Как правильно подготовить доклад
Рассказываем, как лучше спланировать подготовку, чтобы не сидеть допоздна накануне сдачи 🙂
В школе много внимания уделяется проектной деятельности: подготовке докладов, презентаций, рефератов на изучаемую тему. Это требование ФГОС, связанное с необходимостью развивать у школьников навыки исследовательской деятельности и критического мышления. Рассказываем, как подготовить проект по любому предмету на «отлично».
Выбор формы
Прежде чем приступать к делу, определитесь с формой вашей работы. Доклад можно сделать в форме реферата, а можно — в виде презентации. Реферат — это подробная письменная работа, которая выполняется и оформляется по определённым правилам и требует достаточно глубокого раскрытия темы. Презентация — сообщение по теме с использованием изображений (слайдов) и небольшого количества текстовой информации. Уточните, можно ли вам выбрать форму доклада самостоятельно или она уже определена педагогом. Форма доклада будет иметь значение при подготовке. Например, для презентации нужно будет подобрать изображения, а реферат потребуется правильно оформить.
Планирование
Не откладывайте написание доклада на последний день. Лучше всего составить график подготовки с учётом сроков. Если до сдачи доклада остался месяц или больше, возникает соблазн потянуть время и приступить попозже. Не поддавайтесь искушению. Чем раньше вы начнёте работать над материалом, тем более качественной получится работа.
Для составления графика используйте технику планирования «Линия времени». Нарисуйте прямую линию и поставьте на ней контрольные точки-даты, к которым необходимо выполнить ту или иную часть работы. Например, начальная точка — 1 ноября, конечная точка — день сдачи доклада, 1 декабря. Тогда ключевыми точками будут:
7 ноября — написать план доклада и согласовать его с педагогом;
15 ноября — закончить собирать материал;
22 ноября — подготовить черновик и показать учителю;
25 ноября — завершить оформление доклада.
Если доклад содержит практическую часть, например, описание самостоятельно проведённого эксперимента или исследования, это исследование также нужно спланировать заранее и расписать на линии времени. Сроки в этом случае напрямую зависят от сути эксперимента. Если нужно вырастить растение из семян для доклада по биологии, заранее узнайте, сколько времени на это понадобится и учтите эти данные при составлении плана.
Структура
Прежде чем начать собирать материал, продумайте структуру будущей работы — из каких частей — глав, параграфов, пунктов — она будет состоять, и составьте подробный план доклада. Если этого не сделать, есть риск утонуть в обилии информации и потерять много времени на отсеивание лишних данных. Готовый план поможет эффективнее и быстрее собрать материал. Однако не воспринимайте его как догму — часто план требует изменений и улучшений в процессе подготовки, и бояться этого не нужно.
Погружение в тему
Доклад получится интересным и глубоким, если по-настоящему вникнуть в тему, тщательно в ней разобраться. Несколько советов для максимального погружения:
Выбирайте тему, которая вам нравится
Если же такой возможности нет, обязательно постарайтесь пробудить интерес к заданной теме. Подумайте, чем она вам близка или полезна, как связана с вашей жизнью и вашими актуальными увлечениями.
Создайте вокруг себя информационное поле, связанное с темой доклада
Смотрите художественные и документальные фильмы, читайте книги по теме — не обязательно научные, можно взять и художественные, если их сюжет близок теме доклада. Смотрите занимательные видеоуроки и лекции в интернете.
Свяжите тему доклада с жизнью
Рассматривайте предметы и явления окружающей действительности через призму вашего доклада. Если это биология — наблюдайте за животными и растениями, если физика — ищите вокруг примеры физических явлений, если история — следите за новостями и проводите аналогии с современностью.
Сбор материала
Прежде чем приступить к изучению материала, определитесь с источниками информации.
Интернет. Обязательно оценивайте материалы в сети на достоверность: обращайте внимание, кем написана статья, из какой книги или учебника взяты отрывки или приведены цитаты. Аудио- и видеоролики лучше смотреть на образовательных порталах, каналах и лекториях. Не злоупотребляйте «Википедией» — данные в её статьях не всегда достоверны, однако их можно использовать для составления предварительного плана и поиска источников. Используйте факты и цитаты из «Википедии», подтверждённые ссылками на источники.
Учебники и другая учебная литература (пособия, хрестоматии). Список рекомендуемых учебников и пособий уточняйте у преподавателя. Учебники можно приобрести в магазине, но лучше взять в библиотеке или найти в сети в электронном виде.
Энциклопедии и словари. Из них удобно брать определения, термины, имена, даты, формулы и другую справочную информацию.
Лайфхаки для сбора материала:
Помощь со стороны
Не стесняйтесь обращаться за помощью к педагогу или родителям. С ними можно обсудить тему доклада, узнать их мнение и отношение к вопросу, посоветоваться, какими источниками пользоваться и в каком ракурсе подать тему. Покажите им черновой вариант проекта и учтите замечания, исправьте ошибки.
Если учитель поручил доклад не только вам одному, а команде из нескольких одноклассников, обязательно обсудите между собой порядок работы, определите зоны ответственности каждого и периодически собирайтесь для обсуждения, как идёт работа над докладом.
Что нужно запомнить:
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Чек-лист по написанию реферата за несколько часов (в максимально короткие сроки)
Написанием рефератов занимаются как школьники, так и студенты, аспиранты и ученые, имеющие определенную репутацию в научных кругах. Сама по себе процедура выполнения этого проекта несложная: главное – разобраться в теме и грамотно систематизировать найденный материал.
Написанием рефератов занимаются как школьники, так и студенты, аспиранты и ученые, имеющие определенную репутацию в научных кругах. Сама по себе процедура выполнения этого проекта несложная: главное – разобраться в теме и грамотно систематизировать найденный материал.
Реферат представляет собой «пересказ» других источников информации. Это единственная студенческая работа, которая не подлежит проверке на плагиат. Притом ее выполнение зачастую не требует соблюдения жестких требований ГОСТ.
Именно написание и защита реферата позволяет учащемуся заработать дополнительные баллы, углубить собственные познания в рамках конкретной темы. Несмотря на относительную простоту выполнения, процедура создания этого проекта может занять от одного дня до нескольких недель. Сегодня специалисты Дисхелп расскажут, как быстро и качественно написать реферат, потратив на него несколько часов.
Инструкция по выполнению реферата
Этап №1. Выбор и утверждение темы.
Как правило, преподаватель предлагает детальнее изучить пройденную или еще неизученную тему. Здесь важно выбрать интересную тему с достаточным объемом информации для размышления.
В большинстве случаев по всем темам имеется немало открытых информационных ресурсов, поэтому серьезных проблем в дальнейшем не возникнет. Более того, преподаватель может предостеречь студента от сложной и непосильной для него темы (исходя из его текущей успеваемости и способностей).
Правила написания рефератов
Этап №2. План реферата.
Далее необходимо продумать, как и о чем, в какой последовательности автор будет излагать свои мысли. Для этого необходимо определить цель и задачи, разработать (и по возможности утвердить) план работы.
Здесь целесообразно определить основные определения и термины, которые будут освещаться в материале, хронологию событий и последовательность действий.
Этап №3. Поиск и обработка информации.
Здесь целесообразно собрать несколько проверенных и надежных первоисточника, изучить их, а затем грамотно скомпоновать данные. В среднем для выполнения качественного реферата достаточно 3-5 первоисточника. При необходимости можно «разбавить» сведения дополнительными данными, использовав около 3-10 ресурсов.
Этап №4. Систематизация данных.
Систематизация материалов представляет собой процесс тотальной обработки всех найденных источников. Здесь важно не просто выбрать наиболее важные и значимые сведения, упорядочить их, но и сделать текст реферата читабельным, понятным. Главное – просто и ясно, поэтапно раскрыть тему исследования.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этап №5. Оформление.
Еще на этапе разработки плана проекта необходимо учитывать действующие стандарты, затрагивающие оформление текста графических материалов первоисточников, титульного листа и пр.
