Значение слова «колядка»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
КОЛЯ’ДКА, и, ж. (этногр., обл.). Обрядовая рождественская песня (ср. коляда).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
коля́дка
1. обрядовая рождественская и святочная песня у народов индоевропейской языковой семьи, в том числе у славян, с пожеланиями богатства, здоровья и т. п. ◆ По народной традиции, хождение по домам с колядками приносило в каждый посещённый дом счастье и благосостояние.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова смертушка (существительное):
Синонимы к слову «колядка»
Предложения со словом «колядка»
Цитаты из русской классики со словом «колядка»
Сочетаемость слова «колядка»
Понятия со словом «колядка»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «колядка»
Где сохранялись, например, следы древнего язычества – в виде всевозможных колядок, святочных гаданий, маслениц, купальских игрищ, хороводов.
Тут всё просто и привычно: переодеваемся и поём колядки!
Помните уже близкие нам по времени колядки?
Синонимы к слову «колядка»
Сочетаемость слова «колядка»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Как правильно пишется слово: кАлядки или кОлядки?
Есть ли какое-нибудь проверочное слово к этому слову?
Слово КОлядки очень сложное, оно конечно же имеет однокоренные слова:
Но, среди однокоренных слов, оказывается не всегда можно найти проверочное слово, и такое к сожалению бывает.
Проверяется написание этой гласной буквы простым подбором однокоренного родственного слова, в котором гласный корня находится под ударением, напр., словоформа «мАльч/ик»/»мАльч/ ики».
Правописание имени существительного адв*кат связано с его происхождением. В русский язык это существительное было заимствовано из языка науки латыни ( латинское advocātus означает помогать, призывать, приглашать ) через немецкое слово Advokat примерно во времена Петра I.
Как можно заметить латинское advocātus и немецкое Advokat пишутся через o. Эта особенность орфографии слова в русском языке выразилась через русскую гласную о.
Имя существительное адв*кат является словарным словом, безударную гласную в корне проверить нельзя. Нормы правописания данного существительного закреплены в орфографических словарях русского языка. Орфографию слова нужно просто запомнить.
Правильно пишется адвокат.
Как правильно пишется слово «колядка»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова уполномочие (существительное):
Синонимы к слову «колядка»
Предложения со словом «колядка»
Цитаты из русской классики со словом «колядка»
Сочетаемость слова «колядка»
Значение слова «колядка»
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «колядка»
Предложения со словом «колядка»
Где сохранялись, например, следы древнего язычества – в виде всевозможных колядок, святочных гаданий, маслениц, купальских игрищ, хороводов.
Тут всё просто и привычно: переодеваемся и поём колядки!
Помните уже близкие нам по времени колядки?
Синонимы к слову «колядка»
Сочетаемость слова «колядка»
Морфология
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Колядка
Содержание
Этимология
Истоки слова Коляда уходят в праиндоевропейский язык и родственны греческому καλάνδαι и древнеримским календам (лат. calendae ). Попытки объяснить слово коляда заимствованием из латыни не выдерживает никакой критики, поскольку слово коляда встречается в балтийских языках и восходит к временам балто-славянского единства.
Коляда на Украине
В украинских колядках языческий элемент проявляется в обрядах, в запевах с Авсеня, с восхода солнца, и, быть может, всего сильнее в колядовании с козой. Под козой здесь несомненно разумеется какое-то мифическое существо. Обход с козой представляет остаток верования, оставившего многочисленные следы и в западной Европе и состоявшего, по толкованию Маннгардта, в том, что душа нивы (сеножати и растения вообще) есть козло или козообразное существо (как и Фавн, Сильван), преследуемое жнецами и скрывающееся в последний не сжатый сноп. С течением времени в обряд с козой могли проникнуть и др. элементы, не имеющие отношения к древнему язычеству. В самых песнях отчасти проявляется разграничение элементов христианского и языческого. Рождественские песни в узком смысле называются колядками, они приютились под сень церкви, поются в Румынии на лад священных песен, на Украине членами церковных братств — черта, напоминающая колядные общества средневековой Европы (см. Каланды). К чествованию же языческого новолетия, прикрывшегося именами христианских святых — Василия (1 января) и Мелании (31 декабря), приурочены другие песни, которые называются щедро(и)вками [(щедрівками)] и представляют свой особый размер, стиль, определенный древней обрядностью, гаданиями о «щедром», богатом годе. Вне пределов Белоруссии и Украины нет и термина щедривка или ему соответствующего. Кое-где различаются и самые исполнители обряда, смотря по его языческому или христианскому источнику. Начинает Колядки Оусень(Овсень) то есть Осень(совр.) который уступает место Зиме. Кроме Оусеня, выступают ряженые-коза со свитой из зверей, кот. подпевают. Животные представляют собой родовых тотемных животных. Также в свиту могут входить духи. Ряженых всегда встречают приветливо, ибо в них являются Духи Предков, которые пришли пожелать добра.
Коляда — бог торжеств и мира, которого древние славяне чествовали в день зимнего солнцестояния (22 декабря). Накануне дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег, сладостей и т. д. Обряды проводились в виде гаданий, переодеваний в зверей, чертей и прочей нечистой, розыгрышей, сопровождались песнями и музыкой. Коляда — божество веселья, поэтому его зазывали, кликали в новогодние праздники толпы молодежи.
Неотъемлемым атрибутом празднования является звезда на шесте. Но эта звезда, возможно, появилась позже — после того как вместо чествования Коляды было введено празднование Рождества Христова как символ Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Иисуса Христа.
Коляда в других странах
Так, в Болгарии ходят под Рождество, славя Христа — кольедари, под Новый год — васильичари; на Украине колядуют члены церковных братств, иногда со старостой во главе, испросив благословение священника, захватив церковный колокольчик и имея в виду выколядованное обратить на какую-нибудь благочестивую цель, щедруют же преимущественно дети, редко молодые женщины и парни; в Румынии под Рождество один состав певцов (юноши и отцы семейств, люди от 18 до 45 лет), под Новый год — другой (дети и юноши от 7 до 8 лет).
Бытовые и языческие корни коляды
Наряду с языческими и христианскими мотивами видную роль играют в К. мотивы бытовые, находящиеся в неразрывной связи с основной целью колядок — «дим звеселити», — прямо выраженной в самых песнях, в послесловиях или поколядях. Русские колядки совершенно чужды любовного элемента, встречающегося в румынских рождественских песнях. Имея своей задачей славление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ, русские К. отличаются серьёзностью и задушевностью. Содержание этих пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и состоянию тех членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам — счастливый брак. Это желанное, колядка в эпической обработке представляет осуществившимся: хозяин живёт в довольстве и счастлив семьей, молодец — любовью и т. д. Колядки, воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских подвигов, должны быть отнесены к числу наиболее древних. Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века. П. В. Владимиров указывает многие черты, общие колядкам и былинам (например, запевы и заключения). Отразилась в колядках и позднейшая эпоха борьбы с поляками. Кое-что имеет и книжный источник (например «Ключ разумения», Иоанникия Голятовского). Ср. «Киевская Старина» 1889, № 1 и 1891, № 12.
Лучшие колядки сохранились в староруси, в Галиции у карпатских русинов. Большую стойкость обнаружили святочные обряды, во многом отмеченные чертами языческой древности, напоминающими как о чествовании новорождённого солнца, так и о культе предков. Как праздник в честь рождения солнца, К. сопровождается в некоторых местах России разведением костров (у сербов и хорватов сжигают бревно-бадняк; у скандинавов julblock; y французов caligneau, la souche de Noël; в Англии ylelog; осетины всю ночь под Новый год поддерживают огни), и к ней повсеместно приурочено много пожеланий урожая. Такое значение имеют переговоры за караваем хлеба (см. Корочун), обрядовое посыпание хлебного зерна, разнообразные гадания, мимическое подражание паханию, которое у галицких русинов развилось в целую игру, справляемую паробками в день св. Мелании. Благосклонное внимание богов, с языческой точки зрения, обуславливалось надлежащим их угощением, жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, но особенно свиньи. В новороссии печется ещё козулька, имеющая вид или козла на четырёх ножках (Владимирская губерния), или др. животных, или птицы (Олонецкая губерния); козюльку берегут из году в год, чтобы скотинка ходила летом домой и плодилась, а также, чтобы её любил дворовый хозяин (см. Домовой). Последнее поверье приводит нас к культу предков, который рельефно выступает в рождественской обрядности Украины и Белоруссии. В «свят вечир» (канун Рождества) вечерний ужин, состоящий в Лубенском уезде, главным образом, из кутьи (ячная, изредка пшеничная) и узвара (отвар сушеных плодов), имеет семейный и в частности поминальный характер: кутью оставляют на ночь для умерших родственников; по народному верованию, на стене бывают видны смутные отражения маленьких, как куклы, людей, спускающихся к столу. Наибольшей архаичностью отличается празднование святок у белоруссов, вообще не отличающееся от украинской обрядности. Любопытнейшую особенность белорусских святок составляют игрища, которые имеют отношение к гаданью о суженом, но отчасти напоминают и игрища «межю селы» летописца; наиболее замечательна женитьба цярэшки — игра с вакхическим характером, изображающая свадьбу нескольких пар.
История изучения коляды
Изучение К. начато было в 1830-х гг. Снегиревым с точки зрения мифологической, которая со всеми своими крайностями выразилась в трудах О. Ф. Миллера и Афанасьева. Применение светил небесных к домохозяину и его семье О. Ф. Миллер объяснял древним верованием славян в существование самостоятельной семьи небесной, златоверхие теремы — символизацией небесных пространств, освещенных солнцем, быстрое развитие младенца Христа — исполински развивающимися силами природы и т. д. В позднейшем и наиболее обширном труде А. А. Потебни («Объяснения малорусских и сродных песен», т. II, Варшава, 1887) мифологическая сторона колядок и щедровок сильно ограничена и многому дано объяснение с точки зрения бытового и литературного заимствования. В 1874 г появился 1-й том «Исторических песен малорусского народа с объяснениями», Вл. Б. Антоновича и М. Драгоманова (Киев), где многочисленные К. и щедривки внесены в отдел исторических песен века дружинного и княжеских; исходя из представления о колядках, как о древнейших славословиях героям и князьям, издатели пытались открыть в отдельных песнях воспоминания о том или другом лице летописи. Костомаров, в обширной рецензии на этот сборник («Вестник Европы» 1874 г, № 12), признал, что общие черты древнего дружинного и княжеского быта вошли в К. не по воспоминаниям об отдельных исторических лицах, а потому, что черты эти были вообще присущи нравам народа, складу его жизни, условиям его общественного строя, его нравственным воззрениям и поэтическому вкусу. Наконец, с точки зрения теории заимствования поверий, обрядов и песен взглянул на колядки А. Н. Веселовский («Разыскания в области русского духовного стиха», VII, 1883), который, отводя широкое место греко-римским влияниям, высказал предположение, что «вместе с проповедью христианства могли переселяться не только церковные, но и народные обряды, удержавшиеся случайно под сенью церкви и прикрытием христианского святого, а с обрядом переселялись и сопровождавшие его песни — оригиналы наших щедривок, как тем же путем могли заходить и оригиналы рождественских песен». Особенно много доказательств представил А. Н. Веселовский в подтверждение мысли, что внешняя обрядность, и прежде всего маски и ряженье, представляет наследие римского обихода, которое переносилось с места на место сначала греко-римскими мимами, а затем их последователями и подражателями, всякого рода шпильманами, глумцами и скоморохами.
Колядки
Святочные народные песни К. широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белоруссов, у русских встречаются сравнительно редко и то большей частью в виде так наз. «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое» (колядки у русских повидимому вытеснены вследствие особо сильной борьбы с ними церкви и правительства). Соответствия восточно-славянским К. встречаются в фольклоре всех других славянских да и многих других европейских народов. Особенно близки и по сюжетам и по форме к славянским К. колядки румынские, называемые colinda, ср. чешское и словацкое название песен — koleda, словинское kolednica, coleda, сербское — koleda, kolenda, албанское — kolĕndŭ. Как теперь считается бесспорно установленным, все перечисленные названия песен восходят к названию греко-римского праздника нового года — calendae. Название новолетия у многих народов было перенесено на праздник рождения христианского бога (болгарское — колада, коляда, коленде, французское — tsalenda, chalendes, charandes, провансальское — calendas) или на канун этого праздника (русское, украинское, белорусское — коляда). Подробное сличение новогодних и святочных празднеств новоевропейских народов с праздниками греко-римскими обнаруживает не только сходство названий, но и совпадение отдельных моментов обрядов, увеселений и пр. Разбираясь в сложном комплексе святочных обрядов и песен новоевропейских, в частности восточно-славянских, этнографы и фольклористы вскрывают элементы, восходящие у многих народов к явлениям традиционной аграрной магии и местных культов, элементы, заимствованные из греко-римской культуры как в эпоху дохристианскую, так и позднее, в причудливом сочетании «языческого» и христианского.
Русские колядки
Торжествуйте, веселитесь Люди добрые со мной, И с восторгом облекитесь В ризу радости святой.
Он родился не в палатах И не в убранных домах. Там не видно было злата, Где лежал Он в пеленах.
Невместимый Он вместился В тесных яслях, как бедняк. Для чего же Он родился? Для чего же бедно так?
Для того, чтоб нас избавить От диавольских сетей Возвеличить и прославить Нас любовию своей
Вечно будем Бога славить За такой день торжества! Разрешите Вас поздравить С Днём Христова Рождества!
Торжествуйте, веселитесь Люди добрые со мной И с восторгом облекитесь В ризу радости святой
Ночь тиха над Палестиной…
Ночь тиха над Палестиной. Спит усталая земля. Горы, рощи и долины Скрыла всё ночная мгла. Скрыла всё ночная мгла.
В Вифлееме утомлённом Все погасли огоньки, Только в поле отдалённом Не дремали пастухи. Не дремали пастухи.
Стадо верно сосчитали, Обвели ночной дозор, И, усевшись, завязали Меж собою разговор. Меж собою разговор.
Вдруг раздался шелест нежный, Трепет пастухов объял, И в одежде белоснежной Ангел Божий им предстал. Ангел Божий им предстал.
— Не пугайтесь, не смущайтесь! От Небесного Отца Я пришёл великой вестью Вам возрадовать сердца. Вам возрадовать сердца.
Милость людям посылает Сам Христос, Владыка-Царь. Грешный мир спасти желая, Сам Себя Он в жертву дал. Сам Себя Он в жертву дал.
Ночь тиха над Палестиной. Спит усталая земля. Горы, рощи и долины Скрыла всё ночная мгла. Скрыла всё ночная мгла.
Дева-Богородица И. Болдышева. Распевно
Дева Богородица, Чистая Мария, Мати Предъизбранная, мира Красота, Кроткая Владычице, сохрани Россию, Умоли о грешных нас Господа Христа.
Тихо колыбельную над яслями пела И качала ласково Своего Творца. Первая в глаза Его кротко посмотрела, Первая увидела свет Его лица.
Первые слова Его в сердце Ты слагала И улыбку первую видела Его. С Ним от злобы Ирода в дальний край бежала. Умоли о грешных нас Сына Своего!
Пастухи в вертеп вошли, Бога в ясельках нашли. Рядом Дева-Мать сидела, На Дитя Своё глядела. И светилось всё вокруг: Небо, горы, лес и луг.
1. Вот ель в лесу, как зелена И как она прекрасна, Но как прекраснее она, Когда в дому свечей полна, Она сияет ясно.
2. В одну из радостных ночей Господь Иисус родился. Он — Тот, Кто искупил людей, Ведь без Него во тьме своей Мир этот заблудился.
3. Для всех, кто верит во Христа, И ночью свет сияет. А эта ночь для нас свята, Да будет радость всех чиста, Иисус здесь пребывает.
4. Впусти Его, дитя, в свой дом: Он в сердце обитает, Он сад устроить хочет в нем, Обогатит того плодом, Кто в дом Его впускает.
Я лечу от Бога, Радость вам принёс, Что в вертепе бедном родился Христос. Скорей поспешайте, Младенца встречайте Новорожденнаго.
