«Не» с причастиями — слитно и раздельно
«Не» с причастиями пишется как слитно, так и раздельно в зависимости от условий, в которые попадает слово в предложение (наличие зависимых слов, возможность синонимичной замены, противопоставление и т. д.).
Чтобы сделать правильный выбор, определим форму слова, полную или краткую, и обратимся к конкретному контексту.
Чтобы понять, как пишется «не» с причастиями, вначале выясним его грамматическую форму. Как известно, действительные причастия имеют только полную форму. Страдательные причастия прошедшего времени могут иметь как полную, так и краткую форму.
Понаблюдаем:
Слитное написание «не» с причастиями в полной форме
Примеры:
С помощью приставки не- образуются новые слова-антонимы:
Если в морфемном составе причастия имеются приставки не-до-, слово пишется слитно:
Отличаем раздельное написание предшествующей отрицательной частицы «не» с причастиями с приставкой до-, имеющими зависимые слова:
«Не» с причастиями пишется раздельно
Если же у причастия имеются зависимые слова, то есть это уже причастный оборот, тогда отрицательная частица «не» пишется раздельно, например:
В качестве зависимых слов могут выступать отрицательные местоимения и наречия:
В предложении может быть противопоставление. Это второе условие раздельного написания «не» с полным причастием:
На столе лежал не прочитанный, а лишь просмотренный журнал.
В гнезде пищали не оперившиеся, а слегка покрытые нежным пушком птенцы.
Наречия меры и степени, усиливающие степень признака, не влияют на слитное или раздельное написание причастий:
Правописание «не» с причастиями в краткой форме
Сравним:
Отдельно поговорим о причастиях и отглагольных прилагательных, оканчивающихся на -мый.
Все рассуждения о слитном и раздельном написании остаются в силе, сравним:
Учтем, что без приставки не- в русском языке не употребляются слова:
Большей частью эти страдательные причастия настоящего времени потеряли признак действия и стали прилагательными.
Таблица с примерами
Для наглядности укажем правила написания «не» с причастиями в следующей таблице с примерами.
Написание | Правила | Примеры |
Раздельное | Полное причастие имеет зависимые слова (существительные или местоимения) и образует причастный оборот | переулок, не мощённый камнями; ёлка, не украшенная игрушками; сообщение, не дописанное до конца; |
У полного причастия имеется противопоставление с союзом «а» | участок не загороженный, а обозначенный столбами; рыба не запеченная, а провяленная; ворот не застёгнутый, а открытый нараспашку; | |
Краткие причастия | миф не развеян; скорлупа ореха не расколота; ключ не потерян; тесто не замешено; | |
Слитное | Причастия, не употребляющиеся без приставки не- | ненавидящий ложь; несдобровавший; невзлюбивший; недомогающий; |
У полного причастия нет зависимых слов | нетающие льдины; нескрываемое обстоятельство; незастегнутое пальто; несобранный виноград; | |
Причастия со сложной приставкой не-до- | недоеденный обед; недосмотренный малыш; недовыполненное задание. |
Видеоурок «Слитное и раздельное написание «не» с причастиями»
Упражнения по теме «Правописание НЕ с разными частями речи»
Упражнение 1
Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы не.
(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.
Упражнение 2
Запишите следующие причастия с отрицательными местоимениями или наречиями. Объясните их правописание.
Образец: необученные солдаты — ничему не обученные солдаты.
(Не)исследованный, (не)видимый, (не)занятый, (не)меняющийся, (не)успокоенный, (не)прочитанный, (не)замеченный, (не)защищенный.
Упражнение 3
Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написание частицы не.
(Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина.
Упражнение 4
Образуйте от приведенных ниже глаголов краткие страдательные причастия, употребите их с частицей не, составьте с ними словосочетания.
Пахать, избрать, чесать, приватизировать, достроить, акционировать, запрограммировать, дошить, создать.
Упражнение 5
Перепишите, объясняя устно слитное и раздельное написание частицы не.
1) (Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка — итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5) Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран. 7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно. 9) (Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.
Упражнение 6
Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.
1. (Не)засыпая (н. ) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н. )(н. )приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит (Посл.). 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает (Посл.). 19. Спектакль мы до конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не) я, (не)ты виноваты в этом. 23. (Не)други моего друга — мои (не)други. 24. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 25. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 26. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 27. Отец (не)(до)смотрел за ребенком. 28. Ты как будто (не)рад мне? 29. (Не) достать мне этой редкой книги! 30. Урал — край (не)сметных богатств. 31. Издали слышался шум (не)угомонного ручья. 32. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами.
Упражнение 7
А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.
Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.
В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.
Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)
Упражнение 8
В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Деревья, под которыми нет тени. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает тут (не)от дождя, а от солнца. Идешь, и тень твоя испуганно путается в ногах. Будто топчешь большую черную птицу. И шустрые струйки песка засыпают позади твой след. (Н.Сладков)
Упражнение 9
Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.
