«Ботинков» или «ботинок», как правильно?
Слово «ботинок» правильно пишется без окончания -ов в форме родительного падежа множественного числа согласно морфологической норме современного русского языка.
В современном русском языке неодушевленные существительные мужского рода, принадлежащие ко второму склонению, образуют форму родительного падежа множественного числа как с окончанием -ов, так и с нулевым окончанием.
Понаблюдаем:
По этой причине возникает сомнение в написании слова «ботинков» или «ботинок». Чтобы выбрать правильный вариант написания исследуемой словоформы, перечислим смысловые группы существительных, которые в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
Слово «ботинок» восходит к французскому слову bottines и обозначает невысокую закрытую обувь на шнурках (пуговицах, молнии). В форме множественного числа слово «ботинки» является названием парного предмета обуви.
Понаблюдаем, как в современном русском языке это существительное мужского рода изменяется по падежам и числам:
Слово «ботинок» в форме родительного падежа множественного числа имеет нулевое окончание как название парного предмета.
Аналогично с нулевым окончанием образуется анализируемая падежная форма имен существительных, обозначающих парные предметы:
Для запоминания правильного написания слова обратим внимание, что формы именительного падежа единственного числа и родительного падежа множественного числа существительного совпадают в произношении и написании:
Чтобы усвоить правильное написание исследуемого слова, прочтем примеры предложений.
Примеры
К осени купим Андрюше новую пару ботинок.
Сергею понравилась эта модель ботинок.
К лыжному креплению подойдет вот эта пара ботинок.
Какой размер ботинок вы хотите примерить?
У этих ботинок крепкая подошва из натуральной кожи.
Кожа лакированных ботинок требует специального ухода.
Правописание «ботинок» и «ботинков»: как пишется правильно, образование, история, употребление
Слово «ботинки» во множественном числе родительного падежа правильно пишется так же, как и в единственном именительного: «ботинок» («у этих ботинок слишком тонкая подошва»; «детям нужно купить ботинок на осень», и т.п.). Писать его же в формах единственного числа нужно, если имеется в виду только один ботинок: «ботинок прохудился»; «у ботинка каблук стёрся»; «напоролся ботинком на гвоздь»; «перетерся шнурок на ботинке», и т.д.
Примечание: касательно предметов обуви множественное число родительного падежа на «-ов» ныне остаётся фактически только у слова «башмак» («башмаки», «башмаков»). Вероятная причина – данное слово является также и техническим термином, аналогично «носок» – «носки» – «носков».
Пояснение
Формы «ботинков», «сапогов», «туфлей» и «чулков» в нормативной письменной речи регулярно встречаются примерно до начала 90-х годов XIX в. К примеру: «За три года странствий мои сотоварищи сносили по 4-5 пар сапогов». Но тогда же писали и «яблоков», а ещё раньше – «кораблёв», «рублёв», «ружьёв», и т.п. («А с остатних трёх рублёв не построить кораблёв» – из подражаний И. С. Баркову). Но подобное произношение и правописание в правильной русской речи не прижилось, и впоследствии встречается изредка у писателей, известных своим неприятием устоявшихся норм (М. А. Булгакова, А. И. Солженицына и др.). Причём в данном случае у последнего в «Одном дне Ивана Денисовича» передаются размышления и переживания заключённого сталинских лагерей – деревенского и полуграмотного.
Грамматика
Слово «ботинок» в русском языке – неодушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения. Состоит из корня «бот-», суффиксов «-ин-» и «-ок» («-к-» в падежных формах). Постановка ударения и варианты разделения переносами бо-ти́-нок, бот-и́н-ок. Падежные формы:
Примечание: изучая Викисловарь, порой создаётся впечатление, что наполняющие его «содержанием» млеют от наслаждения, игнорируя русские суффиксы. Чего, между прочим, обожаемый данным источником (но и очень серьёзно оспариваемый прочими) известный реформатор русской орфографии А. А. Зализняк не делал – язык-то он всё-таки знал. Слово «ботинок» – хороший пример значимости суффиксов. «Бот» как предмет облачения это в общем смысле глухая обувь, без пройм и разрезов. Сочетание уменьшительно-ласкательных суффиксов «-ин-» и «-ок-» уточняет, что такая обувь невысокая, не как сапоги, но также уличная – по сезону тёплая и влагостойкая.
Значение
Существительное «ботинок» имеет одно прямое и одно опосредованное значение (см. также рис.):
О значении слов и смысле фраз
«Сапогов», «туфлей», «чулков», «яблоков» и т.п. не вошли в норму русского языка, потому что в процессе употребления таких словоформ выяснилось: подобное написание рассогласовано с его строем. Строй языка не отвлечённое понятие, но способ его построения для наилучшей выразительности предложений (фраз, высказываний).
Каждому языку присущ его собственный, особый строй. Попробуйте при случае поговорить, ну, скажем, с англичанином или американцем, пользуясь старым карманным электронным переводчиком, просто заменяющим слова одного языка равнозначными из другого. Вас элементарно не поймут: из слов, значение каждого из которых по отдельности ясно, в другом уме не сложится общий смысл, контекст фразы, отчего подобные устройства исчезли из продажи вскоре после того, как там появились. А чтобы собеседнику-иностранцу понятно стало, что вы хотите сказать, всё исходное предложение нужно перестроить согласно строю его языка.
Язык как средство общения не мёртвое тело, он развивается, эволюционирует. Творчески одарённые личности вправе производить опыты над языком; в частности, с правописанием (орфографией) но никакой гарантии удачи эксперимента тут нет и быть не может. Булгаковское «сосисек» осталось только в начале «Мастера и Маргариты».
Здесь вполне уместна аналогия с техническим конструированием. К примеру, в 50-х годах позапрошлого века в Англии построили паровоз с 17-угольными колёсами – мол, надёжнее тянуть будет. В 30-х – 50-х годах прошлого века строились, и даже производились серийно, самолёты с фюзеляжем, в поперечном разрезе похожим на цифру 8, что сулило некоторый выигрыш в его весе. Та и другая попытки оказались неудачны: средства наземного транспорта ставят всё-таки на круглые колёса, а самолёты строят с фюзеляжами округлого сечения. Потому как в процессе использования неудачных образцов выяснилось: если так делать и дальше, то вся транспортная система развалится.
То же самое и с языком: пробы авторов, наделённых чувством его строя, допустимы и нужны. Но орфография это уже свод правил и норм для массового общения. Которое должно быть понятно рядовому человеческому уму и безопасно для массового сознания, что невозможно без сохранения и совершенствования выразительности языка. Вы поедете в отпуск, допустим, в поезде, который ходит ходуном, невыносимо грохочет и то и дело слетает с рельсов? Пишите правильно.
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Склонение по падежам слова Ботинок в единственном и множественном числе
На этой странице можно просмотреть склонение слова «ботинок» по падежам как в единственном, так и во множественном числе. Ботинок слово, состоящее из 7 букв. Таблица склонения слова «ботинок» по падежам приведена ниже. Через поиск вы можете найти другие нужные вам слова.
Множественное число
Вопрос | Падеж | Склонение |
---|---|---|
Кто, что? | именительный | ботинки |
Кого, чего? | родительный | ботинок |
Кому, чему? | дательный | ботинкам |
Кого, что? | винительный | ботинки |
Кем, чем? | творительный | ботинками |
О ком, о чём? | предложный | ботинках |
Единственное число
Вопрос | Падеж | Склонение |
---|---|---|
Кто, что? | именительный | ботинок |
Кого, чего? | родительный | ботинка |
Кому, чему? | дательный | ботинку |
Кого, что? | винительный | ботинок |
Кем, чем? | творительный | ботинком |
О ком, о чём? | предложный | ботинке |
Важно знать о склонении слов
Склонение имен числительных
Сложности в образовании форм числительных и их употреблении в речи связаны в основном с их изменением по падежам и сочетанием с существительными.
Основная часть числительных склоняется по третьему склонению.
Числительное тысяча изменяется, как существительное первого склонения.
Числительные сорок и сто имеют в косвенных падежах только одну форму – сорока, ста..
При склонении составных порядковых числительных изменяется только их последняя часть Собирательные числительные (двое, трое и т. д.) могут использоваться только с существительными мужского рода, существительными, обозначающими детёнышей животных или имеющими только форму множественного числа.
Сочетания составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, с существительными, не имеющими формы единственного числа, недопустимы. Возможны только сочетания типа двадцать одни сутки, двадцать пять суток.
Местоимение-числительное оба имеет две родовые формы: оба – мужской и средний род, обе – женский род. То же самое относится к числительному полтора.
Склонение прилагательных
Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имя прилагательное стоит в той же падежной форме, числе и роде что и имя существительное, от которого оно зависит.
В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам. Род у прилагательных множественного числа не определяется.
У прилагательных множественного числа род определить нельзя.