Пастухи с Востока раньше всех пришли, В яслях на соломе Младенца нашли. Стояли, рыдали, Христа прославляли И Святую Матерь Его.
А волхвы, увидя яркую звезду, Пришли поклониться Богу и Царю. Богу поклон дали, Царю дары дали: Злато, смирну и ливан.
Много мы грешили, Спасе пред Тобой. Мы все люди грешные, Ты один Святой. Прости согрешенья, дай нам оставленье. Днесь — Христово Рождество!
Ночь тиха, ночь свята
Ночь тиха, ночь свята, В небе свет, красота. Божий Сын пеленами повит, В Вифлеемском вертепе лежит. Спи, Младенец Святой, Спи, Младенец Святой.
Ночь тиха, ночь свята, И светла и чиста. Славит радостный Ангелов хор, Далеко оглашая простор Над уснувшей землёй. Над уснувшей землёй.
Ночь тиха, ночь свята, Мы поём Христа. И с улыбкой Младенец глядит, Взгляд Его о любви говорит И сияет красой. И сияет красой.
1. В стране Иудейской Вифлием стоит, Звезда над вертепом низенько блестит. Небеса сияют, ангелы поют, Предвечному Богу славу воздают.
2. Пастушки на поле стадо стерегли, Пресвятую Деву в пещере нашли. И пришли в пещеру стаду корму дать. И смотрят во яслех — там Божия Мать.
3. Маленький Младенец в пеленах повит У Пречистой Девы на руках лежит,— Ко груди прижала и кормит его И нежно ласкает Сына своего.
4. О Господи Боже Создателю наш, Ты благослови нас всех на всякий час. Небеса сияют, ангелы поют, Предвечному Богу славу воздают.
1. Эта ночь святая, эта ночь спасенья
2. В эту ночь у стада пастухи не спали.
3.Страх объял великий тех детей пустыни,
4. Где Христос родился людям на спасенье,
5. И с высот небесных раздалось вдруг пенье:
Литература
Внешние ссылки
Примечания
Другие праздники и обряды: Турицы зимние, Громницы, Велесов день, Велесовы святки, Заклички, Навий день, Открытие Сварги, Лельник, Красная горка, Ярило вешний, Радоница, Живин день, Русальный день, День земли, Перунов день, Спас, Пожинки, Хорояр, Постриги, Деды, Мокощь, Сварожки, Корочун
Согласно ПВЛ, год 6488 (980):
Перун – бог грома, Волос – бог домашнего скота, Позвизд – бог ветра и погоды, Ладо – бог веселия, Купало – бог земных плодов, Коляда – бог праздничный
Славянская мифология
Полезное
Смотреть что такое «Колядка» в других словарях:
КОЛЯДКА — КОЛЯДКА, колядки, жен. (Этногр., обл.). Обрядовая рождественская песня (срн. коляда). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КОЛЯДКА — КОЛЯДКА, и, жен. Песня, исполняемая во время обряда коляды. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
колядка — сущ., кол во синонимов: 3 • коляда (9) • обряд (64) • песня (161) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
Колядка — (от лат. Calendae первый день каждого месяца) обрядовая песня у народов Восточной Европы, главным образом у славян; исполнялась в ночь под христианский праздник рождество. В К. звучали пожелания богатства, доброго здоровья, хорошего… … Большая советская энциклопедия
Колядка — (от лат. Calendae календы (первый день каждого месяца)) нар. величальные песни, приуроченные к зимним обрядовым празднествам. Первоначально К. составная часть древнеславянских синкретич. обрядов, связанных с весенним солнцестоянием и… … Музыкальная энциклопедия
Колядка — ж. см. колядки Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
колядка — колядка, колядки, колядки, колядок, колядке, колядкам, колядку, колядки, колядкой, колядкою, колядками, колядке, колядках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
колядка — кол ядка, и, род. п. мн. ч. док … Русский орфографический словарь
колядка — (1 ж); мн. коля/дки, Р. коля/док … Орфографический словарь русского языка
колядка — и, ж. 1) Старовинна обрядова різдвяна пісня. 2) Обряд колядування … Український тлумачний словник