Причина увольнения в резюме [8+ Советов, что писать в анкете]
И то, ЧТО работодатель узнает из вашей анкеты, зависит только от вас.
И конечно рекрутер, как и ваш собеседник в тиндере, захочет узнать причину, по которой закончились ваши предыдущие трудовые отношения.
Причины увольнения, которые называют в резюме чаще всего
И происходит так потому, что компанию ждет штраф и повышенное внимание трудовой инспекции за увольнение по статье.
Но вы же понимаете, что рекрутеры так просто не отстанут.
Не зря же мы, в конце концов, сравнили трудоустройство со свиданием.
В качестве причины увольнения в резюме HR чаще всего видят:
Но все это общие фразы — готовьтесь к дополнительным вопросам.
Отвечайте на вопросы так, чтобы у HR не осталось сомнений в ваших личностных и профессиональных качествах.
Из вашего ответа, хороший интервьюер увидит мотивацию, умение решать конфликты, владение нормами делового этикета.
Некоторые HR делают выводы о лояльности кандидата на этом этапе, что не совсем правильно, но тем не менее…
Если рекрутер засомневается в вашей искренности, он может взять и позвонить вашему бывшему начальнику
Теперь жалеете, что послали директора, когда увольнялись?
Как правильно написать причину увольнения
Итак, причина смены работы в резюме: что писать и как писать?
Вспоминаем цель резюме :
Правильно составленное резюме описывает компетенции и навыки – но не забывайте делать акцент на умениях и опыте, которые релевантны будущим обязанностям.
Здесь работают общие правила резюме и сопроводительных писем:
Не пытайтесь сложными терминами или формулировками запутать рекрутера.
Хотя изначально в резюме нет блока о предыдущем месте работы, можете не сомневаться – рекрутер вас об этом непременно спросит.
Поэтому если вы твердо решили рассказать о своих предыдущих отношениях, используйте для этого блок «опыт работы», строку после должностных обязанностей.
Только пусть ваша причина будет:
А вот когда рекрутер попросит вас рассказать об этой причине на собеседовании, вот тогда вы уже расскажете свою слезливую историю о неудачных отношениях в трех актах.
Если вы будете обвинять в своих неудачах прошлого работодателя, рекрутер сделает вывод, что вы не умеете ладить с людьми.
Нейтральные причины увольнения: что это
Нейтральными считаются причины, связанные с жизненными обстоятельствами.
Иногда объективная причина смены работы в резюме накладывается на субъективную.
Потому что у рекрутера сразу возникнет вопрос:
О таких вещах лучше не говорить, чтобы не загнать самого себя в ловушку.
Мы не призываем вас врать в резюме, но в таком случае о причине увольнения лучше не говорить. Конечно, если только рекрутер не спросит вас об этом напрямую.
«Рекрутер не постесняется спросить, почему вас вдруг перестал устраивать размер заработной платы и на какой оклад вы рассчитываете на новом месте. Заранее подготовьтесь к такому вопросу, проанализируйте рынок и трезво себя оцените, подготовив «вилку» желаемой зарплаты.
Желание получать достойную оплату за труд говорит о том, что у вас здоровая самооценка и вы цените себя и свои знания.
Положительные причины смены работы
Вместе с нейтральными основаниями есть и те, которые охарактеризуют вас с положительной стороны.
Это причины, которые говорят о мотивации, карьерном или профессиональном росте, желании изучать новое.
Вот об этом обязательно упомяните.
Так рекрутер поймет, что для вас работа – это не просто «бабло», а профессиональный интерес.
То есть сомнений в вашей мотивированности, потенциале и способности к обучению у него не возникнет.
Что писать в резюме, если вас уволили по статье
Если вас уволили по статье – сочувствуем. Устроиться на работу будет непросто и врать на собеседовании об этом бесполезно.
Рекрутер все равно увидит трудовую и свяжется с предыдущим работодателем.
Поэтому ваша тактика – четко объяснить причины расставания с работодателем, рассказав об этом на собеседовании:
Понятно, что в двух строчках резюме об этом не расскажешь, но ведь у вас есть сопроводительное письмо…
Если вы будете искренним, вы завоюете доверие работодателя, даже если вас уволили по статье.
