Где обучался Лермонтов (все учебные заведения)?
Где обучался Лермонтов (все учебные заведения)?
В Москве, Благодарный пансион.
Он переехал в Петербург там поступил в школу юнкеров.
Через 2 года он был зачислен корнетом в кусарский полк.
Как раньше называли каникулы в учебных заведениях из сказка чёрная курица?
Как раньше называли каникулы в учебных заведениях из сказка чёрная курица?
В Какое учебное заведение поступил михаил Юрьевич Лермонтов в 1830 году?
В Какое учебное заведение поступил михаил Юрьевич Лермонтов в 1830 году.
Как называется учебное заведение в котором Александр Сергеевич Пушкин провел 6 юношеских лет?
Как называется учебное заведение в котором Александр Сергеевич Пушкин провел 6 юношеских лет?
Чему обучали в лицее Пушкина?
Чему обучали в лицее Пушкина?
Помогите?
По рассказу «хирургия»
Как звали Вонмигласова?
2. На что была похожа издали бородавка.
3. Что вынул Вонмигласов из красного платочка?
4. В какой день недели Вонмигласов к Курятину?
5. Какую книгу цитировал Вонмигласов в разговоре с Курятиным?
6. Кем был Александр Иванович Египетский?
7. В каком учебном заведении учился Вонмигласов?
8. Как звали раньше ученика того заведения?
В каком из этих учебных заведений учился Лермонтова) Московский университетский благородный пансионб)московский университетв)Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкероввыбирать надо из эт?
В каком из этих учебных заведений учился Лермонтов
а) Московский университетский благородный пансион
в)Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров
выбирать надо из этих вариантов :
срочно и точно ( желательно ).
1 вариант1?
Укажите, какое учебное заведение закончил каждый из поэтов :
А) Царскосельский лицей
В) Лицей имени Кирилла и Мефодия
Г) Благородный пансион.
Кто такой Лермонтов?
Кто такой Лермонтов?
В каком учебном заведении учился Вонмигласов из рассказа Чехова «Хирургия»?
В каком учебном заведении учился Вонмигласов из рассказа Чехова «Хирургия»?
Кто такой Лермонтов?
Кто такой Лермонтов.
Без труда не выловишь рыбку из пруда ну как подходит.
Идея : «В этом мире условности стоят выше человеческого счастья».
Родился Константин Георгиевич 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной мещанской семье. Однако в первые годы своей жизни Паустовский много переезжал вместе с родителями. Образование получил в классической гимназии Киева. Во времена учебы в ги..
1. Любовь. 2. Настоящая, искренняя. 3. Заботится, радует, жертвует. 4. Любовь утверждает торжество человеческих ценностей. 5. Истинная ценность.
Кого андересена если его то научила что не надо только и делать что говорить хочу.
1)Зевс, Геракл, Посейдон, Аид, Гера, Аполлон, Артемида, Афина, Гермес, Арес, Афродита, Эрот, Гефест, Деметра, Дионис и т. Д. ; др. Рим. : Марс, Венера, Амур, Вулкан, Меркурий, Нептун, Диана, Минерва, Юнона, Геркулес, Юпитер и т. Д. 2)Ахилл, Одиссе..
1. Где и когда родился Лермонтов? 2. Кто занимался его воспитанием? 3. Где учился Лермонтов? 4. Назовите причину по которой,
Ответ или решение 1
1. М.Ю. Лермонтов родился в 15-го октября 1814-го года в Москве.
2. Лермонтов в три года остался без матери, после чего его воспитывала бабушка — Елизавета Арсеньева (урождённая Столыпина). Она была властной женщиной и редко позволяла отцу общаться с сыном.
3. Обладая хрупким здоровьем, Лермонтов сначала обучался на дому, так как бабушка «имела возможность тратить на учителей по 4 тысячи в год». Они подготовили его для поступления в университетский благородный пансион сразу в 4-ый класс — там он учился с 1828-го по 1829-ый годы. В 1830-м году он поступил в МГУ сначала на «нравственно-политическое», затем переводится на «словесное» отделение, но не проучился там и двух лет из-за конфликта с профессором и написал «прошение» об отчислении. Так как ему не удалось продолжить обучение в университете Санкт-Петербурга, по настоянию родственников он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, где пробыл два года и вышел из неё корнетом в 1834-м году.
