Поиск ответа
Вопрос № 296685 |
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день, подскажите, пожалуйста, допустимо ли написание web- проект? Или все же правильно веб-проект? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Первая часть сложных слов веб- уже зафиксирована словарями русского языка. Поэтому следует писать кириллицей: веб-проект.
Как правильно написать, web- страница или веб-страница? Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли писать web- сайт или обе части это слова должны быть написаны по-русски: веб-сайт? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Предпочтительно писать слово веб-сайт.
Ответ справочной службы русского языка
Правильное написание: веб-сайт (именно такое написание рекомендует «Русский орфографический словарь» РАН). В значении «Интернет» существительное Веб пишется с большой буквы. Слова с первой частью веб. ( веб-программист, веб-дизайнер, веб-мастер ) пишутся через дефис, со строчной буквы.
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, правильно ли написание слова «интернет» в середине предложения с большой буквы, и склоняется ли это слово? «Размещение электронной версии каталога в Интернете на web- странице выставочной компании.»
Ответ справочной службы русского языка
Да, слово _Интернет_ пишется с большой буквы и склоняется. Вы написали верно.
Ответ справочной службы русского языка
«Справочное бюро» не занимается проверкой текстов.
Добрый день! Скажите, пожалуйста, нужна ли запятая после «однако» в следующем предложении: Однако когда запрашивается динамическая страница, действия web- сервера не столь однозначны. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно писать « Web- страницы»?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте, скажите пожалуйста, как следует писать Web- страница или web- страница? Спасибо, Ирина
Ответ справочной службы русского языка
В русском языке есть слово _веб-страница_.
Запятая ставится в обоих случаях или нигде? Спасибо. Каталоги самых известных поисковых машин содержат ссылки на более, чем миллионы web- ресурсов. Каталог содержит более, чем 150 наименований продукции.
Ответ справочной службы русского языка
Запятые не ставятся в обоих случаях.
Web- сайт[,] как эффективный инструмент pr-кампании.
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите, пожалуйста, как правильно: «закончить дела по окончанИЮ рабочего дня» или «закончить дела по окончанИИ рабочего дня»? И еще одни вопрос: Во фразе «Если Вы разбираетесь в компьютерных технологих и знаете, чем отличается браузер от web- обозревателя Вы наш главный кандидат» правильно ли расставлены знаки препинания?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _по окончании рабочего дня_.
Правильно: _Если Вы разбираетесь в компьютерных технологиях и знаете, чем отличается браузер от web- обозревателя, Вы наш главный кандидат_.
Как разработать веб-приложение за 8 шагов
Если вы всерьез подумываете о разработке своего веб-приложения, сначала ответьте на два вопроса:
Первое — веб-приложение всегда разрабатывается для решения конкретной задачи, как правило, одной. Оно должно быстро реагировать на изменения, и чем проще и меньше время реакции, тем более веб-приложение жизнеспособно.
Второе — есть по меньшей мере 6 путей к разработке веб-приложения, самым современным из которых является реализация фронтенда как single page application, где контакт с бэкендом реализуется через REST API. Данный путь к созданию веб-приложения достигается за 8 шагов.
1. Работа с бизнес-логикой бэкенда
Есть два способа такой работы: вы можете сгруппировать бизнес-логику бэкенда в одном сервисе (монолитная логика) или реализовать каждый ее компонент в отдельном микросервисе. Работая с небольшим проектом, используйте первый способ, а при работе с крупным проектом идеально подойдет второй.
2. Выбор языка программирования
Если вам менее важна производительность веб-приложения, пишите на Python (фреймворки Django, Flask), Node JS (фреймворки Express JS, Koa JS, Gatsby JS), Ruby (фреймворки Ruby on Rails, Grape). Если в приоритете скорость приложения — используйте Golang (фреймворки Gingonic, Beego, Revel). Еще вы можете использовать популярный язык программирования от Microsoft — C#, который произносится как «си шарп». Он разработан в качестве языка прикладного уровня для CLR. С# вобрал в себя многое от C++, Модула, Delphi, Smalltalk и Java, но разница состоит в том, что С# исключает модели, которые зарекомендовали себя как проблемные при разработке ПС. К примеру, C# в отличие от C++ не поддерживает множественное наследование классов, но допускает множественную реализацию интерфейсов. Главное, какой бы язык вы не выбрали, кодить на том, который вы хорошо знаете.
3. Реализация бизнес-логики
Сперва ориентируйтесь на паттерн MVC, а когда поймете, что бизнес-логика начинает усложняться, используйте presenter и interactor. Но помните, что presenter и interactor находится на разных уровнях и выполняют различные смысловые и функциональные нагрузки.
Presenter обрабатывают события от пользовательского интерфейса (UI) и выполняют роль callback из внутренних уровней (Interactors). Presenters легко тестировать и их задача состоит в том, чтобы получить информацию от веб-приложения и преобразовать ее для перемещения presenters на экран с помощью представления (View).
Interactor по факту вмещают бизнес-логику веб-приложения, то есть проверку условий и обработку информации. Interactor работают фоном и перемещают события и информацию на верхний уровень, presenters, c помощью callback.
4. QA-тестирование бэкенда
Тестирование нужно обязательно делать для того, чтобы знать, правильно ли работает бизнес-логика вашего веб-приложения, а также для того чтобы не проверять постоянно «вручную» работоспособность кода. Используйте автоматическое тестирование для модулей и библиотек, соответствия UI/UX и API. Пропишите несколько вариантов тестирования. Разработайте roadmap для платформы, чтобы управлять испытаниями для всех типов тестирования. Обязательно сделайте подключение инструментов отслеживания текущего покрытия кода, чтобы убедиться в том, что ваше веб-приложение не «виснет» и работает без багов и перебоев.
5. Добавление поддержки сваггера
Swagger – это «умная» документация RESTful web-API. По сути, это фреймворк для спецификации REST API, дающий возможность не только просматривать спецификацию в интерактивном режиме, но и отправлять запросы, именуемые Swagger UI. А теперь на счет веб-приложения.
Предположим, вы уже начали разработку фронтенда вашего веб-приложения. Как вам понять, какие параметры и запросы отправлять на сервер? Заглядывать в код бэкенда? Поверьте, это не лучший выход.
Рекомендую вам добавить поддержку сваггера, при этом очень здорово, если сваггер еще и поддерживает генерацию через тесты. Таким образом, он поможет вам документировать API.
6. Работа с бизнес-логикой фронтенда
Сложность работы с бизнес-логикой фронтенда заключается в том, что тут очень много фреймворков. Обычно в современном програмировании используются Angular, React, Vue. У них у всех есть как свои достоинства, так и свои недостатки. Но я рекомендую вам выбирать для работы с фронтендом React, так как он легче, проще и более гибкий.
7. QA-тестирование фронтенда
Фронтенд тестируют двумя основными видами тестов — на логику и на отображение. Тесты на логику проверяют логическую реализацию функций и классов. Тесты на отображение отвечают за то, чтобы наполнение демонстрировалось пользователю в том виде, который вы задумали, прописывая фронтенд. Для осуществления QA-тестирования фронтенда используйте такие фреймворки, как Mocha, Chai, Jest, Ava, Enzyme, Jest — они самые ходовые, простые в эксплуатации и наиболее понятные из всех.
8. Мониторинг качества веб-приложения
Когда вы завершили седьмой этап, ваше веб-приложение, можно сказать, готово. Ну, или оно находится на финальной стадии готовности — 98%. Что вам нужно знать по итогу? Естественно, первое, что нужно, — это понять, насколько качественно реализовано приложение, как оно будет работать и на какое время хватит его износостойкости. В этом вам поможет Lighthouse — автоматизированный инструмент с открытым исходным кодом для мониторинга качества вашего веб-приложения. Lighthouse проводит системный аудит производительности и доступности веб-приложения для понимания обычного пользователя.
Собранные с помощью Lighthouse данные помогут вам в дальнейшем в случае надобности дорабатывать ваше веб-приложение, изменять в нем какие-то детали или же добавлять и оптимизировать новые функции.
Имейте в виду, что, начав разработку веб-приложения, вам нужно будет изучить все «подводные камни» каждого этапа, а также запастись терпением, потому как сама разработка может занять у вас несколько дней, а вот тестирование и доработка с устранением багов может затянуться и на многие месяцы. Будьте ко всему готовы и помните про первые и самые важные два вопроса: всегда ставьте конкретную задачу, которую должно решать ваше приложение, перед тем, как начать разработку, и выбирайте самый удобный и легкий для вас способ разработки, в котором вы хорошо ориентируетесь. Ведь разработка веб-приложения — это именно тот случай, когда надо идти путем наименьшего сопротивления.
Как работают веб-приложения
1. Чем веб-приложения отличаются от сайтов
Для меня сайт это в первую очередь что-то информационное и статичное: визитка компании, сайт рецептов, городской портал или вики. Набор подготовленных заранее HTML-файлов, которые лежат на удаленном сервере и отдаются браузеру по запросу.
Сайты содержат различную статику, которая как и HTML-файл не генерируется на лету. Чаще всего это картинки, CSS-файлы, JS-скрипты, но могут быть и любые другие файлы: mp3, mov, csv, pdf.
Блоги, визитки с формой для контакта, лендинги с кучей эффектов я тоже отношу для простоты к сайтам. Хотя в отличие от совсем статических сайтов, они уже включают в себя какую-то бизнес-логику.
А веб-приложение — это что-то технически более сложное. Тут HTML-страницы генерируются на лету в зависимости от запроса пользователя. Почтовые клиенты, соцсети, поисковики, интернет-магазины, онлайн-программы для бизнеса, это все веб-приложения.
2. Какие бывают веб-приложения
Веб-приложения можно разделить на несколько типов, в зависимости от разных сочетаний его основных составляющих:
3. Pyhon-фреймворк Django aka бэкенд
В разработке фреймворк — это набор готовых библиотек и инструментов, которые помогают создавать веб-приложения. Для примера опишу принцип работы фреймворка Django, написанного на языке программирования Python.
Первым этапом запрос от пользователя попадает в роутер (URL dispatcher), который решает какую функцию для обработки запроса надо вызвать. Решение принимается на основе списка правил, состоящих из регулярного выражения и названия функции: если такой-то урл, то вот такая функция.
Функция, которая вызывается роутером, называется вью (view). Внутри может содержаться любая бизнес-логика, но чаще всего это одно из двух: либо из базы берутся данные, подготавливаются и возвращаются на фронт; либо пришел запрос с данными из какой-то формы, эти данные проверяются и сохраняются в базу.
Данные приложения хранятся в базе данных (БД). Чаще всего используются реляционные БД. Это когда есть таблицы с заранее заданными колонками и эти таблицы связаны между собой через одну из колонок.
Данные в БД можно создавать, читать, изменять и удалять. Иногда для обозначения этих действий можно встретить аббревиатуру CRUD (Create Read Update Delete). Для запроса к данным в БД используется специальный язык SQL (structured query language).
В Джанго для работы с БД используются модели (model). Они позволяют описывать таблицы и делать запросы на привычном разработчику питоне, что гораздо удобнее. За это удобство приходится платить: такие запросы медленнее и ограничены в возможностях по сравнению с использованием чистого SQL.
Полученные из БД данные подготавливаются во вью к отправке на фронт. Они могут быть подставлены в шаблон (template) и отправлены в виде HTML-файла. Но в случае одностраничного приложения это происходит всего один раз, когда генерируется HTML-страница, на который подключаются все JS-скрипты. В остальных случаях данные сериализуются и отправляются в JSON-формате.
4. Javascript-фреймворки aka фронтенд
Клиентская часть приложения — это скрипты, написанные на языке программирования Javascript (JS) и исполняемые в браузере пользователя. Раньше вся клиентская логика основывалась на использовании библиотеки JQuery, которая позволяет работать с DOM, анимацией на странице и делать AJAX запросы.
DOM (document object model) — это структура HTML-страницы. Работа с DOM — это поиск, добавление, изменение, перемещеие и удаление HTML-тегов.
AJAX (asynchronous javascript and XML) — это общее название для технологий, которые позволяют делать асинхронные (без перезагрузки страницы) запросы к серверу и обмениваться данными. Так как клиентская и серверная части веб-приложения написаны на разных языках программирования, то для обмена информацией необходимо преобразовывать структуры данных (например, списки и словари), в которых она хранится, в JSON-формат.
JSON (JavaScript Object Notation) — это универсальный формат для обмена данными между клиентом и сервером. Он представляет собой простую строку, которая может быть использована в любом языке программирования.
Сериализация — это преобразование списка или словаря в JSON-строку. Для примера:
Десериализация — это обратное преобразование строки в список или словарь.
С помощью манипуляций с DOM можно полностью управлять содержимым страниц. С помощью AJAX можно обмениваться данными между клиентом и сервером. С этими технологиями уже можно создать SPA. Но при создании сложного приложения код фронтенда, основанного на JQuery, быстро становится запутанным и трудно поддерживаемым.
К счастью, на смену JQuery пришли Javascript-фреймворки: Backbone Marionette, Angular, React, Vue и другие. У них разная философия и синтаксис, но все они позволяют с гораздо большим удобством управлять данными на фронтенде, имеют шаблонизаторы и инструменты для создания навигации между страницами.
HTML-шаблон — это «умная» HTML-страница, в которой вместо конкретных значений используются переменные и доступны различные операторы: if, цикл for и другие. Процесс получения HTML-страницы из шаблона, когда подставляются переменные и применяются операторы, называется рендерингом шаблона.
Полученная в результате рендеринга страница показывается пользователю. Переход в другой раздел в SPA это применение другого шаблона. Если необходимо использовать в шаблоне другие данные, то они запрашиваются у сервера. Все отправки форм с данными это AJAX запросы на сервер.
5. Как клиент и сервер общаются между собой
Общение клиента с сервером происходит по протоколу HTTP. Основа этого протокола — это запрос от клиента к серверу и ответ сервера клиенту.
Для запросов обычно используют методы GET, если мы хотим получить данные, и POST, если мы хотим изменить данные. Еще в запросе указывается Host (домен сайта), тело запроса (если это POST-запрос) и много дополнительной технической информации.
Современные веб-приложения используют протокол HTTPS, расширенную версию HTTP с поддержкой шифрования SSL/TLS. Использование шифрованного канала передачи данных, независимо от важности этих данных, стало хорошим тоном в интернете.
Есть еще один запрос, который делается перед HTTP. Это DNS (domain name system) запроc. Он нужен для получения ip-адреса, к которому привязан запрашиваемый домен. Эта информация сохраняется в браузере и мы больше не тратим на это время.
Когда запрос от браузера доходит до сервера, он не сразу попадает в Джанго. Сначала его обрабатывает веб-сервер Nginx. Если запрашивается статический файл (например, картинка), то сам Nginx его отправляет в ответ клиенту. Если запрос не к статике, то Nginx должен проксировать (передать) его в Джанго.
К сожалению, он этого не умеет. Поэтому используется еще одна программа-прослойка — сервер приложений. Например для приложений на питоне, это могут быть uWSGI или Gunicorn. И вот уже они передают запрос в Джанго.
После того как Джанго обработал запрос, он возвращает ответ c HTML-страницей или данными, и код ответа. Если все хорошо, то код ответа — 200; если страница не найдена, то — 404; если произошла ошибка и сервер не смог обработать запрос, то — 500. Это самые часто встречающиеся коды.
6. Кэширование в веб-приложениях
Еще одна технология, с которой мы постоянно сталкиваемся, которая присутствует как веб-приложениях и программном обеспечении, так и на уровне процессора в наших компьютерах и смартфонах.
Cache — это концепция в разработке, когда часто используемые данные, вместо того чтобы их каждый раз доставать из БД, вычислять или подготавливать иным способом, сохраняются в быстро доступном месте. Несколько примеров использования кэша:
Урок 1. Web-приложение: понятие, компоненты и принципы работы
1. Сущность web-приложения
2. Пятиуровневая структура сети
3. Сетевые сервисы
4. История развития web-приложений
5. Типы web-приложений
6. Принцип работы web-приложений
7. HTTP-протокол
Десктопные приложения предполагают установку клиента на стороне пользователя. В зависимости от типа операционной системы, процессора, видеокарты и других параметров могут потребоваться разные версии программы. Это создает определенные неудобства как разработчикам (им требуется постоянно выискивать баги в разных средах, расширять объем кода для учета всех возможных комбинаций железа клиента), так и пользователям (необходимо скачивание постоянных обновлений, новое железо с той операционной системой, которую поддерживает приложение).
Наиболее динамично на сегодня развиваются web-приложения, так как они для своей работы требуют только установленный браузер на клиентской стороне. Они:
Чтобы сообщение от вашего компьютера дошло к пользователю на другом конце планеты, используется сложная структура передачи сетевых данных на нескольких уровнях.
1. Физический уровень
2. Канальный уровень
Канальный уровень отвечает за соединение устройств одной сети (локальной). Здесь используется два популярных протокола:
3. Сетевой уровень
На основании адресов устройств сети мы можем подключаться к сайтам, серверам, почтовым клиентам и получать требуемую информацию. Существует 2 протокола IP : 4-ой и 6-ой версий. В ближайшем будущем произойдет полный переход на последнюю версию, так как версия IPv4 уже не справляется с растущим количеством компьютеров и гаджетов с доступом к сети (более того, в 2020 году в мире закончились свободные IP-адреса ).
4. Транспортный уровень
Транспортный уровень позволяет идентифицировать адресатов и не смешивать потоки данных. На любом ПК или мобильном устройстве может одновременно работать несколько приложений, которым требуется сетевое подключение. Согласитесь, email и MMORPG никогда не меняются местами при получении сообщений. Вы всегда уверены в том, что на почту приходит сообщение, а в игре информация характеризуется другими параметрами.
TCP гарантирует получение всей передаваемой информации (иначе возникнет ошибка), а UDP такой гарантии не дает. Так, когда вы скачиваете книгу с сайта, применяется протокол TCP (разве нужна кому-то книга кусками?), а когда смотрите стрим на ютубе, то достаточно UDP протокола (если потеряется несколько кадров, вы этого не заметите, зато качество трансляции будет высоким).
5. Уровень приложений
Уровень приложений – это, по факту, то, с чем непосредственно работает программист большую часть времени. Главная задача данного слоя – предоставить клиенту удобный интерфейс для взаимодействия с сетью и устройствами.
Здесь используется огромное количество разнообразных протоколов, среди которых:
1. HTTP (применяется браузером для получения данных с Интернета),
2. SMTP (для почтовых сервисов),
3. FTP (загрузка файлов),
4. BitTorrent (пиринговый протокол),
5. SSH (защищенное соединение).
Наиболее значимым в рамках курса является HTTP протокол, о котором пойдет речь ниже.
1 – DNS (Domain Name System, система доменных имен)
Браузеру все равно, что вы введете в адресную строку: набор чисел или имя сайта. На заре Интернета, когда было не так много сайтов, запомнить адреса 2-5 страниц было реальным. В любом случае, числа плохо укладываются в памяти, а вот слова – очень даже просто. Благодаря DNS нам не нужно помнить сочетания цифр.
К слову, узнать IP-адрес любого сайта можно в командной строке. Для Windows и UNIX-систем команда выглядит одинаково.
2 – NAT (Network Address Translation, преобразование сетевых адресов)
Одна из главных проблем в Интернете – безопасность. Никто не хочет, чтобы к его компьютеру или смартфону получил доступ злоумышленник. А ведь зная ваш адрес, сделать это достаточно просто. К чему это может привести, объяснять не требуется (кража паролей, кредитных карточек, платежных данных, личной информации).
Когда вы запрашиваете адрес какой-то страницы в Интернете, то передаете, в том числе, свой адрес. Как же защититься? Разработчики сервиса NAT это предусмотрели. На самом деле запрос к удаленному серверу идет не от имени вашего ПК. Ваш реальный адрес маскируется роутером или файрволом и передается в скрытом виде. Особенно это удобно для крупных компаний, где компьютеры объединены в сеть (запрос будет отправляться не от отдельного ПК, а от общего роутера, поэтому узнать адрес конкретной машины практически невозможно).
3 – DHCP (Dynamic Host Configuration Protocol, протокол динамической настройки узла)
Представим ситуацию, когда у предприятия имеется 100-200 ПК, которые имеют выход в сеть. Перед администратором сети стоит непосильная задача: настроить каждую машину, постоянно следить за тем, чтобы не было повторяющихся адресов, так как начнется коллизия данных.
Ознакомившись с общей структурой сети, ее сервисами, перейдем к web-приложениям и специфике их работы в этой среде. Вкратце опишем эволюцию этих сервисов.
Развитие веб-приложений напрямую связано с популяризацией Интернета. По мере появления новых технологий и инструментов совершенствовались и набирали популярность web-приложения.
Он представляет собой набор гипертекста со ссылками на основные понятия, направления развития ресурса и т.п. В сравнении с современными сетевыми проектами он выглядит просто и неказисто, но имеет историческое значение.
Долгое время web-приложения оставались простыми, так как не было инструментария и потребностей в их усложнении. Лишь только в начале 21 века они стали набирать популярность и к сегодняшнему моменту представлены огромным разнообразием.
Благодаря им каждый может оплатить коммунальные услуги в сети, пообщаться с коллегами в видеоконференции, делать онлайн-покупки, осуществлять поиск на основе своих интересов.
Понятие «сайт» в узком смысле связано со статическими страничками, содержимое которых жестко задано и выложено в сеть. Web-приложения ассоциируются с динамически генерируемым контентом в зависимости от запроса пользователя как с перезагрузкой, так и без перезагрузки страницы.
Для работы веб-приложений требуется клиентская часть ( frontend ), т.е. интерфейс, представление на экране пользователя, и серверная часть (для обработки запросов, записи в базы данных получаемых сведений).
Хоть первые web-приложения и появились в конце 20 века, до сих пор нет единой классификации их видов. Это связано с тем, что последние 5-10 лет их развитие совершило революционный скачок, породив новые разновидности.
В общем виде все web-приложения можно разбить на 5 типов. Деление в некоторой степени условное, так как возможно сочетание нескольких типов в одном приложении.
1. Серверные web-приложения
Пример чисто серверного приложения – push-уведомления (от почтовых сервисов, мессенджеров, операторов связи) в смарфонах. Клиент получает информацию, что появилось новое сообщение, письмо, изменения в тарифе, не предпринимая для этого никаких действий.
2. Клиентские web-приложения
Клиентские приложения в чистом виде не требуют серверной части и обходятся возможностями JavaScript, используя в качестве оболочки браузер пользователя. Они не сохраняют результат своей работы дольше одной сессии.
Типичные примеры таких приложений: простые игры, браузерный фоторедактор.
3. SPA приложения
Неопытный пользователь может даже посчитать, что столкнулся с десктопным приложением, так как все изменения происходят практически моментально. К слову, многие мобильные приложения используют такой подход.
4. MPA приложения
5. PWA приложения
Представим ситуацию: человек посещает некоторый сайт, который предлагает ему установить его на другие устройства. Теперь и на ПК, и в телефоне вы сможете получать уведомления, работать оффлайн, независимо от модели устройств и их мощностей.
PWA-версии приложений встречаются у многих компаний (тот же Aliexpress почти в 2 раза повысил конверсию от новых посетителей благодаря этому).