Причины, о которых лучше умолчать
Рекрутеры подбирают кадров по компетенциям, смотрят на деловые и человеческие качества. Новый сотрудник должен легко вписаться в команду и включиться в рабочий процесс.
Тут выиграют те, кто сохраняет хладнокровие в условиях конфликта, доброжелателен по отношению к другим, приятен в общении.
А вот проиграют те, кто считает, что рекрутеру не важны ваши предыдущие рабочие взаимоотношения:
Неподходящие причины для увольнения | Что об этом думает рекрутер |
---|---|
Конфликты внутри коллектива | Вряд ли в них участвовали все, кроме вас |
Сомнения в компетентности руководства | Вы нелояльны начальству |
Зависть коллег | Вы склонны к конфликтам |
Сверхурочная работа | Вы уволитесь и с новой должности, ведь сверхурочная работа встречается везде |
Частые больничные | если человек часто болел раньше, он будет продолжать болеть и на новом месте. |
Частые отсутствия по семейным обстоятельствам: болезни родственников, семейные дела, переезды | Нет причин считать, что на новом месте вы будете вести себя иначе |
Если хотите получить место, просто перефразируйте ваши мотивы:
Еще раз вернитесь к нейтральным причинам и найдите ту, которая лучше всего описывает ситуацию.
И не пытайтесь давить на жалость или искать справедливости на собеседовании – это приведет к отказу.
Причина увольнение в трудовой и в резюме
Еще раз призываем вас: не врите.
Если рекрутер увидит даже одну несостыковку, вы сразу потеряете его доверие.
Другое дело, что вы можете (и, собственно, должны) объясниться.
А то вдруг, вы не расслышали прошлого босса, и вместо:
«никаких майских праздников»
«езжайте на месяц на Бали».
А вот если работа велась по трудовому договору, задача упрощается. Ведь никаких записей в трудовой не будет.
Даже если Вы не согласны с увольнением, не стоит негативно высказываться о работодателе. Эмоции и чувства оставьте при себе
А вы знали, что правильно сформулированное основание для увольнения – бонус соискателю?
Какие причины увольнения подойдут
Заканчиваем
Можете не сомневаться, с вероятностью 99% интервьюер на собеседовании спросит вас, почему вы ушли с предыдущей работы.
Поэтому не забудьте заранее продумать свой ответ
На собеседовании или при телефонном разговоре будьте готовы четко объяснить почему вас уволили, заверив рекрутера, что усвоили урок.
Помните: ответ этот на вопрос в резюме может как сформировать у работодателя положительное мнение, так и лишить шансов получить должность.
Даже указывая, казалось бы, «положительные» причины увольнения, подумайте дважды и проанализируйте возможные последствия.
Карьерный консультант, специалист в сфере HR
Причины увольнения с работы по собственному желанию
Основные причины увольнения по собственному желанию:
Все обстоятельства необязательно указать в заявлении.
Причины уйти с работы
Даже если повод для увольнения не понравится работодателю и он не признает его уважительным, он обязан уволить работника с даты, указанной в заявлении. Заявление подают за две недели до желаемой даты. Отказать в уходе по собственному желанию работодатель не имеет права. Но передумать вправе и сам сотрудник, у него для этого есть две недели так называемой отработки. В течение этого периода ему разрешено отозвать свое заявление по собственному желанию. Но бывают ситуации, когда обстоятельства расторжения трудового договора по инициативе работника обязывают работодателя не ждать 14 дней, а сразу оформить разрыв трудовых отношений и рассчитать сотрудника.
Когда можно уволиться по собственному желанию без отработки
В статье 80 ТК РФ приведены причины для заявления на увольнение, позволяющие не предупреждать работодателя за 14 ней. Их всего три:
Перечень является открытым, поскольку законодатель заканчивает его фразой «и другие причины». Возникает вопрос, можно ли в заявлении на увольнение по собственному желанию указать причину для увольнения без отработки, попадающую под этот пункт? Верховный суд в постановлении пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 указал, что таким уважительным поводом является и направление супруга работника на работу за границу или к новому месту службы, в том числе в Российской Федерации. Впоследствии Минтруд многократно разъяснял, что не запрещено уйти без отработки по состоянию здоровья или в связи с необходимостью ухода за заболевшими недееспособными родственниками, включая детей-инвалидов.
