Подпишите, где галочка. Что такое соцконтракт и кому он положен
Не все знают, на какую помощь от государства они могут рассчитывать, оказавшись в непростой ситуации и столкнувшись с финансовыми проблемами. Малоимущим полагается субсидия на улучшение жизненных условий. Соцконтракт – что это? Рассказываем в статье.
Что такое социальный контракт
Социальный контракт – это материальная помощь, предоставляемая государством гражданину или семье, доход которых составляет ниже прожиточного минимума. Договор заключается между нуждающимися и местными властями.
В отличие от пособий, главная задача социального контракта – помочь людям преодолеть трудности и выйти на стабильный доход. Данные выплаты предназначены для целевого пользования: чтобы найти работу, получить дополнительное образование или пройти лечение, например.
Сейчас материальную помощь по данному соглашению могут получить жители 21 субъекта страны, среди которых:
Со списком всех регионов можно ознакомиться на сайте Государственной Думы.
В 2021 году граждане подписали более 120 тысяч контрактов. В 2022 году государство планирует обеспечить средствами для субсидий все субъекты России.
Размер выплаты зависит от условий контракта, то есть от его целевого назначения. Например, пока человек ищет работу, в течение определенного срока он будет получать около 12 тысяч рублей ежемесячно. Максимальная сумма субсидии составляет 250 тысяч. Эти средства выделяют предпринимателям на открытие и развитие бизнеса.
Виды контрактов
Договор можно заключить только с определенной целью. В документе прописывают направление программы и условия. Органы соцзащиты следят за тем, как граждане выполняют требования.
Средства выплачивают не пожизненно, а на конкретный срок: от трех месяцев до года. Но по некоторым программам – раз в 5 лет.
Для каких целей малоимущие могут рассчитывать на материальную поддержку от государства.
Чтобы найти работу
В этом случае полагается двойная выплата: пособие по безработице и по соглашению. Но есть разница по срокам.
Чтобы получить средства по соцконтракту, необходимо в течение какого-то времени найти работу. Государство поддерживает человека на момент, пока он ищет место и несколько месяцев в процессе трудоустройства. Устанавливаемые сроки зависят от региона, но максимальное время действия договора составляет около 9 месяцев.
Если гражданин состоит на учете в центре занятости и не спешит искать работу, то ему платят только пособие по безработице.
Чтобы получить образование или пройти переобучение
Безработный имеет право оформить субсидию на 30 тысяч рублей, чтобы освоить новую профессию или улучшить знания в определенной области. Например, есть возможность отучиться на программиста или повысить навыки в кондитерском искусстве. Для этого можно взять ноутбук в рассрочку с картой «Халва».
Чтобы открыть дело
Максимальную сумму 250 тысяч рублей выделяют начинающим бизнесменам. Направление стартапа может быть любым: мыловарение, цветочный магазин, домашняя пекарня, маникюрный салон. Важно, чтобы это дело не нарушало законы РФ.
Чтобы организовать подсобное хозяйство
Для реализации государство дает 100 тысяч рублей с условием в дальнейшем получать прибыль от продаж. Владелец участка может потратить их на улучшение своей сельскохозяйственной деятельности: приобрести новые семена или какое-либо оборудование для работы.
Чтобы улучшить материальное положение
С 2021 года разрешено использовать финансовую помощь на приобретение школьных принадлежностей и детской одежды. В некоторых регионах государственные выплаты доступны для оплаты коммунальных услуг.
Малоимущая семья может потратить средства, положенные по договору, на:
Если есть трудности с финансами, то с картой рассрочки «Халва» вы можете позволить себе намного больше. Желанные покупки станут еще доступнее – платеж делится на длительный период, при этом вам не придется переплачивать за проценты. Кешбэк до 10% с покупок в более чем 245 тысячах магазинах-партнерах – приятный бонус.
Кому положены выплаты
Положены тому, кто считается нуждающимся и малоимущим. Это может быть как семья, так и один человек.
Важно: соцконтракт заключают только с совершеннолетними гражданами России. Иностранец не может получать субсидии. Также человек должен иметь постоянную прописку в регионе, в котором он обращается в местные органы власти.
Если вы зарегистрированы в Казани, а временно проживаете в Самаре, то вам необходимо запросить справку от казанских надлежащих органов, что там с вами еще не подписывали контракт.
Чтобы участвовать в программе социального контракта, нужно будет подтвердить нужду в средствах. То есть доказать, что ваш доход не превышает сумму прожиточного минимума.
Подписать договор могут:
Государство будет помогать, но определенное время, пока человек не найдет работу.
Главным критерием является недостаток средств на обеспечение каждого члена семейства. Например, средняя величина МРОТ для детей составляет 11 303 рубля, для взрослых – 12 702. Показатели отличаются в субъектах.
Они могут рассчитывать на выплаты, если в предыдущие месяцы заработали меньше прожиточного минимума.
Кому наверняка откажут
Самый простой ответ – тому, кто не нуждается. То есть тот, кто имеет стабильный заработок и не находится в сложном финансовом положении.
Также рассматривают и наличие имущества. Например, если семье не хватает средств на жизнь, но при этом у мужа и жены есть по машине, то велик шанс отказа в контракте.
Что касается выплат для открытия дела. Предприниматель должен получать большую часть средств именно от бизнеса. Допустим, он официально зарабатывает 11 тысяч рублей, а с продажи самодельных открыток имеет около 6 тысяч. Это нарушение социального договора.
Если вам отказали в субсидиях, а вы с этим не согласны, то обратитесь в местный отдел социальной защиты. Оставить жалобу можно на официальном интернет портале или лично прийти в надлежащее ведомство.
Как заключить социальный контракт
Каждый субъект страны устанавливает свои требования к оформлению. Подать документы необходимо в МФЦ или заполнить заявление на портале «Госуслуги».
Какие документы обычно требуют:
Сотрудники местной администрации вправе запросить дополнительные сведения. Например, в Астраханской области гражданам необходимо предоставить информацию о расходах на ЖКУ.
Если хотите заключить контракт онлайн, через госуслуги, то сначала узнайте, доступна ли данная функция в вашем регионе.
Время на рассмотрение заявления обычно составляет около 10 дней. Если сотрудникам понадобятся сведения от других ведомств, например, от налоговой службы, то срок увеличится до 30 дней.
Куда подавать документы
Вы уверены, что подходите под одну из категорий, которым дают субсидию, и собрали пакет документов. Есть несколько вариантов, где заключить соцконтракт.
Вы приходите в ведомство. Пишете заявление и оставляете сотрудникам документы. После получения положительного решения снова приходите в МФЦ, выбираете программу (для обучения, бизнеса и т. д.) и подписываете соглашение.
В личном кабинете на госуслугах заполните заявку. Чтобы не было проблем, проверьте на портале наличие всех документов. Но после оформления онлайн-заявления необходимо отнести оригинальную версию документов в МФЦ, чтобы подтвердить личность.
На что можно потратить субсидию
Контракт подписывают только с конкретной целью, а средства положено тратить согласно определенным условиям. Нельзя взять средства на учебу, а купить, например, машину. Это считается нарушением, что повлечет за собой расторжение договора.
Лучше сохранять все чеки, потому что необходимо отчитываться за расходы и доказывать их целесообразность. Как только совершили покупку товара, то сразу отправьте подтверждение в надлежащее ведомство.
Нет конкретных требований, как отчитываться. Это зависит от региона. В какой-то области можно отправить фото чека по электронной почте, в другой – требуется принести оригинал кассового документа в ведомство.
Как вы можете распоряжаться полученными деньгами, уточните в МФЦ. Правила варьируются по регионам. Например, где-то средства допустимо вложить в рекламу бизнеса, в другом субъекте это может быть запрещено.
Что касается расходов на развитие дела, то на некоторые принадлежности и инструменты можно тратить средства неоднократно: клей, лак, крафтовая бумага (расходный материал) и проч. Еще предприниматель вправе использовать субсидию для оплаты аренды рабочего места.
Кроме того, деньги можно расходовать на покупку лекарств и лечение. Например, ребенку для выздоровления необходимо пройти курс процедур в больнице. Тогда все расходы или их часть покрывают деньги по соцконтракту.
Кто и как может расторгнуть
В течение срока действия договора в любой момент к человеку может приехать специальная комиссия, запросить подтверждение расходов и проверить, улучшаются ли жизненная ситуация и финансовое положение.
Важно, чтобы все, что было приобретено на социальные выплаты, было использовано по назначению. Если требования были нарушены, то государство прекратит действие контракта. В этом случае гражданин должен вернуть все полученные деньги.
Расторжение договора происходит в следующих случаях:
В любой момент человек тоже может отказаться от соцконтракта, тогда все деньги необходимо будет вернуть властям. Средства в таком случае перечисляют в федеральный или региональный бюджет.
Как получить 250 тысяч — соцконтракт для ИП и самозанятых
В бизнесе «что-то пошло не так», а ощущать себя банкротом мучительно больно? Трудные жизненные ситуации с началом карантинных ограничений стали почти обыденностью. Но государство щедро не только запретами.
Социальный контракт — это помощь от правительства, которая может помочь справиться с временными трудностями.
Помощь гарантирована всем, даже действующим ИП или самозанятым. Что, кому и сколько — рассказываем дальше.
Новые возможности с социальным контрактом
Соцконтракт — это государственная социальная помощь для активной занятости, в чем и состоит его главное отличие от обычных пособий.
Суть в следующем: органы соцзащиты заключают соглашение с теми, кто временно попал в трудную финансовую ситуацию, но имеет желание твердо стать на ноги, открыть или продолжить развивать свое дело и перейти на полное самообеспечение.
В 2019-2020 годах пилотный проект по повышению доходов граждан был успешно реализован в Москве. Положительный опыт москвичей дал старт государственной программе «Социальный контракт», которая с 2021 года стала доступной россиянам во всех регионах.
Стартовый капитал предоставляется для таких целей:
Государство обязывается профинансировать заявленные предпринимателем цели, а тот, в свою очередь, должен предоставить документы, подтверждающие целевое использование средств.
Сколько можно получить — условия
Для предпринимателей и самозанятых финансовая помощь по соцконтракту выплачивается единовременно в сумме до 250 тыс.руб. на одного заявителя.
Условия получения помощи от государства:
1. Средний доход каждого из членов семьи заявителя за последние 3 месяца до момента обращения не превышает прожиточного минимума, который утвержден для конкретного субъекта федерации. Средний доход устанавливается в разных регионах отдельно для трех социально-демографических групп.
Средний доход устанавливается для 3 групп:
2. Регистрация в качестве ИП или самозанятого (или отсутствие таковой) на момент обращения в органы соцзащиты.
3. Наличие бизнес-плана на осуществление предпринимательской деятельности в качестве ИП или самозанятого.
Каждый регион устанавливает свои условия (пакет документов для оформления и предельные суммы выплат) для заключения социального контракта.
Для владельцев земельных участков:
В 2021 году в условия для получения помощи по соцконтракту добавлено новое направление — «Для ведения личного подсобного хозяйства», в рамках которого можно получить денежную поддержку в размере до 100 тыс. руб. Главное условие — заявитель (или члены его семьи) должны иметь в пользовании земельный участок для этой цели.
Срок действия соцконтракта для ИП и самозанятых — до 12 месяцев. Но за всё, как уже было сказано, нужно отчитываться.
А если пустить деньги «не туда»?
Деньги, которые получает заявитель, согласно условий соцконтракта должны быть использованы строго по целевому назначению. «Взял обязательства — неси! ». В качестве подтверждения нужно предоставить чеки о покупке, договоры купли-продажи и даже расписки.
« Не выполнил обязательства — верни! ». ИП-получателю придется вернуть все деньги, полученные в качестве помощи, если он:
Куда и с чем обращаться
Для заключения соцконтракта нужно обращаться в органы соцзащиты по месту жительства или МФЦ.
Перечень необходимых документов:
Пакет документов значительно шире, но органы соцзащиты могут получить все, что понадобится, в рамках межведомственного взаимодействия.
Ведете бизнес и не хотите попадать в «трудные жизненные ситуации»? Вам нужен строгий учет и хороший бухгалтер!
Что такое социальный контракт для малоимущих
Как получить 250 000 ₽ на свой бизнес
Региональные власти с подачи федерального центра не только помогают нуждающимся льготами и пособиями, но и готовы дать возможность зарабатывать.
Малоимущие россияне могут получить субсидию в 250 000 Р на запуск своего бизнеса — это называется социальный контракт. В статье я расскажу, кто и как может получить эти деньги.
Курс о больших делах
Что такое социальный контракт
Чем социальный контракт отличается от пособий. Социальный контракт — это договор между местным органом соцзащиты и человеком, у которого низкий доход. Регион обязуется оказать нуждающемуся определенную помощь — деньгами или товарами, а тот должен трудоустроиться, пройти обучение или начать свое дело. Контракт отличается от классических пособий для малоимущих тем, что в итоге у человека должен появиться стабильный источник дохода.
Понятие «социальный контракт» появилось в 2013 году. Но власти стали активно продвигать эту программу поддержки в 2020 году, после обращения Владимира Путина к Федеральному Собранию. Соцконтракт должен был стать одним из способов помощи тем, кто потерял доход из-за пандемии.
В разных регионах есть свои нюансы и требования к тем, кто хочет заключить договор, но принцип везде одинаковый: государство помогает человеку выйти на регулярный доход.
максимально можно получить по соцконтракту
Срок действия контракта. Напомним: контракт — это договор между государством и гражданином и, как у любого договора, у него есть срок. Последний зависит от вида соцконтракта. Например, в рамках соцконтракта по поиску работы человек должен трудоустроиться максимум в течение девяти месяцев. Если же речь об открытии своего дела, то договор заключают не более чем на 12 месяцев.
Виды социального контракта
Существует пять видов социального контракта.
По поиску работы. По сути, человек получает двойное пособие по безработице: от центра занятости и по соцконтракту. Но при этом он обязуется найти работу в течение определенного срока. Все зависит от того, как скоро безработный заключит новый трудовой договор. Если человек просто стоит на учете, без контракта, то обязательства трудоустроиться у него нет.
На улучшение материального положения. В апреле 2021 года в программу внесли изменения. Деньги, полученные по соцконтракту, теперь разрешено тратить на покупку одежды, обуви и школьных товаров для детей. Действуют ли эти нововведения на практике в вашем регионе, лучше уточнить в местной соцзащите.
Кому положен социальный контракт
Заключить социальный контракт может только гражданин России. Необходимо иметь постоянную регистрацию в том регионе, в котором человек обращается в органы соцзащиты. Если у человека временная регистрация, а сам он прописан в другом регионе, то надо взять справку по месту прописки, что там соцконтракт не заключали. Также есть еще несколько важных условий.
Главный критерий — надо быть нуждающимся. Такой статус может получить как одинокий малоимущий человек, так и семья.
Кроме этого, учитывают и имущество, которое есть в собственности. Например, если доход не дотягивает до прожиточного минимума, но семья владеет двумя автомобилями, то ее могут не признать нуждающейся.
Для многодетных семей. Такой вариант тоже возможен, если соблюдать главное условие — быть малоимущим. Все равно будут учитывать совокупный доход семьи, суммируя все детские пособия и выплаты.
Для самозанятых. Можно уже быть самозанятым, можно зарегистрироваться после получения субсидии, но должен быть низкий доход за три предыдущих месяца.
Для ИП. Человек уже может быть ИП, а может встать на учет после получения субсидии, но его доход за три месяца должен быть меньше среднедушевого прожиточного минимума в регионе.
Для безработных. Здесь можно выбрать один из пяти видов соцконтрактов и заключить тот, что вам подходит.
Суть в том, что заключить соцконтракт могут абсолютно все, условие здесь одно: вы должны в этом нуждаться. Именно это и подтверждают ваши доходы ниже прожиточного минимума в вашем регионе.
Кому могут отказать в социальном контракте
Самая частая причина отказа — человек на самом деле не нуждающийся: доход на каждого члена семьи выше прожиточного минимума либо у заявителя есть дорогое жилье, автомобиль или земельный участок.
Еще одно важное условие — бизнес, который человек открыл на выделенные государством деньги, должен просуществовать минимум год.
Куда жаловаться в случае отказа. Вышестоящая инстанция для программы соцконтракта — региональное министерство социальной защиты. Можно написать обращение на официальном сайте ведомства или прийти на личный прием. Например, в Санкт-Петербурге есть Адмиралтейский отдел социальной защиты, для него вышестоящим органом будет Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.
Как получить социальный контракт
Какие документы нужны. В каждом регионе свои требования к документам, которые надо приложить к заявлению. Например, в Калмыкии нужно просто заполнить анкету, которую дадут в соцзащите. В Астраханской области требуют документы об обязательных расходах семьи: ЖКУ, налогах и так далее.
В Московской области не требуют бизнес-план, свидетельства для детей младше 14 лет и копии паспортов подростков младше 18 лет. Так что перечень необходимых документов стоит уточнить в местном органе соцзащиты по месту регистрации. Если не знаете, куда обращаться, информацию можно найти на справочных сайтах или на портале администрации своего города, как например, в Санкт-Петербурге.
Вот примерный перечень документов, которые требуют чаще всего:
Образец заявления в соцзащиту Челябинского городского округаPDF, 692 КБ
Сколько дней рассматривается заявление на социальный контракт. Обычно заявление рассматривают 10 дней, если не нужно запрашивать информацию от других ведомств, например из налоговой. А если такая необходимость есть, например для ИП, то в течение 30 дней.
Как написать бизнес-план
Бизнес-план — это документ с расчетами, которые доказывают, что свое дело поможет действительно выйти на стабильный доход и что для запуска нужны те самые 250 000 Р от государства. Хотя, естественно, никто не мешает попросить и меньшую сумму. Все должно быть расписано подробно, я рекомендую включить в бизнес-план несколько обязательных разделов.
Титульный лист. Достаточно написать вид деятельности, ФИО, номер телефона, адрес электронной почты, можно вставить красивую картинку с фотостока по теме будущего бизнеса. Это просто обложка, но она должна быть красивой.
Содержание. Просто перечислите все разделы бизнес-плана.
Введение. Здесь рекомендую дать общую характеристику будущего бизнеса. Например, если вы будете делать массаж, то напишите, что люди сейчас много работают, поэтому им нужно расслабиться и отдохнуть. Массаж отлично удовлетворит эту потребность. Массажный салон не требует больших вложений: всего лишь аренда и расходные материалы.
Можно написать, что у вас есть нужные навыки и образование, вам не хватает только оборудования и мебели. На отдельные виды массажа нужна лицензия, например на лечебный. Если вы планируете делать расслабляющий массаж для укрепления здоровья или моделирования фигуры, то такой массаж относится к спа-услугам и лицензия не нужна.
Резюме проекта. Это своеобразная анкета о вас с основной информацией о проекте. Надо указать личные данные: фамилию, имя и отчество, адрес регистрации, а также вид бизнеса и адрес, по которому расположится бизнес. Последний можно написать в свободной форме: «Планирую арендовать офис по адресу…». Здесь же нужно указать срок реализации проекта — обычно пишут месяц, следующий за тем, в котором человек подает документы, и эту же дату в следующем году, так как соцконтракт действует год.
В резюме можно указать общую сумму, которая потребуется на запуск бизнеса, а также возможные риски и пути решения этих проблем. Например, если человек хочет начать делать массаж, то одним из рисков может быть высокий уровень конкуренции. Выход — сделать цены чуть ниже, чем у конкурентов, ввести систему скидок для постоянных клиентов и так далее.
Анализ рынка и конкурентов. В этом разделе надо проанализировать, много ли предпринимателей занимается аналогичным бизнесом в вашем городе или районе. Проще всего оформить таблицу, расписать плюсы и минусы конкурентов, а также за счет чего новый бизнес будет выделяться на их фоне. Например, если другие предприниматели не ведут соцсети, можно написать, что у вас будет своя страничка.
Можно воспользоваться бесплатным сервисом на сайте Корпорации МСП, который помогает начинающим предпринимателям выбрать вид будущего бизнеса.
Маркетинговый план. В этом разделе необходимо расписать стратегию продвижения. Например, можно написать, что бизнес будет продвигаться в соцсетях. Рекомендую сразу завести странички и приложить ссылки.
Тут же стоит рассказать о будущих рекламных активностях. Например, мастер по массажу может делать скидки для постоянных клиентов, проводить конкурсы среди подписчиков.
Обучение. Государство заинтересовано в том, чтобы бизнес не прогорел. Поэтому лучше заниматься той сферой, в которой уже есть опыт и образование.
Если планируете делать медицинский массаж, то учтите, что нужны документы об образовании. Надо приложить копии и написать, чему удалось научиться. Также для медицинского массажа понадобится лицензия на осуществление медицинской деятельности, поскольку массаж есть в номенклатуре медуслуг.
Смета. Это список расходов, которые покроет субсидия. Обычно смету оформляют как приложение к бизнес-плану в виде таблицы.
В смете нужно рассмотреть три варианта покупок: «эконом», «стандарт» и «премиум». «Стандарт» — это те товары, которые вы хотите приобрести. «Эконом» — аналоги дешевле, а «максимум» — товары подороже. Так вы покажете, что из всего ценового диапазона вы выбираете оптимальный.
Бывает, что в бизнес-плане указан один товар, но после того как перечислили деньги, его уже нет в наличии или он подорожал. Это не страшно, можно купить другой, но надо согласовать все с соцзащитой. Как правило, там без проблем идут на уступки.
После составления сметы можно приступать к финансовому плану. В нем необходимо прописать все основные показатели будущего бизнеса: выручку, расходы, налоги, прибыль.
Никто не может знать, сколько человек заработает на своем деле, поэтому сотрудники соцзащиты не требуют точных цифр, пишите все примерно. Единственное правило здесь — лучше написать меньше и заработать больше, чем завысить, например, выручку и остаться в минусе.
Как написать финансовый план
Финансовый план — пожалуй, самая сложная часть бизнес-плана. Но она и самая важная. Здесь надо показать движение денег: выручку, расходы, налог, чистую прибыль и рентабельность. Лучше все просчитать на три года вперед. Бизнес должен развиваться, поэтому важно показать, что с каждым годом обороты и прибыль будут расти.
Отдельно надо указать, какие налоги будет платить будущий предприниматель. Если человек регистрируется как самозанятый, то будет платить 4% от выручки при работе с физлицами и 6% при работе с юрлицами и ИП. Но для финансового плана можно остановиться и на 4% от выручки. Если регистрируется как ИП — нужно выбрать режим налогообложения.
УСН «Доходы» — 6% от выручки.
УСН «Доходы минус расходы» — 15% от прибыли.
