Объяснительная записка
Объяснительная записка – документ, обосновывающий причины допущенного тем или иным сотрудником нарушения. Пишется она обычно либо в добровольном порядке, либо по запросу руководителя в тех случаях, когда сотрудник предприятия в чем-то провинился (опоздал или вообще не пришел на работу, явился в нетрезвом виде, не выполнил данное ему поручение и т.п.).
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Зачем нужна объяснительная записка
Как правило, нарушения, которые требуют пояснения со стороны работника, довольно серьезны и могут привести к дисциплинарному взысканию, вплоть до увольнения. Чтобы этого избежать и честно разобраться в ситуации, грамотный руководитель просит дать письменные объяснения.
Объяснительная записка может обезопасить сотрудника в спорных ситуациях при разногласиях с работодателем, а также может обрести статус доказательного документа в случае обращения какой-либо из сторон в судебную инстанцию.
Кому адресовывать объяснительную
Чаще всего объяснительную записку пишут на имя директора предприятия. Но если компания очень крупная, то ее следует писать непосредственному руководству (начальнику цеха, бригадиру, руководителю отдела и т.д.). Обычно должность человека, на чье именно имя нужно писать записку, регулируется «Правилами внутреннего распорядка», которые должны быть в каждой организации.
Когда писать объяснительную
Для написания объяснительной записки установлены определенные сроки: не более двух рабочих дней с момента инцидента. Именно поэтому работодатель, составляя письменное требование о предоставлении объяснений, должен поставить дату – отчет будет вестись именно с нее. Если в установленное время объяснительная записка не будет написана, работодатель вправе применить к подчиненному любые меры взыскания, адекватные проступку и в рамках закона.
Следует помнить о том, что за одно нарушение может быть применено только одно дисциплинарное наказание и не позднее, чем через месяц после установления факта допущенного нарушения (факт устанавливается также письменно, путем составления и регистрации специального акта).
Правила составления объяснительной записки
Объяснительная записка пишется в свободном виде. В ней обязательно должны быть указаны следующие данные:
Чем убедительнее будет основная часть, тем лучше для работника, в качестве аргументов лучше всего приводить доводы, имеющие какие-либо письменное подтверждение (например при опоздании на работу – справку из мед. учреждения, или чек из автосервиса с датой и временем произведенного ремонта и т.п.). Также положительную роль играет раскаяние в содеянном нарушении (если в нем имеется прямая вина сотрудника) и обещание впредь исправиться и не допускать подобных ошибок.
В случае, если сотрудник не видит за собой никакой вины, это тоже нужно отразить в объяснительной с приведением всех необходимых доказательств ее отсутствия.
Писать объяснительную можно как от руки, так и печатать на компьютере. Первый вариант предпочтительнее и именно так требуют оформлять документ опытные специалисты кадровых отделов и юристы. В любом случае, объяснительная должна быть заверена «живой» подписью сотрудника с обязательной «живой» же расшифровкой.
Объяснительную записку нужно писать в двух экземплярах, один из которых необходимо передать работодателю, а второй оставить у себя, но только после того, как работодатель поставит на обеих копиях отметку о том, что объяснительные были получены.
Инструкция по написанию объяснительной записки
Объяснительная записка с точки зрения норм и правил делопроизводства имеет вполне стандартную структуру и не должна вызвать больших затруднений при написании
В «шапке» документа правом верхнем углу необходимо вписать сведения об адресате.
Потом по центру строки нужно написать наименование документа с коротким обозначением его сути (в данном случае «об опоздании на работу»).
Вторая часть является основной. Здесь нужно обязательно привести только факты и причины проступка, при этом следует постараться дать корректное пояснение с четкими формулировками и приведением аргументов. Если есть письменное доказательство невиновности сотрудника, это следует также указать. Много и очень подробно писать не надо – никто не будет читать несколько страниц текста, более того, такое пояснение может вызвать отрицательную реакцию со стороны работодателя.
