Главная » Правописание слов » Замочик или замочек как пишется правило

Слово Замочик или замочек как пишется правило - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Как правильно пишется: замочек или замочик? Почему, какое правило?

В слове Замочек мы встречаем простой уменьшительный суффикс ЕК, который может также принимать форму ИК.

Эти суффиксы при письме часто путают между собой, хотя существует простое правило, которое регламентирует выбор гласной буквы в этих суффиксах. Если поставить существительное Замочек, или любое другое, в родительный падеж, то мы увидим, что гласная из суффикса выпала: нет замочка. Беглой может быть гласная Е, но гласная И беглой не бывает и не только в суффиксах. Отсюда вывод, раз гласная выпадает, то это гласная Е.

Это правило можно использовать для любых слов, в которых имеется подобные безударные суффиксы.

Здесь правило довольно простое: нужно поставить слово «замочек» в форму Родительском падежа. Для суффикса «-чик» в Род.п. буква «и» в суффиксе останется, например:

А если в Родительском падеже в суффиксе вообще нет гласных («-чк-«), то в Именительном падеже пишем «-чек»:

Вот такое нехитрое правило.

Посмотрите замечательный мультфильм «В стране невыученных уроков». Там прекрасно преподносится это правило, запоминаешь на всю жизнь.

На этот счёт есть правило: если в родительном форме падежа гласная отсутствует, то пишут «е», если остаётся на месте, то пишут «и».

Обязательно перед уходом проверь замочек.

Чтобы определить, какая гласная должна быть в слове, а конкретно в суффиксе слова, нам нужно сделать простое задание: просклонять это слово и посмотреть, как себя ведет эта гласная.

Мы можем наблюдать, что гласная в суффиксе исчезла.

В таком случае делаем вывод, что нужно писать Е, иначе, если бы гласная осталась на месте, писали бы И (как в слове кирпичИк).

Правильно: замочек.

Пример предложения со словом «замочек»: маленький навесной замочек весел на входной двери.

В данном случае нам нужно воспользоваться правилом для написания уменьшительно-ласкат­ ельных существительных, которые образовываются посредством добавления суффиксов «ек», «ик».

Так вот суть правила такова: если при постановке существительного в родительный падеж гласная «убегает», то пишем «е», а если гласная остаётся на месте, то напишем «и». В нашем случае нужно писать «замочек», так как в родительном падеже пишем «замочка».

Для того, чтобы проверить правописание суффиксов «ик», «ек» в слове, нужно поставить слово в форму родительного падежа.

В том случае, если гласная сохраняется, то пишется «ик», если мы «теряем» гласную, тогда «ек».

Данное слово является прилагательным, в предложении его можно написать по-разному, это зависит от строения предложения.

Можно применить следующее правило:

«Не» стоит писать с прилагательными слитно, если в предложении нет противопоставления (нет союза «а»), а к самому слову можно подобрать синонимы и заменить его ими.

Если в предложении противопоставление имеется, то «не» стоит писать отдельно. Если имеются слова, усиливающие отрицание, «не» с прилагательным также стоит писать раздельно. Примеры таких слов: «совсем не», «вовсе не», «никак не», «отнюдь не».

Настрой у него был совсем не благожелательный.

Отношение ко мне у Вас вовсе не благожелательное.

**Пример предложения со словом «невразумительный»:*­ * я только что прочла невразумительный комментарий.

Пример предложения со словами «не вразумительный»: это вовсе не вразумительный ответ.

Чтобы выяснить, нужна ли запятая в предложении «Вчера светило солнце_ и дул ветер», определим, что это сложное предложение, а именно, сложносочиненное. Оно состоит из двух грамматических основ «светило солнце», «дул ветер», соединенных сочинительным союзом и.

Вчера светило солнце_ и вчера дул ветер.

Если в сложносочиненном предложении имеется общий член предложения, общая частица, вводное слово или общая придаточная часть, запятая между простыми предложениями в составе сложносочиненного не ставится.

Приведу аналогичные примеры:

В мозгу людей миры летят_ и государства гибнут.