5. Официальной причиной второй ссылки является дуэль Лермонтова с Э.Барантом, но истинная причина — его либеральные взгляды и вольнолюбивая лирика, которые вызывали неприязнь императора Николая I и правящей верхушки.
6. В период второй ссылки Лермонтов участвовал в боях, в том числе и в сражении у реки Валерик. За «мужество и хладнокровие» он сначала был представлен в ордену Св. Станислава III степени, вышестоящее начальство снизило его заслуги и заменило награду на орден Св. Владимира IV степени, но Николай I отменил и эту награду. Лермонтов не получил ни ордена, ни золотую полусаблю, которой его пытался наградить генерал П.Х. Граббе.
7. Основные темы творчества: одиночество, пессимизм, изгнание, неприкаянность, несчастливая любовь, поиск смысла жизни, предназначение поэта и поэзии, поэт и толпа, любовь к природе и Родине.
8. Лермонтов был застрелен на дуэли Николаем Мартыновым 27-го июля 1841-го года в Пятигорске.
Учеба в Московском университете Лермонтова. 1830-1832 годы
Лермонтов — любимый мой писатель, с которым мы познакомились на уроках литературы. Читать о его жизни было так же интересно, как и читать его произведения, поэтому я с удовольствием изучала его биографию. Знакомясь с биографией Михаила Юрьевича, останавливались мы и на годах учебы писателя в Московском университете. До поступления в ВУЗ, Лермонтов закончил благородный пансион, где начал пробовать писать и печататься. Продолжил свое творчество он и в высшем учебном заведении, где учился с 1830 по 1832 годы.
Годы учебы Лермонтова
Учеба Михаила в Москве началась в 1830 году, когда будущий известный писатель успешно сдал экзамены, поступив на нравственно-политическое отделение. Лермонтов много читает, но самое главное, пишет стихотворения, драмы и поэмы. И это было самым любимым его занятием. Уже в году в 1830 году печатает он знаменитое стихотворение Весна. Появилось оно в журнале Атеней. Но это только одна из его работ, ведь будут и другие.
Учеба Михаилу Юрьевичу хорошо дается, да и в светской жизни он активно принимает участие. И пишет. Из-под его пера, в годы учебы в университете в Москве, появляется драма Странный человек, позже он пишет поэму Ангел смерти, что посвятил Верещагиной.
Лермонтов выделялся среди студентов московского ВУЗа своими свободолюбивыми и дерзкими речами, которые не приветствовали профессора. Возможно это и послужило причиной ухода поэта из университета, ведь уже 1832 году Лермонтов пишет прошение об увольнении. Кстати, уход писателя из университета совпадает с выходом в свет его работы Измаил-Бей.
Летом писатель с бабушкой в 1832 году уезжают в Петербург. Так начался новый виток жизни в его биографии.
Тест с ответами: “Творчество М.Ю.Лермонтова”
I вариант.
1. Год рождения Лермонтова:
а) 1815
б) 1814 +
в) 1799
2. Детство писателя прошло в:
а) Тарханах +
б) Абрамцево
в) Пенатах
3. Кто воспитывал писателя:
а) тётя
б) папа
в) бабушка +
4. В какое учебное заведение в 1830 году поступил Лермонтов:
а) в Московский университет +
б) в Петербургскую академию
в) в Царскосельский лицей
5. После какого произведения к Лермонтову пришла популярность:
а) “Герой нашего времени”
б) “Парус”
в) “Смерть поэта” +
6. Лермонтов посвятил стихотворение “Смерть поэта”:
а) всем русским поэтам того времени
б) Пушкину +
в) Жуковскому
7. Как называется горный массив, столь любимый Лермонтовым и сыгравший в его жизни немаловажную роль:
а) Альпы
б) Уральские горы
в) Кавказ +
8. Из первой ссылки писатель возвращается благодаря бабушке и заступничеству:
а) Жуковского +
б) Ермолова
в) Бенкендорфа
9. Причина, по которой Лермонтова отправили во вторую ссылку:
а) критика императора
б) сатирический стих о России
в) дуэль с сыном французского посла +
10. Какое из представленных произведений не принадлежит Лермонтову:
а) “Бородино”
б) “Руслан и Людмила” +
в) “Мцыри”
11. Где и как погиб писатель:
