«Мелить» или «молоть», как правильно?
Слово «молоть» правильно употребим, если речь идет о кофе, зерне и пр. Слово «мелить» имеет значение «натирать мелом».
Оба слова «мелить» и «молоть» существуют в русском языке. Они различаются звучанием и лексическим значением, а следовательно, своей сочетаемостью с другими словами. Выясним, в какой речевой ситуации скажем правильно «молоть», а когда — «мелить».
Что можно «молоть»?
Сегодня ты будешь молоть кофе?
Слово «молоть» обозначает действие и отвечает на вопрос: что делать?
Это глагол несовершенного вида, который имеет несколько значений:
Исходя из этих значений, выясним, что можно размельчить:
Наши предки возили молоть зерно на мельницу
В переносном значении это слово выступает во фразеологизме «молоть языком», что значит «болтать», «пустословить».
Часто этот глагол подменяют словом «мелить», что совершенно неправильно. Возможно, эта речевая ошибка возникает по аналогии с формами настоящего времени глагола «молоть», в корне которых происходит чередование гласных о//е.
Понаблюдаем, изменив его по лицам и числам:
Тем не менее в корне исходного инфинитива и родственных слов пишется буква «о»:
Итак, в зависимости от смысла высказывания выберем правильно слово «молоть» в сочетании со существительными «зерно», «кофе», «муку» и пр.
Поупражняемся в правильном употреблении этого слова, прочитав следующие предложения.
Примеры
С раннего утра дед Василий повез на мельницу молоть зерно.
Ольга начала молоть кофе, чтобы сварить ароматный напиток.
Она словно не слышала меня и продолжала молоть всякую чепуху.
На электрической мясорубке можно быстро молоть мясо для приготовления фарша.
Что можно «мелить»?
Игрок в бильярд мелит кончик кия
Научимся отличать рассмотренный глагол с похоже звучащим словом «мелить». Этот глагол связан по смыслу со словом «мел».
Игроку в бильярд приходится мелить кий, чтобы во время удара он не соскользнул с шара.
Портной мелит пуговицы, чтобы точно пришить их к одежде.
молоть чепуху
Смотреть что такое «молоть чепуху» в других словарях:
чепуху — молоть чепуху • вербализация … Глагольной сочетаемости непредметных имён
молоть — вздор молоть • вербализация молоть чепуху • вербализация … Глагольной сочетаемости непредметных имён
молоть — МОЛОТЬ1, несов. (сов. смолоть), что. Разделять (разделить) что л. твердое на мельчайшие частицы, превращая в муку, порошок с помощью какого л. приспособления [impf. to grind (up), crush into small pieces or into powder by pressing between hard… … Большой толковый словарь русских глаголов
Чепуху городить, нести, молоть — (безтолково, несвязно, неправду говорить). Ср. Онъ. хотѣлъ громко что то сказать и вмѣсто того понесъ чепуху: жаръ и бредъ вновь овладѣли имъ, и понеслись безъ толку и связи безумныя рѣчи. Гоголь. Тарасъ Бульба. 10. Ср. Онъ начинаетъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Молоть(вздор) — Молоть (вздоръ). Ср. Да полно вздоръ молоть! Грибоѣдовъ. Горе отъ ума. 4, 4. Чацкій. Ср. Вздоръ мелешь, малый. Уши вянутъ. Полно! Дельвигъ. Отставной солдатъ. Ср. C’est un moulin à paroles. Пер. Это мельница на языкъ, т. е. болтунъ. Ср. Я слышу… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
МОЛОТЬ 2 — МОЛОТЬ 2, мелю, мелешь; несов., что (разг.). Говорить что н. вздорное. М. чепуху, вздор, ерунду. Мели, Емеля, твоя неделя (погов. о пустом болтуне). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
молоть — МОЛОТЬ, мелю, мелешь; молотый; несовер., что. Превращать в муку, порошок; измельчать. М. зерно. М. камень (дробить). Молотый кофе. | совер. смолоть, смелю, смелешь; смолотый и помолоть, мелю, мелешь; молотый. | сущ. помол, а, муж. Зерно первого… … Толковый словарь Ожегова
чепуху городить(нести, молоть) — бестолково, несвязно, неправду говорить Ср. Он. хотел громко что то сказать и вместо того понес чепуху: жар и бред вновь овладели им, и понеслись без толку и связи безумные речи. Гоголь. Тарас Бульба. 10. Ср. Он начинает рассказывать, а ему… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
молоть(вздор) — Ср. Да полно вздор молоть! Грибоедов. Горе от ума. 4, 4. Чацкий. Ср. Вздор мелешь, малый. Уши вянут. Полно! Дельвиг. Отставной солдат. Ср. C est un moulin à paroles. Это мельница на язык, т.е. болтун. Ср. Я слышу шум мельницы, но муки не вижу (о… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Молоть — I несов. перех. 1. Дробить зерно, превращая его в мук или в крупу. 2. Размельчая что либо, превращать в порошок. 3. разг. Размельчать что либо, пропуская через мясорубку. II несов. неперех. разг. сниж. Говорить ерунду, чепуху; болтать,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Краткое описание
В зависимости от значения глагола эти 2 варианта могут содержать грубую ошибку. Распространённое спряжение молоть будет уместно смотреться, если речь касается кофе, зёрна. А вот мелить имеет совершенно другое значение, которое связано с выражением натирать мелом. Для изложения информации в письменном виде следует учесть абсолютно все нюансы.
Выражения мелить и молоть используются в русском языке. Они отличаются друг от друга не только звучанием, но и лексическим значением, сочетаемостью с другими словами. Нужно заранее определить, в какой речевой ситуации будет уместно сказать мелить, а когда — молоть.
Слово молоть обозначает конкретное действие и отвечает на логичный вопрос (что делать?). Этот глагол имеет несовершенный вид, который обладает сразу несколькими значениями:
Ключевые особенности
Ученику нужно научиться спрягать и отличать глагол от похожего примера мелить. А на практике этот глагол связан по своему смыслу со словом мел. Этот нюанс нельзя оставлять без внимания. Игроку в бильярд приходится регулярно мелить кий, чтобы во время очередного удара он случайно не соскользнул с шара. А вот портной мелит пуговицы, чтобы максимально правильно пришить их к одежде.
В книгах по русскому языку содержится много примеров, которые были сформированы от глагола молоть. Причастие обязательно подвергается морфологическому разбору, которое может иметь несколько вариантов, из-за чего ученику нужно уметь самостоятельно наиболее подходящий вариант анализа исходя из контекста предложения. Используемый глагол молоть относится к первому спряжению, из-за чего он имеет соответствующие окончания.
Морфологический разбор
Довольно часто в проверочных работах по русскому языку возникает необходимость выполнить качественный анализ конкретного примера. Морфологический разбор представляет собой развёрнутую характеристику словоформы. В этом случае обязательно определяются изменяемые и постоянные признаки, а также семантическая роль в словосочетании или предложении.
Разбор слова обязательно выполняется в следующей последовательности:
Этот план разбора был составлен экспертами на основе общепринятых правил, так как всё зависит от класса и предпочтений учителя.
Выполнить морфологический анализ слова мелющий довольно легко и быстро:
На просторах интернета можно встретить специальные программы, которые выполняют морфологический анализ слова в автоматическом режиме. Элементарное написание слов с орфограммами оберегает ученика от допущения грубых ошибок. Прежде чем разобрать изучаемый пример по составу, нужно определить его часть речи. В противном случае ученик может запутаться в выполняемом анализе, из-за чего итоговая оценка за выполненную работу будет существенно снижена. Запрещено использовать слова смелить и молет.
Фонетический подход
Анализ слова по этой технологии всё чаще вызывает определённые сложности, хотя именно это задание часто выполняют ученики 5—9 классов. Суть фонетического разбора — не только услышать, но и перенести на бумагу звучание слова. На начальном этапе ученики могут допустить многочисленные ошибки, которые связаны с тем, что буква не всегда соответствует произношению.
Ключевая особенность фонетического анализа — максимальная концентрация внимания на правильности произношения. Произносимая единица речи, которую не только слышат, но и произносят — звуки. Элементарное знаковое изображение слышимого материала — буквы.
Традиционное написание и последующее произношение одного и того же слова чаще всего не совпадает. Букв может быть гораздо больше или меньше, нежели звуков. Такое несоответствие вполне можно объяснить действующими правилами, которые затрагивают орфоэпическую и орфографическую категории. А вот фонетика оставляет за собой нормы произношения.
Правильный фонетический разбор слова мелющий можно выполнить всего за несколько минут. Пример включает в себя 3 слога: ме-лю-щий. Транскрипция выглядит следующим образом — [м’эл’ущ’ий’]. В слове содержится 7 букв и 7 звуков. Разбор слова мелющий в соответствии с фонетическими нормами выглядит так:
Для полноценного образного восприятия, а также гарантированного понимания структуры единицы речи специалистами была создана звуковая модель слова. Лучше всего прибегнуть к разработке схемы в виде оригинальных разноцветных карточек прямоугольной и квадратной формы. Звуковая модель представляет собой выложенные в чёткой последовательности карточки. Этот подход активно используется в садиках и начальных классах. К тому же схема разбора слов на звуки и буквы помогает кардинально улучшить произношение согласных и гласных.
Разбор слов помогает человеку развить свой фонетический слух, укрепить и улучшить память, а также лучше усвоить некоторые важные орфографические правила. Знание элементарного алгоритма разбора позволяет выполнить поставленную задачу быстро и качественно.
Морфемный анализ
В процессе разбора слова осуществляется своеобразный анализ морфем и его составляющих. На финальном этапе ученик может гораздо лучше понять структуру примера и родственных ему слов, а также максимально проанализировать и научится самостоятельно использовать на практике механизмы словообразования в русском языке. Морфема — минимальная неделимая значимая часть слова, которая нужна для образования новых форм.
В некоторых учебниках подробно описана информация о морфемном разборе и анализе слова как об идентичных параметрах. Но на практике всё немного иначе. Во время проведения этих двух разборов можно отметить ряд существенных отличий. Для морфемного анализа слово используется без каких-либо изменений, а вот для анализа по составу необходима начальная форма. При словообразовательном разборе обязательно указывается, является ли задействованное выражение производным либо нет.
Морфемный анализ слова мелющий по составу отличается своей простотой: корень (мел) + суффикс (ющ) + окончание (ий). Основа — мелющ. Способ образования слова: суффиксальный. Существует определённый порядок морфемного разбора, который лучше не подвергать изменениям даже в том случае, когда хочется выполнить более упрощённый анализ. Необходимо следовать инструкции, так как в этом случае удастся избежать ошибок.
Нужно понимать, что в слове не может быть более одной приставки и суффикса. Чтобы уметь различать эти понятия, необходимо попробовать отыскать ближайшего предшественника этого слова в словообразовательной цепочке. Для поиска окончания нужно поменять пример. Ученик может столкнуться с ситуацией, когда этот параметр является нулевым. Суффиксы располагаются после корня и служат они для формирования новых выражений. Отыскать этот составляющий элемент морфемного разбора довольно просто. Суффиксом является часть слова, которая расположена между корнем и окончанием.
Универсальная и многогранная морфемика занимается разбором слова по частям. На различных диктантах, экзаменах и изложениях часто можно встретить задание, которое касается разбора изучаемого слова. Если пример изменяемый, устанавливается флексия либо окончание. В противном случае выполнить качественный анализ не удастся.
молоть чепуху
1 молоть чепуху
2 молоть чепуху
См. также в других словарях:
молоть чепуху — См … Словарь синонимов
чепуху — молоть чепуху • вербализация … Глагольной сочетаемости непредметных имён
молоть — вздор молоть • вербализация молоть чепуху • вербализация … Глагольной сочетаемости непредметных имён
молоть — МОЛОТЬ1, несов. (сов. смолоть), что. Разделять (разделить) что л. твердое на мельчайшие частицы, превращая в муку, порошок с помощью какого л. приспособления [impf. to grind (up), crush into small pieces or into powder by pressing between hard… … Большой толковый словарь русских глаголов
Чепуху городить, нести, молоть — (безтолково, несвязно, неправду говорить). Ср. Онъ. хотѣлъ громко что то сказать и вмѣсто того понесъ чепуху: жаръ и бредъ вновь овладѣли имъ, и понеслись безъ толку и связи безумныя рѣчи. Гоголь. Тарасъ Бульба. 10. Ср. Онъ начинаетъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Молоть(вздор) — Молоть (вздоръ). Ср. Да полно вздоръ молоть! Грибоѣдовъ. Горе отъ ума. 4, 4. Чацкій. Ср. Вздоръ мелешь, малый. Уши вянутъ. Полно! Дельвигъ. Отставной солдатъ. Ср. C’est un moulin à paroles. Пер. Это мельница на языкъ, т. е. болтунъ. Ср. Я слышу… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
МОЛОТЬ 2 — МОЛОТЬ 2, мелю, мелешь; несов., что (разг.). Говорить что н. вздорное. М. чепуху, вздор, ерунду. Мели, Емеля, твоя неделя (погов. о пустом болтуне). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
молоть — МОЛОТЬ, мелю, мелешь; молотый; несовер., что. Превращать в муку, порошок; измельчать. М. зерно. М. камень (дробить). Молотый кофе. | совер. смолоть, смелю, смелешь; смолотый и помолоть, мелю, мелешь; молотый. | сущ. помол, а, муж. Зерно первого… … Толковый словарь Ожегова
чепуху городить(нести, молоть) — бестолково, несвязно, неправду говорить Ср. Он. хотел громко что то сказать и вместо того понес чепуху: жар и бред вновь овладели им, и понеслись без толку и связи безумные речи. Гоголь. Тарас Бульба. 10. Ср. Он начинает рассказывать, а ему… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
молоть(вздор) — Ср. Да полно вздор молоть! Грибоедов. Горе от ума. 4, 4. Чацкий. Ср. Вздор мелешь, малый. Уши вянут. Полно! Дельвиг. Отставной солдат. Ср. C est un moulin à paroles. Это мельница на язык, т.е. болтун. Ср. Я слышу шум мельницы, но муки не вижу (о… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Молоть — I несов. перех. 1. Дробить зерно, превращая его в мук или в крупу. 2. Размельчая что либо, превращать в порошок. 3. разг. Размельчать что либо, пропуская через мясорубку. II несов. неперех. разг. сниж. Говорить ерунду, чепуху; болтать,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Краткое описание
В зависимости от значения глагола эти 2 варианта могут содержать грубую ошибку. Распространённое спряжение молоть будет уместно смотреться, если речь касается кофе, зёрна. А вот мелить имеет совершенно другое значение, которое связано с выражением натирать мелом. Для изложения информации в письменном виде следует учесть абсолютно все нюансы.
Выражения мелить и молоть используются в русском языке. Они отличаются друг от друга не только звучанием, но и лексическим значением, сочетаемостью с другими словами. Нужно заранее определить, в какой речевой ситуации будет уместно сказать мелить, а когда — молоть.
Слово молоть обозначает конкретное действие и отвечает на логичный вопрос (что делать?). Этот глагол имеет несовершенный вид, который обладает сразу несколькими значениями:
Ключевые особенности
Ученику нужно научиться спрягать и отличать глагол от похожего примера мелить. А на практике этот глагол связан по своему смыслу со словом мел. Этот нюанс нельзя оставлять без внимания. Игроку в бильярд приходится регулярно мелить кий, чтобы во время очередного удара он случайно не соскользнул с шара. А вот портной мелит пуговицы, чтобы максимально правильно пришить их к одежде.
В книгах по русскому языку содержится много примеров, которые были сформированы от глагола молоть. Причастие обязательно подвергается морфологическому разбору, которое может иметь несколько вариантов, из-за чего ученику нужно уметь самостоятельно наиболее подходящий вариант анализа исходя из контекста предложения. Используемый глагол молоть относится к первому спряжению, из-за чего он имеет соответствующие окончания.
Морфологический разбор
Довольно часто в проверочных работах по русскому языку возникает необходимость выполнить качественный анализ конкретного примера. Морфологический разбор представляет собой развёрнутую характеристику словоформы. В этом случае обязательно определяются изменяемые и постоянные признаки, а также семантическая роль в словосочетании или предложении.
Разбор слова обязательно выполняется в следующей последовательности:
Этот план разбора был составлен экспертами на основе общепринятых правил, так как всё зависит от класса и предпочтений учителя.
Выполнить морфологический анализ слова мелющий довольно легко и быстро:
На просторах интернета можно встретить специальные программы, которые выполняют морфологический анализ слова в автоматическом режиме. Элементарное написание слов с орфограммами оберегает ученика от допущения грубых ошибок. Прежде чем разобрать изучаемый пример по составу, нужно определить его часть речи. В противном случае ученик может запутаться в выполняемом анализе, из-за чего итоговая оценка за выполненную работу будет существенно снижена. Запрещено использовать слова смелить и молет.
Фонетический подход
Анализ слова по этой технологии всё чаще вызывает определённые сложности, хотя именно это задание часто выполняют ученики 5—9 классов. Суть фонетического разбора — не только услышать, но и перенести на бумагу звучание слова. На начальном этапе ученики могут допустить многочисленные ошибки, которые связаны с тем, что буква не всегда соответствует произношению.
Ключевая особенность фонетического анализа — максимальная концентрация внимания на правильности произношения. Произносимая единица речи, которую не только слышат, но и произносят — звуки. Элементарное знаковое изображение слышимого материала — буквы.
Традиционное написание и последующее произношение одного и того же слова чаще всего не совпадает. Букв может быть гораздо больше или меньше, нежели звуков. Такое несоответствие вполне можно объяснить действующими правилами, которые затрагивают орфоэпическую и орфографическую категории. А вот фонетика оставляет за собой нормы произношения.
Правильный фонетический разбор слова мелющий можно выполнить всего за несколько минут. Пример включает в себя 3 слога: ме-лю-щий. Транскрипция выглядит следующим образом — [м’эл’ущ’ий’]. В слове содержится 7 букв и 7 звуков. Разбор слова мелющий в соответствии с фонетическими нормами выглядит так:
Для полноценного образного восприятия, а также гарантированного понимания структуры единицы речи специалистами была создана звуковая модель слова. Лучше всего прибегнуть к разработке схемы в виде оригинальных разноцветных карточек прямоугольной и квадратной формы. Звуковая модель представляет собой выложенные в чёткой последовательности карточки. Этот подход активно используется в садиках и начальных классах. К тому же схема разбора слов на звуки и буквы помогает кардинально улучшить произношение согласных и гласных.
Разбор слов помогает человеку развить свой фонетический слух, укрепить и улучшить память, а также лучше усвоить некоторые важные орфографические правила. Знание элементарного алгоритма разбора позволяет выполнить поставленную задачу быстро и качественно.
Морфемный анализ
В процессе разбора слова осуществляется своеобразный анализ морфем и его составляющих. На финальном этапе ученик может гораздо лучше понять структуру примера и родственных ему слов, а также максимально проанализировать и научится самостоятельно использовать на практике механизмы словообразования в русском языке. Морфема — минимальная неделимая значимая часть слова, которая нужна для образования новых форм.
В некоторых учебниках подробно описана информация о морфемном разборе и анализе слова как об идентичных параметрах. Но на практике всё немного иначе. Во время проведения этих двух разборов можно отметить ряд существенных отличий. Для морфемного анализа слово используется без каких-либо изменений, а вот для анализа по составу необходима начальная форма. При словообразовательном разборе обязательно указывается, является ли задействованное выражение производным либо нет.
Морфемный анализ слова мелющий по составу отличается своей простотой: корень (мел) + суффикс (ющ) + окончание (ий). Основа — мелющ. Способ образования слова: суффиксальный. Существует определённый порядок морфемного разбора, который лучше не подвергать изменениям даже в том случае, когда хочется выполнить более упрощённый анализ. Необходимо следовать инструкции, так как в этом случае удастся избежать ошибок.
Нужно понимать, что в слове не может быть более одной приставки и суффикса. Чтобы уметь различать эти понятия, необходимо попробовать отыскать ближайшего предшественника этого слова в словообразовательной цепочке. Для поиска окончания нужно поменять пример. Ученик может столкнуться с ситуацией, когда этот параметр является нулевым. Суффиксы располагаются после корня и служат они для формирования новых выражений. Отыскать этот составляющий элемент морфемного разбора довольно просто. Суффиксом является часть слова, которая расположена между корнем и окончанием.
Универсальная и многогранная морфемика занимается разбором слова по частям. На различных диктантах, экзаменах и изложениях часто можно встретить задание, которое касается разбора изучаемого слова. Если пример изменяемый, устанавливается флексия либо окончание. В противном случае выполнить качественный анализ не удастся.