Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В середине XIX века появились сюиты, не имеющие связи со старинным жанром, составленные из музыки к театральным постановкам, операм и балетам, а в XX веке — и из музыки к кинофильмам.
СЮИ’ТА, ы, ж. [фр. suite] (муз.). Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла; первонач. произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, обычно танцевального характера. С. Баха. С. из оперы «Снегурочка».
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. муз. музыкальное произведение, состоящее из следующих друг за другом самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом или программой ◆ Я начал новое сочинение в форме сюиты. Форма эта мне чрезвычайно симпатична, так как нисколько не стесняет и не требует подчинения каким-ли[бо] традициям и правилам. Сюита эта будет из пяти частей, из коих последняя ― вариации. П. И. Чайковский, Письма к Н. Ф. фон-Мекк, 1884 г. (цитата из НКРЯ)
2. муз. музыкальная композиция, состоящая из музыки к опере, балету, кинофильму и т. п. ◆ В программе концерта ― сюиты из балетов Делиба «Коппелия» и «Сильвия», а также из балета Чайковского «Спящая красавица». «Афиша» (1997) // «Столица», 29 сентября 1997 г. (цитата из НКРЯ)
3. хореогр. композиция из нескольких танцев, объединённых общей темой
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: древо — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Литература : Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Инструментальное творчество Чайковского, П., 1922; его же, Музыкальная форма как процесс, кн. 1-2, М.-Л., 1930-47, Л., 1971; Яворский Б., Сюиты Баха для клавира, М.-Л., 1947; Друскин М., Клавирная музыка, Л., 1960; Ефименкова В., Танцевальные жанры. М., 1962; Попова Т., Сюита, М., 1963; Riemann H., Zur Geschichte der deutschen Suite, «SIMG», 1904/05, Bd 6; Nоrlind T., Zur Geschichte der Suite, «SIMG», 1905/06, Bd 7; Кinke1deу О., Orgel und Klavier in der Musik des XVI. Jahrhunderts. Ein Beitrag zur Geschichte der Instrumentalmusik, Lpz., 1910; его же, Dance tunes of the 15th century, «Ishan Library Papers», v. 1, 1959; Nef К., Geschichte der Sinfonie und Suite, Lpz., 1921 («Kleine Handbьcher der Musikgeschichte nach Gattungen», Bd 14); В1ume F., Studien zur Vorgeschichte der Orchestersuite im XV. und XVI. Jahrhundert, Lpz., 1925; Mьnniсh R., Die Suite, В., 1932 («Musikalische Formen in historischen Reihen», Bd IX), в обр. X. В. Шмидта, Wolfenbьttel, 1958; Reimann M., Untersuchungen zur Formgeschichte der franzцsischen Klavier-Suite, Regensburg, 1940 («Kцlner Beitrдge zur Musikforschung», Bd 3); Hoffmann-Erbrecht L., Deutsche und italienische Klaviermusik zur Bachzeit, Lpz., 1954 («Jenaer Beitrдge zur Musikforschung», Bd 1); Thibault G., La musique instrumentale au XVI siиcle, в кн.: Roland-Manuel, Histoire de la musique, v. 1, P., 1960; Beck H., Die Suite, Kцln, 1964 («Das Musikwerk», Bd XXVI); Starke D., Frobergers Suitensдtze, Mьnch., 1964 (Diss.).
И. Э. Манукян.
