Главная » Правописание слов » Как легко написать сочинение рассуждение

Слово Как легко написать сочинение рассуждение - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Как писать сочинение-рассуждение

Как писать сочинение-рассуждение

Начнём с определений, что же такое «рассуждение»:

Итак, рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.

Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.

Схема сочинения-рассуждения

1. Вступление.
2. Тезис.
3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…
4. Вывод.

Вступление в сочинении-рассуждении – это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация – не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения – три.

В роли аргументов могут выступать:

Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.

Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:

Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)

Достаточно привести такой пример…

Это можно доказать следующим образом.

Подтверждением сказанному может служит следующий факт…

В этом легко убедиться, обратившись к…

По свидетельству (кого-либо)…

Так как; потому что…

Во-первых, во-вторых и т.д.

В представленной ниже таблице из «Стилистического словаря русского языка» можно увидеть и другие лексические средства, пригодные для различных видов рассуждения.

Вывод завершает ваше сочинение. Он должен быть убедительным, т.к. это умозаключение, итог, следствие ваших рассуждений. Он почти дублирует тезис, но выводит его на новый (более глубокий) уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов. Вывод можно формулировать, используя следующие слова и выражения: итак, обобщая сказанное, таким образом, исходя из наших рассуждений, следовательно.

Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:

Форма вывода (в частности, доказательства) правильна, если в нём не нарушено ни одно правило логики.

Материалы, использованные при подготовке рубрики:

Источник

Как написать сочинение-рассуждение: структура, речевые клише и полезные советы

В чем разница между сочинением и сочинением-рассуждением? В чем особенность сочинения-рассуждения и как его грамотно написать? В этом и не только попробуем разобраться в статье.

Особенность рассуждения

Для начала разберемся, что понимают под рассуждением. Различные источники дают разные определения, поэтому я попробую их объединить в одно.

Рассуждение предполагает логичное и последовательное изложение собственных мыслей по какому-либо конкретному вопросу или проблеме. В процессе рассуждения используют доказательства и аргументы, на основе которых делают определенные выводы. Аргументы и выводы являются частью структуры рассуждения, о которой я расскажу позже.

Что интересно, ваша работа может строиться на утверждении (что представленный тезис верный) или опровержении (доказательстве, что тезис ложный). В качестве инструментов доказательства вы можете использовать прямые факты или аргументы от противного, полагаться на личный опыт или на фильмы, давать примеры из жизни или из литературы.

Что проверяют сочинением-рассуждением

Перед тем как начать сочинение-рассуждение, важно подумать о том, чего хочет от вас преподаватель. А он, задавая писать сочинение, проверяет ваши умения:

Ориентируйтесь на эти требования в процессе подготовки к сочинению-рассуждению: они помогут избежать сложностей и неожиданностей в ходе написания эссе.

Структура сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение пишется по определенной схеме. Она состоит из:

В качестве аргументации в сочинении-рассуждении можете использовать:

На аргументацию отводится больше половины всего объема сочинения. Исходя из опыта, наиболее оптимальное количество аргументов — 3;

Условно структура делится на 3 части: вступление, основную часть и заключение.

Вступление в сочинении-рассуждении

Как я уже писал, для вступления можно использовать вопрос или цитату. Они должны плавно подводить к основной проблеме сочинения. Если подобрать подходящие цитату или вопрос сложно, пишите об актуальности темы и важности разговора о ней. Хорошо делать вступление экскурсом в историю проблемы, примерами из различных печатных и устных источников и др.

Во всем нужен и важен баланс. Там, где есть правое, обязательно должно быть и левое. Поэтому я согласен со словами одного из героев романа “Мастер и Маргарита” Булгакова, который говорит, “что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?”. Хотя тут стоит многое пояснить…

Основная часть сочинения-рассуждения

Здесь вооружаемся аргументами и доказываем свою точку зрения: читающий должен прийти к мнению, что ваши рассуждения верны. Как этого добиться? Используйте вводные слова и словосочетания, специальные связывающие предложения конструкции и много примеров.

Во-первых, стоит вспомнить об одном из философских законов о “единстве и борьбе противоположностей”. Определения понятий “добро” и “зло” раскрывают сущность закона. Во-вторых, ничто не может трактоваться однозначно. Добро в нашем понимании не то же добро в понимании кого-то другого. Более того, в нем явно может прослеживаться зло.

Заключение в сочинении-рассуждении

В заключительной части нужно подвести итоги описанного выше. При необходимости, ключевые мысли можно повторить, но добавив к ним какое-либо обобщение. Как вариант, можно поделиться своими впечатлениями об описанной проблеме.

