«Станционный смотритель»: краткое содержание и анализ
Иллюстрация М. Добужинского к повести «Станционный смотритель»: YouTube / InternetUrok
На пике творческого пути Александр Пушкин создал знаменитую повесть «Станционный смотритель». Краткое содержание произведения не только даст понимание сюжета и персонажей, но и станет основой для анализа идей, заложенных писателем.
«Станционный смотритель»: краткое содержание
Одно из самых печальных произведений, которые написал Александр Пушкин, — «Станционный смотритель». Краткое содержание повести в этом убедит: автор сумел без излишнего трагизма рассказать читателю сложную историю:
Краткий пересказ повести: знакомство с героями
В начале повести рассказчик, который ведет повествование, делится с читателем размышлениями. Кто такой станционный смотритель, по его мнению? Несчастный человек, на котором путешественники то и дело вымещают гнев.
Рассказчик вспоминает, как однажды в дороге попал под сильный дождь и заехал на станцию, чтобы сменить одежду и согреться чаем. Его принял станционный смотритель Самсон Вырин и его четырнадцатилетняя дочь — красавица Дуня.
Пока Дуня накрывала на стол, рассказчик осмотрелся. Ему очень понравилась атмосфера в избе:
Гость пригласил хозяев присоединиться к трапезе. Завязалась приятная беседа, приезжему не хотелось уходить.
Спустя годы, проезжая той же дорогой, рассказчик решил заехать к давним знакомым. Зайдя в комнату, узнал знакомый интерьер. Правда, теперь он был неуютным и запущенным. Дуни не было, а смотритель был мрачным и неразговорчивым. Выпив немного пунша, старик поведал гостю о печальном случае.
«Станционный смотритель»: кратко об исчезновении Дуни
Тремя годами ранее через станцию проезжал молодой гусар. Сначала он спешил и злился, но когда заметил Дуню, то решил остаться на ужин. Пришло время уезжать, но у офицера внезапно ухудшилось самочувствие. Доктор подтвердил белую горячку.
Через пару дней гостю стало лучше, и он собрался в путь. Было воскресенье, и он вызвался доставить Дуню до церкви. Смотритель станции был хорошего мнения о молодом человеке и не подумал ничего дурного, однако позже заволновался и пошел за дочерью.
Краткое содержание: станционный смотритель находит дочь
Смотрителю удалось отыскать Минского. Офицер убеждал, что осчастливит Дуню, дал Самсону денег и выпроводил вон.
Но Вырин хотел встретиться с дочерью. Проследив за Минским, узнал, где живет Дуня. В квартире трехэтажного дома Самсон увидел дочь в роскошных одеждах — Дуня стала содержанкой Минского. Заметив отца, девушка вскрикнула и потеряла сознание. Недовольный барин выгнал смотрителя, тому пришлось вернуться домой. Три года он ничего не слышал о дочери.
Кадр из фильма «Станционный смотритель»: YouTube / Киноконцерн «Мосфильм»
Когда рассказчик вновь оказался на том же тракте, станции на прежнем месте не оказалось, а в избе Самсона жил пивовар с женой и сыном. Мальчик рассказал, что смотритель год как умер. По его словам, недавно приезжала барыня с тремя детьми и долго лежала у могилы.
«Станционный смотритель»: анализ произведения
За простотой повествования скрываются авторские рассуждения о несовершенстве общества и человеческих отношений. Понять суть произведения поможет его последовательный анализ:
История создания повести
Повесть «Станционный смотритель» Пушкин написал в 1830 году, когда перед свадьбой с Натальей Гончаровой вернулся в фамильное поместье Болдино. Из-за эпидемии холеры ему пришлось задержаться там на всю осень. Это время — самый плодотворный период в творческой карьере Пушкина. Он создал множество произведений, в частности цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» («Повести Белкина»). «Станционный смотритель» — одна из них. Также в серию вошли произведения:
Иван Петрович Белкин — выдуманный писателем персонаж, чьим именем подписаны повести. Под именем Пушкина серия издана в 1834 году.
«Станционный смотритель»: персонажи
Прежде чем перейти к анализу авторских идей, заложенных в повесть, изучим основных действующих лиц:
Кадр из фильма «Станционный смотритель»: YouTube / Киноконцерн «Мосфильм»
Проблематика произведения
В небольшой повести Пушкин затронул ряд вечных вопросов и проблем, которые четко видел в обществе своего времени. Многие из них хорошо знакомы и современному читателю:
Главные герои истории, которую изложил Пушкин, — станционный смотритель Самсон Вырин и его дочь Дуня.
Смотритель — человек старых устоев: живет в деревне, заботится о дочери, старается оградить ее от любых неприятностей. Дуня другая: она грезит жизнью в городе и использует первую возможность туда попасть. Девушка понимает, что отец будет против ее решения, поэтому молча его покидает. Она поддается романтическому порыву и не задумывается о возможных опасностях. Спустя годы Дуня возвращается к родителю, но застает только могилу.
Герои повести Дуня и Минский следуют своим интересам и прихотям, не заботясь о чувствах окружающих. Дочь смотрителя легко бросает отца, оставляя наедине с печалью и переживаниями. Зная о его беспокойстве, за годы жизни в Петербурге не пытается выйти на связь.
Офицер Минский — человек из высшего сословия, привыкший к богатой жизни и удовлетворению желаний. Для него забрать наивную юную девочку от отца и увезти из деревни, чтобы сделать содержанкой, — обычный поступок. Бездумные действия Дуни и Минского приводят к печальному исходу — смерти невинного человека. Так автор демонстрирует, как пагубно влияет на личность легкомысленность окружающих.
Действия персонажей могут вызвать у читателя непонимание и возмущение. Но Пушкин намекает: сложившаяся ситуация — результат не столько поведения героев, сколько принятого в обществе уклада. Классовая иерархия, положение женщины в обществе — те проблемы, которые сделали эту историю реальной для своего времени.
«Станционный смотритель» — первое произведение Пушкина, где он задел эту проблему. Самсон Вырин — служащий самого низкого ранга. На его примере писатель показал, какое отношение о в обществе к таким людям. Их безнаказанно оскорбляли, обвиняли, сгоняли на них злость или раздражение, с их мнением никто не считался.
Чувства и переживания людей, не имеющих власти и влияния, не заботили окружающих. Своим рассказом автор подчеркивает, насколько абсурден такой уклад, ведь человечность не должна зависеть от чина и класса.
«Станционный смотритель»: жанр
Хотя Пушкин определил жанр произведения как повесть, по глубине психологического наполнения оно не уступает роману. Автор уделяет внимание чувствам каждого героя, нарочно подчеркивая: среди них нет плохих или хороших. Все сложные личности со своими переживаниями, мечтами и мотивами.
«Станционный смотритель» создан в традициях реализма: в нем достоверно воссоздан образ жизни того времени, а персонажи, которых нарисовал автор, существовали в реальности.
Проблемы общества и типажи, которые описал Пушкин, встречаются и в наше время. В этом заключается мастерство великого писателя — видеть суть вещей и искусно описывать их.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Анализ произведения «Станционный смотритель» (А. Пушкин)
Автор: Guru · 11.11.2017
Александр Сергеевич Пушкин – один из самых читаемых авторов. Его имя знают всенаши соотечественники от мала до велика. Его произведениями зачитываются повсюду. Это поистине великий писатель. И, пожалуй, его книги стоит изучать глубже. Например, те же «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» просты лишь на первый взгляд. Рассмотрим одну из них, а именно «Станционный смотритель» — историю о том, как важно вовремя осознать значимость дорогих сердцу людей.
История создания
В 1830 году Александр Сергеевич Пушкин отправляется в Болдино, чтобы решить некоторые финансовые проблемы. Он уже собирался вернуться, но в России в то время сильно распространилась смертельно опасная холера, и возвращение пришлось отложить надолго. Этот период развития его дарования называют Болдинская осень. В это время написаны одни из лучших произведений, в том числе цикл повестей под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», состоящий из пяти произведений, одна из которых «Станционный смотритель». Ее автор закончил 14 сентября.
Во время вынужденного заточения Пушкин страдал от разлуки с очередной дамой сердца, поэтому его муза была печальна и зачастую настраивала его на грустный лад. Возможно, свою лепту в создание «Станционного смотрителя» внесла сама атмосфера осени – поры увядания и ностальгии. Главный герой увял также стремительно, как сброшенный с ветки лист.
Жанр и направление
Сам Пушкин называет свое произведение «повести», хотя по существу каждая из них – это маленький роман. Почему же он их так назвал? Александр Сергеевич отвечал: «Повести и романы читаются всеми и везде» — то есть, особой разницы между ними он не видел, а выбор сделал в пользу менее крупного эпического жанра, как бы указывая на скромный объем произведения.
В отдельной повести «Станционный смотритель» заложены основы реализма. Герой – это вполне реальный герой, который мог бы встретиться в то время в действительности. Это первое произведение, в котором поднимается тема «маленького человека». Именно здесь Пушкин впервые говорит о том, как живет этот никем не замеченный субъект.
Композиция
Структура повести «Станционный смотритель» позволяет читателю взглянуть на мир глазами рассказчика, в словах которого скрывается личность самого Пушкина.
О чем?
Повесть «Станционный смотритель» начинается с небольшого отступления, где автор рассуждает о том, какая это унизительная должность. Никто не обращает на этих людей внимания, их «шпыняют», иногда даже бьют. Никто никогда не говорит им элементарно «спасибо», а ведь зачастую это очень интересные собеседники, которые могут многое рассказать.
Затем автор повествует о Самсоне Вырине. Он занимает должность станционного смотрителя. Рассказчик попадает к нему на станцию случайно. Там он знакомится с самим смотрителем и его дочкой Дуней (ей 14 лет). Гость отмечает, что девушка очень хороша собой. Спустя пару лет герой снова оказывается на той самой станции. Во время этого визита мы и узнаем суть «Станционного смотрителя». Он снова встречает Вырина, но вот дочки не видно. Позже из рассказа отца становится ясно, что однажды на станцию заехал гусар, и из-за болезни ему пришлось на какое-то время остаться там. Дуня постоянно ухаживала за ним. Вскоре гость поправился и стал собираться в дорогу. На прощание он предложил довести свою сиделку до церкви, но обратно она уже не пришла. Позже Самсон Вырин узнает, что молодой человек вовсе и не болел, он претворялся, чтобы обманом завлечь девушку и увезти с собой в Петербург. Пешком смотритель отправляется в город и пытается там найти гусара-обманщика. Найдя его, он просит вернуть ему Дуню и не позорить больше, но тот ему отказывает. Позже несчастный родитель находит и дом, в котором похититель содержит его дочь. Он видит ее, одетую богато, любуется ею. Когда героиня поднимает голову и видит отца, она пугается и падает на ковер, а гусар выгоняет бедного старика прочь. После этого смотритель больше не видел свою дочь.
Еще спустя время автор опять оказывается на станции доброго Самсона Вырина. Он узнает, что станцию расформировали, а бедный старик умер. Теперь в его доме живет пивовар и его жена, которая отправляет своего сына показать, где похоронен бывший смотритель. От мальчика рассказчик узнает, что некоторое время назад в город приезжала богатая барыня с детьми. Она также спрашивала про Самсона, а узнав, что тот умер, долго плакала, лежа на его могиле. Дуня раскаялась, но было уже поздно.
Главные герои
Проблематика
Пушкин в своем произведении поднимает нравственные проблемы. Поддавшись мимолетному чувству, ничем не подкрепленному, Дуня оставляет отца и едет вслед за гусаром в неизвестность. Она позволяет себе стать его любовницей, она знает, на что идет, и все равно не останавливается. Здесь финал получается счастливым, гусар все-таки берет девушку в жены, но и в те времена такое было редкостью. Тем не менее, даже ради перспективы брачного союза не стоило отрекаться от одной семьи, строя другую. Жених девушки вел себя непозволительно грубо, именно он сделал ее сиротой. Они оба легко переступили через горе маленького человека.
На фоне поступка Дуни развиваются проблема одиночества и проблема отцов и детей. С того момента, как девушка покинула отчий дом, она ни разу не проведала отца, хотя знала, в каких условиях он живет, ни разу ему не написала. В погоне за личным счастьем она абсолютно забыла про человека, который ее любил, растил и готов был простить буквально все. Такое происходит по сей день. И в современном мире дети оставляют и забывают своих родителей. Вырвавшись из гнезда, они пытаются «выбиться в люди», добиваются целей, гонятся за материальным преуспеянием и не вспоминают о тех, кто дал им самое важное – жизнь. Судьбой Самсона Вырина живут многие родители, оставленные и забытые своими детьми. Конечно, спустя время молодежь вспоминает о семье, и хорошо, если оказывается еще не поздно встретиться с ней. Дуня на встречу не успела.
Главная мысль
По-прежнему насущна и актуальна идея «Станционного смотрителя»: даже к маленькому человеку нужно относиться уважительно. Нельзя мерить людей по званию, сословию или умению задеть других. Гусар, например, судил окружающих по силе и положению, поэтому причинил такое горе своей же супруге, своим же детям, лишив их отца и деда. Своим поведением он оттолкнул и унизил того, что мог бы стать ему опорой в семейной жизни. Также основная мысль произведения – это и призыв к тому, чтобы мы берегли своих родных и не откладывали примирение на завтра. Время быстротечно и может лишить нас шанса исправить свои ошибки.
Если посмотреть на смысл повести «Станционный смотритель» более глобально, то можно заключить, что Пушкин выступает против социального неравенства, ставшего краеугольным камнем взаимоотношений людей того времени.
О чем заставляет задуматься?
Автор как раз и заставляет задуматься над своим поведением. Он говорит, что надо быть внимательнее к другим, не стоит относиться к людям предвзято.
Также Пушкин заставляет нерадивых чад подумать о своих стариках, дает им наставление не забывать родителей, быть им благодарными. Семья – это самое ценное в жизни каждого человека. Именно она готова простить нам все, принять нас любыми, утешить и успокоить в трудный час. Родители – самые преданные люди. Она отдают нам все, и взамен ничего не просят, кроме любви и небольшого количества внимания и заботы с нашей стороны.
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: история создания повести
(На фото: Станционный смотритель, Могилев, Беларусь. Автор: Alkhimov Maxim, 2012)
Ранней осенью 1830 г. Пушкиным была закончена работа над повестью «Станционный смотритель» из цикла «Повести Белкина». Период конца 20 – х, начала 30- х гг. 19 столетия характеризуется появлением в русской литературе множества сочинений нравоучительного характера. Как правило, главными их героями были, так называемые «маленькие люди», находящиеся на самом низу социальной лестницы. Одного из таких людей автор и делает своим главным персонажем.
В центре повествования история станционного смотрителя Самсона Вырина и его дочери Дуни, которая, влюбившись в проезжего гусара, оставила отца и уехала с возлюбленным в город. Попытки отца вернуть дочь оказались безуспешными и он, вернувшись домой, вскоре после описываемых событий умер.
Автор ведёт своё повествование в форме воспоминаний Ивана Петровича Белкина, со слов которого, якобы, и были записаны все повести цикла.
(А.Ванециан. Иллюстрация маслом к произведению А.С.Пушкина «Повести Белкина», 1947)
По мнению исследователей творчества Пушкина, данная повесть написана в жанре сентиментализма, хотя в ней присутствует немало моментов, характеризующих автора, как мастера реализма и романтики. Александр Сергеевич намеренно вложил нотки сентиментализма в рассказы Белкина, соответственно характеру его повествований. Все произведения цикла можно отнести к жанру небольшого романа, не смотря на то, что писатель именует их повестями, настолько психологически они насыщены.
Картина на библейский мотив не зря висит на стене. Она изначально несёт в себе глубокий смысл. Ведь сюжет картины и самого повествования родственны. Библейская история говорит о сыне, покинувшем отца, но потом с раскаянием, вернувшимся к нему. Здесь происходит та же история, но с той лишь разницей, что раскаяние пришло слишком поздно и отец не дождался возвращения блудной дочери.
В чём смысл повести? Наверное, в очень простых истинах. В сочувствии тем, кто унижен и страдает. Что дети должны слушать и почитать своих родителей и не бросать их, а помогать в старости. В том, что позднее раскаяние может быть очень горьким. А ещё это рассказ о любви, о всепрощающей любви родителей к детям, готовой простить всё, даже предательство. Именно о той любви, которую даровал нам Бог.
История создания
(Издание «Повести Белкина» 1831 года в СанктПетербурге)
«Станционный смотритель» был закончен 14 сентября 1830 г. Это время, когда поэт вынужденно находился в селе Болдино, куда он приехал для решения некоторых вопросов с финансами. Из – за начавшейся эпидемии холеры был объявлен карантин и поэт был вынужден безвыездно провести здесь три осенних месяца, оказавшихся в его творчестве самыми плодотворными. Сама повесть была задумана ещё в 1829 г., но воплотилась лишь спустя год.
Одной из причин, повлиявших на создание «Станционного смотрителя», является желание автора рассказать о таких, Самсон Вырин, об их жизни, мечтах и чаяниях, о бесправных людях, которые становятся игрушками в руках тех, кто сильнее. Однако, не смотря на все переносимые унижения, духовная пустота для них страшнее бедности, а честь – выше всего.
Этапы работы
Задумка создания цикла и его подготовка началась ещё в 1829 г. В силу разных причин работа откладывалась, пока осенью 1830 г. силой обстоятельств Пушкин не оказался запертым в Болдино и у него, наконец, появилось достаточно времени, чтобы закончить весь цикл буквально на одном дыхании. Первоначальный вариант цикла был издан под авторством Белкина. Только в 1834 г. произведения были изданы под подлинным авторством.
(А.С. Пушкин. «Гробовщик». Станционный смотритель». Серия *Народная библиотека*. Петербург, ГИЗ, издание 1919 года)
В соответствии с датировкой писателя повести создавались в следующей последовательности:
Дата создания предисловия «От издателя» относится к концу октября – началу ноября 1830 г. В нём Пушкин говорит о вымышленном авторе Белкине, который записал эти рассказы и в 1828 г. умер от лихорадки.
Весь цикл вместе с предисловием был издан 24 – 27 сентября 1831 г. в типографии Плюшара тиражом в 2000 экз. Спустя три года после публикации повестей под именем И.П. Белкина, в 1834 г. А.С.Пушкин повторно издал их в своем сборнике прозы под названием «Повести, изданные Александром Пушкиным».
(Николай Пастухов в роли Самсона Вырина, фильм «Станционный смотритель», СССР 1972)
Публикация произведения
Выход книги был встречен первоначально критикой неоднозначно. Многие современники акцентировали своё внимание на антиромантизме повестей, посвящённых жизнеописанию мелких чиновников, военных, мелкопоместных уездных помещиков. Это и неудивительно, потому что все они привыкли видеть героев Пушкина байроновского характера. Можно сказать, что отношение было довольно посредственное, но и без яркой критики.
Гораздо позже был оценён именно «Станционный смотритель» Достоевским в 1876 г., когда он писал, что «всё у нас идёт от Пушкина и его поворота к народу. ». Настоящую популярность и любовь массового читателя повести получили в советские времена, когда произведения Пушкина, в том числе и «Смотритель», издавались миллионными тиражами с хвалебными рецензиями самых именитых писателей.
История создания повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Пожалуй, нет сегодня у нас на родине людей, не знающих Александра Сергеевича Пушкина. С его творчеством знакомят детей с самых малых лет, его преподают в школах и университетах. Огромный вклад, который он привнес в сам русский язык и в русскую литературу, не поддается оценке. Сегодня мы рассмотрим одно из известнейших произведений Пушкина «Станционный смотритель», включенное в программу среднего образования для старшеклассников. Вы наверняка знакомы с произведением, нов любом случае, настоятельно советуем перечитать шедевр российской и мировой прозы.
Повесть «Станционный смотритель» входит в знаменитый цикл Пушкина «Повести Белкина». Задумано произведение было еще в 1829 году, однако написано только в 1830, а именно 14 сентября. Александр Сергеевич находился в это время в селе Болдино на изоляции, причиной для которой послужил карантин холеры, разразившейся в 1830 году. Эти три осенних месяца, проведенных практически в одиночестве, были одними из самых продуктивных в карьере писателя.
Литературоведы и аналитики прозы 19 века утверждают, что произведение написано в жанре сентиментализма, весьма популярного на то время. Однако в повествовании нельзя не заметить элементы реализма и романтизма. В «Станционном смотрителе» во главе угла стоит идея «маленького человека», раскрытая также и другими писателями эпохи. Стало популярно писать про «забытых и униженных», про людей, занимающих низкое социальное положение в обществе по меркам того времени. Не забываем, что сама профессия станционного смотрителя является архаизмом.
Однако тема бедных и невзрачных людей затрагивается не только с целью показать их жизненный уклад и быт, но и подчеркнуть, что часто такие люди, несмотря на слабое положение в обществе, имеют сильный характер, волю и высокие морально-нравственные качества.
Так, сам станционный смотритель, он же — отец Дуни и главный персонаж повести, занимая очень скромную и неуважаемую должность, делал все возможное для возвращения своей дочери, не боясь ни гнева гусара, ни возможного разочарования. Так оно и случилось — прогнанный собственным чадом, Самсон Вырин не выдержал душевных переживаний и скоропостижно умер. Весьма трагическая концовка, однако Пушкин преследовал больше нравоучительные цели, чем остросюжетность. Тем не менее, повесть получилась очень захватывающей для чтения. В ней чувствуется дух жанра, глубокий психологический мотив и поучительный посыл, сравниваемый с библейской картиной про блудного сына.
Цикл «Повести Белкина» вышел в свет вместе с авторским предисловием в конце сентября 1831 года. Тираж составил две тысячи экземпляров. Несмотря на то, что критики весьма холодно оценили новую тенденцию прозы Александра Сергеевича, а именно страсть к жизнеописанию мелких чиновников и незначительных служащих, уже позже — в советское время — весь цикл произведений со «Станционным смотрителем» во главе получил высочайшие оценки литературоведов и был издан в миллионах экземпляров. Даже сегодня Вам не составит никакого труда найти эти замечательные произведения на полках магазинов или шкафах библиотек.
Боевые медали станционного смотрителя
Споры о чиновнике
Первоначально русская классическая литература воспитывала у читателей лишь чувство сострадания к маленькому человеку в чиновничьем вицмундире. Примером тому и «Станционный смотритель».
«Тогда еще не было ни городских телеграфов, ни телефонов, а для спешной передачи приказаний начальства скакали по всем направлениям «сорок тысяч курьеров», о которых сохранится долговечное воспоминание в комедии Гоголя.
По всем почтовым трактам государства Российского днем и ночью скакали фельдъегеря, не жалея ни лошадей, ни ямщиков, ни самих себя.
И днем и ночью, не зная ни сна, ни отдыха, провинциальный чиновник Самсон Вырин обеспечивал бесперебойную работу государственного механизма.
Винтик порочной системы
Завершающее слово этого отрывка является ключевым.
Сострадание и III отделение
Достаточно соотнести написанный в 1830 году пушкинский текст с двумя ежегодными Нравственно-политическими отчетами III Отделения о состоянии дел в Российской империи в 1839 и 1841 годах. Тайная политическая полиция информирует Николая I о неутешительном состоянии дел в Почтовом департаменте:
Сделаем паузу и вспомним обезоруживающие своим нескрываемым цинизмом рассуждения героя гоголевской комедии «Ревизор», впервые опубликованной в 1836 году.
Читатель вправе сочувствовать драме, пережитой Самсоном Выриным и в конечном счете сведшей его в могилу.
Докажем это гипотетическое утверждение.
Войны дворянина Вырина
Судя по возрасту, смотритель начал служить еще в Екатерининскую эпоху и мог получить одну из тех медалей, что были учреждены Екатериной II для нижних чинов, отличившихся в сражениях: «За храбрость на очаковских водах» (1788), «За храбрость при взятии Очакова» (1789), «За храбрость на финских водах» (1789), «За храбрость при взятии Измаила» (1791), «За труды и храбрость при взятии Праги» (1795). Среди наград Самсона Вырина могли быть и серебряные медали Александровской эпохи: «За труды и храбрость при взятии Гянджи» (1804), «За переход на шведский берег» (1809), «За проход в Швецию чрез Торнео» (1809), «За отличие при взятии приступом Базарджика» (1810).
Пушкин и тут в каждой строке историчен.
А теперь вернемся к «коэффициенту искажения».
«Герои двадцатого числа»
В пореформенной России либеральная интеллигенция станет неодобрительно относиться к любому выпускнику университета, решившему поступить на коронную службу: считалось, что такой поступок продиктован исключительно карьеризмом и желанием приложиться к государственному пирогу. Русская литература внесет свою лепту: после публикации цикла очерков М.Е. Салтыкова-Щедрина «Круглый год» (1879) обличительная тенденция решительно возобладает над тенденцией сострадательной:
1. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. IX. М.: Мысль, 1990. С. 78-79.
2. Россия под надзором. Отчеты III отделения. 1827-1869. М.: Российский фонд культуры; Российский Архив, 2006. С. 23.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4. М.: Прогресс, Универс, 1994. Стлб. 1342.
4. Лесков Н.С. Человек на часах (1839 г.)//Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 11 т. Т. 8. М., Гослитиздат, 1958 // https://ilibrary.ru/text/1155/p.11/index.html.
5. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 т. Т. 8. Кн. 1. М.: Воскресенье, 1995. С. 97.
6. Лотман Ю.М. К вопросу об источниковедческом значении высказываний иностранцев о России//Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. III. Таллинн: Александра, 1993. С. 144.
7. Россия под надзором. Отчеты III отделения. 1827-1869. С. 213-214.
8. Гоголь Н.В. Избранные сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1984. С. 65.
9. Россия под надзором. Отчеты III отделения. 1827-1869. С. 266.
10. Пушкин пишет, что, прибыв в Петербург, Самсон Вырин «остановился в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца» (Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 т. Т. 8. Кн. 1. С. 103).
11. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 т. Т. 8. Кн. 1. С. 99.
12. Закон требовал отставных офицеров, поступивших на статскую службу, «переименовывать из военных классов в статские» (ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 27. N 205543. С. 388). Однако действие закона во времени и в пространстве осуществлялось с весьма продолжительной задержкой. В 1816 году среди чинов Почтового департамента мы видим майоров Неронова и Казаринова, капитана 2-го ранга и георгиевского кавалера Новокщенова, премьер-майора Вейса (Месяцеслов с росписью чиновных особ или общий штат Российской империи на лето от Рождества Христова 1816. В 2-х частях. Ч. 1. СПб.: Императорская Академия наук,1816. С. 364, 365).
13. Михайловский-Данилевский А.И. Журнал 1813 года//1812 год. Военные дневники/Сост., вступ. ст. А.Г. Тартаковского. М.: Советская Россия, 1990. С. 376.
14. Месяцеслов и общий штат Российской империи на 1831. В 2 частях. Ч. 1. СПб.: Императорская Академия наук, 1831. С. 523, 535, 539, 543.
15. ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 20. N 14290. С. 101 (3 апреля 1775 г.: Манифест. О экипажах и ливреях, какие разные классов чиновникам дозволяется иметь); ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 39. N 30062. С. 531 (18 сентября 1824 г. Сенатский указ, по Высочайше утвержденному положению Комитета Министров. О новом расписании числа лошадей, каковое лица, проезжающие по почте, могут требовать, каждое по своему званию и рангу).
16. ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 37. N 28550. С. 619 (8 февраля 1821 г. Высочайше утвержденное положение Комитета Министров. О непереименовании станционных смотрителей в статские классы). Монарх лишь узаконил десятилетиями сложившуюся реальную практику, при которой отставные обер-офицеры, поступающие в Почтовый департамент, в течение нескольких лет продолжали сохранять свои военные чины и не желали, чтобы их переименовывали в неблагозвучно звучащие, с точки зрения военного человека, чины коллежского регистратора, провинциального или губернского секретаря. По этому поводу Екатерина II еще 16 декабря 1790 года проницательно заметила: прапорщикам и подпоручикам «поступать в Секретарское звание было бы несвойственно» (ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 23. N 16930. С. 202).
17. ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 27. N 20377. С. 227 (19 августа 1802 г. Именной указ. О производстве по 70 рублей в год жалованья станционным смотрителям. ).
19. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. Т. 13. М.: Художественная литература, 1972. С. 417, 464, 510.
20. Варенцов Н.А. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. М.: Новое литературное обозрение, 1999. С. 688.