СЮИТА — (фр.). инструментальные пьесы, бывшие в употреблении в XVII столетии и состоявшие из ряда старинных танцев, расположенных в известном порядке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СЮИТА несколько… … Словарь иностранных слов русского языка
СЮИТА — СЮИТА, сюиты, жен. (франц. suite) (муз.). Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла; первонач. произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, обычно танцевального характера. Сюита… … Толковый словарь Ушакова
СЮИТА — (франц. suite букв. ряд, последовательность), инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей. От сонаты и симфонии сюиту отличает отсутствие строгой регламентации количества, характера и порядка частей … Большой Энциклопедический словарь
сюита — партита Словарь русских синонимов. сюита сущ., кол во синонимов: 1 • партита (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
СЮИТА — (французское suite, буквально последование, ряд), 1) разновидность циклических форм; ее части основаны на танцевальных и песенных жанрах, а их количество, порядок и характер относительно свободны. Сюиты разного вида существуют с 16 в., в том… … Современная энциклопедия
СЮИТА — СЮИТА, ы, жен. Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла. Восточная с. | прил. сюитный, ая, ое. С. цикл. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
СЮИТА — «СЮИТА», СССР, 1976. Лирическая комедия. Новелла в киноальманахе «В один прекрасный день». Герой новеллы спасатель на пляже. События, которые происходят на море, его не развлекают и не озадачивают. Под музыку Бизе он мечтает о своей Кармен, о… … Энциклопедия кино
Сюита — сочинение, состоящее из ряда старинных танцев, расположенныхв известном порядке. В старинную С. входили аллеманд, куранта,сарабанда, жига и другие танцы. Все эти танцы писались в простейшихформах и в одной тональности. Если в С. входили не одни… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Сюита — (французское suite, буквально последование, ряд), 1) разновидность циклических форм; ее части основаны на танцевальных и песенных жанрах, а их количество, порядок и характер относительно свободны. Сюиты разного вида существуют с 16 в., в том… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
СЮИТА — музыкальная композиция, чаще всего инструментальная; состоит из нескольких лаконичных и контрастирующих между собой пьес. Первоначально термин относился к циклу стилизованных танцев; позже стал обозначать также собрание фрагментов из оперы,… … Энциклопедия Кольера
Благодаря появлению новых музыкальных инструментов, стали развиваться инструментальные музыкальные жанры. И, прежде всего, это были танцевальные жанры. Люди много времени проводили на балах. Танцы по характеру были разные – веселые, подвижные, спокойные, торжественные и т.д. Благодаря разнохарактерным танцам, появился крупный музыкальный жанр – сюита.
Сюита – многочастное музыкальное произведение, в котором части построены по принципу контраста (если первая часть медленная, то вторая – быстрая, третья – медленная и т.д.).
В сюиту 16 века входило всего 2 танца. Первый танец назывался Павана.
По одной из версий этот танец придумали в городе Падуе (Италия).
Павана – это торжественный медленный танец.
Под музыку паваны происходили различные церемониальные шествия: въезды властей в город, проводы знатной невесты в церковь.
Второй танец в сюите назывался Гальярда.
Гальярда — старинный танец итальянского происхождения. По своему происхождению гальярда — народный танец, однако в 16 веке её стали танцевать и при дворе.
Т. о. сюита в 16 веке состояла всего из двух танцев. В таком виде сюита просуществовала до 17 века.
В 17 веке стали модными другие танцы и сюиты стали не двухчастные, а четырехчастные. Первый танец – аллеманда, неторопливый изящный танец.
Второй танец – куранта, подвижный танец.
Третий танец – сарабанда, самый медленный танец.
Четвертый танец – жига, быстрый активный танец.
Вершиной развития жанра сюита стал 18 век. В 18 веке 2 немецких композитора – И.С. Бах и Гендель особенно прославились в жанре сюита. Одна из особенностей сюиты 18 века – вставные пьесы нетанцевального характера между частями.
Таким примером может служить знаменитая «Шутка» Баха. Это не отдельное произведение, а часть одной из сюит Баха. Как раз это пример вставной пьесы нетанцевального характера.
Еще один пример – «Пассакалия» Генделя. Произведение, которое стало очень популярным. Существует множество переложений «Пассакалии».
Именно в 18 веке произошли самые большие изменения в строении сюиты. Количество частей в сюитах увеличилось, но не ограничивалось определенным количеством танцев, как в 16 веке – 2 части, или в 17 веке – 4 части.
Сюита по-прежнему состоит из контрастных частей, но танцевальность теперь не является обязательным признаком сюиты.
Теперь под сюиты не танцуют, их слушают. Итак, вот какие виды сюит появились в 19 веке:
СЮИТА — (фр.). инструментальные пьесы, бывшие в употреблении в XVII столетии и состоявшие из ряда старинных танцев, расположенных в известном порядке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СЮИТА несколько… … Словарь иностранных слов русского языка
СЮИТА — СЮИТА, сюиты, жен. (франц. suite) (муз.). Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла; первонач. произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, обычно танцевального характера. Сюита… … Толковый словарь Ушакова
СЮИТА — (франц. suite букв. ряд, последовательность), инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей. От сонаты и симфонии сюиту отличает отсутствие строгой регламентации количества, характера и порядка частей … Большой Энциклопедический словарь
сюита — партита Словарь русских синонимов. сюита сущ., кол во синонимов: 1 • партита (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
СЮИТА — (французское suite, буквально последование, ряд), 1) разновидность циклических форм; ее части основаны на танцевальных и песенных жанрах, а их количество, порядок и характер относительно свободны. Сюиты разного вида существуют с 16 в., в том… … Современная энциклопедия
СЮИТА — СЮИТА, ы, жен. Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла. Восточная с. | прил. сюитный, ая, ое. С. цикл. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
СЮИТА — «СЮИТА», СССР, 1976. Лирическая комедия. Новелла в киноальманахе «В один прекрасный день». Герой новеллы спасатель на пляже. События, которые происходят на море, его не развлекают и не озадачивают. Под музыку Бизе он мечтает о своей Кармен, о… … Энциклопедия кино
Сюита — сочинение, состоящее из ряда старинных танцев, расположенныхв известном порядке. В старинную С. входили аллеманд, куранта,сарабанда, жига и другие танцы. Все эти танцы писались в простейшихформах и в одной тональности. Если в С. входили не одни… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Сюита — (французское suite, буквально последование, ряд), 1) разновидность циклических форм; ее части основаны на танцевальных и песенных жанрах, а их количество, порядок и характер относительно свободны. Сюиты разного вида существуют с 16 в., в том… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
СЮИТА — музыкальная композиция, чаще всего инструментальная; состоит из нескольких лаконичных и контрастирующих между собой пьес. Первоначально термин относился к циклу стилизованных танцев; позже стал обозначать также собрание фрагментов из оперы,… … Энциклопедия Кольера
Что такое сюита, история сюиты
Музыка. Этот ценнейший вид искусства не случайно сравнивают с состоянием души, поскольку одна мелодия может вызвать щемящую печаль, а другая одарит радостью и приливом сил. Музыка окружала человека всегда: изначально он слышал её в пении птиц и даже в звуке ветра, а затем сам начал создавать музыкальные инструменты и сочинять различные мотивы. Впоследствии была изобретена нотная запись и появились первые композиторы, которые для выражения своих творческих идей постоянно совершенствовали различные музыкальные формы. Так возник удивительный жанр «сюиты», который и спустя пять столетий пленяет сегодняшних слушателей своей образной многоликостью и непредсказуемостью.
Историю сюиты и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Что такое сюита
Сюита. Исторически сложилось так, что данный жанровый термин представляет одну из разновидностей многочастных циклических форм инструментальной музыки. А кроме того этим словом, в переводе с французского обозначающего «последовательность», называют произведение, состоящее из нескольких композиционно самостоятельных частей, но объединённых единой художественной мыслью.
В настоящее время сюиты подразделяются на такие виды:
Танцевальная «старинная сюита». Изначально её основу составляла определённая последовательность, объединённых одной тональностью и написанных в простейших музыкальных формах, контрастных по характеру популярных танцев эпохи барокко: аллеманды, куранты, сарабанды, жиги. Впоследствии совершенствуясь, цикл обогатился не только другими танцевальными композициями, но пьесами иных инструментальных жанров. Одной из разновидностей «сюиты» является «партита». Самые известные на сегодняшний день «старинные сюиты» и «партиты» принадлежат перу великого Иоганна Себастьяна Баха.
Камерная «романтическая сюита». Данная циклическая форма не ограничивается определёнными рамками и представляет собой цикл разнохарактерных самостоятельных композиций, как правило, программного содержания. Данный вид «сюит», для которого характерна картинная изобразительность, а также связь с народным творчеством, наиболее ярко представлен в творчестве немецкого композитора Роберта Шумана.
Концертная «оркестровая сюита». Это циклическое симфоническое произведение, включающее в себя несколько самостоятельных частей и, как правило, имеющее программное содержание. Большую популярность получили «оркестровые сюиты», составленные из музыки к драматическим спектаклям, операм, балетам и кинофильмам.
Популярные сюиты
История сюиты
История «сюиты», как самостоятельного инструментального жанра, берёт своё начало в далёкую эпоху Возрождения, и необходимо заметить, что её появление связано с развивающимся в тот период искусством хореографии. В те переходные времена происходило заметное расслоение общества, которое ощутимо проявлялось не только в материальном положении, но и в культуре поведении и уровне образования. Данное различие стало проявляться и в танцах, ранее не имевших классовой разницы, но затем разделившихся на традиционные, то есть рождённые в народе и придворные постановочные, позволявшие богачам продемонстрировать свой высокий статус. Постепенно зарождалась хореография, которая помогала дамам и кавалерам овладевать умением изящно и благородно двигаться.
Во второй половине XVI века француз Эстьенн дю Тертр опубликовал такой парный танец и впервые назвал его «сюитой». Немного позднее к «паване» и «гильярде» композиторы стали добавлять третий, а затем и четвёртый танец, тем самым превращая цикл в четырёхчастный. В начале следующего столетия это музыкальное новшество проникло в Германию, Италию и Англию. Однако в тех странах композиторы изначально не сковывали себя строгими рамками, а потому включали и свободно варьировали в «сюите», самые разнообразные национальные танцевальные композиции, которые они творчески перерабатывали.
Необходимо отметить в то же время танцевальный цикл постепенно утрачивал своё бытовое назначение и перерождался в инструментальное произведение для музицирования. Интенсивно развиваясь, «сюита» к середине XVII века была окончательно смоделирована в творчестве немецкого композитора Иоганна Фробергера. Его четырёхчастный цикл, впоследствии признанный классическим, был сформирован из контрастных по характеру, ритму и темпу танцев: алеманды, куранты, сарабанды и жиги, следующих друг за другом в определённом порядке. Эти пьесы объединяло лишь то, что все они были написаны в одной тональности.
Одни из ранних, дошедших до нас оркестровых сюит, принадлежат перу немецкого композитора эпохи барокко Георгу Муффату, которые он создал, находясь под впечатлениями от произведений француза Жана-Батиста Люлли. Всё это говорит о том, что в то время «сюита», которую также именовали «Suite de danses», «Ordre» и «Partita», набирая всё большую популярность, продолжала интенсивно развиваться, и каждый композитор по своему подходил к составу входящих в неё номеров. Англичанин Генри Пёрселл частенько начинал свои «сюиты» с прелюдии, а француз Люлли с увертюры. Все ранние достижения в жанре «сюиты» воспринял и подытожил великий Иоганн Себастьян Бах . В его творчестве «сюита» достигла небывалого расцвета и подлинной вершины своего развития. Композитор, создавая многочисленные сюиты для клавира, скрипки, виолончели и различных инструментальных ансамблей, переосмыслил жанр, наполнил его глубоким и проникновенным чувством. Не отступая от прежних основ объединения танцевальных композиций, он видоизменил строй цикла и усовершенствовал его так, что поднял «сюиту» на уровень высочайшего искусства. Нельзя оставить без внимания, что весомый вклад в развитие «сюиты» то же самое время внёс немецкий, английский композитор Георг Фридрих Гендель . Его «сюиты» в нынешнее время так же знамениты, как и «сюиты» Баха.
Возрождение «сюиты» приходиться на первую половину XIX века. Эта цикличная форма вновь привлекает внимание композиторов, при этом наполняется новым содержанием, которое нередко бывает программным. Части в романтических «сюитах», количество которых свободно варьировалось, не имели обязательный танцевальный характер и не были связаны одной тональностью. Яркими образцами таких произведений являются «сюиты» Роберта Шумана , среди которых особое внимание необходимо уделить «Карнавалу», «Бабочкам», «Фантастическим пьесам» и «Детским сценам».
В XX веке композиторы тоже с увлечением работали в жанре «сюиты». Были созданы такие выдающиеся произведения, как балетные сюиты « Жар-птица » и «Петрушка» Игоря Стравинского, «Ромео и Джульетта», «Золушка» Сергея Прокофьева, «Гаянэ» Арама Хачатуряна. Немного позднее композиторы стали составлять сюиты из музыки к кинофильмам. Так появились сюиты Георгия Свиридова «Метель» и « Время, вперёд! », а также «Гамлет» Дмитрия Шостаковича.
Вспоминая сюиты созданные в XX веке нельзя оставить без внимания «Гоголь-сюиту» и «Сюиту в старинном стиле» Альфреда Шнитке, а кроме того выдающуюся «Кармен-сюиту» Родиона Щедрина, основанную на темах оперы Жоржа Бизе.
Интересные факты
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как называется цикл произведений объединенных одним названием сюита написать определение в тетрадь, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как называется цикл произведений объединенных одним названием сюита написать определение в тетрадь", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.