Mary Kay
Richard R. Rogers, Executive Chairman
David Holl, CEO, Mindy Volney
выручка 2,9 млрд долл. США (2011) [1]
5000 штатных сотрудников
2,8 млн продавцов-консультантов по всему миру (2011) [1]
Mary Kay (Мэри Кэй, по имени основательницы Мэри Кэй Эш) — частная компания, занимающаяся производством и продажей косметики, средств личной гигиены и ухода за кожей, парфюмерии как для женщин, так и для мужчин методами прямых продаж и сетевого маркетинга. В 2011 году Mary Kay была шестой в мире среди крупнейших компаний, занимающихся прямыми продажами. Чистая выручка составила 2,9 млрд долларов США. [1]
Особенностью компании является то, что в продавцы («консультанты по красоте») нанимают только женщин. Мужчины, впрочем, присутствуют среди штатных сотрудников и в совете директоров. Философия компании разработана с целью помогать женщинам добиваться карьерных успехов, сохраняя при этом возможность полноценно заниматься своей семьёй. Компания стремится оптимально использовать в своей деятельности особенности женской психологии: для продвижения в компании нужно помогать другим преуспевать, т.к. консультанты получают бонусы за успехи приведённых и обученных ими новичков; практикуются различные награды за успешную работу, такие как скидки, косметика и парфюмерия, сумочки, фирменные костюмы, драгоценные украшения, поездки, розовые автомобили; выпускается журнал «Аплодисменты» с фотографиями консультантов, добившихся успехов в компании.
Символ компании – шмель: считается, что по законам физики он летать не может, но ему надо, поэтому он летает.
Золотое правило: относитесь к людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам.
Фирменный цвет — розовый.
Миссия компании — улучшить жизнь женщин во всём мире. [2]
Главный офис Mary Kay находится в американском городе Addison, Техас, недалеко от Далласа. Компанию основала Мэри Кэй Эш в 1963 году. Председателем совета директоров является её сын Ричард Роджерс (Richard Rogers), а президентом и CEO (с 2006) является Дэвид Холл (David Holl). [3] [4]
Содержание
Бизнес-модель
Мэри Кэй стала первой компанией, которая обучает женщин ухаживать за своей кожей, — до этого косметические компании просто продавали румяна, губную помаду или новые оттенки теней. Продажи осуществляются посредством сети продавцов-консультантов — «консультантов красоты». Чтобы стать консультантом, нужно пройти краткий бесплатный обучающий курс по продажам и по программам ухода за кожей (более углублённые тренинги можно проходить на протяжении всего времени работы в компании), а также приобрести стартовый «пакет красоты», куда входит продукция компании. Первоначальный пакет красоты продаётся со скидкой относительно рыночной стоимости, что позволяет консультантам выгодно, легко и быстро осуществить перепродажу и тем самым получить доход и лучше понять специфику компании. Очень важно для компании абстрагироваться от компаний-пирамид, основа которых предполагает незаконное получение денег с клиентов. В отличие от компаний-пирамид, Мери Кей продаёт свою продукцию абсолютно для всех консультантов по единой скидке. [5]
Крайне важным и приоритетным для компании является обучение консультантов. Такие семинары зачастую проводятся в формате не более 6 человек, в домашних условиях. Доставка товара, как и его оплата должны осуществляться строго на месте.
Мери Кей специально ограничивает ассортимент своей продукции: это сделано для того, чтобы консультанты прекрасно владели существующим спектром товаров и легко запоминали новинки. А также для того, чтобы консультанты, при желании, могли содержать мини-склад продукции и обеспечивать мгновенную доставку заказанного товара. В отличие от многих компаний, Мери Кей не ограничивает сбыта.
Консультант-красоты может нанять других консультантов в любом количестве и из любой точки Мира. В компании нет закреплённых территорий. Мэри Кэй Эш пишет в своей автобиографии: «Я помнила, что, когда я зарабатывала 1000 долларов комиссионных в месяц за продажи моего подразделения, муж получил новую работу в Сент-Луисе. Я не могла взять подразделение с собой и поэтому потеряла все комиссионные с продаж людей, которых в течение восьми лет я привлекала, обучала и мотивировала. По-моему, это очевидная несправедливость. Я вложила силы в развитие своей территории, но кто-то другой унаследовал этих великолепных торговых представителей и комиссионные с их продаж».
У компании есть и программы стимулирования, например известный розовый Cadillac. Также используются методы для поощрения мужей, чтобы они гордились своими жёнами и поощряли их карьеру. Например, на одном из семинаров каждый из мужей консультантов получил значок «Она — просто Фантастика!», в другой раз — наклейку для бампера автомобиля «Спросите меня о карьере моей жены». Компания иногда получает благодарственные отзывы от мужей клиенток, поскольку их жёны стали лучше выглядеть, и от мужей консультантов, которые лучше узнали своих детей, когда жена начала работать и муж начал принимать участие в их воспитании, а также от мужей консультантов, которые смогли сменить нелюбимую работу на более продуктивную для них благодаря тому, что их жёны стали больше зарабатывать и могли обеспечить семью в переходный период.
Мери Кей, внимательно рассмотрев вопрос работы по франчайзингу, отказалась от этой идеи. Отказ был связан с тем, что многие женщины будут вынуждены обращаться к мужчинам для финансирования, а это в свою очередь существенно снизит их независимость и, в конечном счёте, повлияет на компанию. Вместо этого, в 1967 году компания публично вступила в IPO. Это позволило существенно увеличить финансирование и расширить круг своей экспансии на рынок. Косметическая компания Мери Кей стала первой компанией на Нью-Йоркской фондовой бирже, во главе которой стояла женщина. [5] Кроме того, Ричард был самым молодым президентом компании, представленной на торгах Нью-Йоркской биржи. [6]
В течение последующих полутора десятков лет, продажи стабильно вырастали в среднем на 28 процентов за год. Но в промежутке между 1974 и 1978 годами продажи находились в состоянии стагнации и даже немного замедлились. Чтобы восстановить их, компания увеличила премиальные для своих консультантов. Продажи снова начали расти, и составляли в среднем от 29% до 84% годовых, в течение последующих четырёх лет.
Компании предлагали реализовывать продукцию в торговых центрах, но ей это не подходило. Мэри Кэй специализируется на персонализации искусства красоты, а в общественных местах менее удобно проводить консультации, так как женщины стесняются удалять косметику на публике и не хотят тратить время, отведённое на покупки, на консультации. [6]
В 1977 году было завершено строительство новой 8-миэтажной штаб-квартиры в Далласе. В 1993 году, суммарная площадь всех производственных мощностей компании Mary Kay была эквивалентна 3-м футбольным полям. Также компания получила лицензию FDA, что позволило разрабатывать и продавать лекарственные средства, такие как кремы от загара и другие средства.
В 1980-х годах был отмечен резкий спад экономического роста, теперь при трудоустройстве женщин учитывался полный рабочий день. В период с 1983 по 1985 гг. количество консультантов красоты сократилось почти в 2 раза и составляло около 100 000 человек. Продажи упали с 323 млн до 260 млн долл. США. Стоимость акций Мери Кей на бирже значительно снизилась. Мери Кей и её сын Ричард решили приняли решение о самостоятельном выкупе всех оставшихся акций компании на общую сумму 315 млн долл. США. Была и проблема с IPS о своевременной выплате налогов, но она решилась в 1993 году, когда Мери выплатила IPS 3 миллиона долларов. В 1989 году компания Мери Кей сделала попытку захвата своего крупнейшего конкурента – Avon, но попытка оказалась безуспешной.
Mary Kay Cosmetics была включена в 1984 и 1993 годах в список 100 лучших компаний-работодателей в Америке. В 1992 году розничный оборот компании превысил отметку в 1 миллиард долларов. Количество распространяемых продуктов насчитывало свыше 200 наименований, а количество консультантов красоты увеличилось до 250 000 человек в 19 странах по всему миру. А уже в 1993 количество консультантов превысило 300 000, и количество клиентов было более 20 000 000. Более половины национальных лидеров продаж заработали свыше 1 млн долл. в ходе их карьеры в Мэри Кей, а суммарный бонусный фонд компании составлял 38 миллионов долларов ежегодно. В 1993 году бренд Мэри Кэй стал бестселлером в области ухода за кожей лица и косметики в Соединённых Штатах, а оптовые продажи выросли более чем на 735 миллионов долларов. В 1995 году Мери Кей Эш уходит с должности управляющего компанией, по состоянию здоровья.
Компания отпраздновала своё 35-летие в 1998 году и в честь этого праздника, учредила новый приз для консультантов – лидеров, белый спортивный джип марки GM. В том же году компания Мэри Кэй была вновь отмечена журналом Fortune в списке из 100 лучших компаний-работодателей в Америке. [5]
Продажи
В 2005 году общемировая выручка превысила 2,2 млрд долл. США, а в 2010 году 2,5 млрд долл. США, без учёта возврата продукции. [3]
Год | Общая выручка, долл. США | Консультанты | Лидеры | Национальные лидеры | Объём выручки, долл. США / Число консультантов |
---|---|---|---|---|---|
1963 | 198 154 [7] | 318 [7] | 0 | 0 | 623 |
1983 | 300 000 000 | 195 000 | . | . | 1538 |
1989 | 400 000 000 | 200 000 | . | . | 2000 |
1991 | 511 000 000 | 220 000 | . | . | 2322 |
1992 | 500 000 000 | 250 000 | . | . | 2000 |
1993 | 735 000 000 | 325 000 | . | . | 2261 |
1994 | 850 000 000 [8] | . | . | . | . |
1995 | 950 000 000 [8] | . | . | . | . |
1995 в России | 25 000 000 [9] | . | . | . | . |
1996 | 1 000 000 000 [8] | . | . | . | . |
1997 в Китае | 12 000 000 [10] | 15 000 | . | . | 800 |
1998 в Китае | $7,200,000 [10] | . | . | . | . |
2001 | 1 400 000 000 | 800 000 | . | . | 1750 |
2001 в США | Нет данных | 500 000 | . | . | . |
2001 в Мексике | 20 000 000 [11] | . | . | . | . |
2002 | 1 600 000 000 | 850 000 | 19 000 [12] | Более 300 [12] | 1882 |
2002 в США | . | . | 13 000 [12] | . | . |
2002 в Китае | 120 000 000 [10] | 120 000 [10] | . | . | 100 |
2003 | 1 800 000 000 | 1 100 000 | 18 500 [13] | Более 100 [13] | 1636 |
2004 | 1 960 000 000 | 1 300 000 [14] | 27 000 | 410 [14] | 1507 |
2004 в США | . | . | . | 210 [14] | . |
2004 в Канаде | 125 000 000 [15] | 29 357 [16] | 661 [16] | 16 [16] | 4257 |
2004 в Великобритании | 7 700 000 [17] | 3500 [13] | Более 70 [13] | 0 [13] | 2200 |
2005 | 2 200 000 000 | 1 600 000 | 31 000 | 500 | 1375 |
2005 в Китае | 300 000 000 [18] | 400 000 [18] | . | . | 750 |
2005 в США | 1 300 000 000 [18] | 715 000 [18] | . | . | 1818 |
2005 в Канаде | . | 32 820 [19] | 673 [19] | 17 [19] | . |
2005 в Аргентине | . | 20 000 [20] | 500 [20] | 8 [20] | . |
2005 в Мексике | . | 175 000 [21] | . | . | . |
2005 в Великобритании | . | 5000 [22] | 140 [22] | 2 [22] | . |
2006 | 2 250 000 000 | 1 700 000+ | . | Около 500 [23] | 1323 |
2006 в Канаде | 62 000 000 канадских долларов [24] | 34 272 [19] | 724 [19] | 18 [19] | 1809 канадских долларов/чел. |
2006 в США | . | . | 14 000+ [23] | . | . |
2006 в Великобритании | . | 5000 [22] | 140 [22] | 2 [22] | . |
2007 | 2 400 000 000 [25] [25] | 1 700 000 [25] | . | . | 1411 |
2007 в Канаде | . | 31891 [26] | 659 [19] | 25 [19] | . |
2007 в США | . | 700 000 | 14 000 [27] | 215 [25] | . |
2008 | 2 600 000 000 | 1 800 000 | 34 000 | 500 | 1444 |
2008 в Канаде | . | 30 679 [28] | 608 [28] | 24 [28] | . |
2008 в США | . | 600 000 [29] | 13 000 [29] | . | . |
2009 | 2 500 000 000 [30] | 2 000 000 [30] | 37 000 [30] | 600 [30] | 1250 |
2009 в Китае | 600 000 000 [31] | 200 000 [31] | . | . | 3000 |
2010 | 2 500 000 000 [3] | 2 000 000 [3] | . | 600 [3] | 1250 |
2010 в Австралии | 25 000 000 австралийских долларов [32] | 10 000 | . | . | 2500 австралийских долл./чел. |
2010 в Канаде | . | 29573 [33] | . | 24 [33] | . |
2012 | 3 000 000 000 [5] | . | 39 000 [5] | 600 [5] | . |
2012 в России | . | . | 3500 [5] | . | . |
Год | Общая выручка, долл. США | Консультанты | Лидеры | Национальные лидеры | Объём выручки, долл. США / Число консультантов |
Фабрики
Основная производственная фабрика находится в Далласе, Техас, США. Вторая фабрика в Ханчжоу, Китай, производит и упаковывает продукцию для китайского рынка. Третья фабрика была открыта в 1997 году в городе Ла-Шо-де-Фон, Швейцария, для европейского рынка. Швейцарская фабрика была закрыта в 2003 году.
Автомобили
В 1968 году Мэри Кей Эш купила свой первый розовый кадиллак в стиле Элвиса, перекрашенный дилером в розовый оттенок горного лавра (Mountain Laurel Blush). [34] Этот рекламный ход оказался столь удачен, что Мэри Кей в 1969 году решила наградить пять своих лучших продавцов розовыми кадиллаками за счёт компании. Розовый цвет был очевидным выбором, соответствовавшим палитре продукции компании для глаз и губ. С 1980 года этот оттенок эксклюзивно используется автопарком компании Mary Kay. Раз в два года лидер или национальный лидер может поучаствовать в конкурсе на новый кадиллак. По окончании двухлетнего лизинга машины заново красят и снова отправляют на аукцион. Оттенок розового менялся с годами. В 1998 году он сменился на «перламутровый розовый». В честь 35-летия в США предлагался спортивный автомобиль GMC Jimmy белого цвета, специальный выпуск для компании Mary Kay. По состоянию на 2007 год лидеры по продажам по-прежнему могут заработать себе желанный розовый кадиллак.
В 2005 году автопарк компании насчитывал 9870 автомобилей производства GM (USA). [35]
В Великобритании, Германии, Нидердандах, Испании и Украине — розовые автомобили Mercedes-Benz. В Аргентине можно заработать на розовый Ford, а на Тайване – розовую Toyota. [36] В Австралии есть выбор между Ford Falcon и Volkswagen Beetle. [37] В Китае розовый Volkswagen Santana. В северных странах розовый Volvo V50. [38]
Конкретные требования для получения автомобиля зависят от страны и желаемой модели. Если требования не выполнены, то водитель должен заплатить часть платы за лизинг автомобиля в этом месяце. При выполнении требований водитель платит 85% страховки и не оплачивает ежемесячный лизинг, либо получает заранее оговоренную сумму денежной компенсации. [39]
С момента введения этой программы уже более 100 000 продавцов-консультантов выполнили требования, чтобы получить возможность использовать такой автомобиль, либо взять денежную компенсацию. [4] Неизвестно, сколько лидеров предпочли получить деньги вместо автомобиля, но, по оценкам GM, эта компания сделала в общей сложности около 100 000 розовых кадиллаков для Mary Kay. [34]
В 2012 году доступны автомобили следующих марок: Chevrolet Malibu, Chevrolet Equinox, Toyota Camry и Cadillac CTS, SRX & Escalade Hybrid, а также для повышения мотивации и продуктивности продавцов представлен новичок — Ford Mustang чёрного цвета. [40]
Заработки продавцов
Будучи частной компанией, Mary Kay Inc. не раскрывает общественности всю свою финансовую информацию. [4]
Консультанты могут зарабатывать в Mary Kay двумя способами:
Заработки за счёт привлечения новых консультантов
Заработки за счёт привлечения новых консультантов отражают комиссию и бонусы за общие продажи команды. Они не включают доходы от розничных продаж и доходы от бизнеса инструментов Mary Kay.
В феврале 2010 года Mary Kay (Канада) опубликовала следующие данные о доходах своих продавцов: [41]
Заработки за счёт розничных продаж
На этот счёт нет надёжных данных. Цитируемая цифра 1250 долларов США в год (2010) для среднего консультанта была получена путём деления общей годовой выручки Mary Kay Corporate на число консультантов Mary Kay. Эта цифра, очевидно, некорректна, так как не учитывает возврат товара, продажи со скидкой, продажи на аукционах, покупки консультантами для личного пользования — всё это снизило бы эту цифру.
Текучесть кадров среди консультантов
Текучесть кадров оценивается как 68.6% в год на основе данных, представленных компанией Mary Kay (США) в FTC. [42]
По данным Mary Kay (Канада) текучесть кадров оценивается как 85% в год. [43] Из этих данных вычтены консультанты, зарабатывающие комиссию, но работающие в компании менее года, а также те, кто в компании больше года, но не получают комиссию.
Судебные иски
Woolf v Mary Kay Cosmetics
В 2004 году дело Woolf v. Mary Kay Cosmetics первоначально было решено в пользу заявительницы, Клаудин Вульф. Это стало первым случаем, когда [44] нормы трудового права были применены к независимым консультантам, работавшим у себя дома. Это решение было отменено после апелляции и окончательно отвергнуто Высшим судом США 31 мая 2005 года. [45]
Госпожа Вульф была уволена с позиции лидера (директора), поскольку её подразделение не обеспечивало продажи на протяжении трёх месяцев подряд. Вульф настаивала, что увольнение было незаконным ввиду её медицинского состояния — она страдала от рака.
Иски к ликвидаторам
В мае 2008 года Mary Kay Inc. подала иск против веб-сайта Touch of the Pink Cosmetics, продававшего продукцию бывших консультантов Mary Kay по существенно заниженным ценам. По мнению компании, веб-сайт мешал её бизнесу и незаконно использовал торговый знак Mary Kay.
20 июля 2009 года Mary Kay Inc. подала иск против Pink Face Cosmetics за неправомерное использование торгового знака. [46] Эта компания продавала продукцию Mary Kay на eBay и других интернет-ресурсах по цене ниже средней.
Тестирование продукции на животных
В 1989 году компания объявила мораторий на опыты на животных под давлением групп защитников прав животных. Она одной из первых в своей индустрии сделала это и подписала обращение PETA.
Тем не менее, в 2012 году компания Mary Kay Inc. снова ввела тестирование продукции на животных, поскольку это требуется по закону в Китае для всей продукции, касающейся здоровья и красоты. [47]
Мэри Кэй в России
Компания Mary Kay — член Российской ассоциации прямых продаж. Она соблюдает кодекс чести и поведения членов Ассоциации, регламентирующий честное отношение к покупателю, соблюдение установленных норм продаж продукции.
Mary Kay Ash Charitable Foundation
Этот благотворительный фонд был основан в 1996 году для двух целей:
• Борьба с раком у женщин путём поддержки ведущих учёных в области медицины, ищущих лекарства от рака грудной железы, матки, шейки матки и яичников;
• Борьба с эпидемией насилия в отношении женщин путём выдачи грантов убежищам для женщин и поддержки общественных программ.
Мэри Кей: полная биография и история бизнеса
Мэри Кей Эш (Mary Kay Ash) 12.05.1918 г.р. –
американская предпринимательница, основавшая всемирно известную косметическую компанию «Mary Kay Cosmetics».
Детство. Замужество
Мери Кетлин Вагнер родилась в Хот-Уэллсе, штат Техас (США). Это было тяжелое время окончания Первой мировой войны. Экономический подъем в Америке предоставлял широкие возможности только для мужчин.
Мэри Кей была последней из четверых детей своих родителей. Ее мама работала управляющей ресторана. Отец болел туберкулезом и около пяти лет провел в больницах, вернувшись домой, когда Мэри Кей было семь. Он был прикован к постели, мать должна была работать, чтобы содержать семью, старшие братья и сестры уже вылетели из семейного гнезда, поэтому все тяготы по уходу за тяжело больным отцом легли на семилетнюю девочку.
Ей казалось тогда, что вся жизнь сосредоточилась на том конце телефонного провода, который связывал ее и маму, вечно занятую на работе. Мама диктовала ей рецепты, чтобы девочка могла приготовить еду для отца-инвалида и в конце, как заклинание говорила одну единственную фразу, которую Мэри Кей пронесет через всю жизнь: «Милая, ты это сможешь!». Впоследствии Мэри Кей верила, что именно эти слова помогли ей справиться со всеми жизненными трудностями.
Во времена Великой депрессии Мэри Кей сумела за три года закончить старшую школу. Но обучение в колледже было для нее недоступно по финансовым причинам. Тогда она избрала единственный возможный вариант – замужество. В 17 лет Мэри Кей вышла замуж за Бэна Роджерса – молодого певца. У пары появилось трое детей – Бэн, Мэрелин и Ричард. Денег с трудом хватало на жизнь. К тому же после десяти лет брака, муж, вернувшийся со второй мировой войны, потребовал развода. Мэри Кей была подавлена.
К двадцати семи годам она осталась матерью-одиночкой, без высшего образования и теперь должна была прокормить семью из четырех человек, трое которых дети младше десяти лет. Ей нужна была работа, которая позволяла бы совмещать ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и одновременно приносить доход. Такой работой оказалась комиссионная продажа, так что, когда дети Мэри Кей приходили из школы, она была дома.
Первые продажи
Неожиданно для себя Мэри Кей открыла, что у нее есть талант к продажам. Дело было так. Однажды ей позвонила продавщица книг по детской психологии, чтобы предложить комплект энциклопедий для детей. Конечно же, Мэри Кей не могла позволить себе такую роскошь, но так хотела их приобрести, что спросила, нельзя ли получить их другим путем.
Владелица сказала, что с удовольствием отдаст ей комплект, если та поможет ей реализовать еще десять таких же. Эш продала десять комплектов за полтора дня. Она и не догадывалась, что это была трехмесячная норма самых удачливых сотрудников фирмы. Так она получила не только книги для детей, но и новую работу. У Мэри Кей не было машины, и она осуществляла продажи пешком или с помощью телефона. Ее первый босс и бизнес-наставница – госпожа Блэйк считала, что у Мэри Кей врожденный талант к продажам. Но специфика товара (книги) не позволяла ей расширять продажи. Покупатель, купивший серию книг, уже не обращался к ней за новой покупкой, т.к. книги – это товар длительного использования.
Карьерный рост
В 1938 году Мэри Кей сменила место работы и перешла в «Sienly Home Products», торговавшую повседневными товарами для дома.
Работа позволяла ей иметь довольно гибкий график, так как ей доверяли продавать товар по прямой комиссии без постоянных отчетов. Дела Мэри Кей шли в гору, несмотря на Великую депрессию.
Стечение обстоятельств принудило ее стать главным продавцом отдела. Она выиграла подряд несколько торговых премий и шаг за шагом брала все новые позиции. Одновременно Мэри Кей ощущала, что при прочих равных или худших условиях работодатель более лоялен к мужскому персоналу. Как же, ведь «мужчина должен кормить семью», как будто Мэри Кей не делала того же.
В 1950–м году, подающий большие надежды продавец, Мэри Кей перешла в новую компанию «World Gift Company» (фирму вспомогательных материалов). За десять лет работы она помогла создать динамичную торговую сеть в 43 штатах. И снова Эш имела необыкновенные успехи, получая многочисленные повышения и вознаграждения. Однажды, когда все звезды сложились так, что она могла претендовать на должность коммерческого директора, босс остановил свой выбор на мужчине, поскольку, по его мнению, это сугубо мужская позиция. Мэри Кей была оскорблена. За свою карьеру она не раз наблюдала, как мужчину, которого она научила, повышали раньше нее с вдвое более высокой зарплатой.
Когда руководитель попытался ограничить полномочия Эш, ей ничего не оставалось делать, как покинуть опостылевшую фирму. Слава Богу, теперь она это могла сделать, поскольку была в относительной финансовой независимости: дети выросли (младшему было уже 20, сама она вступила во второй брак с главой фирмы, производящей витамины).
В 1963 году, проработав 25 лет в области прямых продаж, Мэри Кей уходит на пенсию. Обдумывая свое положение, она поняла, что была не единственной женщиной, кому не дали подняться по карьерной лестнице. «Я встречала так много женщин, способных добиться успеха, если бы им только дали шанс. И мне захотелось найти способ предоставить им такую возможность», — говорит Мэри Кей. Позже она скажет, вдохновляя своих консультантов: «Когда Бог создал мужчину, он просто тренировался».
Книга или стратегический план собственной косметической империи?
Неугомонная Мэри Кей и не думала наслаждаться радостями беззаботной жизни. Она решила написать книгу о том, что приходится пережить успешной женщине, столкнувшейся с мужским шовинизмом. Мэри Кей не торопясь набрасывала план будущей книги, а через несколько недель обнаружила, что это больше похоже на стратегию новой компании. И она решила рискнуть, создав свой бизнес — «Mary Kay Cosmetics».
Схема бизнеса была проста: продукция покупалась непосредственно у Мэри Кей. Все остальное было бизнесом консультантов. Цена была одинакова для всех. Не было никаких посредников и других структур. Это позволяло консультанту увеличивать свой доход безгранично.
Когда предпринимательница задумалась над тем, что будут реализовывать ее консультанты, то ей пришла в голову мысль — это должно быть то, что нравится самим женщинам, то чем они пользуются каждый день и то, о чем знают больше всего – косметика.
Какая именно? Конечно та, которой доверяет сама Мэри Кей. Много лет назад Эш познакомилась с косметологом, и кожа у нее была самой великолепной из всех, какую Мэри Кей когда-либо видела. Секрет был в том, что косметолог использовала крем, рецепт которого достался ей в наследство от отца-дубильщика кожи. Однажды он заметил, что его руки выглядят намного моложе его лица. Вскоре вся семья дубильщика стала успешно применять дубильные вещества и для лица. После того судьбоносного знакомства Мэри Кей уже более десяти лет заказывала у своей знакомой это чудодейственное средство.
Эш немедленно выкупила у правообладателей формулу этого крема. Однако, на момент покупки, его нельзя было назвать готовым косметическим средством. Несмотря на свою действенность, крем имел ужасный запах, поэтому пришлось обратиться к специалистам на химическое предприятие, где дополнили продукт необходимыми отдушками и придали ему товарный вид. Кстати, изначально на предприятии не были заинтересованы в сотрудничестве, а сам новый крем называли не иначе, как «вонючей мерзостью». Но уже через три года, благодаря крему, Мэри Кей купила это предприятие и начала свое собственное производство.
Открытие
Муж Мэри Кей был ее советником и должен был взять на себя управление административной частью бизнеса. Но за месяц до открытия компании он умер от инфаркта. Мэри Кей осталась без поддержки и средств для открытия бизнеса. После похорон адвокат и бухгалтер посоветовали ей ликвидировать дело и компенсировать все, что можно, если этого не сделать, можно остаться без гроша.
Помощь пришла неожиданно от ее сына, который отдал матери все свои сбережения – 5000 долларов. Бизнес превратился в семейный. Сын стал управлять административными делами, дочь стала консультантом, второй сын переехал, чтобы помогать в офисе. Благодаря поддержке ее детей компания Мэри Кей начала свой путь к успеху.
13 сентября 1963 года Мэри Кей воплотила свою мечту, открыв небольшой офис на Иксчейндж Парк (офисный центр в Далласе). Это была пятница 13-е. Но с этой даты начинался срок арендного договора и они открылись.
Первый офис «Mary Kay Cosmetics» представлял собой небольшое помещение, обставленное скромной мебелью с единственным шкафом. У Эш была всего одна полка, заполненная товарами, и девять друзей – первых консультантов по косметике.
Первая линия косметики состояла из пяти средств: очищающий крем, маска, тоник, ночной крем и дневной защитный крем-основа, а также включала набор декоративной косметики. Все это было упаковано в привлекательную голубую сумочку, сам набор назывался – «Красота от Мэри Кей». Но голубой цвет не стал фирменным, возможно потому, что в это же время другая знаменитая в мире косметического бизнеса персона — Эсте Лаудер выбрала в качестве своего цвета – нежно голубой и даже назвала используемый ею оттенок своим именем «лаудер блю».