательств
Первый урок в новом классе или первый урок в начале каждого учебного года – это разговор о взаимных обязательствах учителя и учеников.
Начинаю разговор с того, что урок – это общение, в процессе которого учитель учит, а ученики учатся, то есть учат себя. Чтобы этот процесс не нарушался конфликтами и обидами, надо договариваться так, чтобы соблюдались интересы обеих сторон.
Знакомлю учеников с тремя правилами, которые помогают деловому общению:
1) нет вины и нет виноватых;
2) никто никому ничего не должен;
3) каждый сам несет ответственность за себя и за свои действия.
Мы обговариваем каждое из этих правил. Затем я знакомлю учеников с «Правами и обязанностями учителя и ученика», которые сложились за годы практики и имеют разумное объяснение.
Кстати, полезно комментировать любое свое требование, толковать значение слов. Тогда ученики осознают, что требование учителя вполне справедливо и приносит им пользу.
Читая «Права и обязанности учителя и ученика», обращаем внимание на значение слов: права – см. словарь; обязанности – обязан.
1. Ставить оценку за работу ученика в соответствии с «Нормами оценок».
2. Требовать определенный объем работы:
5-е классы – 3–5 предложений или строк;
6-е классы – 7–8 строк;
7–8-е классы – 0,5 страницы (11 строк);
9–10-е классы – 1 страница (22 строки);
11-е классы – 1–1,5 страницы.
Если объем работы не выдержан, учитель вправе снизить оценку.
3. К ученикам, которые претендуют на «4» или «5», предъявлять более жесткие требования.
1. Домашнее задание давать в начале или середине урока.
2. Домашнее задание записывать на доске и проговаривать вслух, комментируя.
3. Проверять домашнее задание к понедельнику.
Если одна из трех обязанностей будет нарушена, ученики вправе не выполнять домашнее задание.
4. Аргументировать оценку по просьбе ученика.
Если ученик убедит учителя в ошибочности оценки, оценку нужно будет исправить.
1. Выполнять домашнее задание только в течение учебной недели, то есть на выходной домашнее задание не задается.
Количество и общий объем домашних заданий в течение недели:
5-й класс – 6 уроков – 4 д/з по 3–5 строчек = 20 строчек;
6-й класс – 5 уроков – 4 д/з по 7–8 строчек = 32 строчки;
7-й класс – 5 уроков – 4 д/з по 0,5 страницы = 2 страницы;
8-й класс – 3 урока – 2 д/з по 0,5 страницы = 1 страница;
9-й класс – 2 урока – 1 д/з по 1 странице = 1 страница;
10-й класс – 1 урок – 1 д/з по 1 странице = 1 страница;
9-й класс – 2 урока – 1 д/з по 1 странице = 1 страница;
10-й класс – 1 урок – 1 д/з по 1 странице = 1 страница;
11-й класс – 1 урок – 1 д/з по 1 д/з по 1–1,5 страницы = 1–1,5 страницы.
2. Если ученика не устраивает тема домашнего задания, можно предложить свою тему или свою форму.
3. Сдать тетрадь с домашним заданием в течение недели вплоть до 20:00 воскресенья (хотя нести тетрадь с домашним заданием домой к учителю – самый крайний вариант).
4. Если все же тетрадь с домашним заданием по какой-либо причине была не сдана, написать объяснительную, чтобы не получить двойку.
1. Выполнять все домашние задания и сдавать тетрадь вовремя.
2. Выдерживать объем домашнего задания и качество работы (почерк, графическая работа).
3. Пользуясь объяснительными как средством спасения от двойки, увеличивать объем объяснительной на 0,5 страницы (1-й раз – 0,5 страницы, 2-й раз – 1 страница, 3-й – раз – 1,5 страницы и т.д.).
Объясняя права и обязанности каждой стороны, в ходе беседы с классом выясняю, насколько глубоко учащиеся осознают правомерность моих требований и выгоду своего положения.