Патент — его можно применять, если предприниматель занимается розничной торговлей, сельхозработами, разработкой компьютерных программ. На патенте также могут работать парикмахеры, няни, ветеринары и разработчики. Полный список видов деятельности и формула расчета стоимости патента есть на сайте ФНС.
Если человек только открывает свое дело и не имеет сотрудников, обычно выгоднее регистрироваться самозанятость.
Куда подавать документы
В некоторых регионах необходимо подавать заявку электронно через платформу «Мой бизнес», ее региональные онлайн-сервисы, например «Мой бизнес» в Нижегородской области, или через сайт госуслуг. А в некоторых — лично, но в МФЦ. Дальше я буду рассказывать о самом частом случае — когда заявителю надо прийти с документами в соцзащиту.
Заявление и бизнес-план рассматривает специальная комиссия. Там могут задать несколько вопросов. Например, могут спросить, почему нужна именно эта модель ноутбука, обязательно ли арендовать помещение, как будущий предприниматель планирует искать клиентов и так далее.
У работников соцзащиты могут появиться вопросы по каким-то позициям, заявленным в смете, могут попросить что-то исключить или заменить. Например, по моему опыту, часто не согласовывают покупку айфонов, айпадов и макбуков. Они дорогие и всегда можно найти аналоги дешевле. Еще в моей практике был случай, когда девушка занималась пошивом одежды и хотела купить фотоаппарат, чтобы делать контент для соцсетей. Покупку также не одобрили. Посчитали, что для основной деятельности фотоаппарат не нужен.
После собеседования обычно сразу говорят, приняты заявление и бизнес-план или нет. Решение о том, готов ли регион заключить социальный контракт, вынесут в течение месяца — этот срок нужен, чтобы проверить все документы.
Основание для отказа может быть только одно: человек соврал о своих доходах и на самом деле не малоимущий. Комиссия обращает внимание и на образ жизни заявителя. Например, если человек снимает жилье, то могут предположить, что у него есть лишние деньги и он не такой уж и нуждающийся. Как показывает мой опыт, даже качество бизнес-плана не так важно: если с ним что-то не так, попросят переделать.
Отказ обязательно должны выдать в письменной форме. Уведомление об отказе направляет орган соцзащиты в письменной форме заявителю по месту жительства или по месту пребывания не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя для подписания социального контракта.
п. 16 Постановления правительства Нижегородской области «О социальной поддержке малоимущих»PDF, 283 КБ
Если документы в порядке, то заявителя пригласят в соцзащиту, чтобы подписать контракт. После этого можно ждать деньги. Их перечисляют только на карту «Мир», как и все социальные выплаты с 1 октября. Если у вас такой нет, придется завести. Эти 250 000 Р от государства не облагаются налогом на доход, как и большинство социальных выплат и пособий.
На что можно потратить субсидию
Деньги по соцконтракту предназначены на покупку оборудования, инвентаря, инструментов, которые можно использовать многократно. Например, если человек занимается наращиванием ресниц, то приобрести можно кушетку, стол, стул, лампу. Сами ресницы и клей — это уже расходные материалы.
В качестве основного средства можно приобрести даже автомобиль, если он нужен для предпринимательской деятельности и получится обосновать эту необходимость. Например, если суть бизнеса — курьерские услуги.
На что можно тратить деньги, лучше уточнить в отделе соцзащиты, так как ситуация в разных регионах различается. Например, я сталкивалась с тем, что в одном субъекте разрешали включать в бизнес-план расходы на рекламу и расходные материалы, а в других — нет.
Если говорить об основных средствах, то лучше приобретать новые товары, так как понадобятся документы, подтверждающие факт оплаты. Их надо обязательно принести в соцзащиту, отчитываясь о расходах.
Еще я советую делать фотографии купленных товаров и прикреплять их к копиям чеков. Все это вместе будет хорошим подтверждением, что деньги потрачены по назначению.
