Смысл пословицы «Без грамматики не узнаешь и математики»?
Смысл пословицы «Без грамматики не узнаешь и математики».
Если не умеешь читать, то даже самых простых вещей не поймёшь!
Без букваря и грамматики не учатся и математике?
Без букваря и грамматики не учатся и математике.
МАТЕМАТИКЕ какой падеж.
Пояснить смысл пословицы : Пока под чужой крышей не побываешь, свою не узнаешь?
Пояснить смысл пословицы : Пока под чужой крышей не побываешь, свою не узнаешь.
Смысл пословицы «Без грамматики не узнаешь и математики»?
Смысл пословицы «Без грамматики не узнаешь и математики».
Объясните смысл пословиц?
Объясните смысл пословиц.
Без грамматики не узнаешь и МАТЕМАТИКИ какой падеж?
Без грамматики не узнаешь и МАТЕМАТИКИ какой падеж.
Помогите раскрыть смысл пословицы Не отведав горького, не узнаешь и сладкого?
Помогите раскрыть смысл пословицы Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.
В интернете забей текст и все.
Красненькая матрёшка, беленькое сердечко. (малина) На лесной полянке красуется Татьяна. (клубника) Цвет белый, а ягода чёрная(ежевика) Маленький мужичок. (жёлудь).
Прийти из школы(Р. П. ), съехать с горы(Р. П. ), оказаться без друзей(Р. П. ), подбежать к маме(Д. П. ), покатился мимо дуба(Р. П. ), идти по берегу(Д. П. ), дать отзыв(В. П. ), смотреть в окно(В. П. ), встретиться с братом(Т. П. ), выпилива..
Зима подлежащее, наступит сказуемое, скоро обстоятельство.
1) кровать, степь, смотреть, коньки, лебедь, стальной, защищать 2)прутья, за дверью, соловьи, вьюга, скатертью, ружьё, деревья. 3) помощь, упряжь, чушь, молодежь, мелочь, дочь, глушь, печь.
Пожирающий без жалости.
Без грамматики не выучить математики
Вдовина Л.А., учитель математики КГУ СШ №7г Аксу,
Показать связь математики, русского языка и литературы на уроках математики. Закрепить знания учащихся по темам «Применение свойств сложения и вычитания с натуральными числами», «Числовые и буквенные выражения», «Уравнения».
Тип урока: Урок закрепления знаний
Урок математики совместно с уроком русского языка и литературы. Эти два предмета очень разные на первый взгляд, но тесно связаны друг с другом. Недаром говорили в древности «Без грамматики не выучить математики». На протяжении всего урока прослеживается связь между этими предметами.
Тема: «Без грамматики не выучить математики».
1. Показать связь математики, русского языка на уроке математики.
2. Закрепить знания учащихся по темам: «Применение свойств сложения и вычитания с натуральными числами», «Числовые и буквенные выражения», «Уравнения». Уметь решать задачи по данным темам.
3. Развивать логическое мышление учащихся, прививать интерес к предмету.
4. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, воспитанность.
Оборудование: интерактивное оборудование; презентация, плакаты «Любую информацию на уроке математики несет слово», «Вдохновение нужно в математики, как и в поэзии», «Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать случая делать его немного занимательным»; таблицы; карточки.
Презентация: «Без грамматики не выучить математики».
( Спор учителя математики и русского языка )
М: Нет ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Писать стихи, ну разве это труд?
Р: Нет ничего ужасней чисел скучных
Каких-то формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу
И в трудный час нас делает сильней.
М: Нет! Миром числа управляют.
Они в порядок наш приводят ум.
И истину лишь математики познают,
Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.
Р: Есть листьев шум и мир под облаками.
Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.
Числом не скажешь все, что выразишь словами –
И боль, и страх, любовь и счастье.
М: Но математику учил ракет создатель
И в космос полетели мы без вас.
Р: Нет! Первым в космос полетел писатель,
Писатель тот, который был фантаст.
М: Друг мой! Не надо ссор,
Решим сейчас мы этот спор.
М: Сегодня у нас необычный урок, урок математики совместно с уроком русского языка. Эти два предмета очень разные на первый взгляд, но тесно связаны друг с другом. Недаром говорили в древности: «Без грамматики не выучишь математики». Это тема сегодняшнего нашего урока. На протяжении всего урока мы проследим связь между этими предметами и сделаем этот урок занимательным и интересным.
Р: Вначале люди научились говорить, гораздо раньше, чем читать и записывать цифры. Мы остановимся на том, как учили грамоте в древности. Давайте посмотрим вот на эту гравюру 1634г, на которой изображена школа в древности. (Рассказ по картине).
Так же проходили занятия и в старорусской школе. Один зубрил азбуку, другой перешел уже к складам, третий читал «Часослов» и все следовало выучить назубок. Учили каждую букву по ее названию.
(Поговорить об «Азбуке»).
Поэтому сложилось много пословиц о грамматике. «Аз да буки избавят нас от скуки», «Аз, буки, веди – страшат как медведи», «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Азбука – к мудрости ступенька».Кстати, слово «азбука» и образовалось по названиям двух первых букв: «аз» и «буки».
Вначале в старославянском алфавите присутствовало 42 буквы. В 18в. царь Петр первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены, и их осталось 33.
«Как церковной грамоте в старину учили».
В старину учились дети
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете и твердили буквы так:
А да Б, как аз да буки,
В – как веди, Г – глаголь,
И учитель для наук
По субботам их порол.
Вот такой чудной наукой
Вот таким пером писали
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
М: После того как выучили грамоту, переходили к изучению математики. Учились писать цифры. Цифры на Руси обозначались буквами старославянского алфавита. Над буквами ставился специальный знак «
Десятки тысяч «тьма». Их обозначали, обводя в кружочек знаки единиц.
Сотни тысяч обозначались так.
Миллион обозначали из запятых или лучей.
М: Ребята, в чем же вы видите связь математики и русского языка?
«Прошло очень много времени, прежде чем люди начали пользоваться современными цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Родились эти цифры в Индии более 1500 лет тому назад. А в Европу эти цифры завезли арабы, поэтому их называют арабскими цифрами».
Вот что писал о наших цифрах С.Я.Маршак.
« От одного до десяти».
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
А вот это цифра два.
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой посмотри
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков –
Состоит из двух крючков.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Цифра шесть дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Вот семерка – кочерга
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Если на голову встанет
Цифрой шесть девятка станет.
Цифра вроде буквы О
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хороший,
Но не значит ничегошеньки.
М: Ребята, а как называются числа, которые записываются с помощью этих цифр?
М: С начала года мы с вами изучали натуральные числа и действия с натуральными числами. А сейчас давайте вспомним буквенную запись свойств сложения и вычитания.
Продолжите следующую запись:
М: Ребята, при выполнении данного задания прослеживаться связь русского языка и математики. Кто же из вас мне скажет, где эта связь?
М: Вычислите, применив свойства сложения и вычитания.
( 227 + 358 ) + ( 127 + 258 ) =
М: Следующее задание выполняем по карточке. Упростите буквенное выражение, сопоставив ответы стрелочками.
( а + 179 ) – 69 = 600 + а
( 256 – а ) – 156 = 130 + а
238 – ( 38 + а ) = а + 110
( 251 + а ) – 121 = 200 – а
На зарядку солнышко поднимает нас-
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А под нами весело шелестит листва-
Опускаем руки мы по команде «два».
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять» будем дружно мы скакать.
Ну а по команде «шесть» всем за парты тихо сесть.
Р: Ребята, на уроках русского языка и литературы мы с вами изучали много пословиц и поговорок. Я вам сейчас буду называть пословицы, а вы попробуйте придать им математический смысл,
назвав их одним математическим термином.
1. Хоть пруд пруди.(с избытком, хватит всем) (Много)
2. С гулькин нос.(гулькин буквально обозначает голубиный, голубиный клюв) (Мало)
3. От горшка два вершка.(вершок – старинная мера длины, равная 4,4см) (Маленький)
М: Вот видите, ребята, оказывается и в пословицах и поговорках есть математический смысл. А с помощью каких математических знаков мы записываем слова «мало», «много».
М: А теперь давайте выполним еще одно задание. Сравним числа, поставив знак «больше» или «меньше».
70007 * 7007 3 547 547 * 3 547 574
456 * 1 803 524 * 80 352
0 * 124 247 * 395 * 1006
М: Придумать задачу по выражению: 180 – у – 95 = и решить ее при у = 40; 52.
М: Ребята, любую информацию на уроке математики несет слово.
С помощью слов вы отвечаем на вопрос задачи, говорим правило. И оттого, как вы говорите, ваш ответ выглядит полным или односложным, а также развивается ваша математическая речь.
А сейчас ответьте на следующие вопросы. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
М: Какое равенство называют уравнением?
Какое число называется корнем уравнения?
Что значит решить уравнение?
Как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое?
Решить уравнение: х + 605 = 70; к – 169 = 321; 603 – р = 83
Р : Откройте учебник математики на странице 85, найдите правило. « При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что названия букв х, у, z – мужского рода, а названия остальных латинских букв – среднего рода. Склонять названия букв в математике не принято». Например:
М: Еще жителям древнего Вавилона и египтянам было известно много задач, решение которых сводилось к решению уравнений. Но уравнения эти записывались только словесно. (Слайд 6). Французский ученый Франсуа Виет (16в.) впервые ввел символическую запись уравнения: стал обозначать неизвестные величины буквами. Его начинания в своих трудах продолжили такие ученые, как Ньютон, Декарт, Эйлер. О них вы узнаете более подробно в старших классах.
А сейчас решите с помощью уравнения задачу.
Задача: В поисках Жар-птицы Иван-царевич шёл по полю, затем 15 километров бежал по лесу и 2 километра плыл на лодке по реке, затратив на весь путь 38километров. Сколько километров Иван-царевич шёл по полю?
М: Прежде чем вы будете решать данную задачу, Надежда Вячеславовна придумала вам свое задание.
Р : Ребята, мы с вами изучаем тему «Имя существительное».Дайте определение имени существительного.
Как изменяется имя существительное?
Найдите в тексте задачи имена существительные и назовите их грамматические признаки. Сделайте записи в тетрадях по русскому языку.
В первом предложении текста задачи найдите грамматическую основу. Вспомните, что это такое.
М: А теперь, после того как вы разобрали данную задачу с точки зрения русского языка, решим ее математически. Выделим ключевые слова. Где двигался Иван-царевич?
х=21 Ответ: 21 километр.
«Раз» – поднялись, потянулись,
«Два» – согнулись, разогнулись,
«Пять» – руками помахать,
«Шесть» – за парту тихо сесть.
Р: Ребята, давайте проведем с вами словарный диктант и поработаем над словами.
Математика, русский язык, грамматика, уравнение, алфавит, выражение, миллион, единица, цифра, сложение, вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, корень.
Проверим написание слов, вспомним правила, подберём проверочные слова.
А что вы можете сказать о слове «математика» с точки зрения русского языка? Какие грамматические признаки имеются у этого слова?
Составьте и запишите предложение со словом «математика».
Ребята, на какие две группы можно разделить слова нашего диктанта?
А какие слова относятся к обеим группам?
Слова «выражение», «сложение», «корень» мы используем как на уроках математики, так и на уроках русского языка.
М: А теперь решим в тетрадях вот такие уравнения и посмотрим, какому русскому писателю принадлежат следующие слова: «Вдохновение нужно в математике не меньше, чем в поэзии».
«Без грамматики не выучить математики»
«Без грамматики не выучить математики».
Цели и задачи урока:
Показать связь математики и русского языка на уроках математики и русского языка. Закрепить знания учащихся по темам математики: «Умножение и деление дробей» и
русского языка: « Суффиксы имен существительных»
1.продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;
2.создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся;
3.продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.
1.формировать эстетический вкус к слову;
2.содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;
3.направить деятельность учащихся на создание творческого продукта.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Материалы к уроку: презентация, карточки с дифференцированным заданием по русскому языку.
Тип урока: повторение пройденного материала
Форма урока: путешествие по стране Знаний
Ход урока:
1)Р: Сегодня у нас необычный урок, урок математики совместно с уроком русского языка. Эти два предмета очень разные на первый взгляд, но тесно связаны друг с другом. Недаром говорили в древности: «Без грамматики не выучишь математики». На протяжении всего урока мы попробуем проследить связь между математикой и русским языком. (Слайд 1)
М: Нет ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Писать стихи, ну разве это труд?
Р: Нет ничего ужасней чисел скучных
Каких-то формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу
И в трудный час нас делает сильней.
М: Но математику учил ракет создатель
И в космос полетели мы без вас.
Р: Нет! Первым в космос полетел писатель,
Писатель тот, который был фантаст.
М: Друг мой! Не надо ссор,
Решим сейчас мы этот спор.
2)Р: Чтобы решить этот спор, сегодня мы отправляемся в путешествие по стране знаний.
Первая станция, на которой мы останавливаемся «Игровая». Посмотрите на слайде и найдите «Третье лишнее» (слайд 2)
1) Кружок, дружок, горошек;
2) Прокатчик, фонарщик, прицепщик; +
3) Карандашик, чертежик, молоточек;
-на какое правило эти примеры? (после шипящих под ударением в суффиксах имен существительных пишется буква о, без ударения буква е)
3) М: Какой компонент действий с дробями здесь лишний? (сумма). (слайд3)
Компоненты умножения: множитель, множитель, произведение. Как найти неизвестный множитель?
Компоненты деления: делимое, делитель, частное. Как найти неизвестное делимое?
4) Р: Выполнив эти задания, вы вспомнили некоторые правила по русскому языку и математике, а теперь подумайте, что мы будем повторять на уроке по предмету русский язык?
М: А по предмету математики? (слайд 4)
Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока по мтематике. И продолжаем наше путешествие.
Выполните задания устно.
1. Сравните 2. Найдите: 3) Найдите 4) 5) Сравните
6) Найдите .
6) Р: Мы остановились на станции « Исторической». (слайд 6)
Ученики подготовили материал о словах, которые сегодня будут чаще всего звучать «умножение» и «деление»
В это время 1 ученик делает морфемный разбор слов умножение, деление ( 1 ученик на месте проверяет)
1)Толковый словарь Ожегова дает такое определение:
Слову «деление» толковый словарь Ожегова дает такое определение:
расстояние между двумя отметками на измерительной шкале, например деления на термометре.
Пример: столбик в термометре поднялся на два деления. обратное умножению математическое действие: нахождение одного из сомножителей по произведению и другому сомножителю.
2)Этимология слова: Слово «умножить» образовано из праславянской формы, от которой произошло старославянское мъногъ
Слово «деление» происходит от глагола делить, который образован из праславянской формы, переводится «часть, доля»
3)Я подобрал синонимы к слову «умножить»:перемножить; увеличить, усилить, приумножить.
Словарь синонимов: Дробить, раздроблять, разделять.
Р: Проверим работу одноклассника у доски.
7) М: Мы остановились на станции «Исследовательская». (слайд 7)
Запишите в тетради номер варианта. Выполните самостоятельную работу.
1 вариант 2 вариант
М: Выполните самопроверку ответов. Напротив правильного ответа поставьте карандашом «+».
Ответы: Ответы: (слайд 8)
Сравните первый множитель и произведение. Сравните делимое и частное.
Когда действие приводит к уменьшению числа, а когда – к увеличению?
Сравните, не выполняя вычислений.
М: Выполните самопроверку ответов. Напротив правильного ответа поставьте карандашом «+».
8)Р: Следующая станция «Русский язык». (прикрыть проектор)
У вас на столах лежат разноцветные карточки. На них задания разного уровня : легкие, средние, сложные. Вам дается несколько минут для выполнения этого задания. На доске 2 ученика выполняют аналогичное задание.
Синяя карточка: Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.
Платоч…к, стол…к, листоч…к, билет…к, песоч…к, зуб…к, галстуч…к, брат…к, вопрос…к, овраж…к, гвозд…к, фартуч…к, бараш…к, дожд…к.
Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, ларч…к.
Красная карточка: озаглавьте текст, определите тип речи, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы –ек,-ик.
Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючийклубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячийкомоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.
Р: Проверим задание на доске.
9)Р: Долгожданная станция «Перемена». Физкультминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас-
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А под нами весело шелестит листва-
Опускаем руки мы по команде «два».
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять» будем дружно мы скакать.
Ну а по команде «шесть» всем за парты тихо сесть. (открыть проектор)
10)М: Приблизились к станции «Математическая». ( Ларч…к. слайд 9).
На столе у нас стоит ларчик, чтобы его открыть, вам придется потрудиться. Давайте решим задачу. Прочитайте текст задачи.
Замоч…к тяжелее, чем ключ…к на 480г. Масса ключ…ка составляет массы замочка. Какова масса ключика и масса замочка?
Р: Как правильно написать эти слова?
М: Запишем кратко условие в тетради. (Одновременно условие на слайде). М: Каков вопрос задачи? Значит масса замочка и ключика неизвестна.
М: Что известно о массе ключика? Что известно о массе замочка? Каким способом будем решать задачу? Какую величину удобнее принять за х? (После обсуждения, один учащийся решает на доске, остальные в тетради на месте).
М: Как мы узнаем на сколько одна величина больше другой?
600г – масса замочка.
1) 600 – 480 = 120(г )- масса ключика.
М: Ларчик открылся. (Достаем картинки с профессиями)
11)Р: Мы прибыли на станцию «Творчество». (Проектор прикрыть)
Мы знаем, что суффиксы чик-щик называют лица по их профессии.
Представьте, что вы корреспонденты и должны написать статью о строителях. Напишите 3 предложений о людях, которые строят дом. Какие профессии вы вспомните?
12) Станция «Строительная» (Слайд 10). (Проектор открыть)
М: При строительстве дома важно не только запланировать сроки строительства, но и время работы на различных этапах строительства: закладка фундамента, возведение стен, внутренние работы. Эти виды работ выполняются людьми строительных профессий. Решим задачу.
Строительство короба дома планировалось выполнить за 320 дней. Бетонщики должны выполнить свою работу за всего времени строительства; укладчики и крановщик – за 0,75 всего времени. Сколько времени должны работать сварщики и стекольщики на заключительном этапе строительства?
М: Кто участвует в строительстве дома?
Р: Как правильно пишутся эти слова?
М: Сколько длится строительство дома? Каким словом можно заменить?
Что известно о времени работы бетонщиков?
Что известно о времени работы укладчиков и крановщика? Какой вопрос задачи?
Что нужно узнать для ответа на этот вопрос? Как найти эти величины?
М: Вы можете предложить другой способ решения этой задачи?
У доски решают 2 ученика различными способами, а другие дети в тетрадях.
(На слайде и в тетрадях детей выполняются записи):
Одно из предложенных решений.
1)
2)
3)
Другой способ решения:
1)
2)
13) Р: Оценки на уроке: М: Оценки на уроке:
Р: Запишите домашнее задание: М: № 000, 635 (б), 624. Р:
( Заранее на заднем крыле доски)
13) Р: (Слайд 11) Итог урока: « Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, считают ее наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего века говорил совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе».(С. Ковалевская)
- Я узнал…Я научился…Мне понравилось…Мне не понравилось…Мое настроение…