Библиотека
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Однородные члены предложения
Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним и тем же членом предложения.
Сравните два предложения:
В первом предложении два дополнения отвечают на вопрос ЧТО? и относятся к одному и тому же сказуемому, а во втором предложении два сказуемых поясняются одним общим дополнением.
Однородные члены в предложениях могут быть распространены, то есть могут иметь зависимые слова. Рассмотрите внимательно следующее предложение.
Здесь два однородных сказуемых (СНИМАЛИ и КЛАНЯЛИСЬ): первое распространено обстоятельством (С ГОЛОВЫ) и дополнением (ШАПКИ), а второе не распространено (у него нет зависимых слов).
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Например:
Первый ряд однородных членов в этом предложении создают сказуемые, второй – дополнения.
Однородные и неоднородные определения
К одному и тому же слову в предложении может относиться несколько определений, которые могут быть однородными и неоднородными. Научиться различать эти два вида определений необходимо, так как однородные определения на письме разделяются запятыми, а между неоднородными определениями запятая не ставится.
1. Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией и характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру и так далее.
В этом предложении четыре определения к слову ЛИСТВА, они однородные, так как все называют цвет и произносятся с интонацией перечисления.
Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон и произносятся без перечислительной интонации, например:
Был невыносимо жаркий июльский день (Тургенев).
Определение ЖАРКИЙ сообщает нам о погоде, а определение ИЮЛЬСКИЙ о том, в каком месяце был этот день.
Обратите внимание, что однородные определения могут соединяться сочинительными союзами, а если союзов нет, то их легко можно вставить. Сравните три предложения, расположенные ниже.
Он владел немецким, французским, английским языком.
Он владел немецким, французским и английским языком.
Он владел и немецким, и французским, и английским языком.
2. Однородные определения не могут быть выражены прилагательными, относящимися к разным лексическим разрядам.
Если определения выражены прилагательными, то определить, нужно ли их разделять запятыми, можно следующим способом. Известно, что прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные. Если у одного слова есть определения, выраженные прилагательными разных разрядов, то эти определения будут неоднородными.
На крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке (Пушкин).
У слова ДУШЕГРЕЙКА два определения: ДОРОГОЙ (качественное прилагательное) и СОБОЛЬЕЙ (относительное прилагательное).
3. Определения считаются неоднородными, если одно определение выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным.
Рассмотрите примеры на иллюстрации.
Почему ты не надеваешь свое новое платье?
Наконец мы дождались первых теплых дней.
4. Иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые.
Прочитайте предложения из произведений И. А. Бунина и А. П. Чехова. В них авторы стремятся создать единое, целостное представление о предмете или явлении, и такие определения можно считать однородными.
Наступила дождливая, грязная, темная осень (Чехов).
Ясные дни сменились холодными, синевато-серенькими, беззвучными (Бунин).
Пунктуация в предложениях с однородными членами, соединенными сочинительными союзами
Сочинительные союзы в русском языке речи делятся на три разряда: соединительные, разделительные и противительные.
Значение соединительных союзов можно условно обозначить фразой: «И ЭТО, И ТО». Они соединяют два однородных члена между собой. Значение разделительных союзов можно определить так: «ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО». Такие союзы указывают на возможность только одного однородного члена из нескольких или на их чередование. Значение противительных союзов выражается иначе: «НЕ ТО, А ЭТО». Противительные союзы противопоставляют один однородный член другому. Рассмотрите примеры союзов каждого разряда на иллюстрации.
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
И ЭТО И ТО | НЕ ТО, А ЭТО | ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО |
Без нитки да иголки шубы не пошить. Без нитки и иголки шубы не пошить. | Мал золотник, да дорог. Мал золотник, но дорог. Некоторые сочинительные союзы состоят из нескольких слов, например, КАК… ТАК И; НЕ ТОЛЬКО… НО И. Такие союзы называются составными. Постановка запятых в предложениях, где однородные члены связаны сочинительными союзами, зависит от того, к какому разряду они принадлежат. Перед сочинительными союзами, соединяющими однородные члены, запятая ставится в трех случаях: 1) если в предложении однородные члены связаны противительным союзом: 2) если однородные члены связаны повторяющимися союзами: 3) если однородные члены соединены составными союзами: Теперь обратимся к случаям, когда запятую перед союзами, соединяющими однородные члены, ставить не нужно. 1. Если однородные члены соединены одиночным соединительным или разделительным союзом, например: В садке плескались пескари и окуни. 2. Если союзы объединяют однородные члены в пары, например: В его коллекции было много ножей и кинжалов, пистолетов и ружей, украшенных драгоценными камнями. 3. Если два однородных члена соединяются повторяющимися союзами, но образуют устойчивое сочетание: И ДЕНЬ И НОЧЬ, И СМЕХ И ГРЕХ, НИ ДА НИ НЕТ, НИ ДВА НИ ПОЛТОРА, НИ ВЗАД НИ ВПЕРЕД и другие. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словамиВнимательно прочитайте предложение. Рядом с домом росли хвойные деревья: ели, сосны, пихты. В этом примере четыре подлежащих, но назвать их всех однородными нельзя, потому что первое из них – слово ДЕРЕВЬЯ – объединяет в своем значении последующие, или, наоборот, три последних подлежащих конкретизируют, уточняют значение первого. Между первым подлежащим и последующими можно вставить вопрос: «А какие именно?». Если одно из слов в предложении конкретизируется, уточняется рядом однородных членов, то такое слово называется обобщающим. Обратите внимание: обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены. Обобщающие слова в предложениях могут быть выражены разными частями речи, но особенно часто в этом качестве используются местоимения, например: Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство – ничто беды не может миновать (Пушкин) или Так было всегда: и сто, и триста лет назад. Обобщающие слова могут быть выражены также цельными словосочетаниями, например: Всякий день стал приносить старый Мосеич разную крупную рыбу: щук, язей, голавлей, линей, окуней (Аксаков). В этом предложении обобщающим будет сочетание РАЗНУЮ КРУПНУЮ РЫБУ. В предложениях с обобщающими словами знаки препинания ставятся в соответствии с правилом из трех основных пунктов. 1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. Желтые кленовые листья лежали всюду : на дорожках, на скамейках, на крышах машин. 2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире. На дорожках, на скамейках, на крышах машин – всюду лежали желтые кленовые листья. 3. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов – тире. Всюду : на дорожках, на скамейках, на крышах машин – лежали желтые кленовые листья. Утро туманное, утро седое…Утро туманное, утро седое, Вспомнишь обильные страстные речи, Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Статьи раздела литератураМы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера». Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми. Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе. Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ». В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ». Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом. жизнь-156О! Нету воли жить, и умереть нет сил!\ Да, все уж допито. Брось хохотать, Вафилл. \ Все допил, все доел. Но продолжать не стоит. В МАНЕРЕ НЕКОТОРЫХ\\ Томление. Поль Верлен. Перевод Г. Шенгели О, гаревые колоски,\О, пережженная полова,Дожить до гробовой доски\И не сказать за жизнь ни слова? Григорий Корин Какой-то должен разговор О, жизнь моя без хлеба,\Зато и без тревог!\Иду. Смеётся небо,\Ликует в небе Бог. Федор Сологуб “Родине\Пятая книга стихов” 1906 О, жизнь моя без хлеба, О, жизнь моя, не уходи,\Как ветер в поле! \Ещё достаточно в груди\Любви и боли. \Ещё дубрава у бугра\Листвой колышет,\И дальний голос топора\Почти не слышен. Анатолий Жигулин 1980 О, ЖИЗНЬ МОЯ, НЕ УХОДИ. О, жизнь моя,\ мой сладкий плен — \ молитва, нищенство, отвага, \ вся в черных буковках бумага. \ И ожиданье перемен. Николай Панченко О, как мы жили! Горько и жестоко!\Ты глубже вникни в страсти наших дпен. \Тебе, мой друг, наверно, издалека\Все будет по-особому видпей. Михаил Дудин О, легкая слепая жизнь!\ Ленивая немая воля!\ И выпеваешь эту даль, как долю,\ и, как у люльки, доля над тобою\ поет. Прощайте! Набирает высь\ и неизбежность нежное круженье,\ где опыт птичий, страх и вдохновенье\ в одном полете голоса слились. Марина АКИМОВА «ДЕНЬ и НОЧЬ» N 3-4 2005г. О, нищенская жизнь, без бурь, без ощущений, \Холодный полумрак, без звуков и огня. \Ни воплей горестных, ни гордых песнопений, \ Ни тьмы ночной, ни света дня. Константин Бальмонт Из сборника “ПОД СЕВЕРНЫМ НЕБОМ” 1894 БОЛОТО Повторение орфографии и морфологии: Написание «н–нн» в суффиксахПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАФИИ И МОРФОЛОГИИ: НАПИСАНИЕ «Н–НН» В СУФФИКСАХ 1. Закрепить умение различать части речи, в особенности прилагательное и причастие. 2. Контроль знания теоретических положений о написании н-нн. 3. Закрепление умения применять правило по алгоритму. О б о р у д о в а н и е, н а г л я д н о с т ь: таблица-алгоритм «Написание н-нн». Оформление записи на доске, в тетради. I. Лингвистическая разминка. Учитель: Перечислите с примерами части речи, встретившиеся в упр. 4. Есть ли в упр. 8 причастие? (Нет.) Как вы различили прилагательное и причастие? Об этом и о написании н-нн в суффиксах пойдёт речь на сегодняшнем уроке. II. Проверка домашнего задания. 1. Упр. 7. Дополните краткую форму прилагательного там, где возможно. В ней столько же «н», сколько и в полной. Например: «жизненна». 2. Упр. 10. Главное отличие написания н-нн у кратких прилагательных и причастий: у кратких причастий всегда пишется одна буква «н» в суффиксе. III. Актуализация знаний. 1. Выборочный диктант. Задание: выписать словосочетания с прилагательными, наречиями, причастиями в суффиксах. В ясный весенний день ранним утром мы собрались на охоту. Я надел кожаную куртку, длинные охотничьи сапоги. Мой юный спутник был в обыкновенном костюме, стареньком шерстяном свитере, полотняной рубашке. Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченную в молоке просоленную рыбу, варёную картошку, маринованные огурцы. В этом месте можно сделать паузу и попросить прочитать словосочетания. Мы пошли вдоль песчаного берега реки. Деревянный мостик соединил деревню с большим лиственным лесом. Бесчисленные мошки вились непрошеными гостями над некошеным лугом в этот тихий, безветренный день. 2. Работа со схемой-алгоритмом. Объясните написание слов, в которых ошиблись. Задание: от глаголов «варить», «солить», «мостить» образовать два слова с -н- и два слова с -нн-. Например, варёные, солёные и сваренные, засоленные. Проверьте себя по алгоритму. 4. Анализ языкового материала: различение кратких прилагательных среднего рода и наречий. · Упр. 11 – карандашом. · Упр. 12 – записать два любых слова в словосочетаниях. · Упр. 13 + комплексный анализ текста: выписать слова или словосочетания с н-нн; синтаксическое задание 2, словообразовательное задание 3, морфологическое задание – перечислить части речи в 1-м абзаце. IV. Контроль усвоения. Задание: читаются слова с н-нн (по три слова). Надо записать только количество «н» в суффиксе. Сколько читать строчек и какие – на усмотрение учителя в зависимости от подготовленности класса. деревянный дом крашеный пол ветреный день срублено дерево покрашенные полы покрашена дверь ледяной дом погашены огни гружёный вагон варёный горох соединены вместе выдуманная история истинный друг нечаянно равнинная даль украшенный класс построенный дом прочитана книга написано мною медленный ритм туманна даль старинный дом решённая задача озлоблена серебряный кулон услышанный шум брошенный мяч блюда изысканны она рассеянна лица сосредоточенны деньги изысканы рассеяны ветром сосредоточено в лесу Проверка. Можно предложить записать слова, в которых ошиблись. V. Домашнее задание. Дополнительно упр. 12, перфокарта из 18 слов; упр. 14 – словосочетания, сначала составить с н-нн, потом остальные; упр. 16 – по три слова. Каталог файловРаннее весеннее утро. Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. На всём небе ни облачка. Только на востоке, там, откуда сейчас выплывало в огненном зареве только что показавшееся солнце, ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Весеннее утро розовое туманное как пишется, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Весеннее утро розовое туманное как пишется", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором. |