«Видим» или «видем», как правильно писать?
Слово «видим» пишется с буквой «и» в безударном окончании -им как форма глагола-исключения «видеть» второго спряжения.
Чтобы понять, почему правильно пишется слово «видим», а не «видем», определим часть речи, грамматическую форму и спряжение.
Часть речи слова «видим»
Это слово обозначает действие и отвечает на вопрос:
Мы (что делаем?) видим на другом берегу речки купающихся детей.
По этим грамматическим признакам узнаем, что интересующее нас слово является самостоятельной частью речи — глаголом. Он находится в форме 1 лица множественного числа, так как сопряжен с личным местоимением множественного числа «мы».
Поставив ударение, убедимся, что при произношении слова голосом выделяется гласный корня:
Оставшийся без ударения, неясно слышится гласный окончания. Буквы «е» или «и» в безударных окончаниях глаголов пишутся в соответствии с их спряжением.
Как пишется слово «видим»?
Чтобы узнать, как правильно пишется это слово, применим следующий алгоритм:
Рассматриваемая словоформа образована от неопределенной формы глагола «видеть». Этот глагол заканчивается на -еть, как и многие глаголы I спряжения:
Это слово является глаголом-исключением. Значит, несмотря на конечное -еть, этот глагол принадлежит ко второму спряжению. Понаблюдаем, как слово «видеть» изменяется по лицам и числам:
Запомним это написание, прочитав следующие предложения.
Примеры предложений
Мы ви́дим, как багряный закат постепенно бледнеет и становится узкой розовой полоской на горизонте.
Мы слышим шорох в кустах, а затем ви́дим, как черный пёс Жулик несется к нам.
Соберем все опята, которые ви́дим на пнях и деревьях вокруг!
Стало быстро темнеть, и мы уже почти не ви́дим стёжку, петляющую в густой траве.
Когда ви́дим под ногами роскошный золотой ковер из листьев, кажется, что попали во дворец осени.
Правописание частицы не с глагольными образованиями на -мый
7 класс
Правописание глагольных форм на -мый является одним из самых трудных вопросов орфографии. Ключом для безошибочного написания частицы не в таких случаях является правильное отнесение данного слова к соответствующей части речи – причастию или прилагательному, поскольку каждая из этих частей речи подчиняется своим правилам орфографии. Неумение различать отглагольные прилагательные на -мый и причастия приводит к устойчивым ошибкам в работах школьников.
К сожалению, в школе изучение правописания глагольных образований на -мый в рамках традиционной программы не предусматривается, однако опыт работы подсказывает, что знакомство с правописанием таких слов надо начинать уже с 7-го класса.
Необходимость этого объясняется наличием в учебнике упражнений, требующих выбора слитного/раздельного написания частицы не с этими глагольными формами.
Так, в упражнении № 101 (Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Русский язык. 7-й класс. М.: Просвещение, 1993) даются формы (не)видимый, (не)сокрушимой. Как писать не с этими словами? Как определить, к какой части речи они относятся? Учебник не дает ответов на эти вопросы. Видимо, предполагается, что ученик сможет разрешить проблему самостоятельно. Думаю, сказанного уже достаточно, чтобы убедить коллег в необходимости изучения правописания глагольных форм на -мый именно на этом этапе обучения.
На одном из уроков закрепления темы «Не с причастиями» ученикам предлагается такое задание:
Раскрыть скобки, объяснив слитное и раздельное написание не:
1) (не)законченный эксперимент; (не)законченный лабораторией эксперимент; эксперимент (не)закончен; эксперимент до сих пор (не)закончен;
2) (не)просохшая после дождя земля; (не)просохшая земля; (не)утихающий, а усиливающийся ветер;
3) (не)замеченная ошибка; (не)обнаруженные при осмотре дефекты; (не)поладки (не)устранены;
4) (не)прекращающийся всю ночь снегопад; (не)прекращающиеся метели; движение транспорта (не)прекращено;
5) (не)принятое комиссией предложение; (не)приятный для всех разговор; решение (не)принято;
6) совсем (не)исследованные районы; совсем (не)исследованные геологами районы;
7) (не)установленные до конца причины; совершенно (не)выясненные обстоятельства;
8) (не)заменимый на данной работе сотрудник; никем (не)заменимый сотрудник; (не)любимая ребенком игрушка.
Последнее, восьмое задание позволяет создать на уроке проблемную ситуацию: ученики не могут правильно объяснить слитное/раздельное написание не в этих примерах.
Поставим вопрос: (не)заменимый, (не)любимый – это причастия или прилагательные?
Нужно обратить внимание учеников на суффиксы обоих слов (в данном случае – -им-) и подвести их к мысли, что по форме они похожи на страдательные причастия настоящего времени. Здесь полезно обратиться к таблице «Образование страдательных причастий настоящего времени» (см. учебник, с. 39). Ребята должны вспомнить, что интересующая нас разновидность причастий не образуется ни от глаголов совершенного вида, ни от непереходных глаголов несовершенного вида. Стоит поговорить и о том, в каких контекстах употребляются страдательные причастия настоящего времени:
(обратим внимание на то, что подлежащее исходного предложения в конструкциях со страдательным причастием превращается в дополнение в форме тв. п.).
Вернемся к поставленному вопросу. От каких глаголов образованы интересующие нас слова?
На отглагольные прилагательные с -ем-/-им- распространяются правила правописания имен прилагательных, а не причастий: частица не может писаться слитно с полными прилагательными такого типа и при наличии зависимых, поясняющих слов, а также с прилагательными такого типа в краткой форме: методы работы неприменимы в данных условиях, запасы солнечной энергии неистощимы, независимое от ударения написание и т.д.
Раздельно с не пишутся отглагольные прилагательные на -мый в двух случаях:
1) если от них зависят отрицательные местоимения или наречия с частицей ни (ср.: почти неизлечимая болезнь – не излечимая никакими средствами болезнь);
2) если при них есть частицы далеко не, отнюдь не и др. (ср. у него независимый характер – это отнюдь не зависимый показатель).
Необычно ведут себя отглагольные образования на -мый, восходящие к переходным глаголам несовершенного вида: будучи формально «законными» причастиями, в сочетании с не они ведут себя то как причастия, то как прилагательные. Они считаются причастиями и пишутся раздельно с не, когда:
1) от них зависят отрицательные местоимения и наречия с частицей ни (никем не любимый человек, нисколько не почитаемый праздник);
2) от них зависит дополнение в форме тв. п. (не любимая ребенком игрушка, не определяемое нами понятие – но: неопределяемое в рамках этой теории понятие).
В этом и заключается особенность страдательных причастий настоящего времени: все остальные пишутся раздельно с не при наличии любых зависимых слов (слова со значением высшей степени качества не в счет). Ср.: нелюбимая с детства игра – не полюбившаяся с детства игра, неопределяемое в данной теории понятие – не определенное в данной теории понятие).
Эта особенность отглагольных образований на -мый делает правило еще более запутанным. Чтобы справиться с ним, удобно воспользоваться приведенным ниже алгоритмом.
Следует, однако, иметь в виду, что отглагольные прилагательные на -мый очень часто без не не употребляются и поэтому пишутся слитно с этой частицей (полный их список приводится ниже).
Алгоритм правописания отглагольных образований на -мый
Теперь необходимо вернуться к записанным словам и выяснить, как же пишется с ними частица не.
(Не)заменимый на данной работе сотрудник: (не)заменимый – слово образовано от глагола заменить совершенного вида; это отглагольное прилагательное. При слове нет отрицательного местоимения, нет части типа отнюдь не. Вывод: пишу незаменимый на данной работе. Никем (не)заменимый сотрудник: к отглагольному прилагательному относится отрицательное местоимение.
Вывод: пишу никем не заменимый сотрудник.
(Не)любимая ребенком игрушка: (не)любимая – слово образовано от глагола любить несовершенного вида, переходного. Это причастие на -мый. Оно пишется с не раздельно, если у него есть зависимое слово в тв. п.: (не)любимый (кем? чем?) ребенком – значит, пишу не любимая ребенком игрушка.
На этом этапе урока очень важно строго соблюдать шаги алгоритма, чтобы избежать ошибочных написаний.
После того как основное правило разграничения отглагольных образований на -мый осмыслено учащимися, полезно записать в словари исключения, то есть слова, которые пишутся с не всегда слитно. Эти 45 слов входят в активный словарный запас школьников и часто употребляются ими в различных письменных работах. Не стоит требовать от учеников заучивания этих слов. Постоянная работа со словарем, включение этих слов в разного рода диктанты сформируют необходимый навык правописания. Таблица с этими словами может постоянно находиться на стенде в кабинете русского языка в качестве зрительной опоры.
На заключительном этапе урока предложим ученикам следующее упражнение:
Объясните написание не с прилагательными на -мый в данных примерах.
Никем несокрушимая сила, неразличимые невооруженным глазом детали, неуловимое для глаз движение, никем не уловимое движение, ничем не объяснимый случай, ни с чем не сравнимая радость, непереводимое на другой язык выражение, не нарушаемая нами тишина; не спрягаемая, а склоняемая часть речи.
В конце урока учащиеся получают домашнее задание: выучить алгоритм, внимательно перечитать слова-исключения и выполнить синтаксический разбор предложений, расставив в них знаки препинания, раскрыв скобки и объяснив орфограммы.
1. Многое в них было (не)понятно закрыто (н_)кем (не)ощутимой (н_)кому (не)видимой завесой.
2. Ему самому захотелось что есть духу бежать туда где на снегу лежал этот маленький (н_)кем (не)любимый человек оказавшийся вдруг таким стойким.
На следующем уроке материал закрепляется уже на более сложных примерах. Хочу порекомендовать коллегам упражнение из книги: Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. М.: Просвещение, 1990. С. 140, № 302.
Богатый материал содержится и в пособии Хлебниковой А.В., Плотниковой А.В. Сборник текстов для закрепления навыков орфографии и пунктуации. М.: Просвещение, 1967. С. 136–138.
Думаю, что каждый учитель отберет необходимый материал с учетом возможностей своего класса. Предложенная система, проверенная в работе автора в течение нескольких лет, дает хорошие результаты и позволяет добиться устойчивого орфографического навыка.
Надеюсь, что описанный в статье опыт работы заинтересует коллег-словесников и окажет им практическую помощь в изучении трудных вопросов правописания.
Поиск ответа
Вопрос № 293002 |
Как правильно : не видимый глазу ручеёк, или невидимый глазу? Вроде это причастие, и есть зааисимое слово (глазу), и по логике должно писаться раздельно. Но у меня почему-то сомнения
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно написать: не видимый извне или невидимый извне?
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите, пожалуйста, как правильно пишется словочочетание «(не)видимые в бинокль звезды». Во многих изданиях встречал слитное написание, хотя, вроде бы, есть зависимые слова. Помогите разобраться.
Ответ справочной службы русского языка
Слитное написание, которое Вам встретилось в книгах, – не ошибка. Невидимый – прилагательное, а наличие зависимых слов на слитное написание не с прилагательными не влияет.
Спасибо за ответ на вопрос 262787 о слове «невменяемый».
Таким образом, если нет грамматических категорий времени и залога, то это прилагательное, а не причастие.
А слово «невозвратимый»? Если есть «невозвращённый», «невозвращаемый», то является ли «невозвратимый» причастием?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Предпочтительно слитное написание, так как это прилагательное и нет противопоставления.
14. Отметь ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется буква И?
14. Отметь ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется буква И.
1. подразумева…мый, соседоточ…нный 2.
Слыш…мый, стро…вший 3.
Сверя…мый, засуш…нный 4.
Правописание причастий Развева?
Правописание причастий Развева.
Вставить пропущенный буквы?
Вставить пропущенный буквы.
Щий, колыш…щийся, кол…щий, плач…щий, стел…щийся, стро…щийся, та…щий, хмур…щий, хохоч…щий ; вид…мый, движ…мый, изуча…мый, колебл…мый, независ…мый, освеща…мый, слыш…мый, увлека…мый.
Найди слово в котором пишется буква И : а) слыш?
Найди слово в котором пишется буква И : а) слыш.
Какую букву вы напишите в суффиксах причастий настоящего времени?
Какую букву вы напишите в суффиксах причастий настоящего времени?
Подберите к причастиям подходящие существительные.
Запишите словосочетания, обозначая суффиксы причастий.
Завис(е / и)мый, бор( ю / я )щийся, слыш( и / е )мый, слыш( у / а )щий, хлопоч( у / а )щий, вид ( е / и )мый, держ ( у / а)щий, управля ( е / и)мый, Дыш ( а / у)щий, озаря ( е / и )мый.
Муч. мый жаждой, рекоменду.
Мое топливо, умножа.
Мый ветром, взвешива.
Мый в стену гвоздь, спряга.
Мые слова, неизменя.
Мые существительные, слыш.
1) Спиши, вставив пропущенные буквы, выдели суффикс, укажи время причастий?
1) Спиши, вставив пропущенные буквы, выдели суффикс, укажи время причастий.
Слыш…мого рокота, вид…мый в микроскоп, навева…мый воспоминаниями, огражда…мый от невзгод, колебл…мый ветром, озаря…мого луной, ороша…мый водами, леле…мый родителями, оберега…мый товарищами, невид…мый глазом, обижа…мый братом, ожида…мого поезда, освеща…мый светом, согрева…мый солнцем.
(Какую букву вы напишите в суффиксах причастий настоящего времени?
(Какую букву вы напишите в суффиксах причастий настоящего времени?
Подберите к причастиям подходящие существительные.
Запишите словосочетания, обозначая суффиксы причастий.
) Завис(е / и)мый, бор(ю / я)щийся, слыш(и / е)мый, слыш(у / а)щий, хлопоч(у / ф)щий, вид(е / и)мый, держ(у / а)щий, управля(е / и)мый, дыш(а / у)щий, озаря(е / и)мый.
Какую букву вы напишите в суффиксах причастий настоящего времени?
Какую букву вы напишите в суффиксах причастий настоящего времени?
Подберите к причастиям подходящие существительные.
Запишите словосочетания, обозначая суффиксы причастий.
Завис(е / и)мый, бор( ю / я )щийся, слыш( и / е )мый, слыш( у / а )щий, хлопоч( у / а )щий, вид ( е / и )мый, держ ( у / а)щий, управля ( е / и)мый, Дыш ( а / у)щий, озаря ( е / и )мый.
Какую букву вы напишите в суффиксах причастий настоящего времени?
Какую букву вы напишите в суффиксах причастий настоящего времени?
Подберите к причастиям подходящие существительные.
Запишите словосочетания, обозначая суффиксы причастий.
Завис(е / и)мый, бор( ю / я )щийся, слыш( и / е )мый, слыш( у / а )щий, хлопоч( у / а )щий, вид ( е / и )мый, держ ( у / а)щий, управля ( е / и)мый, Дыш ( а / у)щий, озаря ( е / и )мый.
Правописание «в виде»: грамматика, примеры употребления
«В виде» – устойчивое словосочетание (фразеологизм), употребляемое в русском языке как предлог, то есть служебная часть речи. Поэтому понимается как одно слово и правильно пишется раздельно. Чаще всего входит в состав другого устойчивого выражения «в виде исключения».
Примечание: ошибочное написание «ввиде» случается, возможно, вследствие неосознанной ассоциации с наречием «ввиду», одно из значений которого почти совпадает с одним из значений «в виде», но в остальных они кардинально расходятся.
Значение и употребление
Выражение «в виде», как сказано выше, играет в русском языке роль предлога родительного падежа с общим значением «будто », «вроде », «вследствие », «как », «как », «ладно », «так и быть». Употребляется в речи для указания на:
Грамматика
Фразеологизм «в виде» состоит из первообразного (древнейшего, изначального, исконного, непроизводного) предлога «в» и существительного «вид» в предложном падеже. Постановка ударения и разделение для переноса в ви́-де (вообще-то переносить служебные части речи из строки в строку по частям не рекомендуется, от этого падает читаемость текста).
Что такое фразеологизм
Далеко на все из устойчивых словосочетаний являются фразеологизмами. Например, «осеннее настроение» можно истолковать по-разному: как мечтательное, элегическое (положительно) или, напротив, мрачное, подавленное (отрицательно). Влиять на него (настроение) может, естественно, погода, то есть посторонний фактор.
Устойчивое выражение переходит во фразеологизмы тогда, когда устоится в речи настолько, что приобретёт собственное, присущее именно ему и независимое от посторонних обстоятельств значение. Примеры типичных фразеологизмов – «Будьте здоровы», «Добро пожаловать», «Как поживаете?», «Счастливого пути».
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог