Орфографическая проблема состоит в написании личного окончания глагола, в котором согласный [ш], как и в заданном вопросе (что делаешь?), звучит всегда твердо. В написании рассматриваемой возвратной формы глагола воспользуемся правилом орфографии:
Мягкий знак служит не для смягчения согласных, а для обозначения грамматических форм глаголов, например,
2. форм 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени
3. форм 2 лица единственного и множественного числа повелительного наклонения
Наличие постфикса -ся (-сь) в возвратных формах глаголов не влияет на написание морфологического мягкого знака. Понаблюдаем за написание форм 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени возвратных глаголов:
В этой студии ты занима́ешься игрой на гитаре?
Целый день занима́ешься решением этого вопроса, а все никак не получается.
Так ты занимаешься все тем же? (Лев Толстой. Анна Каренина).
Раз уж занимаешься работорговлей на африканском побережье, не рассчитывай на мирную и безболезненную кончину (Жюль Верн. Пятнадцатилетний капитан).
Твой отец говорит, что ты всю жизнь занимаешься нищенством (Марк Твен. Принц и нищий).
Инфинитивная (исходная, неопределённая, безличная) форма глагола «занимаешься» – «заниматься». Употребляется он в таких значениях:
Слово «заниматься» – несовершенный, непереходный, возвратный глагол 1-го спряжения. Согласно современной русской морфологии состоит из приставки «за-», корня «-ним-», суффикса «-а-», глагольного окончания «-ть-» и возвратного постфикса (послеокончания) «-ся». Альтернативный (старый) вариант деления: приставка «за-», корень «-н-», «суффикс несовершенства» «-им-», суффикс 1-го спряжения «-а-», глагольное окончание «-ть-», возвратное послеокончание «-ся».
Постановка ударения и разделение переносами за-ним-а́ть-ся. В рукописях при нехватке места в строке допустимо переносить зан-им-а́ть-ся.
Действительное причастие настоящего времени занима́ющийся; прошедшего занима́вшийся. Деепричастие настоящего времени занима́ясь; прошедшего времени занима́вшись. Будущее время образуется при помощи вспомогательного глагола «быть» в будущем времени, который и спрягается соответственно, а «заниматься» остаётся в инфинитиве: буду/будем/будешь/будете/будет/будут… занима́ться.
*) – в сослагательном наклонении и в повелительном 1-го и 3-го лиц малоупотребителен, большей частью заменяется совершенным «заняться»: «Ты бы занялся…»; «Нам нужно заняться…»; «Пусть займётся…». В формах повелительного наклонения « занима́ться» и « занима́ется/занима́ются» употребляется применительно к занятиям на/с вещественными предметами: «Вам пока нужно заниматься на шведской стенке, а с тяжестями погодите»; «Пусть побольше занимается с репетиторами – самостоятельно по учебникам ему хвосты не подтянуть».
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Данное слово является достаточно распространённым, но его правописание вызывает определённые сложности.
Давайте с этим разберёмся.
Существует три варианта правописания анализируемого слова:
Согласно орфографической норме русского языка правильным является первый вариант:
Почему мы пишем гласную “е” в окончании “-ешь-“?
Правило:
” Глаголы 1-го спряжения имеют личные окончания: “-у (-ю)”, “-ешь”, “-ет”, “-ем”, “-ете”, “-ут (-ют)””.
Как определить, что глагол 1-го спряжения?
Спряжение глагола можно определить по окончанию инфинитива.
К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями инфинитива: “-ать (-ять)”, “-еть”, “-уть”.
Глагол “занимаешься” в начальной форме имеет окончание “-ать” (что делать? – заниматься), следовательно он относится к первому спряжению.
С окончанием разобрались, теперь разберем, почему мы пишем мягкий знак.
Правило:
“В русском языке в глаголах, которые оканчиваются на шипящую согласную (ж, ш, ч, щ) всегда пишется мягкий знак на конце слова”. Также мягкий знак нужно писать после шипящих перед постфиксами “-те” и “-ся”.
В нашем случае в глаголе “занимаешься” перед постфиксом “-ся” стоит окончание, которое на конце имеет шипящую букву “ш”, а значит мы пишем мягкий знак, руководствуясь правилом выше.
Примеры для закрепления:
Начнем с мягкого знака:
в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Каковы ваши истинные стремления в данный промежуток времени? Не так-то просто это понять. Способов для «разборок с собой» существует немало. Мы предлагаем простой экспресс-тест, который поможет определиться, что для вас сейчас в приоритете и чему следует уделить время.
Поставьте таймер на 10-15 минут и, не задумываясь, письменно ответьте на следующие вопросы:
Чего вы хотите и (или) к чему стремитесь? Почему это для вас важно? Не выдавливайте из себя какие-то глобальные цели, задачи, если их нет. Пишите, как есть
Например, «сейчас ничего не хочется, я стремлюсь к покою, потому что устала».
Как можно этого достичь? Здесь следует прописать три самых простых конкретных шага, которые позволят удовлетворить ваше стремление. В случае с нашим примером подумайте, что может принести вам покой? Возможно это массаж, поездка на природу, один день наедине с собой, книгой или интересным сериалом.
Что вам может помешать реализовать задуманное? Выпишите, как вы будете с этим справляться. Отдадите ребенка на попечение бабушки, выключите на некоторое время телефон, возьмете отгул на работе.
Что произойдет, когда ваша цель будет достигнута? Определитесь как минимум с тремя измеримыми критериями. В случае с отдыхом, например, вы сможете избавиться от мешков под глазами и улучшить цвет лица, доделать какое-то важное дело, на которое ранее не хватало сил, сможете активнее проводить время с ребенком.
Этот мини-тест может стать своеобразным компасом, который поможет вам определять вектор вашей жизни в конкретный временной период. В какой-то момент важным для вас будет отдых, а чуть позже на первый план выйдет хобби, работа, эмоциональное состояние… Таким образом вы всегда будете инвестировать в свою жизнь с пользой и получать результат.
, про время (трындельное). Навеяно, как водится :). 1. Ну почему времени всегда не хватает на всё, на что оно нужно
Им всем нужно уделять внимание, иначе процесс встаёт. Но одновременно не получается
Дело в том, что у меня нет времени, поддержки нет, сама вожу в школу, еду на работу 1 час, потом с работы 1 час, забираю дочь из продленки, ужин, душ, чтение книг и спать
Сейчас в отпуске, уделяю внимание немного себе. Я не одна такая )) 14.03.2019 20:10:24, Автор темы
а смысл в чем — в нездорового вкладываться на 99% ( времени и денег), задвинув здорового? Если это не о срочной операции и т.п. И если не в коня корм и толку все равно мало? Без ног бегуном не станет, без способностей — академиком.
Всё было терпимо, хотя денег всегда не хватало. С мужчинами не получалось, хотя попытки вы почему такие злые, человек же сказал, что она считает себя забитой и социофобной, она ждет Нужно менять в корне принципы в жизни. Если всю жизнь прожила с потребительским…
Любить, целовать, разговаривать, «проводить время с пользой» — т.е. можно обсуждать какие-то жизненные вопросы в машине/магазине и т.д. Если можно Может быть, младшему ребенку Вы в его 10 лет сможете уделять больше времени. Правда, его 4 уже пройдут, как и 10 старшего.
Я пыталась строить себе режим дня, писала, сколько какое действие занимает по времени и что я хочу сделать вообще. Как перестать откладывать дела на потом. Пусть сходит, если ему интересны какие-то предметы. только лучше не распыляться ( начиная с муниципального тура).
Я тоже в нормальном понимании не особая карьеристка, хотя и повышение в должности и зарплаты всегда очень приятно и вроде и не так маловажно. Но люблю и порядок дома, и чтобы всё готово и чтобы ребёнку вроде как уделить время
Конечно тяжеловато уделить лишний…
мотивации заняться собой. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом.
Чем заняться, чтобы отвлечься. — посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Надо не дать себе расслабиться и жалеть себя и надоедать другим. Вот только ума не приложу во что погрузиться!
Кому больше уделять внимания? У меня скоро, с Б-жей помощью, будет воторой ребенок. Старшему будет тогда 2.5 года. Сейчас все больше и больше говорят о том, чтобы мама «не разлучалась» с грудничком и даже таскала его все время на себе.
будущ. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | займу́сь | заня́лся́заняла́сь | — |
Ты | займёшься | заня́лся́заняла́сь | займи́сь |
ОнОнаОно | займётся | заня́лся́заняла́сьзаняло́сь | — |
Мы | займёмся | заняли́сь | займёмся займёмтесь |
Вы | займётесь | заняли́сь | займи́тесь |
Они | займу́тся | заняли́сь | — |
Пр. действ. прош. | заня́вшийся | ||
Деепр. прош. | заня́вшись |
Глагол, совершенный вид, непереходный, возвратный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 14b/b^. Соответствующий глагол несовершенного вида — заниматься.
Корень: -заня-; глагольное окончание: -ть; постфикс: -ся [].
чем. начать что-то делать, приступить к чему-то ◆ На это садовник ответил, что пришёл узнать, чем ему заняться на следующей неделе. В. Н. Комаров, «Тайны пространства и времени», 1995–2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. )
направить своё внимание на кого-либо, что-либо; проявить интерес к кому-либо, чему-либо ◆ Не знаю, анализировал ли ты себя, следил ли за странным переворотом, который совершился в тебе, или тебе было лень заняться собою и ты к себе охладел, как и к другим? М. В. Авдеев, «Тамарин», 1851 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см
с кем-чем. разг. помочь кому-либо в учёбе, освоении чего-то ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
страд. к занять ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
заним а́ ться
уроки, дело, занятие, спорт, делать
практиковаться, практиковать, упражняться, обучаться, обучать
Чернышевский Н. Г., Что делать?, 1863
Гиляровский В. А., Москва газетная, 1935
Достоевский Ф. М., Униженные и оскорблённые, 1861
человек занимается, занималось утро, день занимался, заняться делом, заниматься своими делами, заняться работой.
будущ. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | займу́сь | заня́лся́заняла́сь | — |
Ты | займёшься | заня́лся́заняла́сь | займи́сь |
ОнОнаОно | займётся | заня́лся́заняла́сьзаняло́сь | — |
Мы | займёмся | заняли́сь | займёмся займёмтесь |
Вы | займётесь | заняли́сь | займи́тесь |
Они | займу́тся | заняли́сь | — |
Пр. действ. прош. | заня́вшийся | ||
Деепр. прош. | заня́вшись |
Глагол, совершенный вид, непереходный, возвратный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 14b/b^. Соответствующий глагол несовершенного вида — заниматься.
Корень: -заня-; глагольное окончание: -ть; постфикс: -ся.
в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Заняться или занятся как правильно пишется, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Заняться или занятся как правильно пишется", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.