Часть речи
Нескошеный луг напоминал мне о детстве и о том, как мы заготавливали сено с отцом. Не скошенная работниками трава пришлась весьма по вкусу местному скоту.
Казалось бы, что в обоих предложениях употребляется одно и то же слово. Почему же тогда в одном случае в суффиксе употребляется одна буква «н», а в другом — две? Все дело в том, что конструкции включают в себя принципиально разные части речи. Чтобы определить это, достаточно следовать определенному алгоритму действий:
Задав вопрос от главного слова к зависимому, можно понять, что в обоих случаях слово «некошеный» выражено определением, поскольку обозначает признак предмета и отвечает на вопрос «какой?». Ну а поскольку связь с глаголом весьма очевидна, (трава какая? — та, которую не скосили), то можно сделать вывод, что перед писателем находится причастие. Однако это актуально лишь для одного из примеров. Во втором же конструкция «нескошенный» (луг) является отглагольным прилагательным, отличить которое от страдательного причастия бывает довольно трудно.
Отличия прилагательных от причастий
Чтобы понять, почему в «кошеный луг» одна «н», необходимо сперва научиться отличать страдательное причастие от отглагольного прилагательного, поскольку в разных частях речи правила употребления суффиксов отличаются. Сделать это можно с помощью четырех приемов, каждый из которых подойдет для конкретного случая:
Однако уметь отличить ОП от причастия — далеко не все, что должен уметь делать писатель. Поскольку слова являются разными частями речи, то и количество букв «н» в суффиксе будет зависеть от разных причин. Начать следует с правила, которое относится к ОП.
Количество н в ОП
Важно понимать, что определить количество букв «н» в суффиксе отглагольного прилагательного будет не так просто, как в том случае, если бы оно происходило от существительного. Как правило, все зависит от глагола. Две буквы «нн» пишется в трех случаях:
Что касается пунктов о слитном написании слов, то их можно назвать обратными предыдущим (например, если то или иное слово является исключением. Кроме того, важно запомнить, что если ОП образовалось от глагола совершенного вида, в составе которого отсутствовали приставки, а к конструкции присоединились суффиксы «н» или «ен», то в нем также пишется одна буква «н».
Весьма важным нюансом является то, что в любом случае должны отсутствовать зависимые слова (иначе конструкция будет являться причастием). Вот несколько примеров: мороженый, плетеный, топленый и так далее. Однако есть в правиле и исключения: действенный, желанный, деланный, невиданный, нежданный и другие. Эти слова пусть и являются отглагольными прилагательными, однако в орфографических словарях сказано, что в них необходимо писать две буквы «н».
Суффиксы в страдательной части речи
Правописание «некошеной травы» нередко вызывает вопросы у неопытных писателей только потому, что они незнакомы с правилом, которое касается количества «н» в суффиксах страдательных причастий. Даже если ученику удастся безошибочно определить часть речи той или иной конструкции, далеко не факт, что он правильно ее напишет, не зная определенных нюансов. Две «н» пишется в следующих случаях:
Алгоритм действий
Все эти правила могут показаться невероятно сложными для человека, который не имеет большого опыта в изучении русского языка, а просто хочет узнать, как пишется «кошеные травы». Запомнить такое большое количество всех моментов может быть весьма проблематично. Специально для этого был разработан определённый алгоритм, согласно которому можно действовать практически в любом случае.
Однако использовать этот алгоритм или нет — выбор каждого человека. Кому-то куда проще действовать по инструкции, а кто-то предпочитает определить часть речи, а уже потом отталкиваться от тех пунктов, что есть в правиле.
Упражнения для закрепления
Чтобы полученные знания не пропали даром, рекомендуется как можно скорее закрепить их на практике. Лучше всего для этого разобрать несколько упражнений, где можно найти не только простые, но и довольно сложные конструкции, а также некоторые слова-исключения. Вот восемь предложений:
Правильно определить часть речи «кошеный» — задача, с которой справится далеко не каждый человек. И лишь единицы смогут написать слово верно, ориентируясь на правила русского языка. Однако важно помнить, что знания приходят только с опытом. Поэтому не стоит пренебрегать возможностью ежедневно упражняться в решении различных задач на ту или иную тему. Особенно это касается ОП и страдательных причастий, которые могут вызывать уйму вопросов даже у экспертов.
Отличие отглагольных прилагательных от причастий
Отличить отглагольное прилагательное от однокоренного причастия можно в контексте по морфологическим, синтаксическим и смысловым признакам слов.
От одного и того же глагола можно образовать отглагольное прилагательное и причастие, которые совпадают полностью в своем звуковом оформлении, например:
Как их отличить друг от друга? Где прилагательное? Где причастие?
Способы отличить прилагательное от причастия
Для определения части речи, к которой принадлежат похожие формы слов, которые представляют собой один из видов омонимии, нужен, во-первых, контекст.
Если эти слова образованы от глагола несовершенного вида, то наличие зависимых слов с головой выдадут причастие, как бы оно ни маскировалось под прилагательное.
Слово «кошеный» в словосочетании «кошеный луг» обозначает чистый признак предмета и отвечает на вопрос какой?
Это определение, выраженное одиночным отглагольным прилагательным, можно заменить на качественное прилагательное или словосочетание с существительным:
В словосочетании у причастия «кошенный», напротив, имеются зависимые слова, например:
Управлять обстоятельством или дополнением может слово, имеющее признак действия, как и сам глагол, обозначающий действие.
В таком контексте слово «кошенный» обладает этим признаком, что можно также увидеть, трансформировав это словосочетание в конструкцию:
Видим, что его легко можно заменить словом, обозначающим действие, — однокоренным глаголом прошедшего времени. Анализируемое словосочетание в предложении можно представить в виде придаточной конструкции:
Сравним:
Таблица
Причастие | Отглагольное прилагательное |
---|---|
1. Обозначает признак действия. Образуется от глагола. Рассеянные ветром тучи (рассеять) | 1. Обозначает постоянный признак. Образуется от причастия. Рассеянный (невнимательный человек) |
2. Может иметь приставки. Позолоченный рожок | 2. Часто не имеет приставок. Золоченое кольцо |
3. Может иметь зависимые (пояснительные слова). Раненный в руку | 3. Не имеет постоянных слов. Раненый солдат |
4. Заменяется придаточным определительным. Тучи, которые рассеял ветер | 4. Заменяется синонимом. Рассеянный — невнимательный |
В результате анализа похожих отглагольных слов, однокоренных причастий и прилагательных, выяснено:
Прилагательное имеет только признак предмета.
Причастие обозначает признак действия предмета, часто имеет зависимые слова и может управлять обстоятельством или дополнением в причастном обороте.
Причастия часто могут переходить в стан прилагательных, теряя при этом признак действия. Как отличить в этом случае причастие от прилагательного, узнаем в статье «Переход причастий в прилагательные».
“Не знаешь — не ори, знаешь — научи”. А сами вы знаете, как пишется “кошенный с утра луг”?
Мама — это чудо, конечно. И мамы всякие нужны. И главное в маме не орфографическая и пунктуационная щепетильность — это ясно. Но я по поводу маминых претензий и претензий к маме хочу сказать.
Не так давно имела радость наблюдать, как одна маман в школьном фойе отчитывала своего ребенка за троечный диктант по русскому. Ответственная родительница была в сильном расстройстве от того, что сыну грозит трояк в четверти. Крик выразительный, руки недовольно в разные стороны, взгляд яростный, а пацан с глазами побитой собаки рядом стоит и молчит в тоске. Я все хотела спросить: он от вашего крика грамотнее что ли станет? Не спросила.
Воспитательные сюжеты я изучаю всякий раз, когда оказываюсь в школьном предбаннике. Почему-то первые вопросы к детям: какие оценки сегодня? Что по математике поставили? Что по русскому получил? Сдал инглиш?
Я бы озверела. У детей сказочное терпение. Невероятная любовь к родителю. Фантастическая броня. И за все это они получают даже не банальное “как дела?”, а напряженное “на завтра много задали?”.
Но я сейчас не о содержательных разговорах с чадами. Я о воплях родителей по поводу неуспеваемости.
Одна моя подруга жалуется:
— Он у меня тупит страшно. Не может выучить какие-то там причастия с “н” или “нн” — не знаю, но что там учить? У него три тройки уже, а он все тупит!
— Как пишется “кошенный утром луг”, с одной “н” или двумя?
Не знает. И возмущается:
А ему? ЕГЭ сдать? Тебя порадовать? Ты живешь 40 лет почти, представления не имея о правописании «каких-то там» причастий, а сын твой не проживет что ли? Будь последовательна, мама, не вопи, коли сама не в курсе. И научись радоваться не оценкам, а знаниям. Что толку, если ребенок принесет тебе четыре балла по русскому. Или даже пять. Или все сто. Разве это гарантия знаний? К псам бы эти баллы, разве в них дело? Радуйся, мама, что ребенок читает книги, пишет стихи, ухаживает за девочкой, копит деньги тебе на подарок к 8 марта, планирует с отцом строительство теплицы — живет, становится мужчиной.
Мамы, готовые рвать волосы себе и ребенку за ошибки по русскому, загляните в троечный диктант. Там написано правильно очень много слов, которые вы, мамы, писать грамотно не умеете. А он умеет. Ему девять, а он умеет писать “оранжевый”, “что-нибудь” и даже “то есть». И еще много чего.
Я хочу сказать мамам, которые орут на детей за невыполненную домашку, за двойки по технологии и пению, за грязь в рабочих тетрадках, за кривые буквы в прописях, за тройки по ИЗО, за провалы в математике, за “мало подтягивалась на брусьях”… Мамы, будем честными. Прежде чем орать за брусья — сама на них влезешь? Если у меня руки растут из того места, которым не шьют, как я могу возмущаться, что моя дочь криво сшила фартук? Да сшила вообще что-то, что очень напоминает фартук, — здорово! Молодец! У ребенка тройка по алгебре и геометрии? Мама, ты сама-то помнишь, как считать проценты, дроби, извлекать корни или хотя бы рисовать синусы и косинусы? Не помнишь — не ори. Помнишь — научи.
Короче, я все это к тому, что дети заслуживают большого уважения. За то, что они умеют делать такое, чего мы не умеем. Залезать на брусья. Шить фартуки. Рисовать русскую избу или греческие вазы. Решать логические задачи. Помнить басни Крылова и Лафонтена, стоны Некрасова и сонеты Шекспира. За то, что умеют писать “мало-помалу” через дефис и “как будто” без дефиса. И много еще за что. И не надо на них орать за ошибки. По-моему, надо им чаще говорить, какие они молодцы. А себе почаще напоминать: не знаешь — не ори, знаешь — научи.
И да пребудет с нами сила, терпение и самообразование
Морфологический разбор «кошеный луг»
Морфологический разбор «кошеный»:
«Кошеный»
Грамматический разбор
Морфологический разбор «луг»:
Грамматический разбор
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Я не люблю, когда математики, знающие намного больше меня, не могут ясно выражать свои мысли.»
Морфологический разбор «кошеный луг»
Фонетический разбор «кошеный луг»
Карточка «кошеный луг»
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
Лужину (кому?) — имя существительное;
Ладонью (чем?) — имя существительное;
Пыль (что?) — имя существительное;
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
План морфологического разбора прилагательного
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) — глагол;
Как правильно пишется словосочетание «не кошенный»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова уравнитель (существительное):
Синонимы к слову «кошенный»
Предложения со словосочетанием «не кошенный»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «не кошенный»
Значение слова «кошенный»
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «кошенный»
Предложения со словосочетанием «не кошенный»
Сам участок, на котором располагался дом, был засеян травой, уже некоторое время не кошенной, а потому излишне разросшейся.
Мой же дом совсем маленький, стены покрыты пыльными разводами, во дворе – давно не кошенный газон, поросший сорняками и дикой крапивой.
Крутой, словно искусственно насыпанный склон и высокая, никогда не кошенная трава останавливали не хуже болота.