Кто такие общественные наблюдатели и как ими стать?
Читать:
Во время голосования по поправкам в Конституцию в Югре за процессом будет следить более 3800 общественных наблюдателей. Разбираемся, кто эти люди, зачем нужны и может ли обычный человек пополнить их ряды?
Кто такие общественные наблюдатели?
Общественные наблюдатели появились впервые два года назад во время избрания президента России. С тех пор они могут присутствовать на выборах любого уровня, а список «избранных» формирует Общественная палата.
Задачи наблюдателей — следить за процессом голосования, подсчетом голосов и подведением итогов, то есть за соблюдением прав граждан. Они призваны минимизировать возможное посягательство на демократические принципы и свободы жителей нашей страны.
«Общественные наблюдатели позволят сделать процесс голосования максимально открытым, прозрачным и легитимным», — поясняет председатель Общественной палаты Югры Ирина Максимова.
«Независимый общественный мониторинг (НОМ) — это закономерная ступень развития общества, когда на уровне регионов создаются экспертные группы, которые открыто рассматривают те или иные вопросы, связанные с избирательным правом, с избирательным процессом, — считает директор Юридического института Югорского госуниверситета, региональный эксперт НОМ Станислав Розенко. — Наша задача прежде всего — взгляд со стороны на текущий политический процесс. С другой стороны, мы сторонники законности, открытости, доступности информации, и, в конечном итоге, наше мнение лишь точка зрения для населения».
Кто может стать общественным наблюдателем?
Общественными наблюдателями могут стать обычные граждане, общественники, члены всевозможных союзов, профессиональных объединений и представители политических партий, дееспособные и достигшие совершеннолетия.
Подробнее можно посмотреть тут.
Кстати, на днях Общественная палата Югры подписала соглашение о взаимодействии с представителями 13-ти югорских общественных организаций. Известно, что в состав наблюдателей войдут представители Ханты-Мансийской территориальной организации Профсоюза работников здравоохранения, окружного отделения Всероссийского общества инвалидов, региональное отделение общероссийской организации «Деловая Россия» и другие.
Как стать общественным наблюдателем?
Для того, чтобы стать общественным наблюдателем, необходимо обратиться с заявлением и другими документами к координатору по месту нахождения.
Для каждого муниципалитета Югры определены свои ответственные лица. В Сургуте это нотариус Жанна Самойлова, находящаяся по адресу Университетская д.7 оф.20, 3 этаж, 3 подъезд со стороны ул. Университетской. Телефон для связи 89044723251.
По другим муниципалитетам Югры информацию можно посмотреть здесь.
Прием заявлений будет закончен 6 апреля включительно.
Важно
Всех кандидатов будут проверять на соответствие требованиям. Затем Рабочей группой Общественной палаты будет утвержден список допущенных лиц, и каждый из него получит специальное направление. В нем будет указано ФИО, дата рождения, адрес постоянного места жительства, номер мобильного телефона, номер избирательного участка и наименование избирательной комиссии, куда направляется наблюдатель.
Все отобранные граждане пройдут специальной обучение.
Работать они будут восемь дней (предусмотрена сменяемость): семь дней досрочного и один день очного голосования.
Кстати: Наблюдатели за выборами в Гамбии, можно сказать, должны обладать хорошим слухом. Все потому что до сих пор в стране, где многие жители неграмотные, голосуют по старинке: жители опускают стеклянные шарики или камушки в бочки выбранных кандидатов. После того, как твердый «бюллетень» звонко падает в емкость, звенит колокольчик. Таким образом наблюдателям легко определить, когда идет «накрутка шариков». А еще такая система менее затрата, и голоса быстрее подсчитываются.
Общественные наблюдатели: кто они и для чего они присутствуют при проведении ЕГЭ и ОГЭ?
В 2019 году зафиксирован большой интерес к участию в общественном наблюдении среди родителей, в настоящий момент аккредитацию прошли уже более 1000 представителей родительской общественности. Кроме того, среди общественных наблюдателей есть представители ветеранов педагогического труда, Российского союза молодежи и московских студентов. Активное участие в общественном наблюдении принимают члены Московского городского регионального отделения партии «Единая Россия».
