Значение слова «покаяние»
1. Признание в совершенном проступке, в ошибке. Гурову было уже скучно слушать, его раздражал наивный тон, это покаяние, такое неожиданное и неуместное. Чехов, Дама с собачкой. Она хотела слов, но он молчал: у него не было склонности к покаянным речам. Он считал, что можно прекрасно обойтись без объяснений и покаяний. Николаева, Жатва.
2. Признание верующим своих грехов перед священником; исповедь. — Сколько-то прожил он и помер скорою смертью без покаяния. Пал у себя в келье и умер. Короленко, За иконой. || Наказание, налагавшееся судом в дореволюционной России за некоторые преступления, состоявшее в принудительной и подконтрольной молитве. Суд приговорил Королькова к восьмимесячному тюремному заключению за убийство без заранее обдуманного намерения и к церковному покаянию. Серафимович, Заметки обо всем.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Покаяние — осознание своих грехов перед Богом в христианстве.
Исповедь — таинство покаяния в исторических церквях.
Покаяние — советский художественный фильм, снятый в 1984 году.
ПОКАЯ’НИЕ, я, ср. 1. Добровольное признание в совершенном проступке, в своей ошибке (книжн.). 2. Исповедь, признание верующим своих грехов перед священником (церк.). 3. Налагавшееся дореволюционным судом за нек-рые преступления наказание, состоявшее в принудительной и подконтрольной молитве (дореволюц.). Приговорить к церковному покаянию. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
покая́ние
1. добровольное признание в совершенном проступке, в ошибке, преступлении
2. религ. признание верующим своих грехов (обычно перед священником)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: разбитость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Покаяние или покояние? Как писать правильно и почему?
Русский язык прекрасен и грамотность очень и очень важна. Правда я тоже не супер грамотна, но стараюсь запоминать.
Покаяние от слова каяться. Так будет правильно.
Эту гласную очень легко под ударение поставить: «Раскаиваться или каяться», по библейскому персонажу «Каину», тоже с ориентироваться нетрудно, все бы слова так легко проверялись- не один десяток запоминать приходится.
Каюсь, жена любимая, сильно я виноват перед тобой.
В русском языке есть несколько синонимических словосочетаний, которые имеют различную грамматическую форму. Люди часто путают падежное окончание и не всегда правильно подбирают предлог, с которым нужно употреблять местоимение. Это морфологическая ошибка.
Необходимо запомнить следующее: ему (дательный падеж) свойственно, присуще, а характерно или типично для него (родительный падеж). Ещё можно сказать так: за ним водится, на него похоже, его отличает.
Правильно: шерстяными.
Пример предложения со словом «шерстяными»: я довольна своими новыми шерстяными носками.
Слово «утерянный» является страдательным причастием прошедшего времени и отвечает на вопрос «что сделанный?». Образованно от глагола «терять» приставочно-суффикса льным способом. В русском языке те причастия, которые образованны от глаголов совершенного вида, глаголов с приставкой или употребляются в контексте с зависимым словом в суффиксе будут иметь удвоенную «н».
Правильно: утерянный.
Пример предложения со словом «утерянный»: давно утерянный мною учебник нашелся.
У глаголов в конце шипящих всегда пишется мягкий знак (например: едешь, пишешь.)
В этом слове: 2 гласные буквы, 3 согласные, 1 беззвучная буква.
Значение слова покаяние
Словарь Ушакова
пока я ние, покаяния, ср.
1. Добровольное признание в совершенном проступке, в своей ошибке (книж.).
2. Исповедь, признание верующим своих грехов перед священником (церк.).
3. Налагавшееся дореволюционным судом за некоторые преступления наказание, состоявшее в принудительной и подконтрольной молитве (дорев.). Приговорить к церковному покаянию.
Католическая Энциклопедия
В таинстве Покаяния (или Примирения) христианин, искренне кающийся в своих грехах, посредством Церкви получает от Бога прощение грехов, тем самым примиряясь с Богом и с Мистическим Телом Христа – Церковью, от которой верующего отлучает всякий тяжкий грех.
Одним из важных требований покаяния является признание, исповедание своих грехов. Поэтому существенным элементом церковного покаяния оказывается исповедь – исповедание кающимся своих грехов перед лицом Божиим в присутствии священника: верующий исповедуется Богу, а священник – только свидетель его исповеди (об этом действии священника говорится «принимать исповедь», «исповедовать»). Священник, принимающий исповедь, называется исповедником (священник, у которого верующий исповедуется постоянно, именуется духовником; его можно называть также называть духовным отцом, или духовным наставником – особенно в тех случаях, когда он действительно осуществляет наставничество; духовным отцом, или духовным наставником называется также постоянный духовник в монастыре или в семинарии). Верующий, который приступает к таинству Покаяния (совершает покаяние в Церкви) называется кающимся, или исповедующимся. Прощает кающемуся грехи не кто иной, как Сам Бог, но священник, властью, данной ему Христом через апостолов, дает кающемуся разрешение [от] грехов, или отпущение грехов. При этом он произносит над кающимся разрешительную молитву, которая представляет собой тайносовершительную формулу таинства Покаяния: «Бог, Отец милосердия, смертью и воскресением Сына Своего примиривший мир с Собою и ниспославший Святого Духа для отпущения грехов, посредством Церкви Своей пусть дарует тебе прощение и мир. И я отпускаю тебе грехи во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
Еще одним важным элементом таинства Покаяния является епитимия – предлагаемые священником кающемуся действия «удовлетворения» в виде молитв, дел благочестия или милосердия (священник назначает епитимию, а кающемуся надлежит исполнить епитимию).
В последнее время для верующих нередко организуются специальные покаянные богослужения, которые именуются также литургиями покаяния. В чрезвычайных ситуациях, особенно в случаях угрозы для жизни многих людей разрешается общинное совершение таинства Примирения, с общей исповедью (когда кающиеся не исповедуются в грехах перед священником, а лишь раскаиваются в них в душе) и общим отпущением грехов.
Педагогический терминологический словарь
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 203-204)
Библейская энциклопедия арх. Никифора
(Мк 1:4,5, 2 Кор 7:10) — есть таинство, в котором верующий при устном исповедании грехов своих пред священником получает чрез него невидимое разрешение грехов от самого Иисуса Христа. Покаяние было отчасти и в ветхозаветной Церкви. Приносившие жертву о своих грехах по закону Моисееву раскаивались в них пред Богом и получали очищение их. Равным образом и приходившие к Иоанну Крестителю для крещения предварительно исповедывали ему грехи свои. Но, как таинство новозаветной Церкви, покаяние установлено самим Иисусом Христом. Сначала Он обещал апостолам даровать власть разрешать грехи: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф 18:18). По воскресении же Своем Он на самом деле даровал им эту власть, когда сказал: «приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20:22-23). От кающегося требуется: искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и уверенность в Его милосердии. Кроме того, как приготовительное средство к покаянию, необходимы пост и молитва, которые могут расположить кающегося к сокрушению о грехах и к уверенности в милосердии Божием. Истинно кающиеся могут получить разрешение всех грехов своих, потому что нет такого греха, который превысил бы милосердие Божие. Если же грехи против Духа Святого (упорное отрицание явных обнаружений Божественной силы, крайнее ожесточение сердца и отчаяние) признаются непростительными, то не по недостатку милосердия Божия, а потому что люди, впадающие в них, сами, по своему ожесточению и упорству, не способны обратиться к Богу с раскаянием в них.
Православие. Словарь-справочник
См. Исповедь, Таинства Православной Церкви.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Добровольное признание в совершенном проступке, в ошибке; исповедь перед священником.
* ► [Катерина:] Умереть мне без покаяния. // Островский. Гроза // *
◘ ОТПУСТИТЬ ДУШУ НА ПОКАЯНИЕ.
