Ты еще не составил завещание? Тогда распечатай его!
Каждому человеку, достигшему совершеннолетия, будь то мужчина или женщина, крайне важно составить завещание. В завещании не обязательно указывать большое количество имущества. В первую очередь завещание, должно содержать не распределение имущества, поскольку это и так расписано в Шариате, а наставление, призыв наследников и остальных родственников к соблюдению норм Ислама.
Также в хадисе повествуется, что тот, кто умер, не оставив завещания, в могиле бывает лишён речи, т. е., ему не позволяют разговаривать, он сам не посещает других покойных и они тоже не посещают его. Так говорится в книге «Хафани».
Многие люди не знают, что именно указать, о чём напомнить своим наследникам, поэтому, чтобы облегчить простым мусульманам это дело, мы составили образец завещания.
Вы можете распечатать эту страницу, записать туда свои данные и хранить его у себя дома.
Завещание
Я ________________________________________________, находясь в здравом
уме и рассудке, свидетельствую, что нет никого и ничего, которому следует поклоняться, кроме Единого Аллаха, и я так же свидетельствую, что Мухаммад сын Абдуллы, родившийся в Мекке и похороненный в Медине, Его раб и Посланник (мир ему и благословение).
В момент моего ухода из этого бренного мира в Вечный мир завещаю Вам:
В первую очередь прошу, чтобы в предсмертный час, когда я буду в состоянии агонии, ко мне, ни в коем случае, не заходили:
1) Женщины, одетые не по нормам Ислама.
2) Женщины без полного омовения.
3) Употребляющие табачные или алкогольные изделия.
Также, если я умру в месяце Рамадан, ни при каких обстоятельствах, кто бы ни желал и не требовал, не подавайте пришедшим людям еды в дневное время, когда мусульмане обязаны поститься.
Прочитайте или попросите прочитать за меня Коран. Пусть его прочтут те, кто умеет правильно читать, по всем правилам махраджа и таджвида.
Постарайтесь совершить «Искат» ещё до погребения моего тела. Прочитайте 70000 (семьдесят тысяч) зикр. Поспрашивайте у моих родственников и знакомых, горожан и сельчан, должен ли был я кому-либо, и, если найдутся такие, возместите им из оставленного мною имущества. Отправьте известие о моей смерти в семь мечетей для исполнения заукопойной молитвы («джаназа-намаза»). Не совершайте ничего, что не одобряется Шариатом: плач и т.д. не оставляйте бороды в знак траура по моей смерти. По согласию и решению исполнителей завещания используйте до третьей части моего состояния так, чтобы для меня было наибольшее вознаграждение. Купите Кораны и книги по исламским наукам и раздайте их в мечети и медресе.
Также я завещаю не увлекаться мирским, чтобы мирское не занимало все ваши помыслы. Всегда храните в сердце Аллаха, и никогда не забывайте о смерти, всегда различайте грань между дозволенным и запретным по шариату и живите так, чтобы Аллах был доволен вами. Вот это моё завещание.
Попросите прощения у всех жителей населенного пункта. Ведите себя благопристойно, крепче придерживайтесь за исламскую веру. Оставшееся после меня имущество разделите между наследниками так, как это указано в Шариате.
Не украшайте могилу, пусть на ней не будет ничего, кроме моих инициалов (Ф.И.О.) и даты рождения и смерти.
Чаще поминайте Всевышнего Аллаха, всегда обращайтесь к Нему с мольбой. Благословляйте нашего Пророка (мир ему и благословение), держитесь его истинных наследников – тарикатских шейхов. Прибегайте к искреннему покаянию в своих грехах. Настойчиво изучайте основы имана и Ислама и следуйте этим знаниям. Стремитесь к истинным, чистым знаниям, старайтесь, по возможности, всегда учиться и следуйте полученным знаниям.
По возможности, родные и близкие, постарайтесь почаще посещать мою могилу. Совершайте за меня, по мере возможности, пожертвования (садака).
