Главная » Правописание слов » Как правильно пишется евангелие

Слово Как правильно пишется евангелие - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Поиск ответа

Вопрос № 306786

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, ставится ли запятая перед союзом или в следующем заголовке: «Добрилово (,) или Симеоново Евангелие » (речь об одном и том же Евангелии, у которого два названия)

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

В приведенном Вами значении правильно написание со строчной буквы. См. словарную фиксацию.

Ответ справочной службы русского языка

«Русская фразеология. Историко-этимологический словарь» А. К. Бириха, В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова (3-е изд., испр. и доп. М., 2005) выделяет три значения фразеологизма проливать / пролить свою кровь: «1. За кого, что. Погибать, умирать, защищая кого-либо, что-либо. 2. Сражаться, воевать. 3. Только в форме: ПРОЛИВАТЬ КРОВЬ чью, кого. Убивать, умерщвлять». Здесь же отмечается, что это выражение древнерусское, встречается в «Повести временных лет» в 1 и 3-м значениях, и приводится гипотеза его происхождения со ссылкой на статью Н. Т. Ходиной «Отражение поверий, предрассудков, обычаев во фразеологии» (Вопросы структуры и семантики германских и романских языков. Воронеж, 1975. С. 106.): «Смысл его, возможно, восходит к обычаю жертвоприношений: в глубокой древности часто приносили в жертву детей, главным образом первенцев. Позднее приношение в жертву первенца заменилось пролитием нескольких капель его крови или же закланием молодого животного».

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

1. Дни недели таким образом сокращать не принято. 2. Сокращенные названия Евангелий пишутся с точками (поскольку есть также другие книги Нового Завета, в сокращениях которых гласные не пропускаются, например апостольские послания).

Есть ли множественное число у существительного » евангелие «?

Ответ справочной службы русского языка

Слово евангелие имеет формы множественного числа. См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 4-е изд. М., 2003. Например: Ее Высочество раздавала раненым Евангелия и образки, и интересовалась ходом лечения («Русское слово», 1905). Однако эти формы употребляются редко.

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день!
У меня такой вопрос: если слово » Евангелие » я пишу с прописной буквы, то как мне писать его же во множественном числе? К примеру, «он досконально изучил иконографическую традицию древнерусского искусства, включая миниатюры в старинных Е(?)вангелиях.»

Ответ справочной службы русского языка

Как правильно: «евангелистский» или «евангелистический»? Возможно ли вообще употребление второго варианта? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: евангел и ческий (от сущ. евангелизм ), евангельский (от сущ. Евангелие ) и евангелистский (от сущ. евангелист ).

Ответ справочной службы русского языка

Зпасибо большое за вашу работу!

Ответ справочной службы русского языка

5. Названия культовых книг и памятников письменности пишутся с прописной буквы без кавычек.

Скажите, есть ли множественное число у слова » Евангелие «?

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Согласно «Большому толковому словарю русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова, глагол _умыть_ имеет значение «вымыть кому-л. лицо, руки и т. п.», а также значение «вымыть себе (лицо, руки и т. п.)». Поэтому и фразу _Феня спустилась к реке, умыла лицо, руки, ноги_ можно считать корректной.

Источник

Кто такие евангелисты и что они написали?

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Зайдешь в церковь — посмотри наверх! Под куполом храма в центре изображен Христос, а по четырем сторонам, в местах, где купол переходит к основному объему храма (эти места называют «паруса») ты увидишь святых. Рядом с каждым из них изображено своё существо: ангел (или человек), лев, телец (то есть телёнок, бычок) и орёл.

Кто эти святые? Это евангелисты: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Их рисуют близко к церковным «небесам», потому что они несут на землю небесную благую весть. А «благая весть» по-гречески — Евангелие.

Когда появилось Евангелие?

Но вот после Вознесения ученики Иисуса остались без Учителя. Наверное, тогда-то и появилась первая книга — Евангелие? Опять — нет. Книга в первые годы после Вознесения Христа была не нужна. Потому что все ещё всё помнили. В Палестине было много людей, которые своими глазами видели и своими ушами слышали Иисуса и даже сами участвовали в событиях Его жизни. Им не нужны были никакие записи.

Шли годы. Верующих становилось всё больше. Христианские общины росли, возникали за пределами Палестины, в землях, где жили другие народы. Люди пересказывали друг другу то, что услышали от апостолов. Но ведь ты знаешь, как трудно пересказать кому-то что-то слово в слово! Помнишь игру «испорченный телефон»? Один передает другому фразу по памяти, своими словами, и смысл её немного меняется. Потом — ещё немножко. И ещё… Кто-то что-то забыл, додумал, дофантазировал по-своему. А кто-то специально переиначил смысл. И вот уже от начальной фразы не осталось ни словечка…

Когда это просто игра — ладно, поиграли и забыли. А если слова, которые ты передаёшь, касаются веры, спасения души, разве можно тогда их искажать? Нельзя! Потому что от них зависят жизни людей. Эти слова должны быть записаны!

Вот поэтому и появились уже в виде книг Евангелия, составленные Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Конечно, попытки записать историю Иисуса делали не только они, но чем же отличаются эти евангелисты и почему только их творения в конце концов остались в Библии? Кроме того, что евангелисты входили в круг учеников Христа во время Его земной жизни, они имели еще и благодать Святого Духа — особые дары от Бога, позволявшие им написать Евангелия так, чтобы в них было правильно, без ошибок и искажений выражено всё самое главное. Если другие люди могли путаться в рассказе об Иисусе, пересказывая то, что сами не видели, то евангелисты все время «сверялись» с Богом.

Однако если ты будешь читать их Евангелия очень внимательно, то заметишь, что рассказы о некоторых событиях у них в каких-то деталях различаются! Как же так? А всё дело в том, что, обладая той самой благодатью, каждый из евангелистов оставался абсолютно свободным человеком, а ведь все люди видят события немного по-разному. Ты только представь, что в Евангелиях все повторялось бы точь-в-точь, даже самые маленькие подробности. Тогда наверняка нашелся бы человек, который сказал бы: да они просто сговорились, сами все выдумали и записали как под копирку! А так видно, что Евангелия — это свидетельства живых, но разных людей.

Но вот ещё вопрос. Почему же Евангелий целых четыре, неужели не хватило бы одного? Нет, не хватило бы. Во-первых, именно все четыре книги, дополняя друг друга, в необходимой мере рассказывают нам, нынешним христианам, самое главное о жизни и учении Христа. А во-вторых, это связано с тем, когда и как именно создавалось каждое из Евангелий. Ведь апостолы писали свои книги в разное время и для разных людей. Узнаем, как это было!

Матфей

Матфей сам был иудеем и собирал с других иудеев подати для римского императора, власть которого тогда распространялась на их страну. Общаться с Матфеем никто не хотел, занятие его считали позорным: мытарей, то есть сборщиков налогов, в народе не любили. Почему? Из всех собранных денег мытари отправляли римским властям установленную сумму, а из остатка им дозволялось себе взять столько, сколько захотят. Вот поэтому и считалось, что мытари — люди жестокие и бессовестные. Оттого и было для всех удивительным и то, что к такому человеку обратился Христос, и то, как этот мытарь откликнулся на Его призыв.

Христос, встретив Матфея, сказал ему:

Мытарь оставил свое занятие, имущество, и пошел за Христом. Мало того, он накрыл в своем доме для Христа большое угощение, позвал других мытарей и грешников, и все были за одним столом, чем очень удивили книжников: как можно, думали они, разделять трапезу с такими людьми? Христос же на это сказал:

— Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Когда апостолам пришла пора разойтись по разным странам, чтобы проповедовать там веру Христову, иерусалимские христиане, вышедшие из иудеев, попросили Матфея перед отъездом записать для них дела и учение Иисуса. Конечно, апостолы много раз прежде рассказывали верующим об этом, но людям хотелось иметь письменный источник, с которым они могли бы сверяться, когда учеников Христа не будет рядом. Апостолы согласились, что Матфей это сделает лучше других.

Позже святой ещё много проповедовал в разных азиатских странах, совершил немало чудес и подвигов. Жизнь его закончилась мученической гибелью.

Матфея на иконах и в храмах изображают рядом с ликом ангела или человека. Почему? Потому что он показал человеческую природу Христа. В Евангелии от Матфея рассказывается, из какого человеческого рода происходит Иисус. Матфей написал свое Евангелие для иудеев, а им важно было знать, что Иисус не самозванец. Древние иудейские пророки предсказывали, что Мессия, Спаситель будет из рода Давида. Вот Матфей подтверждает, что Иисус — из рода Давида, и именно Его пришествие предсказано в Ветхом Завете. Для своих читателей Матфей включил в своё Евангелие много цитат из Ветхого Завета, тех самых древних пророчеств.

Апостол Марк родился в Иерусалиме. Происходил он из священнического рода. Марк не входил в круг двенадцати апостолов, сопровождавших Христа во время Его земной жизни — он был еще слишком юн. Однако с детства Марк был окружен учениками Христа. Апостол Варнава приходился ему дядей. Мать Марка, Мария, тоже была христианкой. В её доме скрывался апостол Пётр после того, как чудесным образом освободился из темницы.

После Вознесения Иисуса в доме матери святого Марка верующие собирались на молитвы. Туда часто приходили апостолы. Марк сблизился с ними. Апостол Пётр в своем послании даже называет Марка своим сыном. Вместе с Павлом и своим дядей Варнавой святой Марк отправился в большое миссионерское путешествие. Он проповедовал в разных местах — в Антиохии, на Кипре, в Египте, в Греции, в Ливии…

Своё Евангелие Марк написал в Риме. К моменту, когда апостол туда прибыл, в «столице мира» уже было немало христиан, причём очень многие из них до принятия новой веры были язычниками. И, составляя Евангелие, Марк учитывал, что при воспитании эти люди не изучали, как иудеи, Ветхого Завета, что они были людьми совсем другой культуры, и поэтому постарался написать для них историю Иисуса коротко и ясно.

Текст Евангелия от Марка наполнен яркими, чудесными событиями — святой хотел показать, как велик Господь, какие чудеса Он способен совершать. Рядом с евангелистом Марком изображают льва. Лев — символ царственности и божественного могущества Христа, и этот образ хорошо передает то, каким Марк описывает Спасителя в своем Евангелии.

Обычно когда мы говорим про апостолов, то имеем в виду тех двенадцать человек, которых Он сделал Своими первыми учениками. Но апостолов было больше. Помимо ближайшего круга из двенадцати учеников, были еще семьдесят апостолов, которых Иисус призвал позднее, да и другие люди, которые также последовали за Спасителем. Лука был как раз из числа семидесяти апостолов.

Он родился в сирийском городе Антиохии. Лука не был евреем, но хорошо знал иудейскую религию и обычаи. Человек образованный, он изучил врачебное искусство, владел живописью, хорошо знал греческий язык и замечательно на нем писал.