а) в Пятигорске на дуэли +
б) в Тарханах от болезни
в) в бою при Валерике
12. Данное произведение сделало Лермонтова знаменитым:
а) «Парус»
б) «Герой нашего времени»
в) «Смерть поэта»+
г) «Маскарад»
13. В каком возрасте погиб Лермонтов:
а) 26 лет +
б) 20 лет
в) 30 лет
14. Обозначение слова “Мцыри”:
а) рыцарь
б) имя
в) постриженик +
15. В чем Мцыри упрекает монаха:
а) в том, что тот его спас и воспитал, и ему пришлось вырасти вдали от близких, не зная ни отца, ни матери и томясь постоянной тоской +
б) в том, что тот позволил русскому генералу его оставить
в) в том, что тот оставил его послушником в монастыре и учил ни о чем не думать, кроме Бога
16. Печорин в произведении “Герой нашего времени” был ветераном этой войны:
а) Русско – турецкой
б) Кавказской +
в) Крымской
17. О чем рассказывается в новелле “Бэла” произведения “Герой нашего времени”:
а) о контрабандистах
б) о том, как Печорин стреляется на дуэли с Грушницким
в) о том, как Печорин от скуки влюбляет в себя красивую дикарку, которую потом в отместку закалывает враг Печорина Казбич +
18. Где происходит действие новеллы “Княжна Мери” в произведении “Герой нашего времени”:
а) в Кишеневе
б) в Пятигорске +
в) в Кисловодске
19. Последняя новелла “Фаталист” произведения “Герой нашего времени”, названа в честь:
а) Печорина
б) Максима Максимовича
в) Вулича +
20. Кто произносил воодушевляющую речь перед солдатами в стихотворении “Бородино”:
а) штаб – генерал
б) полковник +
в) капитан
II вариант.
1. Годы жизни Михаила Юрьевича Лермонтова:
а) 1814—1841 гг. +
б) 1824—1849 гг.
в) 1812—1837 гг.
2.Где родился поэт?
а) В Москве+
б) В Пятигорске
в) В Петербурге
г) В Тарханах
3. Согласно стихотворению ” Бородино”, “удалым боем” названо:
а) рукопашная схватка +
б) ружейные залпы
в) орудийная перестрелка
4. Каков был финал боя в произведении “Бородино”:
а) стороны побили друг друга и разошлись
б) русские отступили +
в) русские погнали врага
5. Выберите год написания стихотворение “Три пальмы”:
а) 1834
б) 1828
в) 1838 +
6. В каком журнале впервые было опубликовано это стихотворение:
а) “Современник”
б) ”Отечественные записки” +
в) “Северные цветы”
7. В каком году было опубликовано стихотворение “Три пальмы”:
а) 1840
б) 1845
в) 1839 +
8. Назовите жанр стихотворения “Три пальмы”:
а) мадригал
б) баллада +
в) сонет
9. В каком году было написано стихотворение “Выхожу один я на дорогу”:
а) 1841 +
б) 1842
в) 1836
10. Это стихотворение было впервые опубликовано в:
а) 1843
б) 1841
в) 1842 +
11. Каков размер стихосложения?
И гордый демон не отстанет, Покажет образ совершенства
Пока живу я, от меня, И вдруг отнимет навсегда.
И ум мой озарять он станет И, дав предчувствие блаженства,
Лучом небесного огня. Не даст мне счастья никогда.
а) Ямб. +
б) Хорей.
в) Дактиль.
г) Амфибрахий.
д) Анапест.
12. Какая из данных характеристик общественной жизни точно передает особенности времени формирования Лермонтова-поэта?
а) Начало формирования демократических тенденций
б) Общественный подъем, рост национального самосознания, вызванный войной 1812г.
в) Идеи декабризма.
г) Спад социальной активности и рост пессимизма в общественных настроениях после разгрома восстания 14 декабря 1825г.+
13. Выберите год создания произведения “И скучно, и грустно…”:
а) 1842
б) 1840 +
в) 1850
14. Определите жанр стихотворения “И скучно, и грустно…”:
а) элегия +
б) мадригал
в) послание
15. В данное учебное заведение поступил Лермонтов в 1830 г.6
а) В Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров
б) В Московский университет
в) В Царскосельский лицей
г) В Петербургский университет+
16. Данное произведение сделало Лермонтова знаменитым:
а) «Парус»
б) «Герой нашего времени»
в) «Смерть поэта»+
г) «Маскарад»
17. Данный мотив является основной в творчестве поэта?
а) Усталость
б) Зависть
в) Свобода
г) Одиночество+
18. Что является кульминацией поэмы «Мцыри»?