Заявление необходимо подписать с обязательной расшифровкой подписи и передать его либо секретарю, либо лично в руки непосредственному руководителю.
Ранний уход с работы требуют объяснительную как правильно написать по семейным обстоятельствам
Ранний уход с работы требуют объяснительную как правильно написать по семейным обстоятельствам
Объяснительная по уходу с работы раньше времени, точно так же, как и любая другая объяснительная, должна содержать в себе следующую информацию:
в правом верхнем углу оформляется «шапка» документа. Здесь указывается: наименование работодателя вместе с организационно-правовой формой;
должность и инициалы руководителя, которому предназначается документ. Как правило, это руководитель организации или же структурного подразделения.
затем указывается название документа. В данном случае, «объяснительная записка», указывается без кавычек и посередине листа;
дата составления документа и его входящий номер при регистрации у секретаря. Если у руководителя нет секретаря, и он не фиксирует входящую документацию, то и номер ставить не нужно;
заголовок – то есть основание. В данном случае, «о раннем уходе с рабочего места»;
текст документа. Здесь провинившийся сотрудник лаконично описывает причины, по которым он ушёл с работы раньше, чем закончился рабочий день;
затем он ставит свою подпись и расшифровывает её. Также он должен указать свою должность.
Если работник имеет доказательства вескости причины раннего ухода, он должен приложить их к записке. Например, он был записан к врачу по неотложному делу именно во время рабочего дня. Можно представить работодателю выписку из медкарты или другой документ, подтверждающий необходимость посещения врача именно в это время.
Как написать объяснительную записку
В процессе трудовых отношений нередко возникают конфликты или нештатные ситуации.
Для их урегулирования и принятия объективного решения каждая сторона должна изложить свою позицию и описать последовательность своих действий в определенный период. Эту информацию излагают в виде письменного документа — объяснительной записки.
Что такое объяснительная записка?
Она не входит в систему бланков внутреннего и кадрового делооборота предприятия, так как необходимость в ее составлении возникает только при отклонении от штатных условий труда — опозданиях на работу, прогулах, причинении имущественного ущерба и т.д.
Составление объяснительной является правом, а не обязанностью сотрудника, однако отказ от дачи объяснений может привести к крайне неблагоприятным последствиям, вплоть до увольнения.
Выделим основные правила, которые учитываются при составлении указанного документа:
Объяснительная на работу пишется в произвольной форме самим сотрудником. Закон не содержит типовой формы указанного документа, однако работник должен придерживаться общих правил оформления.
Эта бумага подлежит регистрации с присвоением входящего номера, а при составлении в рамках служебного расследования — прикладывается к материалам проверки.
Как правильно написать объяснительную записку?
Этот документ составляется по требованию работодателя или по собственной инициативе сотрудника. При назначении служебного расследования на написание дается не более двух дней, в иных случаях срок определяется на усмотрение сторон. Целесообразно составить объяснительную директору или иному представителю предприятия в максимально сжатые сроки, чтобы не допустить негативного развития ситуации.
Вот какие правила нужно учитывать:
Недопустимо писать бумагу под диктовку начальства или иного должностного лица. Как правило, в таких случаях могут искусственно создаваться доказательства, которые будут использованы для дисциплинарного взыскания (в том числе, увольнения по виновным основаниям).
Даже если вы признаете вину в совершении дисциплинарного проступка, обязательно укажите:
Если составляется акт по факту дисциплинарного проступка, объяснительная должна быть включена в материалы служебного расследования.
При обжаловании действий работодателя в суде будут заново оцениваться все обстоятельства нарушения.
В содержании рассматриваемого нами документа должны быть следующие пункты:
Составив объяснительную, нужно зафиксировать факт ее получения работодателем. Для этого ставится отметка входящего номера или подпись непосредственного начальника. Целесообразно сохранить второй экземпляр документа, чтобы использовать его при дальнейшем урегулировании спора.
Виды объяснительных
Данные документы могут оформляться не только по месту постоянной работы, но и в иных обстоятельствах. Выделим наиболее распространенные виды объяснительных, с которыми вы можете столкнуться:
Правила оформления в разных ситуациях будут схожими — нужно максимально подробно указать все факты в хронологическом порядке, обосновать мотивы и причины своих действий, подтвердить уважительность причин нарушения трудовой дисциплины и т.д.
Резюме
Если работодатель предлагает вам написать объяснительную, не нужно отказываться от своих прав — чем подробнее и убедительнее вы изложите свою позицию, тем больше шансов избежать серьезного наказания даже при допущенном нарушении.
Составляя документ, укажите все обстоятельства и факты — время и место действий, поведение иных лиц, наличие или отсутствие свидетелей и т.д. Рассмотрение этой бумаги является обязанностью работодателя, даже если картина проступка кажется очевидной.
Требование о предоставлении письменного объяснения
При нарушении сотрудниками трудовой дисциплины, например, в случае опоздания, появления на рабочем месте в нетрезвом состоянии, наниматель должен потребовать у них письменное объяснение. Это нужно сделать до наложения на работников дисциплинарного взыскания. Об этом говорится в ч. 1 ст. 193 ТК РФ. Как правильно работодателю составить требование о предоставлении письменного объяснения, расскажем в статье.
Когда необходимо такое требование и почему
Требовать с сотрудника объяснительную наниматель может только в тех случаях, когда имело место нарушение трудового законодательства:
Потребовать объяснения работодатель может как устно, так и письменно. Однако письменное требование предпочтительнее, поскольку оно будет служить доказательством того, что оно действительно было составлено и объяснения были затребованы. Кроме того, на таком документе фиксируют дату совершения дисциплинарного проступка и указывают, до какого времени сотрудник должен дать письменные объяснения. На это дается 2 рабочих дня.
Если работник действительно дорожит своим рабочим местом, то в его интересах дать объяснения. Работодатель должен понимать, каковы его дальнейшие действия, поэтому объяснительная от сотрудника необходима. Но если тот ее так и не предоставит, то это не нужно трактовать в качестве доказательства вины работника в том или ином происшествии.
Как написать требование
Не существует единой формы такого документа, обязательной к использованию, поэтому наниматели составляют его в произвольном виде.
Документ должен содержать такую информацию:
Работник может не согласиться расписываться в ознакомлении с документом. Можно в этом случае отправить его ему почтой с уведомлением о вручении либо зачитать вслух при специально созванной комиссии. В последнем случае составляют соответствующий акт.
К сведению! Составлением требования в крупных компаниях, конечно же, занимается не сам работодатель. Это может сделать кадровый работник или начальник «нарушителя».
Образец требования о предоставлении письменного объяснения
системному администратору
Егорову К.П.
Требование
о предоставлении письменного объяснения
24 марта 2019 года Вы появились на рабочем месте только в 10 ч. 20 мин. В соответствии с трудовым договором от 12 января 2019 года №34, Правилами внутреннего трудового распорядка ООО «Афродита» рабочий день в названной организации начинается в 8 ч. 00 мин. Следовательно, Вас не было на своем рабочем месте без уважительной причины и уведомления руководства в течение 2 ч. 20 мин.
Согласно ч. 1 ст. 193 ТК РФ, до того как применить дисциплинарное взыскание, руководитель должен потребовать от подчиненного объяснение в письменном виде. Если по окончании 2 рабочих дней оно не будет предоставлено, то формируют соответствующий акт.
На основании вышеуказанного и ч. 1 ст. 193 ТК РФ прошу предоставить в срок до 27 марта менеджеру по кадрам ООО «Афродита» письменное объяснение по факту отсутствия на рабочем месте в течение 2 ч. 20 мин.
Приложение: служебная записка менеджера по кадрам Серпуховой М.А. от 24 марта 2019 года.
25 марта 2019 года
Гендиректор: Трефилов / Р.П. Трефилов
С требованием ознакомлен: Егоров / К.П. Егоров
Как грамотно написать объяснительную за ранний уход с работы
В жизни бывает множество причин, по которым определённая ситуация заставляет вас нарушить регламент рабочего времени и покинуть своё служебное место. В народе это явление часто называют – отлучиться по важным делам. Хотя такое дело, как работа, имеет высшую степень важности. Но мы не будем сейчас заниматься тавтологией и размышлять над жизненными приоритетами. Так уж случается, что вам нужно уйти с работы пораньше. Такое бывает буквально у всех, ведь кроме работы у вас есть ещё и другие дела. В таком случае оптимальным вариантом будет предупредить руководителя, прежде чем покинуть рабочее место. Данный вопрос может быть решён в устной форме.
Однако если по какой либо причине вы не сообщили своему начальнику о данном факте или же ушли с работы без его разрешения, тогда в силу вступают формальные деловые отношения. Вы должны будете написать объяснительную записку, а он в свою очередь составить Акт по факту вашего отсутствия с подписями двух свидетелей.
Объяснительная записка – это одна из форм служебной записки, в которой изложены ваши объяснения той или иной причины отсутствия, ухода и других случаев. Чтобы привлечь вас к дисциплинарной ответственности, руководитель обязан потребовать от вас эту записку. Стоит отметить, что на практике существует множество причин, по которым составляется этот поясняющий документ. Исход вашего служебного нарушения может быть разный: замечание, выговор, лишение премии, а то и увольнение. Решение руководителя выносится уже по факту наличия всех этих задокументированных элементов.
Как правило, правовые инструменты не предусматривают определённого оформления данной записки, поэтому зачастую её пишут в произвольной форме. Но если это документ, значит, есть и определённые требования, которых нужно обязательно придерживаться. Этим вы покажете не только свою грамотность, но и образованность в данном вопросе. Если учесть все эти причины, по которым пишется объяснительная, то единственное, что меняется в шаблоне, это текст содержания. Всё остальное остаётся таким же.
Процесс написания объяснительной записки достаточно прост: сначала вы заполняете шапку, потом прописываете наименование этой записки, дальше указываете номер и дату исходящего документа на вашем предприятии, потом идёт заголовок текста, после которого пишите сам текст содержания, а в конце подкрепляете этот документ своей подписью, а также должностью и инициалами.
Шапка документа – это общепринятый элемент для многих документов. Её вы заполняете с правой стороны листа. В ней указываете адресата, которому пишется данная записка, а также от кого она пишется. Не забывайте указывать название организации, в которой вы работаете и как свою должность, так и руководителя.
Наименование записки, как вы уже догадались, является заглавием «Объяснительная записка». Так что тут мудрить ничего не надо. Что же касается номера и даты исходящей документации, то здесь проставляется та дата, в которую была составлена и отправлена данная записка. Номер же берётся в журнале входящей/исходящей корреспонденции.
Заглавие текста вполне очевидно – в нём вы указываете тот факт нарушения, по которому составляется этот документ (прогул, опоздание, ранний уход и т.д.). В тексте вы уже описываете причину, по которой случился этот факт (плохое самочувствие, семейные обстоятельства и иные другие причины). В конце ставите подпись, должность, фамилию и инициалы.
В данном документе главное соблюдать краткость, содержательность и существенность. Зачастую объяснительная записка пишется на листе бумаги формата А4.
Образец объяснительной записки о прогуле:
От старшего специалиста юридического отдела
Вх. № 24 от 27.02.2015
По поводу раннего ухода с работы
Я, Малышев Сергей Иванович, старший специалист юридического отдела, покинул рабочее место раньше установленного времени (т.е. в 16:05) по причине плохого самочувствия. Медицинскую справку от врача прилагаю.
Поделиться «Как написать объяснительную записку начальнику о раннем уходе с работы?»