В такую бурю волк не рыщет_ и медведь не вылезает из берлоги.

По дороге загрохотала телега_ и громко зацокали копыта лошадей.

Правильно: сушить простынЮ.

Однако правильно произносить слово «простынЯ» не всегда просто. В этом существительном ударения во всех формах единственного и множественного числа падает НА ОКОНЧАНИЕ, за исключением И.-В. падежа мн. числа, например: свежие прОстыни, но: нет простынИ, постелю простынЮ, под простынЯми. (Просторечная форма ед. числа И.п. «прОстынь», вероятно, соотносится с формой мн. числа «прОстыни»). Такой тип ударения имеет, к примеру, существительное «слеза», которое можно использовать для проверки.

Особенности склонения слова простынЯ проявляются также в Р.п. мн.числа, в котором используются ДВЕ ФОРМЫ: простЫнь (с основным нулевым окончанием для существительных 1-ого склонения) и более употребительная форма простынЕЙ с вариантным окончанием ЕЙ.

Например: Комплект состоит из наволочек и двух простынЕй. «Ах, если саван мне обещан из двух простЫнь твоих, – войну я подниму средь адских трещин, я нападу на Сатану» (Н. Гумилев).

Это слово всегда пишется слитно и предложениях, чаще всего используется в качестве прилагательного.

Неудержимый поток воды хлынул через брешь в разрушенной плотине, сметая всё на своём пути.

То есть, приставка «не» является неотъемлемой частью слова «неудержимый».

Источник

Ключик. замочек. ик или ек?

Урок русского языка

3-й класс

Цели. Ознакомить с суффиксами -ек, -ик, со способом действия при выборе суффиксов -ек,
-ик
; повторить и закрепить знания о составе слова.

Оборудование. Учебник «Русский язык», 3-й класс, ч. 1 (авт. Л.М. Зеленина и др. М.: Просвещение, 2003); рисунки для словарной работы и выведения правила; карточки со словами; телевизор, видеомагнитофон, мультфильм «В стране невыученных уроков».

I. Организационный момент

II. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа. Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах. Внимание на доску:

– Вставьте недостающую букву, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Какое вы прочитали слово? В чем секрет чтения?

Дети. Это слово «яблоко». Оно читается против хода часовой стрелки.

У. Что такое яблоко?

Д. Яблоко – это плод дерева яблони.

У. О многообразии слова «яблоко» расскажет.

Рассказывает подготовленный ученик.

Д. Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы. Например, тело глаза – глазное яблоко; сердцевина в мишени для стрельбы в цель – яблочко («попасть в яблочко»); рукоятка меча – яблоко; кадык – адамово яблоко; символ императорской власти – державное яблоко.
Многообразие значений слова «яблоко» объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях XI века. Существует мнение, что слово «яблоко» в древнерусском языке означало «шар».

У. Найдите словарное слово «яблоко» в учебнике на с. 152, напишите его, поставьте ударение, подчеркните и запомните непроверяемую безударную гласную (яблоко).
Найдите среди записей на доске пословицу и фразеологические обороты.

1. Яблоку негде упасть
2. Яблоко раздора
3. Конь в яблоках
4. Как румяное яблочко
5. Яблоко от яблони недалеко падает

Так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами
Очень красивое
Это то, что приводит к ссоре
Тесно

Д. Пословица записана под номером 5, остальные словосочетания являются фразеологическими оборотами.

У. Объясните смысл пословицы.

Д. Так говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери.

У. Соедините стрелками фразеологизмы с объяснением их смысла.

Ученики по одному выходят к доске и выполняют задание.

– А теперь вспомните все, что мы сказали о яблоке, пофантазируйте и предложите картинки-ассоциации, которые нам помогут в запоминании правильного написания слова «яблоко».

Выслушиваются предложения детей. Учитель предлагает свои варианты.

– Посмотрите на картинки-помощницы и «сфотографируйте» их глазками на память.

Дети выполняют задание.