а) Побег из монастыря
б) Встреча с молодой грузинкой
в) Бой с барсом+
г) Взятие в плен мальчика-горца
19. Лермонтова на дуэли убил:
а) Дантес
б) Мартынов +
в) Барант
20. Какова идея романа «Герой нашего времени»?
а) Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.+
б) Осуждение типической личности дворянского круга и породившей ее социальной среды.
Литературная викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова
Викторина по творчеству М. Ю. Лермонтова.
Где и когда родился Лермонтов?
Как звали русских писателей, учившихся вместе с Лермонтовым в Московском университете? ( В.Г. Белинский, А.И. Герцен,
Кому посвящены ранние юношеские стихи поэта?
Я не достоин, может быть,
Твоей любви, не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
( Наташе Ивановой, девушке удивительной красоты, дочери драматурга Ф.Ф. Иванова).
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоем!
( Варваре Александровне Лопухиной, она не была красавицей, но Лермонтов полюбил её).
Куда был сослан Лермонтов за сочинение стихотворения «Смерть поэта»?
( Был арестован и переведен служить в Нижегородский драгунский полк, который находился в Закавказье. Лермонтов принимал участие в войне с горцами).
Назовите первое опубликованное стихотворение. Каким псевдонимом оно было подписано?
(Стихотворение «Весна», напечатано в 1830 году в журнале «Антеней», за подписью « L »).
Как называлось первое изданное произведение, которое Лермонтов подписал своим именем? (Стихотворение «Бородино», напечатано в журнале «Современник» в 1830 году).
Кто автор памятника на месте трагической гибели Лермонтова на дуэли? (В 1881 году специальная комиссия определила примерное место дуэли поэта с Мартыновым в городе Пятигорске, на склоне горы Машук. В 1915 году здесь был установлен памятник – обелиск, автор – скульптор Б.М. Микешин).
Из каких произведений эти строки:
Заботой тайною хранима
Перед иконой золотой
Стоишь та, ветвь Ерусалима,
Святыни гордый часовой!
Тогда смиряется души моей тревога,
И счастья я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
(«Когда волнуется желтеющая нива»).
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю
(«Нет, не тебя так пылко я люблю…»)
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Кто сказал о Лермонтове: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого». (Ираклий Андронников, профессор, доктор филологических наук).
Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова.
1. В каких стихотворениях поэт использует одни и те же слова, обозначающие географическое название? («Утес», «На сервере диком…»: в пустыне).
В каких стихотворениях поэт использует однокоренные слова, обозначающие цвет? («Тучи», «Парус», «Утес»: «степью лазурною», « по лазури весело играя», «под ним струя светлей лазури…»).
Какой герой и кому «обещает полмира, а Францию себе»? («Воздушный корабль»: император – сыну).
В каком стихотворении щит от стрел и меча заколдован? («Пленный рыцарь»).
Какое стихотворение вам напоминает этот предмет? (Замок). («Узник»: «Дверь высокая с замком»).
В каком произведении кто и кому собирался подарить это предмет? (Образок). («Казачья колыбельная песня»: мать – сыну).
В каких стихотворениях встречается слово «Богатырь»? («Бородино»: «Богатыри – не вы»; «Казачья колыбельная песня»: «Богатырь ты будешь с виду…»).
В каком стихотворении герой носит треугольную шляпу? («Воздушный корабль»: император).
Что видит из окна пленный рыцарь? («Синее небо отсюда мне видно: // В небе играют все вольные птицы»).
Из какого произведения эти строки: «Он растерял в пылу сраженья // винтовку, шашку и бежит!» Кто это? («Беглец»: Гарун).
«Я солнцем любима, цвету для него и блистаю…» Кому принадлежат эти слова? («Листок»: чинара).
В каком стихотворении пять вопросительных предложений, расположены друг за другом? («Тучи»).
Назовите одно из самых главных желаний узника. («Я красавицу младую прежде сладко поцелую…»).
«У наших ушки на макушке…» У кого именно? Назовите стихотворение. («Бородино». Русские солдаты).
Какова была последняя просьба Калашникова? («Помолитесь сами в церкви Божей// Вы за душу грешную!»).
Что слышно за дверями узнику? («…звучно – мерным // Ходит в тишине ночной// Безответный часовой»).
Кого сравнивает Лермонтов с «толпой угрюмою»? (Свое поколение. «Дума»).
«И маршалы зова не слышат…» Почему не слышат? («Иные погибли в бою, // Другие ему изменили…». «Воздушный корабль»).
О чем поют райские птицы? («Поют они песни про славу морской царь-девицы». «Листок»).
«Ступай – достоин ты презрения». Кто и кому это говорит? (Гаруну – его друг. «Беглец»).
«Ахнул дерзкий – и упал!» Кто это? (Наполеон. «Два великана»).
«Мне грустно…» Почему? (Закончить строку). (!…Потому что я тебя люблю» «… потому что весело тебе»).
На кого роптали пальмы? («И стали три пальмы на Бога роптать…». «Три пальмы»).
В каких стихотворениях встречается слово «сон»? («Когда волнуется желтеющая нива…»: «И погружает мысль в какой – то смутный сон…»; «Выхожу один я на дорогу…»; «Но не тем холодным сном могилы…»).
Какой крест висел на груди Кирибеевича? («На груди его широкой висел медный крест// Со святыми мощами из Киева»).
Средства и приёмы художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, антитезы, градация и другие).
Какие мысли и чувства вызывает стихотворение?
Задание по теме «Лирика М. Ю. Лермонтова».
Прочитать следующие стихотворения М. Ю. Лермонтова:
«Тучи», «Парус», «Бородино», «Воздушный корабль», « Дума», «Листок», «Два великана», «Три пальмы», «Выхожу один я на дорогу…», « Поэт», «Кинжал», «Пророк».
Сделать анализ одного из стихотворений. ( По выбору.)
Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений (по выбору).
Опережающее задание по творчеству М. Ю. Лермонтова.
Прочитать роман «Герой нашего времени» и сделать анализ стихотворения. Подготовиться к зачёту.
В зачёт включить три вида работы:
Ответ на теоретический вопрос (конспект).
Анализ стихотворения (на выбор).
Чтение наизусть стихотворения или отрывка из романа. (Выразительное чтение по учебнику или хрестоматии.).
1. В чём сходство и различия в мироощущении Пушкина и Лермонтова?
3. Композиция и сюжет романа «Герой нашего времени».
4. Лирический герой в поэзии М. Ю. Лермонтова.
5. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова. Что нового внес Лермонтов в эту тему?
Составить кроссворд по произведениям М. Ю. Лермонтова.
Написать статью для «Литературной газеты» на тему «Мой Лермонтов».
Урок (2 часа) по теме
«Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова».
Цель и задачи урока:
Помочь студентам раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы.
Способствовать формированию ОК 1, 2, 3.
Воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: портрет поэта, учебники, тексты художественных произведений.
Методические приемы организации урока: повторение известных сведений о поэте, постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника, эвристическая беседа, чтение стихотворений, составление таблицы.
Знакомство с темой. Текущее повторение изученного в школе.
Вступительное слово преподавателя о поэте и эпохе, чтение сонета
Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил:
Но ты мечтал об ангельски
Ты демонски мятежное любил!
Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам
Ответа ждал от женщин и могил.
Но не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чём томилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на устах.
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах!
Оформление записей на доске и в тетради. Подготовка к восприятию нового материала.
— борьба и протест, символ борьбы – парус
неволя и узничество
скрытое лицо (маска)
— тема поэта и поэзии
Изучение темы. Чтение стихотворений. Эвристическая беседа.
После вступления, содержащего размышления у портрета и чтение брюсовского сонета, начинается рассказ о жизни Лермонтова, в который органически вписывается знакомство с его стихами и текстуальный анализ некоторых из них: «Три пальмы», «Пленный рыцарь», «На севере диком…». ( Стихотворения читают студенты.)
Картину детских впечатлений поэта рисуют стихотворения «Ужасная судьба отца и сына…»и «Ангел», написанные в 1831 году, в которых передаются воспоминания об отце, о песне матери. Трагические события, происходившие в детские годы, соединялись со светлыми и радостными впечатлениями. Читатель чувствует душевную тягу мятежного поэта к светлому, «ангельски прекрасному».
С юношеских лет начинается процесс формирования представлений будущего поэта о сущности поэзии, поиски поэтического идеала. В стихотворениях «Поэт» и «Нет, а не Байрон…» отразились романтические устремления юного Лермонтова.
Раннее произведение «Поэт» связано с одноименным пушкинским, начинающимся словами «Когда не требует поэта к священной жертве Аполлон…». В нём поэтическое вдохновение предстаёт в романтическом освещении, как чудесный порыв, возникающий в ответ на призыв неба. Художник в это время поднимается над всем земным и обыденным .
— Когда речь в нём идет не только о поэте, но и о художнике, Рафаэле? Приходим к выводу: поэтическое вдохновение всегда сродни вдохновению художника в широком смысле, то есть творца.
— Как выражен в стихотворении романтический настрой автора?
— Какие лексические средства помогают ему отразить романтические представления о художнике-творце и свободе творчества?
В стихотворении обилие возвышенной, эмоционально приподнятой лексики, которая выражает настроение свободного художника-творца, не связанного ни с какими обязательствами, диктуемыми окружающей действительностью. Творец не должен быть зависим от общества. Пока Лермонтову еще далеко до понимания назначения поэта, чей глас «Звучал, как колокол на башне вечевой, / Во дни торжеств и бед народных».
В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» Лермонтов на примере судьбы Байрона как бы предугадывает будущий конфликт поэта и личности с обществом:
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Ощущается и неизбежность своего раннего трагического конца:
Я начал раньше, кончу ране,
Мой ум немного совершит.
И вместе с тем он выражает уверенность в своём избранничестве:
Толпе мои расскажет думы?
Я – или Бог – или никто?
Интересен образ океана, с которым сравнивается таинственная душа поэта, гонимого миром. Он символизирует романтическое видение темы поэта и поэзии.
Любовная лирика посвящена Варваре Александровне Лопухиной и Наталье Федоровне Ивановне, к которым Лермонтов испытывал глубокие сердечные чувства.
Чтение студентами и обсуждение стихотворений: «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…».
Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…» было написано в 1841 году. Это последний год жизни поэта. Стихотворение обращено к молодой девушке, дальней родственнице Лермонтова Екатерине Быховец, которая напомнила ему Варвару Александровну Лопухину. Именно о Лопухиной и вел разговор поэт («Таинственным я занят разговором»).
Огонь очей, о котором говорится в последней строке, угас от горя, от разлуки, ибо Лопухина состояла в браке с нелюбимым человеком.
Какое настроение владеет лирическим героем и как оно передается в стихотворении?
Что вы понимаете под выражением «таинственный разговор» почему и для кого он таинственный?
Какие чувства он испытывает к адресату « таинственного разговора», «подруге юных дней»?
Приемы: сопоставление и противопоставление. Внешне собеседница напоминает поэту «подругу юных дней», но «таинственный разговор» ведется с женщиной, оставшейся в прошлом, которая пробуждала пылкие чувства, сейчас же он вспоминает лишь «прошлое страданье», погибшую молодость, видит воображение «уста немые»», «огонь угаснувших очей». Впечатление усиливается по контрасту с настоящей собеседницей, чья краса блистает, чьи глаза и уста живые.
4. Что объединяет и различает стихотворения в передаче любовного чувства, образов любящего и любимой?
Задание: сопоставить отдельные строки из «Трех пальм» и «И скучно, и грустно..».
В результате выделяются строки, содержащие практически одну и ту же мысль: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? / Без пользы в пустыне росли и цвели мы» («Три пальмы») и «Желанья! …Что пользы напрасно и вечно желать?» («И скучно и грустно»).
Образ пустыни у Лермонтова имеет символический, социально-философский смысл.
Ощущение одиночества, конфликт личности с окружающим обществом тесно связаны в поэзии Лермонтова с мотивами узничества, несвободы.
В стихотворении «Пленный рыцарь» выражено желание лирического героя – умереть. Почему? Попытаемся подойти к решению этого вопроса через анализ стихотворения.
Какие мысли и настроение владеют лирическим героем?
С помощью каких приемов они переданы (эпитеты, метафоры, антитеза)? Приведите конкретные примеры из текста.
Почему Пленному рыцарю и больно и стыдно?
Испытывает ли герой чувство вины?
В чем смысл заглавия стихотворения?
Беседа завершается событиями дуэли и смерти поэта. Студенты читают стихотворение «Сон», в котором поэт предугадал свою гибель.
Закрепление учебного материала.
Оформление в тетрадях обобщающей таблицы по творчеству Лермонтова. Самостоятельная работа со статьей учебника.
Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений.
Ответить на вопрос:
какие реалии жизни Лермонтова и окружающей его действительности отражены в этом стихотворении?