Энциклопедия иудаизма
Библейский Словарь к русской канонической Библии
пока’яние — осознание своей греховности, переживание, связанное с таким осознанием. Это не только сожаление о проступках, о всем неистинном в своей жизни, в самом себе, но нечто большее — осуждение всего этого и отход от него ( 2Кор.7:10 ). Покаяние не может быть без обращения ( Деян.26:20 ), упования на Бога и стремления приносить добрый плод ( Мат.3:8 ). Праведники не имеют нужды в покаянии ( Лук.15:7 ) (но есть ли праведные на земле?). Покаяние есть дар Божий ( Деян.5:31 ; Деян.11:18 ; 2Тим.2:25 ). ( см. раскаяние)
Православный энциклопедический словарь
одно из семи христианских таинств, установленное Самим Иисусом Христом. В нем исповедующийся Господу (при свидетельстве священника и при чтении священником соответствующих молитв) получает от Самого Иисуса Христа прощение исповедуемых грехов. Для действенности таинства необходимы искреннее сердечное раскаяние и твердое намерение исправиться, вера в Господа и надежда на Его милосердие (См. также Исповедь).
Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
добровольное признание в совершенном проступке. Положительное явление. Покаяние должно быть искренним, идти от внутренних духовно-нравственных соображений, а не вынужденным практическими соображениями, в последнем случае оно оценивается людьми отрицательно.
* Ср. покаяние Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф. Достоевского. *
Библия: Тематический словарь
♦ скорбь от совершенного греха и обращение к Богу
Б. Заповедь о покаянии
♦ Бог призывает всех людей покаяться:
Иер 18:11; Иез 18:30–32; Деян 17:30; 2Пет 3:9
♦ Христос призывает людей покаяться:
Мк 1:14,15; Лк 13:1–5; Откр 2:5,16; Откр 3:3
♦ Иоанн Креститель призвал народ покаяться:
♦ апостолы призвали народ покаяться:
Мк 6:12; Деян 2:38; Деян 3:19,20; Деян 26:20
♦ призыв должен звучать и сегодня:
В. Существенные аспекты покаяния
♦ признание того, что мы погибли во грехе:
Лк 5:32; Деян 2:37,38; Деян 8:22; 2Кор 7:9,10
♦ возвращение к Отцу:
♦ вера в Иисуса Христа:
Мк 1:15; Деян 20:21; Откр 3:19,20
Иер 18:11,12; Мф 3:8; Деян 26:20; Откр 2:4,5
Г. Результаты покаяния
3Цар 8:46–50; Деян 2:38
♦ новое сердце и новый дух:
♦ сожаление без покаяния приносит смерть:
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG repentance)
(др.-евр. Shub, греч. metanoia, лат. poenitentia)
акт, выражающий искреннее раскаяние в грехе. Лингвистические корни этого термина указывают на его теологическое значение: изменение направления разума и жизни как начальный шаг выражения христианской веры (Деян. 26:20).
Словарь Ожегова
ПОКАЯНИЕ, я, ср.
1. Добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке (книжн.). Принести п.
2. То же, что исповедь (в 1 знач.). Церковное п. П. в грехах.
• Отпустить душу на покаяние (разг. шутл.) оставить когон. в покое, перестать донимать чемн.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— одно из семи христианских таинств, установленное самим И. Христом (Иоан. XX, 21—23: Mф. XVI, 19; XVlII, 17—18). В нем, по православному учению, исповедующий изустно грехи свои перед священником при видимом изъявлении от него прощения невидимо разрешается от всех грехов самим И. Христом, так что снова делается невинным и освященным, как после крещения. Для действенности таинства необходимы искреннее сердечное раскаяние и твердое намерение исправить свою жизнь, вера в И. Христа и надежда на его милосердие, устное изложение грехов пред священником и разрешение священника, также устное, по известной формуле («Чин» исповеди печатается в «Требнике», а также отдельно). В Ветхом Завете П. сначала состояло во внешних очистительных обрядах, посте и т. п.; позже пророки возвысили понятие о П. и требовали, кроме внешних очищений и жертв, сердца Богу сокрушенного и смиренного (Псал. LI, 19) и перемены жизни к лучшему (Исаия I, 16—17; Иезекииль XXXIII, 14—15). Евангелие понимает П. не просто как раскаяние, но и как возрождение, полное изменение (μετανοία) существа. Во времена апостольские обозначаются два вида П.: тайного, перед священником, и открытого, публичного, перед всем обществом церковным (Деян. XIX, 58; Иак. V, 16). Во II и III вв. о существовании публичного П. говорят Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Киприан. В III в. П. было подробно регламентировано для так называемых падших (lapsi), т. е. отрекшихся от Христа во время гонений, но после снова возвращавшихся в церковь. Для них определено было четыре степени П. (по мнению некоторых ученых — три или пять): плачущих (προσκλαίωντες), слушающих (άκροώμενοι), припадающих (προσπιπτοντες, ύποπίπτοντες) и предстоящих, или вместе стоящих (συνισταμενοι). «Плачущие», стоя на коленях во внешнем притворе церкви, просили входящих в храм помолиться о них и ходатайствовать о скорейшем принятии в церковь; «слушающие» стояли во внутреннем притворе храма, впереди оглашенных, и вместе с ними удалялись из храма; «припадающие» стояли в самом храме, при входе, перед вдовицами и старцами; по выходе «слушающих» они «припадали» ниц, исповедовали грех свой и затем удалялись из храма; «предстоящие» занимали в церкви место слева впереди и отличались от верных только тем, что не могли ни делать приношений в церковь, ни причащаться св. таин. Публичному П. в древней церкви подвергались не только lapsi, но также впавшие в ересь и в особенно тяжкие грехи. Срок публичного П. был иногда очень продолжителен: П. падших продолжалось по правилам Петра Александрийского 4 года, по правилам Анкирского собора — 6 лет, по правилам Первого Вселенского собора — 20 лет. По просьбам и настояниям гражданских властей срок публичного П. иногда сокращался; иногда такое сокращение делалось и по усмотрению самой церкви. Были случаи добровольного публичного П., как особый вид подвижничества благочестивых, по смирению, а не по действительной виновности. Грехи, от которых очищались публичным П. по суду церкви, были: святотатство, убийство, блуд, кровосмешение, оскорбление величества и делание фальшивой монеты. Так как исповедь перед всеми представляла некоторые неудобства, то с половины III в. в церквах был учрежден особый чин священника-духовника (πρεσβιτερος επί της μετανοίας, poenitentiarius), который наедине выслушивал. исповедь подлежавшего публичному покаянию; но это учреждение скоро было отменено, а вслед за тем перестало существовать на Востоке и публичное П. (около 400 г.). На Западе оно прекратилось не ранее VII века. Место его занимают усиленные молитвы, особые дела благотворительности и другие подвиги благочестия, совершаемые под надзором и руководством пресвитера, и в крайнем случае — отлучение от причащения на тот или другой срок (см. «Исповедание веры Восточной церкви» Митрофана Критопула и «Ответ патриарха Иеремии лютеранам» по поводу аугсбургского исповедания). IV-й Латеранский собор определил, чтобы к таинству П. однажды в год непременно приступали все пришедшие «в разумный возраст», под угрозою отлучения от церкви и лишения христианского погребения. Это определение подтвердил собор Триентский, предписавший то же самое и священникам. В XII в. на Западе устная исповедь с перечнем грехов не всеми считалась необходимою для получения прощения; некоторые признавали достаточным одно внутреннее раскаяние. Ричард Сен-Викторский учил, что священник может освободить от наказания за грех, но не от виновности; Фома Аквинат — что священник не может освободить от грехов, но может освободить от виновности и наказания. Кафары и вальденцы отвергали устную исповедь. С XII в. прежняя формула разрешения: «misereatur tui omnipotens Deus et dimitiat tibi omnia peccata tua, et perducet te in vitam aeternam» заменена словами священника: «ego absolvo te». Лютер сначала удержал П. в числе таинств, сохранив и устную исповедь (хотя и не считал необходимым полный перечень грехов исповедующимся), и разрешение пастора для готовившихся к причащению (Аугсбургск. исповед. II, 12, 25), но потом признал разрешение пастора не необходимым, усмотрев сущность П. в истинном раскаянии и скорби о грехе. С течением времени изустное исповедание грехов вышло из обычая у лютеран; позднейшие усилия восстановить его были безуспешны. В настоящее время в ортодоксальном лютеранстве существует лишь общее публичное П. и общее же разрешение, преподаваемое пастором. В церкви реформатской устной исповеди не существует вовсе; по ее учению, нужно исповедоваться лишь одному Богу, все равно, общею ли исповедью или единолично, в храме. Позволяется также исповедоваться кому-либо из своих близких или пастору, чтобы выслушать от них наставление или утешение (Confessio Helvet., 1,14); ныне, однако, такая исповедь не практикуется. В православной церкви существует правило, по которому каждый православный должен приступать к таинству П. не менее одного раза в год (обыкновенно — в Великом посту, а также в другие три поста— Рождественский, Успенский и Петров). Священник обязан хранить исповедь в тайне — за огласку исповеданных ему грехов он подвергается по духовному регламенту лишению сана. Если бы, однако, кто-либо на исповеди объявил о своем злом умысле против государя и общественного порядка и при этом не выразил бы раскаяния и решимости оставить свое намерение или тайно, но умышленно произвел в народе соблазн, могущий иметь вредные последствия для церкви и общества (напр. вымышленное чудо) и, исповедуясь, не изъявил намерения уничтожить соблазн публичным раскаянием в обмане, священник должен немедленно обо всем донести архиерею; подробности исповеданного, однако, он сообщает не ранее, как на формальном суде. Священник не имеет права исповедовать несколько человек разом, даже малолетних. Священнику запрещается пользоваться исповедью как средством для каких-либо вымогательств и личных просьб. Плата священнику за исповедь запрещена и государственными, и церковными постановлениями. Из монашествующих исповедовать могут только имеющие сан не ниже иеромонаха, и не иначе, как с разрешения архиерея. Ср. Исповедные книги (росписи). См. В. И. Долицкий, «Об исповеди» («Христианское чтение», 1842); «Покаяние» (там же, 1825); «Церковное запрещение и разрешение» («Православный собеседник», 1860); А. Шостьин, «Превосходство исповеди православной пред католической» («Вера и разум», 1887, 1); Алмазов, «Тайная исповедь» (1894).
Покаяние, каяться
I. ПЕРЕВОД
Слово «каяться», которым в Синод. пер. передается ряд евр. и греч. слов [евр. шув, «обратиться», «возвратиться», нахам, «сожалеть о чем-либо», «раскаиваться в чем-либо» и греч. метаноэйн, «изменять образ мыслей» ] часто трактуется только в значении греч. метаноэйн – «изменять образ мыслей». Однако подобное толкование слишком односторонне. Греч. слово метанойа («покаяние») в своем значении восходит к ВЗ, передавая смысловое содержание евр. слова шув (хотя в Септуагинте шув передается как эпистрэфэйн – «оборачиваться», «возвращаться»). Слово шув имеет более широкое значение, чем просто «духовный процесс изменения взглядов». Оно относится к существу человека и обозначает его полное обращение к Яхве. Это выражается в повиновении Божьей воле, в доверии к Господу, в отказе от помощи других богов и людей (в частн., от вступления в воен. коалиции с язычниками), в недопущении злых и богопротивных поступков. Все это присутствует и в новозаветном понятии «П.», которое существенно обедняется, когда его сводят к значению слова метанойа.
II. КТО ПРИВОДИТ К ПОКАЯНИЮ
III. ВНЕШНЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПОКАЯНИЯ
П. и обращение начинаются с отказа от самооправдания и, возможно, даже с отказа человека от своей предыдущей жизни. Это может сопровождаться внешними проявлениями: постом ( Иоил. 2:12 ; Ион. 3:5 ), плачем ( Мф. 26:75 ; Лк. 7:37 ), разрыванием одежд ( 3Цар. 21:27 ; 1Езд. 9:3 ), облачением в траур ( Ион. 3:5 ) и биением себя в грудь ( Лк. 18:13 ). Пророки во все времена выступали против внешнего П., не сопровождавшегося искренним обращением. Иoиль призывает вместо разрывания одежд «раздирать» сердца ( Иоил. 2:12 ), а Иоанн Креститель предостерегает от внешнего притворства, оставляющего в забвении «достойный плод покаяния» ( Мф. 3:7 ). Истинное П., начинающееся с признания собств. вины ( Иов. 42:6 ), ведет к совершению праведных поступков ( Деян. 26:20 ), включая отказ от прежнего образа жизни ( Рим. 6:1 ).
IV. ПОКАЯНИЕ И НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ
П. тесно связано с верой, возрождением и крещением ( Мк. 1:15 ; Лк. 24:47 ; Деян. 2:38 ). Именно эту связь имел, вероятно, в виду автор Послания к Евреям, когда писал о возможности покаяться лишь единожды ( Евр. 6:4–6 ; ср. Евр. 12:17 ). Т.о., несмотря на безграничность Божьей милости, возможность к П. имеет свои пределы. Человек кается однажды, как однажды принес Себя в жертву Христос ( Евр. 7:27 ; Евр. 9:12 ; Евр. 10:10 ). Сознат. совершение тяжкого греха может сделать П. невозможным, т.к. истинное П. включает не только признание вины, но и отказ от греховных поступков. Отказ покаяться приводит к ожесточению человека (ср. Рим. 9:18 ). После Второго пришествия Иисуса П. станет невозможным. Именно поэтому в Сир. 18:22 звучит призыв не откладывать обращение и П. до смертного одра (что было обычным явлением в древней Церкви). Наряду с П. как поступком, совершаемым лишь однажды на пути обращения к Богу, существует повседневное П., каждый раз заново подтверждающее уже совершенное однажды: «умерли со Христом» ( Рим. 6:8 ), «умер однажды» ( Рим. 6:10 ), но, несмотря на это, необходимо «почитать себя мертвыми» ( Рим. 6:11 ). Решение обратиться не принимается каждый раз заново, но постоянно подтверждается и укрепляется.
V. ПРОПОВЕДИ О ПОКАЯНИИ В БИБЛИИ
В Библии содержится множество проповедей о П. Главными проповедниками П. в ВЗ были Иеремия ( Иер. 2:1 ; Иер. 3:1 ), ( Ам. 5 ), Иона ( Ион. 5 ), а в НЗ – Иоанн Креститель ( Мф. 3:1 ). Эту традицию продолжил Иисус, а ап. Петр ввел ее в древней Церкви (см. Деян. 2:14.37 ). В проповеди о П. человеку указываются пути Господни ( Ис. 55:7 ; Иер. 25:5 ) и обличаются его собственные «злые пути», ведущие к несправедливости ( Ам. 3:10 ) и в конечном итоге – к смерти ( Иер. 21:8 ). Эта проповедь отнюдь не призвана повергнуть слушателя в отчаяние, она открывает ему путь спасения ( Ам. 9:11 ; Лк. 3:18 ). В этом и заключается ее отличие от предсказаний грядущих бед. Следствием истинной проповеди П. является обращение грешника, принятие им Евангелия ( Мк. 1:15 ) и прощение грехов ( Лк. 24:47 ; Деян. 5 и др.). Церковь по повелению Христа возлагает на себя миссию проповедовать П. всему человечеству ( Лк. 24:47 ; Деян. 17:30 ). ⇒ Обращение, обратить, обратиться.