Несмотря на лояльность преподавателей по отношению к реферату, лучше всего следовать ГОСТам. Средний объем реферата достигает 15-30 страниц печатного текста. Здесь необходимо помечать первоисточники информации в ссылках/сносках и списке использованной литературы. Громоздкие графические и табличные материалы выносят в раздел «Приложения».
Как оформить реферат?
Текст работы располагают по ширине страницы и набирают шрифтом Times New Roman, размер шрифта 12-14. Межстрочный интервал – 1,5. Поля — стандартные, но в некоторых случаях допускается небольшое смещение на усмотрение студента ил ВУЗа.
Обязательным требованием к реферату является структурированность, логичность и последовательность мыслей автора.
Как ускорить процесс написания реферата?
Вариант №1. Компонуем готовые работы.
Самый простой, быстрый и эффективный способ написания реферата за короткое время (вплоть до 30-60 минут) является умелое сочетание нескольких готовых проектов по выбранной теме. Главное, выбрать из них самое полезное и важное, а затем разбавить или дополнить материал собственными мыслями или конкретными фактами, сделать получившийся текст читабельным и понятным.
Важно учесть, что «голое копирование» недопустимо, даже несмотря на то, что реферат не подлежит проверке на плагиат. Студент должен научиться не просто находить информацию, но и тщательно ее перерабатывать осмысливать.
Вариант №2. Упрощаем поисковый процесс.
Тема исследования может быть витиеватой или запутанной, слишком длинной. Это может усложнить поиск информации. Запрос пользователя может оказаться слишком сложным для поисковой системы. Поэтому необходимо выделить суть реферата, ключевое понятие или несколько ключевых слов, максимально сократить или упростить формулировку темы исследования.
Советы по написанию реферата
Вариант №3. Используем несколько достоверных источников.
Реферат пишется по конкретной дисциплине. Для изучения темы достаточно скачать несколько учебных и научных работ по теме, тщательно их изучить и переработать. Используйте конкретные факты, точные и достоверные сведения. Сопоставляйте материалы между собой и включайте в проект только проверенные данные.
Вариант №4. Учитываем оформление изначально.
Чтобы упростить процесс написания и структурирования реферата, необходимо сначала ознакомиться с методическими рекомендациями и советами научного руководителя, куратора. Данный процесс в значительной степени облегчит работу автора: в методичке описывается примерная структура реферата с описанием (что и где целесообразно отразить), а соблюдение «оформительских параметров» позволит сразу же достичь нужного объема проекта, учесть и оформить первоисточники и пр.
Не менее важно правильно написать введение и заключение. Во введении нужно отметить цель, задачи исследования, методы, которые автор применил в ходе написания проекта. Также следует отметить, какую работу проделал студент: какие труды изучил (основные источники информации), какие понятия рассмотрел несколько они актуальны в настоящее время и пр.). В заключении целесообразно подвести итог «научного расследования»: что студент узнал, ключевые термины и ход исследования, главный вывод по теме. Указанные разделы нужно создавать в последнюю очередь, после написания основной части.
Вариант №5. Обращаемся за помощью к квалифицированным специалистам.
В значительной степени облегчить процесс формирования реферата могут квалифицированные специалисты. Им можно поручить поиск информационных источников по конкретной теме, выполнение проекта «под ключ», оформление работы, повышение уникальности текста и многое другое.
Главное, не стоит доверять первому встречному автору, вносить полную сумму за его услуги. Убедитесь, что перед Вами настоящий специалист: квалифицированный и компетентный, надежный и ответственный. Найти такого автора можно в образовательном центре Дисхелп.
Рекомендации экспертов по быстрому и качественному написанию реферата
Для начала соберите несколько источников информации, которые подробно и глубоко исследуют выбранную тему, тщательно изучите их и выделите ключевые моменты. Затем посмотрите готовые работы по изучаемому вопросу, наметьте собственную стратегию, тактику и с учетом полученных знаний попробуйте создать план работы, пометив в нем ключевые аспекты: что и где будет раскрываться, какие термины и медики, особенности рассматриваться и пр.
Несмотря на то, что образовательные заведения не проверяют рефераты на плагиат, никто не снимает с автора ответственность за правильное оформление первоисточников и всех заимствованных материалов. Притом в некоторых СУЗах и ВУЗах все же требуют, чтобы как минимум 30-50% работы было уникальным, самостоятельно выполненным студентом.
Реферат не требует изложения и обоснования собственной позиции исполнителя. Это в значительной степени упрощает процесс создания реферата: достаточно кратко и емко «пересказать» найденные материалы и сделать грамотный вывод по изученному.
Правила написания качественного реферата
Избегайте в тексте просторечных, эмоционально окрашенных слов в тексте. Реферат – это простейшая работа студента, аспиранта или ученого. Несмотря на это он выполняется строго в научном стиле.
Не откладывайте создание проекта на последний день или момент. Чтобы получить качественный и полезный материал, необходимо хорошо потрудиться: разобраться во всех нюансах, выделить ключевые моменты, грамотно их интерпретировать. Для этого может потребоваться ни один день. Если же студент все же не смог расставить приоритеты и приступить к выполнению заблаговременно, то придется «затянуть пояса», стиснуть зубы и копотливо посидеть над материалом. Читайте, вникайте и сразу же помечайте пригодные для проекта фрагменты. Далее останется лишь грамотно их упорядочить и связать, оформить.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Как сделать хороший короткий доклад
Конец мая и начало июня — традиционное время защиты дипломов в вузах. Помимо самой выпускной работы, студентам нужно подготовить короткое (на 7–10 минут) выступление перед экзаменационной комиссией, а также сделать презентацию. И зачастую для студента подготовить нормальный доклад/презентацию — чуть ли не более сложная вещь, чем написать сам диплом. При этом часто оказывается, что чем содержательнее и интереснее работа, тем сложнее бывает сделать по ней качественное выступление/презентацию. В этой статье мы предлагаем наш взгляд на то, как решать эту проблему.
Мы в Питерской Вышке традиционно тратим апрель-май на то, чтобы отработать со студентами выпускных курсов их выступления на защите (а шесть предыдущих месяцев — на то, чтобы заслушать полные доклады). И мы уже как-то смирились с тем, что, несмотря на очень высокий уровень наших студентов, мало кому из них удается пройти репетицию с первого раза. Как правило, нам приходится по 2–3 раза переслушивать доклады, править презентации, добавлять/изменять/корректировать подачу материала прежде, чем признать презентацию годной и выпустить с ней студента на защиту. Ну и конечно же, из года в год нам приходится объяснять студентам одни и те же базовые принципы построения доклада, организации презентации и пр. Данная статья — некоторая попытка изложить в письменном виде все основные моменты, которые мы традиционно объясняем студентам, выходящим на защиту. И мы будем рады, если те соображения, которые мы здесь изложим, окажутся полезными не только нашим, но и всем остальным студентам — читателям Хабра, выходящим в этом году на защиты своих дипломов, а также всем тем, кому по работе приходится готовить короткие презентации по результатам своей текущей работы.
Примечание: дальнейшие иллюстрации взяты из презентации к дипломной работе студента 1-го года обучения нашей магистратуры “Программирование и анализ данных”, выпускника бакалаврской программы “Прикладная математика и информатика” Егора Богомолова.
1. Прежде всего, формат 7–10-минутного выступления существенным образом ограничивает количество слайдов в презентации. Опыт подсказывает, что в ней должно быть не более 12–15 слайдов. Почему? Если мы возьмем 7-минутный доклад и поделим 7 на количество слайдов, то в среднем на слайд у нас получится около 30 секунд. 30 секунд — это достаточно небольшой промежуток времени, что-то содержательное за это время сказать тяжело. Если же количество слайдов становится больше, то либо доклад превращается в пулеметную очередь и никто ничего не успевает понять, либо докладчик гарантированно не укладывается в отведенное для него время. Исходя из этого, давайте зафиксируем количество слайдов (12–15) и поймем, что на них должно быть.