Однажды Лука отправился из Антиохии в Галилею и там присоединился к следовавшим за Христом людям. После Вознесения Господня святой Лука некоторое время пробыл в Иерусалиме, а потом отправился на родину, в Антиохию. Там было уже много христиан. Его взял к себе в сотрудники и спутники святой апостол Павел, который даже приходился Луке родственником. Павел в своем послании называл Луку «возлюбленный врач».

Вместе с Павлом Лука после многих путешествий и апостольских трудов попал в Рим. Там святой и написал свое Евангелие, а еще книгу Деяния святых апостолов, адресовав их богатому и уважаемому антиохийцу Феофилу. Тексты свои Лука обращал к христианской общине Антиохии.

В Евангелии Лука изобразил земную жизнь Христа не только на основании того, что видел и слышал сам, но и используя многие свидетельства близких учеников Христа. Руководил Лукой-евангелистом апостол Павел. Он же потом прочитал и одобрил его Евангелие. И Деяния святых апостолов Лука написал по повелению Павла.

Главными читателями своего Евангелия Лука видел язычников, прежде всего — греков, образованных и взыскательных. Лука уже знал два первых Евангелия, от Матфея и от Марка, и следовал им, но его изложение более точное и ясное. Луку называют не просто евангелистом, а историком.

Начинается Евангелие с описания родословной Христа. Но родословная идёт не от Авраама — родоначальника еврейского народа, а от самого Адама, первого человека на Земле. Тем самым Лука подчеркивает, что Христос пришел для спасения всего человечества, а не только иудеев.

Символ Луки — бык, телец. Быков в древности приносили в жертву Богу. Образ быка подчеркивает ту мысль, которую особенно подробно стремится изложить Лука в своем Евангелии: Христос служил людям и принёс Себя в жертву ради спасения людей.

После смерти своего наставника и друга апостола Павла Лука продолжил проповедовать в Италии, Галлии (будущей Франции), Далмации (будущей Хорватии), Греции. Бывал и в Африке. Основывал христианские общины, исцелял людей. В глубокой старости он принял мученическую кончину в греческом городе Фивы. Не было готового креста — его распяли на растущей маслине.

Иоанн

Иоанн — единственный евангелист, к имени которого христиане добавили определение Богослов. Почему? Потому что его Евангелие — не просто рассказ очевидца, но и основание всего того учения о Боге и спасении, которое развивалось потом в Церкви.

Он был сыном галилейского рыбака Зеведея и Саломии, братом апостола Иакова. Иоанн сначала был учеником Иоанна Крестителя и впервые увидел Христа на берегах Иордана, когда Иисус крестился. Прошло время. Однажды Иоанн с братом помогали отцу ловить рыбу в Галилейском озере. Вдоль берега шел Христос. Он дал рыбакам, у которых не ладилась в этот день рыбалка, чудесный улов и призвал братьев идти за Собой. Рыбаки тут же оставили сети и последовали за Иисусом.

Из всех апостолов только Иоанн вместе с Богородицей был у креста, когда распинали Христа. Остальные ученики испугались идти на Голгофу — это было опасно. А ещё было ужасно тяжело смотреть, как твой любимый Учитель испытывает страшные муки… Однако, несмотря на эти муки, Иисус прямо с креста обратился к Иоанну и попросил его заботиться о Своей Матери. И с этого времени Богородица жила у Иоанна.

Евангелиста Иоанна изображают рядом с орлом. Почему у него такой символ? Возвышенный слог, которым написано Евангелие от Иоанна, его высокое богословское содержание напоминают высокий полет орла. Христос у него воспаряет в небеса, как орёл. А еще орёл — символическое воплощение Святого Духа.

Иоанн составил свое Евангелие в дни, когда жил в городе Ефесе (ныне это территория Турции). Это самое позднее Евангелие. Оно было написано, когда Иоанну Богослову было уже больше 90 лет, по просьбе христиан острова Патмос, которые очень любили и почитали Иоанна. В этом Евангелии апостол раскрывает Божественную сущность Христа, говорит о Святом Духе. В тексте апостол упоминает о событиях, которые не вошли в первые три Евангелия. И главная мысль, которую евангелист хотел донести до людей: Бог есть Любовь!

Даже когда апостол Иоанн был очень стар, когда он был уже не в силах произносить длинные проповеди, он постоянно обращался к окружавшим его людям с одной короткой фразой: «Дети, любите друг друга!» А если его спрашивали, почему он повторяет лишь эти слова, Иоанн объяснял: «Я потому говорю только эту фразу, что в ней содержится вся сущность Евангелия Христова, ибо Евангелие Христово есть учение о святой любви».

Есть ли среди четырёх Евангелий какое-то одно «главное» или «правильное»? Нет. Они равноправны, как четыре рукава одной реки. Каждое из четырёх Евангелий отражает особую грань личности Господа Иисуса Христа.

Источник

Евангелие

Слово Ева́нгелие (от греч. εὐαγγέλιον — благая весть, бла­го­ве­стие) —

1) Бла­го­ве­стие Хри­стово (апо­столь­ское, хри­сти­ан­ское ( 1Кор.15:1 )) о наступ­ле­нии Цар­ства Божия, о спа­се­нии чело­ве­че­ского рода от греха и смерти; 2) Книга (всего таких Книг — четыре), изла­га­ю­щая эту весть в форме повест­во­ва­ния о вопло­ще­нии, земной жизни, учении, обе­то­ва­ниях, спа­си­тель­ных стра­да­ниях, крест­ной смерти и Вос­кре­се­нии Иисуса Христа.

Пер­во­на­чально, в гре­че­ском языке клас­си­че­ского пери­ода, слово еван­ге­лие имело зна­че­ние «воз­да­я­ние (награда) за радост­ную весть», «бла­го­дар­ствен­ная жертва за радост­ную весть». Далее так стала назы­ваться сама радост­ная весть. Позд­нее слово еван­ге­лие при­об­рело рели­ги­оз­ный смысл. В Новом Завете оно стало упо­треб­ляться в спе­ци­фи­че­ском смысле. В несколь­ких местах еван­ге­лие обо­зна­чает про­по­ведь самого Иисуса Христа ( Мф.4:23 ; Мк.1:14-15 ), но чаще всего еван­ге­лие – это хри­сти­ан­ское про­воз­ве­стие, весть о спа­се­нии во Христе и про­по­ведь об этой вести.

Еван­ге­лие – книги Нового Завета, в кото­рых при­сут­ствует опи­са­ние жизни, учения, смерти и вос­кре­се­ния Иисуса Христа. Еван­ге­лие – это четыре книги, назван­ные по именам авто­ров-соста­ви­те­лей – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В числе 27 книг Нового Завета Еван­ге­лия счи­та­ются зако­но­по­ло­жи­тель­ными.

Состав кано­ни­че­ских книг Библии опре­де­ля­ется сово­куп­но­стью правил в Пра­во­слав­ной церкви: 85 Апо­столь­ское пра­вило (IV век), 60 пра­вило Лаоди­кий­ского собора (364 год), 39-ое посла­ние Афа­на­сия Вели­кого о празд­ни­ках (IV век), Стихи свя­того Гри­го­рия Бого­слова (IV век), Стихи свя­того Амфи­ло­хия Ико­ний­ского (IV век), 33 пра­вило Кар­фа­ген­ского собора. Однако струк­тура из четы­рёх Еван­ге­лий была при­знана хри­сти­а­нами уже к концу II века. В даль­ней­шем Святые Отцы и Учи­тели Церкви напи­сали тол­ко­ва­ния на Еван­ге­лия. Среди тол­ков­ни­ков Еван­ге­лия можно отме­тить, напри­мер, свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста, жив­шего в IV веке, а также бла­жен­ного Фео­фи­лакта Бол­гар­ского, жив­шего в XI веке.

Вынос Еван­ге­лия и его чтение — один из самых тор­же­ствен­ных момен­тов пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния, согласно запо­веди Иисуса Христа «про­по­ве­дуйте Еван­ге­лие всей твари» ( Мк.16:15 ), оно чита­ется во время утрени, все­нощ­ного бдения, Боже­ствен­ной Литур­гии, молеб­нов на неко­то­рых цер­ков­ных Таин­ствах и требах. Для этой цели исполь­зу­ется спе­ци­аль­ное бого­слу­жеб­ное (напре­столь­ное или треб­ное) Еван­ге­лие. Бого­слу­жеб­ное Еван­ге­лие раз­де­лено на фраг­менты (зачала). В Еван­ге­лии по Матфею цер­ков­ных зачал 116, по Марку – 71, по Луке – 114, по Иоанну – 67.

Всё ли раз­ре­шено, что не запре­щено в Еван­ге­лии?

Ответ на вопрос, что можно делать, а чего нельзя, нередко вол­нует веру­ю­щих. Что каса­ется свя­зан­ных с ним иска­же­ний и зло­упо­треб­ле­ний, чаще обыч­ного они про­яв­ля­ются не в Пра­во­слав­ной, а в про­те­стант­ской среде. Осо­бенно ярко пре­врат­ное отно­ше­ние к этой тема­тике обна­ру­жи­ва­ется в связи с пере­смот­ром в этой среде фун­да­мен­таль­ных хри­сти­ан­ских цен­но­стей (обу­слов­лен­ных, в част­но­сти, изме­не­нием отно­ше­ния к браку, вза­и­мо­от­но­ше­ниям полов, прак­ти­кой неоправ­данно гру­бого вме­ша­тель­ства в семей­ные дела, уча­стив­ши­мися слу­ча­ями ком­про­мис­сов в сфере веро­уче­ния).

Дей­стви­тельно, Еван­ге­лие не даёт нам абсо­лютно рас­кры­того (вплоть до мель­чай­ших дета­лей, под­ска­зок на все­воз­мож­ные затруд­не­ния) учения о хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти ( Ин.21:25 ).

Данное учение пред­став­лено там в весьма сжатом виде (ещё более сжато оно было сфор­му­ли­ро­вано Хри­стом в виде двух запо­ве­дей: о любви к Богу и о любви к ближ­нему, как к самому себе ( Лк.10:27 )). Но это не значит, будто Божий закон не совер­ше­нен, будто всё то, что не запре­ща­ется тек­стом Еван­ге­лия (если запрет не озна­чен в чекан­ных, раз­вёр­ну­тых фор­му­ли­ров­ках), раз­ре­шено.

Скажем, многое из того, что не рас­крыто в Еван­ге­лии, рас­крыто в других Книгах Свя­щен­ного Писа­ния Нового Завета.

Вместе с тем мно­же­ство нрав­ствен­ных поло­же­ний дано и рас­крыто в кано­ни­че­ских и нека­но­ни­че­ских Книгах Вет­хого Завета (несмотря на отмену обря­до­вых норм вет­хо­за­вет­ного закона Моисея, нрав­ствен­ные нормы, пре­по­дан­ные в про­по­веди про­ро­ков, не утра­тили акту­аль­но­сти для хри­стиан).

Более про­странно и обсто­я­тельно закон Божий пред­став­лен в Свя­щен­ном Свя­щен­ном Пре­да­нии Церкви (напом­ним, Пре­да­ние вклю­чает в себя и ту часть апо­столь­ской про­по­веди, что вошла в состав Книг Свя­щен­ного Канона, и ту, кото­рая была пере­дана Церкви устно; кроме того оно вклю­чает мно­же­ство памят­ни­ков свя­то­оте­че­ской пись­мен­но­сти, Собор­ные пра­вила и поста­нов­ле­ния; древ­ние Уставы и много дру­гого).

Про­те­станты, отвер­гая авто­ри­тет Свя­щен­ного Пре­да­ния, сами лишают себя столь дра­го­цен­ной сокро­вищ­ницы знаний (см. подроб­нее: Цер­ковь без Пре­да­ния — Цер­ковь?).

Наряду с Бого­от­кро­вен­ным уче­нием о нрав­ствен­но­сти, суще­ствует есте­ствен­ный нрав­ствен­ный закон. В той или иной мере этот закон изве­стен каж­дому чело­веку: он про­яв­ля­ется в голосе сове­сти. Чем выше уро­вень духов­ного совер­шен­ства чело­века, тем яснее вос­при­ни­мает он этот голос.

Как пра­вило, всего пере­чис­лен­ного бывает доста­точно для ори­ен­ти­ро­ва­ния в раз­лич­ных жиз­нен­ных ситу­а­циях. В наи­бо­лее затруд­ни­тель­ных слу­чаях хри­сти­а­нин имеет воз­мож­ность обра­титься за помо­щью к доб­ро­де­тель­ному, духовно муд­рому настав­нику (напри­мер, свя­щен­нику, старцу), и уже тот, с высоты своего духов­ного опыта (при помощи Божьей) помо­жет найти нужный ответ, при­нять верное реше­ние, сде­лать взве­шен­ный выбор.

Нако­нец, помимо цер­ков­ных зако­нов хри­сти­а­нина могут огра­ни­чи­вать граж­дан­ские и уго­лов­ные законы (не про­ти­во­ре­ча­щие воле Божьей). Это согласно со сло­вами Спа­си­теля: «отда­вайте кеса­рево кесарю, а Божие Богу» ( Мф. 22:21 ).

Чем отли­ча­ется Библия от Еван­ге­лия?

Люди, только начав­шие изу­чать хри­сти­ан­ство, часто зада­ются вопро­сом «Чем отли­ча­ется Библия от Еван­ге­лия?». Библия (от греч. βιβλία – книги) — это собра­ние книг Вет­хого и Нового Завета. Еван­ге­лие же явля­ется частью Нового Завета и, соот­вет­ственно, частью Библии.

Кто явля­ется авто­ром Еван­ге­лия?

Нередко при­хо­дится слы­шать: «Автор Еван­ге­лия Матфей» или «автор Еван­ге­лия Марк» и т. д. Однако гово­рить так не совсем кор­ректно. Свя­щен­ное Писа­ние – резуль­тат синер­гий­ного (сов­мест­ного) дей­ствия Бога и чело­века, в случае Еван­ге­лия — Бога и апо­сто­лов Матфея, Марка, Луки, Иоанна. При состав­ле­нии Книг Свя­щен­ного Писа­ния чело­век не являлся пас­сив­ным ору­дием Бога (обез­ли­чен­ным инстру­мен­том, дей­ствуя напо­до­бии меди­ума), но был сотруд­ни­ком, соучаст­ни­ком все­бла­гого Боже­ствен­ного дей­ствия. Вдох­нов­ляя свя­щен­но­пи­са­те­лей, Бог не нару­шал их сво­боды, не бло­ки­ро­вал разум, не наси­ло­вал волю, не лишал их рас­судка. Воз­водя их в выше­есте­ствен­ное бла­го­дат­ное состо­я­ния, Он откры­вал им те истины, те тре­бо­ва­ния Своей святой воли, кото­рые считал нужным открыть, а они осо­знанно и сво­бодно обле­кали их в ту или иную лите­ра­тур­ную форму.

Еван­ге­лие пере­во­дится как «благая весть». А в чем, соб­ственно, заклю­ча­ется эта благая весть?

Бла­го­да­тью Свя­того Духа в мире откры­лась новая весть-истина: для спа­се­ния чело­ве­че­ства на Землю пришел Бог, и «Бог стал Чело­ве­ком для того, чтобы чело­век стал богом», как сказал в IV веке свя­ти­тель Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский. Гос­подь при­ми­рился с чело­ве­ком, Он вновь исце­лил его и открыл ему дорогу в Цар­ствие Небес­ное. «И сказал (Хри­стос) им: идите по всему миру и про­по­ве­дуйте Еван­ге­лие всей твари» ( Мк.16:15 ).

Что такое синоп­ти­че­ские Еван­ге­лия?

Несмотря на целый ряд отли­чи­тель­ных черт, Еван­ге­лия по Матфею, Марку и Луке в науке полу­чили назва­ние «синоп­ти­че­ских», то есть таких, кото­рые обо­зре­вают один и тот же пред­мет под при­мерно оди­на­ко­вым углом (гре­че­ское слово σύνοψις можно пере­ве­сти как «обзор»). И дей­стви­тельно, вполне доста­точно про­чи­тать одно из первых трех Еван­ге­лий, чтобы узнать о клю­че­вых момен­тах про­по­веди Спа­си­теля. Еван­ге­ли­сты-синоп­тики допол­няют друг друга, но канва повест­во­ва­ния у них оста­ется неиз­мен­ной.