В качестве домашнего задания ученики обдумывают «Права и обязанности…», вносят свои предложения и дают согласие.
В течение учебного года несколько раз провожу опрос, как ученики оценивают предъявляемые к ним требования. Обычно регулируем темы домашнего задания. В остальном претензий не возникает. Ученики чувствуют, что учитель несет ответственность за свой участок работы наравне с ними, прислушивается к их замечаниям. Конфликты не возникают даже при выставлении двойки за отсутствующее домашнее задание, так как ученик осознает свою вину. Кроме этого, ученик знает, что он всегда может эту двойку исправить.
2. Принцип четких требований к оценке
Оговаривая обязанности учеников при выполнении домашнего задания, обозначаю критерии оценки.
1) четкий разборчивый почерк;
2) аккуратно, без помарок, выполненная работа;
3) выдержанный объем работы;
4) графическая работа по мере необходимости;
5) выполнение работы над ошибками из предыдущего домашнего задания.
Если какой-то критерий не выдержан, оценка снижается. Обязательно указывается причина.
Оф. – 4 (есть помарки).
V мал (не выдержан объем работы).
Нет гр. р. (отсутствует графическая работа).
Нет р/ош 4 – 1 балл = 3 (за отсутствие работы над ошибками от оценки отнимается один балл).
За домашнее задание может ставиться двойная оценка. Это бывает в нескольких случаях:
1. Если содержание очень интересное, а грамотность или оформление работы на низком уровне. Или наоборот.
2. Если у ученика проблемы с почерком или аккуратностью при выполнении работы.
В таком случае у ребенка появляется надежда на хорошие оценки, несмотря на почерк, который улучшить сразу не удается.
За каждые пять домашних работ выставляется итоговая оценка, которая идет в журнал. Это среднее число от пяти оценок. На странице учета оценок эта колонка выставляется пастой зеленого цвета. В журнале колонка оценок подписывается «итог – домашнее задание».
Если домашняя работа выполнена с превышением требований (оригинальное содержание, большой объем), оценка за домашнее задание может быть сразу выставлена в журнал. В тетради ученика возле оценки ставится восклицательный знак (5! 4!), а на странице учета оценка пишется красной пастой.
Оценки за домашние задания анализируются на первом уроке недели в самом начале урока. Анализ начинается с «красных» оценок. С разрешения учеников зачитываются лучшие работы и отмечаются их достоинства. В 5–6-х классах даже аплодируем авторам лучших работ. Затем зачитываются фамилии тех, кто получил итоговые 5 и 4 (если подошел срок выставления оценок). Отмечаются успехи некоторых учеников. Наконец называются фамилии тех, кто не сдал тетради для домашних работ или не выполнил какое-то домашнее задание.
При этом важно не обвинить ученика, а выразить недоумение, удивление. Эти ученики имеют право в течение дня написать объяснительную и освободить себя от двойки. Напоминаю, что объем объяснительной неуклонно растет (по 0,5 страницы каждый раз).
Постоянно пользоваться этим средством ученику невыгодно.
Тем, кто не воспользовался правом объясниться, в журнал выставляются двойки за каждое отсутствующее домашнее задание. Возле оценки ставится точка. Это помогает вспомнить, за что выставлена двойка.
Конечно, находятся ученики, которые систематически не выполняют домашнее задание. Чаще всего это второгодники. Они испытывают отвращение к любому труду. Такие ученики подходят в конце триместра с вопросом: «Что делать для исправления оценок?». В первую очередь им предлагается выполнение домашнего задания.
Подобное оценивание работ обладает рядом преимуществ. Так как оценивается вся работа ученика, итоговые оценки более объективны.
Ученики систематически поощряются за творческий подход к работе. Это стимулирует развитие творческих способностей.
Вовремя фиксируется проявление лени, забывчивости, безответственности учеников и принимаются меры для устранения этих недостатков.
Четкие критерии оценки избавляют от конфликтов с учениками. Ученику понятно, почему оценка ниже, чем он рассчитывал. А если непонятно, он вправе выяснить. Бывают ситуации, когда учитель повышает оценку, убедившись в своей ошибке. Для этого ученик должен привести весомые аргументы.
В последнее время у учеников возникает единственная претензия. Они спрашивают, почему за отсутствующее домашнее задание двойка выставляется в журнал. Я объясняю, что получают двойку те, кто категорически отказывается работать. А я не умею учить тех, кто совсем не работает. Если же ученикам удастся найти способ, который заставит выполнять домашние задания всех, включая лентяев, я с удовольствием откажусь от двоек. Пока этого способа мы не нашли.
Возможно, для этого следует серьезно задуматься над содержательной стороной домашнего задания. Если по сути своей домашнее задание не будет вызывать интерес у ученика, его выполнение превратится в пустую формальность. Тогда домашнее задание как вид ученической работы перестанет развивать способности ребенка.
Система контроля знаний
У меня всегда с собой тетрадь, в которой я веду учет работы учеников. Это помогает мне регулировать наши отношения. На каждый класс отведено определенное количество страниц. Первая страница – это учет выполненных домашних заданий.
Принцип систематической проверки
Я проверяю все работы и у каждого ученика, хотя этого не требуют нормативные документы. Согласна, что такая проверка поглощает время. И все же плюсов значительно больше. Итак, на первой странице список учащихся, число домашней работы указано вверху, а внизу – тема мини-сочинения или номер упражнения. Если работа не сдана, в строке появляется кружок. Если работа выполнена на двойку, ставлю точку. Оценки 3, 4, 5 пишу синей пастой. За каждые пять работ ученики получают итоговую оценку в журнал. В моей тетради итоговые оценки пишу зеленой пастой. Такая колонка оценок хорошо видна.
Если ученик выполнил работу с превышением требований, он получает оценку сразу в журнал. У себя в тетради он видит такую оценку с восклицательным знаком, а в моей тетради оценка пишется красной пастой.
Глядя на страницу учета домашних работ, я имею возможность проанализировать массу информации. Сразу бросаются в глаза лодыри и проблемные дети. Могу оценить позитивные или негативные изменения в работе каждого ученика. Начинаю размышлять, как добиться, чтобы дома работали все. Сейчас предлагаю на выбор два, три, а иногда и четыре работы, чтобы лишить возможности заявить, что задание не вызывает интереса или трудное. Кроме этого, подобные записи помогают все помнить. Не остается никаких лазеек для бездельников. Им тоже приходится работать. Нет повода для споров с учителем. Ведь дети имеют право смотреть мою тетрадь на перемене. Они знают: я ничего не забуду. Родители, придя в школу, получают полную достоверную информацию о ребенке. Мы вместе просматриваем мою тетрадь. Так я избегаю конфликтов. Согласитесь, это дорогого стоит в наше время.
Точно так же я веду учет классных работ на следующих страницах. Правда, оценки за письменные работы обозначаю в своей тетради значками, чтобы не путать их с оценками за работу на уроке. Пятерка – плюс. Четверка – половина плюса. Тройка – черта. Двойка – точка. Не работал – н.р., мало работал – м.р. Итоговые оценки отмечаю зеленой пастой.
Ученики понимают, что работать гораздо выгоднее, чем бездельничать. Они понимают, что мои требования разумны, легко подчиняются этим требованиям. Так достигаются хорошие результаты.
Тетрадь учета знаний помогает учителю следить за развитием ученика. Да и сам ученик может это легко сделать по моей тетради.
Повторюсь, что проверка всех ученических работ отнимает много времени, но плюсы этой работы превышают минусы.
Все классы, которые попадают ко мне, учатся в этой системе контроля, и все в результате начинают работать значительно лучше.
Себя я поддерживаю мыслью, что мои дети никогда не будут в жизни халтурить.
Е.А. КОКОВИХИНА,
г. Губаха,
Пермская обл.