7. Рефлексия
У.: Сформулируйте тему урока. (Запись в тетради темы урока).
Гимнастика для глаз
Осмысление содержания.(слайд 15). Используя алгоритм, объясните написание слов (ученики по одному выходят к доске). ПОДУМАЙТЕ, как целесообразно оформить запись (что подчеркнуть, что записать в скобках).
Проверка (слайд 16).
(дополнительно): Всегда непобедимая команда (прил.не употр. без НЕ); незамечаемые ошибки (прил.); незамечаемые прежде ошибки (прил.); никогда не замечаемые ошибки (прил.); не замечаемые мною ошибки (прич.)
8. Работа с текстом
У.: Слова, оканчивающиеся на –мый, надо уметь использовать в своей речи. Обратимся к тексту. Прочитайте текст про себя. Представьте созданную автором картину, обратите внимание на образы. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (слайд 17).
Сформулируйте тему, основную мысль. Какие слова, предложения помогли вам сформулировать идею текста? Включите в текст слова, оканчивающиеся на –мый, объясните их правописание.
Тексты выданы учащимся заранее.
Ночь в горах
Горы по-настоящему узнаёшь лишь с горных высот.
Я добрался до_______________ пихтовых зарослей и расположился на крохотной полянке. Какой ________вид открылся передо мной! Созвездия с непривычными, _______________очертаниями запутались в еловых ветвях.
Вдруг я увидел за чёрным хребтом оранжевое сияние, делавшееся ярче с каждой минутой. Какое – то странное, ______________чувство овладело мною.
Это всходила луна. В горах она выскакивает внезапно, и разрежённый воздух серебрится, обливая голубым сиянием камни, скалы, деревья.
Вспомнилась легенда, услышанная в Бурятии. Легенда о монахе, который возненавидел красоту. По ночам он швырял камни в звёзды из лука. Чем злее становился монах, тем выше взлетали камни. Последний камень, падая, попал прямо в голову монаха. В народе сказали:
«Красота умеет постоять за себя. Звёзды отомстили глупому, злому человеку».
Слова для справок:
Непроходимый, неописуемый, неповторимый, неизгладимый, невообразимый, невыразимый, нестерпимый.
Кто верно определил тему и идею текста? Какое задание оказалось трудным? Как вы думаете, что помешало вам успешно справиться с заданием?
РЕФЛЕКСИЯ (заключительный этап урока) Какие учебные действия мы выполняли на уроке? (слайд 18).
Что нового узнали на уроке?
Работа в микрогруппах. Вспомните и запишите ключевые слова урока (прилагательное, причастие, зависимое слово, орудие–производитель действия, вид, переходность глагола).
9. Домашнее задание (слайд 19).
Составить словарный диктант «НЕ с прилагательными и причастиями» (25-30 слов).
Лучшая площадка для вопросов про отношения между близкими людьми, родственниками, друзьями, коллегами.
Монолог дождя, печатает стихи,
Провисло небо, будто осень снова.
Весна промокшая, плетёт венки,
Вновь непогоду прогонять готова.
А лучик солнечный, раздвинул тучки,
Приветливо природе помахал.
И побежали строчки как липучки,
Поэт стихотворенье написал.
А солнышко лукаво улыбалось,
Очистив синий небосвод от туч.
И красотой природа наслаждалась,
И птичий хор несказанно певуч.
… показать весь текст …
Поэтому я и люблю дождь — он приносит с собой запах неба.
Господи какой дождь!
Размыло все к чертям…
Окно на распашку…
Душа наружу от запаха дождя…
Смотрю… Смывает все…
Улица плачет…
А может просто стирает…
Деревья, машины, автобусы. Все…
Девчонка под деревом с зонтом стоит…
Представлю, что это я…
Ну вот… бросаю зонт…
И туфельки тоже.
Руки к небу…
Танец под дождем…
Дождь…
Распахнутое окно.
Телефон твой звонками плачет…
Сердце вскрыто. От чувств оно
угасает в крови горячей.
Ты в решимости сделать шаг
за карниз, и… свободной птицей…
Пред тобою один лишь враг-
страх упасть вниз и… не разбиться…
Дождь…
Промокла душа насквозь.
Подоконник слезами залит.
Ты с любовью не сможешь врозь…
… показать весь текст …
Скажи мне, друг, не думал ты о том,
Что заставляет воду стать дождём?
Зачем под стоны ветра-бурлака,
Роняя слёзы, плачут облака?
Круговорот воды здесь не при чём,
Стремится ввысь, кто небом увлечён.
Разлука не напрасно нам дана,
И знает эту истину вода.
Сдержать ей норов трудно, но она
Неслыханно Земле одной верна.
Не в силах отказаться от мечты,
Восторженно взирает с высоты.
… показать весь текст …
привет друзьям из Греции!
А молнии пронзают злой эфир,
Звенят осколки битые сосудов
И градом падают в наш бренный мир,
Разбрызгивая реки слёз повсюду.
Кто-то в капле дождя видит серость,
а кто-то — спектр радуги!
А я люблю дождь. Чарующий весенний дождь. Он не похож на осенний. В нем существует какая-то живительная сила, какое-то особое волшебство, полная свобода и гармония.
Бывает, что хочется спрятаться от него, засесть в уютной комнате с кружкой горячего чая и с интересной книгой. Но чаще бывает, что хочется выбежать на дорогу, просто так, в чем есть, лишь захватить с собой ботинки, и бежать, бежать, бежать! Чтобы чувствовать, как крупные капли бьют по лицу, как весенний ветер заполняет душу, и как внутри тебя становится так невероятно хорошо! Отчаянно хорошо! Или бродить под дождем среди безмолвия окружающего мира, созерцать красоту живого и настоящего, и такого близкого душе.
Я люблю дождь. Всем сердцем своим люблю! В весеннем дожде не живет осень, в нём — прекрасная, живая весна.
И, знаете, правда — каждый раз, когда идет весенний дождь, земля пахнет небом.
Загадочно тревожна тишина,
Лазурь небес закрыли снова тучи,
Порхают птицы, робко щебеча,
Не зная, что готовит час грядущий.
Быть может, ветер, захватив метлой,
Опять разгонит облака, и небо
Заставит землю с прежнею тоской
Просить дождя, как нищий просит хлеба…
Два одиночества на перекрёстке
Встретились в отблеске тусклых фар
Время дождливое, ближе к осени
За 5 секунд утонул тротуар
Встреча случайная. Вместе иль врозь?
Дождь барабанит по крышам зонтов
Мимо прошли… Опять не сбылось
И виноват в этом … только дождь
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Не смытые дождем слезы как пишется, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Не смытые дождем слезы как пишется", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.