Если уже суще­ство­вали синоп­ти­че­ские Еван­ге­лия, зачем пона­до­би­лось еще одно?

Еван­ге­лие по Иоанну суще­ственно отли­ча­ется от синоп­ти­че­ских как по ком­по­зи­ции, так и по содер­жа­нию. Оно было напи­сано на несколько десят­ков лет позже книг других еван­ге­ли­стов с целью допол­нить их. Текст Иоанна Бого­слова пред­став­ляет тео­ло­ги­че­ское опи­са­ние Иисуса Христа как веч­ного Слова и уни­каль­ного Спа­си­теля чело­ве­че­ства.

К какому вре­мени отно­сятся наи­бо­лее древ­ние руко­писи тек­стов Еван­ге­лия?

Наи­бо­лее древ­ние извест­ные сохра­нив­ши­еся руко­писи тек­стов Еван­ге­лия дати­ру­ются 150−250 годами. В 2015 году опуб­ли­ко­вано сооб­ще­ние об обна­ру­же­нии в составе скле­ен­ной из папи­руса еги­пет­ской погре­баль­ной маски неболь­шого фраг­мента Еван­ге­лия от Марка с дати­ров­кой до 90 года. Наи­бо­лее древ­ний полный список кано­ни­че­ского чет­ве­ро­е­ван­ге­лия (в Синай­ском кодексе) дати­ру­ется IV веком.

Когда и кем впер­вые упо­ми­на­ется Еван­ге­лие как книга?

Наи­бо­лее ранним источ­ни­ком, упо­ми­на­ю­щим четыре кано­ни­че­ских Еван­ге­лия, явля­ется сочи­не­ние Иринея Лион­ского (II век) «Обли­че­ние и опро­вер­же­ние лже­имен­ного знания (Против ересей)». В этом сочи­не­нии по именам авто­ров назы­ва­ются четыре Еван­ге­лия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Насколько Еван­ге­лия под­линны? Ведь их писали люди, кото­рые могли что-то иска­зить — как не желая того, так и созна­тельно?

Дей­стви­тельно, в Новом Завете встре­ча­ются раз­но­чте­ния, но пара­док­саль­ным обра­зом именно они и явля­ются дока­за­тель­ством под­лин­но­сти писа­ний. Ведь если бы лич­ность Христа и Его слова явля­лись чьей-то фан­та­зией, то авторы, кото­рые зани­ма­лись бы подоб­ной мисти­фи­ка­цией, стре­ми­лись бы пере­дать все подроб­но­сти без малей­ших изме­не­ний.

Еван­ге­ли­сты эту цель не пре­сле­дуют. Наобо­рот, они ста­ра­ются ска­зать о Спа­си­теле как можно больше и пере­дать мак­си­мально воз­мож­ное коли­че­ство дета­лей. Они иногда про­ти­во­ре­чат друг другу, но при этом рас­кры­вают Его как живого и насто­я­щего. Про­стота апо­столь­ских строк – сви­де­тель­ство того, что еван­гель­ский Хри­стос дей­стви­тельно Тот, о Ком уже две тысячи лет гово­рит Цер­ковь. И не только гово­рит, но и ведет – к Нему же.

На иконах Еван­ге­ли­сты нередко сопо­став­ля­ются с живот­ными. Не явля­ется ли это язы­че­ством и при­ни­же­нием зна­че­ния самого Еван­ге­лия?

Наобо­рот. С конца II века н. э. для ука­за­ния на то, что раз­ли­чия между Еван­ге­ли­ями не нару­шают един­ства хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, свя­щен­но­му­че­ник Ириней Лион­ский гово­рит о них как о едином Еван­ге­лии, данном хри­сти­а­нам в четы­рёх видах. Еван­ге­лие от Иоанна сопо­став­ля­ется с орлом, так как он особой воз­вы­шен­но­стью своих мыслей высоко парит в небе подобно орлу, Еван­ге­лие от Луки — с тель­цом, поскольку оно озна­чает «свя­щен­но­дей­ствен­ное и свя­щен­ни­че­ское досто­ин­ство» Христа Слова, Еван­ге­лие от Матфея — с чело­ве­ком, так как оно «изоб­ра­жает Его явле­ние как чело­века», а Еван­ге­лие от Марка — со львом, сим­во­ли­зи­ру­ю­щим «дей­ствен­ность, гос­под­ство и цар­скую власть» Христа Сына Божия, то есть по ана­ло­гии с тет­ра­мор­фом Иезе­ки­иля.

Как отно­ситься к апо­кри­фи­че­ским Еван­ге­лиям?

Почему Еван­ге­лий всего четыре? Ведь известны так назы­ва­е­мые «Еван­ге­лия» Иакова, Марии, Петра и даже Иуды. Про­блема апо­кри­фов (книг, не вошед­ших в канон Нового Завета) ставит перед нами вопрос кри­те­рия, по кото­рому отби­ра­лось то или иное писа­ние.

Еван­ге­лий всего четыре, прежде всего, потому, что именно в них Цер­ковь уви­дела ту под­лин­ную сло­вес­ную икону Христа, кото­рая до мель­чай­ших подроб­но­стей пере­дает самое глав­ное – образ Живого Любя­щего Бога, став­шего чело­ве­ком и при­нес­шего Себя в жертву ради спа­се­ния мира. В апо­кри­фах этого нет. Даже те писа­ния, кото­рые при­зна­ются бес­спор­ными про­дук­тами ранней хри­сти­ан­ской мысли, не содер­жат в себе чего-либо прин­ци­пи­ально нового, чего нет в кано­ни­че­ских Еван­ге­лиях. Апо­крифы слиш­ком зацик­лены либо на «чуде­сах» и «тайнах», либо на «быто­вых сценах». Их глав­ная задача – уди­вить, шоки­ро­вать и заин­три­го­вать чита­теля.

Почему иногда при­хо­дится слы­шать «Еван­ге­лие по …», а не «Еван­ге­лие от …»?

Что каса­ется назва­ний, то пра­виль­нее эти очень древ­ние назва­ния с гре­че­ского нужно пере­ве­сти так: «Еван­ге­лие по Матфею» (κατὰ Ματθαῖον), «Еван­ге­лие по Марку» (κατὰ Μᾶρκον) и т. д. Этим Цер­ковь хотела ска­зать, что во всех Еван­ге­лиях заклю­ча­ется единое хри­сти­ан­ское бла­го­вест­во­ва­ние о Христе Спа­си­теле, но по изоб­ра­же­ниям разных писа­те­лей: одно изоб­ра­же­ние при­над­ле­жит Матфею, другое – Марку и т.д. Также сле­дует отме­тить, что благую весть принёс Сам Бог, это Его благая весть.

Как часто нужно читать Еван­ге­лие?

Гос­подь открыл нам дорогу в Цар­ствие Небес­ное. Читая Еван­ге­лие, мы встаем на эту небес­ную вер­ти­каль­ную дорогу и идем по ней к Нему. Вот что такое Еван­ге­лие. Поэтому очень важно читать Новый Завет каждый день. По совету святых отцов нам сле­дует вклю­чать чтение Свя­того Еван­ге­лия и «Апо­стола» в свое келей­ное (домаш­нее) молит­вен­ное пра­вило. Обычно реко­мен­ду­ется сле­ду­ю­щая после­до­ва­тель­ность: одна или две главы «Апо­стола» и одна глава Еван­ге­лия в день. По воз­мож­но­сти сле­дует не забы­вать и о чтении Вет­хого Завета. Конечно, если есть воз­мож­ность и жела­ние, не воз­бра­ня­ется чтение и боль­шего коли­че­ства глав Еван­ге­лия, глав­ное, чтобы это рев­ност­ное чув­ство не сме­ни­лось апа­тией.

В каком порядке сле­дует читать Еван­ге­лие?

Удобно читать Еван­ге­лие по порядку, т. е. с первых глав и до послед­них, а потом воз­вра­щаться. Тогда у чело­века сфор­ми­ру­ется целост­ная кар­тина еван­гель­ского повест­во­ва­ния, ощу­ще­ние и пони­ма­ние его непре­рыв­но­сти, при­чинно-след­ствен­ных связей.

Можно читать Еван­ге­лие и руко­вод­ству­ясь поряд­ком чтения его в храме. Для этого сле­дует открыть пра­во­слав­ный кален­дарь и найти еван­гель­ское чтение на данный день (утр. — чита­ется на утрене; лит. — чита­ется на Литур­гии).

Суще­ствуют ли молитвы на чтение Еван­ге­лия?

Святые отцы сове­туют перед нача­лом чтения Свя­щен­ного Писа­ния про­сить у Гос­пода помощи. Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин пишет: «Когда садишься читать или слу­шать чита­ю­щего, помо­лись прежде Богу, говоря: “Гос­поди, отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услы­шать мне сло­веса Твои и испол­нить волю Твою” ( Пс.118:18 ). “Уповаю, Боже мой, что Ты про­све­тишь сердце мое” – всегда так моли Бога, чтобы про­све­тился ум твой и открыл тебе силу слов Своих. Многие, пона­де­яв­шись на свое разу­ме­ние, впали в заблуж­де­ние и, “назы­вая себя муд­рыми, обе­зу­мели” ( Рим.1:22 )». Также и пре­по­доб­ный Исаак Сирин настав­ляет: «К сло­ве­сам таинств, заклю­чен­ных в Боже­ствен­ном Писа­нии, не при­сту­пай без молитвы и испро­ше­ния помощи у Бога, но говори: “Дай мне, Гос­поди, приять ощу­ще­ние заклю­ча­ю­щейся в них силы”. Молитву почи­тай ключом к истин­ному смыслу ска­зан­ного в Боже­ствен­ных Писа­ниях».

Име­ется молитва свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста пред слу­ша­нием или чте­нием Свя­щен­ного Писа­ния: «Гос­поди Иисусе Христе, отверзи ми уши сер­деч­ныя услы­шати слово Твое, и разу­мети и тво­рити волю Твою, яко при­шлец есмь на земли: не скрый от мене запо­ве­дей Твоих, но открый очи мои, да разу­мею чудеса от закона Твоего; скажи мне без­вест­нея и тайная пре­муд­ро­сти Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми про­све­тиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести напи­сан­ная, но и тво­рити я, да не в грех себе святых жития и сло­весе про­чи­таю, но в обнов­ле­ние, и про­све­ще­ние, и в свя­тыню, и в спа­се­ние души, и в насле­дие жизни вечныя. Яко Ты еси про­све­щаяй лежа­щих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совер­шен. Аминь».

Можно читать молитву, кото­рая поме­щена в конце 11‑й кафизмы: «Воз­сияй в серд­цах наших, Чело­ве­ко­любче Гос­поди, Твоего Бого­ве­де­ния нетлен­ный свет, и мыс­лен­ная наши отверзи очи, во еван­гель­ских Твоих про­по­ве­да­ний разу­ме­ние, вложи в нас и бла­жен­ных Твоих запо­ве­дей страх, да плот­ския похоти вся поправше, духов­ное житель­ство прой­дем, вся, яже ко бла­го­уго­жде­нию Твоему и мудр­ству­юще и деюще. Ты бо еси про­све­ще­ние душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу воз­сы­лаем, со Без­на­чаль­ным Твоим Отцем и Все­свя­тым, и Благим, и Живо­тво­ря­щим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Ее тайно читает свя­щен­ник во время Боже­ствен­ной литур­гии перед чте­нием свя­того Еван­ге­лия.

Также известна молитва, состав­лен­ная свя­ти­те­лем Игна­тием (Брян­ча­ни­но­вым): «Спаси, Гос­поди, и поми­луй рабов Твоих (имена) сло­вами Боже­ствен­наго Еван­ге­лия, что­мыми о спа­се­нии раба Твоего. Попали, Гос­поди, терние всех их согре­ше­ний, и да все­лится в них бла­го­дать Твоя, опа­ля­ю­щая, очи­ща­ю­щая, освя­ща­ю­щая всего чело­века во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа. Аминь».

По окон­ча­нии чтения Еван­ге­лия чита­ется молитва: «Слава Тебе, Гос­поди Царю, Сыне Бога живаго, спо­до­би­вый мя недо­стой­наго Боже­ствен­ная Твоя сло­веса и глас Свя­таго Еван­ге­лия Твоего слы­шати; сим убо вла­дыч­ним Твоим гласом, укрепи мя в пока­я­нии насто­я­щия сея жизни прейти нощь, от вся­каго избав­ляя мя навета и злобы види­мых и неви­ди­мых враг: Ты бо еси един силь­ный, и цар­ствуяй во веки. Аминь».

В каких объ­е­мах будет душе­по­лезно еже­днев­ное чтение Еван­ге­лия?

Такое чтение может быть разным. Одни люди читают по главе в день, другие по зача­лам – отрыв­кам, кото­рые звучат в этот день за Боже­ствен­ной литур­гией, следуя тем самым за чте­ни­ями цер­ков­ного года. Есть и другая рас­про­стра­нен­ная прак­тика: читать в день три главы Нового Завета – по одной главе Еван­ге­лия и по две из Апо­стола (книги Деяний и посла­ний апо­столь­ских).

Когда я читаю Еван­ге­лие, как мне понять, какое отно­ше­ние про­чи­тан­ный фраг­мент имеет лично ко мне? Ведь там речь идет о людях, кото­рые жили 2000 лет назад.

Еван­ге­лие изу­ча­ется жизнью по Еван­ге­лию, то есть нужно ста­раться жить по Еван­ге­лию, свя­зы­вать его с той жизнью, кото­рой мы все живем. Когда мы про­чи­тали какой-то эпизод из Еван­ге­лия – посмот­рите в него как в зер­кало и задайте себе вопросы. А у меня в жизни так или иначе? Гос­подь гово­рит то-то и то-то, а нахо­дят ли Его слова хоть какое-то отра­же­ние в моей жизни? Меняет ли Еван­ге­лие мою жизнь? Хорошо, если мы, читая Еван­ге­лие, сможем узнать себя в первом из сыно­вей, кото­рых отец пооче­редно просил пора­бо­тать в вино­град­нике ( Мф.21:28-31 ), если мы, совер­шая про­тив­ные Еван­ге­лию поступки, попи­рая свою хри­сти­ан­скую совесть, каждый раз, обли­ча­е­мые ей, тем не менее, рас­ка­и­ва­емся и воз­вра­ща­емся к Отцу. По сути, мы все, при­бе­га­ю­щие к пока­я­нию и ста­ра­ю­щи­еся хотя бы что-то изме­нить в себе к луч­шему, таковы. Когда мы читаем Еван­ге­лие, мы слышим голос Христа, обра­щен­ный именно к нам.

Можно ли слу­шать Еван­ге­лие, напри­мер, в науш­ни­ках или колон­ках?

Слу­ша­ние Еван­ге­лия не явля­ется грехом. Доста­точно вспом­нить, что и в храме во время бого­слу­же­ния мы именно слу­шаем Еван­ге­лие. Важно пом­нить о том, что Еван­ге­лие — это слово Божие, поэтому и вни­мать ему сле­дует с бла­го­го­ве­нием.

Святые отцы без­ого­во­рочно при­знают чтение Еван­ге­лия мощ­ней­шим фак­то­ром духов­ного воз­рас­та­ния лич­но­сти, причём, на началь­ных сту­пе­нях воцер­ко­в­ле­ния – именно Еван­ге­лия, а не Библии в целом.

«Еван­ге­лие ( Мк.1:1 и др.) – слово гре­че­ское, зна­ча­щее: бла­го­ве­стие, т.е. добрую, радост­ную весть… Назы­ва­ются сии книги Еван­ге­лием потому, что для чело­века не может быть лучшей и более радост­ной вести, как весть о Боже­ствен­ном Спа­си­теле и о вечном спа­се­нии. Потому-то и чтение Еван­ге­лия в церкви каждый раз сопро­вож­да­ется радост­ным вос­клик­но­ве­нием: Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе!»
Биб­лей­ская энцик­ло­пе­дия архим. Ники­фора

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как правильно пишется евангелие, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как правильно пишется евангелие", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как правильно пишется евангелие:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *