Письмовник
Трудности пунктуации в письменной деловой речи
Правописание
Как расставить знаки препинания в первой фразе договора, содержащей обозначения договаривающихся сторон?
Правильным является такой вариант расстановки знаков препинания в этой фразе: Государственное предприятие «Общение», именуемое в дальнейшем «Предприятие», в лице генерального директора Поповича Александра Михайловича, действующего на основании Устава, с одной стороны и гражданин Российской Федерации Бабкин Иван Васильевич, именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны заключили настоящий договор о нижеследующем.
Обратите внимание на то, что в этой фразе слова с одной стороны и с другой стороны выступают в функции обстоятельства и не являются вводными, а значит и не требуют выделения знаками препинания.
Нужна ли запятая после слов «С уважением» в конце делового письма?
После слов «С уважением» принято ставить запятую, несмотря на то что правила правописания не регламентируют этот случай.
Например, корректно:
С уважением,
главный бухгалтер ООО «Морской пейзаж»
Д. О. Иванцева
Нужна ли точка после подписи в деловом письме?
Точка после подписи в деловом письме не ставится. В документах, в том числе в деловых письмах, подпись выступает в функции так называемого реквизита (обязательного элемента), не составляющего законченного предложения.
Следует отметить, что в газетных и журнальных сохраняется традиция ставить точку после подписи автора, если подпись располагается после основного текста статьи.
Что ставить после обращения Уважаемый господин Иванов – восклицательный знак или запятую?
Первая фраза делового письма – обращение – может заканчиваться восклицательным знаком или запятой. В случае если стоит запятая, текст письма начинается со строчной буквы. Если стоит восклицательный знак – пишем первое предложение с прописной.
Какие слова нужно и какие слова не нужно обособлять?
Разобраться в этом поможет «Справочник по пунктуации», опубликованный на нашем портале. Он составлен на основе наиболее частых вопросов посетителей «Справочного бюро».
«С уважением». Знаки препинания
Словосочетание «с уважением» может выступать в роли члена предложения или вежливой формулы в конце делового или личного письма. Оно не требует обособления запятыми, но в зависимости от контекста рядом с ним могут присутствовать знаки препинания.
Член предложения
Сочетание существительного в форме творительного падежа «уважением» с предлогом «с» может выполнять функцию обстоятельства или дополнения.
Словосочетание «с уважением» выступает в роли обстоятельства образа действия, обозначающего состояние субъекта.
Словосочетание «с уважением» выполняет функцию дополнения.
Запятые
Сочетание «с уважением» является второстепенным членом предложения, поэтому не требует обособления запятыми.
Запятые могут присутствовать рядом с сочетанием «с уважением» по другим причинам.
Если сочетание «с уважением» входит в перечисление однородных членов предложения, то выделяется запятыми по общему правилу.
Знаки препинания могут присутствовать рядом со словосочетанием «с уважением» при разделении частей сложного предложения, обособлении различных оборотов, вводных слов, обращений.
Формула вежливости
Словосочетание «с уважением» используется при оформлении деловых или личных писем в качестве заключительной формулы вежливости. Оно носит нейтральный характер и помогает поддерживать позитивный настрой между участниками переписки.
Фраза «с уважением» располагается перед фамилией или именем автора письма, иногда при этом указывается его должность.
По поводу обособления запятой этикетного выражения «с уважением» («с любовью», «с наилучшими пожеланиями», «искренне ваш», «с почтением») однозначного ответа нет.
В русском языке причин для выделения вежливой заключительной формулы запятой нет. Выражение «с уважением» не является вводным оборотом. Находящееся после него имя является собственным именем автора письма, а не обращением к адресату.
Это неполное простое предложение, которое можно развернуть.
Судить о грамотном оформлении заключительной формулы вежливости можно по письмам классиков. Перед именем автора запятая ни в одном из них не стоит. Возможно лишь использование точки или тире, например, как у А. Блока.
Привычка ставить запятую после заключительной формулы вежливости вошла в русский язык из правил оформления иностранной переписки. В конце письма на английском языке фраза «с уважением» всегда отделяется запятой. Имя автора переносится на следующую строку.
Согласно правилам русского языка запятая после «с уважением» не ставится, вместо нее можно поставить точку или тире. В современных же стандартах оформления деловых писем запятая после выражения «с уважением» стала считаться нормой. Поэтому оба варианта пунктуации допустимы.
Запятая после заключительного сочетания может ставиться, если автор делает самопрезентацию, то есть называет себя адресату лишь в конце письма.
3 правила деловой переписки. Надо ли писать «с уважением»?
Как написать деловое письмо правильно
Максим Ильяхов главред
Людмила Сарычева редактор, журналист
Последние лет двадцать, а то и больше все мы ведем деловую переписку по электронной почте — а теперь и в многочисленных мессенджерах. При этом правилам составления писем нас чаще всего никто не учил — сами выработали кое-какие привычки. Их и разбирают авторы книги «Новые правила деловой переписки», приводя примеры писем — что приемлемо, что не очень. И одновременно учат нас заботиться об адресате.
Структура делового письма
Письма — довольно консервативная форма общения, у них есть устоявшаяся структура. Когда адресат получает письмо, он ожидает увидеть:
Эти кусочки обычно идут друг за другом в таком порядке, поэтому адресат знает, где искать важное в письме или номер телефона, чтобы позвонить отправителю. Если нарушить эти ожидания, письмо будет прочитать сложнее: адресату придется тратить время на поиск информации. Поэтому эти кусочки надо аккуратно оформить.
Имя отправителя. По имени отправителя в списке входящих адресат должен понять, личное это письмо или нет. Это помогает принять решение, стоит ли его читать и когда. Письмо выглядит личным, когда подписано конкретным человеком.
Спам | Личное письмо |
Тульская типография | Анна Николаева |
Alex Rich | Александр Болдарев |
Выиграй Миллион | Ирина Маркина |
Именем компании можно подписывать транзакционные письма — например, подтверждение заказа. Если письмо пишет человек, в отправителе должно быть его имя.
Приветствие. Приветствие пишется на отдельной строке с восклицательным знаком в конце. Так оно не смешивается с основной частью письма.
Мешает быстро перейти к сути | Стоит отдельно, не мешает |
Здравствуйте, Антон, у меня вопрос по поводу регистрации юридического лица. | Здравствуйте, Антон! У меня вопрос по поводу регистрации юридического лица. |
Англичане и американцы ставят после приветствия запятую: Dear John, — это их традиция. У нас — с восклицательным знаком. Стоять насмерть за этот знак мы, конечно, не будем: если собеседник-экспат обижается на такое обращение, лучше сделать так, как привычнее ему. Ведь этикет нужен для того, чтобы другому человеку было с нами удобно, а не чтобы почувствовать собственное культурное превосходство.
Суть разговора. Обычно суть разговора следует изложить сразу после приветствия. Здесь не нужны долгие подводки:
Исключение — когда тема для читателя новая и сложная. Тогда придется сделать введение длиной в один абзац.
Вопрос или призыв. На письмо трудно ответить, если в нем нет конкретного вопроса или просьбы. Хорошо, если они будут стоять в отдельном абзаце, чтобы быстро найти их глазами.
Без вопроса | С вопросом |
Это мои предложения по процессу работы над проектом. | Антон, это мои предложения. Я не знаю, подходят ли они, давайте обсудим? |
Такие договоренности с клиентом мы зафиксировали в плане. | Договоренности мы записали в плане. Пожалуйста, проверьте, всё ли там верно. |
Подпись. В подписи достаточно написать имя и должность, если должность в этом случае важна. Приписка «с уважением» не помогает, но и не мешает, разве что создает дополнительное ощущение формализма. Если нет задачи делать письмо формальным, «с уважением» можно не писать.
Как связаться. В подписи можно добавить другой канал связи, например, телефон или «Телеграм». Так читатель сможет задать быстрый вопрос или позвонить в случае пожара. Если мы не знакомы, можно добавить адрес сайта или страницы в соцсетях.
Что можно убрать из делового письма
Убирать всё лишнее из писем — еще один способ позаботиться о получателе. Что обычно можно смело убрать?
Уведомление о конфиденциальности — формальная отписка из юр. отдела. Если вы можете ее убрать, уберите. Если юристы запрещают — что ж.
Обвес пересылаемого сообщения — при переотправке сообщения адресат получает целый блок информации: «Начало переадресованного сообщения. Дата. Отправитель. Тема. Получатель». Обычно эта информация неудобно подана и не нужна получателю. Вместо нее лучше просто ввести в курс дела: «Леша, клиент вчера написал вот такое письмо. «
Это сообщение проверено на вирусы антивирусом «Кусь» — получателю неважно, как проверено письмо на вирусы. Зато антивирусная компания получает бесплатную рекламу.