Склонение существительных
Изменение имён существительных по падежам характеризуется изменением их окончаний, которые называются падежными формами. Всего в русском языке существует шесть падежей, каждый из которых имеет свой вспомогательный вопрос.
Падежами выражаются различные роли существительного в предложении. В русском языке выделяется шесть падежей. Определить падеж существительного в предложении можно по вопросу.
Помимо основных вопросов, падеж существительного можно также узнать по вспомогательным вопросам, на которые отвечают обстоятельства.
Видеоурок по русскому языку «Изменение существительных по падежам»
Как просклонять слово «ботинки»?
В изменении по падежам у слова ботинки, обозначающего парный предмет, интерес представляет форма родительного падежа множественного числа. Многие задумываются, как правильно сказать:
пара ботинок_ или ботинков?
Чтобы выбрать правильный вариант формы существительного, просклоняем его по падежам:
р.п. пара чего? ботинок_
д.п. напрвляюсь к чему? к ботинк-ам
в.п. вижу что? ботинк-и
т.п. восхищен чем? ботинк-ами
п.п. задумаюсь о чем? о ботинк-ах.
Так что правильно скажем нет ботинок_, а также пара босоножек_, сандалий_, туфель_, сапог_ и валенок_.
Слово ботинки является множественным числом от слова ботинок.
В данном вопросе нам нужно просклонять слово ботинки.
Просклоняем в единственном и множественном числе слово ботинок.
Единственное число.
Множественное число.
Перед тем, как перейти к тому, чтобы просклонять слово ботинки, мы вспомним общее о самих падежах.
Теперь нам будет гораздо легче. В отношении плова «ботинки» у нас при склонении получится следующее:
Вот так будет выглядеть склонение слова «ботинки» в разных падежах.
Поскольку в вопросе речь идет о склонение слова во множеств-ом числе, то склонять будем только в данном числе:
Тв-ый п. чем? ботинками
в именительном падеже будет «ботинки»,
в родительном падеже будет «ботинок»,
в дательном падеже будет «ботинкам»,
в винительном падеже будет «ботинки»,
в творительном падеже будет «ботинками»,
в предложном падеже будет «ботинках».
в именительном падеже будет «ботинок»,
в родительном падеже будет «ботинка»,
в дательном падеже будет «ботинку»,
в винительном падеже будет «ботинок»,
в творительном падеже будет «ботинком»,
в предложном падеже будет «ботинке».
Перед нами существительное во множественном числе. В единственном числе будет «ботинок» (существительное мужского рода, второго склонения).
Теперь смело можем выполнить склонение этого слова, не боясь допустить ошибку.
Склонение слова «ботинки»:
Табличка со вспомогательными вопросами для склонения по падежам имён существительных.
Слово «ботинки» множественное число.
Слово «ботинок» единственное число.
Самая сложность в склонении множественного числа, поэтому просклоняла сначала множественное число. На самом деле особой сложности нет, как например, в словах чулок или носок, но все-таки сомнения возникают. Иногда думаю, как хорошо, что ботинки практически исчезли из нашей жизни. Но знать русский язык необходимо. Часто делают ошибку в Родительном падеже, но если читаете книги, то нигде не встречалось слово ботинков, оно даже произносится как-то неудобно. Поэтому делаем упражнение и пишем правильно. Не забывайте о вспомогательных падежных вопросах.
Слово «ботинки» склоняется следующим образом:
Правильное употребление слов и грамотное их склонение при построении фраз и написании текстов очень важно в современном мире, когда из-за вольного употребления русских слов и выражений, особенно в интернет-среде русский язык оказывается засоренным до предела.
А вот и склонение единственного и множественного числа для данного слова:
Существительное «нация». Данное существительное женского рода. «Нация» неодушевленное существительное, единственное число. Во множественном числе будет «нации». Просклоняем и «нация», и «нации».
Слово «нация» склонение множественное число.
Существительное неодушевленное (женского рода, род в этом слове определяется по главному слову «сумка») слово Сумка-холодильник давайте просклоняем в форме единственного числа таким образом:
Именительный падеж /Что?/: небольшая сумка-холодильник;
Родительный падеж /Чего?/: небольшой сумки-холодильника;
Дательный падеж /Чему?/: небольшой сумке-холодильнику;
Винительный падеж /Что?/: небольшую сумку-холодильник;
Творительный падеж /Чем?/: небольшой сумкой-холодильником ;
Предложный падеж /О чем?/: о небольшой сумке-холодильнике.
Именительный падеж /Что?/: красивые сумки-холодильники;
Родительный падеж /Чего?/: красивых сумок-холодильников;
Дательный падеж /Чему?/: красивым сумкам-холодильникам ;
Винительный падеж /Что?/: красивые сумки-холодильники;
Творительный падеж /Чем?/: красивыми сумками-холодильника ми;
«Мы катались на льду»- это сказано русским человеком, а «на лёде» говорят белорусы, я это точно знаю, потому что в детстве «хадзiла катаца на лёдзе на каньках» в Минске, в начальной школе у нас были уроки белорусского языка. По-белорусски писать легко, ведь белорусы пишут как «слышится», не «гора», а «гара», и не «солнце», а «сонца».
Склонение слова «рубашка» по падежам.
Слово «рубашка» склоняется по падежам следующим образом:
Если слово в единственном числе:
В именительном падеже будет (Что?): рубашка.
В родительном падеже будет (Чего?): рубашки.
В дательном падеже будет (Чему?): рубашке.
В винительном падеже будет (Что?): рубашку.
В творительном падеже будет (Чем?): рубашкой.
В предложном падеже будет (О чем?): рубашке.
Если слово во множественном числе:
Давайте сначала изменим по всем падежам в форме единственного числа:
Теперь просклоняем в форме множественного числа:
Ударение неизменно ставим на гласную «а» в третьем слоге.
«Ботинок» Или «Ботинков»: Как Пишется Слово?
«Ботинок» или «ботинков»: как пишется слово?
Узнаем, с каким окончанием пишется слово «ботинок» или «ботинков» в форме родительного падежа множественного числа, если вспомним закономерности образования этой грамматической формы у неодушевленных существительных мужского рода.
Понаблюдаем:
По этой причине возникает сомнение в написании слова «ботинков» или «ботинок». Чтобы выбрать правильный вариант написания исследуемой словоформы, перечислим смысловые группы существительных, которые в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
Слово «ботинок» восходит к французскому слову bottines и обозначает невысокую закрытую обувь на шнурках (пуговицах, молнии). В форме множественного числа слово «ботинки» является названием парного предмета обуви.
Понаблюдаем, как в современном русском языке это существительное мужского рода изменяется по падежам и числам:
Слово «ботинок» в форме родительного падежа множественного числа имеет нулевое окончание как название парного предмета.
Аналогично с нулевым окончанием образуется анализируемая падежная форма имен существительных, обозначающих парные предметы:
Для запоминания правильного написания слова обратим внимание, что формы именительного падежа единственного числа и родительного падежа множественного числа существительного совпадают в произношении и написании:
один ботинок — много ботинок
Чтобы усвоить правильное написание исследуемого слова, прочтем примеры предложений.
Примеры
К осени купим Андрюше новую пару ботинок.
Сергею понравилась эта модель ботинок.
К лыжному креплению подойдет вот эта пара ботинок.
Какой размер ботинок вы хотите примерить?
У этих ботинок крепкая подошва из натуральной кожи.
Кожа лакированных ботинок требует специального ухода.
«Ботинок» или «ботинков»: как пишется слово?
Несложно запомнить как правильно писать ботинок или ботинков, стоит лишь вспомнить несложное правило, давайте разберемся вместе.
Правильно пишется
Какое правило?
По нормам грамматики русского языка «ботинки» (существительное во множественном числе) будет иметь окончание «-ок» в родительном падеже (слово отвечает на вопрос «чего?»).
Примеры предложения:
Неправильно пишется
«Ботинок» или «ботинков»: как пишется слово?
Правописание “ботинок” и “ботинков”: как пишется правильно, образование, история, употребление
Слово «ботинки» во множественном числе родительного падежа правильно пишется так же, как и в единственном имени «ботинок» («у этих ботинок слишком тонкая подошва»; «детям нужно купить ботинок на осень», и т.п.). Писать его же в формах единственного числа нужно, если имеется в виду только один ботинок: «ботинок прохудился»; «у ботинка каблук стёрся»; «напоролся ботинком на гвоздь»; «перетерся шнурок на ботинке», и т.д.
Примечание: касательно предметов обуви множественное число родительного падежа на «-ов» ныне остаётся фактически только у слова «башмак» («башмаки», «башмаков»). Вероятная причина – данное слово является также и техническим термином, аналогично «носок» – «носки» – «носков».
Пояснение
Формы «ботинков», «сапогов», «туфлей» и «чулков» в нормативной письменной речи регулярно встречаются примерно до начала 90-х годов XIX в. К примеру: «За три года странствий мои сотоварищи сносили по 4-5 пар сапогов». Но тогда же писали и «яблоков», а ещё раньше – «кораблёв», «рублёв», «ружьёв», и т.п. («А с остатних трёх рублёв не построить кораблёв» – из подражаний И. С. Баркову). Но подобное произношение и правописание в правильной русской речи не прижилось, и впоследствии встречается изредка у писателей, известных своим неприятием устоявшихся норм (М. А. Булгакова, А. И. Солженицына и др.). Причём в данном случае у последнего в «Одном дне Ивана Денисовича» передаются размышления и переживания заключённого сталинских лагерей – деревенского и полуграмотного.
Грамматика
Слово «ботинок» в русском языке – неодушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения. Состоит из корня «бот-», суффиксов «-ин-» и «-ок» («-к-» в падежных формах). Постановка ударения и варианты разделения переносами бо-ти́-нокбот-и́н-ок. Падежные формы:
Примечание: изучая Викисловарь, порой создаётся впечатление, что наполняющие его «содержанием» млеют от наслаждения, игнорируя русские суффиксы. Чего, между прочим, обожаемый данным источником (но и очень серьёзно оспариваемый прочими) известный реформатор русской орфографии А. А. Зализняк не делал – язык-то он всё-таки знал. Слово «ботинок» – хороший пример значимости суффиксов. «Бот» как предмет облачения это в общем смысле глухая обувь, без пройм и разрезов. Сочетание уменьшительно-ласкательных суффиксов «-ин-» и «-ок-» уточняет, что такая обувь невысокая, не как сапоги, но также уличная – по сезону тёплая и влагостойкая.
Значение
Существительное «ботинок» имеет одно прямое и одно опосредованное значение (см. также рис.):
О значении слов и смысле фраз
«Сапогов», «туфлей», «чулков», «яблоков» и т.п. не вошли в норму русского языка, потому что в процессе употребления таких словоформ выяснилось: подобное написание рассогласовано с его строем. Строй языка не отвлечённое понятие, но способ его построения для наилучшей выразительности предложений (фраз, высказываний).
Каждому языку присущ его собственный, особый строй. Попробуйте при случае поговорить, ну, скажем, с англичанином или американцем, пользуясь старым карманным электронным переводчиком, просто заменяющим слова одного языка равнозначными из другого. Вас элементарно не поймут: из слов, значение каждого из которых по отдельности ясно, в другом уме не сложится общий смысл, контекст фразы, отчего подобные устройства исчезли из продажи вскоре после того, как там появились. А чтобы собеседнику-иностранцу понятно стало, что вы хотите сказать, всё исходное предложение нужно перестроить согласно строю его языка.
Язык, строй которого рассыпается вследствие наплыва неподходящих словоформ, или по иной причине, теряет выразительность и пригодность как средства общения. Люди, говорящие на таком, не могут делиться мыслями, перестают понимать друг друга и становятся хуже диких зверей – у тех-то всё же имеются средства взаимопонимания.
Язык как средство общения не мёртвое тело, он развивается, эволюционирует. Творчески одарённые личности вправе производить опыты над языком; в частности, с правописанием (орфографией) но никакой гарантии удачи эксперимента тут нет и быть не может. Булгаковское «сосисек» осталось только в начале «Мастера и Маргариты».
Здесь вполне уместна аналогия с техническим конструированием. К примеру, в 50-х годах позапрошлого века в Англии построили паровоз с 17-угольными колёсами – мол, надёжнее тянуть будет. В 30-х – 50-х годах прошлого века строились, и даже производились серийно, самолёты с фюзеляжем, в поперечном разрезе похожим на цифру 8, что сулило некоторый выигрыш в его весе. Та и другая попытки оказались неудачны: средства наземного транспорта ставят всё-таки на круглые колёса, а самолёты строят с фюзеляжами округлого сечения. Потому как в процессе использования неудачных образцов выяснилось: если так делать и дальше, то вся транспортная система развалится.
То же самое и с языком: пробы авторов, наделённых чувством его строя, допустимы и нужны. Но орфография это уже свод правил и норм для массового общения. Которое должно быть понятно рядовому человеческому уму и безопасно для массового сознания, что невозможно без сохранения и совершенствования выразительности языка. Вы поедете в отпуск, допустим, в поезде, который ходит ходуном, невыносимо грохочет и то и дело слетает с рельсов? Пишите правильно.
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.