Подсказка: (не)вежество, (не)приступен, (не)смелый, (не)доброе, (не)удачи, (не)мастер, (не)счастье, (не)когда.
Упражнение 10
1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи. 2. (Не)законченный портрет. 3. Рукопись (не)отредактирована. 4. (Не)решенная еще проблема. 5. (Не)исписанные листы. 6. (Не)запланированная на сегодня поездка. 7. Ничего (не)говорящий факт.
Упражнение 11
1. (Не)вежда (не)навидит учение.
2. (Не)лепо спорить с (не)годяем.
3. (Не)ряшливый человек смешон.
4. (Не)льзя объять (не)объятное.
5.(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.
6. Лучше жить любя, чем (не)навидя.
Упражнение 12
Раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?
М.В.Ломоносов о поведении учащихся.
1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем
2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.
3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.
4. (Не) быть гордым и грубым.
5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.
6. (Не) хвастаться и (не) лгать.
7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.
8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.
9. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.
10 Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)
Тест по теме «Правописание не с разными частями речи»
1. В каком варианте НЕ пишется раздельно?
1) (не)прерывное (не)домогание
2) мне это вовсе (не)интересно
4) это было (не)избежно
2. В каком варианте НЕ пишется раздельно?
1) совершить (не)лепый поступок
2) бормотать что-то (не)внятное
3) ничем (не)оправданный риск
4) юноша крайне (не)вежлив
3. В каком варианте НЕ пишется раздельно?
1) в пачке (не)достает трех тетрадей
2) (не)взлюбить с первого взгляда
4) обошлось (не)дешево
4. В каком варианте НЕ пишется раздельно?
1) работа (не)зачтена
2) вести себя (не)принужденно
3) (не)приступная крепость
4) с утра (не)здоровится
5. Какое из объяснений является ошибочным?
1) (не)хочется в это верить — не с глаголами пишется раздельно
2) переспросить, (не)доумевая — не пишется слитно, так как слово без не не употребляется
3) отозваться очень (не)лестно — не с наречием пишется раздельно, так как у наречия есть зависимые слова
4) (не)погашенный костер — не с причастием пишется слитно, так как у причастия нет зависимого слова
6. В каком примере НЕ пишется слитно?
1) Многие рукописи (не)расшифрованы.
2) В книге (не)хватало нескольких страниц.
3) Нам (не)доставало терпенья и опыта.
4) Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег.
7. Раскрой скобки. Отметь те предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно .
1) (Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться.
2) Мне в этот день (не) здоровилось.
3) С людьми браниться – никуда (не)годится.
4) Толпа (не)доумевала.
5) (Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает.
8.В каком предложении не с существительным пишется слитно.
1) Раздался шорох. Это был и (не)зверь, и (не) птица.
2) Но это, к сожалению, было (не) озеро.
3) Мы поняли, что это было (не)доразумение.
4) (Не)участие продемонстрировал в этой ситуации, а холодное равнодушие.
9.Укажите слитное написание частицы не:
1) далеко (не)робкое замечание
2) (не)у кого остановиться;
4) (не)здоровый цвет лица;
7) (не)большой, но удобный шкаф;
8) выразить (не)годование;
10) (не)длинна, а коротка.
10.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не слитно:
1) (не)брежный, ничуть (не)привлекательный, (не)взгоды,
2) (не)доумение, (не)видел, (не)догадливый;
3) (не)доразумение, (не)кем, (не)взлюбил.
11.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не раздельно:
1) (не)лепость, (не)годовал, (не)красивый;
2) (не) (с) кем, (не)думал, далеко (не) робкий;
3) (не)широкая, но глубокая; (не)понял, (не)вразумительный.
12.Отметь строку, в которой оба прилагательных пишутся с не слитно:
1) далеко (не)спокойный, (не)суразный;
2) вовсе (не)сложная, (не)дорогой;
3) (не)вредимый, (не)громкая.
13.Отметь неверное пояснение, касающееся правописания не с существительными.
1) пишется слитно, если слово не употребляется без не;
2) пишется слитно, если можно заменить синонимом без не,
3) пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом а.
14.Укажи примеры с ошибкой:
Дидактический материал по русскому языку для 7 класса. Правописание НЕ с причастиями
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Русский язык 7 класс Ф.И. ученика _____________________
Правописание НЕ с причастием
Укажите правильный вариант написания, записав номера примеров.
(не) навидимый человек
(не) уловимый взгляд
(не) закрытая мною дверь
(не) связанная кофта
(не) связанная мамой кофта
(не) связанная, а сшитая кофта
(не) доумевающий вид
(не) убранный с поля хлеб
(не) уставшая, а отдохнувшая
письмо (не) отправлено
(не) отправленное мною письмо
(не) отправленное письмо
(не) сваренный еще суп
(не) прожарены котлеты
(не) прожаренные котлеты
(не) испечённый пирог
(не) испечённый в духовке пирог
(не) додумавшийся до сути враг
Укажите правильный вариант написания, записав номера примеров.