С помощью общественных наблюдателей процедура проведения государственной итоговой аттестации становится более понятной и открытой. Так, общественные наблюдатели присутствуют на всех этапах проведения ГИА: проведение экзамена в пункте проведения экзамена, обработка экзаменационных материалов; проверка экзаменационных работ участников; рассмотрение апелляций.
При этом общественный наблюдатель не может находиться в пункте проведения ГИА, в котором сдают экзамены его родственники или выпускники образовательного учреждения, которое он представляет.
Общественные наблюдатели, участвуя в экзаменах в ППЭ, контролируют проведение экзамена и соблюдение прав участников, тем самым обеспечивая объективность результатов и повышение доверия общества к процедуре проведения итоговой аттестации.
Для удобства выучиться на наблюдателя можно как очно, на базе регионального центра обработки информации и в образовательных организациях Москвы, так и дистанционно – на сайте регионального центра обработки информации Москвы (РЦОИ). В РЦОИ разработали специальную брошюру, где есть ответы на типичные вопросы начинающего наблюдателя.
Зарегистрироваться на обучение и подать заявление на аккредитацию в качестве общественных наблюдателей можно на официальном сайте регионального центра обработки информации города Москвы в разделе «Общественное наблюдение» и в личных кабинетах общественных наблюдателей на портале «Мои-достижения.рф».
По мнению федерального координатора корпуса общественных наблюдателей Российского союза молодежи в Москве, Станислава Шагарова, роль общественного наблюдателя и суть его деятельности – это контроль за проведением экзамена, а главная его задача – оперативно информировать о выявленных нарушениях.
Станислав отметил, что общественный наблюдатель должен ежегодно повышать свою квалификацию, знать все изменения в нормативной базе, чтобы понимать, что является нарушением, а что – нет, быть компетентным по всем вопросам в своей работе.
Как пишется общественный наблюдатель
РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации системы общественного наблюдения (контроля)
за проведением единого государственного экзамена
1. Общие положения
В Положении рекомендуется определить цели и принципы создания системы общественного наблюдения, распределение функций между органами управления образованием различных уровней по организации системы общественного наблюдения, порядок аккредитации, права и обязанности общественных наблюдателей.
В своей деятельности общественные наблюдатели руководствуются:
— законодательством Российской Федерации;
— Положением о проведении единого государственного экзамена (утверждено приказом Минобразования России от 09.04.2002 N 1306, зарегистрирован Минюстом России 08.05.2002, рег. N 3420), другими нормативными правовыми актами Минобрнауки России;
— индивидуальными правовыми актами и инструктивно-методическими документами Рособрнадзора по вопросам организации и проведения ЕГЭ;
— нормативными правовыми актами и инструкциями субъекта Федерации по вопросам организационно-технологического сопровождения ЕГЭ.
Деятельность общественных наблюдателей осуществляется на безвозмездной основе, понесенные расходы общественным наблюдателям не возмещаются.
Организация аккредитации и деятельности общественных наблюдателей осуществляется в соответствии с утвержденным в субъекте Федерации Положением.
Положение, а также итоги работы общественных наблюдателей доводятся до сведения общественности, в том числе через средства массовой информации.
2. Аккредитация общественных наблюдателей
Полномочия общественных наблюдателей подтверждаются удостоверениями.
2.2. В качестве общественных наблюдателей могут быть аккредитованы:
— работники средств массовой информации;
— члены родительских комитетов общеобразовательных учреждений;
— члены попечительских советов образовательных учреждений;
— члены общественных объединений и организаций;
— работники образовательных учреждений;
— представители органов законодательной власти.
Вышеуказанные лица не могут выступать в качестве общественных наблюдателей на ППЭ, в которых сдают экзамен их родственники.
Работник, член родительского комитета, член попечительского совета образовательного учреждения не может быть допущен в качестве общественного наблюдателя в ППЭ, в котором сдают экзамен выпускники образовательного учреждения, которое он представляет.
2.4. Лица, желающие приобрести статус общественного наблюдателя, подают заявление в уполномоченный ОУО или МОУО (приложение 1).
2.5. Прием заявлений на аккредитацию и аккредитация общественных наблюдателей завершаются не позднее чем за три дня до начала первого экзамена.
2.6. В случае положительного решения лицо, аккредитованное в качестве общественного наблюдателя, получает персональное удостоверение, содержащее его паспортные данные и заверенное печатью и подписью руководителя ОУО, выдавшего удостоверение (приложение 2).
2.7. Оформленное удостоверение выдается общественному наблюдателю на руки или высылается по адресу, указанному в его заявлении.
Уполномоченный ОУО по мере формирования, но не позднее утра следующего дня после завершения аккредитации, направляет в МОУО списки лиц, аккредитованных в качестве общественных наблюдателей.
— распределяет (случайным образом) по ППЭ общественных наблюдателей, изъявивших желание присутствовать на территории их муниципального образования, исходя из того, что в одной аудитории могут присутствовать не более двух общественных наблюдателей;
— информирует общественных наблюдателей о дате проведения экзамена и месте нахождения ППЭ, в котором они вправе присутствовать на экзамене;
— доводит до сведения руководителей ППЭ списки лиц, направляемых в ППЭ в качестве общественных наблюдателей;
— направляет в уполномоченный ОУО информацию, включающую сведения о фактическом присутствии общественных наблюдателей в конкретных ППЭ с указанием дат посещения экзамена.
3. Права и обязанности общественного наблюдателя
3.1. Общественный наблюдатель имеет право:
— присутствовать в день проведения экзамена в ППЭ, в том числе находиться в аудиториях на одном, нескольких или на всех этапах подготовки и проведения экзамена (рассадки экзаменующихся, процедуры вскрытия пакетов с контрольными измерительными материалами, инструктажа экзаменующихся, заполнения экзаменующимися бланков ответов, упаковки организаторами пакетов с заполненными бланками ответов и отправки в ППЭ или региональный центр обработки информации;
— получать необходимую информацию и разъяснения по вопросам нормативного правового регулирования и инструктивного обеспечения ЕГЭ, а также знакомиться с отдельными документами, инструкциями;
— направлять в ГЭК и уполномоченный ОУО замечания и предложения по совершенствованию организации проведения ЕГЭ.
3.2. Общественный наблюдатель обязан:
— ознакомиться с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена;
— иметь с собой при посещении ППЭ и предъявлять организаторам документ, удостоверяющий личность, и удостоверение общественного наблюдателя;
— получить отметку в удостоверении общественного наблюдателя о дате и времени всех посещений им ППЭ, заверенную подписью руководителя ППЭ;
— сделать под роспись отметку в протоколе проведения экзамена в данном ППЭ о наличии или отсутствии замечаний;
— при наличии замечаний направить в день проведения экзамена сообщение в письменной форме о замеченных нарушениях в организации проведения экзамена в данном ППЭ в ГЭК и уполномоченный ОУО;
— соблюдать установленный порядок проведения ЕГЭ, режим информационной безопасности, требования организаторов в ППЭ.
3.3. Общественный наблюдатель не вправе:
— вмешиваться в ход подготовки и проведения ЕГЭ (рассадки экзаменующихся, вскрытия пакетов с заданиями, инструктажа, заполнения и сдачи экзаменующимися бланков ответов, упаковки и отправки пакетов с заполненными бланками ЕГЭ и т.п.);
— входить или выходить из аудитории во время экзамена (заполнения экзаменующимися бланков ответов);
— оказывать содействие или отвлекать экзаменующихся при заполнении бланков ответов во время экзамена, в том числе задавать вопросы, делать замечания;
— пользоваться в аудиториях средствами мобильной связи, фото- и видеоаппаратурой.
При нарушении вышеуказанных требований общественный наблюдатель удаляется из аудитории организаторами в ППЭ.
Общественный наблюдатель несет ответственность за злоупотребление своим положением в целях удовлетворения корыстной или иной личной заинтересованности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кто такие общественные наблюдатели на выборах и зачем им целый штаб?
Публикуем интервью с руководителем Штаба общественных наблюдателей.
Возможно, именно 24 февраля некоторые туляки вдруг впервые узнали, что в 2021 году нас, оказывается, ждут выборы: по информационным лентам разлетелась новость о состоявшемся в Туле первом заседании Штаба общественных наблюдателей на предстоящих выборах.
О серьезности штаба говорит список участников: в его состав вошло много известных в области личностей, а главой штаба был избран заместитель председателя региональной Общественной палаты Константин Данилов, руководитель представительства ГК «Ростех» в Тульской области.
Так что же это за организация — Штаб общественных наблюдателей? Для чего он создан и, собственно, кто такие эти общественные наблюдатели, чем они будут заниматься на выборах? Информация об этом — из первых уст: мы поговорили с руководителем штаба Константином Даниловым.
— Константин Иванович, «штаб» — звучит очень серьезно! Представляется структура с железным армейским порядком: строгие командиры дают четкие приказы, наблюдатели оперативно реагируют…
– Нет-нет, мы организация сугубо мирная и гражданская, не зря же мы созданы при Общественной палате. Главная наша задача — это обучение будущих наблюдателей. Мы хотим объединить неравнодушных, активных жителей области, готовых включиться в работу по обеспечению законности и честности выборов. Хотя, конечно, без дисциплины и четкой организации нам тоже будет никак не обойтись.
Мы перед собой ставим очень серьезные задачи: до сентября организовать около 70 учебных групп, обучить более 4500 человек, провести занятия в каждом районе области – более 100 учебных дней.
Ну а уже непосредственно в дни голосования хотим обеспечить присутствие наших представителей на каждом избирательном участке — а это 1093 участковых комиссии, по 2-4 наблюдателя на каждой.
— Да, задача серьезная. Но для чего это надо? Давайте с самого начала: кто такие общественные наблюдатели? зачем они нужны? в чем заключаются их задачи, функции, обязанности?
– Присутствие на избирательных участках общественных наблюдателей разрешено с 2018 года. До этого разрешалось присутствие наблюдателей только от кандидатов и партий, участвовавших в выборах. То есть наши наблюдатели — лица нейтральные, представляющие именно общественность.
Главная задача наблюдателя общественного, как и всех других, — следить за честностью выборов, за соблюдением закона, не допускать нарушений. Они вправе наблюдать за процедурой голосования — как на избирательных участках, так и вне помещений для голосования, например, при выездном голосовании на дому. Вправе обращаться с предложениями и замечаниями к председателю УИК, присутствовать при подсчете голосов, знакомиться с документацией на участке. То есть стандартная, регламентированная законом работа наблюдателя на выборах.
Согласно законодательству, направлять общественных наблюдателей на выборы может Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты регионов. И опыт работы наших наблюдателей, например, на общероссийском голосовании по поправкам в Конституцию, показал, что именно массовое участие независимых наблюдателей снимает все вопросы по прозрачности выборов. Это признанный факт: именно общественное наблюдение — самый эффективный метод, потому что самый независимый! Общественные наблюдатели — это представители общества, а оно как никто заинтересовано в честности и прозрачности выборов.
Все-таки какими бы профессионалами ни были наблюдатели от кандидатов, они всё равно в первую очередь следят за соблюдением прав и интересов именно тех, кого представляют.
— В таком случае, не видите ли вы конкуренции со стороны партий и кандидатов, у которых также будут свои собственные наблюдатели? Или вы, наоборот, рассчитываете с ними сотрудничать?
– Набор наблюдателей — это абсолютно открытый процесс. В том числе, мы приглашаем к себе на учебу будущих наблюдателей от партий и кандидатов. Будем рады участию в наблюдении всех конструктивных политических сил региона. Все партии, которые хотят поучаствовать и имеют право выставлять наблюдателей, могут обращаться к нам в общественный штаб. И конечно, мы рады видеть всех неравнодушных жителей, волонтеров, тех, кто хочет принять участие и стать наблюдателем.
Чем больше грамотных, юридически подкованных наблюдателей будет на избирательных участках, тем больше уверенности в честности и законности выборов.
А сотрудничество в рамках нашего штаба как раз и поможет избежать возможного недопонимания между различными наблюдателями уже непосредственно в ходе голосования.
— Исходя из задач, стоящих перед общественным наблюдателем, каким он должен быть? Есть какой-то определенный набор качеств и критериев, по которым вы производите отбор? Может быть, внимательность, аналитический склад ума? Или особая стрессоустойчивость? Все-таки ситуации на выборах могут быть разные.
– Перечня «сверхспособностей» будущего наблюдателя у нас нет. В соответствии с законодательством наблюдателем может быть любой гражданин нашей страны, обладающий активным избирательным правом. Исключение, по вполне понятным причинам, делается только для депутатов, высших должностных лиц, глав местных администраций, людей, находящихся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судей, прокуроров и членов избирательных комиссий. Все остальные обладают правом быть общественным наблюдателем.
Так что, пожалуй, единственное требование к наблюдателю, который заступает на свое «дежурство» на избирательном участке, — это наличие необходимых знаний.
Во-первых, знание законов: для того чтобы видеть и пресекать возможные нарушения, необходимо точно знать, как устроено голосование, как оно работает, какие условия должны выполняться, какие функции у каждого из участников процесса выборов. Во-вторых, знание, как себя вести в тех или иных ситуациях, которые, как вы уже отметили, бывают разные. Всему этому как раз и будет обучать наш штаб. Уже в ближайшее время мы подготовим программу обучения для первых групп наблюдателей. И эта работа будет вестись до сентября.
— Но, как вы уже отметили, обучать общественных наблюдателей — это, пусть и главная, но не единственная задача штаба…
– Да, наша задача – не только набрать и обучить наблюдателей, но и осуществлять активное взаимодействие с ними в дни голосования. Работа общественного штаба будет осуществляться на площадке Общественной палаты Тульской области и продолжится вплоть до момента официального утверждения итогов выборов.
Программа подготовки наблюдателей предусматривает сначала проведение двухдневных семинаров для корпуса преподавателей, которые затем будут вести подготовку наблюдателей уже непосредственно на местах.
Но помимо организации учебного процесса до выборов мы в сотрудничестве с общественными институтами и СМИ будем вести работу по противодействию информационным фальсификациям, так называемым фейкам, на регулярной основе будем создавать информационно-аналитические доклады по актуальным вопросам избирательной кампании.
А уже непосредственно в дни голосования будут работать наши мобильные мониторинговые группы, которые будут осуществлять наблюдение на участках, отслеживать ход избирательного процесса в режиме онлайн.
То есть работа общественного штаба по наблюдению будет идти сразу по нескольким направлениям: мониторинг хода избирательных кампаний, обучение наблюдателей, взаимодействие со СМИ, информирование избирателей. Всё это позволит создать у жителей области максимально объективное представление о выборах и обеспечить защиту свободного выбора каждого.
— Спасибо, удачи вам в работе!
Закулисье ЕГЭ и ОГЭ: кто такие общественные наблюдатели?
Министерство просвещения России (до 15 мая 2018 года бывшее частью Минобрнауки) постоянно стремится к тому, чтобы процедура проведения государственной итоговой аттестации была максимально справедливой и прозрачной. Именно с этой целью, начиная с 2011 года, к принятию экзаменов привлекают общественных наблюдателей – людей, которые следят за тем, чтобы ни одна из сторон не нарушала правила.
Как правило, в качестве общественных наблюдателей выступают родители и педагоги, прошедшие обязательную подготовку. Присутствие независимого эксперта не только гарантирует честное проведение государственной итоговой аттестации (ГИА), но и повышает доверие общественности к государственным экзаменам в целом.
В чем заключается задача общественных наблюдателей
Общественное наблюдение было введено для того, чтобы:
Именно поэтому наблюдатели имеют право присутствовать на каждом из этапов проведения ГИА. В частности, они наблюдают, как проходит экзамен в ППЭ, следят за тем, как выдаются и обрабатывают экзаменационные материалы, а также принимают участие в проверке выполненных экзаменационных работ в составе предметных комиссий и присутствуют при рассмотрении апелляций.
По словам Станислава Шагарова, руководителя корпуса общественного наблюдения РСМ, основная задача независимого наблюдателя состоит в том, чтобы своевременно сообщать о нарушениях, если они были обнаружены. Контролируя проведение ГИА, общественные наблюдатели тем самым гарантируют, что все права участников, будут соблюдены в полном объеме, благодаря чему они получат объективные результаты.
Можно выделить несколько основных моментов, на которые обязаны обращать внимание общественные наблюдатели:
Отметим, что это лишь незначительная часть обязанностей независимых наблюдателей.
Важно, чтобы общественный наблюдатель хорошо знал нормативную базу – только так он будет понимать, какие действия являются нарушением, а какие нет. Поэтому, чтобы оставаться компетентным, наблюдателю необходимо каждый год повышать квалификацию.
Кстати, в правилах проведения государственной аттестации прописано, что в аудитории, в которой проходит экзамен, может находиться только один представитель общественного наблюдения. Если на один ППЭ назначено несколько человек, они должны заранее обсудить время пребывания в помещениях, где проходит госэкзамен.
После завершения экзамена общественные наблюдатели заполняют специальную форму и передают ее руководителю пункта проведения аттестации.
Кто может стать общественным наблюдателем
Любой гражданин Российской Федерации, достигший совершеннолетия, имеет право принять участие в проведении ЕГЭ или ОГЭ в качестве общественного наблюдателя. Для этого ему нужно внимательно изучить детали проведения госэкзамена, а также пройти аккредитацию.
Пройти обучение можно как очно, так и дистанционно. В первом случае обучение может проходить либо в РЦОИ (региональном центре обработки информации), либо в уполномоченном образовательном учреждении. Материалы для дистанционного обучения доступны на сайте РЦОИ. Для прохождения учебной программы нужно зарегистрироваться в разделе «Общественное наблюдение». Заявление на аккредитацию можно подать здесь же либо в личном кабинете на сайте Мои-достижения.рф.
Чаще всего представителями общественного наблюдения за ГИА становятся родители выпускников: в этом году в Москве аккредитацию прошли больше 1000 родителей. Также среди общественных наблюдателей много педагогов. Значительный интерес проявляют и студенты. Среди последних в столице больше всего будущих учителей и юристов – им это интересно, поскольку участие в наблюдении за тем, как проходит ГИА, полезно для формирования их профессиональных навыков.
Кстати, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки настоятельно рекомендует российским ВУЗам предоставлять своим студентам возможность прохождения практики в форме участия в проведении ГИА в качестве общественных наблюдателей.
Подчеркнем, что общественный наблюдатель не может присутствовать при проведении экзамена в том ППЭ, где проходят аттестацию его родственники или – в случае с учителями – выпускники школы, в которой он преподает.
Кроме того, нельзя не упомянуть о том, что общественные наблюдатели не получают зарплату – их деятельность осуществляется на безвозмездной основе. Мало того, расходы, понесенные ими в ходе наблюдения за проведением экзамена (например, на приобретение ручки, тетрадки или воды), не возмещаются.
Таким образом, общественные наблюдатели – это граждане России, которые следят за тем, чтобы во время проведения ГИА обе стороны – и организаторы, и испытуемые – соблюдали все правила. Они проходят специальную подготовку и получают назначение на определенный ППЭ. Работа наблюдателей обеспечивает прозрачность и открытость проведения ГИА.