Адрес офиса в подписи. Если собеседник собирается приехать к нам в офис, адрес нужно сообщить в теме письма. Дополнительно хорошо бы рассказать, как добраться: в какие ворота заходить, где направо, в какую арку, где там железная дверь. Если человек не собирается к вам в гости, адрес не нужен.
Отправлено с моего iPhone X Pro 3000 — получателю неважно, с какого устройства ему пришло письмо, и часто подпись выглядит как рисовка. Если это написано, чтобы оправдать опечатки и сокращения, то лучше в начале письма извиниться по-человечески: «Прости, пишу с телефона». Но обычно дополнительно предупреждать не нужно.
Забота о получателе — это не только снабжать его нужной информацией, но и не загружать лишней. Поэтому повторять в точности формальную структуру письма тоже часто не нужно. Например, здороваться в каждом письме — лишнее, достаточно поздороваться с человеком один раз в день. Необязательно каждый раз задавать вопрос в конце, если по сути он не нужен. Посмотрите на пример: если слишком формально следовать правилам, переписка выглядит нелепо.
История переписки: сохранять или нет?
Если ваш вопрос в письме требует долгого обсуждения, появляется история переписки — текст всех старых писем подтягивается в новые. И здесь возникает вопрос: нужно ли сохранять историю переписки или лучше удалить?
Если удалить историю, письмо будет опрятным: останутся только важные цитаты из старой переписки. Это нормально, если все участники переписки в курсе договоренностей: информация из старых писем не нужна. С другой стороны, когда история есть, новые люди быстро войдут в курс дела.
Оба варианта подходят. Главное — соблюдать принцип: сделать удобно получателю.
В приведенном примере в переписке сначала участвуют Наталья и Сергей. Наталья дает задание, в нём есть все подробности. Потом они добавляют в переписку Марию. Если удалить историю, Марии придется переспрашивать.
Можно еще так: удалить историю переписки и сохранить только ключевые цитаты, чтобы Марии было удобно выполнить поручение. Получится так:
Маша, подготовь заявку.
> Да, я готов: в эту пятницу, в 14:00, принято.
> Это пос. Инфостильный, 22-й км Киевского ш.
> Клиент: Людмила С., +7 903 123-45-67
Общий принцип: каждый раз думаем, что из письма понадобится человеку, а что будет лишним. Лишнее удаляем, важное оставляем. Для этого потребуются дополнительные усилия, но именно в них проявляется забота о получателе.
Другой сценарий — переписка, в которой участвует больше двух человек. Таких писем большинство: взять в работу замечания от клиента, согласовать сроки задачи, проверить и подписать договор, отработать жалобу.
Чаще всего в такую переписку подключаются новые люди, для которых важно сохранить контекст. Если оставить в письмах отдельные цитаты, новый участник не поймет суть, придется переспрашивать. Будет похоже на службу поддержки крупного банка, когда ваш вопрос решает то один, то другой специалист и каждому приходится рассказывать всё заново.
В нашем примере клиент заказывает сувенирку. В переписку подключаются всё новые и новые люди. Заказ приняла Светлана, выясняла основное, подключила технолога Дмитрия. Потом подключили менеджера по закупкам Софию.
До Софии они уже обсудили способы нанесения, цены и ожидания клиента. Если удалить историю, придется повторять детали заново. Если оставить ее целиком, Софии будет сложно найти нужное среди всей переписки.
Лучший вариант — оставить только то, что Софии нужно знать для своей задачи.
В следующий раз — о том, как написать действительно вежливое письмо.
С уважением Статьи редакции
Что можно написать в подписи к письму
В электронной почте подпись, чаще всего, содержит контактную информацию, но использовать это место можно и для маркетинговых целей. Обозреватель vc.ru разобрался в том, какой должна быть подпись, а также выбрал интересные идеи, которые можно применить на практике.
Зато на LinkedIn, в среднем, пользователи тратят те же 9 минут. И если к заполнению профиля на LinkedIn пользователи подходят со скрупулёзностью и точностью, то подписи в электронной почте уделяют гораздо меньше внимания. Фактически, подпись — это тот же профиль в социальной сети. Чаще всего, там находится контактная информация или вообще любая информация, которую отправитель сочтет полезной.
Помимо использования подписи для указания контактов, её можно использовать как маркетинговый инструмент, средство для дополнительных данных или место для шутки. И, чаще всего, не смешной.
Составить хорошо читаемую и лаконичную подпись не сложно. Сотрудник маркетингового сервиса Freshmail Артур Дабровски выделяет восемь правил хорошей подписи:
В последнее время я перестал менять подпись в почте. В личной у меня ее просто нет, а рабочая — короткая. Раньше добавлял ссылки на LinkedIn, Facebook и компанию. Потом поставил трекинг и понял, что те, кто кликает, и так найдут. Ненавижу в подписи все эти «зелёные темы» в духе «Не печатай письмо — дерево не вырастет», дисклеймеры и предупреждения.
Всегда «Отправлено с iPhone»
Подпись «Отправлено с iPhone» даёт возможность совершать ошибки. Если получатель видит, что письмо отправлено с мобильного устройства, он даёт фору отправителю, понимая, что тот, скорее всего, печатал его на маленьком экране и отправлял письмо на ходу или в неудобных условиях. Кроме того, подпись оправдает лаконичную длину сообщения.
В то же время, получателю приятно видеть, что отправитель решил ответить на письмо, находясь не за компьютером. В подписи можно не конкретизировать модель смартфона, достаточно написать «Отправлено со смартфона».
Рукописная подпись
Практически все почтовые сервисы поддерживают картинки в качестве подписи.
Поэтому рукописную подпись нужно сфотографировать и вставить в виде фотографии. В Gmail это делается через «Настройки». На iOS-устройствах: «Настройки» — «Почта, контакты, календари» — «Подпись» и вставить заранее скопированную картинку в поле ввода.
Однако необходимо учитывать, что рукописная подпись в электронной почте может угрожать безопасности данных.
Упоминание об отпуске
Редактор Harvard Business Review Сара Грин дописывает даты своего будущего отпуска в подписи. Чаще всего, она делает это за несколько недель до ухода. Таким образом, её коллеги, с которыми она часто общается, заранее видят, когда она будет отсутствовать.
Информация о предстоящих релизах
Подпись можно использовать и как маркетинговый инструмент. Чаще всего, электронные письма имеют небольшую длину, поэтому получатель в любом случае её увидит.
Внизу можно вставить рекламу будущего продукта, добавив к подписи название, дату выхода, его особенности или другую информацию.
Игорь Маннинтернет-маркетолог, автор, сооснователь издательства «Манн, Иванов и Фербер»
Чаще всего, использую подпись для того, чтобы продать или привлечь к чему-то интерес. Пользу и эффективность этого не отслеживаю, но советую менять подпись ежеквартально, стараться заинтриговать и быть полезным.
Контактная информация в подробностях
По мнению руководителя портала товаров и услуг Tiu.ru Евгения Иванова, отсутствие контактной информации в подписи — одна из ключевых ошибок в email-маркетинге. Он советует указать в подписи номер телефона, должность, компанию, почтовый адрес и сайт.
Указать номер телефона и другие контактные данные особенно важно, если рассылка рассчитана на продвижение услуг или товаров в сегменте B2B, а также если в письме есть конкретные товары. Наличие телефона в подписи может подтолкнуть получателя к звонку для уточнения деталей и заказа.
Евгений Иванов
Использование оригинального дизайна
В сети можно обнаружить сервисы, которые помогают создать необычную подпись. Например, один из популярных — WiseStamp. В нём нужно указать контактную информацию, выбрать фотографию и нужный шаблон. Если созданная подпись устраивает, пользователь скачивает файл и устанавливает его в используемый им браузер в качестве расширения. После установки подпись будет автоматически добавляться к письмам.
Созданную подпись можно экспортировать в мобильные устройства или сделать отдельную мобильную подпись в аналогичном сервисе.
Только имя и сайт
Илья Бирман, арт-директор бюро Артёма Горбунова, считает, что подпись должна быть максимально лаконичной. По его мнению, «гамбургеры» — длинные подписи из нескольких строк — нужны лишь в исключительных случаях. В большинстве ситуаций, можно ограничиться именем и сайтом, где можно найти дополнительную контактную информацию о вас.
Подпись — неотъемлемая часть письма, а не бессмысленный набор одинаковых байтов, пересылаемых тысячи раз. Её пишут не для того, чтобы указать, от кого письмо (это и так видно в почтовике), а чтобы поставить смысловую точку в тексте. При быстрой переписке, подписи в отдельных письмах не ставят вообще, точно так же, как не повторяют приветствия.
Илья Бирман
Не использовать подпись вообще
Пользователь Quora Том Кук считает, что от подписи в почте можно без вреда избавиться:
В большинстве случаев, подпись не нужна. В интерфейсе почтового клиента я уже вижу от кого пришло письмо и какова его цель. Когда переписка растёт, подпись лишь засоряет экран.
Если подпись всё-таки необходима, Кук советует не использовать в ней цитаты, считая, что этот тренд устарел еще в 2010 году. Он также не видит смысла добавлять изображения и советует ограничиваться обычным текстом.
Следовать правилам хорошего тона
Вариант, который уместен во всех случаях — стандартная корпоративная подпись. Четыре строки не больше 80 символов в длину. Перед подписью должен стоять разделитель — горизонтальная линия, которая отделяет подпись от тела письма. Пожалуй, это самый надёжный вариант, если вы не хотите рисковать и придумывать что-то необычное.
Сооснователь издания The Next Web Борис ван Зантен приводит свою подпись в качестве идеального варианта:
Sincerely,
Boris Veldhuijzen van Zanten
—
Co-founder The Next Web, Twitter Counter and some other stuff.
Follow me on Twitter
Follow me on Facebook
Follow me on Linkedin
“С уважением” — запятая нужна или нет
При написании конструкции «с уважением» многие задумываются нужна запятая или нет. Правила русского языка не регламентируют постановку знака препинания, но следует изучить этот вопрос подробно.
«С уважением» выделяется ли запятыми
◉ В русском языке нет правила, которое бы регламентировало выделение конструкции «с уважением» запятыми. Обособлять сочетание следует, обращая внимание на контекст.
С двух сторон
Выделение конструкции запятыми с обеих сторон зависит необходимо, когда «с уважением» — однородный член предложения. Если используется перечисление, то существительное с предлогом обязательно выделять запятыми.
Пример:
К Анатолию Павловичу подчиненные относились с любовью, с уважением, восхищаясь целеустремленностью и трудолюбием мужчины.
Перед фразой
Когда конструкция стоит в конце предложения или после нее перечисление продолжается через союз «и», запятую необходимо ставить перед фразой. После обособлять предлог с существительным не нужно.
Пример:
Татьяне было несложно относится к мужчине с любовью, с Уважением и восхищаться его поступками.
В конце фразы
В конце конструкции «с уважением» запятую ставить не нужно, если фраза используется в предложении. Исключением является написание предлога с существительным в подписи к письму.
Пример:
В турнире Александр завоевал три награды, после этого коллеги начали относиться к нему с уважением и восхищением.
Ставить запятую в конце конструкции необходимо, если в соответствии с другим правилом русского языка она нужна. Для выделения деепричастного оборота потребуется поставить запятую после предлога с существительным.
Пример:
Антропологи относились с уважением к руководителю команды, восхищаясь его знаниями.
Когда запятая не нужна
◉ Обособление знаком препинания не требуется, когда конструкция является одним членом предложения. Нет необходимости ставить запятую, если однородных обстоятельств два.
Пример:
Конструкция «с уважением» не является вводным словом, поэтому в большинстве случаев не выделяется запятыми.
Правило русского языка
В соответствии с правилами русского языка, конструкция «с уважением» не всегда выделяется запятыми. Обособление зависит от контекста, в котором используется фраза. Запятые ставятся, если:
В остальных случаях использовать запятые с целью выделения «с уважением» не следует.
Стандарты оформления деловой переписки
◉ В конце письма конструкцию «с уважением» принято обособлять запятой. При прочтении подписи интуитивно ставится пауза. По этой причине было принято решение выделять предлог с существительным запятой.
Пример:
Обособлять фразу «С уважением» в конце письма следует по аналогии использования этой конструкции в деловой переписке в английском языке.
Примеры
Изучение образцов написания конструкции «с уважением» позволит быстрее выучить правила постановки запятых:
Важно! Следует помнить, что обособление конструкции запятыми зависит от контекста предложения.