Каждый, кто прочитает роман, сделает для себя определенные открытия. В частности, что добро всегда рядом со злом. И люди в жизни, как и герои в романе, не так просты и понятны, как нам кажется.

Какие условия нужно соблюсти в сочинении-рассуждении

Проверяйте аргументы на логичность с помощью основных законов логики.

Речевые клише для сочинения-рассуждения

Чтобы вы уловили логику, я выбрал для вас по 2 примера на каждую из частей работы:

7 важных моментов

Что нужно учесть, работая над сочинением-рассуждением:

Чтобы посмотреть, как все требования учитываются на практике, вы можете скачать шаблон для написания сочинения по русскому языку.

Остались вопросы? Задавайте их опытным экспертам Studently.

Источник

Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Другой вопрос — что значит «рассуждать»? Как правило, тема сочинения, которая тебе даётся, — это тезис, который нужно либо доказать, либо опровергнуть. И в первом, и во втором случае тебе необходимо привести аргументы, которые убедили бы читателя в правильности твоей точки зрения.

Как писать сочинение-рассуждение?

В написании любых текстов, где тебе нужно отстоять свою точку зрения, мы советуем придерживаться «правила трёх». Этот метод часто используют различные коучи, спикеры и бизнесмены в своих выступлениях, когда им нужно убедить свою аудитории в чём-либо.

По «правилу трёх» можно строить и сочинение:

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:

Итак, ты получаешь задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Мир держится на ласке матерей». Что делать дальше? Разбираемся детально.

Вступление в сочинении-рассуждении

Во вступлении нужно подвести читателя к основной мысли. В начале своего сочинения тебе необходимо дать оценку тезису: согласен ты с ним или нет. Для большей убедительности обратись к «методу Сократа». То есть тебе нужно привести три утверждения или задать три вопроса (снова работает «правило трёх», заметил?), с которыми читатель бы согласился.

Например: «Какое первое слово чаще произносит ребёнок? К кому мы бежим с радостью или с горем? Кто на всю жизнь остаётся самым близким другом для нас? Конечно, мама».

Согласись, по этим трём строкам уже понятна наша позиция: мы согласны с тезисом «Мир держится на ласке матерей».

Кстати, ещё один приём, который можно использовать — эпиграф. Это фраза известного человека, отрывок из художественного произведения, пословицы или поговорки, подходящие под тему. К примеру, в нашем сочинении в качестве эпиграфа можно было бы взять слова Виктора Гюго «Руки матерей сотканы из нежности — дети спят на них спокойным сном».

Совет: если идея эпиграфа тебе понравилась, то можешь заранее подготовить один-два примера к каждой из тем для итогового сочинения 2022.

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.

Основная часть в сочинении-рассуждении

Самая важная и самая объёмная — основная часть сочинения. Здесь тебе необходимо привести аргументы и убедить читателя в верности твоего мнения. И мы снова вспоминаем про «правило трёх»: приводим три аргумента. Желательно, чтобы аргументы были разноплановыми. Универсальная «схема» аргументирования — это наука, искусство и личный опыт (не воспринимай это очень буквально, мы говорим в общих чертах).

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Например: «К теме материнства обращались и многие русские поэты и писатели. Сергей Есенин посвятил маме многие свои стихотворения, например, „Письмо к матери“. Образ матери присутствует и в стихотворении Николая Некрасова „Внимая ужасам войны“, где автор пишет о боли и бесконечной любви тех матерей, чьи сыновья погибли на войне. Однако моё любимое произведение о маме — это стихотворение Расула Гамзатова „Мама“, которое пропитано искренной нежностью и любовью лирического героя к своей маме…»

В качестве третьего аргумента используй личный опыт, историю, связанную с мамой. Возможно, был какой-то особый случай, когда мама была рядом? Или расскажи о том, как мама всегда поддерживает тебя и поэтому ты не боишься пробовать новое и ошибаться. Такая история из жизни добавит в сочинения «живости» и искренности.

Так как это сочинение-рассуждение, важно, чтобы прослеживался ход твоих мыслей, рассуждений. Используй маркеры, которые помогут структурировать текст: допустим, например, во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь. Также не забывай использовать следующие конструкции: «Я считаю, что…», «Но если посмотреть с другой стороны…», «По статистике…», «На мой взгляд…», «Как мне кажется…» и так далее.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Например: «Мама — это не просто первое слово. Мама — это первый человек в нашей жизни. Она всегда рядом и всегда поддержит. Психологи утверждают, что отношения с мамой в детстве напрямую влияют на нашу дальнейшую жизнь. Поэты и писатели восхваляют матерей в своих произведениях. Я же хочу сказать, что мама — самый важный человек для меня, ведь без неё я бы никогда не справился с трудностями. Именно поэтому я считаю, что не только я, но и весь мир держится на ласке наших матерей…»

Надеемся, наши советы помогли разобраться тебе в том, как правильно выстраивать сочинения такого плана. Конечно, рассуждать на различные темы не так-то просто, именно поэтому важна твоя эрудированность: больше читай, изучай, интересуйся различными сферами. И тогда никакое сочинение-рассуждение не будет для тебя «страшным сном».

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Источник

Сочинение ОГЭ по русскому языку

Разбираем на примере 2021 года

Как должно быть построено сочинение?

Рассуждение состоит из следующих частей:

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить потери баллов.

Как оформлять примеры в сочинении?

Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца.

Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть:

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

План написания сочинения 9.1

План написания сочинения 9.2

Типовые конструкции для аргументации

Смысл данного отрывка (финала текста, фразы из текста…) я понимаю так: … (толковать смысл своими словами). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … (автор).

Так, в предложении …(номер предложения) говорится о том, что … (вкратце о первом аргументе). Это свидетельствует о … (микровывод по первому аргументу).

Кроме того, в … (номер предложения) предложении … прослеживается мысль о том, что …. (второй аргумент).Вот подтверждение моей мысли (микровывод по второму аргументу).

Таким образом, мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…). (Вывод по теме).

Задание 15.2

Смысл финала текста я понимаю так: школьники ранили в сердце старую женщину, украв у неё письмо погибшего сына, которым мать очень дорожила, которое было для неё единственной памятью о сыне. Мне кажется, слепая женщина только этим и жила. А когда она поняла, что письма нет, для неё мир полностью опустел. Докажу это утверждение примерами из текста.

В предложениях 24 и 33 говорится, что женщина слышала теперь плохо, потому что разговор с детьми, а особенно голос девочки с вызывающей агрессией, сильно обеспокоил и обидел её. Слепая женщина оглохла, оглохла и душой.

Когда Анна Федотовна узнала об отсутствии письма, прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но не смогла поговорить со своей душой о сыне, так как она была пуста (предложение 51). Теперь уже сын погиб для неё навсегда, исчезла из души память о сыне.

Таким образом, мне удалось доказать, что значит «…и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа».

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы текста: «Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников».

Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

Во-первых, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда». Это значит, что, глядя на выступающих детей, моряки утверждались в вере в победу и жизнь.

Во-вторых, в предложении 16 автор замечает, что «дети…были глубоко потрясены войной». Но дух их был не сломлен. Презирая опасность, они пробирались к Дворцу пионеров, чтобы снова быть вместе и выжить в этой страшной блокаде.

В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

План написания сочинения 9.3

1. Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.
2. Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).
Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…
3. Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он…

Типовые конструкции для аргументации

Что такое …? На мой взгляд, … – это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В данном тексте …(автор) рассказывается о том, что … Об этом говорится в … предложении. По-моему, … (микровывод по первому аргументу).

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …, мне хотелось бы привести пример из жизни. ….(микровывод по второму аргументу).

Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения).

Задание 9.3

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это доброта, отзывчивость, гуманность, вежливость, готовность помочь окружающим. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

Б. Васильев рассказывает в данном тексте о том, что две девочки и мальчик украли у Анны Федотовны, старой слепой женщины, самое дорогое, письмо с фронта погибшего сына. Дети, совершив бесчеловечный поступок, вышибли из сердца матери память о сыне. У неё уже ничего не осталось о сыне, «он погиб навсегда» (предложение 52). По-моему, никак нельзя назвать человечным поведение ребят. Это очень подло.

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мы со своими одноклассниками оказываем посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов и пожилым людям. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?»

Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой.

Так, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу.

Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.

В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.

Источник

Как оформлять и как писать сочинение рассуждение по русскому языку

Сочинение-рассуждение – отличная форма проверки знаний, ведь именно в таком виде сочинения вы можете не только блеснуть грамотностью, но и раскрыть всю глубину своего понимания чего-либо, будь то литературное произведение или какой-либо жизненный феномен.

С этой статьей часто читают:

Сочинение-рассуждение на ЕГЭ
Сочинение-рассуждение ОГЭ 15.1
Сочинение-рассуждение ОГЭ 15.2
Сочинение-рассуждение ОГЭ 15.3

Однако, у учащихся часто возникает вопрос: как писать сочинение-рассуждение? Первое, что вы должны знать: чего от вас ждет учитель.

Когда вам задают сочинение-рассуждение по литературному произведению, то, в первую очередь, хотят проверить следующие умения:

Таким образом, для того, чтобы написать сочинение-рассуждение, вы, как минимум должны владеть нужной информацией (прочитать литературное произведение, либо несколько статей по предложенной теме), а также составить свое собственное мнение об этой информации. Здесь начинается основной этап – оформить свое мнение на бумаге в виде сочинения-рассуждения. Иными словами, вам предстоит грамотно аргументировать собственную точку зрения на предложенную тему.

Не забывайте, что ваша точка зрения многое говорит о вас, как о личности, постарайтесь отстаивать лишь те позиции, которые можно обосновать. Вы думаете, что только вы не согласны с автором и большинством? Вы думаете, что быть оригинальным – половина успеха? Возможно, но только в том случае, если у вас есть, что сказать в защиту своего мнения, и эти факты не взяты с потолка.

Что такое сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение состоит из ваших мыслей, гипотез, высказываний, которых затем следует доказать. Последний этап написания сочинения-рассуждения – обобщение.

В ЕГЭ будет дан текст, в котором изначально необходимо выделить проблему, а затем подтвердить ее примерами из литературы, истории, кино, жизни. После аргументации обязательно пишется заключение.

В ОГЭ также дается текст. После него, на выбор будут предложены три темы, касающиеся данного текста. Каждая тема отличается требованиями к ученику: в одной проверяются знания грамматики, в другой – знания терминов, означающих какие-либо чувства, моральные качества, оценка духовности ученика и т.д.

Схема написания сочинения-рассуждения по русскому языку.

Как составить план и оформить сочинение

Как оформить сочинение? Делать это надо по определенному плану:

Этот план является универсальным для оформления сочинения-рассуждения.

Внимание! В пункте «тезис» может быть от 1 до 3 абзацев: вступление, расшифровка терминов, комментарий, актуальность. Если проблема выбрана не вами, а автором текста, то необходимо написать комментарий.

Как правильно писать сочинение

Как писать текст, чтобы он заинтересовал людей, которые будут его читать. В сочинении-рассуждении важно четко и грамотно представить ход своих мыслей, так как именно это интересует проверяющих.

Старайтесь избегать длинных предложений. Лучше разбить сложные на несколько простых.

Еще одно правило: не переписывайте предложения из текста, чтобы избежать чрезмерного цитирования. Для того, чтобы продемонстрировать опору на текст, можно указать номера предложений, в которых вы видите главное, в круглых скобках.

Что такое тезис в сочинении

Как начать сочинение? Лучше всего с тезиса. Тезис – это ваши мысли, сформулированные в краткой форме, буквально в одно предложение. От того, как вы оформите тезис, будет зависеть содержание всего сочинения. Обозначить ваши мысли следует в первой части сочинения, причем это предложение не должно иметь иного смысла.

Внимание! Ваш тезис должен быть обязательно доказан, в противном случае все сочинение не будет зачтено. Причем доказательство не должно исходить из самого тезиса.

Как начать сочинение

Оно включает в себя все самое лучшее: и сочувствие, и сопереживание, и взаимопомощь и т.д. А зло – это антоним к слову «добро», поэтому это отрицательная черта характера. Обычно после прочтения текста приходит и мысль о том, как начать сочинение.

После этого можно приступать к формулированию тезиса и рассуждению об актуальности, важности этой проблемы. Например: я считаю, что автор прав в том, что добрых, понимающих, бескорыстных людей не так уж и много. Каждый старается улучшить свою жизнь, поэтому некоторые люди ради своего благосостояния готовы идти по головам.

На этом можно закончить вводную и тезисную часть и перейти к аргументации. Можно использовать речевые клише: эта тема волновала многих писателей. Среди них был и (имя и фамилия автора), который написал произведение (название). Это произведение является яркой иллюстрацией данной проблемы, так как…

Как закончить сочинение

Для того, чтобы ваши слова были убедительными, можно использовать призыв к действию. Например: давайте быть добрее друг к другу! Берегите природу! И т.д. Важно заранее продумать, как закончить повествование.

«Сочинение-рассуждение в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку» (задание 15.3). 8 класс.

«Сочинение-рассуждение в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку» (задание 15.3). 8 класс.

сформировать у школьников навыки написания сочинения — рассуждения на морально-этическую тему.

формирование умения учащихся понимать основную мысль текста, выражать свою точку зрения на тему, приводить аргументы;

— формирование навыков написания сочинения-рассуждения, обладающего всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

— усвоение учащимися морально-этического понятия «человечность»;

-развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме.

: памятки для учащихся, презентация урока, иллюстрации, раздаточный материал.

Эпиграф: «Моя повесть …. есть факт сопротивления безжалостности, бесчеловечности».

I. Организационный момент урока.

II. Цели и задачи урока.

Задание. 15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй– из Вашего жизненного опыта.

III. Актуализация знаний. Слово учителя.

-Тезис. Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

-Вывод. Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

2. Остановимся подробнее на этапах. (Слайды).

I. Вступление. Тезис.

По условию задания тезисом является сформулированное определение.

Есть разные способы толкования лексического значения слова.

Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.

Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

II. Переход к рассуждению.

Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:

Основная часть. Аргументы

В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента:

1) из указанного текста;

2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).

Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:

III. Заключение. Вывод

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.

Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами : значит, итак, следовательно, таким образом

или речевым клише :
мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного
и т.д.

VI. Анализ текста. (Слайды).

1. Познакомимся с текстом, проанализируем его.

(1) Это было в сорок первом году. (2) Тёмная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. (3) Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода.

(4) В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (5) Была ночь.

(6) – Здесь есть пища, — сказал Николай Петрович, сутулый, жёлтый от болезни человек.

(7) Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8) Но скоро мы увидели и другое. (9) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. (10) Там шевелилось что-то чёрное, и ухало, и кричало. (11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. (12) Здесь начиналась очередь.

(13) Мы стояли и смотрели на окна. (14) Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. (15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. (16) И нам было видно, как он нервно вздёргивает острые плечи. (17) И голос унего был слабый, голос чахоточного человека. (18) Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать.

(19) А люди вдруг зашевелились. (20) Они подались назад, и маленькая трещинка расколола чёрную толпу. (21) А потом мы увидели ещё: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. (22) Человеческий коридор…

(23) Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. (24) А тогда – мы шли через него, качающийся, живой, трудный. (25) И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. (26) И яркий свет вдали. (27) Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краёв дымящиеся тарелки.

Анатолий Игнатьевич Приставкин

(1931-2008) — русский писатель, общественный деятель. Широкую известность А. Приставкину принесла повесть «Ночевала тучка золотая…»(1987), поднимающая важные нравственные проблемы – война, детство, жестокость мира и людей.

Детей почти месяц везли в вагонах товарняка, в день выдавали по кусочку хлеба. В Челябинске, куда их привезли, на станции находилась столовая, которую осаждали беженцы, и ребята не могли пробиться через эту толпу взрослых. Тогда их воспитатель Николай Петрович стал кричать людям, чтобы они пропустили детей. И произошло чудо: они прошли сквозь толпу по освободившемуся пространству, как по коридору, — дети не видели лиц, просто чувствовали, что защищены, что их никто не раздавит. Эта тема легла в основу первого рассказа Анатолия Приставкина – “Человеческий коридор”.

4. Выполнение заданий А 1-4, В 1-12. (Слайды).

А 1. Почему случай, произошедший в Челябинске в 1941 году, навсегда запомнился А.И.Приставкину?

1) Он в первый раз увидел незнакомый город.

2) Он был потрясён великодушием и самоотверженностью людей.

3) У него появилось много новых друзей, его сверстников.

4) Он в первый раз ехал на поезде.

— Кто проявил человечность? Почему автор пишет о них с уважением и благодарностью? —Подтвердите свои размышления цитатами из текста.

Описанные автором события происходят в сложное для страны время – в годы Великой Отечественной войны, в 1941 г. Это было самое сложное время, так как советская армия несла огромные человеческие потери, многие населенные пункты были оккупированы врагом. Многие эвакуировались в Сибирь, на Урал, в Азию. Но даже в этих тяжелых условиях люди не забывали о проявлении человечности, о доброте, сострадании и милосердии. Примером этому являются воспоминания рассказчика, который, будучи ещё ребенком, навсегда запомнил, как «какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. Человеческий коридор». Никогда рассказчик не забудет тех «больших и верных людей», а также «яркий свет вдали», когда детям «отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краев дымящиеся тарелки», а в сердцах и душах ребятишек вместо страха появилась надежда и любовь.

А 2. Какое средство художественной изобразительности писатель использовал в предложении 20?

1) эпитет; 3) олицетворение; 3) сравнение; 4) метафору

-В рассказе А.И.Приставкина «Человеческий коридор» из книги «Военное детство» мы видим блестящий пример умолчания

, являющегося смысловым и эмоциональным центром всего рассказа.

Писатель мог привести в рассказе размышления о том, сколько лишений уже перенесли беженцы, как они потеряли свои дома и своих близких, как наголодались в долгой дороге, сколько они простояли в очереди за порцией горячей каши, которой им теперь могло не хватить, потому что они уступили свою очередь детям, но он не написал об этом. Не написал он и о том, как ели эту кашу голодные дети. Он выбрал умолчание – и это потрясает до глубины души.

А 3. Почему в рассказе пища неоднократно называется жизнью

1) В ресторане была дорогая, изысканная пища.

2) Дети не знали, какие именно блюда раздавали в ресторане.

3) Для голодных, измученных детей горячая пища была крайне необходима.

4) Всем беженцам, которым удалось поесть в ресторане, блюдо очень понравилось.

-В военные годы голод настигал и детей, и взрослых. Для детдомовских сирот еда была главной доминантой жизни. Контакт со взрослыми начинается с этого: не отнял, а накормил, значит, «хороший», можно довериться.

А 4. Укажите, в каком значении употребляется слово «слабый» (предложение 17).

1) не тугой, не плотный

3) отличающийся малой силой, мощностью

4) плохой, неискусный

Самостоятельная работа учащихся.

В 1. Из предложений 7-9 выпишите слова с безударными гласными в корне, НЕ ПРОВЕРЯЕМЫМИ ударением.

В 2. Из предложений 13-18 выпишите слова, правописание ПРИСТАВОК в которых зависит от глухости (звонкости) звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

В 3. Из предложений 7-12 выпишите слово, в состав которого входят ДВА КОРНЯ.

В5. Определите тип односоставного предложения 22.

В 6. В данных предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТАХ.

Тёмная и суровая Москва, (1) спасая нас, (2) детей, (3) от войны, (4) погрузила в поезда и отправила в Сибирь. Мы ехали медленно, (5) задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода.

В 7. Из предложения 15 выпишите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

В 8. Замените словосочетание ОТ НЕДОСТАТКА КИСЛОРОДА(предложение 3), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласования. Напишите получившееся словосочетание.

В 9. В данных предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при УТОЧНЯЮЩЕМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕ.

Там шевелилось что-то чёрное, (1) и ухало, (2) и кричало. Ближе к нам,(3) прямо на рельсах, (4) стояли, (5) сидели, (6) лежали люди.

В 10. Среди предложений 8–13 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

В 11. Из предложения 14 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВЫ.

В 12. Укажите количество грамматических основ в предложении 23.

А1 2
А2 4
А3 3
А4 3
В1 вокзал, ресторан
В2 раздавали, вздергивает
В3 многотысячная
В4 медленно
В5 назывное
В6 1,4,5
В7 потом встал
В8 от кислородного недостатка
В9 3,4
В10 10,11,13
В11 было тепло, раздавали
В12 3

V. Работа по написаниюсочинения-рассуждения.

1.-Вспомните, что помогает определить проблему текста? На что необходимо обращать внимание в первую очередь? (

На заглавие: «Человеческий коридор», на ключевые слова во вступлении и в финале
).
«Почему рассказ назван «
Человеческий коридор
»?

-Назовите ключевые слова («Человеческий коридор», «страдая от голода», «больших и верных людей», «отвалили по целой порции жизни»).

-Итак, мы уже можем сформулировать проблемы текста.

В таких жестоких условиях дети получали уроки вечных ценностей: человечности, нравственности, добра, справедливости, сострадания.

2.ШАГ 1. Формулируем ТЕЗИС. Даём определение слову ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ и комментируем его.

-Попробуйте написать вступительную часть сочинения, работая по группам. Самостоятельная работа учащихся. (

Первая – в виде риторических вопросов, вторая – в виде лирического отступления, третья — в виде прямого заявления проблемы).

и примерами-аргументами из указанного текста (и вашего жизненного опыта); в тексте названо несколько отличительных признаков слова
человечность
, но не нужно в определении перечислять все признаки, укажите только тот, который можно проиллюстрировать примером из текста.

Объясняя смысл слова человечность

, избегайте такой формулировки:
человечность — это когда … ;
в)- Выстраивайте своё определение по следующей СХЕМЕ: а) назвать понятие
(человечность)
, б) назвать более широкое понятие
(
например,
проявление)
, в) указать отличительный признак
(
например,
проявление чего…);
г) (Слайды).Другие варианты определения слова
человечность
:

– гуманность, человеческое отношение к окружающим.(
Толковый словарь русского языка Ушакова).

– моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств — благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность.
(Философский словарь).

— гуманность, человеколюбие; гуманизм, человечественность, доброта, добротолюбие, отзывчивость. Ant. мизантропия, человеконенавистничество.

(Словарь русских синонимов).

— гуманизм, гуманность, человеческое отношение к окружающим. В общем смысле — система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий. Человек — социальное существо, то человечность — это требуемое поведение в социуме.

Самостоятельная работа учащихся. (Человечность – это проявление сострадания, милосердия, сочувствия, желание бескорыстно помочь другому.) (Слайды).

Что входит в комментарий? Попробуйте ответить на вопросы:

-Постарайтесь передать содержание текста, но помните, что пишете не изложение, а сочинение, поэтому необходимо передать идеи автора своими словами. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, как действуют герои, а комментируя, мы говорим о том, что стремится донести до нас автор.

з) Самостоятельная работа учащихся. Вступление.(Человечность – это проявление сострадания, милосердия, сочувствия, желание бескорыстно помочь другому. К сожалению, люди часто забывают о человечности, проявляю по отношению к другим равнодушие, черствость, эгоизм. Такого быть не должно! Аргументируя свой ответ, приведу два примера, подтверждающих мои рассуждения.( 33 слова)).

и) -Проверим по критериям оценивания.

Самостоятельная работа учащихся.

С3К1 Толкование значения слова. (Слайды).

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 б.

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение,

не прокомментировал его –
1 б.
Экзаменуемый дал неверное определение или

толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует –
0 б.
3.ШАГ 2. Приводим АРГУМЕНТ из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения.

4. ШАГ 3. Приводим АРГУМЕНТ из собственного жизненного опыта.

Проявления человечности в повседневной жизни.

-Почему рассказ М.Шолохова подходит к теме сочинения?

в) Самостоятельная работа учащихся Аргумент 2. ( Во-вторых, на уроках литературы мы читали и обсуждали рассказ М.Шолохова «Судьба человека», в котором говорится о солдате, побывавшем в немецком плену и потерявшем на войне всю свою семью. Но Андрей Соколов не ожесточился сердцем и усыновил чужого мальчика. Такой поступок является ярким примером человечности, великодушия и сострадания.( 34 слова)).

(В наше время не так трудно встретить пример человечности, доброго отношения к людям. На юго-востоке Украины идет настоящая война. С бомбежками, жертвами, голодом и беженцами. Россия помогает жителям Донбасса. Постоянно отправляются гуманитарные конвои с медицинскими препаратами, продуктами и всем необходимым. Казалось бы, все необходимое за нас делает государство. Но в средствах массовой информации постоянно рассказывают о людях, добровольно оказывающих помощь. Все помогают по-разному. Кто-то дает приют целым семьям беженцев, кто-то принимает в семью осиротевшего ребенка, а кто-то отправляет целый грузовик с обогревательными приборами.).

г) -Критерий оценивания.

Самостоятельная работа учащихся

С3К2 Наличие примеров-аргументов (Слайды).

экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста –
3 б.

ШАГ 4. Формулируем ВЫВОД

а) Самостоятельная работа учащихся. Вывод.(Итак, человечность – это нравственная основа нашей жизни. Мы должны помнить, что главное в жизни – оставаться Человеком с большой буквы в любой ситуации, так как человек жив не заботой о себе, а любовью и состраданием к другим людям.(27 слов)). (Слайды).

Всего в сочинении 151слово (минимальный объём — не менее 70 слов).б) -Критерий оценивания.

(Слайды). Самостоятельная работа учащихся

С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста –2б.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но

допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста –
1 б.
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но

допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста –
0 б
.

в) -В сочинении должно быть как минимум 3 абзаца!

В данной работе получилось 4 абзаца: 1. Объяснение смысла предложений из текста. 2. Аргумент 1. 3. Аргумент 2. 4. Вывод.

VI. Итоги урока. — Чему был посвящен урок?

VII. Домашнее задание.

Написать 2 аргумент, повторить теоретический материал.

Вводные слова для сочинения-рассуждения

Как писать сочинение, чтобы оно понравилось экзаменаторам? Рассмотрим возможные вводные слова для сочинения-рассуждения:

I часть. Введение

III часть. Заключение

Внимание! В аргументации клише и вводные слова будут не совсем уместны, так как в зависимости от темы, они меняются.

Функции вводных слов.

Применение конструкций вводными словами

Используя вводными выражения говорящий может выразить практически любую свою эмоцию и показать отношение к предмету или объекту. Итак, для чего используются вводные фразы в письмах и в разговоре на английском языке:

I am convinced, there are not people who can speak English, there are people who don’t want. – Я убежден, в том, что нет людей, которые не могут говорить на английском, есть люди, которые не хотят.

Unfortunately, I can not visit my sick friend today. – К несчастью, я не могу навестить моего больного друга сегодня.

Actually, it is not difficult to study 15 new English words every day. – На самом деле, не трудно выучить пятнадцать новых слов на английском каждый день.

Until now it was easy to do laboratory work, but the final stages are more difficult that I thought. – До сих пор было просто выполнять лабораторную, но завершающие этапы оказались труднее, чем я думал.

Firstly, I would like to discuss the problems related to reproductive health. – Во-первых, я бы хотел обсудить проблемы, связанные с репродуктивным здоровьем.

I will say you my secret, on the condition you should never say to someone about it. – Я скажу тебе свой секрет, при условии, что ты не должна сказать кому-либо о нем.

All things considered, I can say that smoking should be banned in public places. – Принимая всё во внимание, я могу сказать, что курение должно быть запрещено в публичных местах.

Сочинение для ОГЭ

Сочинение для ОГЭ отличается тем, что вы сами можете выбрать на экзамене тему из предложенных. Но в любом случае оно должно иметь опору на текст. Поэтому структура этой работы будет такая:

Темы различаются по требованиям к ученику:

Как и писать и на какую тему, ученик выбирает самостоятельно, предварительно оценив свои возможности.

Схема построения сочинения-рассуждения.

Текст рассуждение. Примеры текстов

Я думаю, что автор данного текста хочет показать читателям проблему становления личности, роль семьи и атмосферы в доме, в этом сложном и длительном процессе.

В приведенном отрывке мы видим, что ссоры между членами семьи негативно влияют на ребенка и калечат его душу: каждое грубое слово уничтожает беззаботное детство (предложение 10) и, мне кажется, это отражается не только на характере, но и на дальнейшей судьбе человека.

Эта тема очень актуальна, так как касается каждого из нас. Я думаю, что автор абсолютно прав. Безусловно, на человека влияют и многие другие факторы: мода, друзья, общество, эпоха. Но первоначальное представление о мире закладывается именно в семье.

Тема влияния семьи на процесс формирования индивидуальных качеств личности освещается во многих известных произведениях. К примеру, роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» тоже затрагивает эту проблему. Здесь мы видим благополучную семью Ростовых. В их доме всегда царит гармония, а родители чрезмерно заботятся о своих детях. Безусловно, это отразилось на характере главной героини произведения. Наташа Ростова показалась мне избалованной и легкомысленной девушкой, которой неизвестно, что за свои поступки необходимо нести ответственность. В какой-то мере это вызвало у меня отвращение, так как я прагматичный и ответственный человек.

Еще одно произведение, которое иллюстрирует данную проблему – это «Обломов» Гончарова. Здесь есть два героя, которые являются абсолютно противоположными личностями. Один из них – Илья Обломов, который рос в любви и благополучии, он ни в чем не нуждался. Его жизнь была прекрасна до тех пор, пока он не остался один на один с жестокостью реального мира. И мы видим, что Обломов не стремится исправить свое положение, совсем наоборот: он продолжает целыми днями лежать на диване и мечтать о беззаботной жизни в Обломовке. Неизвестно что случилось бы с Ильей Обломовым, если бы в его дела не вмешался Штольц. Родители Андрея хотели видеть в своем сыне воспитанного, образцового мужчину, который смог бы постоять за себя, поэтому они были требовательны к нему. И в итоге мы видим, что оба героя нашли свое место в жизни, но более успешным и счастливым я считаю Андрея Штольца.

На основе этих аргументов можно сделать вывод, что семья и дом имеют огромное значение в процессе становления личности и дальнейшей судьбе человека.

Подготовка к сочинению рассуждению ОГЭ

Общие рекомендации. Как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку

Для того, чтобы набрать высокий балл за сочинение – самое высоко оцениваемое задание, необходимо подготовиться к нему

заранее. Напишите несколько сочинений до экзамена, чтобы быть уверенным в своем успехе. Личные примеры отлично помогают
сосредоточиться
в нужный момент.

Вводные слова в английском языке (introductory words) применяются для того, чтобы устная или письменная речь стала более яркой. Таких слов в английском языке, как и в русском, имеется большое количество. Такие приемы используются в устной речи при возникновении пауз или приданию предложениям благозвучия, а в письме – для написания красивого и эмоционального эссе или письма.

Вводные слова названы так, поскольку они употребляются в начале конструкции предложения. Они не несут никакой смысловой и грамматической нагрузки. Вводные фразы на английском придают экспрессивность разговору, но, если их отбросить, смысл разговора никак не изменится.

When the weather is fine we can go to the sea or friends and at last stay at home. – Когда погода хорошая, мы можем поехать к морю или к друзьям, или, наконец, остаться дома. (наконец = и еще)

Также рассматриваемая конструкция может стоять в конце предложения. В этом случае говорят о «завершающих словах». Они помогают не только выразить отношение говорящего к разговору или событиям, речь о которых идет, но и направить диалог в нужное русло.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как легко написать сочинение рассуждение, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как легко написать сочинение рассуждение", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как легко написать сочинение рассуждение:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *