Главная » Правописание слов » Как пишется римский корсаков

Слово Как пишется римский корсаков - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Как пишется римский корсаков

§ 124. Пишутся через дефис:

1. Двойные (редко тройные) фамилии (в том числе включающие в свой состав псевдонимы, а также присвоенные за особые заслуги почетные именования), напр.: Римский-Корсаков, Немирович-Данченко, Мамин-Сибиряк, Мельников-Печерский, Сергеев-Ценский, Новиков-Прибой, Потёмкин-Таврический, Муравьёв-Амурский, Семёнов-Тян-Шанский, Овчина-Оболенский-Телепнев, Склодовская-Кюри, Тулуз-Лотрек, Шолом-Алейхем, Андерсен-Нексе.

Примечание 1. Некоторые (преимущественно испанские) иностранные двойные фамилии пишутся по традиции раздельно, напр.: Гарсиа Лорка, Кастро Рус.

Примечание 2. О раздельном написании личных имен, состоящих из имени и прозвища, см. § 123, п. 2.

3. Арабские, тюркские, персидские личные имена с составными частями, обозначающими социальное положение, родственные отношения и т. п., а также служебными словами — такими, как ага, ад, ал, аль, ар, ас, аш, бей, бек, заде, зуль, кызы, оглы, оль, паша, уль, хан, шах, эд, эль, эр, напр.: Абд аль-Кадир, Турсун-заде, Мамед-оглы, Явер-кызы, Измаил-бей, Кемаль-паша, Мирза-хан, Ахмед-шах (но: Чингисхан ).

Примечание 1. Часть ибн пишется в таких именах раздельно, напр.: Ибн Сина, Ахмед ибн Абдуллах.

Примечание 2. Начальная часть Бен- может писаться в таких именах как через дефис, так и раздельно, напр.: Бен-Гурион, но Бен Барка.

Примечание 3 (к пп. 2 и 3). Написание конкретных личных имен этих групп уточняется по энциклопедическому словарю.

4. Армянские фамилии с начальной частью Тер-, напр.: Тер-Габриэлян, Тер-Петросян.

§ 159. С прописной буквы пишутся личные имена, отчества, фамилии, псевдонимы, прозвища, напр.: Ольга, Алёша, Александр Сергеевич Пушкин, Пётр Ильич Чайковский, Адам Мицкевич, Гай Юлий Цезарь, Исаак Ньютон, Римский-Корсаков, Салтыков-Щедрин, Шолом-Алейхем, Ханс Кристиан Андерсен, Жан Жак Руссо; Александр Македонский, Вильгельм Завоеватель, Всеволод Большое Гнездо, Ричард Львиное Сердце, Екатерина Великая, Елена Прекрасная, Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий, Иван Грозный, Карл Смелый, Катон Старший, Плиний Младший, Пётр Первый, Потёмкин-Таврический, Серафим Саровский; Ким Ир Сен, Сунь Ятсен, Хо Ши Мин, Акира Куросава. То же при обозначении собственным именем ряда лиц, напр.: три Наташи, несколько Кузнецовых, братья Жемчужниковы, купцы Морозовы, супруги Толстые. С прописной буквы пишутся также названия династий, напр.: Габсбурги, Бурбоны, Птолемеи, Плантагенеты, Рамсесы, Романовы, Рюриковичи, Тиму-риды, Великие Моголы.

Примечание. Пишется: Дюма-отец, Дюма-сын, Рокфеллер-старший, Райкин-младший и т. п., где слова отец, сын, старший, младший не перешли в разряд прозвищ и являются именами нарицательными.

Источник

Римский-Корсаков Николай Андреевич

Николай Андреевич Римский-Корсаков принадлежал к обществу «Могучая кучка» (сообществу русских композиторов «новый музыкальной школы»). Современники вспоминают, что его талант сопровождался добрым характером, уважением ко всем ученикам и друзьям. Николай Андреевич был необычайным и очень талантливым человеком.

Римский-Корсаков. Биография

Андрей Николаевич Римский-Корсаков родился в 1844 году в Санкт-Петербургской губернии. Он прославился не только, как композитор, но и как педагог, дирижер, общественный деятель и музыкальный критик. Римский-Корсаков стал автором 15-и опер, 3 симфоний, симфонических произведений, кантат, вокальной и духовной музыки.

В свое время Николай Андреевич пришел преподавать в Первую русскую консерваторию в Петербурге. Он был молод, в те времена было мало 27-летних преподавателей, но Римский-Корсаков уже был известен как автор оригинальных сочинений для оркестра, увертюр на русские темы, фантазий на тему сербских народных песен, симфонической картины по русской былине.

Кроме того, он писал и другие произведения: модные в те времена романсы и восточную сказку «Антар» в форме сюиты. Удивительно, но Римский-Корсаков стал композитором, не имея музыкальный подготовки. Он учился на домашнем обечении, с 6-и осваивал игру на фортепиано, при этом сам больше любил книги, чем музыку. Римский-Корсаков увлекся церковной музыкой и русскими народными песнями позже. Свои первые произведения он написал в 11 лет. Отец отдал его учиться в Морской кадетский корпус. Волей судьбы именно там он понял, что посвятит себя музыке. После смерти отца семья Николая Андреевича переехала в Санкт-Петербург, где Римский-Корсаков вошел в кружок «Могучей кучки».

Одним из важнейших и поворотным в истории жизни композитора стала музыкальная картина «Садко», написаннвя в 1867 году. Это произведение продолжило традиции Европейского программного симфонизма. Благодаря ему Римского-Корсакова стали называть композитором-сказочником, который с помощью музыкальных инструментов мог увести слушателя в мир чудес и волшебства.

Римский-Корсаков успевал преподавать в консерватории, заниматься сочинением музыки, быть дирижером и справляться с должностью инспектора военно-морских оркестров.

Этапы творчества и семья

В 80-х годах у композитора был этап симфонических произведений: «Симфониетта», «Шехерезада». В то время Андрей Николаевич работал в Придворной певческой капелле, позже он вернулся к жанру оперы: «Ночь перед Рождеством», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане» и др.

Римский-Корсаков любил и вокальную лирику, он переложил на романсы стихи Пушкина, Лермонтова, Фета и других великих поэтов. Его творчество многообразно благодаря тому, что композитор ценил сказочность, народное творчество, но не оставался равнодушен и к реалиям своего времени. Ему удалось создать целую галерею удивительных, прекрасных произведений и ярких образов.

Композитор творил более 40 лет. Все это время он оставался верным своим идеалам. Римский-Корсаков был женат на пианистке Надежде Пургольд, в его семье росло четверо сыновей и трое дочерей.

Андрей Николаевич умер в 1908 году от инфаркта в своей загородной усадьбе, которая стала музейным комплексом композитора. Римский-Корсаков покоится в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры.

Произведения

Оперы

Симфонические произведения

Вокальные работы

Читайте также:

Источник

Римский-Корсаков, Николай Андреевич

композитор, педагог, дирижёр, музыкальный критик, морской офицер

Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков (6 [18] марта 1844, Тихвин — 8 [21] июня 1908, усадьба Любенск, близ Луги, Санкт-Петербургская губерния) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Содержание

Биография

Римский-Корсаков родился в небольшом городе Тихвине Новгородской губернии Российской империи. Отец композитора — Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784—1862) — служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем Волынским гражданским губернатором, мать — Софья Васильевна — дочь крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина, женщина достаточно образованная. Сильное влияние на будущего композитора оказал и его старший брат Воин Андреевич — контр-адмирал, реорганизатор системы военно-морского образования. Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу реки Тихвинки, напротив Тихвинского Богородичного Успенского монастыря.

Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе прочих общеобразовательных дисциплин. Известно, что с детства композитор был увлечён музыкой, познакомился с сочинениями Россини, Бетховена, Мейербера, Мендельсона, однако наибольшее впечатление на него произвела музыка Михаила Глинки — его «Камаринская», «Испанские увертюры», оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». В 1859—1869, чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков брал уроки у пианиста Фёдора Канилле.

В 1856 году отец отвёз юного Николая в Морской кадетский корпус, который он окончил с отличием весной 1862 года (в то время учебное заведение сменило своё название на Морское училище). К тому времени умер отец композитора (в 1861 году) и семья Римских-Корсаковых перебралась в Санкт-Петербург.

В 1861 году Канилле познакомил Римского-Корсакова с Милием Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора. В то время в кружок, помимо его главы — Балакирева — и самого Римского-Корсакова, входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Руководивший работой более молодых коллег Балакирев не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал товарищам с инструментовкой.

Под влиянием и руководством Балакирева было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова — Первая симфония ор. 1. По словам самого Римского-Корсакова, эскизы начала симфонии существовали ещё в годы обучения у Канилле, [1] однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861—1862 годах — и «к маю 1862 года первая часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы». [2]

В 1862—1865 годах Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровых красок. Служба на клипере не оставляла много времени для совершенствования музыкальных навыков, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора — вторая часть (Анданте) Первой симфонии (конец 1862 года), после которой Римский-Корсаков надолго забросил сочинительство. [3]

Возвратившись из морского путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Могучей кучки, в том числе подружился и с новым участником кружка — начинающим композитором и профессиональным химиком Александром Бородиным. Балакирев познакомил молодого композитора с кумиром участников кружка Александром Даргомыжским, с Людмилой Шестаковой (сестрой Михаила Глинки) и с Петром Чайковским.

По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за Первую симфонию — сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает. Получившаяся партитура (известная как первая редакция симфонии) была исполнена в 1865 году под управлением самого Балакирева — неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова.

Найденный в Первой симфонии музыкальный язык успешно развит в таких сочинениях, как Увертюра на три русские темы (первая редакция — 1866) и «Сербская фантазия» (1867). Обратившись под влиянием Балакирева к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживается в музыке национального колорита, который и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества.

Музыкальная картина «Садко» (1867, позже её музыка частично использована в одноимённой опере) стала этапным произведением Римского-Корсакова. Во-первых, это самое раннее из программных сочинений композитора. В данном случае он выступает как продолжатель традиций европейского программного симфонизма — прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых очень повлияло на композитора. В дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет связана с определённой литературной программой. Во-вторых, именно в этом сочинении он впервые соприкоснулся с миром сказки (позже Римского-Корсакова так и будут называть — «Сказочником»). В-третьих, в музыке этого сочинения он попытался оркестровыми красками изобразить море, что позже неоднократно делал в дальнейших своих сочинениях (сюите «Шахерезада», прелюдии-кантате «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»). Ещё одно важное открытие, сделанное в музыкальной картине — придуманный самим композитором симметричный лад — так называемая «Гамма Римского-Корсакова», применявшаяся в дальнейших его произведениях для характеристики фантастического мира.

Программно-сказочное начало было развито во Второй симфонии «Антар» (1868, позже названа симфонической сюитой), написанной на сюжет восточной сказки Осипа Сенковского.

В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость».

С 1870-х годов расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Санкт-Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873—1884), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—1881), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—1894), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 1870-х работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает увлечённо изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники Римского-Корсакова стала Симфония № 3 C-dur.

В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 году окончена опера «Псковитянка», по драме Льва Мея).

В 1880-х годах большое внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создаёт своё крупнейшее эпическое симфоническое полотно — симфоническую сюиту «Шахерезада».

В начале 1890-х годов наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 1890-х творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898).

Во время Революции 1905—1907 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия администрации Петербургской консерватории (был уволен из Консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства).

Источник

Биография Николая Римского-Корсакова

Русский композитор, педагог, музыкальный деятель Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта (6 марта по старому стилю) 1844 года в Тихвине.

Отец композитора происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации России, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при императрице Елизавете Петровне.

С шести-семи лет мальчик обучался игре на фортепиано, к девятилетнему возрасту относятся его первые попытки к сочинению.

В 1862 году окончил Санкт-Петербургское морское училище.

В 1862-1865 годах Римский-Корсаков находился в кругосветном плавании, во время которого, в 1864 году, был произведен в офицеры. В 1873 году вышел в отставку.

В 1873-1884 годах был инспектором военных оркестров флота.

Во время учебы в училище Николай Римский-Корсаков продолжал заниматься музыкой, сначала у виолончелиста Улиха, затем у пианиста Федора Канилле.

Знакомство в 1861 году с композитором Милием Балакиревым и его кружком «Могучая кучка», в который входили композиторы Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, позднее Александр Бородин, склонило его к более серьезным занятиям.

Во время кругосветного плавания он окончил симфонию №1 ми минор, оp. 1, начатую еще в Санкт-Петербурге. В 1865 году с крупным успехом первая русская симфония была исполнена Балакиревым в концерте Бесплатной музыкальной школы.

В 1871 году по инициативе заведующего Санкт-Петербургской консерватории Михаила Азанчевского Римский-Корсаков был приглашен на должность преподавателя классов инструментовки, практического сочинения.

По собственному признанию, в первые годы, занимаясь со студентами, он одновременно сам изучал основные консерваторские дисциплины. До этого Римский-Корсаков создал ряд симфонических произведений, романсов.

В 1874-1881 годах Николай Римский-Корсаков был директором Бесплатной музыкальной школы и дирижером ее концертов.

В 1883-1894 годах занимал должность помощника управляющего придворной певческой капеллой. Его содействию и инициативе обязаны своим развитием регентский и оркестровый классы капеллы.

Римский-Корсаков выступал в качестве дирижера в Москве (1882, на выставке), Париже (1889, на Всемирной выставке), Брюсселе (1890 и 1900, Concerts populaires, посвященный русским авторам), Одессе (1894).

В 1886-1890 годах он управлял «Русскими Симфоническими концертами» в Санкт-Петербурге, в 1898 году — в Москве.

В 1905 году за выступление в защиту прав учащихся Римский-Корсаков был уволен из консерватории, что повлекло за собой выход в отставку в знак протеста значительной части профессорско-преподавательского состава во главе с Александром Глазуновым и Анатолием Лядовым. В декабре 1905 года, после предоставления консерватории автономии, он вернулся в консерваторию по приглашению художественного совета.

Разностороннюю музыкальную, дирижерскую и педагогическую деятельность Римский-Корсаков сочетал с плодотворной работой композитора. Он создал 15 опер, в их числе — «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1904), «Золотой петушок» (1907). Ряд фрагментов из этих опер стали шлягерами — «Песня индийского гостя» из «Садко» или оркестровый «Полет шмеля» из «Салтана».

Не менее обширна деятельность композитора как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра». Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений.

Римский-Корсаков оркестровал оперу «Каменный гость» (1870) Александра Даргомыжского, оставшуюся неоконченной после смерти композитора, значительную часть «Князя Игоря» (1887) Александра Бородина, два антракта «Вильяма Ратклифа» Цезаря Кюи, а также закончил, сгладил и инструментовал обе оперы Модеста Мусоргского — «Хованщину» (1882) и «Бориса Годунова» (1892-1886).

Педагогическое искусство Римского-Корсакова нашло отражение в его учебных пособиях «Практический учебник гармонии» (1886) и «Основы оркестровки» (1873-1874, издание завершил его ученик Максимилиан Штейнберг, 1913), а также в «Подробной программе регентского класса придворной капеллы (1884). Он является автором изданной в 1909 году автобиографической книги «Летопись моей музыкальной жизни».

Николай Римский-Корсаков скончался в ночь 21 июня (8 июня по старому стилю) 1908 года в усадьбе Любенск, близ Луги Санкт-Петербургской губернии (ныне деревня Любенск Плюсского района Псковской области). Похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. В 1911 году на его могиле был установлен крест, сделанный по эскизу Николая Рериха. В 1936 году захоронение с прахом композитора и его супруги и надгробным памятником было перенесено в Некрополь мастеров искусств, созданный в Александро-Невской лавре.

Многолетняя педагогическая деятельность Римского-Корсакова имела историческое значение. Он воспитал свыше 200 композиторов и музыкальных деятелей, в числе которых Антон Аренский, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Михаил Ипполитов-Иванов, Анатолий Лядов, Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский. Творчество Римского-Корсакова оказало большое влияние на развитие русской классической и зарубежной (французской и итальянской) музыки.

Композитор был женат на пианистке и композиторе Надежде Пургольд (1848-1919). Ею были сделаны фортепианные переложения (в две и четыре руки) многих крупных сочинений Римского-Корсакова, Даргомыжского и других композиторов.

В браке родились семь детей, двое из которых умерли в раннем детстве.

Старший сын композитора Михаил (1873-1951) — известный советский зоолог-энтомолог. Средний сын Андрей (1878-1940) — доктор философии, известный музыковед, автор многочисленных статей, посвященных произведениям русских композиторов и русским исполнителям.

Младший сын Римского-Корсакова Владимир (1882-1970) — скрипач, альтист оркестров Ленинградской филармонии и Театра драмы им. А.С. Пушкина.

Старший брат композитора — русский гидрограф контр-адмирал Воин Римский-Корсаков (1822-1871). В 1850-е годы, командуя шхуной «Восток», произвел гидрографические исследования и съемки низовьев Амура, осмотрел Татарский пролив и заснял часть западного берега острова Сахалина. Его исследования способствовали практическому освоению пути из Татарского пролива к устью Амура. В честь Воина Римского-Корсакова названы острова в Японском море.

В 1944 году в ознаменование 100-летия со дня рождения Римского-Корсакова имя композитора было присвоено Санкт-Петербургской консерватории.

В 1952 году на Театральной площади Ленинграда (Санкт-Петербурга) был открыт памятник Римскому-Корсакову.

В 1944 году в городе Тихвине Ленинградской области основан Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова. В 1971 году в Ленинграде (Санкт-Петербурге) был открыт Мемориальный музей-квартира композитора.

Бывшие имения Вечаша и Любенск, где скончался композитор, вошли в состав мемориального музея-усадьбы Н.А. Римского-Корсакова Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Римский-Корсаков, Николай Андреевич

— известный русский композитор; род. в 1844 г. в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди первых руководителей Р.-Корсакова на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит М. А. Балакиреву. Трехлетнее дальнее плавание дало ему возможность довольно усидчиво заняться композицией. По возвращении из этого путешествия, Р.-Корсаков представил Балакиреву свою первую симфонию; исполненная в зале думы в одном из концертов бесплатной музыкальной школы, она имела большой успех. За ней, в области симфонической музыки, последовали «Садко» — симфоническая музыкальная картина, и сербская фантазия; первая обратила на себя общее внимание самобытностью фантастической музыки, русским пошибом и в особенности оркестровкой, в которой Р.-Корсаков проявил большой талант колориста. Опера Р.-Корсакова «Псковитянка», на текст Мея, поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 г.; впоследствии она подверглась со стороны автора разным исправлениям и дополнениям, а в 1898 г. он присоединил к ней пролог, под названием «Боярыня Вера Шелога». Получив в 1871 г. место профессора специального теоретического класса композиции в с.-петербургской консерватории, состоя с 1873 по 1883 гг. инспектором музыкальных хоров морского ведомства, работая в бесплатной музыкальной школе, в которой он был директором с 1874 по 1880 гг., и занимая с 1883 по 1893 гг. место помощника управляющего придворной певческой капеллой, Р.-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки. На сцене Мариинского театра в 1880 г. появилась опера Р.-Корсакова «Майская ночь», а в 1882 г. — «Снегурочка», в которой лирический талант автора и истинно-народная его манера в обработке национальных мелодий (интересно, например, превращение известной «Дубинушки» в нечто самостоятельное, в танце Хмеля и Хмелихи) выступили с большим рельефом. Оперы: «Млада» (1892) и «Ночь перед Рождеством» (1895) скоро были сняты с репертуара Мариинской сцены. В 1897 г. Р.-Корсаков окончил фантастическую оперу «Садко», в которую вошли многие элементы симфонической музыкальной картины того же имени. Будучи поставлена в 1897 г. на московской частной русской оперной сцене, опера «Садко» имела несомненный успех, в 1898 г. повторившийся и в Петербурге. Небольшая опера «Моцарт и Сальери», на текст Пушкина, поставлена московской частной оперной труппой в 1898 г. в Москве, в 1899 г. — в СПб. Кроме того, в портфеле композитора находится новая опера: «Царская невеста». Не менее обширна и замечательна деятельность Р.-Корсакова как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», испанское каприччио, воскресная увертюра. Кроме этого он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений. Он переработал и переоркестровал оперу «Борис Годунов» Мусоргского и некоторые другие сочинения, оставшиеся после этого композитора; принимал деятельное участие в окончании оперы «Князь Игорь», Бородина, и в оркестровке «Каменного гостя», Даргомыжского. Ему же принадлежит «Практический учебник гармонии» (1886). Долголетняя педагогическая деятельность Р.-Корсакова сказалась в целом ряде его учеников, приобретших известность: таковы Бернгардт (в настоящее время директор петербургской консерватории), Лядов, Саккетти и многие другие, ставшие преподавателями или профессорами в консерватории. Из частных учеников Р.-Корсакова особенно выделился А. К. Глазунов.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич (дополнение к статье)

— Новые его произведения: оперы — «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» по Пушкину (1900); «Сервилия» по Мею (1902); «Кощей бессмертный» (1902) — осенняя сказочка; «Пан воевода» в 4 действиях; «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Римский-Корсаков, Николай Андреевич

Сочинения Р.-К.: А. Оперы: «Псковитянка», 3 действ., 6 карт.; по драме Мея (1870—72; 1-ое предст. СПб. Мариинский театр, 1 января 1873; передел. 1894); «Майская ночь», 3 д., по Гоголю 1878—79, 1-е предст. СПб. Мариинский театр, 1880); «Снегурочка» весенняя сказка в 4 д. с прологом, по Островскому (1880—81; 1-ое предст. СПб. Мариинский театр. 1882); «Млада» волшебная опера-балет; 4 д., текст по Гедеонову (директор Имп. театров А. М. Гедеонов заказал 1872 написать 4 акта «Млады» Бородину, Мусоргскому, Кюи и Р.-К., каждому по акту; Млада» была тогда же написана, но не поставлена; музыка ее отчасти вышла в фантастические сцены «Майской ночи»; в 1889—90 Р.-К. написал «Младу» почти заново; 1-ое предст. СПб. Мариинский театр, 1893); «Ночь перед Рождеством» быль-колядка в 4 д. и 9 карт., по Гоголю (1894; 1-ое предст. СПб. Мариинский театр, 1895; Москва, Большой театр, 1898); «Садко» опера-былина в 7 карт. (1895—96; Моск. Частная опера, 1897; СПб., 1901; музык. материал оперы отчасти заимствован из оркестровой фантазии «Садко», 1867); «Моцарт и Сальери», драматич. сцены Пушкина, музыка Р.-К., в 2 картинах (op. 48, 1898; Моск. Частная опера 1898); «Боярыня Вера-Шелога» музыкально-драматический пролог к «Псковитянке», в 1 д., по Мею (op. 54, 1877—98; 1898 Моск. Частная опера; исполняется с «Псковитянкой»); «Царская невеста», 3 д. и 4 карт., по Мею (1898; 1-ое предст. Моск. Частная опера, 1899; СПб. Мариинский театр, 1902); «Сказка о Царе Салтане, о сыне его Славном и Могучем Богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о Прекрасной Царевне Лебеди», в 4 д. с прологом и 7 карт., по Пушкину (1899—900; Моск. Частная опера 1900); «Сервилия», 5 д. по Мею, СПб. Мариинский театр, 1902); «Кощей бессмертный», осенняя сказочка в 1 д. и 3 карт. (1902, Моск. Частная опера); последние оперы Р.-К., еще не поставленные: «Пан воевода», в 4 д., либретто Тюменева, и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», в 4 д. (на сюжет раскольничьей легенды, либретто Бельского). — В. Для оркестра: 3 симфонии (1-я Es-moll op. 1, 1865, позднее переделана и переложена в E-moll; 2-я «Антар» op. 9, 1868 [на сюжет арабской сказки Сенковского — иначе названа «восточною сюитой», 1897 переделана]; 3-я C-dur op. 32, 1873, переделана 1884); симфониетта на русские темы а-moll op. 31; 2 увертюры (op. 28 «Ha русские темы»; op. 36 «Светлый праздник», воскресная увертюра на темы из Обихода, 1888); «Садко» музык. картина op. 5 (1867, передел. 1891); «Сербская фантазия» op. 6 (на сербские темы); «Сказка» (op. 29, на сюжет пушкинского пролога к «Русл. и Людмиле»); «Каприччио на испанские темы» op. 34, 1887; «Шехеразада» симфоническая сюита по 1001 ночи op. 35, 1888; сюиты: из «Снегурочки», из оперы-балета «Млада»; из «Царя Салтана» (op. 57). — С. Для камерных ансамблей: струнный квартет F-dur op. 12; струн. секстет А-dur (рукопись); 1-я часть струн. квартета на тему В-la-f (Беляев); 3-я часть («Хоровод») квартета «Именины»; «Allegro» для струнного квартета (в сборнике «Пятницы»); «Серенада» для виолончели с фп. op. 37. D. Для инструментов с оркестром: Фортепианный концерт Cis-moll op. 30; скрипичная «Фантазия на русские темы» op. 33. — E. Для фп.: op. 10 (6 вариаций на тему В-а-c-h); op. 11 (4 №№); op. 15 (3); op. 17 (6 фуг); 8 вариаций на народную тему «Идет коза рогатая» (без op.); 5 вариаций из «Парафраз». — F. Для пения с оркестром: «Стих об Алексее, Божием человеке» для хора (слова и напев народной песни) op. 20; «Слава» подблюдная песня для хора op. 21; «Свитезянка» кантата для сопрано, тенора и хора, на слова Мицкевича-Мея op. 44, 1897; «Ель и пальма» для баритона (из op. 3); 2 ариозо для баса «Анчар» и «Пророк» op. 49; «Стрекоза» для 3 женских голосов op. 53; «Песнь о вещем Олеге» кантата для голосов-соло и хора на слова Пушкина op. 58, 1899; «Из Гомера», прелюдия-кантата для 3 женских голосов, хора и оркестра. — G. Хоры: op. 13 (2 3-голосных женских хора); op. 14 (4 вариации и фугетта на тему «Надоели ночи» для 4-глсн. женского хора); op. 16 (6 а capella, для однород. и разнородн. голосов); op. 18 (2 смешан. хора, премированы 1867 на конкурсе И. Р. М. О.); op. 19 (15 русских народных песен, переложенных а capella на народный лад, для однородн. и разнородн. голосов); op. 23 (4 3-голосных мужск. хора). — Н. Романсы (около 80): op. 2 (4), op. 3 (4), op. 4 (4), op. 7 (4), op. 8 (6), op. 25 (2), op. 26 (4), op. 27 (4), op. 39 (4), op. 40 (4), op. 41 (4), op. 42 (4), op. 43 (4 под общим заглавием «Весной»), op. 45 (4 под общ. заглавием «Поэту»), op. 46 (5 под общ. заглавием «У моря»), op. 47 (2 дуэта), op. 50 (4), op. 51 (5), op. 52 (2 дуэта), op. 55 (4 для тенора), op. 56 (2), «Пока не требует поэта» (без op.). — I. Духовные песнопения: op. 22 (8 №№ из литургии Иоанна Златоуста; 1884); op. 22-bis (6 переложений, м. пр. псалом «На реках Вавилонских», 1886); «Тебе Бога хвалим» двойной хор (рукопись, 1883). Р.-К. изданы также: «Сборник 100 русских народных песен» op. 24 (1877) и «40 народных русских песен», собранных Т. Филипповым (1882); «Практический учебник гармонии», отличающийся своей систематичностью (СПб. 1886 и позже; немецк. издание — 1893; см. Лядов А.); «Подробная программа регентского класса придворной капеллы (СПб. 1884). В литературной борьбе за Новую русскую школу Р.-К. принял участие только одною статьей «Вильям Ратклиф» Кюи (СПб. Ведомости, 1869, № 52). Кроме того, Р.-К. выказал еще особого рода самоотверженную и энергичную деятельность: он оркестровал «Каменного гостя» (1870), оставшегося неоконченным после смерти Даргомыжского (см.), значительную часть «Князя Игоря» (1887) Бородина (см.), два антракта «Вильяма Ратклифа» (Кюи), а также закончил, сгладил и инструментовал обе оперы Мусоргского «Хованщину» (1882) и «Бориса Годунова» (1892—86) и привел в их теперешний вид чуть ли не все оркестровые и хоровые сочинения этого композитора (см. Мусоргский). См. В. Стасов, «Р.-К.» (Северный Вестник», 1890, № 12); Трифонов, «Р.-К. («Вестник Европы», 1891, № 5—6), «Рус. Муз. Газ.», 1900, № 51 (по поводу 35-летнего юбилея Р.-К.).

Жена Р.-К. — Надежда Николаевна (урожденная Пургольд), род. в СПб. 19 октября 1848, вышла замуж 1873. Талантливая пианистка, вместе со своей сестрой А. Н. Молас (см.) принимала деятельное и близкое участие в музыкальных вечерах композиторов Новой русской школы. Ею удачно сделаны фортепианные переложения (в 2 и 4 руки) многих крупных сочинений Р.-К., Даргомыжского и др. Собственные композиции ее (оркестровые и фортепианные пьесы) находятся в рукописи.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич

(род. 18.III.1844 в Тихвине Новгородской губ., ум. 21.VI.1908 в усадьбе Любенск, близ Луги) — рус. композитор, педагог, дирижер, муз. деятель. Окончил Петербургский морской кадетский корпус (1856—62). Музыкой начал заниматься в детстве (с 6 лет уроки фп., с 9 — первые попытки сочинять). В период пребывания в корпусе продолжал обучаться музыке, найдя способного руководителя пианиста-педагога Ф. Канилле (с 1859); последний поощрял его творческие опыты, познакомил с М. Балакиревым (1861). В 1861—62 занимался под рук. Балакирева и примкнул к Могучей кучке. С 1862 по 1865 находился в кругосветном плавании, из которого вернулся автором Первой симфонии. В 1871 был приглашен в Петербургскую консерваторию, проф. которой состоял до конца жизни. В 1873 вышел в отставку и был назначен инспектором военных орк. флота (до 1884). В 1874—81 директор и гл. дирижер Бесплатной музыкальной школы, 1883—94 пом. управляющего придворной Певческой капеллой, где организовал регентский и оркестровый классы. В 80-е гг. возглавил Беляевский кружок, с 1886 по 1900 руководил организованными меценатом М. Беляевым Русскими симфоническими концертами (в 1899 выступил с исполнением рус. музыки в Париже) и принимал участие в делах основанного Беляевым муз. издательства. В 1905 за выступление в защиту прав учащихся был уволен из консерватории, что повлекло за собой выход в отставку в знак протеста значит. части профессорско-преподавательского состава во главе с А. Глазуновым и А. Лядовым. В дек. 1905, после предоставления консерватории автономии, вернулся туда по приглашению художественного совета. В 1907 дирижировал концертами рус. музыки в Париже. Р.-К. — один из классиков рус. музыки и выдающихся мастеров мирового муз. искусства. Основные черты его творческого облика — прогрессивность мировоззрения, патриотизм, неразрывная связь с рус. национальной культурой и искусством, реализм, глубокая этическая содержательность творчества, оптимизм, высокая поэтичность, первоклассное мастерство в области инструментовки. В основе творчества Р.-К. — синтез народно-сказочной фантастики, образов реальной народной жизни, образов природы. Он завершил развитие рус. классической оперы, умножив ее жанровое разнообразие, обогатил отечественную и мировую музыку ярчайшими симфоническими произведениями, создал классические муз.-научные труды. Историческое значение имела многолетняя педагогическая деятельность Р.-К., воспитавшего св. 200 композиторов и муз. деятелей, в числе которых А. Аренский, М. Баланчивадзе, Я. Витол, А. Глазунов, М. Гнесин, А. Гречанинов, М. Ипполитов-Иванов, А. Лядов, Н. Лысенко, Н. Мясковский, С. Прокофьев, О. Респиги, А. Спендиаров, И. Стравинский, М. Штейнберг и др. Творчество Р.-К. оказало большое влияние на развитие рус. классической, зарубежной (в частности, франц., итал.) и сов. музыки.

Соч.: оперы «Псковитянка» (1873, оконч. ред. 1894), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882), опера-балет «Млада» (1892), «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1897), «Моцарт и Сальери» (1898), пролог к «Псковитянке» — «Боярыня Вера Шелога» (1898), «Царская невеста» (1899), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Сервилия» (1902), «Кащей Бессмертный» (1902), «Пан воевода» (1904), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907), «Золотой петушок» (1909); кантата «Свитезянка» (1897), прелюдия-кантата «Из Гомера» (1901) для сол., жен. хора, «Песнь о вещем Олеге» (1899), «Дубинушка» (1905) и др.; 3 симфонии (1865, 1869, 1873), Увертюра на рус. темы (1866), Фантазия на серб. темы (1867), муз. карт. «Садко» (1867), «Сказка» (1880), Испанское каприччо (1887), «Светлый праздник» (Воскресная увертюра, 1888), сюита «Шехеразада» (1888), 7 сюит из опер и др. произв. для орк.; Концерт для фп. с орк. (1883), Концертная фантазия на рус. темы для скр. с орк. (1886); соч. для камер.-инструм. анс., в т. ч. Секстет, Квинтет для дух. инструм. и фп., 2 квартета, Фп. трио; пьесы для фп.; хоры без сопр., 79 романсов, в числе которых «Пленившись розой, соловей», «Звонче жаворонка пенье», «На холмах Грузии», «То было раннею весной», «Дробится и плещет», «Не ветер, вея с высоты», «О чем в тиши ночей», «Октава», «Анчар», «Пророк», «Редеет облаков летучая гряда»; 2 сб. обр. нар. песен; ред., дописыв. и оркестр. соч. Даргомыжского, Мусоргского, Бородина; книги «Практический учебник гармонии» (1886), «Основы оркестровки» (посмертн. изд. заверш. его ученик М. Штейнберг, 1913), «Летопись моей музыкальной жизни» (изд. 1909), статьи.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется римский корсаков, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется римский корсаков", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишется римский корсаков:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн словарь однокоренных слов русского языка.
Николай Андреевич
Римский-Корсаков
Основная информация
Дата рождения