Если сотрудник хочет избежать отработки по основаниям, прямо предусмотренным законодательством, или по согласованию с работодателем, он должен знать, какую причину указать при увольнении, и подтвердить ее документами. Вот так выглядит образец заявления о прекращении трудового договора в связи с выходом на пенсию:
Аналогично указывают поступление на очное отделение вуза или перевод супруга в другой город.
Как правильно увольняться: алгоритм красивого ухода
⏱ Время прочтения — 3 минуты
Заранее сообщите непосредственному руководителю о своем уходе
Начнем с того, что, если вы только думаете об уходе, потому что вас что-то не устраивает на нынешнем месте, не стоит делать резких движений и заявлять об увольнении — поговорите тет-а-тет со своим прямым руководителем. Иногда финансовые или внутрикорпоративные причины, по которым вы хотите покинуть компанию, легко решаемы, достаточно о них просто сообщить.
Если же ваше решение уйти окончательное, скажите об этом как можно раньше, чтобы компания успела найти вам замену. В короткий срок подобрать нового сотрудника и передать ему дела почти невозможно. Будет идеально, если вы сами заранее начнете готовить себе преемника, особенно это касается руководящих позиций, на которых завязаны важные процессы и лежит большая ответственность.
Если вы были лояльны к месту работы, сообщите руководителю настоящую причину ухода и дайте честную обратную связь, чтобы он мог что-то улучшить. Даже если вы уходите к конкурентам, скажите об этом лично, потому что коллеги всё равно узнают. Так лучше пусть узнают от вас.
Передавайте дела тщательно и «лично в руки»
Моя искренняя рекомендация: дождаться выхода нового сотрудника на вашу должность и передать дела напрямую. Если вы сделаете это через коллег или оставленный «мануал», может потеряться хронология или материалы, получится «испорченный телефон». Это повлияет на качество оказания услуг клиентам.
Вам нравится эта компания, но вы просто выросли из нее? Предложите замену сами. Это поможет HR-отделу, да и вам будет легче «сдать пост», если на вашу должность возьмут вашего кандидата.
Передавайте дела детально в четком шаблоне, со всеми контактами и ссылками даже на старые версии документов. Период адаптации у новичков достаточно сложный, и, если вы проявите себя как хороший наставник, будете отвечать даже на их незначительные вопросы, это создаст вам позитивный имидж в профессиональной среде.
Отвечайте на вопросы бывших коллег и вашего преемника и после ухода
Если вы вели большой сложный блок, велика вероятность, что в первое время после ухода к вам будут обращаться с уточняющими вопросами. Проявите терпение и профессионализм, не добавляйте бывших коллег в «черный список». Не спешите удалять из компьютера и смартфона переписки и документы по задачам уже бывшей работы — информация из них может пригодиться для помощи бывшим коллегам и сотруднику, сменившему вас. Вам не сложно, а ваш бизнес-имидж станет только лучше.
Поставьте… красивое многоточие
В последний день на работе напишите сообщение в общий чат или письмо, что вы уходите, но открыты к коммуникации и остаетесь на связи. Можно пригласить коллег на небольшой фуршет, если в вашей компании это принято, чтобы красиво сказать «До свидания» и попрощаться на приятной ноте.
Вы не можете знать, когда и где встретитесь снова со своими руководителями и коллегами, поэтому на этапе увольнения будьте максимально корректны, не давайте волю эмоциям, завершите все дела, поблагодарите всех за совместную работу и пожелайте удачи в будущем. Оставьте о себе хорошую память как о профессионале и о человеке.
? Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи ⏫
Как увольнять сотрудников вежливо и без сожалений
Долгое время в корпоративном мире было распространено мнение, что увольнение подобно смертной казни. Ничего глупее быть не может. Если увольнение – это смертная казнь, неудивительно, что менеджеры до последнего тянут, лишь бы не увольнять работника, который не справляется.
Здесь более уместна другая метафора: увольнение – это полюбовный развод. Как бы ни было больно сейчас, развод даст толчок, который поможет исправить ошибки и позволит двигаться дальше к более приемлемому для обеих сторон будущему. Если все сделать правильно, таким толчком может стать и увольнение. Вот пошаговое руководство к действию.
Начните с плана на переходный период
Назначьте время увольнения. У экспертов нет единого мнения о том, когда именно стоит увольнять сотрудника, но все они сходятся на том, что выбор времени для такого решения должен быть обоснован. Если вы сообщите сотруднику о принятом решении в начале дня и в начале недели, он быстрее сможет приступить к поиску новой работы и, возможно, не проведет все выходные в подавленном настроении или, что еще хуже, в мыслях о мести. С другой стороны, если уволить кого-то днем в пятницу, остальных сотрудников это практически не затронет.
При любом решении руководствуйтесь интересами компании. Вероятно, вам приходится мириться с отсутствием результата вот уже несколько месяцев в надежде, что ситуация исправится сама собой. Теперь, когда конец близок, распланируйте переходный период так, чтобы минимально затронуть работу компании и остальных сотрудников.
Поищите резервы внутри компании: возможно, на освободившееся место можно кого-то назначить. Пока вы подбираете кандидата и готовите его к вступлению в должность, с увольнением можно и повременить. Возможно, стоит ненавязчиво оповестить клиентов и партнеров о том, что в ваших рядах предстоят изменения.
Представьте, что вы выступаете перед судом присяжных
Чтобы у вашего решения было прочное основание, представьте, что вы выступаете с речью перед судом и даете показания, а адвокат сотрудника всячески пытается доказать, что вы уволили его без всяких причин или, что еще хуже, в отместку за что-нибудь. Попробуйте найти в обосновании вашего решения все, что можно счесть пустой отговоркой или свидетельством личной неприязни.
Действуйте постепенно
Все проблемы при увольнении возникают из-за необдуманных действий. Если хочется что-то сказать, не торопитесь. Запишите ключевые мысли на листе бумаги и сверяйтесь с ним. Нужно четко понимать, что происходит. Это не сеанс у психотерапевта. Вы сообщаете человеку о том, что принято решение его уволить, и это решение – окончательное. Поэтому действовать нужно так:
1. Начните с самой сути. Вместо светских разговоров перейдите к делу. Вот пример того, как можно начать встречу с увольняемым: «Садитесь, у меня для вас плохие новости». Если вы с самого начала сообщите человеку о том, что ему предстоит услышать что-то неприятное, он сможет морально подготовиться и будет слушать вас внимательнее.
2. А теперь переходите к неприятному. В одном-двух предложениях расскажите сотруднику о том, что его увольняют и почему это происходит. Говорите в прошедшем времени, то есть «принято решение вас уволить», а не «вас увольняют». Вот пример: «Знаете, Мэри, мы уже говорили о проблемах с качеством в вашем отделе. По данным отчета за прошлый месяц, ваш отдел все еще на последнем месте по показателям качества. Мы решили, что нужно что-то менять, поэтому с сегодняшнего дня вы уволены».
О чем следует помнить, когда вы сообщаете сотруднику об увольнении:
Неправильные слова: «Знаю, что вы сейчас чувствуете». На самом деле вы не знаете, как себя чувствует человек, которого увольняют.
Не говорите: «Я знаю, что сейчас вам плохо, но потом вы поймете, что это было только к лучшему». Это не так. Увольнение – это очень травматичное событие.
Не оправдывайтесь («Вы должны были понимать, чем это грозит»).
На всякий случай приготовьтесь к слезам и эмоциям.
Инстинкт выживания очень силен, поэтому дайте сотруднику время осмыслить сказанное. И не забывайте о золотом моральном правиле: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
3. Выслушайте сотрудника. Все люди реагируют на сообщение об увольнении примерно одинаково. Наиболее часто встречающиеся реакции – шок, отрицание, гнев и печаль. Послушайте, что скажет сотрудник. Так вы поймете, как он воспринял это известие, и сможете продумать, как действовать дальше.
Четыре вида реакций на увольнение
Шок
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; не спорьте и не оправдывайтесь; повторите и закрепите сказанное.
Отрицание
Как реагировать: убедитесь, что собеседник понял, что вы сказали; повторите сказанное; повторяйте до тех пор, пока сотрудник не поймет, что вы сказали.
Гнев
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; не пускайтесь в подробные разъяснения о причинах решения; не оправдывайтесь; говорите твердо и настойчиво.
Печаль
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; продолжайте разговор; сделайте акцент на будущем.
4. Обговорите все важные моменты. Опишите увольняемому во всех подробностях о том, что будет дальше. Сообщите обо всем, что касается выплат, пособий, неиспользованного отпуска, рекомендательных писем, содействия в трудоустройстве, объяснений коллегам, текущих проектов и т. д. В этот момент вы не можете позволить себе фразу: «Мы с вами обсудим это позже».
5. Не стоит сопереживать тем, кто этого не заслужил. Почти все мои знакомые руководители – чуткие и внимательные люди. Однако, когда приходит время кого-то уволить, они начинают жалеть совсем не тех. Они так волнуются за судьбу сотрудника, которого им предстоит уволить, что напрочь забывают о людях, которые в отличие от увольняемого все-таки справлялись с работой, несмотря на аналогичные сложности, например, в личной жизни.
На самом деле, когда из компании уходят лентяи и те, кто не справляется, оставшимся становится легче, ведь это им приходилось пахать за двоих или доделывать чужую работу. Если увольнения обоснованны, а сотрудников оповещают об этом в уважительной и доброжелательной форме, всем становится ясно, что в компании царит хорошая профессиональная атмосфера.
А вот в организациях, где слабые сотрудники и откровенные лентяи продолжают ходить на работу как ни в чем не бывало, у талантливых и энергичных людей появляется ощущение, что их не ждет ничего хорошего. Те, кто сможет найти другую работу, уйдут. Если же они останутся, это будет означать, что их устраивает компания с низким уровнем требований к персоналу.
И напоследок – самое плохое в увольнениях заключается в том, что зачастую сотрудников увольняют слишком поздно. Приняв решение расстаться с кем-то и двигаться дальше, не нужно тешить себя пустыми надеждами, будто с этим сотрудником что-то еще может получиться. Так не бывает. Помните: самый большой вред бывает не от тех, кого вы уже уволили, а от тех, кого вы еще не уволили.-
Об авторе: Дик Грот – консультант, автор книги How to Be Good at Performance Appraisals («Как оценивать работу сотрудников»), выпущенной издательством Harvard Business Review Press
Как правильно уволиться
Варианты и порядок увольнения
Когда работник увольняется, прекращается трудовой договор и трудовые отношения между ним и работодателем.
Причины увольнения бывают разные. Чаще этого хочет сам работник — тогда он увольняется по собственному желанию. Реже инициатором увольнения выступает работодатель. Бывают и другие основания увольнения — всего их более десяти.
В статье подробно расскажу о причинах и видах увольнениях, особенностях увольнения по разным основаниям.
Признаки того, что пора увольняться
Если зарплаты не хватает на нужный вам образ жизни, в рабочем коллективе негативная атмосфера и желания выполнять свои трудовые обязанности нет, возможно, пришло время сменить работу.
Обычно выделяют такие признаки того, что пора увольняться:
Все эти моменты отдельно или в совокупности рано или поздно приведут к мысли об увольнении.
В каких случаях стоит подождать с увольнением. На увольнение надо смотреть объективно и мыслить рационально. Например, если вас не устраивает только зарплата, но вы работаете давно и знаете, что работодатель в принципе может платить больше, имеет смысл обсудить с начальством денежный вопрос и доказать свою ценность, а не сразу увольняться.
Если зарплату обещали поднять, но прошел уже год и ничего не изменилось, скорее всего, так оно и будет — пора увольняться.
Не стоит увольняться из-за ссоры с коллегой, если работа в целом вас устраивает. Страсти улягутся — потом можно пожалеть, что лишились хорошего места из-за недоразумения. При этом если вы столкнулись с моббингом — травлей на работе — стоит поберечь свои нервы и уйти в другое место.
Реально оценивайте свои возможности — походите по собеседованиям и узнайте, что требуют другие работодатели. Подумайте, можете ли вы это делать и насколько хорошо.
Как решиться уволиться
Кроме вас, о вашем будущем никто не позаботится. Если нынешняя работа больше раздражает, чем приносит удовольствие, и вы понимаете, что так жить нельзя, подумайте об увольнении.
Смена работы — серьезный шаг, особенно если на нынешнем месте работы вы трудитесь уже давно. Вот что я предлагаю сделать, чтобы увольняться было не так страшно: