Словари
1. Погрузившись в раздумья, размышления.
2. Выражая раздумье, размышление или свидетельствуя о них.
отт. Передавая состояние раздумья.
нареч, кол-во синонимов: 13
раздумчиво, в задумчивости
отвлеч. сущ. по прил. задумчивый
ЗАДУ́МЧИВОСТЬ, задумчивости, мн. нет, жен. отвлеч. сущ. к задумчивый; состояние размышления, сосредоточенности мыслей. «Я сидел погруженный в глубокую задумчивость.» Пушкин. Вызвать из задумчивости. «Задумчивость, ее (Татьяны) подруга от самых колыбельных дней, теченье сельского досуга мечтами украшала ей.» Пушкин.
Состояние размышления, погруженности в свои мысли.
Впасть в задумчивость.
Как часто милым лепетаньем Иль упоительным лобзаньем Мою задумчивость она В минуту разогнать умела! Пушкин, Цыганы.
Шепот Дерсу вывел меня из задумчивости. Арсеньев, Дерсу Узала.
состояние, необходимое для мысленной примерки различных вещей (см. Нечего надеть), выбора подруги для разговора (см. Разговор), воспоминаний о женском счастье (см. Женское счастье) и построения планов действий (см. План действий)
состояние человека, погружённого в свои мысли. З наиболее плодотворна в те мгновения, когда подруга предаётся молчанию (см. Молчание)
заду́мчивость, заду́мчивости, заду́мчивостей, заду́мчивостям, заду́мчивостью, заду́мчивостями, заду́мчивостях
сущ., кол-во синонимов: 10
мечтательность, раздумье, отрешенность, уныние, раздумчивость, забытье
важная (Бунин); грустная (Дмитриева); ласковая (Гусев-Оренбургский); сладкая (Пушкин ); смутная (Муйжель); спокойная (Гусев-Оренбургский); тихая (Станюкович); тяжелая (Андреев); упорная (Тургенев); хмурая (Гусев-Оренбургский); ясная (Туманский)
ЗАДУМАТЬСЯ, ЗАДУМЧИВЫЙ, ЗАДУМЧИВОСТЬ
О глаголе задуматься известно, что он возник не раньше XVII в. Никаких следов его употребления в русских текстах раннего времени найти не удалось. А. П. Евгеньева в автореферате своей диссертации «Язык былин в записях XVII в.» пишет: «В «Повести» XVII в. о Михаиле Потоке есть ряд слов, не зарегистрированных Срезневским в его «Материалах», а в картотеке Древнерусского словаря ИЯМ АН представленных только единичными цитатами XVIII в., но являющихся словами современного русского литературного языка, например: задуматься, ссужать, наскучить, подлый и т. д.» (Изв. АН СССР ОЛЯ, 1944, т. 3, вып. 4, с. 172).
А! батюшко, тебя и не видала я.
А ето все, ей, ей, задумчивость моя!
В комедии М. Попова «Отгадай и не скажу»: «Ба! она в такой задумчивости, что и меня не видит» (там же, ч. 1, с. 148).
Кроме того, в глаголе задумываться наметилось еще два оттенка. Один развился на почве осмысления состояния глубокой задумчивости, как признака душевного заболевания, как болезненной меланхолии. Задумываться в просторечии стало обозначать: `впадать в меланхолию, в душевное расстройство’. Например, у Салтыкова-Щедрина в «Невинных рассказах»: «. ключница Мавра выражалась скромнее и говорила, что барин задумывается, что на него находит».
Другой оттенок значения глагола задуматься был связан с теми модальными качествами, которые вносила в употребление его экспрессия отрицания или увещания, гипотетичности. В задуматься выступал намек на нерешительность, и в связи с этим не задуматься получило смысл: смело и без колебаний решиться. Например, у С. Т. Аксакова в «Семейной хронике»: «Она знала, что Алексей Степаныч не задумается умереть за нее». На основе глагола задуматься сложился в XVIII в. производный глагол призадуматься, получивший более яркую народную окраску.
Прилагательное задумчивый, сначала выражавшее значение `склонный предаваться думам, погруженный в себя, в свои мысли’, стало в 10-30-х гг. XIX столетия излюбленным словом так называемой романтической литературы. Экспрессия этого слова сгустилась, его смысловой вес увеличился. В нем выступили новые оттенки: мечтательный, отличающийся глубокой сосредоточенностью, молчаливо-замкнутый в себе (и несколько загадочный). Слово задумчивый начало применяться как эпитет к очам, глазам, голове, лицу и т. д.
Ср. у Л. Толстого в «Отрочестве» тенденцию к разрушению «романтической» фразеологии: «Хлопотунья-хозяйка отворяет скрипящие ворота, выгоняет задумчивых коров на улицу».
Смысловая эволюция прилагательного задумчивый отражалась и на употреблении слова задумчивость. Но сверх этого слово задумчивость прочно вошло в состав нескольких экспрессивных образных выражений, сложившихся в романтическом стиле первой трети XIX в.: выйти из задумчивости, погрузиться в задумчивость, очнуться от задумчивости, рассеять или разогнать задумчивость и т. д. Легко заметить, что некоторые из этих фразеологических контекстов являются общими у слова задумчивость с словами грусть, печаль, уныние.
Опубликовано в составе большой статьи «Об основном словарном фонде и его словообразующей роли в истории языка» (Изв. АН СССР, ОЛЯ, 1951, т. 10, № 3) как одна из нескольких иллюстраций, «свидетельствующих о том, что способы образования новых слов от одних и тех же слов, вошедших в основной словарный фонд, в разные периоды развития языка могут изменяться» (с. 228). В архиве сохранилась рукопись на 8 пронумерованных листках разного формата, озаглавленная «К истории слов: задуматься, задумчивый, задумчивость и вдуматься, вдумчивый, вдумчивость».
87 Ant. Marek. Logica nebo Umnice. Praha, 1820.
88 V. Kiparsky, Über Neologismen im Tschechischen // Slavia, Praha, 1913, ročn. 10, seš. 4, s. 712.