2. С первым слайдом все более-менее понятно: на нем указывается название доклада, автор, научный руководитель, организация. Желательно также отметить город и год. Единственный тонкий момент: хочется, чтобы размещенная на первом слайде информация была нормально оформлена. Данный слайд задает стиль всей презентации: стиль и размер штифта, цвета, которые будут использоваться далее. Например, мы рекомендуем использовать синий и белый цвет — корпоративные цвета Вышки.
Сразу скажу о стиле оставшихся слайдов. На каждом из них желательно делать и верхний, и нижний колонтитулы. В верхнем желательно указать название блока презентации (о блоках скажем чуть ниже), в нижнем — еще раз фамилию докладчика, краткое название доклада, и, важно, номер слайда в формате x/y, где x — номер текущего слайда, y — общее количество слайдов. Зачем это делается? Слушателям, как правило, хочется понимать, в какой точке доклада они находятся и сколько еще слайдов впереди. Если этой информации нет, то либо создается впечатление, что доклад может длиться бесконечно, либо что он может кончиться в любой момент. Это раздражает.
3. Теперь перейдем к содержанию слайдов. Весь доклад условно можно поделить на две части: вводная часть (до формулировки цели и задач работы) и содержательная часть (после цели и задач). Важно: в хорошем докладе вводная часть занимает примерно половину (!) всей презентации, и вот почему. Если докладчик не сделает нормальное введение, не добьется того, чтобы всем присутствующим стали предельно понятны тема работы, постановка задачи и пр., то содержательную часть никто слушать уже не будет — слушатели просто не будут понимать, о чем же в докладе идет речь. Поэтому 50 % успеха — это грамотно построенная вводная часть.
Важно: с нашей точки зрения, вводная часть обязана состоять из трех блоков. Первый блок — постановка задачи, в нем докладчик рассказывает, в чем состоит задача, к какой предметной области она относится, вводит основные понятия и определения, указывает, почему решение этой задачи важно. И этот блок, за редким исключением, не забывают включить в свой доклад все. Однако не все, увы, умеют правильно ее рассказывать. Типичное заблуждение докладчика — что об этой задаче слушателям известно почти все, за исключением мелких деталей. И вместо того чтобы на пальцах объяснить, в чем же его задача состоит, докладчик начинает свободно использовать термины, определения и факты, известные, как правило, только ему и узкой группе его коллег, никак их не объясняя.
Я могу сказать довольно крамольную вещь, но постановка задачи должна в какой-то степени быть похожей на ответ родителям/друзьям/знакомым в баре на вопрос “А чем ты там у себя в вузе/на работе занимаешься?” И вряд ли, сидя в баре или на кухне с родителями, вы будете сыпать незнакомыми терминами и строить из себя крутого специалиста. Скорее всего вы попытаетесь на пальцах объяснить хотя бы предметную область, в которой вы проводите исследования. И как правило, сидя в баре/на кухне, вам это удается сделать, а вот во время доклада — почему-то нет. Вы должны понимать: чем проще, яснее и понятнее вы расскажете о своей предметной области, тем большее количество народа дослушает ваш доклад до конца.
Перейдем ко второму блоку — обзору имеющихся в данной области результатов. С ним у большей части докладчиков просто беда. Почему-то считается, что его смело можно выкидывать, особенно в случае коротких докладов. Между тем, это — колоссальное заблуждение, этот блок категорически необходим. Если его в докладе нет, то это, как правило, означает два варианта.
Первый вариант — докладчик просто не понимает, что, помимо него, существуют сотни, а то и тысячи исследователей, работающих и получающих результаты в данной области. Как следствие, высока вероятность того, что все, о чем докладчик собирается говорить, уже кем-то где-то давным-давно сделано, а он лишь переизобретает велосипед.
Второй вариант — что задача настолько неинтересная и никому не нужная, что ею никто не занимается. Следовательно, актуальность данной задачи близка к нулю и слушать эту работу также смысла не имеет. Это, конечно же, крайние случаи, есть и промежуточные. Например, пара ссылок на работы 1994 года. И если это все — то снова беда, смотри рассмотренные выше два варианта.
Уважаемые коллеги, без обзора результатов других исследователей вся ваша работа не имеет совершенно никакого смысла! В ней вы должны убедить слушателей, что вы в курсе всех последних исследований в данной области, полностью владеете материалом, знаете, кто, что и когда сделал за последние 4–5 лет. Если этого нет, дальше доклад можно не слушать.
Казалось бы, на обзоре литературы можно заканчивать вводную часть и переходить к формулировке цели и задач исследования. Собственно, большинство неопытных докладчиков так и пытаются поступать. А это очень грубая ошибка: в любой презентации обязательно должна быть еще один крайне важный блок, а именно, блок под условным названием “Большое НО”. В этом блоке вы должны говорить примерно следующее: да, в моей области (смотри обязательную 1-ю часть) много чего уже сделано (смотри обязательную 2-ю часть), но: в такой-то работе имеются такие-то недостатки, в такой-то работе не сделано то-то и то-то, а из этой работы осталось непонятно то-то и то-то. И вот в моей работе я собираюсь эти моменты устранить / эти недоделанные задачи дорешать / предложить свои, более удачные решения. И только после этого вы можете переходить к центральной части доклада — формулировке цели и задач работы.
4. Цель у любой работы должна быть одна. Не допускается несколько целей. Если их несколько — это, скорее, не в том месте и не в той форме сформулированные задачи исследования. Цель — это нечто, чего вы интегрально хотите достичь своей работой: создать программный продукт, собрать датасет, построить модель, провести анализ и т. д. Подумайте, чего вы хотите достичь своей работой. Как правило, это и будет ваша цель.
Важно: в очень многих работах в этом месте встречается довольно существенная ошибка — цель формулируется слишком общо, например, “создание системы фильтрации спама” или “обнаружение ботов в социальных сетях”. Коллеги, это — задачи, которые на протяжении нескольких лет решают огромные IT-компании типа Google или Facebook. И будет очень забавно, если вдруг окажется, что именно в вашей работе эта глобальная задача будет наконец решена. С очень малой вероятностью слушатели поверят в столь оптимистичный сценарий. Скорее всего, подобным образом широко сформулированная цель — это все же, как правило, признак неопытности и/или некомпетентности. Пожалуйста, не делайте подобного рода ошибок — формулируйте цель предельно конкретно.
Перейдем к задачам. Задачи — это, по сути, краткий план вашей работы, краткое описание того, как вы собираетесь достичь поставленной выше цели. Например, “для создания модели нужно”: 1) создать такой-то инструмент; 2) собрать такой-то датасет; 3) построить прототип модели; 4) протестировать этот прототип на таких-то данных. Часто для того, чтобы правильно сформулировать задачи, вам просто нужно еще раз посмотреть на свою работу, разбить ее на 3–4 больших блока и как-то эти блоки назвать. Собственно, это и будут ваши задачи.
Важно: и в цели, и в задачах не должно быть никаких новых терминов. Если вдруг они появляются, это означает, что вы не доделали постановку задачи, не до конца объяснили все термины, инструменты, механизмы, использующиеся обычно для решения подобного рода задач и т. д. Далее, задач не должно быть много. Как правило, это 3–4 глобальные задачи. Не дробите их, не делайте 7–8 задач. Наконец, задачи должны быть достаточно короткими и емкими. В идеале, каждая из этих задач должна на последующих слайдах помещаться в колонтитул.
5. Перейдем теперь ко второй, содержательной части доклада. Ее строить очень просто. У вас осталось в запасе где-то 7 слайдов. Последний слайд вы должны оставить на выводы, остается 6 слайдов. Эти слайды разбиваются на блоки по числу задач. И на каждую задачу в своем коротком докладе вы оставляете 1–2 слайда. Увы, это — максимум, что вы можете себе позволить из-за лимита по времени. Что туда выносить — это уже довольно специфический вопрос, каждый должен эту задачу решить для себя сам. Здесь важно выбрать действительно принципиальные моменты в каждой из задач и постараться сжато про них рассказать. Общих рецептов для этой части маловато, и здесь очень важен опыт: ваш, вашего научного руководителя и ваших коллег.
Часто в этом месте студенты задают вопрос: ну хорошо, я как-то схематично, на пальцах, успею на 1–2 слайдах что-то там показать; но ведь там же куча важных деталей, десятки важных подробностей, и ни один профессионал, слушающий доклад, не сможет оценить работу без этой дополнительной информации. Что же делать в этом случае?
Здесь вы должны понимать следующее. Как правило, среди слушателей есть только 2–3 человека, которые действительно понимают, о чем идет речь в вашем докладе. Скорее всего, им действительно было бы интересно узнать о деталях исследования. Остальным же детали не важны, им нужна общая идея. Объясните ее на пальцах, а для узких профессионалов подготовьте от каждого блока несколько дополнительных слайдов за пределами презентации. Например, в вашем докладе 15 слайдов. Нумерацию оставьте по прежнему x/15, где x — номер текущего слайда. За 15-м слайдом сделайте дополнительные 16–17-й слайды в формате x/15, x=16,17 и так далее, на которые можно вынести не поместившуюся в основные блоки информацию.
Если вдруг (что не факт) после вашего доклада кто-то из слушателей решит задать вам конкретный вопрос, вы откроете эти слайды и подробно на этот вопрос ответите. При этом, отвечая на вопрос, вы уже не будете ограничены теми 7–10 минутами, которые вам отвели на доклад. Поэтому вы сможете добавить ту информацию, которая физически не влезла в основной доклад, но про которую вам так хотелось что-то рассказать.
6. Переходим к последнему слайду. На этом слайде вы формулируете выводы или результаты своего исследования. По сути, здесь вы просто должны продублировать те задачи, которые были сформулированы в середине вашего доклада. Однако при этом возникает вопрос: зачем же тогда вообще этот слайд нужен? Не легче ли просто еще раз показать задачи и сказать, что все они выполнены? Нет, здесь есть важные отличия. Дело в том, что, формулируя задачи исследования, вы еще не можете апеллировать к той информации, которая у вас появится в содержательной части вашего доклада. Вы еще не раскрыли, с помощью каких идей, методов и подходов вы достигли поставленной цели, насколько удачными оказались ваши подходы, насколько хорошо было проведено тестирование и т. д. Однако в конце вашего доклада слушатели уже погружены в тему, им известна терминология, известны предложенные вами решения, и вы можете смело в выводах сформулированные выше задачи раскрыть и коротко описать, как именно вы эти задачи решили.
Ну и вишенкой на тортике в этой части работы будут, например, ссылки на статьи, которые вы написали по результатам исследования, на доклады, которые вы сделали на той или иной конференции, на программные продукты, которые стали использовать написанный вами код и т. д.
Мелкое замечание: заключительный отдельный слайд “Спасибо за внимание” не нужен — эту фразу совершенно спокойно можно сказать в конце словами. Также неуместен слайд типа “Ваши вопросы?” Эту фразу должен сказать тот человек, который председательствует на этом собрании, не надо отнимать его хлеб.
7. Ну и в заключение пара слов о том, что делать, если у вас не короткий, 7–10-минутный, а большой, 30–40-минутный доклад. Важно: вся описанная выше структура категорически остается неизменной. Остаются блоки “постановка задачи”, “обзор имеющихся результатов”, блок “но”, слайд “цель и задачи”, слайд “выводы”. Что же меняется? Меняется количество слайдов, прежде всего в содержательной части: теперь вместо 1–2 слайдов вы, наконец, можете вставить 5–7 подробных слайдов по каждой задаче.
Но это еще не все: расширяя содержательную часть, вы не должны забывать о вводной части. Она также должна быть расширена: нужно обстоятельнее рассказать о постановке задачи, дать более подробный обзор имеющихся результатов. Помните, что вводная часть по-прежнему остается не менее, если не более, важной частью вашего доклада. Сделаете ее некачественно — и всю оставшуюся информацию либо никто не поймет, либо никто не будет слушать.
На этом в целом все. Очень надеемся, что эти заметки окажутся полезными всем, кто готовит свои доклады, а особенно — тем студентам, которые прямо сейчас готовят презентации своих выпускных работ.