Как пишется: «подберу» или «подбиру»?
Как правильно пишется слово: «подберу» или «подбиру»?
Как правильно писать слово: «подберу» или «подбиру»?
Известный корень «-бер- (-бир-)» характеризуется тем, что в нём происходит чередование гласной буквы. В одних словах мы увидим «Е», а в других «И». В этом и сложность.
Положение таково, что корневая гласная «И» может быть написана в тех случаях, когда после корня имеется буква «А«, выполняющая функцию суффикса.
Например:
Если этой буквы «А» нет, то в корне нужно написать «Е«.
Например:
В личной форме «подберу» нет суффикса «А». Поэтому после «Б» напишем «Е».
Писать «подбиру» (с «И») нельзя.
Например:
Единственным правильным написанием этого глагола первого лица будущего времени является: «подберу». При этом неопределенная форма этого же глагола пишется через «и», так как после корня «бер» не может стоять суффикса «а»(подбирать).
Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.
А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».
Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.
Других доказательств не потребуется.
Предложение.
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.
Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.
Например (предложения).
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».
Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».
Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.
Предложения:
Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).
Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.
Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:
Например.
Подберу или подбиру правильно
Подберу – единственно правильный вариант написания глагола в первом лице будущего времени. Глагол пишется через букву «е» в середине слова поскольку после корня «бер» не следует суффикс «а» (подбирать).
Завтра пойду в библиотеку и подберу литературу для написания реферата.
Подберу новое платье для концерта.
Чтобы угостить подружек, подберу подходящий рецепт торта.
К приходу гостей подберу себе что-нибудь из старых вещей.
Неправильно
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.
Правильно пишется «подберешь».
Правописание других форм слова «подберешь»: подобрать, подобрал, подобрала, подобрало, подобрали, подберу, подберем, подберете, подберет, подберут, подобрав, подобравши, подберемте, подбери, подберите, подобравший, подобравшего, подобравшему, подобравшим, подобравшем, подобравшая, подобравшей, подобравшую, подобравшею, подобравшее, подобравшие, подобравших, подобравшими, подобранный, подобранного, подобранному, подобранным, подобранном, подобран, подобранная, подобранной, подобранную, подобранною, подобрана, подобранное, подобрано, подобранные, подобранных, подобранными, подобраны.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Со временем я обязательно пойму как устроен ваш мир.
Вопрос: патронаж — это физический объект (человек, предмет, место, растение, животное, вещество)? Можно это увидеть, услышать, унюхать, пощупать, потрогать?
Синонимы к слову «подберу»:
Предложения со словом «подберу»:
Оставить комментарий
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Как правильно пишется слово: «подберу» или «подбиру»?
Как правильно писать слово: «подберу» или «подбиру»?
Известный корень «-бер- (-бир-)» характеризуется тем, что в нём происходит чередование гласной буквы. В одних словах мы увидим «Е», а в других «И». В этом и сложность.
Глагольная форма «подберу» («под-» — это приставка) имеет как раз такой корень. Интересно, что разные формы одного и того же слова (в частности — «подбирать») имеют формально (графически) неодинаковые корни.
Положение таково, что корневая гласная «И» может быть написана в тех случаях, когда после корня имеется буква «А«, выполняющая функцию суффикса.
Например:
Если этой буквы «А» нет, то в корне нужно написать «Е«.
Например:
В личной форме «подберу» нет суффикса «А». Поэтому после «Б» напишем «Е».
Писать «подбиру» (с «И») нельзя.
Например:
Как правильно пишется слово подбираешь?
Правильный вариант написания слова: подбираешь
Правило
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова подбираешь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: подбирать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: обычно выступает в роли сказуемого, смотрите по контексту.
Примеры использования и цитаты
Прощание. Н. М. Олейников. Два сердитые субъекта расставались на Расстанной, Потому что уходила их любови полоса. Был один субъект — девица, а другой был непрестанно Всем своим лицом приятным от серженья полосат.
Прощание. Олейников. Читать стихотворение онлайн.
Значение слова «подбирать»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
подбира́ть
1. собирать, поднимая, или брать брошенное, упущенное, потерянное кем-либо
2. подтягивать или упрятывать для придания более аккуратного вида
3. перебирая, выбирать в соответствии с целью, надобностью
4. воспроизводить мелодию или музыкальное произведение на слух или по памяти
5. захватывать, брать в попутчики по дороге
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отвес — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «подбирать»
Синонимы к слову «подбирать»
Предложения со словом «подбирать»
Цитаты из русской классики со словом «подбирать»
Сочетаемость слова «подбирать»
Понятия, связанные со словом «подбирать»
Дислокация (от лат. locatio — размещение, положение) — Употребляется в понятии перемещения на местности.
Афоризмы русских писателей со словом «подбирать»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «подбирать»
Последний срок выплаты долгов назначен до конца текущего месяца, – зная ранимость своей подруги, я старалась тщательно подбирать слова и выражения, чтобы сообщить ей эту неприятную, если можно так сказать, новость.
– Могу сказать лишь то, что в тот день произошёл несчастный случай, – она явно тщательно подбирала слова.
Фразы запаздывали, а в диалоге было очень много пустот, поскольку водитель по натуре был молчалив и слишком долго подбирал нужные слова.
Проверочное слово – что это такое, как правильно его подобрать и к каким словам проверочные слова подбирать нельзя
Это слово, которое помогает проверить сомнительную букву: пло(т/д) – плоТы.
Проверочное слово – это такое слово, которое помогает проверить сомнительную букву. Например, вот пишете вы слово «мол…ко» и не знаете, какую букву надо писать после «л». То ли «о», то ли «а». Чтобы не ошибиться, надо подобрать проверочное слово: молОчный. Теперь сомнительная гласная под ударением и вы не сомневаетесь в ее написании.
Другой пример. Слово «ду(б/п)» – вы не знаете, то ли надо писать «б», то ли «п». Как не ошибиться? Надо подобрать проверочное слово: дубЫ. Теперь «б» слышится отчетливо и вы не сделаете ошибку.
Давайте узнаем, как правильно подбирать проверочные слова и в каких случаях проверочных слов просто не существует.
Как подбирать проверочное слово
Надо сначала понять, что вызывает сомнения – гласная или согласная.
Для гласных
Если сомнение вызывает гласная, то она, скорее всего, безударная. Как в слове «в…сна». Гласный после «в» безударный, и вы в нем сомневаетесь – то ли «е» надо писать, то ли «и».
В таком случае надо подобрать однокоренное слово, чтобы гласный был под ударением. Например, «вёсны». Теперь уже на гласный после «в» падает ударение и вы точно знаете, что писать надо «е», а не «и».
Слово должно быть обязательно однокоренным. Нельзя существительное «водитель» проверять существительным «воды», потому что «водитель» – это тот, кто «вОдит». Он с водой вообще никак не связан.
Для согласных
Согласные вызывают у нас сомнения в двух случаях:
Например, в слове «раб» согласный «б» сомнительный. Вы не знаете наверняка, то ли «б» надо писать, то ли «п».
То же самое в слове «здра(в)ствуйте». После «в» идет глухая согласная, даже две глухих согласных. И мы этот «в» вообще не произносим. Мы говорим [здраствуйти].
Чтобы проверить согласную, надо так изменить слово, чтобы после этой согласной была гласная или звонкая согласная. Или однокоренное слово подобрать с теми же условиями.
Существительное «раб» мы проверим формой множественного числа – «рабы». Как видите, после «б» стоит гласная «ы». И мы очень четко слышим, что там именно «б». Мы не говорим [рапы].
А для проверки междометия «здравствуйте» мы подберем однокоренное слово «здравие». Говорить человеку «здравствуйте» – значит желать ему «здравия», «здоровья». Вот мы и «услышали» сомнительный согласный «в».
Звонкие согласные могут нам помочь не хуже, чем гласные. Например, для проверки слова «лес» сгодятся не только «леса», но и «лесник», «лесничий». Сонорный «н» является звонким, поэтому согласная перед ним слышится очень четко. Мы ведь не говорим «лезник», верно?
Для каких гласных не существует проверочных слов
В статье про безударные гласные я уже писал, что если на гласную не падает ударение, то она относится к одной из трех групп:
Давайте еще раз эти три типа проанализируем.
С первым типом все понятно. У нас безударная гласная, мы подобрали однокоренное проверочное слово, чтобы на гласный падало ударение. И все счастливы.
Теперь непроверяемые гласные. У них проверочных слов нет. Вот просто нет в языке. И как бы вы ни искали, не найдете. Например, никогда вы не проверите слово «собака». Вот этот «о» после «с» проверить невозможно. Нет слова, в котором на «о» падало бы ударение.
Непроверяемые гласные в словах надо запоминать. А чтобы их запомнить, надо смотреть в словарь. Орфографический.
Сложнее всего с чередующимися гласными. Например, вот перед вами слово «зат…рать». Вы думаете, что гласная проверяемая. Подбираете проверочное слово – «затЁртый» и пишете с «е» – «затерать». Ошибка.
Тер/тир – корень с чередованием. В нем пишется «и», если после корня есть «а». Если нет «а» – пишется «е». Вот и получается: затирать, но затереть, затёртый, затёр.
Корни с чередованием надо запомнить. К счастью, они очень похожи друг на друга, смотрите: бер-бир, пер-пир, мер-мир, дер-дир, тер-тир, гор-гар, зор-зар. Особнячком стоят только лож-лаг, рост-раст, блест-блист.
Проверять чередующиеся гласные нельзя. Если будете проверять их с помощью проверочных слов – однозначно допустите ошибку.
Для каких частей слов можно подобрать проверочные слова
Обычно проверочные слова подбираются только для тех гласных и согласных, которые находятся в корне. Если у вас сомнительная буква не в корне – скорее всего, ее надо будет проверять каким-то другим способом.
Ну например, нельзя подобрать проверочное слово для прилагательного «пр…брежный». Надо запомнить, что в приставках пре/при пишется «и», если слово имеет значение приближения, присоединения, близости, неполного действия. А «е» пишется, если можно заменить на «пере» или на «очень».
Поэтому «прибрежный» пишется с «и» (он в «близости» к морю), а, скажем, «преогромный» – с «е», потому что можно заменить на «очень огромный».
Не подбираются проверочные слова для суффиксов. Например, с какой буквой надо писать слово «ключ…к» – с «е» или «и» в суффиксе «ч…к»? С «и», потому что при изменении слова она не выпадает: ключику, ключика, о ключике. А вот в слове «человечек» мы напишем «е», потому что она выпадает: человечка, человечку.
Ну а про окончания вообще говорить нечего. Там у каждой части речи свои тонкости. Например, в прилагательном «осенн…м (лесу)» мы напишем «е», если в вопросе будет «е» или «о». «В лесу (каком?) осеннем».
Как графически оформлять проверочное слово
Во-первых вы должны запомнить, что при графическом объяснении сомнительных букв, надо отвечать на три вопроса: Что? Где? Почему?
Ответить на вопрос «что?» – значит указать на сомнительную букву. Например, в слове «вода» я сомневаюсь в букве «о» – подчеркиваю ее одной чертой.
«Где?» – значит в какой части слова, то есть в какой морфеме. В слове «вода» сомнительная буква находится в корне «вод» – рисую над корнем дугу.
«Почему?» – это как раз указание на проверку. Если мы подобрали проверочное слово, то ответом на вопрос «почему» как раз и будет это слово, написанное в скобках.
В этом слове надо показать, что мы проверили ту самую морфему – то есть тоже выделить корень. А проверенную букву подчеркнуть уже двумя чертами, а не одной, потому что мы в ней теперь не сомневаемся. Получается вот так:
Значок ударения тоже советую ставить. Ударение как раз показывает, почему в одном случае мы сомневаемся в гласной, а в другом пишем ее уверенно.
Если вы объясняете согласную, то оформление будет немного другим. Например, вот как тут:
Двумя черточками подчеркивается гласная, которая проверяет согласную.
Вот мое видео про орфограмму – я там тоже привожу примеры объяснения слов. Посмотрите обязательно, видео небольшое.
Как научиться быстро находить проверочные слова
Надо постоянно практиковаться. И делать домашние задания без решебников. Например, вот пишете вы упражнение по русскому, увидели там слово с пропущенной буквой – надо не сразу гуглить, каким словом его проверить, или из решебника списывать. Надо напрячь мозг и подумать, какие могут быть проверочные слова. Если вы с пятого по одиннадцатый класс будете эту работу делать – проверочные слова сможете находить очень быстро.
Дам несколько советов, которые могут облегчить поиск:
Можно ли научиться писать грамотно без проверочных слов
Нет. Есть, конечно, люди с очень хорошим языковым чутьем. И они часто «автоматически» пишут правильные буквы и даже знаки препинания расставляют верно. Спросишь их: «А почему здесь вот такая буква?» Они говорят: «Не знаю». Но пишут правильно.
Однако русский язык чудовищно коварен и сложен. И я вам советую не полагаться на интуицию, а стараться подбирать проверочные слова, чтобы убеждаться в правильности написания той или иной буквы.
К тому же одно проверочное слово – это ключ к написанию сразу нескольких слов. Вот вспомнили вы про слово «ход» – теперь сможете грамотно писать и «выходить» и «входить», и «переходить», и «находить».
И еще момент. Если вы вот никак не можете найти проверочное слово – не торопитесь писать «словарное» или «запомнить». Откройте интернет и прямо так и напишите: «проверочное к …». В интернете сейчас полно сайтов с проверочными словами – вы там найдете весь необходимый материал.
С какими проблемами вы можете столкнуться в школе
Пишете вы упражнение по русскому. Там слово «р…бота». Вы что делаете? Вы пишете его с «а» и рядом в скобочках добавляете проверочное слово «раб». Ведь работа – это удел рабов, верно?
А учитель вам ставит ошибку. Ну, может, и не ошибку, но подчеркивает это объяснение как неправильное.
Потому что в современном русском языке «работа» – это не удел рабов. Рабов вообще нет. Обычные свободные люди типа нас с вами работают. Бизнесмены работают. Творческие люди типа поэтов и художников тоже работают.
Что произошло? Связь между словами «работа» и «раб» разорвалась. И проверять первое слово вторым нельзя. «Работа» теперь – словарное слово, его проверить вообще невозможно.
Другой пример. Слово «б…гатый». Вы в нем пишете букву «о» и проверяете словом «бог». Тоже вроде правильно, но учитель ставит ошибку.
Здесь проблема примерно та же, что и с рабами. Давным-давно было в нашем языке слово «бог». Оно обозначало человека, который кому-то что-то отдает. От «бога» образовалось прилагательное «богатый». Богатый – это тот, кому «бог» (вот этот самый человек) многое дал.
А потом переводчики стали делать переводы церковных книг. И они не знали, как перевести нарицательное существительное, которое обозначало Всевышнего. И взяли для перевода два слова: «господь» (господин) и «бог» (отдающий что-либо, податель благ). И перевели.
Прошли столетия. И первое значение у слова «бог» исчезло. Сейчас кого ни спроси «Кто такой бог?» – все подумают о боге в религиозном смысле. Про человека, который кому-то что-то отдает, никто вообще не вспомнит. Связь между «богатым» и «богом» разорвалась. И нельзя вот это прилагательное проверять вот этим существительным.
Как быть? В школе надо писать, что эти слова словарные. Но при письме надо все же помнить и про раба, и про бога. Чтобы не ошибиться.
Что еще читать
Посмотрите статью с курсами по русскому. В самом начале этой статьи, еще до описания платных учебных программ, я даю ссылки на хорошие бесплатные тренажеры по русскому и на электронные пособия. Думаю, они вам очень пригодятся.
Советую вам также несколько других статей, ранее опубликованных у нас на сайте:
Заключение
Наш разговор о проверочных словах подошел к концу. Понятно ли вам теперь, как правильно находить проверочные слова, как их графические оформлять? Запомнили ли вы, что к чередующимся гласным проверочное слово находить категорически запрещено?
Если остались вопросы – обязательно их пишите в комментариях, отвечу.