Исполнители моего завещания:
Свидетели:
Завещание составлено: ___ «_____________» ______г. Подпись: ___________
Краткие положения, связанные с завещанием (аль-Уасыя)
Что такое завещание (аль-уасыя)?
Завещание – это то, что переходит после смерти человека к его наследникам, и распределяется определенным в шариате способом. И есть разница между добровольным даром и наследством, которое будет поделено после смерти владельца. См. «Кашаф аль-къана’» 4/335, “Хашия Ибн ‘Абидин” 6/648.
Важность завещания в Исламе
От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не дозволено мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не имея записанного завещания». А Ибн ‘Умар сказал: “Не прошла ночь с тех пор, как я услышал эти слова от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чтобы у меня не было готового завещания!” аль-Бухари 2738, Муслим 1/1239.
Самое важное завещание наследникам – это единобожие!
Виды завещания
Завещание бывает обязательное, желательное, порицаемое и запретное.
Обязательное и желательное завещание
Завещание является обязательным для родных, а также может стать обязательным в том случае, если на человеке есть долг, о котором не знает никто из людей, кроме него и того, у кого он занял деньги. Сообщается со слов Али ибн Абу Талиба, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Долг следует выплатить прежде, чем оставлять завещание» аль-Байхакъи. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3419.
Также завещание может быть как минимум желательным в том случае, чтобы человек предупредил родных не совершать в отношении него запретного после его смерти, и снял с себя тем самым ответственность перед Аллахом. Например, если мусульманин живет в среде невежественных мусульман или же неверных, то он должен оставить им завещание о том, чтобы после его смерти над ним не причитали, не совершали различных нововведений, связанных с обрядами похорон и т.п. Имам ан-Науауи говорил: “Весьма желательно, чтобы мусульманин завещал тем, кто его будет хоронить, чтобы во время похорон, они удалялись от всяких нововведений распространенных в данной местности”. См. “аль-Азкар” 174.
Порицаемое и запретное завещание
Запрещено в Исламе менять доли и части наследства в отношении родных, размер чего определил шариат! Также нельзя завещать неверному родственнику, будь это родители или дети, а также наследовать что-либо убийце завещателя, кем бы он ему не доводился.
Запрещается завещанием вредить кому-либо из наследников. И не будет греха, если в случае неправильно или греховно составленное завещание изменят наследники, ибо Всевышний Аллах говорит: «Если же кто-либо опасается, что завещатель поступит несправедливо или совершит грех, и установит мир между сторонами, то на нем не будет греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (аль-Бакъара 2: 182).
Даже если человек не завещал ничего перед смертью, его родные автоматически становятся наследниками его состояния, и нет нужды в том, чтобы завещатель распределял свое имуществе между наследниками, так как это распределил Аллах в Коране. От Абу Умамы сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах уже даровал должное каждому, кто имеет на это право, а поэтому не следует составлять завещание для наследника». Ахмад 5/267, Абу Дауд 3/114. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 6/87.
Т.е. нет нужды составлять завещание для наследников, ибо его распределил между ними сам Аллах в Коране.
Но человек имеет право завещать часть своего имущества так, как он пожелает, но не больше трети! Сообщается, что когда Са’д ибн Абу Уаккъас заболел, он сказал посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: “Поистине, болезнь уже довела меня до крайности. Я богат, а наследников у меня, кроме дочери нет, так не раздать ли мне две трети своего имущества?” Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет». Я спросил: “А половину?” Он сказал: «Нет». Я спросил: “А треть?” Он сказал: «Нет», а потом добавил: «Треть, но и трети будет много, ведь тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишенными средств и вынужденными просить» аль-Бухари 1295, Муслим 3/1250.
Завещать следует треть своего имущества, но не больше, а еще лучше завещать меньше чем треть, как об этом говорил Ибн ‘Аббас: “Я хотел бы, что бы люди перешли на четверть, ибо посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «и трети будет много»”. Ахмад 2029. Хадис достоверный.
Если завещатель оставляет что-либо постороннему человеку или выделяет долю наследства на благие цели, то эта доля не должна превышать одной трети от всего оставленного в наследство имущества. Если же завещание на вышеупомянутые цели превышает одну треть, то для вступления завещания в законную силу требуется согласие его законных наследников.
Если же человек завещал все свое имущество, то такое завещание является недействительным!
Как удостоверяется завещание?
Завещание завещателя вступает в силу при наличии двух праведных свидетелей или записи завещания.
В этом аяте довод на то, что в случае отсутствия свидетелей мусульман, свидетелями могут быть при составлении завещания и неверные. См. “Тафсир аль-Багъауи” 3/101.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не дозволено мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не имея записанного завещания» аль-Бухари 2738, Муслим 1/1239.
Выполнение завещания обязательно
Завещание, в котором нет ничего греховного и порицаемого необходимо выполнять, как например, если человек завещал что-то для кого-то, или же чтобы обряды похорон по нему провел кто-то определенный, то следует после смерти выполнить его завещание. Имам Ибн Къудама передал единогласное мнение сподвижников, что если человек завещал, чтобы молитву-джаназа над ним провел кто-то определенный, то это завещание следует выполнить. См. “аль-Мугъни” 3/406.
Завещание в Исламе
«…Предназначено для родителей и родных». На начальном этапе ниспослания положений Священного Корана касательно завещания было именно так, но затем волею Творца был ниспослан аят:
«Мужчинам [вне зависимости от возраста[1]] удел (определенная доля, часть) из того, что оставили [в наследство покойные] родители и близкие, и женщинам [вне зависимости от возраста] удел (определенная доля, часть) из того, что оставили [в наследство покойные] родители и близкие, [независимо от того] небольшое [наследство] или богатое. [Наследство является] уделом обязательным [то есть в обязательном порядке все делится на определенные Священным Писанием части и распределяется в зависимости от степени родства]» (Св. Коран, 4:7).
После этого аята были ниспосланы и другие, где четко пояснялось, в каких пропорциях между родными покойного распределяется его наследство. Завещание, которого, кстати, может и не быть, так как обязательным оно было до тех пор, пока не появились в кораническом тексте четкие пропорции раздела наследства, передается только тем, кто не имеет обязательной доли в имуществе покойного. Есть достоверный хадис, где сказано: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) закрепил за каждым [наследником] его часть [наследства]. Наследник [получающий свою долю в соответствии с Писанием] не имеет права на завещание»[2]. Богословы, комментируя хадис, говорят о допустимости этого только в случае общего согласия и разрешения со стороны всех остальных наследников. Также важно отметить, что размер завещанного имущества не может составлять более 1/3 наследства, о чем сказано в достоверном хадисе[3].
Мусульманские ученые единодушны во мнении, что человек до своей смерти может изменить написанное им ранее завещание. Одну треть своего имущества завещатель имеет право адресовать тому, кому пожелает, даже тем, кто не доводится ему родственником. Что же касается того, что больше 1/3, то этим завещатель имеет право распоряжаться лишь с согласия всех его наследников.
Позднее ниспосланные аяты, оговаривавшие доли наследников, установили лишь желательность завещания в случае, когда у человека есть намерение его написать. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Пусть не пройдет и двух ночей, как будет написано завещание, если человек имеет намерение завещать что-либо»[4]. Ибн ‘Умар дал практический комментарий к этому хадису: «После того как я услышал эти слова, если появлялось у меня намерение о завещании, то не проходило и ночи, как я это переводил в письменную форму»[5].
«Верующие, если вы в пути и наступило для вас предсмертное состояние [вы чувствуете, что вот-вот умрете], а собирались оставить завещание [или обозначить, кому принадлежит то ценное, что оказалось вместе с вами в пути], тогда пусть свидетелями этого явятся двое справедливых мужчин из числа мусульман или немусульман.
[По возвращении домой] их [свидетелей] пригласят для свидетельства после [третьей обязательной] молитвы-намаза [когда предположительно человек более сосредоточен, внимателен и ответственен]. И если есть у вас [возникнут] сомнения [в точности их слов], тогда пусть [свидетели] поклянутся Богом, сказав, что «мы не поступимся правдой за [мирскую] плату, даже если это коснется родственника [даже если от наших слов пострадает или выиграет наш родственник]. Мы не сокроем данное свидетельство пред Творцом, а если сделаем подобное, то превратимся в явных грешников [и потому заслужим жесткого наказания со стороны Господа]».
Если выяснится, что они совершили грех [сокрыли завещание, изменили его текст и т. п.], тогда другие двое из числа самых достойных [например, из числа родственников] покойного [лучше, если это будут его наследники] встанут на их место [в вопросе свидетельства перед судом, например] и клянутся Аллахом (Богом), что «наше свидетельство более верно (истинно), чем их. Если же мы перешли границы [солгали], тогда мы, воистину, злодеи (явные грешники) [за что заслуживаем Божьей кары]».
Это [возможность передачи права клятвы самым достойным, например, наследникам, когда есть очевидные сомнения в правдивости спутников, оказавшихся рядом с покойным в момент его смерти] в наибольшей мере способствует тому, чтобы свидетельство было правдивым; чтобы спутники покойного, зная, что их клятва может быть аннулирована, говорили так, как оно есть.
Будьте набожны и покорны [прислушивайтесь к необходимым для вас наставлениям]. Явных грешников Аллах (Бог, Господь) не наставит на верный путь. [Совершая грехи, вредя другим, человек в еще большей степени начинает теряться в себе и во всем том, что его окружает]» (Св. Коран, 5:106–108).
«Кто же подменит [изменит] завещание после того, как слышал его [например, был свидетелем], то [пусть знает, что велик] грех на тех, кто подменяет [изменяет] завещания. Воистину, Аллах (Бог, Господь) абсолютно все слышит и обо всем знает.
Кто же опасается ошибочных действий со стороны завещателя или греховного произвола и [постарается] исправить положение дел между завещателем и теми, кому он завещает (поможет им найти взаимопонимание, объяснит им, помирит их), то нет в этом греха [в том, что он проинформирует людей и поможет им сделать все правильно в рамках закона и справедливости]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ [пока человек жив, у него есть возможность раскаяться и исправиться, вернув то, что ему, например, не принадлежит, или передав тому, кому это должно было быть передано] и Всемилостив» (Св. Коран, 2:181, 182).
Насколько большой грех совершает мусульманин, пишущий завещание, содержание которого не соответствует правилам шариата, и то лицо, которое получает долю наследства не по мусульманским нормам?
Человек может при жизни заблаговременно побеспокоиться и распорядиться 1/3 частью наследства по своему усмотрению, то есть как он сам пожелает. Остальное распределяется в соответствии с четко установленными нормами, прописанными в Священном Коране. И это распределение обязательно пред Богом.
«Если у вас есть дети, если у вас есть жилье в совместном владении, если вы являетесь владельцем бизнеса, то у вас должно быть завещание. Иначе в будущем, когда встанет вопрос о наследовании, могут возникнуть конфликтные ситуации. Поэтому стоит составить завещание, даже если до выхода на пенсию вам еще далеко. И обязательно при этом пользуйтесь услугами хорошего адвоката»[6].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Несовершеннолетние получают свой удел из наследства покойного, но не имеют права распоряжаться этим, кроме как по достижении совершеннолетия.
[2] Св. х. Ибн Маджа. См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 295, хадис № 2713, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 110, хадис № 1758, «хасан».
[3] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 842, хадис № 2742; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 487.
[4] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 841, хадис № 2738; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 482, хадис № 7893, «сахих».
[5] См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 157, 158.
Что такое завещание по шариату
Добровольное пожертвование (садака) – это один из самых благих путей расходовать своё имущество. Хотя человек, покинув этот мир, практически теряет возможность совершать поклонение, Всевышний Аллах оставил для него возможность продолжать некоторые благие деяния. Одним из таких деяний для человека является завещание.
Завещание — это добровольное пожертвование, которое человек связывает со своей смертью и которое вступает в силу после его смерти.
Доводом к законности составления завещания является Коран, Сунна, практика сподвижников и единогласие мусульманских учёных (иджма‘).
В Коране на это указывают следующие аяты.
Всевышний Аллах говорит в священном Коране:
يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا شَهَادَةُ بَيْنِكُمْ إِذَا حَضَرَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ حِينَ الْوَصِيَّةِ اثْنَانِ ذَوَا عَدْلٍ مِنْكُمْ
Также Всевышний Аллах говорит:
كُتِبَ عَلَيْكُمْ إِذَا حَضَرَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ إِنْ تَرَكَ خَيْرًا الْوَصِيَّةُ لِلْوَالِدَيْنِ وَالْأَقْرَبِينَ بِالْمَعْرُوفِ حَقًّا عَلَى الْمُتَّقِينَ
В толковании этого аята Ибн Касир пишет: «В этом аяте содержится повеление составлять завещание в пользу родителей и других родственников. Это было обязательным до ниспослания аятов о наследстве, которые отменили закон об обязательном завещании. С тех пор наследники стали получать фиксированную долю и без завещания. Ни наследник, ни наследодатель не имеют права менять эту долю».
Из сунны Пророка ﷺ на это указывает следующее. Имам Муслим в своём сборнике хадисов приводит хадис от Абдуллаха Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах), согласно которому Посланник Аллаха ﷺ сказал:
ما حق امرئ مسلم له شيء يوصي فيه، يبيت ليلتين إلا ووصيته مكتوبة عنده
«Непозволительно мусульманину, у которого есть имущество, которое можно завещать, провести даже две ночи, не имея письменного завещания» (Бухари, Муслим, Абу Давуд, Тирмизи).
В комментариях к этому хадису Имам Ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет, что в этом хадисе есть побуждение составить завещание, и все мусульмане единогласны в том, что это повеление о составлении завещания. Однако Имам Навави пишет, что мнение шафиитского мазхаба и большинства учёных заключается в том, что это повеление указывает не на обязательность, а на желательность составления его.
Из практики сподвижников. Есть много примеров из практики сподвижников, когда они писали завещания своим близким и родственникам. Одно из них – то, что приводит Абдурразак в своём сборнике «Мусаннаф»:
От Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что сподвижники писали в начале своих завещаний:
بسم الله الرحمن الرحيم هذا ما أوصى به فلان: إنه يشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له وأن محمدا عبده ورسوله صلى الله عليه وسلم <وأن الساعة آتية لا ريب فيها وأن الله يبعث من في القبور>وأوصى من ترك من أهله أن يتقوا الله ويصلحوا ذات بينهم، ويطيعوا الله ورسوله إن كانوا مؤمنين وأوصاهم بما أوصى إبراهيم بنيه ويعقوب
Что касается единогласия учёных, то все мусульманские учёные со времён сподвижников сошлись во мнении на том, что разрешено составлять завещание, и не передаётся ни от одного из них запрет на это.
Однако стоит отметить, что милостыня (садака), выплаченная человеком при жизни, лучше, чем завещание, которое вступает в силу только после его смерти. Потому что милостыня, выплаченная при жизни, более указывает на искренность веры мусульманина, чем завещание. Следовательно, и награда за милостыню больше, чем за завещание.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
وَأَنْفِقُوا مِنْ مَا رَزَقْنَاكُمْ مِنْ قَبْلِ أَنْ يَأْتِيَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلَا أَخَّرْتَنِي إِلَى أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُنْ مِنَ الصَّالِحِينَ
В сборнике достоверных хадисов имама Аль-Бухари приводится хадис, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что лучшая милостыня – это та, которую человек отдал, будучи здоровым.
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Как-то раз один человек пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ и спросил: «О Посланник Аллаха, за какую милостыню полагается наилучшая награда?» Пророк ﷺ ответил: «За ту, которую ты подаёшь, будучи здоровым и скупым, надеешься прожить ещё и боишься бедности. И не откладывай милостыню до тех пор, пока душа твоя не подойдёт к горлу и не станешь ты говорить: этому столько, этому столько, тогда как всё это уже принадлежит им!«». (Бухари, 1419; Муслим, 1032).
Также Абдураззак приводит в своём сборнике «Мусаннаф» от Абу Дардаа (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مثل الذي يعتق عند الموت كمثل الذي يهدي إذا شبع
«Человек, который освобождает раба при смерти, подобен тому, кто преподносит подарки при сытости».
Мудрость предписания Всевышним завещания
Согласно правилам шариата, завещание должно было быть недействительным, так как это является распоряжением человека имуществом после своей смерти. А человек после смерти не имеет никакого права распоряжаться «своим» имуществом. Однако проявлением мудрости шариата является то, то Всевышний Аллах разрешил такое распорядительство и после смерти, учитывая пользу, которую получает от завещания сам завещатель, его родственники и всё общество.
Что касается пользы, которую получает завещатель – это вознаграждение, которое он получает за милостыню после смерти и за благое упоминание его имени.
Польза, которую получают его близкие за его завещание – это то, что те родственники, которые не имеют долю в его наследстве, не остаются без ничего, а получают долю из этого завещания.
А польза для общества – это то, что завещание расходуется на благотворительность: постройку мечетей, медресе, библиотек, больниц, облагораживание дорог и тому подобное.
Да одарит нас Аллах пониманием религии и приумножит наши благие деяния, совершённые при жизни и после смерти. Амин!
Мухаммад Мухаммадов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Завещание согласно шариату (васыйя)
Хвала Аллаху Господу миров, Его мы восхваляем и Его просим о помощи! Взываем к Нему о том, чтобы Он направил нас на прямой путь, и просим Его о прощении и прибегаем к Аллаху от зла наших душ и от вреда наших дел. Тот, кого собьет Аллах, того никто не направит, тот, кого поведет Аллах, того никто не собьет. Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха Единого, нет ему сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — его раб и посланник. А затем…
Что такое завещание (Васыйя)
Васыйя – это пожертвование имущества, которое переходит после смерти человека к тем, кому он завещает.
Доказательства дозволенности завещания
Завещание является дозволенным в Шариате, и доказательством этого являются тексты Корана, сунна Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), иджма (единогласное мнение ученных) и поступки праведных сподвижников.
Так же слова Аллаха:
«Таков расчет после вычета по завещанию, которое он завещал, или выплаты долга» (сура «Ан-Ниса», аят 11).
Так же слова Аллаха:
Сунна
Передается от Абдуллах ибн Умар (да будет доволен ими Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не подобает мусульманину, который владеет каким-либо имуществом, проводить более двух ночей, не имея при себе написанного завещания на это имущество» (Бухари, 2587).
Иджма
Единогласное мнение ученых и поступки сподвижников так же указывают на дозволенность завещания.
Приводит Абду Рразак с достоверным иснадом, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал, что сподвижники писали в своих завещаниях: «Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного, это то, что завещает такой-то сын такого-то, я свидетельствую, что нет достойного божества, кроме Аллаха, у которого нет сотоварищей и Мухаммад — его раб и посланник, и то, что Судный День наступит и нет в этом сомнения. И Всевышний Аллах воскресит тех, кто в могилах. Завещаю тем, кого оставляю после себя из своей семьи, чтобы боялись Аллаха и улучшали отношения между вами и подчинялись Аллаху и Его посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) если вы являетесь верующими». И завещали то, что завещал Ибрахим и Якуб (мир им)своим сыновьям: «О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами».
Садака при жизни лучше, чем завещание:
Правовое решение васыйя
Васыя может иметь и другие правовые решения.
Обязательность
Завещание становится обязательным, когда у человека есть долг перед Всевышним как закат или хадж, либо долг перед людьми, и он опасается, что если не укажет эти долги в завещании, то они окажутся невыплаченными.
Запретность
Запрещается делать завещание на то, что недозволенно Шариатом. Как, например, завещание на покупку спиртного или же на строительство развлекательных центров, которые пагубно влияют на общество. Все эти виды, вместе с тем, что они считаются запретными, также будут считаться недействительными и не подлежат исполнению.
Нежелательность
Нежелательно оставлять завещание тому, у кого мало имущества и у него имеются наследники, которые очень нуждаются в этом имуществе. Также нежелательным будет завещать имущество грешнику, если завещатель предполагает, что тот будет использовать это имущество в греховных целях.
Столпы васыйя:
У васыйя 4 столпа (завещатель, кому завещают, предмет (имущество), который завещают, форма завещания) и каждый из них имеет свои условия, которые мы подробно разберем.
1) Завещатель и его условия
Разум — является важным условием во взаимоотношениях между людьми, особенно когда дело касается добровольных пожертвований. Поэтому, будет недействительным завещание слабоумного, душевно больного или опьяненного (при условии, если его принудили принять опьяняющее).
Совершеннолетие, которое является условием для несения обязанностей религиозного характера и без которого будет недействительно завещание.
Свобода выбора. Поскольку завещание это добровольное пожертвование, то необходимым условием здесь будет согласие завещателя и не будет действительным составление завещания под принуждением.
Свобода от рабства. Завещатель должен быть свободным человеком, т.е. не рабом. Так как раб не является человеком, который может иметь свое имущество.
Исходя из вышеперечисленных условий завещание будет действительным от:
— неверующего;
— от человека, чье имущество арестовали по причине чрезмерной траты на бесполезные или запретные дела.
2) Кому завещают и его условия.
3) Предмет (имущество) который завещают и его условия
1 — чтобы Шариат не запрещал пользоваться этим имуществом. Нельзя завещать такие предметы, как например игральные карты, запретные музыкальные инструменты;
2 — чтобы возможно было передать его. Таким образом, если завещатель скажет « Завещаю право на возмездие (наказания)» или же «завещаю преимущественное право покупки такому-то», то завещание будет недействительным.
Примечание: основываясь на этих двух условиях, будет действительным завещание, если завещатель скажет «завещаю плоды, которые созреют», либо если скажет «завещаю одну из двух одежд»; так же дозволяется завещать нечистоты (наджас), если от него будет польза как, например, охотничья собака или спиртное по причине брожения, из которого можно получить уксус.
4) Форма завещания и ее условия
1 — чтобы форма завещания была ясной либо подразумеваемой. Ясной будет считается форма, если завещатель говорит «я завещаю для Зейда дом». Такое завещание будет приведено в исполнение после смерти завещателя без выяснения того, что он намеревался сделать (подразумевал) когда произносил эти слова. Форма будет считаться неясной в том случае, если завещатель скажет «моя книга — для Зейда», поэтому необходимо узнать что намеревался (подразумевал) под этими словами завещатель, чтобы завещание было исполнено.
2 — согласие того, кому завещают, после смерти завещателя.
Примечание: согласие требуется только в том случае, если было завещано определенному человеку.
Основываясь на этих двух условиях, будет действительным завещание, если тот, кому завещают, откажется от завещания при жизни и примет его после смерти. Так как отказ или принятия завещания устанавливается после смерти завещателя. Так же если тот, кому завещают, скончается раньше завещателя, то завещание аннулируется. Однако, если тот, кому завещают, скончается после завещателя, но при этом, не успев принять завещания, то такое завещание считается действительным и право на его принятие переходит к его наследникам.
Размер завещания
Отмена завещания
Отменить завещание завещатель может словами, которые указывают на это, как например: «я отказываюсь от своего завещания» или «я расторгаю свое завещание» и т.д.
Так же будет считаться отменой завещания трата завещанного имущества или продажа его или же благотворительные пожертвования из этого имущества.