Суффикс -онок- пишется после твердых согласных и шипящих корня существительных, суффикс -ёнок- — после мягких согласных, кроме «ч», в названиях птенцов и детенышей животных.
В русском языке названия птенцов и детенышей животных образуются с помощью суффикса -онок-/-ёнок-, например:
Чтобы ответить на этот вопрос, вначале вспомним, что такое суффикс и какое значение он имеет в слове.
А теперь образуем новые слова, названия птенцов и детенышей животных, с помощью суффикса -ёнок-:
рысь — рысёнок | ворона — воронёнок |
олень — оленёнок | страус — страусёнок |
козел — козлёнок | гусь — гусёнок |
слон — слонёнок | утка — утёнок |
кенгуру — кенгурёнок | соловей — соловьёнок |
Обратимся к суффиксу -онок- и получим с его помощью новые существительные:
волк — вол ч онок | скворец — сквор ч онок |
барсук — барсу ч онок | сорока — соро ч онок |
верблюд — верблю ж онок | стриж — стри ж онок |
ёж — е ж онок | уж — у ж онок |
мышь — мы ш онок | индюк — индю ш онок |
Теперь посмотрим, после каких гласных корня слов пишется под ударением данный суффикс. Как видим, это шипящие согласные — всегда твердые звуки [ ж ], [ ш ] и всегда мягкий звук [ ч’ ].
Вывод
Суффикс -ёнок- пишется после мягких согласных корня слов, кроме [ч’], а суффикс -онок- — после твердых согласных и шипящих «ж», «ш», «ч».
Чтобы выбрать нужный вариант суффикса, воспользуемся следующим алгоритмом:
Учимся писать суффиксы «-Ёнок», «-Онок»
Коломыцева Елена Геннадиевна
Учимся писать суффиксы «-Ёнок», «-Онок»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык
Программа: УМК «Начальная школа XXI века»
Тип урока: урок изучения нового материала
2. Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления;
3. Совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах;
4. Способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.
• знакомство с правилом написания;
• отработка алгоритма применения правила.
Познавательные: • формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.
• формирование умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения;
• поиск и выделение необходимой информации;
• формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
• контроль и оценка учебных действий;
• развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
• формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли, работать в паре.
Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Мотивационно-ориенировочный этап
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
-Давайте пожелаем друг другу успеха на сегодняшнем уроке:
и везде! Дети настраиваются на активную работу на уроке.
2)Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1. Пальчиковая гимнастика.
-Дружат в нашем классе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в замок)
-Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
-Раз, два, три, четыре, пять
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
-Начинай считать опять.
-Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхните кистями.)
2. Минутка чистописания.
Расшифруйте, с какими буквами сегодня мы будем работать на минутке чистописания:
-эта буква обозначает согласный звук, он бывает только твердым, звонким, встречается в словах дружба, жук, ужин.
— эта буква обозначает звук, в слове чувствовать стоит в начале слова.
— эта буква обозначает звук, который в слове карандаш стоит в конце корня.
-Пропишем эти буквы.
-Что объединяет эти буквы?
Какая буква лишняя?
3. Словарная работа.
Д…ревня,к…ртина,б…реза, к…ньки, в…рона, з…яц, р…сунок, м…дведь.
-На какие две группы можно разделить эти слова?
-девочки – выпишите слова, которые начинаются с мягких согласных,
-мальчики- выпишите слова, которые начинаются с твердых согласных. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.
4. Самостоятельная работа.
(пока идет словарная работа, 3 ученика работают самостоятельно возле доски).
1ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.
2 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.
3 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.
Проверка: ученик называет орфограмму, букву, которую вставил, проверочное слово, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или нет.
5. Фронтальная беседа.
— Что объединяет словарные слова?
-Что такое имя существительное?
— Что вы знаете об имени существительном?
-Назовите одушевленные имена существительные, которые встретились в словарной работе.
— В какой части слова находятся орфограммы, которые мы повторяли?
— Что в себе содержит корень?
-Какие еще части слова знаете?
-Что такое окончание?
-Для чего служит окончание?
— Какую часть слова называют суффиксом?
— Для чего служит суффикс?
— Образуйте от данных словарных слов уменьшительно-ласкательные существительные.
-Как образовались эти слова?
-Давайте определим с помощью какого суффикса образовались новые слова? Что для этого нужно сделать?
— делает разбор по составу,определяем суффиксы.
6. Самостоятельная работа.
(пока идет фронтальная работа, 1 ученик работает возле доски)
-Подобрать слова к схемам:
Грибок метро водный школа кино день
Проверка: ученик читает слова к каждой схеме, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или допущены ошибки.
Ученики выполняют движения руками, разминают пальчики для письма.
Ч- обозначает мягкий согласный, ж,ш- всегда твердые.
Начинаются на мягкие и твердые согласные.
Деревня, береза, рисунок, медведь.
Картина, коньки, ворона, заяц.
— это имена существительные.
-это часть речи, которая обозначает название предмета и отвечает на вопросы «кто? Что?»
-имя сущ. бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
— медведь, ворона, заяц.
— это общая часть родственных слов.
— окончание, суффикс.
— изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
-часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
-медвежонок, зайчонок, вороненок
— с помощью суффиксов.
Выделить окончание, корень, а затем определить суффикс.
Школа грибок метро
3).Определение темы урока.
-Итак, с помощью каких суффиксов можно образовать названия детенышей?
-Вызвало у вас затруднение, какой суффикс нужно написать?
-Значит это ошибочное место.
В какой части слова мы засомневались?
— Определите тему нашего урока.
-Какую цель перед собой поставим?
— в суффиксе
-Правописание суффиксов –онок-, -ёнок-.
– Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –онок–и –ёнок–.)
4).Выявление места и причины затруднения
-Как мы можем узнать об этом?
— Какой путь вы выбираете?
Гра «Назови детеныша!»
(Слова появляются на доске)
— Давайте побудем в роли исследователей.
— Обратите внимание на букву перед суффиксом.
— Какой вывод можем сделать?
после мягких согласных, кроме
-Давайте проверим правильно ли мы сделали вывод.
сравним с правилом в учебнике.
Физминутка – Можно прочитать правило в учебнике. Можно самим вывести это правило.)
Тигрёнок – суффикс –ёнок-, перед суффиксом стоит мягкий согласный звук р. И т. д.
Читаем хором правило.
5).Построение проекта выхода из затруднения
Проверим, как вы запомнили правило.
— Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок?
— Как закрепить полученные знания?
— Какую цель вы поставите перед собой на этом этапе урока.
— Чтобы вы смогли сами применить правило на практике,давайте составим алгоритм действий:
(Парная работа. Дети обсуждают друг с другом свои варианты.)
Определяю, какой согласный звук перед суффиксом;
2) Если мягкий согласный, кроме [ч’] – пишу -ёнок- (тигрёнок)
Если твёрдый согласный и [ч’] – пишу -онок- (волчонок).
-Сравните свои алгоритмы с алгоритмом в учебнике.
-Нет, т. к. после [ч’] пишется -онок-.
-Нет, т. к. еще и после [ч’].
— Нет, знания надо закрепить.
6).Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1.Применение алгоритма: (с комментирование возле доски)
2. Дифференцированная работа
1 группа – р. т. с 68 упр. № 1
2 группа – р. т. с. 69 упр. №2 (более сильные)
Проверка: по эталону с доски.
3. Дифференцированная работа.
Учебник стр. 121 упр. №1
1 ряд,3 ряд – работа в парах.
3 ряд – выписать слова с суффиксом –ёнок-.
2 ряд- работа по вариантам :
Проверка: один ученик читает, остальные проверяют.
Когда вы слышите слова с
-енок- присесть, с -онок- подпрыгнуть
— Лосенок, теленок, галчонок, тигренок, бельчонок.
4. Игра «Редактор.»— исправить ошибки в словах.
— разобрать слова по составу. (по рядам)
-составить предложения с полученными словосочетаниями.
-онок-
-ёнок-
Цыпленок, слоненок, лисенок,
— Ученики исправляют ошибки и записывают слова правильно:
III. Рефлексивно-оценочный этап.
-Какую цель вы перед собой ставили?
— Удалось ли достичь цели?
— Оцените свою работу
Дети оценивают свою работу на уроке.
2) Домашнее задание Выучить правило, стр. 122,
упр. 2 – по вариантам
1вариант – выписать слова с суффиксом енок.
2 вариант – выписать слова с суффиксом онок.
— Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали.
Спасибо за урок! Урок окончен. Дети записывают и разбирают домашнее задание.
Консультация «Писать красиво может каждый» Давайте зададимся вопросом : что такое письмо? Это способ передавать мысли, а красивое письмо – это еще и искусство, графика. Обучение красивому.
Фотоотчет «Мы учимся трудиться» Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает.
Лэпбук «Занимательная математика»: стихи про цифры, как писать цифры, состав чисел, посчитай, задания на логику и др. Обучение счёту, систематизированное и методически обоснованное Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС, входит в систему.
Методическая разработка. Учимся писать. Развитие мелкой моторики Чтобы ребенок смог легко научится писать, он должен быть определенным образом подготовлен. Необходимо хорошее развитие мелкой моторики:.
Методические рекомендации для учащихся «Как писать сочинение-рассуждение» * Прочитать внимательно (несколько раз) тему и определить ключевое слово, на которое необходимо опираться впоследствии. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПРИ.
Методические рекомендации для учащихся «Как писать сочинительную часть изложения» * Прочитать вопрос и внимательно выделить только одну проблему (разобрать проблемы, отметить для себя ту, над которой можешь порассуждать,.
Конспект урока русского языка по развитию речи с элементами культуры речи во 2 классе «Азбука вежливости. Как писать письмо» Предмет: русский язык Тема учебного занятия: Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Часть 2. Место.
Занятие «Учимся аргументировать» Что было бы, если бы. К детям приходит Фея с волшебной палочкой (игрушка) и говорит, что может превратить их в того, в кого они пожелают,.
Учимся любить природу Цель: формирование основ экологической культуры детей. Задачи по экологическому воспитанию: 1. Повышение уровня экологической культуры детей;.
Фотоотчет «Зачем писать письмо Деду Морозу?» Зачем писать письмо Деду Морозу? Все без исключения малыши с нетерпением ждут наступления того самого зимнего утра, когда каждый из них.
Правописание суффиксов «онок» и «ёнок» в словах
Если перед суффиксом идёт твёрдый или шипящий согласный, то в ударном положении пишется буква «О», гласная «Ё» будет писаться, если корень оканчивается на мягкий согласный (исключение: после «Ч» всегда употребляется суффикс -онок-).
Чаще всего указанные суффиксы используются для ласкового наименования детенышей зверей и птиц.
Суффикс — это морфема, находящаяся за корнем, которая образует новые формы слова.
Дополнив морфемой «ёнок» существительные, обозначающие зверей, получим новые слова:
Из примеров видно, что буква «Ё» пишется только, если она следует за мягким согласным, на который оканчивается корень слова. Исключение составляет лишь звук «Ч» (он всегда будет мягким, после него пишется О).
Образовать новые слова можно при употреблении суффикса -онок-. Примеры:
Буква «О» в ударном положении будет писаться в суффиксе, если она находится после шипящих (Ж, Щ,Ч, Ш).
Подведём итоги
В суффиксах -онок-/-ёнок- будет писаться О после шипящих согласных, Ё — после мягких согласных, кроме Ч. Для того, чтобы не допустить ошибку при написании этих суффиксов, нужно придерживаться следующей схемы:
Как правильно пишется слово «лисонька»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гидрология — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «лисонька»
Предложения со словом «лисонька»
Значение слова «лисонька»
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «лисонька»
Предложения со словом «лисонька»
– Я по пням, по кустам, по колодам зацеплял, чтоб собаки лисоньку поймали да разорвали.
Всем бы лисонька хороша была, хозяюшка… да разбойница лиса, постница: любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.
В город идёт лисонька.
Синонимы к слову «лисонька»
Морфология
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
УМК «Начальная школа XXI век» 2 класс (1-4)
Образовательные цели:
Конспект урока
Этапы урока
Ход урока
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Актуализация знаний
– Какую орфограмму вспомнили?
(Правописание суффиксов -иц- и -ец-)
– Прочитайте предложения. В каких ситуациях так говорят?
Добрая послов…ца ко времени молвится.
– Как называются такие предложения в русском языке? (Пословицы)
– Докажите.
Запишите. Вставьте пропущенные буквы.
Взаимопроверка.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
(Заяц)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
(Ворона)
Словарь: заяц, ворона
– Проверяем. Назовите непроверяемые орфограммы.
– Что общего у данных слов? (Имя существительное, одушевлённое)
Образуйте от данных слов уменьшительно-ласкательные существительные.
Словарь: заяц, ворона
зайчонок, воронёнок
– С помощью какой части слова образовались новые слова? (Суффиксов -онок-, -ёнок-)
Прочитайте слова, записанные на доске.
Обратите внимание на звуки перед суффиксами.
Лосёнок, мышонок, телёнок, лисёнок, тигрёнок, гусёнок, галчонок, скворчонок, львёнок, волчонок, ежонок.
бельчонок
Вывод: после мягких согласных, кроме
ч, пишется суффикс -ёнок-.
После твёрдых согласных и ч пишется суффикс -онок-.
Работа в группах
Птички
Птички в гнёздышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонечко летят.
(Дети имитируют разлетающихся птиц)
Учимся применять правило:
2. Учебник стр.114 упр.1
Выпиши слова в два столбика
1) суффикс -ёнок-; 2) суффикс -онок-.
Пользуйся опорной таблицей.
Стриж…нок, бельч…нок, цыпл…нок, слон…нок, лис…нок, индюш…нок, рыс…нок, мыш…нок, козл…нок, реб…нок,
3. Игра «Крестики-нолики»
Согласны – О
Не согласны – Х
1. волчонок 4. ежонок 7. утёнок
2. моржонок 5. барсучёнок 8. грачонок
3. страусёнок 6.лягушонок 9.скворчонок.
1. О | 2. О | 3. О |
4. О | 5. Х | 6. О |
7. О | 8. О | 9. О |
– Соедините О (1-2-3-6-9-8-7-4-1). Какая буква получилась? (О)
– «Отлично». Молодцы!
Работа в тетрадях и индивидуально на доске с комментированием.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Лисенок как пишется правило, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Лисенок как пишется правило", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.