Чеки и фото надо предоставлять сразу после того, как нужный товар куплен. Строгой формы отчета нет. В каждом регионе свои условия: где-то достаточно отправить чеки на электронную почту, где-то потребуют прийти лично. Например, в Нижегородской области ввели специальную форму отчетности за расход субсидии.
Как работает соцконтракт в реальности
Но я не растерялся: быстро переписал бизнес-план под оказание рекламных услуг для артистов и музыкантов. Рекламой я занимался раньше, проходил курсы, от которых у меня остались сертификаты и дипломы. Их я и приложил к заявлению.
Вторая попытка оказалась удачной: бизнес-план приняли. С момента повторной подачи заявления до зачисления денег на счет прошло четыре месяца. На субсидию я купил всю необходимую технику: фотоаппарат, видеокамеру и другое оборудование, которое нужно для создания фото- и видеоконтента для артистов.
От себя скажу, что социальный контракт на развитие своего дела — вещь реально стоящая. Деньги дают хоть и не очень большие, но они все равно нужны.
Отчитываться нетрудно. Когда я купил все товары по смете, работники соцзащиты пришли ко мне, проверили все ли на месте, сфотографировали оборудование. Сейчас я отчитываюсь только по доходам: ежемесячно делаю скрины приложения «Мой налог» и отправляю их на почту в соцзащиту.
Что будет, если гражданин не выполнит условия соцконтракта
Государство может расторгнуть социальный контракт и потребовать вернуть деньги. В течение года действия соцконтракта работники органов соцзащиты могут приехать с проверкой. Надо будет показать, что бизнес действительно работает, а все, что куплено, используют по назначению.
Социальный контракт заключается на год. Поэтому надо быть готовым, что в течение этого периода может приехать комиссия с проверкой — в офис или домой, если бизнес ведется на дому. Перед проверкой обычно звонят и предупреждают. Все купленное должно использоваться только для работы. Работники соцзащиты смотрят, действительно ли человек оказывает заявленные услуги и на самом ли деле он купил те товары, которые заявил в смете и за которые отчитался.
Кроме этого, в течение года каждый месяц придется отчитываться о ежемесячных доходах. Например, самозанятые должны зарегистрироваться в приложении «Мой налог» и каждый месяц отправлять в соцзащиту данные о своих доходах. Можно просто прислать скриншоты из приложения по электронной почте.
Индивидуального предпринимателя попросят завести кассовую книгу. Форму можно скачать в интернете. Здесь нужно показать, сколько ИП пришло денег и сколько было израсходовано. Каждый месяц в соцзащиту придется либо идти лично с кассовой книгой, либо отправлять сканы по почте.
Нужно ли возвращать деньги государству. Если после получения субсидии и запуска бизнеса доход человека не превысил прожиточный минимум, соцконтракт могут разорвать, а деньги попросят вернуть. Таких прецедентов я не знаю, но в теории это выглядит так: с человеком свяжутся работники соцзащиты, он подпишет заявление о невыполнении условий договора и переведет деньги обратно на счет.
Сколько раз можно заключать социальный контракт
Заключить соцконтракт получится только один раз. Это долговременная поддержка государства — ожидается, что приобретенные основные средства будут служить человеку несколько лет, чтобы его доход был стабилен. Для государства в приоритете те, кто никогда не получал субсидий.
Как расторгнуть социальный контракт
Причины расторжения социального контракта. Все зависит от того, по чьей инициативе расторгается социальный контракт. Например, если выяснилось, что деньги использованы не по назначению, сумму субсидии нужно будет вернуть.
Так, государство может расторгнуть контракт, если в течение года после заключения соцконтракта малоимущий гражданин или его семья:
Сам гражданин также вправе расторгнуть договор в любой момент, при этом сумму субсидии придется вернуть. Деньги нужно перечислить в региональный и федеральный бюджет, так как деньги выделяют из обоих.