(не) доумевающий вид
(не) пришедший вовремя
(не) высказанная просьба
(не) поверивший никому
(не) услышавший ни слова
(не) законченный разговор
(не) проверенные факты
(не) сказанное вслух слово
(не) спящий, а бодрствующий кот
(не) забытый мною ответ
(не) согласившийся с ним
(не) запертая на ключ дверь
(не) распустившиеся почки
стихотворение (не) выучено
(не) прочитанная книга
(не) указанный на карте город
(не) отправленное письмо
(не) отправленное мною письмо
письмо (не) отправлено
(не) запертый, а открытый шкаф
(не) открытая комната
Русский язык 7 класс Ф.И. ученика _____________________
Правописание НЕ с причастием
Укажите правильный вариант написания, записав номера примеров.
(не) забываемый подвиг
(не) пойманная птица
(не) выполненное поручение
поручение (не) выполнено
(не) забываемое впечатление
(не) забытая нами песня
(не) отремонтированный телефон
телефон (не) отремонтирован
(не) пришедший на урок
(не) вспаханное поле
(не) вспаханное осенью поле
(не) засеянное, а вспаханное поле
(не) выпитое еще молоко
(не) выпитое, а пролитое молоко
(не) годующий человек
задание (не) выполнено
(не) сорванные цветы
(не) срезанные, а сорванные
(не) читающий ребенок
Укажите правильный вариант написания, записав номера примеров.
(не) успокоившийся ребенок
(не) написанная песня
(не) скованный, а разорванный
(не) начатый разговор
(не) начатый, а законченный разговор
(не) просеянная мука
(не) освещенное солнцем окно
(не) освещенное окно
(не) годующий человек
(не) запертая на ключ дверь
(не) принесенные тетради
тетради (не) принесены
(не) отмеченная ошибка
(не) отмеченная мною ошибка
ошибка (не) отмечена
(не) записанная в дневник
письмо (не) получено
(не) полученное письмо
(не) полученное, а отправленное
(не) воспитанный родителями
разговор (не) закончен
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-851117
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест «НЕ с причастиями» (7 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»
А) (не)забываемый подвиг;
Б) (не)написанная ещё книга;
В) (не)выполненное поручение;
Г) (не)сваренный картофель;
А) калитка (не)закрыта;
Б) (не)исправленная вовремя ошибка;
В) (не)рассказанная легенда;
Г) дорожки (не)выровнены;
3) Укажите вариант ответа, в котором указаны все номера слов, пишущихся с НЕ слитно.
(1) (Не)кошеная трава; никем (2) (не)кошеная трава; (3)ещё (не)скошенная трава; трава (4) (не)скошена; (5) (не)навидевший ложь; никем (6) (не)рассказанная история; (7) (не)законченная рукопись; (8) (не)завершённое в срок строительство; хата (9) (не)выбелена; окно (10) (не)вымыто.
4) Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно.
А) (не)отмечена ошибка, (не)проверенная работа, (не)подготовленный документ;
Б) (не)законченный эксперимент, (не)законченный в срок эксперимент;
В) (не)просохшая земля, (не)утихающий ветер;
Г) эксперимент (не)закончен, (не)прекращающиеся метели.
5) Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.
А) работа (не)сдана, (не)сданная вовремя рукопись;
Б) (не)подметённый пол, ещё (не)крашеная скамья;
В) обстоятельства (не)выяснены, (не)выясненные обстоятельства;
Г) роман (не)завершён, (не)завершённый роман.
6) Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении :
Мы бредём по дорожкам, где ещё (не)кошена трава.
Б) (Не)кошена – пишется раздельно, так как НЕ с краткими причастиями всегда пишется раздельно.
В) (Не)кошена – пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово.
Г) (Не)кошена – пишется слитно, так как НЕ с краткими причастиями пишется слитно.
7) Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастиями в предложении:
С утра (не)топленная печь не добавляла уюта в хмурую комнату смотрителя.
А) (Не)топленная – пишется раздельно, так как НЕ с причастиями всегда пишется раздельно.
Б) (Не)топленная –пишется слитно, так как при причастии есть зависимое слово.
В) (Не)топленная –пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово.
Г) (Не)топленная –пишется слитно, так как НЕ с полными причастиями всегда пишется слитно.
8) Укажите слово с ошибкой.
А) непрочитанная книга; В) ещё не прочитанная книга;
Б) книга непрочитана; Г) книга не прочитана.
А) не расклеенные афиши;
Б) афиши не расклеены;
В) нерасклеенные ребятами афиши;
Г) нерасклеенные вовремя афиши.
10) Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.
А) письмо (не)отправлено;
Б) (не)расколотый орех;
В) (не)нашедший дороги отряд;
Г) ещё (не)окрепший после болезни.
ОТВЕТЫ: 1б, 2в, 3г, 4в, 5а, 6б, 7в,8б, 9б, 10б
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-916987
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.