– Молодцы! Я думаю, что теперь вы не сделаете ошибку в слове «яблоко».

III. Сообщение темы урока

У. Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.

– Запишите эти слова.

– Какие корни в словах ключик, замочек?

У. Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем.

Д. -ик, -ек. В суффиксе -ик – безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный.

У. Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?

Д. В слове «ключик» – совпадает, а в слове «замочек» – расходится.

У. Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах -ек,
-ик?

Д. Гласные в суффиксах -ек, -ик надо проверять.

У. Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: «Правописание суффиксов
-ек,-ик«.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Чтобы «попасть в яблочко», то есть достигнуть цели урока, можно идти разными путями. Путь 1: взять готовое правило. Путь 2: самим изобрести это правило.
– Каким путем мы пойдем и почему?

Д. Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.

У. Хорошо. Итак, мы сами изобретаем правило.
Посмотрите внимательно на данный ряд существительных.

На доске в один ряд прикреплены карточки со словами:

– На какие две группы можно разделить эти слова?

Д. На существительные в единственном и множественном числе.

Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.

кузнеч. к
сыноч. к
мяч. к
ореш. к

кузнечики
сыночки
мячики
орешки

– Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? Для этого проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили?

Д. Я думаю, что если при изменении формы слова гласный и остается, то его и надо писать в суффиксе -ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать -ек.
Подтвердить наше научное предположение поможет мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной. «В стране невыученных уроков». Вспомните, как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек».

Д. Это было единственное правило, которое знал Витя. Если при склонении слова – изменении по падежам – гласный выпадает, то пишется
-ек
, а если не выпадает, пишется -ик.

У. Посмотрим фрагмент мультфильма.
У Вити было слово-помощник «нет»: замочек – (нет) замочка; ключик – (нет) ключика.

Учитель прикрепляет на доску рисунки 7–8.

– Прочитайте правило в учебнике на с. 154 и сравните с нашим выводом.

Дети читают текст упражнения 108.

Верно ли мы с вами сформулировали правило?

У. Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.

Читает подготовленный ученик.

Д. В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком – вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек. И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом -ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: платочекплаточкаплаточку.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление нового материала

У. Еще раз прочитайте внимательно правило в учебнике. «Свернем» его в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий.

Дети с учителем составляют алгоритм написания суффиксов -ек, -ик и записывают его на доске и в тетрадях.

Алгоритм правописания гласных в суффиксах -ек, -ик

У. Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 109.

Упражнение выполняется с комментированием.

VII. Итог урока

У. Доскажите слова по алгоритму.

Если при изменении формы слова существительного с суффиксом -ек гласный выпадает, то в суффиксе пишется.

У. В суффиксе -ик пишем букву и, если.

Д. При изменении формы слова гласный не выпадает.

У. Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов -ек, -ик.

Источник

Склонение по падежам слова Замочек в единственном и множественном числе

На этой странице можно просмотреть склонение слова «замочек» по падежам как в единственном, так и во множественном числе. Замочек слово, состоящее из 7 букв. Таблица склонения слова «замочек» по падежам приведена ниже. Через поиск вы можете найти другие нужные вам слова.

Множественное число

Вопрос Падеж Склонение
Кто, что? именительный замочки
Кого, чего? родительный замочков
Кому, чему? дательный замочкам
Кого, что? винительный замочки
Кем, чем? творительный замочками
О ком, о чём? предложный замочках

Единственное число

Вопрос Падеж Склонение
Кто, что? именительный замочек
Кого, чего? родительный замочка
Кому, чему? дательный замочку
Кого, что? винительный замочек
Кем, чем? творительный замочком
О ком, о чём? предложный замочке

Важно знать о склонении слов

Склонение имен числительных

Сложности в образовании форм числительных и их употреблении в речи связаны в основном с их изменением по падежам и сочетанием с существительными.

Основная часть числительных склоняется по третьему склонению.

Числительное тысяча изменяется, как существительное первого склонения.

Числительные сорок и сто имеют в косвенных падежах только одну форму – сорока, ста..

При склонении составных порядковых числительных изменяется только их последняя часть Собирательные числительные (двое, трое и т. д.) могут использоваться только с существительными мужского рода, существительными, обозначающими детёнышей животных или имеющими только форму множественного числа.

Сочетания составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, с существительными, не имеющими формы единственного числа, недопустимы. Возможны только сочетания типа двадцать одни сутки, двадцать пять суток.

Местоимение-числительное оба имеет две родовые формы: оба – мужской и средний род, обе – женский род. То же самое относится к числительному полтора.

Склонение прилагательных

Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имя прилагательное стоит в той же падежной форме, числе и роде что и имя существительное, от которого оно зависит.

В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам. Род у прилагательных множественного числа не определяется.

У прилагательных множественного числа род определить нельзя.

Склонение существительных

Изменение имён существительных по падежам характеризуется изменением их окончаний, которые называются падежными формами. Всего в русском языке существует шесть падежей, каждый из которых имеет свой вспомогательный вопрос.

Падежами выражаются различные роли существительного в предложении. В русском языке выделяется шесть падежей. Определить падеж существительного в предложении можно по вопросу.

Помимо основных вопросов, падеж существительного можно также узнать по вспомогательным вопросам, на которые отвечают обстоятельства.

Видеоурок по русскому языку «Как запомнить падежи. Наше всё!»

Источник

Ключом или ключём?

В русской письменной речи немало затруднений вызывают сомнительные гласные. Как правило, для того, чтобы проверить правописание такого слова, рекомендуется подобрать однокоренную лексему, где ударение будет стоять на спорной букве. Но не всегда это помогает – есть случаи, когда и под ударением гласная звучит неоднозначно. Как, например, в слове, которое мы разбираем сегодня. Разрешим вопрос: как правильно пишется, ключом или ключём?

Правописание слова

Согласно нормам орфографии современного русского языка, данное существительное в этом падеже пишется с окончанием «-Ом»: ключОм.

Это слово имеет множество значений и употребляется в различных сферах деятельности. Так, ключ – это:

Чтобы понять особенности этой орфограммы, необходимо произвести морфемный разбор слова.

Ударение падает на второй слог: «-Ом». Хотя буква О, кажется, находится в сильной позиции, однако она стоит после шипящей согласной Ч. Таким образом, особенности фонетики слова могут привести в недоумение: О или Ё пишется в этом слове?

Для этого спорного случая работает следующее правило:

Если же ударение падает на другой слог, в окончании такого слова пишется Е.

Итак, ключом — это неодушевленное нарицательное существительное мужского рода второго склонения единственного числа. В нашем случае оно стоит в творительном падеже и пишется с гласной О в окончании.

Примеры предложений

Ошибочное написание

Ошибочно писать рассматриваемое слово таким образом:

Синонимы

К данному существительному можно подобрать целый ряд синонимов, таких как:

Заключение

Как видно, даже «удобный» слог под ударением может вызывать сложности в письме. Зная соответствующую такому случаю орфограмму, выбрать правильный вариант написания не составит труда.

Источник

Слово «замок»: вариации постановки ударения, все 3 значения, грамматика

Вопрос постановки ударения в данном слове неоднозначный, так как лексема «замок» обозначает одновременно три слова. Причём в двух из них ударные позиции совпадают, но принадлежат они к различным частям речи и, соответственно, значения их совсем разные. В общем, правила постановки ударения для «замок» таковы:

Далее – подробнее о значениях слов, пишущихся как «замок».

«замо́к» – существительное: запор, затвор, захват

Слово «замо́к» с ударением на второй слог «-мок», на «о», употребляется в следующих значениях (см. также рис.):

Запорные замки́ различных систем, врезные, накладные и навесные

«Изобретатель транзистора Джеймс Бардин опоздал на вручение ему Нобелевской премии потому, что испортился транзисторный кодовый замо́к его гаража».

Частичные синонимы в данном значении «запор», «затвор».

«Скорую зачем вызывали? – Замо́к цепочки вцепился в кожу на шее и не отпускает, помогите, пожалуйста!»

В этом значении ещё синоним «замочек»; частичные «заколка», «запор», «затвор», «защипка»; специальные «аграф» (заколка в виде броши), «карабин» (застёжка без комплектной ответной части, цепляемая за трос, проволоку, петлю или проушину), «клипса» (защипка серьги, носимой без прокалывания мочки уха), «пряжка» (застёжка для пояса или ремня), «фибула» (разъёмная заколка, состоящая из булавки и кольцеобразного либо подковообразного седла для неё).

«Замо́к железобетонных плит перекрытия состоит из продольного гребня (зуба) на одной из длинных узких сторон плиты и соответствующей ему впадины (ложбины) на противоположной».

Замко́вые соединения в плотницком деле, строительстве и механике

Здесь синоним «ключ», а также специальные термины: «в зуб», «в ласточкин хвост», «в шип», и др. (поз. 1 – 3 на рис.). Частичный синоним « стык».

«Замо́к свода не только его ключевой несущий, но и важный декоративный элемент».

Здесь синоним «ключ»; другие синонимичные термины «замыкающий блок », «ключевой камень».

«Как мне подтянуть новую цепь на велосипеде? Подвижкой колеса не получается. – Найди на ней замо́к, расцепи его и убери лишние звенья».

Синоним также «ключ»; частичные «разъём», «стык».

«У вас найдётся оружейный замо́к на “Зубр” под английский ключ?»

Синоним «запор»; синонимичный термин «блокиратор спуска».

Замки́ – предохранительные устройства и старинные оружейные запальные

Цельная резиновая уключина – замо́к

«Разведка доносит, что их втрое больше нашего. – А мы возьмём их в замо́к вот здесь, в дефиле, и тогда им останется только отступить или полечь под нашим огнём».

«за́мок», существительное: капитальная постройка

Слово «за́мок» с ударением на «а» называет уже совсем иной предмет – прочное капитальное сооружение или комплекс строений, как правило, служащее (служащий) одновременно жильём и укреплённым пунктом. Употребляется в двух значениях (см. также рис.):

«Самурайский за́мок в Японии строился обычно без двора и окружающих его стен, но на высоком постаменте с крутыми откосами» (см. рис. справа).

Синоним «крепость»; частичные «особняк», «подворье».

«Павел Первый, ненавидевший свою бабку Екатерину Вторую, оставил Екатерининский дворец и переселился в специально выстроенный для него Инженерный за́мок».

Синоним «дворец»; другие частичные те же.

«замо́к» – глагол

Слово «замо́к» с ударением на «о» это также инфинитивный (безличный, неопределённый) непереходный глагол «замокнуть» 1-го спряжения совершенного вида в единственном числе прошедшего времени изъявительного наклонения 1-го, 2-го и 3-го лиц («я замо́к», «ты замо́к», «он замо́к»). Обозначает следующие действия:

«Что за несчастье! Вернулись из отпуска, глядь по квартире – а в ванной потолок замо́к!»; «Хороших огурцов в этом году не ждём: огород напрочь замо́к от дождей как раз, когда они цвели».

Частичные синонимы «вымок», «намок», «отмок», «раскис».

«Коврик уже достаточно замо́к, пора стирать».

Частичные синонимы «вымок», «намок», «откис».

Грамматика

«замок» – неодушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения в школьной традиции (I академического). Состоит из одного лишь корня. Используется в двух вариантах ударной позиции в зависимости от того, какой род предметов обозначает. Постановка ударения и разделение переносами за́-мок (строение, жилой и оборонительный комплекс) и за-мо́к (запорное устройство или прочный захват); в рукописях при нехватке места в строке допустимо переносить за́м-ок, но не зам-о́кневерно, увод ударного слога в нижнюю строку резко снижает внятность слова и читаемость всего абзаца с ним.

Падежные формы с ударением на «-мок»:

То же, с ударением на «за-»:

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Замочик или замочек как пишется правило, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Замочик или замочек как пишется правило", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Замочик или замочек как пишется правило:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *