Главная » Правописание слов » Не умеющий говорить кулаком пугает как пишется

Слово Не умеющий говорить кулаком пугает как пишется - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Как пишется «не умеющий»: слитно или раздельно?

как правильно пишется слово не умеющий или неумеющий?

как правильно писать слово не умеющий или неумеющий?

Причастие умеющий пишется с не слитно или раздельно в зависимости от контекста.

Не- пишется с причастиями раздельно, если есть

1) противопоставление, выражаемое союзами а или но:

не умеющий, но учащийся.

не помытая мной посуда; не умеющий петь солист

Не с причастием пишется слитно, если:

1) причастие без не не употребляется:

ненавидимый нами певец,

2) нет противопоставления или зависимых слов:

3) если перед причастием есть наречие меры и степени:

абсолютно неумеющий работник.

Но если, например, поставить слово ничего, то уже будет раздельное написание:

Ничего не умеющий работник.

Добрый день. Давайте найдем ответ, как писать слово (не)умеющий: слитно или раздельно.

Сначала, стоит узнать часть речи слова умеющий. Слово «умеющий» является причастием, которое образованно от глагола «уметь».

Причастия в русском языке могут писаться слитно и раздельно частицей «не», все будет зависеть от текста предложения.

1) Не умеющий, такой вариант написания верен, когда в тексте у этого слова нет зависимого слова или отсутствует противопоставление с союзом «а».

2) Неумеющий, такой вариант возможен, когда нарушается правило для раздельного написания.

Т.е. в соответствие с представленным выше правилом.

Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.

А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».

Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.

Других доказательств не потребуется.

Предложение.

Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.

Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.

Например (предложения).

1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.

2) Отрицание:

Случай этот отнюдь не преступный.

Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.

Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».

Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».

Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.

Предложения:

Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).

Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.

Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:

Например.

Источник

19. Перепишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные запятые. Объясните правописание НЕ с причастиями.

19. Перепишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные запятые. Объясните правописание НЕ
с причастиями.
(Не) умеющий ходить портит дорогу, (не) умеющий говорить портит речь.

Наука (не) приносящая пользы подобна лекарству, (неизле чивающему больного.

Мама ругала дочь: посуда (не) вымыта, полы 9не) подметены, уроки (не) сделаны.

Мальчик смотрел на нас (не) доумевающими глазами.
помоги

Неумеющий ходить портит дорогу, неумеющий говорить портит речь.

Наука, не приносящая пользы, подобна лекарству, не излечивающему больного.

Мама ругала дочь: посуда не вымыта, полы не подметены, уроки не сделаны.

Мальчик смотрел на нас недоумевающими глазами.

Причастие умеющий пишется с не слитно или раздельно в зависимости от контекста.

Не- пишется с причастиями раздельно, если есть

1) противопоставление, выражаемое союзами а или но:

не умеющий, но учащийся.

не помытая мной посуда; не умеющий петь солист

Не с причастием пишется слитно, если:

1) причастие без не не употребляется:

ненавидимый нами певец,

2) нет противопоставления или зависимых слов:

3) если перед причастием есть наречие меры и степени:

абсолютно неумеющий работник.

Но если, например, поставить слово ничего, то уже будет раздельное написание:

Ничего не умеющий работник.

Причастие умеющий пишется с не слитно или раздельно в зависимости от контекста.

Не- пишется с причастиями раздельно, если есть

1) противопоставление, выражаемое союзами а или но:

не умеющий, но учащийся.

не помытая мной посуда; не умеющий петь солист

Не с причастием пишется слитно, если:

1) причастие без не не употребляется:

ненавидимый нами певец,

2) нет противопоставления или зависимых слов:

3) если перед причастием есть наречие меры и степени:

абсолютно неумеющий работник.

Но если, например, поставить слово ничего, то уже будет раздельное написание:

Источник

Урок русского языка по теме «Правописание НЕ с различными частями речи». 7-й класс

Класс: 7

Ход урока

I. Организационный момент.

— Здравствуй, мой любимый класс! Рада снова видеть вас!

Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте своими улыбками наших гостей! Садитесь! Вы активные и жизнерадостные! У нас всё получится! Мы будем успешными!

II. Повторение.

— Наш урок мы начнём с повторения изученного по теме “Н и НН в разных частях речи” (используется раздаточный материал и опорные схемы в папках для индивидуальной работы) – слайд №1.

— Как называются фразы, которые вы сейчас записали? (пословицы)

— Что называют пословицей? (пословица – мудрое народное изречение) + справка из “Толкового словаря живого великорусского языка” В.И.Даля: “Пословица – краткое изречение, поучение в виде притчи, иносказания”– слайд №2.

— Какое правило необходимо вспомнить, чтобы правильно записать слова со скобками? (Н и НН в различных частях речи – объяснение орфограмм в записанных пословицах)– слайд №3 “Проверьте себя!”.

— Объясните смысл понравившейся вам пословицы (например, пословицу “Хороша верёвка длинная, а речь короткая” можно подтвердить словами А.П.Чехова:“Краткость – сестра таланта”, или, как говаривали в старину, “не растекаться мыслию по древу”, это и нам сегодня на уроке очень пригодится!)Вы, конечно, заметили, как много новых книг появилось совсем недавно в нашем кабинете русского языка и литературы. С презентацией некоторых из них, относящихся к теме нашего сегодняшнего урока, выступит уч-ся. (Ф.И.).

Презентация книг о пословицах.

Слово 1-го ученика: Перед вами новые учебные пособия, выпущенные московским издательством “Русский язык МЕДИА” в 2007 году. Сами названия этих книг “Словарь русских пословиц и поговорок” В.П.Жукова и сборник В.И.Даля “Пословицы русского народа” уже позволяют окунуться в мир русских пословиц и поговорок, решая двуединую задачу: получая знания, обогащаться духовно. В последнее время интерес к пословицам и поговоркам заметно вырос. Всё чаще встречаем мы их на полосах газет и журналов, слышим из уст политиков и публицистов, теле- и радиожурналистов. И это не случайно: едва ли можно указать на какую-либо иную форму словесно-художественного творчества народа, которая могла бы соперничать с пословицами и поговорками по известности, убедительности, способности жить долго. Это обусловлено не только отражённой в них житейской мудростью, их эстетическими качествами, но и, конечно, достоинствами их языка. (Слайд №4) Ещё в 19 веке В.И.Даль написал: “Грамматика не только могла бы и должна бы многому научиться у пословиц, но должна бы быть по ним вновьперевёрстана”, а “кто бы взялся рассмотреть пословицы и поговорки в этом отношении, тот написал бы претолстую и преполезную книгу. ” Языковое пространство пословиц и поговорок очень обширно. По нему можно изучать не только грамматику языка, но и получить представление об удивительно трудолюбивом, умном, изобретательном, в то же время скромном народе. С первых страниц книга вызывает интерес к истории и духовному наследию русского народа. Например, в пословице “Щёлока не варить – и рубашки не мыть” читатель узнаёт, что щёлок – это настой золы, которым крестьяне мылись в бане и стирали. Всегда актуальны пословицы, отражающие духовные ценности человека: “В молодости учись, в зрелости трудись, в старости гордись” и другие. Книги адресованы всем, кому дорог русский язык, кому интересны его судьба и духовное богатство народа, кто дорожит и хранит наследие предков, приумножает и развивает добрые традиции.

Слово учителя: Я надеюсь, что эти пособия станут верными помощниками как на сегодняшнем, так и на следующих уроках русского языка.

III. Работа над темой урока.

— Запишите тему сегодняшнего урока (слайд №5).

Слово учителя о целях и задачах урока (слайд №6).

— Частица НЕ – одно из самых употребительных слов русского языка и безусловный чемпион по количеству связанных с ним орфографических ошибок. Какую же орфографическую опасность может таить в себе маленькое словечко из двух звуков?

2-й ученик:

Чтобы легче было обобщить правила правописания НЕ с разными частями речи, мы будем работать несколько необычно. Одна из наших групп получила задание представить, что они мультипликаторы, и попробовать составить проект – учебный мультфильм на тему сегодняшнего урока. Получились вот такие опорные конспекты, которые помогут вам на уроках и при подготовке к экзаменам.

3-й ученик:- Итак, внимание! Мы начинаем! Действующие лица: чудо-человечки (части речи, предлоги, союзы, слова). Знак “Въезд запрещён” обозначает “Никогда не пишется слитно”. Плакаты, флажки, которые держат человечки, содержат примеры. 1-я серия называется “Раздельное написание НЕ с разными частями речи”. Вы пока только внимательно слушайте: “Жила-была частица НЕ. Всё она всегда вечно отрицала: не надо, не хочу, не буду. Но сама по себе она была очень даже доброжелательная и очень общительная. А вот общение она строила с частями речи, которые были весьма своенравны. Пойдёт НЕ к существительным и прилагательным, а они говорят: “Уходи, сегодня мы дружим с союзомА”. Не внимание, а равнодушие проявляли они к гостье.

Придёт НЕ к местоимениям, а её к ним предлоги не пускают. НЕ У КОГО совета спросить, как поступить, НЕ С КЕМ обидой поделиться.

НЕ – к наречиям. А их два брата: на –О и –Е и не на –О и –Е. Ко второму брату НЕ никогда и близко не подходила. Оно всегда НЕ ПО-ТОВАРИЩЕСКИ поступало. А первый брат тоже был в дружбе непостоянен. У него в гостях уже сидел знакомый нам союз А, да ещё слова ДАЛЕКО, ВОВСЕ, НИЧУТЬ, НИКОГДА, НИСКОЛЬКО, СОВСЕМ и твердили: НИСКОЛЬКО НЕ скучно нам без тебя. И уделяло наречие на –О и –Е внимание то одним, то другим, а с НЕ и разговаривать не захотело.

И вот НЕ у причастий. Те тоже, разделившись на полные и краткие, по-разному реагировали на НЕ. Полные, увидев союз А или зависимые слова, НЕ совсем не замечали. А краткие и вовсе никогда ни на шаг НЕне подпускали. Братья эти отговаривались от своей гостьи: “Собрание у насНЕ закончено, НЕ завершённая вовремя работа не пускает”.

Глаголы же и деепричастия вообще категорически с НЕзнаться не желали, держали всегда её на расстоянии от себя. У них даже девиз был:

НЕ выучил, НЕ делал,НЕ знаешь – НЕ спеши!

С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!

На другой день части речи задумались, что зря они обижают НЕ, и решили подружиться с ней, потому что от существительных ушёл союз А, от наречий ушёл не только А, но и слова ДАЛЕКО, ВОВСЕ, СОВСЕМ и другие, да ещё примчались отрицательные наречия и решили навсегда остаться с НЕ, лишь только наречия не на –О и –Е поступали по-прежнему не по-товарищески.От местоимений ушли предлоги, зато пришли неопределённые местоимения и поклялись в вечной дружбе сНЕ.А от причастий ушли союз А и зависимые слова. Однако непреклонными оставались глаголы, деепричастия и краткие причастия.Самое обидное было то, что дружба эта была неискренней, что и понималаНЕ, веря теперь лишь отрицательным наречиям и неопределённым местоимениям.

IV. Закрепление.

— А давайте проверим, на самом ли деле есть уНЕ верные друзья?

— Почему все эти слова написаны слитно сНЕ-?

— Вновь обращаемся к нашим сегодняшним помощникам – пословицам и поговоркам.

Выборочный диктант (1-я группа выписывает пословицы, где НЕ пишется слитно, 2-я группа – НЕ –раздельно) – слайд №11.

Без пословицы (не)проживёшь. (Не)гордись званием, а гордись знанием. Друг познаётся в (не)счастье. Красна дружба (не)лестью, а правдой и честью. У (не)ряхи да (не)пряхи нет и путной рубахи. Учён, да (не)умён, вполцены он. За учёного двух (не)учёных дают, да и то (не) берут. Мелет день до вечера, а послушать (не)чего. Человек (не)учёный, что топор (не)точёный: можно таким дерево срубить, да трудов много. (Не)давши слова – крепись, а давши – держись. (Не)вежду никакими лекарствами (не) вылечишь. (Не)убив медведя, шкуры (не)делят. (Не)доброе слово больней огня жжёт. Человек, (не)умеющий говорить, кулаком пугает. Тот идёт вперёд, кто (не) боится (не)взгод. (Не)ошибается тот, кто ничего (не)делает.

— Какие пословицы попали в оба варианта? Почему? (у каждого варианта получится по 9 предложений)

— Перед тем, как приступить к выполнению тестового задания, давайте обратим внимание на таблицу, которую приготовила к сегодняшнему уроку группа №1, и сделаем вывод по проделанной работе.

— Как сгруппирован материал в приведённой таблице? Оцените их работу и попробуйте озвучить таблицу (ответ уч-ся) (слайды №12-13).

— Итак, мы ещё раз повторили правила “Правописание НЕ с разными частями речи” для того, чтобы безошибочно выполнить тестовую работу. Но пред этим давайте проведём гимнастику для глаз под названием “Бинокль”. В заданиях теста вам необходимо отыскать строчку со словами, которые пишутся с НЕ слитно. Возьмём в руки бинокли. Посмотрим вправо, влево, вниз, вверх, вдаль. (2 раза). Приступаем к выполнению задания (3-5 минут).

Проверка (сверка с доской) – слайд №15.

— Кто безошибочно справился с тестом? (самооценка: 0 ош. – “5”, 1 ош. – “4”, 2 ош. – “3”, более двух, надеюсь, не допустил никто).

4. Дифференцированная творческая работа (слайд №16):

А) написать мини-сочинение по теме одной из записанных на уроке пословиц, используя в работе слова разных частей речи сНЕ (1-я группа);

Б) выбрать 1 пословицу и описать кратко речевую ситуацию, в которой уместно было бы её употребление;

В) составить текст с использованием ключевых слов: (не)пропасть, (не) научишь, (не) храним,( не) умеющий, (не)ошибается, (не)трудно, (не)правда и др.

Зачитывается несколько работ через 5-7 минут.

5. Продолжение темы урока (слайд №17).

— Несколько лет назад, когда было трудно с продуктами, часто рассказывали такой анекдот: “Я прочитал в вашей газете, что негры в Африке (не)доедают. Так нельзя ли то, что они (не)доедают, присылать нам?” На чём основана такая игра слов? (вывод: глаголы с НЕДО- пишутся слитно: недосыпать, недоглядеть. От глагола с приставкой недо- следует отличать глаголы с приставкой до- и частицей НЕ, которые обозначают неполное, незаконченное действие. Например, аквалангист не достал морскую раковину. Приставку НЕДО- можно проверить подбором антонима с приставкой ПЕРЕ-. Немного юмора. Я напомню вам студенческий афоризм на изученное правило: “Лучше переесть, чем недоспать”) – слайд №18.

V. Итог урока.

Вопросы для повторения:

— Как пишутся с НЕ слова, которые без НЕ не употребляются?

— Как пишется НЕ с глаголами и деепричастиями?

— Как пишется НЕ с прилагательными, существительными и наречиями?

— Как пишется НЕ с причастиями?

— Как пишется НЕ с местоимениями и числительными?

— Чему учат нас пословицы и поговорки, использованные нами на уроке?

VI. Домашнее задание (по выбору).

1) Написать сочинение-рассуждение по выбранной пословице с использованием слов на изученное правило;

2) Выполнить упражнение.

Источник

Конспект урока на тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи».

Развивающая : продолжить развитие познавательного интереса к русскому языку, уметь анализировать, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания, развить у учащихся рациональные приёмы умственной деятельности при повторении и закреплении знаний и умений, формировать активное участие в процессе обобщения материала;

Воспитательная : продолжить формирование системы духовных ценностей и ориентиров на основе разбираемых примеров – пословиц и поговорок, кладезя народной мудрости..

I. Организационный момент.

— Наш урок мы начнём с повторения изученного по теме “Н и НН в разных частях речи” (используется раздаточный материал и опорные схемы в папках для индивидуальной работы) – слайд №1.

Задание: записать примеры, раскрыть скобки, объяснить свой выбор:

Заработа(н, нн)ый ломоть лучше краде(н, нн)ого каравая.

Пропуще(н, нн)ый час годом не воротишь.

С умом задума(н, нн), без ума сдела(н, нн)о.

Хороша верёвка дли(н, нн)ая, а речь короткая.

Братская любовь лучше каме(н, нн)ых стен.

— Как называются фразы, которые вы сейчас записали? (пословицы)

— Что называют пословицей? (пословица – мудрое народное изречение) + справка из “Толкового словаря живого великорусского языка” В.И.Даля: «Пословица – краткое изречение, поучение в виде притчи, иносказания»

— Какое правило необходимо вспомнить, чтобы правильно записать слова со скобками? (Н и НН в различных частях речи – объяснение орфограмм в записанных пословицах)– слайд №3 “Проверьте себя!”.

— Объясните смысл понравившейся вам пословицы.

III. Работа над темой урока.

— Запишите тему сегодняшнего урока

Слово учителя о целях и задачах урока.

Не громкий звук раздался в тишине.

Куртка была не дорогая, а дешовая.

— Итак, чем является НЕ в этих примерах?

— Замените развёрнутое описание одним словом с НЕ-(слайд №10).

То, чего не было и не бывает в действительности, вымысел, выдумка (небылица);

Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька (неваляшка);

Грубый, невоспитанный человек (невежа);

Необразованный, малосведущий человек (невежда);

Отсутствие удачи, ряд неудач, преследующих кого-то (невезение);

Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства (невзгоды);

Раб, обычно из пленников (невольник);

Отсутствие свободы, рабство (неволя);

Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте (непоседа);

Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо (неумеха);

Военный противник, враг (неприятель).

— Почему все эти слова написаны слитно сНЕ-?

— Вновь обращаемся к нашим сегодняшним помощникам – пословицам и поговоркам.

Выборочный диктант (1-я группа выписывает пословицы, где НЕ пишется слитно, 2-я группа – НЕ –раздельно) – слайд №11.

Без пословицы (не)проживёшь. (Не)гордись званием, а гордись знанием. Друг познаётся в (не)счастье. Красна дружба (не)лестью, а правдой и честью. У (не)ряхи да (не)пряхи нет и путной рубахи. Учён, да (не)умён, вполцены он. За учёного двух (не)учёных дают, да и то (не) берут. Мелет день до вечера, а послушать (не)чего. Человек (не)учёный, что топор (не)точёный: можно таким дерево срубить, да трудов много. (Не)давши слова – крепись, а давши – держись. (Не)вежду никакими лекарствами (не) вылечишь. (Не)убив медведя, шкуры (не)делят. (Не)доброе слово больней огня жжёт. Человек, (не)умеющий говорить, кулаком пугает. Тот идёт вперёд, кто (не) боится (не)взгод. (Не)ошибается тот, кто ничего (не)делает.

— Какие пословицы попали в оба варианта? Почему? (у каждого варианта получится по 9 предложений)

— Синтаксический разбор предложения (2 человека работают за доской +сверка с доской):

1 вариант: Не убив медведя, шкуры не делят. (Повеств., невоскл., прост., односост., осложнено обособленным обстоят., выраж. дееприч. оборотом, распр.)

2 вариант: Человек, не умеющий говорить, кулаком пугает. (Повест., невоскл., прост., двусост., осложнено обособленным определением, выраж. причастным оборотом, распр.)

Задание 2. Зрительный выборочный диктант (выписать словосочетания, объяснить написание)

* ( Не ) знаю большего удовольствия, чем идти по ( не )знакомым дорогам к какому-нибудь лесному озеру.

* Вот откуда-то доносится тревожный крик ( не )уснувшей птицы или раздается звук, похожий на чей-то голос.

* Хорошо по жизни пронести счастье, ( не ) затронутое пулей, верность, ( не ) забытую в пути.

* (Не)вежду лекарствами не вылечишь.

* Куплен (не)дорогой, но красивый материал.

* Повесть написана вовсе (не)известным молодым писателем.

— Объясните значение слов вдохновенный, невежда.

Невежда- человек, который мало знает, необразованный.

Невежа – грубый, невоспитанный человек

Выписать словосочетания. Определить часть речи, объяснить написание.

(Н…)ожиданно послышалось (н…)громкое пение. Где-то (н…)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (н…)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она (н…)в чем (н…)виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы (н…)зной и (н…)засуха: вины (н…)было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (н…)выносимо больно, грустно и жалко себя.

Определить часть речи, объяснить написание.

Не..порученное никому дело, не.. тронется с места, не.. вспахано, не.. прекращающийся всю ночь, не..засеянное поле н.. зеленеет, не..забываемое впечатление, не..сказанное слово, не.. хвали не.. испытанного в деле, не..хоженые тропы, ни.. в.. чем не.. замешан, ни..кто не.. знает, ни..чего не.. помня, не..сжатая рожь.

Далеко не умен, не засохшие цветы, а живой, невеселый, неразумность, недомогать, некошеный, никем не замеченный, незамерзающий, не обращаясь, не знаю, не закончен, не с кем.

Вопросы для повторения:

— Как пишутся с НЕ слова, которые без НЕ не употребляются?

— Как пишется НЕ с глаголами и деепричастиями?

— Как пишется НЕ с прилагательными, существительными и наречиями?

— Как пишется НЕ с причастиями?

— Как пишется НЕ с местоимениями и числительными?

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Не умеющий говорить кулаком пугает как пишется, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Не умеющий говорить кулаком пугает как пишется", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Не умеющий говорить кулаком пугает как пишется:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *